"Культура Киевской Руси", интегрированный урок ИЗО и истории
"Культура Киевской Руси", интегрированный урок ИЗО и истории
Цели и задачи.
ознакомление учащихся с культурными достижениями Киевской Руси, особенностями развития архитектуры, фресковой и мозаичной живописи.
Личностная: развитие навыка продуктивной коммуникации, создание условий для осознания себя представителем исторически сложившегося конфессионального сообщества, гражданином России
Предметная (история+ИЗО): готовность применять исторические и художественные знания для выявления и сохранения исторической и культурной памяти своей страны и мира, развитие способности применять понятийный аппарат исторического и художественного знания и приемы анализа произведений искусства для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Культура Киевской Руси", интегрированный урок ИЗО и истории »
Урок – путешествие(6 класс, интегрированный: ИЗО и история)Тема:«Культура Киевской Руси»
«О, светло-светлая и украсно - украшена земля русская! И многими красотами удивлена еси. Всего еси исполнена земля Русская.»
Далее
Авторы презентации:
Учитель изобразительного искусства МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» город Череповец Вологодская область
Неводова Ольга Александровна;
Учитель истории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» город Череповец Вологодская область
Козина Наталья Алексеевна
Практическая работа урока
По истории:
Заполнение таблицы;
Запись определений словаря урока;
Выполнение теста.
По ИЗО:
Изображение древне-русского храма;
Выполнение макета храма;
Изготовление колт в технике пластилиновой аппликации;
Написание синквейна на тему урока
Таблица:«Культура Киевской Руси»
Направление развития культуры
Достижения
1. Материальная культура:
развитие ремёсел
2. Духовная культура:
-архитектура;
-живопись;
-фреска;
-мозаика;
-иконопись
Далее
СЛОВАРЬ УРОКА
Фреска
Икона
Апсида
Закомара
Пилястра
Барабан
Крестово-купольный храм
Зернь
Скань
Перегородчатая эмаль
Многоглавие
Ярусность
Далее
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
-Прямоугольное строение, лежащее в основе архитектуры
Греции, Рима, Византии
-Опора, поддерживающая крышу
-Полукруглое завершение стены, место расположения алтаря
-Тип здания, в плане имеющий крест, завершающийся куполом
-Основание купола
-Главный храм Константинополя.
-В дословном переводе с греческого означало «изображение».
-Картина, выложенная из кусочков цветного стекла – смальты.
-Живопись красками по сырой штукатурке.
-Вид ИЗО, искусство строить и украшать здания.
Далее
Русь называют Гардариком – страной городов.
Киев (или Куяба) как называли его арабские купцы – столица,главный город русов.
Далее
Путешествие в Древний Киев
Ладья византийских гостей
причаливает к пристани города Киева.
Далее
Город располагается на высоком берегу Днепра, всюду возвышаются холмы. Прежде город был укреплён земляным валом с бревенчатыми стенами.
Далее
План древнего Киева
Как видите, здесь много людей - купцы из разных стран: есть что купить и продать в древнем Киеве.
Далее
При нынешнем князе Ярославе Мудром выстроены каменные стены с пятью воротами.
Самые красивые из них – Золотые ворота.
Далее
Зажиточные горожане живут в двухэтажных срубах. Первый этаж – хозяйственный, верхний – жилой. Здание состоит из нескольких комнат (покоев), в которых стоят деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развешаны полки для посуды.
Далее
А вот терема знати, они выполнены из дерева, не как в Константинополе
Далее
Города.Крепостное строительство
В городах стали возникать рынки. Здесь торговали крестьяне из окрестных сел, приезжали иностранные купцы. Среди товаров были представлены оружие, пряности, ткани, ювелирные изделия. Большую часть жителей города составляли ремесленники .
Икона (греч.) - изображение
Икона учит нас отличать добро от зла, помогает нам спастись от адских мук. Человеческое тело скрыто одеждами, ведь подлинная красота в душе человека, его лике, глазах.
Далее
Развитие ремёсел в древнем Киеве
Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления.
Далее
Пройдемся по ремесленным кварталам древнего Киева.Мастерские ремесленников – ювелиров древнего Киева
Филигрань (скань) – один из древнейших видов художественной обработки металла. Название Филигрань происходит от двух латинских слов – «филюм» (нить) и «гранум» - зерно. Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. Оба названия указывают на особенность этого вида обработки металла.
Далее
Зернь – мелкие золотые или серебряные шарики
(диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани.
Далее
Перегородчатая эмаль– техника нанесения эмали, при которой рисунок обозначается тонкими проволочками, напаянными на пластину, а затем образовавшиеся ячейки заполняют эмалями разных цветов, после чего изделие обжигают.
Далее
Женские ювелирные украшения эпохи КиевскойРуси
Далее
Ремесленная мастерская кузнеца - оружейника
Далее
Здесь делают кольчужные рубашки, шлемы, мечи, боевые щиты, каких нет ни в Риме, ни в угорской земле, ни у франков. Их можно выгодно продать в Дании, Швеции, Польше.
Далее
Десятинная церковь - церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Киеве. Летописная Десятинная церковь Владимира Великого - первый каменный христианский храм на территории Киевской Руси.
Десятинный Храм построен в Х веке между 986 г. и 996 г. в Киеве в честь пресвятой Богородицы в эпоху правления князя Киевского Владимира Великого, который выделял на строительство церкви десятую часть своих доходов - десятину, от этого и пошло её название .
Мы вышли к Золотым воротам. Посмотри, в них три пролета: средний выше и шире боковых. Венчает ворота надвратная церковь. Внизу помещения для стражи и княжеской казны. Ярко блестят на солнце золотые купола: от того и ворота прозваны Золотыми
Софийский собор в Киеве – гордость всех русичей
Собор построен по византийским традициям и назван в честьБогоматери Премудрой.
Далее
Основа собора – крестово-купольная форма. В плане храм представляет собой крест, а венчают его13 куполов. Высота центрального купола –30 метров, а площадь –1300 кв. м.
Далее
И. Машков «Княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии»
Далее
Мозаика «Спаса Вседержителя» в зеркале центрального купола Софии Киевской— самый монументальный образ в искусстве Руси XI века. Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров, расстояние от пола составляет 28,5 метра.
«Вседержитель»(греч. παντοκρατωρ — всевластный) является одним из главных канонических типов изображения Христа, где Он представлен как Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном Суде.
Далее
Мозаики храма Святой Софии в Киеве
Далее
«Богоматерь Стена Нерушимая»занимает в системе мозаик Софии Киевской исключительное место.
«Оранта»высотой 5,45 метра останавливает взор каждого входящего в собор и воспринимается как главное, доминирующее изображение во всем храме.
Взывающая Богоматерь подняла руки в молитве к Спасу Вседержителю, изображение которого расположено в зеркале центрального купола.
Далее
Князь Ярослав Мудрый с семьёй (фрески храма Святой Софии)
Далее
С именем какого великого князя было связано строительство храма Святой Софии в Киеве?
Князь Владимир
Князь Святослав
Княгиня Ольга
Далее
Владимир Мономах
Ярослав Мудрый
Найдите архитектурное сооружение, относящееся к эпохе Киевской Руси
1.
2.
3.
4.
Далее
Назовите виды искусства
1.
3.
2.
5.
4.
6.
Далее
Проводы византийских гостей на родину
Конец
Текст «Найди ошибки».
Развитие каменного строительства на Руси связано с принятием христианства в 899 году. Приёмы каменного строительства были заимствованы из Византии, первые церкви строили польские зодчие. Первым храмом, воздвигнутым в Киеве из камня, был храм Святой Софии. Храм не казался массивным, так как зодчие использовали пилястры – полукруглые завершения стен, и закомары – выступающие из плоскости стен столбы. Купола покоились на апсидах. Строительство храма началось при Владимире Святом, а закончилось при Владимире Мономахе. Русские повторяли характерные для греков приёмы: убывания массы по мере возрастания здания, сочетание с окружающей природой, обилие каменной резьбы. Интерьер храма поражал своим великолепием мозаика, портреты, фрески. Украшением Киева были замечательный Дмитриевский собор, роскошный Успенский собор. Недаром Киев называли «Мать городов русских».
Итоговый тест
«Четвёртый лишний»
Три из четырёх понятий связаны общим смыслом. Найдите лишнее слово и объясните своё решение.
Зернь, скань, мозаика, перегородчатая эмаль.
Алтарь, паперть, клирос, закомары.
Софийский собор в Киеве, Дмитриевский собор во Владимире, Софийский собор в Новгороде, Десятинная церковь в Киеве.
Арка, неф, пилястра, базилика.
Фреска, портрет, мозаика, икона.
Варианты творческой работы на уроке:
написание синквейнов, изготовление колт, изображение или выполнение в объёме макета храма
Славяне
Мудрые, сильные.
Жили, творили, верили.
Наследством предков по праву горжусь!
Гении!
Волгин Артём
Зодчество
Русское, вечное.
Восхищает, волнует, пленяет!
Непревзойдённое искусство наших предков
Воодушевляет.
Лученкова Татьяна
«Софийский собор»
Софийский собор хорош и велик.
Купол золотой блестит на солнце,
Крест золотой будто Солнце.
Стены белеют на фоне синего неба.
Священные иконы в стенах твоих.
Софийский собор! Стоит он века!
И ещё века простоит!
Кальченко Константин
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
-Прямоугольное строение, лежащее в основе архитектуры
Греции, Рима, Византии (БАЗИЛИКА)
-Опора, поддерживающая крышу (КОЛОННА).
-Полукруглое завершение стены, место расположения алтаря (АПСИДА)
-Тип здания, в плане имеющий крест, завершающийся куполом (КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ)
-Основание купола (БАРАБАН)
-Главный храм Константинополя.
-В дословном переводе с греческого означало «изображение».
-Картина, выложенная из кусочков цветного стекла – смальты.