kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к исследовательской работе по теме "Чеканка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является ярким дополнением к исследовательской работе "Чеканка". Основными видами народного декоративного искусства адыгов были: тиснение и аппликация по коже, художественное плетение циновок, художественная обработка дерева и металла, резьба по камню, вышивка "золотое шитьё", К числу основных видов народного декоративного искусства, которое развивается и сегодня следует отнести -художественную обработку металла. Данная презетация является полным дополнением к работе по теме "Чеканка"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе по теме "Чеканка"»

УЧЕНИКА 9 КЛАССА МКОУ « СОШ а. Псаучье – Дахе имени Героя России О.М.Карданова» АШУРОВА МАЛИКА

УЧЕНИКА 9 КЛАССА

МКОУ « СОШ а. Псаучье –

Дахе имени Героя России

О.М.Карданова»

АШУРОВА МАЛИКА

План работы.

План работы.

  • 1. Вступление.
  • 2. Обработка метала у адыгов.
  • Кузнечное ремесло.
  • Оружейное дело.
  • Ювелирное искусство.
  • Чеканка.
  • 3. Мастера обработки метала.
  • 4. Моя творческая работа.
  • 5. Заключение.
ВСТУПЛЕНИЕ.

ВСТУПЛЕНИЕ.

  • Причина выбора мной темы исследовательской работы «Народное декоративное искусство адыгов. Обработка метала. Чеканка» не случайна. Несколько поколений по маминой линии посвятили свою жизнь искусству. Мастером «золотые руки» был мой прадед. Моя бабушка художник, обучает детей рисованию более 30 лет. Мой дядя закончил Академию художеств в Санкт- Петербурге и стал ведущим мастером по витражам. Я люблю гостить у бабушки, каждый раз она знакомит меня с разными видами ремесел. Иногда мы просиживаем с ней за работой почти до самого утра. Может быть и моим призванием станет искус-ство.
  • Сегодня очень много говорят о национальных традициях, культуре народа, искусстве, но не многие знают свои националь-ные ремесла. И уж совсем не многие могут сделать, что-нибудь своими руками.
  • Народное искусство адыгов до сих пор мало изучено. Оно возникло в далеком прошлом, многие его художественные ремесла дошли до наших дней.
  • Основными видами народного декоративного искусства адыгов являются: художественная обработка дерева и метала, резьба по камню, вышивка «золотое шитье», тиснение и аппликация по коже, художественное плетение циновок…
  • К числу основных видов народного декоративного искусства, которое развивается и сегодня следует отнести: художественную обработку метала.
ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА.

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА.

  • КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО.
  • У всех народов мира кузнецы считались какими-то необычными, сверхъестественными существами, колдунами, чародеями и добрыми и злыми. В адыгском эпосе « Нарты» называется имя первого кузнеца- Дабеча, который мастерство и инструмент получил от своего божественного покровителя Тлепша. Он выковал нартским богатырям их непобедимое оружие. Почитание Тлепша сохраняется многие века. Весной ему молятся кузнецы на лемехе и топоре.
Что может быть прекраснее и загадочнее кузнечного горнила.

Что может быть прекраснее и загадочнее кузнечного горнила.

  • Традиционный кузнечный инструмент был не сложным. Он состоял из кувалды, молотка, щипцов, клещей, зубила и т.п. и изготовлялся самим мастером. Кузнецы создавали холодное и огнестрельное оружие, принадлежности седла, разнообразные сельскохозяйственные орудия, предметы обихода.
Особым видом кузнечных изделий, составляют штампы для таврения скота – тамга. В изготовлении штампов для таврения кузнецы вкладывали все свое умение. Одну из важнейших обязанностей кузнеца составляло обучение молодых мастеров, передача секретов мастерства из поколения в поколение. Нередко обработка металла была занятием семейным, переходящим  от деда к отцу, от отца к сыну. О наследственном  характере кузнечного ремесла свидетельствует происхождение родовых фамилий. Так фамилия Гуковых происходит от слова «гъук!э»- кузнец, Дышековы - от «дыщэк!» - ювелир, Гетегежевы – от  «джатэгъэж» -ковать меч и т. д.

Особым видом кузнечных изделий,

составляют штампы для таврения скота – тамга.

В изготовлении штампов для таврения кузнецы

вкладывали все свое умение. Одну из важнейших

обязанностей кузнеца составляло обучение

молодых мастеров, передача секретов мастерства

из поколения в поколение. Нередко обработка

металла была занятием семейным, переходящим

от деда к отцу, от отца к сыну. О наследственном

характере кузнечного ремесла свидетельствует

происхождение родовых фамилий. Так фамилия

Гуковых происходит от слова «гъук!э»- кузнец,

Дышековы - от «дыщэк!» - ювелир, Гетегежевы – от

«джатэгъэж» -ковать меч и т. д.

Обучение кузнечному ремеслу длилось около года. За это время мастер должен был передать ученику основы ремесла, научить его производству наиболее  типичных, распространенных изделий. Работали ученик и мастер по 14 – 16 часов в сутки. Вместо платы за обучение ученик должен был вести  различные работы по хозяйству в доме кузнеца. На время учебы он отдавался в полное распоряжение мастера и должен был беспрекословно ему пови-новаться. Обучение заканчивалось торжественным застольем. Мастер передавал ученику кузнечный инструмент. Этот обычай нес черты древнего ритуала.  Изделия кузнецов славились своей прочностью и изяществом. Они изготовлялись обычно из целых кусков металла и холодным способом.  Основные ремесленные приемы были известны всем мастерам, но наиболее опытные кузнецы имели свои секреты, которые они передавали лишь сыновьям или любимым ученикам.

Обучение кузнечному ремеслу длилось около года.

За это время мастер должен был передать ученику

основы ремесла, научить его производству наиболее

типичных, распространенных изделий.

Работали ученик и мастер по 14 – 16 часов в сутки.

Вместо платы за обучение ученик должен был вести

различные работы по хозяйству в доме кузнеца.

На время учебы он отдавался в полное распоряжение

мастера и должен был беспрекословно ему

пови-новаться. Обучение заканчивалось

торжественным застольем. Мастер передавал

ученику кузнечный инструмент. Этот обычай нес

черты древнего ритуала.

Изделия кузнецов славились своей прочностью и

изяществом. Они изготовлялись обычно из целых

кусков металла и холодным способом.

Основные ремесленные приемы были известны всем

мастерам, но наиболее опытные кузнецы имели свои

секреты, которые они передавали лишь сыновьям или

любимым ученикам.

ЗНАКОМТИСЬ! В условиях современного быта используются лишь немногие из предметов традиционного  обихода кузнецов. Изменились и наборы изделий, и сам облик кузнеца, однако и сегодня в селениях  есть мастера, владеющие старинными приемами металлообработки. Среди них хочется назвать Бесчокова Далыма.  Бесчоков Далым мастер кузнечного ремесла.  Житель Адыгеи.

ЗНАКОМТИСЬ!

  • В условиях современного быта используются

лишь немногие из предметов традиционного

обихода кузнецов. Изменились и наборы изделий,

и сам облик кузнеца, однако и сегодня в селениях

есть мастера, владеющие старинными приемами металлообработки. Среди них хочется назвать

Бесчокова Далыма.

Бесчоков Далым мастер кузнечного ремесла.

Житель Адыгеи.

Посмотрите на эти руки кузнеца.

Посмотрите на эти руки кузнеца.

ОРУЖЕЙНОЕ ДЕЛО. Широко известной областью черкесского традиционного искусства, в котором сливалось творчество кузнецов и ювелиров, было оружейное дело. «Черкес без оружия, что птица без крыльев» гласит  старинная мудрость.  Представим себе воина давнего времени в доспехах. Это – шлем на голове, кольчуга на теле, на руках налокотники, на ногах наколенники, на поясе сабля, кинжал, в руках щит, копье. При этом ему надо было делать быстрые движения. Мастера доводили вес снаряжения до минимума, при этом сохраняя его прочность. Адыги умели делать особые сплавы « ЖЫР»,  что составляло профессиональную тайну посвященных.

ОРУЖЕЙНОЕ ДЕЛО.

  • Широко известной областью черкесского
  • традиционного искусства, в котором сливалось
  • творчество кузнецов и ювелиров, было оружейное дело.
  • «Черкес без оружия, что птица без крыльев» гласит
  • старинная мудрость.
  • Представим себе воина давнего времени в доспехах.
  • Это – шлем на голове, кольчуга на теле, на руках
  • налокотники, на ногах наколенники, на поясе сабля,
  • кинжал, в руках щит, копье. При этом ему надо было
  • делать быстрые движения. Мастера доводили вес
  • снаряжения до минимума, при этом сохраняя его
  • прочность.

Адыги умели делать особые сплавы « ЖЫР»,

что составляло профессиональную

тайну посвященных.

Адыгские мастера издревле знали тайны прочных и легких сталей. При выплавке руды обычно использовали содержащий кремний песок.  Оружие мастеров средневековья и мастеров 19 в.  поражает вкусом оформления, тонкостью и разнообразием декора.  Изделия оружейников получили высокую оценку далеко за пределами Родины.

Адыгские мастера издревле знали тайны прочных

и легких сталей. При выплавке руды обычно

использовали содержащий кремний песок.

Оружие мастеров средневековья и мастеров 19 в.

поражает вкусом оформления, тонкостью и

разнообразием декора.

Изделия оружейников получили высокую оценку

далеко за пределами Родины.

Огнестрельное оружие черкеса

Огнестрельное оружие черкеса

АСЯ ЕУТЫХ.

АСЯ ЕУТЫХ.

  • Былую славу адыгских мастеров
  • оружейников и ювелиров возрождает
  • адыгейская художница АСЯ ЕУТЫХ.
АСЯ ЕУТЫХ родилась и выросла в Адыгее, где сама земля хранит воспоминания о памятниках прошлого.  В ее роду почти все мужчины были оружейниками; бабушка, известная сказительница, знала наизусть  весь нартский эпос. Окружавшая Асю с детства древняя культура Северного Кавказа, определила направление ее творчества. Она изучает археологическое наследие  и историю своего народа, много путешествует, отучившись в двух художественных ВУЗах и получив общее академическое образование, проходит специализацию в Махачкале у знаменитого мастера по серебру Курбанали Магомедова. Интересы художницы простираются от позднего Средневековья  к раннему, от античности к скифам и меотам и далее к майкопской культуре.  Разнообразны и техники, которыми Еутых виртуозно владеет: филигрань, зернь, инкрустация, чернение, литье,  ковка, гравировка по серебру, золочение, торевтика.  Работы адыгейского мастера часто экспонируются в России и за рубежом.

АСЯ ЕУТЫХ родилась и выросла в Адыгее, где сама

земля хранит воспоминания о памятниках прошлого.

В ее роду почти все мужчины были оружейниками;

бабушка, известная сказительница, знала наизусть

весь нартский эпос. Окружавшая Асю с детства

древняя культура Северного Кавказа, определила

направление ее творчества.

Она изучает археологическое наследие

и историю своего народа, много путешествует,

отучившись в двух художественных ВУЗах и получив

общее академическое образование, проходит

специализацию в Махачкале у знаменитого мастера

по серебру Курбанали Магомедова. Интересы

художницы простираются от позднего Средневековья

к раннему, от античности к скифам и меотам и

далее к майкопской культуре.

Разнообразны и техники, которыми Еутых виртуозно

владеет: филигрань, зернь, инкрустация, чернение, литье,

ковка, гравировка по серебру, золочение, торевтика.

Работы адыгейского мастера часто экспонируются в

России и за рубежом.

Вставка изображения ритона

Вставка изображения ритона

  • Ритон « Великий источник»
  • Ритон – ритуальный сосуд для питья, известный с начала 1 тыс. до н.э. , использовали его только цари и царское окружение. Кир Великий и Александр Македонский после побед возносили хвалу богам, держа в руке ритон с вином.
Вставки с работами Аси Еутых

Вставки с работами Аси Еутых

  • Менее широкое распространение, чем кузнечное,
  • оружейное и ювелирное дело, имели в Черкессии
  • другие виды металлообработки.
  • Среди них выделялось медночеканное ремесло.
ЧЕКАНКА.

ЧЕКАНКА.

  • Чеканка очень древний вид искусства. На Руси он достиг очень высокого уровня еще в домотольские времена. Многие народы занимаются этим видом ремесла, но славу искусству чеканки принесли мастера из Дагестанского селения Кубачи, куда и сегодня приезжают художники учиться мастерству.
Технология чеканки.

Технология чеканки.

  • Для производства чеканки из листа прежде всего подготовляют рисунок, выполненный на бумаге в натуральную величину (шаблон) в линейной (контурной) манере, без теней и с небольшими полями для приклеивания его на металл.
  • Для выполнения рисунка на предмете делают его развертку на бумаге: целиком — для простых форм, имеющих один радиус кривизны (конус, цилиндр), на которые бумага легко накладывается, или по частям — для шарообразных и сложно профилированных форм, имеющих несколько радиусов кривизны. На таких изделиях наложение и совмещение рисунка, выполненного на плоском листе бумаги, со сложно профилированной поверхностью изделия могут быть (условно) достигнуты только на небольших участках формы с большей или меньшей степенью деформации бумаги. Такие изделия предварительно размечают и рисунок переводят на них по частям (т. е. фрагментарно).
Исходя из размера и конфигурации рисунка от листового металла ножницами отрезают  прямоугольную бляшку с таким расчетом, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и еще вокруг оставался небольшой свободный край шириной 30—40 мм. Этот край необходим для более прочного удержания бляшки на смоле в процессе чеканки, особенно  при выколотке высокого рельефа близко от краев.  При чеканке у самого края бляшка обычно отскакивает от смолы (особенно от твердой) и  ее приходится вновь насмаливать. Отрезанную по размеру бляшку деревянным молотком выравнивают на плите и плоскогубцами  слегка загибают края и углы. Подготовленная таким образом листовая заготовка прочнее держится на смоле. Благодаря насмолке бляшка прочно фиксируется,  что необходимо при работе. Кроме того, отпечаток от удара чеканом получается четким и определенным.

Исходя из размера и конфигурации рисунка от

листового металла ножницами отрезают

прямоугольную бляшку с таким расчетом,

чтобы на ней свободно размещался весь

рисунок и еще вокруг оставался небольшой

свободный край шириной 30—40 мм. Этот край

необходим для более прочного удержания

бляшки на смоле в процессе чеканки, особенно

при выколотке высокого рельефа близко от краев.

При чеканке у самого края бляшка обычно

отскакивает от смолы (особенно от твердой) и

ее приходится вновь насмаливать.

Отрезанную по размеру бляшку деревянным

молотком выравнивают на плите и плоскогубцами

слегка загибают края и углы. Подготовленная таким

образом листовая заготовка прочнее держится на

смоле. Благодаря насмолке бляшка прочно фиксируется,

что необходимо при работе. Кроме того, отпечаток

от удара чеканом получается четким и определенным.

Для насмолки плоских чеканок применяются специальные доски или ящики, дно которые делают из теса толщиной 20—30 мм. Из более тонких планок со всех четырех сторон прибивают невысокие борта, образующие неглубокий ящик. Его до краев заполняют заранее сваренной и разогретой смолой, которой дают остыть и затвердеть. Размеры ящика должны немного превышать размеры бляшки, так чтобы от края бляшки до стенок ящика оставалось свободное поле смолы (не меньше 20—30 мм).Глубина ящика также должна соответствовать высоте рельефа. Чем выше рельеф, тем глубже должен быть ящик. Затем паяльной лампой или пламенем газовой горелки разогревают верхний слой смолы, слегка размешивая и разравнивая его при этом скребком. Когда верхний слой смолы хорошо разогревается, на него укладывают бляшку, следя за тем, чтобы она разместила одинаковом расстоянии от краев ящика и не утонула глубоко в смоле. Кроме того, очень важно, чтобы под бляшку не попал воздух и она присмолилась бывсей плоскостью. Затем ей дают остыть.

Для насмолки плоских чеканок применяются специальные доски или ящики, дно которые делают из теса толщиной 20—30 мм. Из более тонких планок со всех четырех сторон прибивают невысокие борта, образующие неглубокий ящик. Его до краев заполняют заранее сваренной и разогретой смолой, которой дают остыть и затвердеть.

Размеры ящика должны немного превышать размеры бляшки, так чтобы от края бляшки до стенок ящика оставалось свободное поле смолы (не меньше 20—30 мм).Глубина ящика также должна соответствовать высоте рельефа. Чем выше рельеф, тем глубже должен быть ящик. Затем паяльной лампой или пламенем газовой горелки разогревают верхний слой смолы, слегка размешивая и разравнивая его при этом скребком. Когда верхний слой смолы хорошо разогревается, на него укладывают бляшку, следя за тем, чтобы она разместила одинаковом расстоянии от краев ящика и не утонула глубоко в смоле. Кроме того, очень важно, чтобы под бляшку не попал воздух и она присмолилась бывсей плоскостью. Затем ей дают остыть.

Объемные формы В качестве опоры для объемных чеканок употребляют специальные котелки, выдавленные в форме полушараияиз листовой стали и заполненные предварительно разогретой смолой немного выше края (горкой).

Объемные формы

В качестве опоры для объемных чеканок употребляют специальные котелки, выдавленные в форме полушараияиз листовой стали и заполненные предварительно разогретой

смолой немного выше края (горкой).

На таком котелке, пока смола не совсем застыла, но уже загустела, приготовляют место для обрабатываемого изделия. Для этого горячую и еще вязкую смолу покрывают мокрой бумагой или тряпкой, а сверху кладут подлежащий чеканке объемный предмет, наполненный смолой, и слегка вдавливают его в смолу. Тряпка или бумага не дают смоле прилипнуть к предмету, и на котелке образуется углубление (отпечаток), точно соответствующее его конфигурации. В таком углублении предмет хорошо и прочно удерживается   в процессе чеканки, легко снимается, не пачкается о смолу. Под котелок при чеканке подкладывается специальная подставка в форме кольца, сделанная из резины или свернутая из обрезков приводных ремней. На насмоленную бляшку переводят заготовленный рисунок. Для этого металлическую поверхность слегка покрывают акварельными белилами и через копировальную бумагу переводят рисунок. Готовый рисунок на металле покрывают нитролаком, чтобы он не стирался при работе. Однако рисунок, переведенный через копирку, все же малопрочен, и при чеканке ответственных работ (больших многофигурных композиций, портретов и т. п.) лучше применять старый испытанный прием — канфарение .

Конферение

Конферение

  • . рисунок прикрепляют к металлу посредством пластилина или воска или наклеивают мыльным раствором, а затем канфарником пробивают рисунок по контурам рядами точек, образующих пунктирные линии, хорошо заметные после снятия бумаги.
  • Канфарить надо легко, но уверенно, так, чтобы каждая точка от удара канфарника была бы хорошо заметна, но не пробивала бы металл глубоко. Излишне глубокое канфарение почти невозможно вывести в процессе последующей чеканки, а ее следы не всегда желательны на готовом изделии. Мелкий рисунок канфарят острым чеканом, набивая точки часто (близко друг к другу). Крупный рисунок наносят тупым канфарником, редким пунктиром. Рисунок после умелого, аккуратного канфарения сохраняется и может быть использован повторно.
  • Чеканку обычно начинают с обводки или расходки скан-фаренного рисунка. Выбрав соответствующий по ширине обводной чекан —расходник, им проходят по всем линиям рисунка, соединяя точки канфарника в одну сплошную линию и углубляя все контуры. Для мелких ювелирных работ употребляют расходники острые, дающие четкие узкие штрихи, для крупных чеканок, наоборот, — тупые, широкие расходники. При очень больших работах обводку делают иногда даже не расходником, а бобошииком, причем для еще большей ширины расходки бобошник ставят поперек и проводят линии его широкой стороной. После расходки рисунок станрвится хорошо видным и с лицевой, и с оборотной сторон.
  • Следующей операцией является опускание фона вокруг рисунка при помощи более или менее плоских чеканов (лощатников), которыми «выводится расходка». Для этого чекан держат несколько наклонно в сторону рисунка, и, сохраняя стенку, образованную расходником со стороны рисунка, выравнивают (осаживают) противоположную, обращенную к фону. Опусканием фона добиваются выявления рельефа. Рисунок начинает ясно выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном.
  • Этим заканчивается первый этап чеканки. Металлическая пластина к этому времени уже успевает нагартоваться и требует для дальнейшей  обработки отжига (рекристаллизации).
  • Для проведения отжига чеканку снимают со смолы, нагревая ее паяльной лампой. Захватив пластину клещами за край, ее нагревают до темно-красного каления. В процессе нагрева металл отжигается и вновь приобретает вязкость и пластичность. В то же время смола с оборотной стороны выгорает и оставшаяся пыль легко удаляется крацовкой, отбелкой и промывкой. Заготовка становится совершенно чистой и после просушки вновь поступает на дальнейшую обработку .
  • Выколотка рельефа заключается в дальнейшем подъеме рельефа (если это предусмотрено рисунком). Рельеф выколачивают с оборотной стороны на резине или мешках с песком. При этом стремятся приподнять рельеф возможно точнее, в соответствии с рисунком. Выколотку ведут различными чеканами (при мелкой обработке ) или просто обратной стороной молотка (при крупных чеканках). Иногда подъем делают выше, чем следует, с некоторым запасом, с расчетом на последующую доработку на смоле.
  • Необходимую четкость рельефа при выколотке без смолы получить невозможно, но эта задача и не ставится. Четкость достигается позднее, при окончательной чеканке на смоле. При выколотке рельефа важно, чтобы металл тянулся эластично и не рвался. Кроме того, при выколотке необходимо правильно установить основные соотношения в планах рельефа и определить их высоты. При ответственных работах (например, при портретной чеканке) все время следят за тем, чтобы не сбить рисунок. Отдельные участки рельефа, которые должны быть наиболее резкими и четкими (острые углы, грани и т. п.), выколачивают на деревянной доске или на листовом свинце. Все участки фона выравнивают и устанавливают так, чтобы они лежали в одной плоскости. Это достигается их простукиванием лощатниками на стальной, чугунной или мраморной плите. После выколотки рельефа и выравнивания фона пластину вновь отжигают, отбеливают, промывают и высушивают для вторичной насмолки и окончательной доработки на смоле.
  • Вторичная насмолка производится так же, как и первая, с той лишь разницей, что теперь предварительно всю полость рельефа заполняют расплавленной смолой и только после ее остывания и твердения чеканку насмаливают на ящик. Если в процессе насмолки на лицевую поверхность рельефа попала смола, то ее смывают тряпкой, намоченной в керосине, и насухо протирают. Окончательная прочеканка рельефа заключается в детальной проработке всех форм, выявлении их характерных особенностей и в то же время в соподчинении деталей главному, в создании общего цельного впечатления от всего рельефа.
  • Большую роль в окончательной отделке игрист фактура чеканных поверхностей: сочетание гладких, кованых н матовых (шероховатых) элементов рельефа помогает при незначительных разностях в высотах рельефа получать большой декоративный эффект. Значительно обогащает чеканку применение различных рисунчатых чеканов, придающих отдельным участкам рельефа полосатую, решетчатую, ямчатую или ячеистую фактуру. Заканчивая работу, вновь применяют расходник (иногда острый). Едва уловимые штрихи или рассечки, нанесенные им, подчеркивают ту или иную форму.
  • Большое внимание уделяют отделке фона —его делают то гладким, кованым, то матовым, пестрым и рисунчатым. Иногда его канфарят, а иногда совсем просекают (на тонком листе) или выпиливают лобзиком (на более толстом). Просечку фона осуществляют, не снимая работу со смолы, после ее полной и окончательной доработки. Для просечки применяют специальные сечки и мелкие зубильца с прямым и полукруглым (серповидным) рабочим концом, остро заточенные. Пропиловку делают лобзиком после снятия со смолы и отжига для удаления остатков смолы на оборотной стороне чеканки, которая мешает пропиловке. После просечки или пропиловки заусенцы опиливают надфилями различных профилей. При окончательной отделке пользуются разнообразными чеканами.
Начальные стадии чеканки на объеме (канфарение и рас-ходку рисунка) производят так же, как и на плоскости. Иначе обстоит дело с выколоткой рельефа. Обычными чеканами поднять рельеф на объемной форме не удается, и работу ведут крюками или трещотками. Исключение составляют очень большие вазы и другие объемные формы, где в полости самой формы оказывается достаточно пространства не только для того, чтобы поставить чекан, но и чтобы размахнуться молотком. Крюками работают следующим образом: объемный предмет укладывают на верстаке, подложив под него мешок с песком или резину. Затем, поставив боевой конец крюка в полости формы на участок рельефа, подлежащий выколотке, ударяют молотком по штанге крюка и таким путем приподнимают тот или иной элемент рисунка. Повторяя операцию многократно и каждый раз передвигая бой крюка по внутренней поверхности объемной формы, постепенно выколачивают весь рельеф до желаемой высоты.
  • Начальные стадии чеканки на объеме (канфарение и рас-ходку рисунка) производят так же, как и на плоскости. Иначе обстоит дело с выколоткой рельефа. Обычными чеканами поднять рельеф на объемной форме не удается, и работу ведут крюками или трещотками. Исключение составляют очень большие вазы и другие объемные формы, где в полости самой формы оказывается достаточно пространства не только для того, чтобы поставить чекан, но и чтобы размахнуться молотком.
  • Крюками работают следующим образом: объемный предмет укладывают на верстаке, подложив под него мешок с песком или резину. Затем, поставив боевой конец крюка в полости формы на участок рельефа, подлежащий выколотке, ударяют молотком по штанге крюка и таким путем приподнимают тот или иной элемент рисунка. Повторяя операцию многократно и каждый раз передвигая бой крюка по внутренней поверхности объемной формы, постепенно выколачивают весь рельеф до желаемой высоты.
ОН ЖИВЕТ СРЕДИ НАС.

ОН ЖИВЕТ СРЕДИ НАС.

Кедакоев  Газраил Рамазанович

Кедакоев Газраил Рамазанович

  • Учитель физик, отдавший обучению и воспитанию детей 50 лет.
  • Житель аула Псаучье – Дахе,
  • все свое свободное время посвящает любимому ремеслу.
Работы  Газраиля Рамазановича    ТАНЕЦ С БАРАБАНОМ. ЧЕКАНКА.

Работы Газраиля Рамазановича

ТАНЕЦ С БАРАБАНОМ. ЧЕКАНКА.

Кедакоев Газраил Рамазанович учитель моей мамы и мастер , который обучил ремеслу чеканки моего дядю, обладает энциклопедическими знаниями. Нет вопроса на который Газраил Рамазанович не мог бы ответить.
  • Кедакоев Газраил Рамазанович учитель моей мамы и мастер , который обучил ремеслу чеканки моего дядю, обладает энциклопедическими знаниями. Нет вопроса на который Газраил Рамазанович не мог бы ответить.
Идет работа  над композицией по адыгскому эпосу «Нарты»

Идет работа над композицией по адыгскому эпосу «Нарты»

Герой эпоса Сосруко.  Работа не закончена, но уже представляет всю красоту замысла художника

Герой эпоса Сосруко.

Работа не закончена, но уже представляет всю красоту замысла художника

Работы  начинающихучеников

Работы начинающихучеников

Но самое главное, что практическая работа позволила мне приобщится к удивительному ремеслу ЧЕКАНКИ и познакомится с человеком: учителем и мастером Кедакоевым Газраилом Рамазановичем.  Что у меня получилось, я сегодня выношу на ваш суд.
  • Но самое главное, что практическая работа позволила мне приобщится к удивительному ремеслу ЧЕКАНКИ и познакомится с человеком: учителем и мастером Кедакоевым Газраилом Рамазановичем.
  • Что у меня получилось, я сегодня выношу на ваш суд.
Композиция и сюжет моей работы очень прост. « Птица Говорун» из любимого мультика. Самое трудное это было найти материал, маленькую пластину листовой меди.  Постаралась бабушка и она же привела меня к мастеру.  Рисунок я сделал быстро. Показал мастеру. Ему понравилось. После этого с помощью копировальной бумаги рисунок переводиться на материал. Но такой рисунок не надежный. Необходимо пробить рисунок по контуру  с помощью чекана – конферника. Сам прием называется КОНФЕРЕНИЕ. Ударять молотком по конфернику надо очень осторожно, так чтобы не пробить материал.  С технической точки зрению процесс ЧЕКАНКИ прост: на тонкий лист металла поставляется специальный инструмент – ЧЕКАН -, по которому сверху ударяют молотком. В результате на тонком листе металла образуются различные по величине и характеру вмятины. И только во время работы ты начинаешь понимать, где следует утопить, а где приподнять рельеф рисунка.

Композиция и сюжет моей работы очень прост. « Птица Говорун» из

любимого мультика. Самое трудное это было найти материал,

маленькую пластину листовой меди.

Постаралась бабушка и она же привела меня к мастеру.

Рисунок я сделал быстро. Показал мастеру. Ему понравилось.

После этого с помощью копировальной бумаги рисунок

переводиться на материал.

Но такой рисунок не надежный. Необходимо пробить рисунок по контуру

с помощью чекана – конферника.

Сам прием называется КОНФЕРЕНИЕ.

Ударять молотком по конфернику надо очень осторожно, так чтобы

не пробить материал.

С технической точки зрению процесс ЧЕКАНКИ прост: на тонкий лист

металла поставляется специальный инструмент – ЧЕКАН -, по которому сверху

ударяют молотком. В результате на тонком листе металла образуются различные

по величине и характеру вмятины. И только во время работы ты начинаешь

понимать, где следует утопить, а где приподнять рельеф рисунка.

Это делается с помощью простого инструмента-чеканов. Чеканы представляют собой стальные стержни толщиной 6-8 мм и длиной 120-180мм, но их требуется много. Обычно мастер имеет несколько десятков чеканов, бой которых оставляет  разный след. В зависимости от формыбоя различают следующие группы чеканов: конфорники, расходники, лощатники,  пурошники, рисунчатые. Для работы нужен еще и молоток и не один, а еще и слесарные инструменты и конечно же паяльная лампа. О технологии чеканки можно  прочитать очень много, но только мастер сможет научит тебя этому ремеслу.  Я думаю, что мой первый опыт не останется  последним, так как мне очень хочется продолжить  обучение этому удивительному ремеслу.

Это делается с помощью простого инструмента-чеканов.

Чеканы представляют собой стальные стержни

толщиной 6-8 мм и длиной 120-180мм, но

их требуется много. Обычно мастер имеет

несколько десятков чеканов, бой которых оставляет

разный след. В зависимости от формыбоя различают следующие

группы чеканов: конфорники, расходники, лощатники,

пурошники, рисунчатые. Для работы нужен еще и молоток и

не один, а еще и слесарные инструменты и конечно же паяльная лампа.

О технологии чеканки можно

прочитать очень много, но только мастер сможет научит тебя этому ремеслу.

Я думаю, что мой первый опыт не останется

последним, так как мне очень хочется продолжить

обучение этому удивительному ремеслу.

Работая над своей темой « Народное декоративное искусство адыгов. Обработка металла. Чеканка» я очень много прочитал. Познакомился с книгой Мальбахова Б. Х. « Кабардинское народное декоративное искусство». Автор книги – профессор искусствоведения много лет собирал и изучал памятники народного искусства, что позволило ему хорошо проиллюстрировать книгу. Прочитав эту книгу я понял, как важно знать и сохранять искусство своего народа.  ИНТЕРНЕТ позволил мне узнать, что делают молодые художники адыги чтобы сохранить и приумножить славу мастеров- адыгов. Меня пора-зили работы адыгейской художницы Аси Еутых, а особенно ее работа « Древо Жизни».  Листая страницы журнала « ПСЫНЭ» я увидел и узнал о людях, которые посвятили свою жизни искусству кузнеца, оружейнка, ювелира.
  • Работая над своей темой « Народное декоративное искусство адыгов. Обработка металла. Чеканка» я очень много прочитал. Познакомился с книгой Мальбахова Б. Х. « Кабардинское народное декоративное искусство». Автор книги – профессор искусствоведения много лет собирал и изучал памятники народного искусства, что позволило ему хорошо проиллюстрировать книгу. Прочитав эту книгу я понял, как важно знать и сохранять искусство своего народа.
  • ИНТЕРНЕТ позволил мне узнать, что делают молодые художники адыги чтобы сохранить и приумножить славу мастеров- адыгов. Меня пора-зили работы адыгейской художницы Аси Еутых, а особенно ее работа « Древо Жизни».
  • Листая страницы журнала « ПСЫНЭ» я увидел и узнал о людях, которые посвятили свою жизни искусству кузнеца, оружейнка, ювелира.

  • 1. Б.Х. Мальбахов. « Кабардинское народное декоративное искусство». 1984г. Нальчик.
  • 2. « Псынэ». Литературно- художественный журнал №3 2008 и №8 2009


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Презентация к исследовательской работе по теме "Чеканка"

Автор: Охтова Елизавета Биляловна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276445

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Индустриальные технологии. Тематическое планирование 7 класс .ФГОС "
    ["seo_title"] => string(73) "industrial-nyie-tiekhnologhii-tiematichieskoie-planirovaniie-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130244"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415865920"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства