Просмотр содержимого документа
«Светотень, объём, полутень, тень, блик. Натюрморт (рисование по памяти и представлению)»
Тема: Светотень, объём, полутень, тень, блик. Натюрморт (рисование по памяти и представлению)
Цели:
1. Научить учащихся самостоятельно выполнять рисунок.
2. Развитие зрительной памяти, образного воображения, композиционного мышления, художественного вкуса.
3. Воспитание любви к окружающему миру и искусству родного края.
Задачи:
обучить рисовать фрукты и овощи по представлению;
расширить представление детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами художников в этой области;
закрепить умение размещать на листе предметы;
рисовать доступными графическими средствами;
развивать воображение, зрительную память; развить способность к композиционному моделированию, пробудить фантазию;
способствовать развитию линейного построения.
воспитать толерантное отношение друг к другу, научить воспринимать критику - умение выделять недостатки и видеть положительное.
Оборудование:
Для учителя: карандаш, бумага формата (А3), ластик, мел, презентация.
Для учащихся: карандаш, бумага формата (А4), ластик.
Тип урока:комбинированный.
Этапы урока:
1. Организационный момент
2. Проверка знаний и умений, полученных на предыдущих уроках
3. Объяснение новой темы
4. Практическая работа
5. Рефлексия
6. Экспресс-выставка. Итог урока
7. Домашнее задание
Ход урока:
1. Орг. Момент.
2. Повторение изученного материала.
- Какие жанры изобразительного искусства вам знакомы?
- Рассмотрите внимательно репродукции картин, они вам помогут правильно ответить на поставленный вопрос.
- Отгадайте загадки «Доскажи словечко»:
ПЕЙЗАЖ
Если видишь: на картине нарисована река.
Или в домик в дымке синей, или луг и облака,
Или тонкая рябина,
Или поле иль шалаш –
Это значит, что картина называется … (пейзаж)
ПОРТРЕТ
Если видишь, ты с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется… (портрет)
НАТЮРМОРТ
Если видишь на картине
самовар ты на столе,
Или виноград в корзине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу – знай
Что это… (натюрморт)
3. Объяснение новой темы.
- Сегодня на уроке речь пойдёт о натюрморте. А что такое натюрморт?
(изображение неподвижных предметов)
- В словаре: Натюрморт - с франц. "мертвая натура" или "неживая натура".
В Англии называли натюрморт - "тихая жизнь". Он может состоять из неодушевленных предметов и включать природные формы.
Дополнительный материал:
- Искусство натюрморта появилось в Голландии в начале 17 века. Художники обращали внимание на обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов. Дополняли мотив натюрморта и изображением людей, животных, птиц, насекомых.
4. Сообщение темы и цели урока.
- Тема: Учимся рисовать натюрморт с овощами (по представлению).
- Цели и задачи: научиться рисовать фрукты и овощи по представлению, составлять свою композицию (натюрморт).
- Чем отличается рисование по памяти от рисования с натуры? (наличием (отсутствием) предмета, который будем рисовать).
- Назовите овощи и фрукты.
- Можно ли овощи изобразить в геометрических фигурах?
Творческая игра.
- Предлагаю вам игру. К доске сейчас выйдет 3 человека (по 1 с каждого ряда).
Им предлагается по одной геометрической фигуре, в которой нужно нарисовать тот овощ или фрукт, который эта фигура напоминает, и составить общий натюрморт на листе.
- Скажите, с чего начинают рисовать натюрморт? (С расположения на листе).
- Расположение на листе называется компоновка (новые слова появляются на доске).
- Как вы думаете, что ещё важно учитывать при рисовании натюрморта? (размер изображаемых предметов).
- Какой из трех рисунков содержит правильное построение натюрморта? (2)
Почему? Докажите?
1. 2. 3.
– Посмотрите натюрморты, с изображением различных овощей и фруктов.
Все предметы, изображённые на них, имеют объёмную форму, а не плоское изображение.
Для того, чтобы показать объём предмета художники пользуются градацией света и тени.
- Что такое светотень? (Освещённые и теневые части на натюрморте).
- Что такое свет и тень, а также их промежуточные ступени, вы узнаете из учебника по изобразительному искусству (чтение детьми вслух).
- Лист – это стол. Мама купила фрукты и овощи. Какие бы вы хотели, чтобы мама купила фрукты и овощи. Найдите каждому фрукту, овощу своё место на скатерти. Помните о том, какие ошибки вы не должны допускать.
На доске.
- Нарисуйте по памяти и представлению овощи и фрукты карандашом, с нанесением светотеней.
6. Физминутка для глаз во время практической работы.
7. Рефлексия.
Итак, прежде чем мы проведём экспресс-выставку ваших работ, давайте попробуем выразить впечатления об уроке (раздать детям карточки разного цвета).
Зеленый цвет будет обозначать гармоничное, комфортное состояние, а желтый - спокойное и ровное, красный - тревожное.
Оцените свое эмоциональное состояние на уроке и поместите карточки в специально подготовленные кармашки.
Экспресс-выставка.
Итак, наш урок подошёл к концу.
- В каком жанре живописи мы сегодня с вами работали?
- Что нового узнали на уроке?
- Как вы думаете, сможете ли вы применить всё, чему сегодня научились в будущем? Ответы учащихся Спасибо.
8. Домашние задание.
- Поставьте дома перед собой натюрморт из двух предметов и выполните набросок с натуры.
- принесите на следующий урок краски и кисточки, и рисунок, начатый на уроке сегодня.
разработка урока по ИЗО
на тему
«Светотень, объём, полутень, тень, блик. Натюрморт (рисование по памяти и представлению)»