Этап урока | Виды деятельности учащихся | Деятельность учителя | Ожидаемые результаты выполнения заданий | Схемы, таблицы, слайды |
1. Организационный момент | Готовность к уроку | Приветствует класс, проверяет необходимые принадлежности для работы | Готовность к уроку, эмоциональный настрой на урок | |
2. Сообщение темы урока Дидактическая игра | Слушают рассказ учителя. Делятся своими впечатлениями от услышанного Работают в группах | Предлагает учащимся прочитать ребус и узнать название страны («Япония»). «Сегодня на уроке мы отправимся в страну восходящего солнца – Японию, познакомимся с образами художественной культуры Японии. Тайна искусства этой страны состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невиденным…» Учитель рассказывает о природе Японии, о цветущих деревьях, о том, что гармония с природой - главная черта японского искусства. Зачитываются отрывки из японской поэзии Кито, Какей, Тие-ни. Затем учитель читает отрывок из трактата Го Си «О любви к лесам и источникам» Знакомство с творчеством японского художника К.Хокусая (1760-1849гг,) Рассказ учителя о ландшафтных садах «Память камня». «Икэбана – самостоятельный вид искусства, цель – выражать красоту. Используя одни и те же материалы, разные люди могут вложить в них разное настроение» Дидактическая игра «Икэбана и настроение» Используя одинаковые материалы изобразить различные настроения: радость, печаль, равнодушие. | Узнают об особенностях японской природы и об «икэбане», как самостоятельном виде искусства Умеют составлять букет и выражать настроение | Звуковое сопровождение (японская народная музыка) |
4. «Физкультминутка» | Выполняют упражнение | «Посмотри на белый лотос – он раскрыл свои цветы: время лотосу цвести. А теперь смотри на лотос- он закрыл свои цветы – время лотосу уснуть» | | |
5. Сравнение японской и русской живописи | Сравнивают, находят отличительные черты в изображении природы | Сравнительный анализ. Учитель показывает картины И.Левитана, И.Шишкина и К.Хокусая, помогает классу придти к выводу, что в отличие от европейских мастеров, художники Японии изображают мир, природу, пристально вглядываясь в детали, в этом заключается особенность японской живописи. | Знакомятся с живописью К.Хокусая | Слайд с изображением пейзажей: И.Левитан «Цветущие яблони», И.Шишкин «березовая роща», К.Хокусай «Горный пейзаж», «Пионы», «Птица на ветке» |
6. Творческая работа учащихся. | Групповая работа. В процессе практической деятельности 7-8 учеников изображают природную среду для панно «Праздник цветения сакуры». Остальные выполняют индивидуальную работу – изображают природу через детали. | Учитель предлагает приступить к самостоятельной творческой работе (изображение природы через детали). Дает следующие советы: Очень важно красиво скомпоновать ветку или стебель тростника на листе; Подумай заранее, создавая целостный образ, где будут изображены насекомые, птицы… Линии рисунка должны быть выразительными; Наметив движение веток, обязательно определите, где будете располагать массу цветов, листьев; Листья и цветы старайтесь компоновать группами, не разбрасывая их по одному; Не старайтесь делать изображение слишком многоцветным, а возьмите за основу три цвета Нужно работать жидкими красками, чтобы изображения получились прозрачными как у японских мастеров Демонстрация этапов выполнения рисунка. Просматриваются и демонстрируются правильно начатые работы учащихся, при этом выделяется последовательность в работе, выразительность. В ходе работы учитель периодически привлекает внимание детей к работам товарищей, активизирует и стимулирует их деятельность. | Выполнение творческой работы в стиле японских мастеров | Схема-рисунок поэтапного изображения веточки с птицей. Музыкальный фон – народная японская музыка. |
7. Выставка работ учащихся, итог урока, (рефлексия) | Оценка работы на уроке, анализ рисунков | Выставка работ Рефлексия. На партах лежат лепестки розового и голубого цвета. Те, кому понравился урок беру лепестки розового цвета, кому что-то непонятно, кто недоволен работой – голубого цвета. Из лепестков составляется цветок – результат урока. Учитель благодарит детей за работу | Составляют букет из лепестков, выражая свое эмоциональное состояние. | |