kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Декоративно-прикладное искусство народов Казахстана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Декоративно-прикладное искусство, презентация для учащихся 2 класса, на урок изобразительного икусства, где рассказывается о народных промыслах казахов и русских

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Декоративно-прикладное искусство народов Казахстана»

Декоративно- прикладное искусство   Выполнила: учитель начальных классов КГУ «Чиркаинская основная школа» Рыжова Надежда Федоровна

Декоративно-

прикладное

искусство

Выполнила: учитель начальных классов

КГУ «Чиркаинская основная школа»

Рыжова Надежда Федоровна

Казахское народное декоративно- прикладное искусство

Казахское народное декоративно- прикладное искусство

У каждого народа есть свое декоративно-прикладное искусство. Есть чем гордиться и казахскому народу. Удивительной красоты войлочные и тканые ковры, ювелирные изделия, одежда, оружие, посуда из кожи, керамики и дерева – все это сделано талантливыми руками казахских мастеров.

У каждого народа есть свое декоративно-прикладное искусство. Есть чем гордиться и казахскому народу. Удивительной красоты войлочные и тканые ковры, ювелирные изделия, одежда, оружие, посуда из кожи, керамики и дерева – все это сделано талантливыми руками казахских мастеров.

Юрта – жилище казахов

Юрта – жилище казахов

В декоративном творчестве казахского народа особое место занимает юрта. Юрта- это переносное, легкое и удобное жилище казахов-кочевников. Простая по своему строению, она легко перевозилась с места на место при перекочевке.

В декоративном творчестве казахского народа особое место занимает юрта. Юрта- это переносное, легкое и удобное жилище казахов-кочевников. Простая по своему строению, она легко перевозилась с места на место при перекочевке.

Юрта состоит из трех основных элементов. Это кереге (решетчатые стены), уыки (купольные жерди) и шанырак (отверстие в куполе вместо окна). Все детали делают из дерева - ивы, березы или тополя. Готовые деревянные детали юрты окрашивают чаще всего растительной краской – хной. После установки юрты ее стены снаружи обкладывают циновками из чия. Сверху всю конструкцию покрывают войлоком, который заранее пропитывают раствором мела. Войлок часто украшают шелковыми или хлопчатобумажными аппликациями в виде орнамента. Деревянные и войлочные части скрепляют шнурами и ткаными лентами (баскурами) с красивым национальным узором.

Юрта состоит из трех основных элементов. Это кереге (решетчатые стены), уыки (купольные жерди) и шанырак (отверстие в куполе вместо окна). Все детали делают из дерева - ивы, березы или тополя. Готовые деревянные детали юрты окрашивают чаще всего растительной краской – хной.

После установки юрты ее стены снаружи обкладывают циновками из чия. Сверху всю конструкцию покрывают войлоком, который заранее пропитывают раствором мела. Войлок часто украшают шелковыми или хлопчатобумажными аппликациями в виде орнамента. Деревянные и войлочные части скрепляют шнурами и ткаными лентами (баскурами) с красивым национальным узором.

Внутреннее убранство юрты

Внутреннее убранство юрты

Внутри юрта разделена на несколько частей. Напротив входа располагается тор – верхнее место. Оно всегда богато украшено. Там стоят сундуки со сложенными в высокие стопки коврами и одеялами. Это место для самых почетных гостей. По правую сторону от него – мужская половина, по левую – женская. Центр юрты – место очага.

Внутри юрта разделена на несколько частей. Напротив входа располагается тор – верхнее место. Оно всегда богато украшено. Там стоят сундуки со сложенными в высокие стопки коврами и одеялами. Это место для самых почетных гостей. По правую сторону от него – мужская половина, по левую – женская. Центр юрты – место очага.

Текемет Сырмак Баскур Бау

Текемет

Сырмак

Баскур

Бау

Юрта внутри богато украшена многочисленными войлочными коврами – сырмаками и текеметами, яркими ткаными лентами – бау и баскурами. Они делают юрту настоящим произведением декоративно-прикладного искусства. Сырмаки – напольные ковры – выполняют методом аппликации. Узоры вырезают из разноцветного войлока, а швы маскируют красивой тесьмой. Текемет делают так: на распушенный слой шерсти одного цвета накладывают узорные фигуры из влажного окрашенного войлока другого цвета. Затем войлок скатывают в рулон и уплотняют. Войлочные ковры чаще всего лежат на полу, не только согревая жилище, но также украшая его. Каждый узор ковра имеет свое название и значение. С помощью узора казахские мастерицы передают добрые пожелания хозяевам юрты.

Юрта внутри богато украшена многочисленными войлочными коврами – сырмаками и текеметами, яркими ткаными лентами – бау и баскурами. Они делают юрту настоящим произведением декоративно-прикладного искусства.

Сырмаки – напольные ковры – выполняют методом аппликации. Узоры вырезают из разноцветного войлока, а швы маскируют красивой тесьмой.

Текемет делают так: на распушенный слой шерсти одного цвета накладывают узорные фигуры из влажного окрашенного войлока другого цвета. Затем войлок скатывают в рулон и уплотняют.

Войлочные ковры чаще всего лежат на полу, не только согревая жилище, но также украшая его. Каждый узор ковра имеет свое название и значение. С помощью узора казахские мастерицы передают добрые пожелания хозяевам юрты.

Тускииз Алаша

Тускииз

Алаша

Ковры, созданные умелыми руками казахских мастериц, хранят частичку тепла их души. Каждая вещь в юрте занимает строго определенное место. Тканые ковры (тускиизы, алаша) и ленты украшают шанырак и стены юрты. Тускиизы искусные мастерицы вышивают вручную разноцветными нитками. Часто они используют бисер и золотую нить. Эти удивительной красоты настенные ковры украшают самым разнообразным растительным узором. Орнаменты на настеных коврах алаша и тускииз отличаются от орнаментов напольных ковров. Узоры на тускиизе вышиваются, как правило, растительным узором.

Ковры, созданные умелыми руками казахских мастериц, хранят частичку тепла их души. Каждая вещь в юрте занимает строго определенное место. Тканые ковры (тускиизы, алаша) и ленты украшают шанырак и стены юрты.

Тускиизы искусные мастерицы вышивают вручную разноцветными нитками. Часто они используют бисер и золотую нить. Эти удивительной красоты настенные ковры украшают самым разнообразным растительным узором.

Орнаменты на настеных коврах алаша и тускииз отличаются от орнаментов напольных ковров. Узоры на тускиизе вышиваются, как правило, растительным узором.

Все в талантливых руках казахских умельцев превращалось в подлинное произведение искусства. Они умело работали с самыми разнообразными материалами – с деревом, металлом, костью, драгоценными камнями. Особое место в казахском декоративном творчестве занимает изготовление и украшение конских седел. Раньше конское снаряжение – седло, вожжи, сбрую и другие детали – украшали в зависимости от статуса хозяина. Особенной красотой и изяществом отличалось конское снаряжение для богатых девушек и юношей. Мастера украшали их драгоценными камнями и серебром.

Все в талантливых руках казахских умельцев превращалось в подлинное произведение искусства. Они умело работали с самыми разнообразными материалами – с деревом, металлом, костью, драгоценными камнями.

Особое место в казахском декоративном творчестве занимает изготовление и украшение конских седел. Раньше конское снаряжение – седло, вожжи, сбрую и другие детали – украшали в зависимости от статуса хозяина. Особенной красотой и изяществом отличалось конское снаряжение для богатых девушек и юношей. Мастера украшали их драгоценными камнями и серебром.

Казахское оружие – рукоятки мечей, кинжалов, колчаны для стрел - также богато украшались орнаментом, насечками из золота и серебра, инкрустировались драгоценными камнями.

Казахское оружие – рукоятки мечей, кинжалов, колчаны для стрел - также богато украшались орнаментом, насечками из золота и серебра, инкрустировались драгоценными камнями.

Казахские мастера зергеры изготовляли неповторимые по своему изяществу ювелирные украшения. Прекрасны серебряные браслеты, кольца, подвески для девушек. Но не менее красивы и мужские пояса с серебряными накладками.

Казахские мастера зергеры изготовляли неповторимые по своему изяществу ювелирные украшения. Прекрасны серебряные браслеты, кольца, подвески для девушек. Но не менее красивы и мужские пояса с серебряными накладками.

В прежние времена казахские девушки и юноши носили национальную одежду, украшенную вышивкой и орнаментом. Казахский народный костюм создавался для нелегкой кочевой жизни в бескрайних просторах степей. Одежда должна была быть простой по покрою, чтобы за ней легко было ухаживать, и в то же время красивой и нарядной. Основными материалами для изготовления одежды были кожа, войлок, шерстяное сукно «шекпен», а в богатых семьях – бархат, шелк, дорогие меха. Костюм вышивали шелком, золотыми и серебряными нитями, украшали бисером, бусами, бахромой, перьями филина, которые должны были защитить человека от «дурного» глаза. Особенно тщательно орнаментировали открытые срезы одежды – ворот, подол, рукава, края штанин – считалось, что это предохранит от проникновения к телу злых сил.

В прежние времена казахские девушки и юноши носили национальную одежду, украшенную вышивкой и орнаментом.

Казахский народный костюм создавался для нелегкой кочевой жизни в бескрайних просторах степей. Одежда должна была быть простой по покрою, чтобы за ней легко было ухаживать, и в то же время красивой и нарядной. Основными материалами для изготовления одежды были кожа, войлок, шерстяное сукно «шекпен», а в богатых семьях – бархат, шелк, дорогие меха. Костюм вышивали шелком, золотыми и серебряными нитями, украшали бисером, бусами, бахромой, перьями филина, которые должны были защитить человека от «дурного» глаза. Особенно тщательно орнаментировали открытые срезы одежды – ворот, подол, рукава, края штанин – считалось, что это предохранит от проникновения к телу злых сил.

Россия издавна славится народными промыслами. Талантливые мастера создают свои произведения из самых разнообразных материалов – глины и металла, дерева и пряжи. Так, в старинном селе Хохлома расписывают посуду и мебель, в селе Гжель – фарфор. В деревне Жостово – подносы, в Палехе – лаковые шкатулки, а в Павлово – Посадском – ткут платки.

Россия издавна славится народными промыслами. Талантливые мастера создают свои произведения из самых разнообразных материалов – глины и металла, дерева и пряжи. Так, в старинном селе Хохлома расписывают посуду и мебель, в селе Гжель – фарфор. В деревне Жостово – подносы, в Палехе – лаковые шкатулки, а в Павлово – Посадском – ткут платки.

Жостовская роспись – это декоративная живопись на металлических подносах, которые после росписи масляными красками покрывают бесцветным лаком. Изображенные на них букеты цветов, фрукты выполнены энергичными мазками ярких красок на черном или цветном фоне. Разнообразные узоры из букетов и фруктов на жостовских подносах неповторимы по своей композиции и сочетаниям красок.

Жостовская роспись – это декоративная живопись на металлических подносах, которые после росписи масляными красками покрывают бесцветным лаком.

Изображенные на них букеты цветов, фрукты выполнены энергичными мазками ярких красок на черном или цветном фоне.

Разнообразные узоры из букетов и фруктов на жостовских подносах неповторимы по своей композиции и сочетаниям красок.

Изделия из полуфаянса (сосуды, скульптурные фигурки), производство которых началось в Гжели с конца 18 века, отличают свои характерные особенности. Их делали из беложгущихся глин, не требующих покрытия поверхности эмалью, и покрывали бесцветной прозрачной глазурью. Полуфаянс украшали кобальтом (синей краской). Преобладали в росписи плоскостные растительные узоры, выполненные свободными кистевыми приемами. Композиция состояла из букетов, венков, бордюров разной ширины. В первой четверти 19 века в Гжели было освоено производство посуды и декоративных фигурок из фарфора. В настоящее время Гжель специализируется на фарфоровой посуде и скульптурах сувенирного характера.

Изделия из полуфаянса (сосуды, скульптурные фигурки), производство которых началось в Гжели с конца 18 века, отличают свои характерные особенности. Их делали из беложгущихся глин, не требующих покрытия поверхности эмалью, и покрывали бесцветной прозрачной глазурью. Полуфаянс украшали кобальтом (синей краской). Преобладали в росписи плоскостные растительные узоры, выполненные свободными кистевыми приемами. Композиция состояла из букетов, венков, бордюров разной ширины. В первой четверти 19 века в Гжели было освоено производство посуды и декоративных фигурок из фарфора. В настоящее время Гжель специализируется на фарфоровой посуде и скульптурах сувенирного характера.

Особое место в русском народном творчестве занимает игрушка. Игрушечных народных промыслов существовало очень много . В селе Богородское в 17 веке появилась резная игрушка из неокрашенной липы. Ее так и называют до сих пор – борогодская игрушка. Эти игрушки имеют одну особенность: они подвижны. Стучат по очереди молотками кузнецы, стоит дернуть за веревочку - и птица начинает махать крыльями, а медведь играть на балалайке.

Особое место в русском народном творчестве занимает игрушка. Игрушечных народных промыслов существовало очень много . В селе Богородское в 17 веке появилась резная игрушка из неокрашенной липы. Ее так и называют до сих пор – борогодская игрушка. Эти игрушки имеют одну особенность: они подвижны. Стучат по очереди молотками кузнецы, стоит дернуть за веревочку - и птица начинает махать крыльями, а медведь играть на балалайке.

Знаменитая на весь мир матрешка на Руси появилась благодаря японской кукле Кокеси. Она так понравилась русским мастерам, что они решили сделать свою игрушку – не хуже японской. Матрешка – игрушка с секретом. Снимаешь верхнюю часть, а внутри еще одна матрешка – поменьше. Раскрываешь ее, а там – еще одна. И так в одной матрешке могут прятаться 7, 9 и более фигурок. Матрешку вытачивают из березы или липы, а затем расписывают яркими цветами: красными, желтыми, синими.

Знаменитая на весь мир матрешка на Руси появилась благодаря японской кукле Кокеси. Она так понравилась русским мастерам, что они решили сделать свою игрушку – не хуже японской. Матрешка – игрушка с секретом. Снимаешь верхнюю часть, а внутри еще одна матрешка – поменьше. Раскрываешь ее, а там – еще одна. И так в одной матрешке могут прятаться 7, 9 и более фигурок. Матрешку вытачивают из березы или липы, а затем расписывают яркими цветами: красными, желтыми, синими.

Самые знаменитые глиняные игрушки – дымковские – появились в бывшей слободе Дымково. Эту игрушку невозможно спутать ни с какой другой. Сказочные кони и олени, роскошные барышни и кавалеры радуют глаз праздничным сочетанием розового, желтого, красного, синего, оранжевого и, конечно, белого цветов. Дымковские игрушки просты и выразительны по форме. Размером они небольшие – величиной с ладонь. Все образы, которые издавна существуют в русской игрушке, есть и у дымковских мастеров, но есть такие персонажи, которых нет ни в одном игрушечном глиняном промысле: «ученые» медведи, козы в сарафанах, мальчишки и скоморохи на козлах и свиньях, играющие собачки, няни с детьми, девицы у колодца.

Самые знаменитые глиняные игрушки – дымковские – появились в бывшей слободе Дымково. Эту игрушку невозможно спутать ни с какой другой. Сказочные кони и олени, роскошные барышни и кавалеры радуют глаз праздничным сочетанием розового, желтого, красного, синего, оранжевого и, конечно, белого цветов. Дымковские игрушки просты и выразительны по форме. Размером они небольшие – величиной с ладонь.

Все образы, которые издавна существуют в русской игрушке, есть и у дымковских мастеров, но есть такие персонажи, которых нет ни в одном игрушечном глиняном промысле: «ученые» медведи, козы в сарафанах, мальчишки и скоморохи на козлах и свиньях, играющие собачки, няни с детьми, девицы у колодца.

Хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских народных художественных промыслов. Изделия хохломской росписи отличает оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы, в основном посуду, после специальной обработки расписывают растительным узором в свободной кистевой манере письма, а затем покрывают лаком и закаляют в специальной печи.

Хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских народных художественных промыслов. Изделия хохломской росписи отличает оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы, в основном посуду, после специальной обработки расписывают растительным узором в свободной кистевой манере письма, а затем покрывают лаком и закаляют в специальной печи.

Городецкая роспись – это преимущественно фантастические цветы, птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры. Городецкая роспись – яркая, лаконичная, ее отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок – растения, животные. Все элементы узоров городецких мастеров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко-желтом фоне.

Городецкая роспись – это преимущественно фантастические цветы, птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.

Городецкая роспись – яркая, лаконичная, ее отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок – растения, животные. Все элементы узоров городецких мастеров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко-желтом фоне.

Полхов - майданские сувениры – это матрешки, грибки-коробочки, чашки для фруктов, вазы, кубышки-сахарницы. Основным мотивом полхов – майданской росписи является цветок шиповника – алый пятилистник. Часто это яркая роза, вокруг которой располагаются мелкие цветочки и зеленые листья.

Полхов - майданские сувениры – это матрешки, грибки-коробочки, чашки для фруктов, вазы, кубышки-сахарницы.

Основным мотивом полхов – майданской росписи является цветок шиповника – алый пятилистник. Часто это яркая роза, вокруг которой располагаются мелкие цветочки и зеленые листья.

Благородной простотой формы и узоров, но вместе с тем сочной расцветкой выделяются среди прочих образцов народного декоративно-прикладного искусства филимоновские глиняные свистульки. Ярко-красные, зеленые полоски, кружочки, волнообразные линии, елочные ветки на белом или желтом фоне украшают фигурки барынь, баранчиков, петухов, коров, делая их привлекательными и занятными для детворы и взрослых.

Благородной простотой формы и узоров, но вместе с тем сочной расцветкой выделяются среди прочих образцов народного декоративно-прикладного искусства филимоновские глиняные свистульки.

Ярко-красные, зеленые полоски, кружочки, волнообразные линии, елочные ветки на белом или желтом фоне украшают фигурки барынь, баранчиков, петухов, коров, делая их привлекательными и занятными для детворы и взрослых.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Декоративно-прикладное искусство народов Казахстана

Автор: Рыжова Надежда Федоровна

Дата: 22.02.2017

Номер свидетельства: 394605


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства