Рабочая программа кружка по изобразительному искусству "Умельцы" для учащихся 5 классов
Рабочая программа кружка по изобразительному искусству "Умельцы" для учащихся 5 классов
Программа кружка «Умельцы» создана на основе многолетних наблюдений за работой детей, которых, без сомнения, можно назвать талантливыми.
Дети, прислушиваясь к своей природе, ощущают себя инструментами сил созидания и гармонии. Программа обучения в кружке «Умельцы» ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и воспитания, как единое целое. Программа способствует формированию у обучающихся духовной культуры, побуждает к творчеству, желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА…………………………………………………………………………………………………………...... 14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного основного общего образования, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Сборник программ дополнительного образования детей. Образовательная программа «Умельцы» для обучающихся в объединениях декоративно – прикладного творчества: автор – составитель Т. В. Иванова.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-Ф3 (ст. 9,13,14, 15,32).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года;
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. №1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Фундаментальное ядро содержания общего образования (Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.
Концепция учебно - методического комплекса «Школа России». Пособие для учителей (Под ред. А. А. Плешакова, О. А. Железниковой. М.: Просвещение, 2013)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва "О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организация обучения в образовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. №23290).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Под ред. В. Тишкова, А. Кондакова, А. Данилюка. М.: Просвещение, 2014).
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 № 555 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».
Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год.
Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 № 01-14/1256).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ»
Программа кружка «Умельцы» создана на основе многолетних наблюдений за работой детей, которых, без сомнения, можно назвать талантливыми.
Дети, прислушиваясь к своей природе, ощущают себя инструментами сил созидания и гармонии. Программа обучения в кружке «Умельцы» ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и воспитания, как единое целое. Программа способствует формированию у обучающихся духовной культуры, побуждает к творчеству, желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру.
Изобразительная деятельность создаёт особые предпосылки для формирования социально – активной, творческой личности способной изменить мир. Формирование такой личности является результатом участия ребёнка в творческом процессе, тесно соединяющего духовность и познание, обеспечивающем ребёнку постоянный трепет положительных эмоций, чувств, переживаний и что особенно ценно, воображения.
«Воображение более важно, чем знание» высказывание Альберта Эйнштейна. Воображение – это уникальная способность человека. Развивать и тренировать её надо с детского возраста, так как в этом возрасте дети активно и непосредственно выражают своё восприятие мира. Поэтому набор в кружок «Умельцы» проводится с младшего школьного возраста.
Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт, живые примеры из окружающей действительности.
Занятия в объединении «Умельцы» ставят своей целью приобщение обучающихся к истокам национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность.
Задачи:
обучать основам образного языка, по памяти и воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках и лепке: формы, пропорций, объёма, перспективы, светотени, композиции;
научить детей правильно работать с пластилином, ножницами, бумагой, тестом;воспитывать аккуратность, усидчивость, внимательность, умение работать коллективно;
развивать творческое воображение, ассоциативное мышление, зрительную и образную память;
формировать культуру взаимодействия с природой, формировать эмоционально – чувственные связи с явлениями природы;
формировать духовную культуру и потребность постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художника, к своему труду.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Все вышесказанное учитывалось при составлении программы «Умельцы», рассчитанной на шесть лет. За основу взят сборник программ дополнительного образования детей, программа «Изобразительное искусство и художественный труд», который входит в учебный комплект «Школа России». Главное в программе «Умельцы» - чувства ответственности за свою страну; создание условий для его самопознания и самовоспитания. Воспитание учащихся, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешной реализации моей программы.
Программа, кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе занятий, предусматривает беседы об искусстве и их показ, развивает у обучающихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяет представление о культуре прошлого и настоящего.
В программу заложены следующие принципы:
- принцип доступности, последовательности усложнения задач;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их психического и физического развития;
- ориентация на потребности личности и общества в образовании и оздоровлении детей;
- принцип корректировки программ с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности и воспитанности личности, ее адаптации к современной социокультурной среде;
- принцип индивидуализации, предполагающей учёт индивидуальных возможностей и способностей ребёнка;
- индивидуализация, которая предполагает специально организованную деятельность по развитию способностей и качеств личности в соответствии с природными задатками и жизненным опытом;
- системность, предполагающая взаимосвязь и преемственность опыта и знаний
Обоснование работы учебной группы
Педагог учитывает физиологические особенности детей, осуществляет индивидуальный подход:
- ограниченное количество занимающихся в кружке 15 человек;
- демократический стиль общения с детьми;
- такт, уважительное отношение к детям;
- умение убеждать, увлекать, «зажигать» детей;
- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
- применение на занятиях в кружках различных форм и методов обучения, направленных на развитие личности ребёнка.
Организация жизни ребёнка в кружке
Организуя жизнь детей в кружках, и общаясь с ними, нужно способствовать развитию у них эстетического чувства:
- воспитывать любовь к чистоте, порядку и отрицательное отношение ко всему грязному, неряшливому;
- любовь и интерес к музыке, природе, художественному слову, произведению искусств;
- обогащать эмоциональную жизнь детей.
ОПИСАНИЕ И МЕСТО КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста. Методика проведения кружковой работы с обучающимися строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы в материале. Причём, увлекательными здесь являются как сама задача, так и технический процесс, связанный с её осуществлением. Решение творческих и технических задач не слишком трудоёмки и утомительны. Как правило, они рассчитаны на определённый отрезок времени – выполняются в течение одного – двух занятий, в среднем звене в течение нескольких занятий.
Каждый год обучения по данной программе имеет свою общую тематическую направленность.
Программа обучения рассчитана на 68 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Программа построена по принципу «расширяющейся спирали». Уровень решаемых задач с каждым годом становится не только сложнее, но и многообразнее.
В конце каждой темы проводится итоговое занятие, организуется выставка работ обучающихся.
В группы принимаются все желающие, специального отбора не производится. На начало и конец учебного года проводится диагностика знаний, умений детей по изобразительному искусству.
Программа является вариативной, допускаются некоторые изменения в тематику и форму проведения занятий, количество часов на изучение темы.
Занятия проводятся в форме игры, конкурса, викторин, экскурсий и практических занятий, дидактических игр, встреч с интересными людьми, бесед, обсуждений, консультаций, презентаций, праздников, мероприятий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ»
В результате обучения кружковцы
должны знать:
- технику безопасности на занятиях;
- основные приёмы работы в различных жанрах изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, автопортрет);
- виды изобразительного искусства (графика, скульптура, живопись);
- выдающиеся произведения известных художников.
должны уметь:
- изображать природу и постройки, передавать их расположение в пространстве;
- делать по наблюдению с натуры зарисовки отдельных предметов, человека;
- пользоваться техникой аппликации для создания коллективных панно;
- конструировать объёмы, формы усложняя их декоративными деталями;
- участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;
- проводить экскурсии по выставке работ учащихся своего коллектива для учащихся других классов, учителей, гостей школы, родителям.
- работать в определённой цветовой гамме (холодной, тёплой).
- прорезать сложные слои бумаги для получения ажурных узоров.
- уметь выражать свои чувства через рисунок.
- соединять объёмные формы, в более сложные конструкции.
- передавать движение фигуры человека и животного в рисунках, лепки, аппликации.
- наблюдать натуру с целью передачи в рисунке её особенностей;
- рационально использовать площадь листа, изображать предметы крупно;
- передавать выразительные особенности форм и размера предметов (высокий, низкий, большой, маленький);
- находить цвета для изображения разных времён года;
- передавать в рисунке по наблюдению с натуры основные элементы строения предмета;
- сознательно выбирать расположение и место в зависимости от содержания рисунка;
- различать в рисунке, аппликации ближние и дальние предметы;
- доброжелательно обсуждать работу кружковцев, сотрудничать друг с другом;
- самостоятельно выполнять все виды работ.
В конце обучения обучающиеся должны знать:
- технику безопасности на занятиях;
- основные приёмы работы в различных жанрах изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, автопортрет);
- виды изобразительного искусства (графика, скульптура, живопись, коллаж, дизайн);
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ»
Методы:
• научно-исследовательский;
• метод проектов;
• коммуникативная методика;
• личностно-ориентированный метод;
• метод креативного мышления;
• репродуктивный метод;
• метод критического мышления;
Программа осуществляется:
• через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
• через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
• в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);
• через сотрудничество с детскими общественными организациями;
• через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения села.
Программа учебного года «Волшебный мир»
Цель: развивать творческие способности посредством различных видов прикладного творчества, создать условия для творческой самореализации личности ребёнка.
Задачи:
• научить понимать и применять профессиональные термины, ориентироваться в разновидностях декоративно - прикладного искусства;
• научить наблюдать и передавать в сюжетных работах пропорции, композиции, содержание и форму предметов живой и неживой природы;
• продолжать учить правильно и самостоятельно владеть различными техниками (батиком, витражом, декупажем и т.д.)
Материал: акриловые краски, гуашь, ткань, рамка для картины.
Живая душа природы
Изготовление панно «Котёнок и стрекоза»
- Рассказ и показ учителя, подготовка фона, лепка котёнка.
- Роспись котенка, изготовление цветов из кожи.
- Соединение картины в одно целое.
Материал: акриловые краски, рамка для картины, клей, тесто, кожа.
Сюжеты сказок (витраж)
- Создание эскиза
- Перенос рисунка на стекло
- Нанесение резерва на рисунок
- Рисование витражом
- Продолжение работы
Материал: рамка для картины, витражные краски.
Истоки творчества.
Пейзаж (в технике батик, живопись)
- Создание эскиза, подготовка подрамника, перенос рисунка на ткань.
- Нанесение резерва на рисунок.
- Продолжение работы, рисование батиком.
Материал:подрамник, рамка для картины, резерв, батик, ткань.
Натюрморты (в технике витраж, графика на выбор учащихся).
- Создание эскиза.
- Перенос рисунка на ткань, на бумагу. Нанесение резерва.
- Продолжение работы, роспись
- Продолжение работы, роспись (прорисовка мелких деталей).
- Выставка работ кружковцев
Материал: клей, цветная бумага.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование темы
Всего часов
В том числе.
Теория
Практ.
1.
Искусство видеть
18
2
16
2.
Природа источник вдохновения (декупаж)
16
4
12
3.
Мир моей души «Украшения для интерьера»
12
4
8
4.
Живая душа природы
12
2
10
5.
Истоки творчества. «Прикольные подарки»
10
2
8
Итого
68
14
56
Тематический план по темам
№ п/п
Наименование темы
Всего часов
Теория
Практ.
1.
Искусство видеть
18
2
16
Изготовление панно «Изготовление оберегов»
6
2
4
«Изготовление венков (с яблоками и брусникой, с фруктами и цветами)»
6
6
Изготовление панно «Жар - птица»
6
6
2.
Природа источник вдохновения (декупаж)
16
4
12
Оформление бутылок в технике декупаж.
8
4
4
Роспись бутылок + декупаж
4
4
Изготовление подарков в технике декупаж.
4
4
3.
Мир моей души «Украшения для интерьера»
12
4
8
Изготовление коробочки для рукоделия.
8
4
4
Изготовление панно «Синяя графика».
4
4
4.
Живая душа природы
12
2
10
Изготовление панно «Котёнок и стрекоза»
6
2
4
Сюжеты сказок (витраж)
6
6
5.
Истоки творчества.
10
2
8
Пейзаж (в технике батик, живопись)
4
4
Натюрморты (в технике витраж, графика).
4
2
2
Итого
68
14
54
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСЕОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методические пособия:
1. Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству 5 – 7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / Е. А. Губина – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Лобанова В. А. Керамическая скульптура и пластика. 5 – 7 классы / – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Туманова Е. С. Изобразительное искусство. 4 – 8 классы. В мире красок народного творчества /– Волгоград: Учитель, 2009.
4. Ефимова Л. В. Русский народный костюм / Л. В. Ефимова. — М., 1989
5. Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Учебно-практическое оборудование
Краски акварельные, гуашевые.
Тушь.
Цветные карандаши
Бумага А4.
Бумага цветная.
Фломастеры.
Восковые мелки, пастель
Кисти беличьи, кисти из щетины.
Емкости для воды.
Пластилин.
Клей.
Ножницы.
Экранно-звуковые пособия
Б. М. Неменский. Изобразительное искусство (с приложением на электронном носителе). 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.
Диск. Что такое искусство. ООО «Видеостудия Кварт» www ckvart.ru
Диск «Русский народный костюм». www swavt/ru
Фильм «Народные промыслы». ФГУП «Фильмофонд Центрнаучфильм». Видеостудия «Кварт». М., 2007.
Интернет ресурсы
http://www.renclassic.ru/Ru/33/1133/1283/
http://www.heyhey.ru/tag/фараон/
http://fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://jivopis.ru/
http://izoselfportrait.narod.ru/
http://www.art-catalog.ru/
http://www.plakaty.ru/
http://www.nearyou.ru/
http://www.kulturamira.ru/
Технические средства обучения
Экспозиционный экран.
Телевизор, DVD - проигрователь.
Модели и натурный фонд
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Керамические изделия.
Предметы быта для натурной постановки.
Муляжи для рисования.
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Оборудование кабинета
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.