Просмотр содержимого документа
«Презентация. Историческая тема в искусстве. Творчество В.И.Сурикова»
Историческая тема в искусстве. Творчество Василия Ивановича Сурикова
« Исторический живописец должен быть сродни ученому. Ему надо досконально знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращается. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие на полотне.
Это совсем не легкая задача, если иметь в виду, что живописец, работающий в этом жанре, большей частью не имеет возможности основываться на личных впечатлениях от тех событий, фактов, людей, которых он изображает. От художника требуется не только талант, но и огромный упорный труд».
В.И.Суриков – один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи.
Каждая картина Сурикова – это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.
Утро стрелецкой казни
В этом полотне нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени.
В центре картины – стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю.
Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец. Этот человек не сломлен. В нем нет ни страха, ни смирения.
С ненавистью и внутренней убежденностью смотрит рыжий стрелец
на своего врага – царя.
А Петр словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом.
В пересечении их взглядов – непримиримость
столкнувшихся сил.
Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора,
обобщенно выражающая смысл исторической минуты –
«начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни» (А.С.Пушкин).
«Меншиков в Березове»
Суриков долго искал прообраз Меншикова.
И вот как-то, «раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков, рассказывает Суриков. – Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был математики Первой гимназии. В отставке. В первый раз не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый – совсем Меншиков». После этой работы появился мужской портрет.
Для того чтобы добиться большей убедительности исторического персонажа, художник изучил бюст Меншикова работа Б.К. Растрелли.
Огромные, невыразимо грустные глаза старшей дочери князя Марии притягивают внимание.
Она стала безвинной, безропотной жертвой крутого нрава своего отца, своего времени.
Мария не вынесла тяжести ссылки и через пол года умерла.
Сравните глубокие темные тона в одежде Марии и светлые золотистые в украшенной узорами юбке младшей дочери Александры. Она единственная не погружена в горькие думы, а увлеченно читает книгу. Обаятельный образ Александры создает ощущение уюта и спокойствия.
Картина рассказывает не только о семейной драме,
но и трагическом переломе истории после смерти Петра I .
«Боярыня Морозова»
Суриков вновь выбирает тему конфликта,
при котором главный герой погибает, не предав своих убеждений.
Слева от саней – недруги, равнодушные наблюдатели и сочувствующие горожане. Различно отношение к раскольнице:
здесь и злобно смеющийся поп в лисьей шубе и потрясенные бояре,
и мальчик-подросток.
Склонившаяся боярыня в золотистом платке и голубой шубке стала одним из проникновенных образов в картине. В нем воплотились идеалы женской красоты и поэтичности допетровского времени.
Среди сочувствующих лишь юродивый открыто отвечает двуперстием на призыв. В нем сильно горение веры, которое заставляет его забывать о физических страданиях.
« Я его на снегу писал… на снегу все пропитано светом… если бы я ад писал, то в огне позировать бы заставил бы и сам в огне сидел», говорил художник. «Ничего от себя, все с натуры» – таков был неизменный принцип творчества Сурикова. Отсюда подлинная жизненность и правда, которой отмечено в картине все. Начиная с характеров действующих лиц и кончая тончайшими бытовыми деталями.
В исторической картине всегда так или иначе просматривается авторская позиция. Не случайно раздумывающий над смыслом происходящего странник с посохом похож на самого автора.
Чтобы передать состояние многоликой толпы, раскрыть сложнейшие переживания людей, художнику понадобилась упорная четырехлетняя работа, в процессе которой постепенно, от эскиза к эскизу,
от наброска и натурных зарисовок к уточнению эскиза формировался окончательный вариант композиции.
Историческая картина не может родиться без трудоемкой подготовительной, поисковой работы.
Каждая деталь в картине –
явление не случайное,
чтобы достичь достоверности,
художник прибегает к натурным зарисовкам и наброскам, ищет прототипы для своих полотен в реальной жизни…