Тема “ Оценка планируемых результатов по изобразительному искусству в начальной школе”
Слайд № 1
Итоговая оценка достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов по изобразительному искусству имеет ряд особенностей, вытекающих из общих подходов к системе оценивания достижений требований стандарта.
Слайд № 2
Итоговая оценка проводится в соответствии с планируемыми результатами, представленных в блоке “Выпускник научиться” по всем содержательным линиям курса изобразительного искусства:
- Восприятие искусства и виды художественной деятельности;
- Азбука искусства. Как говорит искусство?
- Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Слайд № 3
Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку, обобщенно представляют основное содержание курса изобразительного искусства для начальной школы, обеспечивая целостность охвата различных разделов курса. Их достижения свидетельствуют:
о приобретении выпускниками начальной школы опыта эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, выражающегося в оценке произведений искусства, выборе тем и сюжетов для собственной художественно – творческой деятельности, демонстрации личностного отношения к изображаемому;
о сформированности основ художественной культуры, эстетического отношения к изображаемому;
о приобретении опыта художественно – творческой деятельности, проявляющегося в процессе восприятия и интерпретации произведений изобразительного искусства, в собственной продуктивной художественно – творческой деятельности;
об освоении основ языка изобразительного искусства, понимании роли изобразительного искусства в жизни человека и общества, значимых тем искусства;
о получении элементарных навыков художественно – творческой деятельности в различных видах пластических искусств ( рисунке, живописи, лепке, художественном конструировании), в синтетических и экранных видах искусств, базирующих на ИКТ ( цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр. ), средствами разнообразных художественных материалов.
Итоговая оценка учащихся складывается по результатам оценки их художественной деятельности в ходе учебного процесса и выполнения итоговой работы по завершении курса изобразительного искусства.
Оценка результатов художественной деятельности каждого ученика носит сквозной характер, т.е. накопительный, и осуществляется в ходе четырех лет обучения: на уроках, в сфере внеклассной работы при оценке результатов самостоятельной практико – ориентированной и художественно – творческой деятельности детей. Отмечу, что участие учащихся в различных формах проектной и культурно – досуговой деятельности семьи, класса, школы ( выставки художественных работ, художественные конкурсы, оформление своего класса, сделанные собственными руками художественные подарки – открытки и т.д.) является не только важнейшим условием становления художественно - эстетической культуры, но и одним из главных показателей успешности достижения планируемых результатов.
Слайд № 4
Цель итоговой работы.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения начального общего образования освоение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих основных целей:
развитие личности учащихся средствами искусства;
получение эмоционально – ценностного опыта, выраженного в произведениях искусства;
опыта художественно – творческой деятельности.
Содержание итоговой работы.
Определяется целями изучения изобразительного искусства в начальной школе и планируемых результатов. Особенностью итоговой работы является единство всех объектов оценки. Каждый учащийся создает творческую работу, при оценке которой педагог вычленяет знания и умения, использованные в процессе ее создания, и теоретические знания соответствующие возрасту.
Отбор тем для выбора учащимися
Учитель предлагает варианты на выбор учащегося.
На выполнение итоговой работы отводится от 1 – го до 2 – х уроков, в зависимости объемов работы.
Рекомендации по проведению работы.
Учитель формулирует задание, представляет учащимся возможные варианты выполнения.
Оценка выполнения работы
Оценивается работа в соответствии с критериями оценки художественно – творческой работы, выполнение теоретической части.
Критерии оценки.итоговой работы.
Я приведу примеры, иллюстрирующие особенности формата заданий и оценки правильности их выполнения.
Задания сформулированы таким образом, чтобы любое знание, умение непосредственно проявлялось в каком – либо виде художественно – творческой деятельности. Поэтому большинство заданий предполагает эмоциональное восприятие произведений искусства, размышления о них, воплощение образного содержания в собственной художественно – творческой деятельности. Это отвечает целевым установкам формирования обобщенных способов действий с учебным материалом, что позволяет выпускникам успешно решать учебные задачи, открыто выражать свое отношение к искусству, реализовать собственный творческий потенциал в процессе коллективной и индивидуальной художественной деятельности.
Слайд № 5
Для оценки достижения планируемых результатов используются задания базового и повышенного уровней сложности, а также комплексные задания, которые в зависимости от сформированности художественного опыта и способностей выпускников могут быть выполнены ими как на базовом, так и на повышенном уровне.
Использование комплексных заданий и заданий различных уровней сложностей дает возможность содержательно интепритировать уровень развития художественной культуры учащихся. По результатам их выполнения учитель.может сделать обоснованное заключение о развитии интереса ученика к искусству и художественной деятельности, проявлении эмоционально – ценностного отношения к искусству, степени владения практическими умениями и навыками в учебно – творческой деятельности.
Слайд № 6
Задания базового уровня
Целенаправленно формируется и отрабатывается в ходе учебного процесса со всеми учащимися.
Успешность при выполнении заданий базового уровня свидетельствуют об освоении учеником опорной системы знаний и способов действий.
Слайд № 7
Задания повышенного уровня сложности
Успешность выполнения заданий повышенного уровня во многом опирается не только на формируемые на уроках умения, но и на имеющийся эстетический жизненный опыт и художественный кругозор, включая знания из других предметов. Также свидетельствует о способности ученика переносить полученные знания и умения в решение нестандартных художественно – творческих ситуаций и задач.
Слайд № 8
Комплексные задания
В зависимости от сформированности художественного опыта и способностей выпускников могут быть выполнены учащимися как на базовом, так и на повышенном уровне. Выполнение комплексного задания демрнстрирует обобщенное освоение учащимися знаний и умений, представлений, навыков художественной деятельности в ходе прохождения курса изобразительного искусства. Оно так – же призвано продемонстрировать различия в требованиях к результам его выполнения на базовом и повышенном уровнях и особенности оценки результатов его выполнения.
Слайд № 9
Приведу пример. Перед вами таблица базовый уровень
Слайд № 10
Повышенный уровень
Задания повышенного уровня позволяют оценить не только результативность освоения выпускником курса изобразительного искусства начальной школы, но и эффективность решения учителем ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Слайд № 11
Комплексный, базовый и повышенный уровень
Слайд № 12
Кошки
Слайд № 13
Задание на фантазию, пятно!!!!
Слайд № 14 - 15
Задания по цветоведению.
Слайд № 16
Теоретическая часть.
С левой стороны карточки, на которых изображены различные виды искусств, задача ребенка правильно записать вид искусства соответствующий номеру.
С правой стороны карточки, на которых изображены жанры изобразительного искусства, задача ребенка правильно записать вид искусства соответствующий номеру.
Слайд № 17
Работа с репродукциями. Каждый ученик получает 4 карточки. Нужно определить к каким жанрам относяться данные репродукции.
Слайд № 18
Потом составляю итоговую диаграмму. Бальную систему оценивания каждый учитель выбирает сам. Сравнивания результаты итоговых работ с 1-го класса позволяет отразить динамику индивидуальных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, наглядно продемонстрировать нарастающую успешность художественно – творческой деятельности, объем и глубину знания искусства и сведений о нем, достижение учащимся более высоких учебных действий репродуктивного и продуктивного характера.
Слайд № 19 - 20
В результате анализа работы учитель получает возможность выделить группы учащихся:
достигших базовый уровень освоения изобразительного искусства;
достигших повышенного уровня освоения изобразительного искусства;
достигших базовый уровень освоения изобразительного искусства, но не выделяющиеся творческим и оригинальным подходом к собственной художественной деятельности..
4