Материал презентации подготовлен для уроков изобразительного искусства с использованием краеведческого материала.Рекомендован для применения при изучении творчества художников начала XX века- И. Левитана, В. Бялыницкого-Бируля и др.
Впервые Исаак Ильич Левитан (1860—1900) приехал в Удомлю в 1893 году. К этому времени он был уже сложившимся мастером, автором таких картин, как «Вечерний звон», «У омута», «Лесистый берег», «Владимирка». Привлеченные рассказами о необыкновенно поэтичных озерах Удомельского края, Левитан и его ученица, художница Софья Петровна Кувшинникова, поселились в имении Островно.
Владельцами Островна были сестры и брат Ушаковы: Варвара Владимировна, Софья Владимировна и Николай Владимирович. Они радушно встретили художников, и в течение двух лет Островно дарило Левитану много творческих впечатлений.
Живя в Островне, Левитан несколько раз посетил имение Гарусово, где им написана картина «На озере» (1893 г., Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева). Эта картина— произведение светлое, радостное, написанное с легким сердцем. Нехитрые рыбацкие снасти, спокойная гладь воды, розоватая полоска зари на горизонте составляют ее главное очарование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Художники в Удомельском крае »
Художники Удомельского края.
Подготовила:
Фёдорова Е.В.
учитель ИЗО
МБОУ УСОШ № 4
Исаак Ильич Левитан
(1860-1900)
Левитан велик тем,что он умел соединить лирическое с этическим…Левитану было суждено поднять искусство русского пейзажа на новую невиданную высоту,выразить всю глубину человеческих чувств к природе своего Отечества.
К.Ф.Юон
Исаак Левитан родился 18 августа 1869 года Ковенской губернии(ныне Литва) в образованной, но бедной еврейской семье.
Его отец Илья Левитан служил на российской железной дороге.
В детстве Исаак и его брат Авель много рисовали, лепили. И, когда старший брат поступил в Московское училище живописи, Исаак стал его постоянным спутником во всех походах на пленэр.
В 1875 году умерла мать, Исаак часто ночевал в классе, спрятавшись за мольберт, а то и на улице. Исаак и его отец заболели брюшным тифом. Отец умер.
У Исаака были хорошие учителя: В.Г. Перов, А.К. Саврасов.
Умение чувствовать природу довольно рано принесло художнику плоды.
На ученической выставке го картина «Осенний день. Сокольники» (1879 г.) была не просто замечена и оценена зрителями, а заинтересовала самого Павла Михайловича Третьякова, известного коллекционера и знатока искусства.
Усыпанная опавшими листьями аллея пустынного парка и одетая в чёрное женская фигурка навевают печальное чувство осеннего увядания и одиночества.
Похожее настроение молодой художник избрал и для другого полотна «Осень. Охотник» (1880 г.)
Благодаря аналогичному построению композиции с резким перспективным сокращением, обе работы имеют глубину и пространство. И лишь хаотично усеянная опавшими жёлтыми листьями лесная просека, по которой вдалеке идёт охотник с собакой, придаёт картине более мажорное звучание.
В 1882 году И.И. Левитан закончил одно из лучших произведений «Весна в лесу». Картина с удивительной лёгкостью передаёт состояние ещё робкого пробуждения природы от зимнего сна. Нежная зелень травы возле тихого ручья и только показавшиеся на деревьях листочки создают тенистое пространство, в котором действительно чувствуется дыхание леса.
Сюжет картины «Март» 1895 г. чрезвычайно прост, и изображение несложно. Оттаявшая дорога спереди, справа - угол деревянного дома и запряженная в сани лошадь перед крыльцом, сугробы тающего снега и деревья усадьбы - вот и все, что изображено в этой чудесной, полной поэзии пробуждающейся природы картине. Ее внутренней темой, ее существенным содержанием является это переживание радостного и волнующего пробуждения природы.
Картина «Весна. Большая вода» 1897 г. принадлежит к числу значительнейших произведений Левитана.
Колорит картины образуется уже известным нам образом из тонких оттенков и переходов трех основных цветов - голубого, желтого и зеленого. Господствует голубая гамма в соответствии с главным мотивом картины. С ней сочетается желтизна берега, переходящая в коричневато-розоватый тон прошлогодней листвы и набухающих веток берез, с коричневатыми стволами деревьев и цветами лодки снаружи и внутри.
Григорий Васильевич Сорока
Григо́рий Васи́льевич Соро́ка — русский крепостной живописец.
Он родился 15(27)ноября 1823 г. В д.покровское,в километре от имения Николая Петровича Милюкова Островки.Отец Сороки-Василий Савельев и его мать Екатерина иванова были крепостными Милюковых.
В 1841 г. Сорока значится дворовым Н.П.Милюкова и примерно в это время он знакомитсяя с А.Г.Венециановым,становится его учеником и часто гостит в Сафонкове.
Уже в апреле 1842 г.Венецианов с гордостью пишет Милюкову:Вот,мой почтеннейший Николай Петрович,возвращаю вам вашего Георгия с приростом,прирост этот вы сами увидите.Учитывая,что крепостной юноша совсем недавно взял в руки кисть,похвала Венецианова была очень весома.Уже первые вещи Сороки отличались добротностью и тщательностью исполнения.
Творческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не равноценны. Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. "Флигель в "Островках"..." (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX - начала XX в.
Созданные Сорокой в середине 1840-х годов картины "Рыбаки", "Вид на плотину", "Вид на усадьбу Спасское" отмечены уже зрелым мастерством и принадлежат к лучшим созданиям русской живописи в этом жанре.
Гумно 1843 г
Вид на плотину в имении Спасское конец 1840-ых г
Рыбаки Вторая половина 1840-х
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля
31 января 1872 (село Крынки близ местечка Белыничи Могилевской губернии) — 18 июня 1957 (Москва)
Окончил Владимирский кадетский корпус в Киеве (1885). В 1885–1889 учился в Киевской рисовальной школе у Н. И. Мурашко, затем в 1889–1896 в МУЖВЗ у И. М. Прянишникова, Н. В. Неврева, С. А. Коровина, В. Д. Поленова. Пользовался советами И. И. Левитана.
Жил в Москве, систематически работал в Тверской губернии. Работал как пейзажист. С 1891 — участник выставок (ученическая, МУЖВЗ). Член и экспонент Московского общества любителей художеств (1897–1907, с перерывами), Московского товарищества художников (1897–1903, с перерывами; член МТХ с 1899), ТПХВ (1898–1918, член с 1904). В 1899 за картину «Весна идет (К весне)» получил первую премию им. В. П. Боткина на конкурсе Московского общества любителей художеств. В 1901 за картину «Вечные снега» был награжден золотой медалью на Кавказской юбилейной выставке в Тифлисе, в 1909 за картину «В час тишины» — золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене, в 1911–1912 за картину «Зимний сон. Перед весной» — бронзовой медалью на Международной художественной выставке в Барселоне.
В 1908 за картину «Дни ранней весны» удостоен звания академика. В 1912 вместе с С. Ю. Жуковским, А. С. Степановым, А. В. Моравовым, Н. П. Богдановым-Бельским основал творческую колонию на своей даче «Чайка» на озере Удомля в Тверской губернии.
В 1919–1920 организовал ряд общеобразовательных школ в Московской и Тверской губерниях, где преподавал рисование. В советские годы работал в Белоруссии, Ясной Поляне (1920, 1928), селе Михайловском (1937), Горках Ленинских (1924, 1927–1937, 1945), Клину (1940-е). Совершил поездки на Север — в Поморье и Заполярье (1932–1939), на предприятие «Азовсталь» (1934); в 1944 посетил Архангельск.
В 1918 стал одним из основателей объединения «Изограф». С 1922 — член и экспонент АХРР (участвовал в «Выставке этюдов, эскизов, рисунков и графики из жизни и быта Р.-К. Красной Армии», 1922), в 1927–1928 — Объединения художников-реалистов. Участвовал также во Второй государственной выставке картин в Москве, Первой государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде (обе — 1919), выставке русского искусства в США (1924–1925, передвижная), многих всесоюзных выставках (1939, 1943–1944, 1946–1947) и выставках советского искусства за рубежом. Провел персональные выставки в Москве (1936, 1937, 1947, 1954).
В 1937 Бялыницкий-Бируля был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1944 — народного художника Белорусской ССР, в 1947 — народного художника СССР, с 1947 — действительный член Академии художеств СССР.
Несколько работ художника находятся в Третьяковской галерее :