Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Пастозная живопись, Натюрморт цветы в вазе"»
Открытый урок по ИЗОбразительному искусству
Тема: Пастозная живопись, композиционный центр, движение; Натюрморт «цветы в вазе»
Выполнила учитель ГУ «Первомайская средняя школа отдела образования акимата Мендыкаринского района» Сокова Елена Юрьевна.
Ход урока:
1) Орг. часть в начале урока.
А) проверить наличие всех учащихся, отметить отсутствующих;
Б) ознакомить учащихся с темой, целью и задачами;
В) проверить домашнее задания: готовность к уроку.
Натюрморт - это прежде всего предметы, которые организованы тематически, связаны смысловым содержанием и несут в себе определенную идею.
«Натюрморт» - слово французкое в буквальном переводе означает “мертвая натура”.
3) Объяснение нового материала: Пастозная живопись - это всегда настроение, накал эмоций, яркость красок, энергичность мазка. В живописи пастозная техника, используется художниками для передачи на холсте самых ярких переживаний и эмоций. Пластичный и энергичный мазок позволяет художнику более ёмко раскрыть своё индивидуальное видение мира, передать свежесть и уникальность создаваемого образа. Именно техника пастозной живописи, позволяет автору в своих произведениях выразить темперамент и особую творческую энергетику.
Истоки пастозной живописи относят к XVII веку. Несмотря на обширное использование в живописи того времени лессировок, элементы пастозности можно втретить в произведениях Рембрандта Харменса ван Рейна. Критики писали о том, что портрет мастера можно поднять за ноc.
Техника пастозного письма используется в живописи для написания произведений в стиле импрессионизм и экспрессионизм, в жанрахнатюрморт,пейзаж, жанровая картина. Многие современные авторы используют в своих произведениях эту технику, для придания работе болшей экцентричности. Пастозная ( в переводе с ит. pastoso -тестообразный) техника - это техника напис ания картин выполненная плотным ,непросвечивающим , неразбавленным густым мазком краски, нанесённой на холст с помощью кисти или мастихина
Создавая композицию необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также называют "смысловым центром" или "зрительным центром" картины . Конечно, в сюжете не всё одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещённостью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами . Художники придумали множество вариантов композиционного построения картины, когда центр композиции смещается в любую сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет произведения. Этот приём хорошо использовать для передачи движения, динамики событий, быстрого развёртывания сюжета, как на картине В. Сурикова "Боярыня Морозова"
Картина Рембрандта "Возвращение блудного сына" - классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центра для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа.
Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине — выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием.
Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.
Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.
Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы, в которых основным является развитие действия во времени . Естественно, что когда мы говорим о передаче движения на плоскости, то подразумеваем его иллюзию.
Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.
Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.
Движение можно передать последовательным отображением некоторых моментов этого движения