kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Елецкий валасьен

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружевоплетение традиционный вид женского рукоделия. Наиболее ранние образцы русских кружев относятся к XVIIв. В то время кружева плели из золотых и серебряных нитей. В конце XVIIIв. в России появляются первые кружевные мануфактуры. На смену золото-серебряному кружеву пришло нитяное, плетёное из льняных, шёлковых и хлопчато-бумажных нитей. Русские мастерицы достигли такого высокого мастерства в плетении кружев, что их изделия продавали как западно-европейские. Русское кружево всегда было связано с народной вышивкой и узорным ткачеством, оно являлось одним из выразительных черт русской национальной культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Елецкий валасьен »

« ЕЛЕЦКИЙ      ВАЛАСЬЕН» УРОК ИЗО (5кл., IIч.) Божкова Н. В. МБОУСОШ №12

« ЕЛЕЦКИЙ

ВАЛАСЬЕН»

УРОК ИЗО (5кл., IIч.)

Божкова Н. В. МБОУСОШ №12

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • Дать представление об одном из известнейших народных промыслов г. Ельца.
  • Познакомитьть с историей возникновения елецкого кружева.
  • Показать особенности елецкого кружевоплетения и техники выполнения его основных элементов.
  • Развитие творческой активности, фантазии при выполнении работ.
  • Воспитание любви, уважения к историческому прошлому и культурному наследию своего края.
Кружевоплетение традиционный вид женского рукоделия. Наиболее ранние образцы русских кружев относятся к XVIIв. В то время кружева плели из золотых и серебряных нитей. В конце XVIIIв. в России появляются первые кружевные мануфактуры. На смену золото-серебряному кружеву пришло нитяное, плетёное из льняных, шёлковых и хлопчато-бумажных нитей. Русские мастерицы достигли такого высокого мастерства в плетении кружев, что их изделия продавали как западно-европейские. Русское кружево всегда было связано с народной вышивкой и узорным ткачеством, оно являлось одним из выразительных черт русской национальной культуры.

Кружевоплетение традиционный вид женского рукоделия. Наиболее ранние образцы русских кружев относятся к XVIIв. В то время кружева плели из золотых и серебряных нитей. В конце XVIIIв. в России появляются первые кружевные мануфактуры. На смену золото-серебряному кружеву пришло нитяное, плетёное из льняных, шёлковых и хлопчато-бумажных нитей. Русские мастерицы достигли такого высокого мастерства в плетении кружев, что их изделия продавали как западно-европейские. Русское кружево всегда было связано с народной вышивкой и узорным ткачеством, оно являлось одним из выразительных черт русской национальной культуры.

Техника производства Шитые иглой Крючком или на спицах Плетёное на коклюшках Настоящим кружевом принято считать шитое иглой и коклюшечное плетёное кружево, которое развилось в самобытное прикладное, художественное искусство.

Техника

производства

Шитые иглой

Крючком

или на спицах

Плетёное на

коклюшках

Настоящим кружевом принято считать шитое иглой и коклюшечное плетёное кружево, которое развилось в самобытное прикладное, художественное искусство.

Кружевом называется сетчатая прозрачная ткань, состоящая из сплетения  ниточных узоров в виде различных орнаментов и фигур, цветов, веток с листьями, изображениями животных, зверей, птиц, даже целых бытовых сцен, характеризующих время их ручного производства

Кружевом называется сетчатая прозрачная ткань, состоящая из сплетения ниточных узоров в виде различных орнаментов и фигур, цветов, веток с листьями, изображениями животных, зверей, птиц, даже целых бытовых сцен, характеризующих время их ручного производства

Елецкие историки и краеведы склонны считать: кружева в Ельце появились во второй половине XVIIв., когда город стал торгово-ремесленным. По документам Московского разрядного приказа, он вёл торговлю более чем с полусотней городов России и среднего Дона, вывозил металлоизделия, хлеб, меха, рыбу, соль, кожу, галантерею(кружево). В 1996г. в ходе археологических раскопок в Ельце на Красной площади, на месте Воскресенского собора, обнаружили фрагменты кружевного плетения серебряной нитью. Находку, согласно другим сопутствующим предметам, можно датировать XVII-XVIII веками. Это наша история, в которой скрыт ответ на вопрос: а когода же в Ельце появились кружева. А пока промысел празднует 205 лет со дня своего рождения.

Елецкие историки и краеведы склонны считать: кружева в Ельце появились во второй половине XVIIв., когда город стал торгово-ремесленным. По документам Московского разрядного приказа, он вёл торговлю более чем с полусотней городов России и среднего Дона, вывозил металлоизделия, хлеб, меха, рыбу, соль, кожу, галантерею(кружево).

В 1996г. в ходе археологических раскопок в Ельце на Красной площади, на месте Воскресенского собора, обнаружили фрагменты кружевного плетения серебряной нитью. Находку, согласно другим сопутствующим предметам, можно датировать XVII-XVIII веками. Это наша история, в которой скрыт ответ на вопрос: а когода же в Ельце появились кружева. А пока промысел празднует 205 лет со дня своего рождения.

Понятие «кружево» означает кружить, окружать, обрамлять края одежды, полы, рукава, воротник красивой узорной каймой. Украшения : вышивка, тесьма или кружево могли быть из ткани другого цвета. Кружева пришивали в качестве каёмок или вышивок на край ткани.

Понятие «кружево» означает кружить, окружать, обрамлять края одежды, полы, рукава, воротник красивой узорной каймой. Украшения : вышивка, тесьма или кружево могли быть из ткани другого цвета. Кружева пришивали в качестве каёмок или вышивок на край ткани.

Киришс кое Русское плетёное кружево имело второе самостоятельное значение как ажурное цветное изделие с красивыми узорами. В начале XIXв. в России сложились центры кружевоплетения, такие, как Вологда, Елец, Вятка, Рязань, Белёв, Кириши. Для каждого из них были характерны свои особенности плетения. к р у ж е в о Ря з ан с ко е к р у ж е в о

Киришс кое

Русское плетёное кружево имело второе самостоятельное значение как ажурное цветное изделие с красивыми узорами. В начале XIXв. в России сложились центры кружевоплетения, такие, как Вологда, Елец, Вятка, Рязань, Белёв, Кириши. Для каждого из них были характерны свои особенности плетения.

к р у ж е в о

Ря з ан с ко е

к р у ж е в о

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Подушка-валик, состоящая из чехла, набитого опилками или соломой, и двух картонных кругов. Для устойчивости подушки – подставка. Пары коклюшек, шило, булавки со шляпками, крючок. Материалами могут служить нитки различных цветов

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

Подушка-валик, состоящая из чехла, набитого опилками или соломой, и двух картонных кругов.

Для устойчивости подушки – подставка.

Пары коклюшек, шило, булавки со шляпками, крючок.

Материалами могут служить нитки различных цветов

Начало работы . Вот так выглядит кружево в момент, когда ещё не закончен процесс работы.

Начало работы .

Вот так выглядит кружево в момент, когда ещё не закончен процесс работы.

Для плетения кружева необходим сколок - наколотый на лист плотной бумаги рисунок кружева. Фрагмент воротников (сцепная техника плетения) п – полотнянка с - сетка

Для плетения кружева необходим сколок - наколотый на лист плотной бумаги рисунок кружева.

Фрагмент воротников (сцепная техника плетения)

п – полотнянка с - сетка

Поём мы гимн красе Елецких кружев. Что паутинки звёзд ночных сродни. Объездите хоть всю планету, всё же, Нигде таких вам больше не найти. Узоры наши славятся повсюду, Рисунок их затмил небесный свод, Полмира с восхищением взирает На это чудо уж который год. В них вложены: искусство рук умелых, Русской души вся нежность и любовь, К ним прикасаясь, словно ощущаешь Незримо связь прошедших двух веков

Поём мы гимн красе Елецких кружев. Что паутинки звёзд ночных сродни. Объездите хоть всю планету, всё же, Нигде таких вам больше не найти. Узоры наши славятся повсюду, Рисунок их затмил небесный свод, Полмира с восхищением взирает На это чудо уж который год. В них вложены: искусство рук умелых, Русской души вся нежность и любовь, К ним прикасаясь, словно ощущаешь Незримо связь прошедших двух веков

В елецком кружеве встречаются узоры, типичные только для этой местности – «гречишка», «жемчужка», «паучки», «вороний глаз», «павлинка», «реченка». Местные кружевницы ещё в п. п. XIXв. создали особый стиль и технику плетения с разнообразием ажурных решёток и высоким качеством исполнения. Его растительный орнамент располагался на прозрачной решётке и гармонично увязывался с типично елецкими узорами.

В елецком кружеве встречаются узоры, типичные только для этой местности – «гречишка», «жемчужка», «паучки», «вороний глаз», «павлинка», «реченка». Местные кружевницы ещё в п. п. XIXв. создали особый стиль и технику плетения с разнообразием ажурных решёток и высоким качеством исполнения. Его растительный орнамент располагался на прозрачной решётке и гармонично увязывался с типично елецкими узорами.

Фигуры узоров оттеняются по контурам голубой, розовой и охристой «сканью». Часть узора по кромке выполнена извилистой линией, на её изгибе цветок с листочками. Это любимый узор елецких мастериц.

Фигуры узоров оттеняются по контурам голубой, розовой и охристой «сканью». Часть узора по кромке выполнена извилистой линией, на её изгибе цветок с листочками. Это любимый узор елецких мастериц.

Испокон веков Елец славился своими кружевами. В них нашли своё отражение сказочные, морозные узоры на окнах, изящность и лёгкость падающих снежинок, неброская красота русского Подстепья, июньское разнотравье, лиричность и грусть народных песен.

Испокон веков Елец славился своими кружевами. В них нашли своё отражение сказочные, морозные узоры на окнах, изящность и лёгкость падающих снежинок, неброская красота русского Подстепья, июньское разнотравье, лиричность и грусть народных песен.

Елецкое сцепное кружево легче и воздушнее вологодского. Цветы и листья этого кружева располагаются на тонкой решётке в виде кругов, овалов и треугольников из плетешков с петлями для сцепки Елецкое кружево Вологодское кружево

Елецкое сцепное кружево легче и воздушнее вологодского. Цветы и листья этого кружева располагаются на тонкой решётке в виде кругов, овалов и треугольников из плетешков с петлями для сцепки

Елецкое кружево

Вологодское кружево

В настоящее время елецкие кружева плетут из гаруса, хлопчатобумажных нитей. Елецкие кружева лёгкие и тонкие. Основной орнамент выполняется полотнянкой, которая изменчива по плотности и ширине, часто переходит в ажурные разработки.Очень большое внимание уделяется фоновым решёткам.

В настоящее время елецкие кружева плетут из гаруса, хлопчатобумажных нитей. Елецкие кружева лёгкие и тонкие. Основной орнамент выполняется полотнянкой, которая изменчива по плотности и ширине, часто переходит в ажурные разработки.Очень большое внимание уделяется фоновым решёткам.

В елецком кружеве для большей выразительности изделия изобрели «скань», когда контуры рисунка, мотива узора выполняются более толстой ниткой или оранжевая, голубая или белая нить была на чёрном фоне.

В елецком кружеве для большей выразительности изделия изобрели «скань», когда контуры рисунка, мотива узора выполняются более толстой ниткой или оранжевая, голубая или белая нить была на чёрном фоне.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПЛЕТЕНИЯ ПАРНОГО КРУЖЕВА: павлинка решётка полотнянка

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ПЛЕТЕНИЯ ПАРНОГО КРУЖЕВА:

павлинка

решётка

полотнянка

ЭЛЕМЕНТЫ ПЛЕТЕНИЯ СЦЕПНОГО КРУЖЕВА: вилюшка насновка решётка

ЭЛЕМЕНТЫ ПЛЕТЕНИЯ

СЦЕПНОГО КРУЖЕВА:

вилюшка

насновка

решётка

В середине XIX века елецкие кружева находили широкий сбыт далеко за пределами Орловской губернии и успешно конкурировали с изделиями других традиционных центров кружевоплетения России -Вологды, Вятки, Твери, Галича, Рязани, Мценска.

Истоки Елецкого кружева уходят корнями в глубокую древность. Возможно, что кружевное производство в Ельце возникло из распространенного в XVIII веке плетения гарусного шнура, который после окраски шёл на вышивание солдатских мундиров и др. Постепенно потребность в гарусе исчезла, но навыки работников остались.

Елецкое кружево зародилось в богатых купеческих семьях и помещичьих усадьбах. Там выплетались кружева исключительно для домашнего обихода, и главным образом для украшения полотенец. Постепенно оно стало обслуживать не только потребности домашнего быта и народных обрядов, но и церковного богослужения, а также знати.

Местные кружевницы еще в первой половине XIX века создали особый, самобытный стиль и технику плетения кружева с типично елецкими узорами, отличными от вологодских, рязанских и других изделий. Елецкое кружево характеризовалось не только многообрази­ем узоров, но и разнообразием ажурных решеток и высоким качеством исполнения. Елецкое сцепное кружево считалось тоньше и изящнее вологодского. Его растительный орнамент располагался на прозрач­ной решетке и гармонично увязывался со старинным типично елецким узором "гречишка" и др.

Документально подтвержденной датой рождения елецкого кружева следует считать 1801 год. К этому времени относится сохранившееся кружевное полотенце со словами: "Сей плат шила диаконова дочь Александра Ивановна. 1801 год". На полотенце — белые кружева, льняные, с шелковой сканью по контурам фигур. Среди фигур – олень, птица и цветной куст. Они выполнены полотнянкой и сеткой. О Елецком происхождении данного кружева говорит изображение оленя и наличие сетки.

Изготовление кружева на продажу являлось существенным подспо­ рьем для крестьянских хозяйств. С ростом численности занятых промыс­лом, увеличением объема выработки значительно возрастают и денежные доходы от производства кружевного товара. Например, если в 1868 г. выручка от продажи кружевных изделий составляла 75 тыс. рублей, то в 1880 г. она достигала 340 тыс. рублей, а в 1910 г. — 1053,2 тыс. рублей.

Кружево плели из металлических, льняных и шелковых нитей, но на украшения праздничной одежды богатых людей изготовлялось золотое и серебряное кружево. Орнамент русского зслото-серебряного кружева, выполненный парной техникой плетения, состоял из орнаментов, характерных для узорного ткачества. Ему присущи геометрические фигуры — треугольники, квадраты с различными решётками, но уже встречаются и тонкие, плавные растительные узоры, Типичные для елецкого кружева более позднего nep иода.

В 1880 г. в семнадцати губерниях России, где производилось круже­ во, насчитывалось 32 тысячи кружевниц. В одном лишь Елецком уезде их было 11 тысяч 607 человек. Это более 1/3 кружевниц всей России. К этому времени Елец становится важнейшим центром производства и торговли кружевом.

Постепенно оно приобретает свой неповторимый облик, главная черта которого состоит в природных мотивах и растительных орнаментах. В елецком кружеве встречаются узоры, типичные только для этой местности — "гречишка", "жемчужка", "паучки", " павлинка ", "реченка".

Впервые мир по достоинству оценил елецкие кружева в 1873 г. на Всемирной выставке в Вене, где они покорили всех и получили высо­кую оценку. В 1882 г. елецкие кружева участвовали в Московской художественно - промышленной выставке и были отмечены дипломом за разнообразие и качество. В 1896 г. в Нижнем Новгороде экспони­ровались образцы елецкого кружевного промысла. За художественное качество, неповторимость и изящность они получили Диплом II степе­ни и серебряную медаль.

С XIX века Елец становится крупным уездным торговым городом. Николай I своим указом от 1 июня 1846 г. уравнял его в своих правах с российскими губернскими и портовыми городам и. К этому времени домашнее женское ремесло коужевоплетения превращается в Ельце в художественный промысел.

В 1900 г. кружева были представлены на Всемирной выставке художественных изделий в Париже и пользовались огромным успехом, что привело к значительному расширению рынка сбыта в страны Европы, Америки, Азии.

Паленская школа кружевниц имела в Петербурге свой склад кустар­ной продукции, который ежегодно закупал кружев на сумму 25 тыс. руб­ лей в год. За свою краткую историю, просуществовав до 1916г., Паленс­ кая школа оказала решающую роль в развитии елецкого кружевоплете-ния. Крупных скупщиков в Ельце на рубеже XIX - XX вв. было 15-20 человек. По сумме денежных оборотов отличалась госпожа Икрянни-кова, много лет поставлявшая елецкое кружево складу-музею Москов­ского губернского земства, кустарному складу в Москве, состоявшему под покровительством ее императорского высочества Великой княгини Елизаветы Федоровны, а также кустарному складу в Петербурге. От­туда изделия реализовывались в страны Европы и Азии. В конце XIX в. качество изделий начало резко ухудшаться из-за того, что нитяное кружево стало замещаться грубым бумажным с мень­шим сроком изготовления. В это время елецкое кружево стало резко терять рынки сбыта и вступило в полосу серьезного кризиса.

Паленская школа кружевниц имела в Петербурге свой склад кустар­ной продукции, который ежегодно закупал кружев на сумму 25 тыс. руб­ лей в год. За свою краткую историю, просуществовав до 1916г., Паленс­ кая школа оказала решающую роль в развитии елецкого кружевоплете-ния.

Крупных скупщиков в Ельце на рубеже XIX - XX вв. было 15-20 человек. По сумме денежных оборотов отличалась госпожа Икрянни-кова, много лет поставлявшая елецкое кружево складу-музею Москов­ского губернского земства, кустарному складу в Москве, состоявшему под покровительством ее императорского высочества Великой княгини Елизаветы Федоровны, а также кустарному складу в Петербурге. От­туда изделия реализовывались в страны Европы и Азии.

В конце XIX в. качество изделий начало резко ухудшаться из-за того, что нитяное кружево стало замещаться грубым бумажным с мень­шим сроком изготовления. В это время елецкое кружево стало резко терять рынки сбыта и вступило в полосу серьезного кризиса.

К 1930 г. в Ельце работало 2.500 кружевниц, а в составе "Елецкого союза кружевниц" насчитывалось 50 артелей, или же 30 тысяч человек. Председателем этого предприятия в период 1934-1941 гг. был Н.М.Ше- пелев - - человек с высокими организаторскими способностями. В пред­военный год объем производства кружевных изделий достиг почти 10 миллионов рублей.

В этот период обнаружился талант истинно народной мастерицы - ельчанки Дарьи Николаевны Матюхиной (1874- 1964 гг.). Ее особенно привлекали морозные узоры на окнах, причудливую красоту которых она стремилась передать своим изделиям. Ее творения близки к ста­ринным образцам кружевоплетения. Мастерица была победительницей на Международной выставке в Париже и Нью-Йорке. Ее шедевры получили дипломы и большие золотые медали. Она первой удостоена Диплома Первой степени Торговой палаты СССР.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны кружевницы рабо­тали ради общей победы. Они перешли на изготовление теплых вещей для бойцов — шили рукавицы, белье, носки. В соответствии с Указом Правительства СССР с 1943 г. началось восстановление елецкого кру­жевного промысла. Уже в 1944 г. 7 артелей выплели изделий на сумму более одного миллиона рублей. Председателем "Елецкого союза кру­жевниц" в эти годы была Екатерина Михайловна Векшина. Большую роль в восстановлении кружевного промысла сыграла Пелагея Георги­евна Петрова, которая всю свою трудовую жизнь посвятила кружев­ному промыслу, являясь художником и зав. лабораторией. Им, как и другим художникам, в т.ч. участнику войны Валентине Ивановне Гри­ горьевой, приходилось организовывать работу на местах. Благодаря их усилиям было создано 14 участков в 6 районах области. В восста­новлении "Елецкого союза кружевниц" принимали участие опытные мастера: Нина Андреевна Воробьева, Александра Александровна Кирее-ва, Валентина Евдокимовна Полосина, Александра Ивановна Севрюко-ва.

В 1950-1960-е гг. руками елецких мастериц создано огромное ко­ личество уникальных изделий. В 1961 г. Елецкий союз кружевниц стал называться Елецким комбинатом художественных промыслов. 1963 г. стал годом отнесения Советом продукции елецких кружевниц к издели­ям народных художественных промыслов. В 1966 г. правительственны­ ми наградами были отмечены заслуженные работники предприятия. Глав­ ному инженеру Н.С.Жуковой был вручен орден Трудового Красного Зна­ мени. Орденом «Знак Почета» награждена кружевница В.М.Иванова, а кружевница А.Г.Колчева отмечена орденом Ленина. В 1970 г. орденонос­ цами стали начальник участка Н.А.Воробьева (орден Трудового Красно­го Знамени), З.В.Ванина (орден «Знак Почета»). Медалью "За трудовое отличие" награждена кружевница К.И. Антипина.

В советское время елецкие кружева постоянно экспонировались на ВДНХ СССР, где получали неизменно высокую оценку. 1950-60-е гг. охарактеризовались значительным расширением ассортимента выпус­каемой продукции. Большую помощь в развитии творчества елецких кружевниц оказало содружество с Московским научно-исследователь­ским институтом художественной промышленности. С елецкими кру­жевницами работали заслуженные художники РСФСР Кораблева, Ро-ботнова, Гусева, Плющева.

В "Елецких кружевах" работали талантливые выпускницы Ленинг­рад- ского художественного училища В.А.Алифанова и Московского художественно-промышленного училища им. М.И.Калинина.

Среди ельчанок самыми искусными мастерицами считались монахини Знаменского монастыря. Их кружево получило название «елецкий валасьон». Особенность этого вида кружев в том, что его узоры, мотивы и композиция располагались на фоне лучистой елецкой тюлевой сетки. Этим достигалась лёгкость, изящество изделий, а кружево отличалось тонкостью работы, многообразием узоров, живописностью орнамента и прочностью изделия.

Среди ельчанок самыми искусными мастерицами считались монахини Знаменского монастыря. Их кружево получило название «елецкий валасьон».

Особенность этого вида кружев в том, что его узоры, мотивы и композиция располагались на фоне лучистой елецкой тюлевой сетки.

Этим достигалась лёгкость, изящество изделий, а кружево отличалось тонкостью работы, многообразием узоров, живописностью орнамента и прочностью изделия.

Высокая техника и тщательность исполнения обеспечивали елецкому русскому кружеву славу и спрос на внутреннем рынке и международном.

Кружевные изделия Паленской и Свишенской школ, мастериц-художников Знаменского монастыря, кружевной товар, созданный руками и талантом всех елецких кружев­ ниц, получил рекламное название "елецкий валансьон". Елецкий валансьон - это не только вершина мировой славы елецкого кружева и елецких кружевниц, но и показатель на­чала расцвета елецкого кружевного промысла на рубеже XIX и начале бурного XX вв.

В чем художественные особенности и характерные чер­ ты этого кружева периода 1890-1913 гг., времени расцвета кружевного промысла? Соответствует ли рекламное название их художественной сущности и национальной принадлежно­ сти прикладного искусства?

Вид кружева "елецкий валансьен", прежде всего, произ­ водился из тонких, разноцветных шелковых, льняных и бу­мажных ниток № 140-160, так называемой паутинки. В осо­бых заказах и узорах использовались канитель, золотые или серебряные нити. Здесь многообразие узоров и прозрачность фона сочеталась с игрой света, красок и блеском металла.

Особенность кружевных изделий этого вида кружев в том, что его узоры, мотивы и композиции располагались на свободном прозрачном фоне лучистой елецкой тюлевой сет­ ки. Этим достигалась легкость, изящество изделий, а кружево отличалось тонкостью работы, многообразием узоров, живо­писностью орнамента и прочностью изделия.

В Европе на внешнем рынке славился французский "ва­ лансьон". Французские купцы в рекламных целях елецким кружевам присвоили название "елецкий валансьон", с этим названием они продавались и в России.

Но "елецкое кружево" отличалось от французского не только по его духовной сущности русских художественных традиций, по их узорам, виду, но и по технике и технологии и . приемам кружевоплетения. Во-первых, французские модные кружева 90-х годов плелись одинаково тонкими нитками, по­ этому узоры, кружева как бы утопали в светлом фоне, теря ли четкость и художественную выразительность.

Во-вторых, в елецком русском кружеве с XVIII века кружевницы для большей выразительности рисунка из делия изобрели "скань", когда контуры рисунка, мотива, узора выкладываются более толстой ниткой или оранжевая, г0Л убая или белая нить была на черном фоне. В отличие от французских кружевниц, елецкие мастерицы для большей чёткости выразительности узоров и композиций фон изде­ лия, прозрачную сетку и узоры плели нитками из шелка и бумаги различной тонкости, причем елецкие кружевницы для фона применяли разнообразные сетки, некоторые из них бы­ли доступны для плетения только елецким мастерам.

В-третьих, французские, да и в некоторых регионах русские кружевницы при парной технике плетения начинают и заканчивают работу над кружевом с одним и тем же коли­чеством коклюшек. Елецкие кружевницы, в зависимости от сложности рисунка для большей рельефности и четкости ри­сунка добавляют или снимают количество пар коклюшек. В специальной литературе по кружевам есть два рекорда пар­ ного высокохудожественного плетения кружев многопарной техникой. Это мастера Паленской школы. Две кружевницы на Всероссийскую художественную выставку сплели чудес­ ный шарф за 2 месяца на 800 пар коклюшек. Знаменитая ху­ дожница, мастер кружевного искусства - Дарья Николаевна Матюхина - для плетения своих шедевров использовала до 600 пар коклюшек.

валансьон" плели кружевницы только трёх центров: кру­ жевницы города и мастера кружевного дела Знаменского монастыря и пригородных сел. Второй центр - это Паленская школа кружевниц и окрестные села имения Стаховичей. Третий Центр - это лучшие кружевницы Елецкого уезда, мастера художники села Свишни и окрестных сел. На елецкий рынок за этим кружевом приезжали купцы со всей Российской империи.

Сегодня « Елецкие кружева» в своём ассортименте насчитывают более 250 наименований продукции отличного качества. Среди изделий есть как серийные, так и уникальные по замыслу и исполнению работы.

Сегодня « Елецкие кружева» в своём ассортименте насчитывают более 250 наименований продукции отличного качества. Среди изделий есть как серийные, так и уникальные по замыслу и исполнению работы.

Современная фирма «Елецкие кружева» - это 500 работающих опытных кружевниц, вышивальщиц и швей. Здание ЗАО ф. «Елецкие кружева» Здание строчевышивального производства

Современная фирма «Елецкие кружева» - это 500 работающих опытных кружевниц, вышивальщиц и швей.

Здание ЗАО ф. «Елецкие кружева»

Здание строчевышивального производства

Цех ручного кружевоплетения Кружевница за работой

Цех ручного кружевоплетения

Кружевница за работой

Цех машинной вышивки Раскройный цех строчевышивального производства

Цех машинной вышивки

Раскройный цех строчевышивального производства

Соединение вышивки с ажурным ручным кружевом, добавление элементов машинного кружева, позволило найти новые, неожиданные решения декора, необыкновенно обогатившие палитру возможностей елецких мастеров

Соединение вышивки с ажурным ручным кружевом, добавление элементов машинного кружева, позволило найти новые, неожиданные решения декора, необыкновенно обогатившие палитру возможностей елецких мастеров

Елецкие художники продолжают неустанный поиск новых решений в конструировании одежды с учётом последних веяний моды

Елецкие художники продолжают неустанный поиск новых решений в конструировании одежды с учётом последних веяний моды

Последние годы художники стараются сочетать старинные традиции с самыми жёсткими требованиями моды.

Последние годы художники стараются сочетать старинные традиции с самыми жёсткими требованиями моды.

ЗАДАНИЕ: Выполнить эскиз изделия, опираясь на основной элемент елецкого кружева. Елецкий цветок

ЗАДАНИЕ:

Выполнить эскиз изделия, опираясь на основной элемент елецкого кружева.

Елецкий цветок

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ:

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ:

ЕЛЕЦКИЕ КРУЖЕВА. В истории нашего города Немало былинных страниц И есть, что написаны с гордостью Руками простых кружевниц. Коклюшки, как гусли волшебные, Звенят и звенят без конца.  Два века узоры отменные  Повсюду волнуют сердца.  Кружева елецкие — это чудеса, Кружева елецкие — нежная краса. Кружева елецкие — и любовь, и труд. Кружева елецкие знают там и тут.  Для них, вдохновеньем отмеченных, Как будто для добрых друзей, Нигде нет дорог засекреченных, Нигде нет закрытых дверей. Их знают в Европе и в Азии.  Будь ярмарка то иль музей,   Слышны, как таланта признание, И браво, и гут, и о, кей. И промыслу этому древнему В Ельце непременно мужать, Поскольку, все видят, что вверено Его молодым продолжать. Растут мастерицы умелые. По нраву им творческий труд. Они эстафету уверенно В начавшийся век пронесут.    Стихи Н. Бадулина   Муз. А. Почтарёва

ЕЛЕЦКИЕ КРУЖЕВА.

В истории нашего города

Немало былинных страниц

И есть, что написаны с гордостью Руками простых кружевниц. Коклюшки, как гусли волшебные, Звенят и звенят без конца.

Два века узоры отменные

Повсюду волнуют сердца.

Кружева елецкие — это чудеса, Кружева елецкие — нежная краса. Кружева елецкие — и любовь, и труд. Кружева елецкие знают там и тут.

Для них, вдохновеньем отмеченных, Как будто для добрых друзей, Нигде нет дорог засекреченных, Нигде нет закрытых дверей. Их знают в Европе и в Азии. Будь ярмарка то иль музей, Слышны, как таланта признание, И браво, и гут, и о, кей.

И промыслу этому древнему

В Ельце непременно мужать, Поскольку, все видят, что вверено Его молодым продолжать. Растут мастерицы умелые. По нраву им творческий труд. Они эстафету уверенно

В начавшийся век пронесут.

Стихи Н. Бадулина

Муз. А. Почтарёва


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Елецкий валасьен

Автор: Божкова Наталья Васильевна

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 246783


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства