Ориентирующий | - Послушайте стихотворение. Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живём, Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовём. - О чём эти строки? (О Родине, о родном крае.) -Что для вас означает слово Родина? Как вы думаете, с чего для каждого из нас она начинается? (Наша Родина начинается с природы родного края. ) -У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Родина - это наша страна Россия, с её прекрасной природой, людьми. Нет на земле человека, который бы не любил природу, не любовался бы её ясным небом, цветущими садами, закатами. Природа всегда нас манит своей неповторимой красотой, и каждый раз предстаёт перед нашим взором то ласковая, то суровая, но всегда как настоящее чудо. Каждый народ любит природу своей страны. О её красоте поют песни, пишут стихи, образ природы воспевают художники. – Отгадайте загадку: Если видишь, на картине нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная равнина, или поле и шалаш, Обязательно картина называется… (пейзаж). - Сформулируйте тему урока. (Предположения детей.) Тема урока: «Пейзаж родной земли» А какая задача будет на уроке? (Показать красоту нашей родной земли.) | Отвечают на вопросы и отгадывают загадку. |
Деятельностный | - Как называют художников, изображающих природу?(Пейзажисты.) Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определённый смысл. В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико. -Посмотрите на доске репродукции картин русских художников. Назовите их имена. - Какое настроение вам навевают эти пейзажи? (Весёлое, тоскливое, грустное, радостное, душевный трепет, умиротворение, любовь к родной природе,…) - Какие средства выразительности использовали художники для передачи настроения природы в разное время года?(Свет(светотень), цвет(цветовой контраст), композиционный центр и др.) – Цветовой строй картины создает её колорит. – Как вы считаете, какой цвет вызывает радость? (Теплый, светлый, и т. д.) – Почему все пейзажи такие разные, хотя посвящены одной теме – изображению природы? Правила при изображении пейзажа. -Сегодня на уроке вам предстоит побывать в роли художников-пейзажистов. Вы будете изображать красками на бумаге пейзаж родной земли по представлению. Но сначала давайте обговорим правила при изображении пейзажа. 1. При создании пейзажа особенно важна работа над его композицией. -Кто ответит - что такое «композиция»?( Это правильный выбор размеров и расположения предметов на рисунке. Расположить предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое.) 2.Скажите, как правильно компоновать пейзаж?( Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше). • На ближнем плане все предметы воспринимаются и изображаются наиболее объёмно, чётко. Их светотень и окраска контрастны. • На втором плане -это всё смягчается, а на дальнем, третьем плане -всё изображение сливается в воздушной дымке. • При удалении меняется и цвет предметов. Прикрываясь воздушной дымкой, они приобретают цвет этой дымки; для передачи пространства надо ближние предметы изображать выразительно, ярко окрашенными, а удалённые- бледными. • Порядок работы. 1 этап- выбрать расположение альбома, определение высоты горизонта, выбор точки зрения. 2 этап- построение композиции, организация пространства на листе. 3этап- живописный подмалёвок (замалёвок)- выбор цветотонового соотношения неба, земли, предметов, деревьев, воды. Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. -Как изменить цвет краски, если это вам понадобится?(Смешивание красок на палитре или прямо в изображении.) Закройте глаза и представьте тот уголок родной земли, который вы будете рисовать. - А теперь, мои юные художники, за работу. | Отвечают на вопросы. |
Рефлексия | -Сегодня вы прикоснулись к миру искусства, став художниками – пейзажистами. Чей пейзаж готов уж к сроку? Приносите, не ленитесь, Красотою подивитесь. Мастеров здесь целый класс Полюбуемся на вас. Дополните фразы: - Я сегодня на уроке научилась…… - Сегодня у меня получилось…. - Мне было интересно, потому что…. -Мне понравилось… -Мне было трудно… | Показывают и оценивают работы. |