kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 2 класс. Образовательная система "Начальная школа XXI века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа к учебнику Савинкововой Л.Г., Ермолинской Е.А.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 2 класс. Образовательная система "Начальная школа XXI века"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 с.п. «Село Хурба»




Рабочая программа

по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

2 класс


«Начальная школа XXI века»



Рабочая программа составлена на основе

  • федерального государственного образовательного стандарта. (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»),

  • примерной образовательной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1. – 4 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 400с.) – (Стандарты второго поколения),

  • учебного плана и авторской программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» автор Емолинская Е. А. (Изобразительное искусство: 1—4 классы: рабочая программа / Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. — М. :Вентана-Граф, 2017. — 63 с.)


  • методического пособия по «Изобразительному искусству» автор Ермолинская Е. А. (Изобразительное искусство : 1 класс : методическое пособие. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 119 с.)


Составитель:

учитель начальных классов

Сырова В. В.

Решение педагогического совета

Протокол №


от « » августа 2020года


«Согласованно»:

зам. директора по УМР


_________________ Самсонова Н.Н.


«______» __________ 2020-2021 уч. г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №1

с.п. «Село Хурба»


___________________ Артеменко Е.Н.


«________» _________2020-2021 уч. г.


Рабочая программа

по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

2 класс

«Начальная школа XXI века»


на 2020-2021 учебный год




учитель: Сырова В. В.





I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа нового поколения по изобразительному искусству для начальной школы создана на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения) и Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Данная программа учитывает опыт и современные направления педагогики искусства, научно-методические концепции, технологии обучения, а также те изменения, которые произошли в культурном пространстве России, новые имена и тенденции в искусстве.

Изобразительное искусство в школе выступает условием и механизмом познания мира детьми в процессе активного творчества. Содержание художественного образования в программе опирается на возрастные и психические особенности младших школьников, на присущие возрасту формы мышления: логические, художественно-образные, художественно-действенные.

Значение изобразительного искусства для начальной школы определяется в первую очередь его духовно-нравственным содержанием, знаково-символическим характером и творческим опытом учащегося.



II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Целью обучения изобразительному искусству в начальной школе является разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

• воспитание художественной культуры личности как части духовной культуры на основе творческих методов эстетического познания;

• воспитание эстетических и нравственных чувств, любви к родной природе, уважения к культуре народов многонациональной̆ России и других стран;

• формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира и развитие потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);

• развитие художественного восприятия искусства и окружающего мира, фантазии и воображения, умений и навыков сотрудничества в художественной̆ деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном, дизайне, архитектуре) и их роли в жизни человека и общества;

• овладение начальной изобразительной грамотой̆, приобретение опыта работы c разными художественными материалами.


Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

• развитие эмоционально-образного восприятия визуального мира и интереса школьников к его художественному познанию;

• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, скульптуры и дизайна;

• развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительной памяти;

• формирование у учащихся устойчивого интереса к изобразительному искусству, эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности, основанного на приобщении к выдающимся памятникам культуры (архитектуры, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, народного творчества и дизайна);

• накопление опыта практической художественной деятельности (изображение на плоскости и в объёме с натуры, по памяти, воображению, представлению), необходимого для полноценного приобщения учащихся к процессу овладения разными способами художественно-творческого самовыражения.

Особенностью данной линии УМК является интегрированный характер процесса организации занятий по освоению изобразительного искусства. Основу такого обучения составляют три базовые позиции:

• экологический подход (опора на возраст ребёнка, его интересы и предпочтения);

• региональный подход (опора на искусство, которое рядом, его можно увидеть в подлинниках, оно является базой для освоения мирового искусства);

• полихудожественный подход (опора на эмоционально-образную сферу ребёнка, на разные виды искусства в освоении тем, художественных понятий, выразительного языка искусства).

Структура, содержание, основные направления творческого развития ребёнка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические и методологические подходы программы опираются на научные школы Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» А. В. Бакушинского и Б. П. Юсова.


В содержании программы учитываются следующие принципы (сформулированные Б. П. Юсовым).

Духовное возвышение ребёнка. Воспитание у детей духовных потребностей и интересов; развитие возвышенных чувств, возникающих при восприятии произведений искусства; развитие бережного

отношения к культурному наследию разных регионов России и народов мира.

Действие, радость, увлечённость работой.

Художественное творчество должно вызывать у детей чувство радости и желание участвовать в коллективном творческом проекте. Такая форма работы учит детей взаимодействовать между собой, свободно высказывать своё мнение, творчески и неординарно мыслить.

Живое общение с искусством. Необходимо приобщать детей к художественному слову, живой музыке, знакомить с оригиналами произведений изобразительного искусства. Творческий продукт по возможности должен рождаться на глазах у детей, в том числе создаваться их собственными силами, их руками.

Освоение разнообразных сторон жизни (природа, животные, архитектура, произведения искусства). Важно дать детям представление о многообразии мира, показать связь природных условий, в которых живут разные народы, с их жизненным укладом, духовными ценностями, архитектурой, искусством.

Сенсорное насыщение представлений и действий детей. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность должны дать учащимся возможность научиться воспринимать действительность во всей полноте с помощью разных чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.

Активное творчество учащихся. Развитие творческих способностей у ребёнка происходит только при его активной художественной деятельности и при условии сотворчества учителя и учащихся.

Принцип целостности. Это ведущий принцип, который предусматривает систематическое развитие у школьников способности художественно-образного восприятия произведений искусства и создания художественного образа в собственных творческих работах. Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе путём развития дифференцированного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусства.


Методическая основа преподавания предмета «Изобразительное искусство»:

• опора на практическую деятельность ребёнка и возвышение её до уровня творчества;

• подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир конкретного ребёнка (объективный фактор);

• проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;

• активизация проектных форм мышления как основы укрупнения педагогических задач развития.

Интегрированный подход в освоении изобразительного искусства младшими школьниками позволяет учителю свободу творческого поиска, самостоятельность в раскрытии темы, постановке задач, выстраивании учебного материала, выборе художественных средств и форм работы с детьми.

В программе выделены три направления художественного развития учащихся.

1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).

2. Развитие фантазии и воображения.

3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика).






Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности.

1. Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью (живопись, графика).

2. Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллажа).

3. Работа в объёме предполагает лепку (скульптура, рельеф) из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), предметно-пространственные композиции (коллективные), работа с природным материалом (ветки, листья, шишки, камни, ракушки и др.). Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика), природы и окружающей действительности предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы. Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: композиционные задачи в искусстве, развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни, формирование понятия формы в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире.

Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Поэтому важным условием является развитие у детей художественно-образного мышления — вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность, внедрение в урок произведений разных видов искусства. Это обосновано, во-первых, тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства, поэтому включение примеров из других видов искусства (например, в процессе освоения художественного понятия) позволяет донести информацию до каждого ребёнка. Это обогащает восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, помогает развитию у детей умения обобщать воспринимаемые ими художественные образы и создавать свои.

1 класс.

Для учащихся этого возраста свойственны впечатлительность и стремление познать мир вокруг. Поэтому на этапе знакомства с изобразительным искусством у первоклассников следует формировать умение наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.); развивать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и природу; формировать чувство пространства и осознание себя как части мира. Важно развивать стремление передавать свои наблюдения в творческих работах. Ведущая практическая задача этого года обучения — освоение учащимися изобразительной плоскости, формата листа.

Цели изучения курса в 1 классе:

• развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни;

• развитие ощущения пространства: предметы, люди в пространстве; конкретное, единичное в пространстве; развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности (разнообразие форм в природной среде и в окружающем предметном мире), формирование индивидуального чувства формы;

• развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире (цвет и краски в природе, цвет и форма в искусстве, цвет и настроение), формирование индивидуального чувства цвета;

• развитие основ проектного мышления в процессе освоения композиционных задач в искусстве (композиция, форма, цвет и настроение).


2 класс. Учащиеся знакомятся с разными природными пространствами Земли, узнают, как люди приспосабливаются к природным условиям, в которых они живут. Главные задачи этого года — развитие и обогащение чувственной сферы детей, их фантазии и воображения. На примере волшебных превращений, происходящих в сказках (изменений цвета, света, формы, пространства, звука, настроения), деятельность учащихся направляется на создание художественных образов. Ведущая практическая задача — расширение представления школьников о колористической палитре и овладение навыками работы новыми художественными материалами.

Цели изучения курса во 2 классе:

• развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни; освоение человеком пространства Земли (пространство в природе в разное время года; я в пространстве, предмет в среде, элемент в архитектуре, архитектура в природном ландшафте);

• развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности (творение формы в природе, формообразование в архитектуре, изменение архитектурных форм в разные периоды истории);

• развитие представлений о цвете в окружающем предметном мире (цвет в искусстве и окружающей действительности, выражение в цвете замысла, настроения, звука, слова);

• освоение композиционных задач в искусстве на основе композиции отдельного предмета: предмет в среде; человек в пространстве архитектуры. Задания с использованием ИКТ дают возможность знакомить школьников на втором году обучения с творчеством художников, работающих с разными материалами, в разных сферах искусства, в том числе с достижениями архитекторов, дизайнеров; способствуют формированию умения находить визуальный ряд по изучаемой теме; позволяют расширить диапазон привлекаемых исторических и культурологических данных; развивают интерес к графической грамоте и графическим программам и применению в изобразительном искусстве современных технических средств.

3 класс.

Главная тема третьего года обучения —мир природы и мир человека (взаимосвязь «человек — природа — среда»). Третьеклассники учатся наблюдать за объектами разных природных пространств (воздуха, воды, земной поверхности, подземного мира), составляющими основу творчества многих художников, и передавать свои впечатления в самостоятельных творческих работах; знакомятся с новыми художественными понятиями и техниками, узнают об особенностях использования формы, цвета, объёма, ритма в разных видах и жанрах изобразительного искусства.

Ведущая практическая задача в 3 классе — развитие и активизация продуктивного воображения и фантазии, композиционного мышления

Цели изучения курса в 3 классе:

• развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве; изучение исторического и национального аспектов освоения пространства Земли человеком (на основе истории развития искусства разных народов); движение, ритм в природе и в жизни человека рассматривается через категорию пространства (цикличность жизни в природе);

• обогащение представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о художественной форме в искусстве (символ и его значение в истории разных народов, красота и целесообразность внешней и внутренней формы в природе);

• развитие представлений о цвете в окружающем предметном мире и искусстве (цвет в изобразительном искусстве; наблюдения за природой: цветовое разнообразие природных ландшафтов разных народов и разнообразие их творчества);

• освоение композиционных задач в искусстве (смысловая взаимосвязь элементов в композиции: ритм пятен, линий; орнамент, его роль в жизни человека, природа его зарождения, его специфика и особенности национального колорита).

Задания по ИКТ на третьем году обучения направлены на развитие наблюдательности и любознательности, формирование интереса к природным объектам (флоре и фауне). Использование разнообразных видов компьютерной графики позволяет развивать у детей навыки самостоятельной творческой деятельности в разных графических программах; даёт возможность включать в процесс обучения исследовательские задания и проектные формы работы, что развивает способность аргументировано защищать свою точку зрения, формирует умение слушать собеседника. Овладеть новыми знаниями, понятиями из различных областей науки помогает работа с интернет-ресурсами.

Цели изучения курса в 4 классе:

• обогащение знаний учащихся об освоении каждым народом своего природного ландшафта (региональный компонент), формирование понятий и представлений о культуре народа (географические условия; особенности труда, обычаев, народного искусства, традиционной архитектуры; национальный дизайн, эстетика вещей); закладывание основ проектного мышления;

• развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве (развитие пространственного ощущения мира: быт, одежда, архитектура, праздники; природа, пространство и среда народного искусства; зависимость народного искусства от национальных традиций, природных условий региона); развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности; знакомство с разнообразием видов и форм народного искусства, его тесной связью с природными особенностями региона и др.; взаимосвязь цвета, пластики, символики и формы в народной игрушке;

• развитие представлений о разнообразии цвета (или о цветовой палитре) в окружающем предметном мире и мире искусства (цвет в искусстве народной игрушки, в народном орнаменте);

• освоение композиционных задач в искусстве (своеобразие композиции в народном искусстве — одежда, быт, жильё).

Использование на занятиях ИКТ способствует становлению мировоззрения учащихся, воспитанию у них нравственных и патриотических чувств; направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывает уважение к другим национальностям.



III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает изучение изобразительного искусства в начальной школе как составляющей предметной области «Искусство» и части общего начального образования школьников. На изучение курса «Изобразительное искусство» с 1 по 4 класс в учебном плане отводится 1 час еженедельно.

В 1 классе предусмотрено 33 часа, во 2, 3 и 4 классах — по 34 часа (всего 135 часов). Количество часов может быть увеличено за счёт дополнительных возможностей внеучебного времени и особенностей образовательного учреждения (например, в школах с углублённым изучением образовательной области «Искусство»).


IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Изобразительное искусство»:

• общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование изобразительной грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);

• воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии

с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание;

• развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);

• воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;

• формирование основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;

• воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональности России);

• совершенствование индивидуальных способностей;

• воспитание умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционального восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать произведения искусства, выявляя их художественную и эмоционально-образную сторону.


V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения изобразительного искусства при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.


Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

• целостное, гармоничное восприятие мира;

• интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• способность формулировать, осознавать, передавать в работе свои чувства, настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы средствами изобразительного искусства;

• учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу и способам его творческого освоения;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной художественно-творческой деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, и оценка своего творческого продукта (результата);

• чувство патриотизма, сопричастности и гордости за свою Родину и народ, историю и культуру России, осознание гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, своего «Я» как представителя народа и гражданина России;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственной творческой деятельности и поступков, так и творчества и поступков окружающих людей;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести, ответственности как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов, в том числе в области изобразительного искусства;

• устойчивой учебно-познавательной мотивации изучения и познания искусства;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к учению и творчеству;

• адекватного понимания причин успешности или неуспешности своей учебной деятельности в освоении искусства;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки своей социальной роли как «хорошего ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности (моральных, нравственных), в общении со сверстниками;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

• осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство и творческую деятельность как значимую сферу человеческой жизни;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в освоении нового содержания учебного материала в сотрудничестве с учителем;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия;

• выполнять работы в соответствии с требованиями и самостоятельно действовать при решении отдельных учебно-творческих задач;

• проводить самостоятельные исследования;

• планировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера допущенных неточностей, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного творческого результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и родном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

• сотрудничать с учителем в создании творческого продукта, ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную, творческую;

• проявлять инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения творческих задач;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• строить сообщения в устной форме;

• передавать в творческой работе настроение;

• вычленять сюжет из художественного текста, сочинять собственный вариант сюжета, создавать мини-рассказы, сказки и иллюстрировать их;

• передавать в устной форме свои впечатления от услышанного, увиденного, прочитанного (музыкальных, литературных произведений, произведений разных видов искусства);

• предлагать разнообразные способы решения творческих задач;

• основам смыслового восприятия художественных произведений в разных видах искусства (музыке, литературе, изобразительном искусстве), выделять существенное и значимое;

• осуществлять выбор и анализ частей и составлять из них целое (композицию);

• проводить сравнение и классификацию по заданным параметрам;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• переносить знания с одного предмета искусства на другой;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, осознанно использовать в речи выразительный язык изобразительного искусства.

Выпускник получит возможность научиться:

• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять выбор оригинальных способов решения творческих задач в зависимости от конкретных условий;

• совершать самостоятельные осмысленные действия по соединению (синтезу) целого из частей, самостоятельно предлагать способы завершения;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания для осуществления указанных логических операций, и на основании этого строить свои логические рассуждения;

• произвольно и осознанно владеть общими приёмами работы художественными материалами и инструментами.



Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые и художественно-выразительные, средства в решении проблем (в том числе сопровождая монолог аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;

• работать индивидуально, в составе группы, в коллективе;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнёра в общении и коллективном творческом действии;

• участвовать в коллективных творческих работах, обсуждениях, в том числе по результатам посещения музеев и выставок;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• учитывать разные мнения и стремиться к взаимодействию и сотрудничеству;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной художественной или исследовательской деятельности;

• задавать вопросы.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения совместной деятельности;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

• целостная картина мира;

• основы духовно-нравственных ценностей личности: способность оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных и нравственных позиций, нашедших отражение в произведениях искусства, отношение к государству, Отечеству, миру в целом;

• представления о добре и зле, нашедшие отражение и оценку в искусстве, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, нравственных устоев, отображённых в произведениях искусства, на любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

• основы художественной культуры: представление о специфике и роли изобразительного искусства в жизни отдельного человека и общества, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

• представление о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;

• наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение, художественный вкус;

• умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её решения в художественном материале;

• способность к элементарному анализу произведения искусства;

• эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

• потребность в творческом проявлении, готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в художественно-продуктивной деятельности;

• способность формулировать эстетическую, художественную оценку по отношению к наблюдаемому;

• понимание красоты родной природы, ценности и значимости культуры своего народа;

• осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, понимание основ таких понятий, как «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом»;

• основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Обучающиеся:

• овладеют практическими формами художественного выражения в восприятии произведений пластических искусств в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

• смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

• научатся применять художественные формы выражения и представления о пластических искусствах в процессе выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

• получат опыт сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

• смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.


Язык изобразительного искусства

Выпускник научится:

• создавать элементарные плоскостные и объёмные композиции на заданную тему;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

• работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

• выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;

• создавать образы природы и человека средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;

• передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры человека, характерные черты его внешнего облика, одежды, украшений;

• выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);

• понимать форму как одно из средств выразительности;

• отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;

• видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;

• использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;

• передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;

• использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;

• создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;

• изображать объёмные тела на плоскости;

• использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

• применять различные способы работы в объёме: вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

• использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);

• чувствовать выразительность объёмной формы,

многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;

• понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

• приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;

• понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;

• понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;

• использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы.

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно- творческой деятельности;

• передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

• видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

• понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;

• активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

• создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;

• переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

• работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.


Значимые темы искусства

Выпускник научится:

• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;

• решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в

разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.








VI. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1-4 класс

Содержание курса полностью соответствует требованиям Примерной основной образовательной программы начального общего образования.

В зависимости от возраста учащихся больше внимания уделяется тому или иному направлению художественной деятельности.

1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

Работа в этом направлении даёт учащимся возможность познакомиться с видами художественной деятельности, художественными материалами, освоить приёмы работы художников: живописцев, скульпторов, архитекторов, прикладников, дизайнеров, освоить законы создания произведения искусства и средства художественной выразительности изобразительного искусства.

Живопись и графика.

Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.; живописные материалы; выбор материалов и инструментов для изображения; приёмы работы различными графическими материалами; приём работы красками и кистью; представление о набросках и зарисовках; выполнение кратких зарисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях; изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты; изображение по памяти и представлению; выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами; гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости; эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов, создание плавных переходов цвета; передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности; передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях; образы природы и человека в живописи; передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства.

Скульптура.

Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа; освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина), элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы), выражение замысла в рельефных эскизах; лепка фигурки животного, человека, игрушки.

Художественное конструирование и дизайн.

Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон, готовые формы и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (бумага и картон —сгибание, вырезание). Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги.

Освоение техники бумажной пластики. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Декоративно-прикладное искусство.

Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическом характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. Создание коллективных композиций. Представления народа о красоте человека, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (богородская игрушка, дымковская игрушка, хохломская роспись и другие известные промыслы, местные промыслы).

Композиция.

Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.

Симметрия и асимметрия.

Цвет.

Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия.

Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма.

Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём.

Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм.

Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.


2. Развитие фантазии и воображения

Работа в этом направлении обеспечивает развитие творческой инициативы учащихся, их способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности, желания творить, способствует формированию индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию:

• импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова;

• импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения);

• создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой, на передачу настроения;

• передача в слове характера звуков природы;

• отображение настроения и движения в рисунке;

• передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения;

• конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани;

• создание композиции по мотивам литературного произведения;

• сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин;

• передача в работе волшебства сказки;

• создание объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки, выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе;

• создание моделей предметов бытового окружения человека;

выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании;

• передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала;

• использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа (воскографии), аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки,

бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов;

• изготовление тростевых кукол и использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении;

• оформление сцены к спектаклю (игровому или кукольному);

• трансформация литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно-цветовые образы;

• передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами;

• передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации;

• соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста;

• использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства;

• создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов;

• создание коллективных композиций в технике коллажа;

• выполнение цветовых и графических композиций, создание из них коллективной композиции или книги;

• отображение характера традиционной игрушки в современной пластике, создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ;

• роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов;

• создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла;

• участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел, изготовление творческого продукта как составной части проектной работы;

• участие в подготовке «художественного события» на темы сказок;

• участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).


3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

Систематическая работа в этом направлении развивает у учащихся сознательное отношение к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и оценивать произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, знакомятся со значимыми темами искусства, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства:

• наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний; разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду;

• жанр пейзажа; пейзажи разных географических широт; использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы; постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.;

• восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу; общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.);

• знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (славяне, народы Кавказа, казахи, китайцы);

• роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира; образ человека в искусстве разных народов; образы архитектуры и декоративно- прикладного искусства;

• роль природных условий в характере традиционной культуры народов России; пейзажи родной природы; единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма;

• связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками;

• образ человека в традиционной культуре; представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве; образ защитника Отечества; отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России);

• образ человека в разных культурах мира; образ современника; жанр портрета;

• темы любви, дружбы, семьи в искусстве; эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие

чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.; образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение;

• особенности художественного творчества: художник и зритель, искусство и действительность;

• фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия;

• образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное;

• особенности работы живописца, графика, скульптора, архитектора, театрального художника, прикладника, дизайнера; общее и индивидуальное в работе художников;

• наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений, изделий прикладного искусства, выражение своего эстетического отношения к произведению;

• отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу;

• выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (музыкального, изобразительного, хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них;

• представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр);

• определение творческой манеры письма разных мастеров, подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции;

• представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России), о выдающихся представителях изобразительного искусства народов России (по выбору);

• символика в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическая значимость произведений декоративно-прикладного искусства;

• связь архитектуры с природой;

• орнаментальные символы разных народов и их значение;

• представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения;

• формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции); представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения; использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта;

• ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи (краеведческие, этнографические, народного искусства и быта);

• восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства;

• знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства, профессией художника-творца;

• представление об изобразительном искусстве как выразителе истории человечества в художественных образах;

• проведение коллективных исследований по творчеству художников.


















VII.Тематическое планирование, основное содержание

2 КЛАСС (34 ч)

1. Предметный мир (5 ч)

Мир, созданный руками человека. Предметы быта, произведения декоративно-прикладного

искусства. Дизайн. Форма и назначение предмета, форма и содержание; форма и декор. Разнообразие форм. Стилизация форм объектов природы в живописи, скульпторе, архитектуре, дизайне.

Фактура разных предметов. Картина — это способ выражения чувств художника через цвет и форму. Художественный образ. Освоение понятий «композиционный центр», «предметная плоскость», «работа с натуры», материал, фактура, рефлекс.

Первый и второй планы в изображении, принцип загораживания предметов, соразмерность и пропорции изображаемых объектов. Соразмерность изображаемых объектов на изобразительной плоскости. Замкнутое пространство (интерьер), цвет в пространстве архитектуры


2. Многообразие открытого пространства (5 ч)

Наблюдение за изменениями в природе в разное время года. Красота природы, особенности городского и сельского пейзажа. Перспектива в открытом и замкнутом пространстве.

Освоение человеком пространства земли.

Связи литературного и изобразительного творчества (сами сочиняем, сами иллюстрируем

сказку, фантазируем на заданную тему)


3. Волшебство искусства (2 ч)

Разнообразие и особенности видов искусства (изобразительное и декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, театр, кино, мультипликация, танец, дизайн, архитектура, скульптура).

Выразительные средства искусства (цвет, линия, звук, динамика, композиция и др.).

Виды народной игрушки. Кукла в кукольном театре


4. О чём и как рассказывает искусство (18 ч)

Развитие умения анализировать произведение изобразительного искусства, отмечать в нём

художественные выразительные средства — динамику, пространство, симметрию, ритм, композицию, понимать различия образного изобразительного языка художников.

Колорит и цветовая гамма в произведении живописи. Тёплые и холодные цвета, оттенки цвета.

Работа с натуры, по наблюдению: зарисовки, наброски.

Портрет, передача характерных черт изображаемого человека. Изображение лица человека в

стилизованной декоративной форме (создание маски). Изображение человека в движении.

Работа художника-иллюстратора. Буквица в сказочных и былинных текстах.

Контраст и нюанс. Развитие понятия «тон», «тональные отношения» в живописи и графике, их роль в создании эмоционального и художественного образа живописного полотна.

Штрих в рисунке, штрих в передаче тональных отношений в рисунке, графической работе.

Техника бумажной пластики — конструирование, освоение приёмов работы с бумагой.

Выразительные средства декоративно-прикладного искусства: стилизация в передаче формы.

Сюжетная композиция в искусстве


5. Природа – великий художник (4 часа)

Развитие представлений о средствах художественной выразительности, которые помогают

художнику в воплощении замысла. Представление о разнообразии природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса). Представление о ритмическом своеобразии природного ландшафта и его отображение в картине.

Формирование представлений о ритме в природе и в искусстве (день и ночь, времена года, время суток; природный ландшафт: горы, реки, леса, поля, озёра), а также в орнаменте.

Представление о связи и родстве изобразительного творчества с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем

VIII. Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»

(34 часа – 1 час в неделю)


раздела

Тема

раздела

Кол-во часов

Формирование

универсальных учебных действий

1

Предметный мир

5 часов












личностные:

• наблюдать за природными явлениями;

• формулировать, осознавать, передавать в работе свои чувства, настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

• анализировать и оценивать свою работу и работы других учащихся;

регулятивные:

• принимать от учителя творческую задачу,

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• учитывать установленные правила при планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия; выполнять работы в соответствии с требованиями и самостоятельно действовать при

решении отдельных учебно-творческих задач;

• проводить самостоятельные исследования; планировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера допущенных неточностей, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного творческого результата;

познавательные:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),

в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об

окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

• использовать знаковосимволические средства, в том числе моде-

ли (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные),

для решения творческих задач; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной форме; передавать в творческой работе настроение;

• вычленять сюжет из художественного текста, сочинять собственный вариант сюжета, создавать мини-рассказы, сказки и иллюстрировать их; передавать в устной форме свои впечатления от услышанного, увиденного, прочитанного (музыкальных, литературных произведений, произведений разных видов искусства);

• предлагать разнообразные способы решения творческих задач;

• основам смыслового восприятия художественных произведений

в разных видах искусства (музыке, литературе, изобразительном

искусстве), выделять существенное и значимое;

• осуществлять выбор и анализ частей и составлять из них целое

(композицию); проводить сравнение и классификацию по заданным параметрам;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; переносить знания с одного предмета искусства на другой;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, осознанно использовать

в речи выразительный язык изобразительного искусства;

коммуникативные:

• участвовать в беседе: отвечать на вопросы, слушать ответы одноклассников, высказывать своё мнение;

• работать индивидуально, в составе группы, в коллективе; участвовать в обсуждении рисунков;

• делиться замыслом своей будущей работы; делиться результатом

эксперимента с красками и восковыми мелками; пересказывать

литературный сюжет;

• составлять рассказ, описание картины; рассказывать о портретируемом, участвовать в коллективных творческих работах, обсуждениях, в том числе по результатам посещения музеев и выставок; формулировать собственное мнение и позицию;

• учитывать разные мнения и стремиться к взаимодействию и сотрудничеству;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной художественной или исследовательской деятельности; задавать вопросы;

• проявлять первичные навыки подготовки сообщения, готовить

сообщение и выступать с ним.

2

Многообразие открытого пространства

5 часов













3

Волшебство искусства

2 часа









4

О чём и как рассказывает искусство

18 часов

5

Природа – великий художник

4 часа

ИТОГО:

34 часа



IX. Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»

(34 часа - 1 час в неделю)


п\п

Кол-во часов

Дата урока

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

(планируемые предметные результаты)

1 четверть

1


Что значит быть художником?

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• изображать объекты природы в пейзажах этюдного характера;

• выбирать нужный формат и необходимый изобразительный материал для работы;

• грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства в решении общей композиции изображения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создавать рисунок по воображению;

• выбирать технику исполнения и художественный материал в зависимости от замысла;

• совершенствовать свои знания и умения, полученные ранее;

• понимать, что внимательный взгляд на мир и умение видеть красивое в обыденном может стать мощным мотиватором человека на творчество;

• передавать в цвете свои эмоциональные впечатления.

1


Фактура предмета

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• видеть и посильно передавать фактуру изображаемых предметов, использовать выразительность фактуры в создании костюма и раскрытии образа героя;

• использовать разные техники передачи фактуры, печатание (оттиск);

• работать с палитрой, смешивать краски, составлять нужные цвета и оттенки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• обогащать словарный запас;

• на основе необычных и образных словосочетаний создавать рисунок по воображению;

• совершенствовать свои знания и умения, полученные ранее;

• отображать в пейзаже настроение;

• развивать зрительное восприятие, проявлять уважительное и бережное отношение к природе, умение видеть красоту и неповторимость природных объектов

• передавать в цвете свои эмоциональные впечатления от увиденного.

1


Рисуем натюрморт

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• использовать линию симметрии в передаче формы и конструкции предмета;

• изображать пространство, используя законы плановости и загораживания;

• обозначать композиционный центр;

• передавать соразмерность предметов;

• показывать в рисунке горизонтальную плоскость через изображение тени падающей.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создавать рисунок с натуры, изображая хорошо известные предметы;

• передавать пространство через элементы загораживания;

• обозначать композиционный центр;

• посильно передавать объём изображаемых предметов;

• создавать натюрморт на основе сюжета.

1


Рефлекс в изобразительном искусстве

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• окружении, подмечать особенность конструкции, строения, цветового решения, соразмерности;

• выбирать нужные предметы для составления из них натюрморта;

• грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства в решении общей композиции изображения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создавать рисунок по воображению;

• передавать объём предмета, используя знания о рефлексе, тени собственной и падающей;

• использовать в работе знания о выразительных особенностях натюрморта как жанра изобразительного искусства;

• создавать композицию, используя закон равновесия как основу гармонизации изобразительной поверхности.

1


Что такое интерьер?

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• изображать закрытое пространство;

• выбирать нужную точку зрения (ракурс);

• подбирать предметы, характеризующие хозяина интерьера;

• грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства в решении общей композиции изображения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создавать рисунок интерьера по воображению;

• применять знания о линии горизонта и планах в изображении замкнутого пространства;

• представлять положение своего тела в пространстве;

• конструировать пространство в соответствии с замыслом;

• совершенствовать свои знания и умения, полученные ранее.

1


Что такое открытое пространство?

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• работать по алгоритму и самостоятельно определять последовательность работы над пейзажем;

• выбирать для работы нужный формат и необходимый изобразительный материал;

• грамотно использовать законы загораживания для передачи пространственных явлений на плоскости.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• работать над многофигурной и тематической композицией;

• познакомиться с цветовым и конструктивным разнообразием объектов природы в разных регионах мира;

• передавать соразмерность объектов природы в сравнении с фигурой человека.

1


Путешествуем по свету

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• создавать зарисовки, уточняя детали и конструктивные особенности изображаемых предметов;

• владеть графическими материалами в процессе создания быстрого рисунка;

• грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства в решении общей композиции изображения. материал.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• совместным видам творческой деятельности в процессе ведения единого дневника путешествий по конкретным частям света, странам, континентам, природным зонам;

• вести беседу, делиться впечатлениями, сочинять и рассказывать занимательные истории о путешествии, делиться творческим замыслом;

• изображать животных в технике «от пятна»;

• развивать сюжет и делать его раскадровку в быстрых рисунках (3—4 кадра).

1


Открытое пространство и архитектура

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• изображать открытое пространство в пейзаже, находить положение линии горизонта в зависимости от замысла;

• встраивать архитектуру в пространство пейзажа, соблюдая планы;

• грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства в решении общей композиции изображения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• передавать пространство на плоскости;

• устанавливать связь между образом и строением народной архитектуры и природным ландшафтом;

• видеть связь между природно-климатическими условиями проживания человека и материалом для построек;

• воспринимать архитектуру как форму отражения мировоззрения народа, его связи с природой.


2 четверть

1


Кто создаёт архитектуру?

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• работать в объёме, осваивая технику работы с пластилином и объёмными объектами — коробками, пластиковыми бутылками;

• передавать особенности конструкции здания и его декоративного оформления (окон, дверей, крыши);

• передавать конструктивные особенности архитектуры, создающие её индивидуальный облик и подчёркивающие её утилитарное назначение.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• работать в группе или участвовать в коллективной работе класса;

• защищать свой проект, приводя веские аргументы.

1


Сочиняем сказку

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• работать в коллективе, делиться замыслом, быть ответственным за общее дело;

• следить за развитием сюжета, наполнять его действиями, создавать образы героев повествования;

• грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства в решении общей композиции изображения п решении общей композиции изображения.


Обучающиеся получат возможность научиться:

• создавать рисунок по воображению, выбирать технику его исполнения; совершенствовать свои знания и умения, полученные ранее;

• передавать в работе пространство, использовать линию горизонта, знания о выразительных особенностях архитектуры;

• проявлять интерес к культурному наследию своего народа, народной и литературной сказке, воспринимать её национальный колорит.

1


Какие бывают виды искусства. Театр

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• работать в коллективе по единому замыслу;

• порождать художественный образ героя, создавать сюжет, следить за развитием сюжетной линии;

• совершенствовать изобразительные навыки и грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства в решении общей композиции изображения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• проявлять интерес к разным видам искусства, развивать потребность общения с искусством;

• порождать театральный сказочный образ и проживать события, происходящие с героем;

• соблюдать в работе основные пропорции лица человека.

1


Народная игрушка

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• работать самостоятельно по алгоритму выполнения изделия;

• определять основные черты народной игрушки;

• совершенствовать навыки работы в объёме.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• внимательно относиться к предметному окружению;

• анализировать и прочитывать художественный образ и эстетическую составляющую современной игрушки;

• проявлять интерес к народной игрушке и особенно к народной игрушке своего региона.

1


Художественно-выразительные средства. Цветовая гамма

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• осознанно выбирать цветовую гамму для своей живописной работы;

• владеть палитрой для получения нужного цвета.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• расширять собственную цветовую палитру, совершенствовать навыки работы с цветом, использовать оттенки;

• работать над сюжетной композицией;

• передавать цветом свои эмоции.

1


Рисуем холодную зиму

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• применять оттенки цвета, осознанно использовать в своей работе холодную или тёплую цветовую гамму для передачи художественного образа и своих впечатлений;

• составлять оттенки белого цвета, пользоваться белилами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• набирать краску на кисть, пользоваться гуашевыми красками;

• оценивать природу как мощный мотиватор творчества;

• разрабатывать многофигурную композицию, использовать в работе два-три плана.

1


Передаём настроение цветом

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• выполнять беспредметное (абстрактное) изображение;

• выбирать нужный формат и необходимый изобразительный материал для работы;

• грамотно использовать выразительные возможности цвета, развивать цветочувстительность, навыки работы с палитрой, технологию смешивания цветов для получения нужного.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• подбирать цвета и цветовые сочетания, отражающие возникшие эмоции, чувства от встречи с природой, произведениями искусства (музыка, поэзия, танец, литература);

• соотносить цвет с возникающими чувствами, переживаниями, ощущениями;

• создавать разные композиции, используя выразительные возможности контраста.

1


Учимся рисовать с натуры

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• наблюдать, анализировать форму предметов, составлять о них общее представление;

• развивать точность движения и глазомер;

• составлять композицию из предлагаемых предметов, совершенствовать графические навыки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• использовать жизненный опыт и представление о конкретном предмете;

• видеть конструктивную особенность изображаемого предмета, передавать соотношение величин в группе предметов;

• охватывать взором весь предмет целиком, видеть и чувствовать его габариты.


3 четверть

1


Портрет и автопортрет

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• изображать лицо человека, соблюдая основные пропорции;

• работать с палитрой, получать нужные цвета;

• создавать портрет литературного героя.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• замечать индивидуальные особенности лица человека;

• рисовать человека за каким-либо занятием либо совершающего трудовой или ратный подвиг.

1


Такие разные маски!

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• работать в технике бумажной пластики;

• создавать маску для конкретного события, украшать её (декорировать в технике аппликации и с использованием фломастеров для прорисовывания мелких деталей).

Обучающиеся получат возможность научиться:

• анализировать форму с целью её стилизации;

• оценивать значение декоративно-прикладного искусства в создании образа.

1


Графическое изображение

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• совершенствовать графические навыки;

• оценивать работу художника-графика и художника — иллюстратора книги;

• создавать творческую работу, используя приведённый в рубрике «Работаем по подсказке» алгоритм её выполнения.


Обучающиеся получат возможность научиться:

• понимать выразительные возможности линии как одного из основных средств выразительности графики, создавать графический рисунок, используя разные по характеру линии;

• работать над иллюстрацией, передавать в ней смысловое содержание литературного текста, решать композиционные задачи.

1


Контраст

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• совершенствовать графические навыки, работать гелевыми ручками;

• участвовать в коллективном творческом проекте;

• образно осваивать и планировать свое природно-пространственное окружение.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• отвечать за свои поступки и решения;

• в работе использовать контраст и передавать соотношение величин..

1


Тон в живописи

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• различать тона, тональные отношения;

• подбирать и смешивать цвета для передачи или отражения определённого состояния природы, настроения в картине;

• чувствовать тональность в художественных произведениях разных видов искусства — живописи, графике, музыке, поэзии

Обучающиеся получат возможность научиться:

• работать над пейзажем, создавать пейзаж по воображению и памяти;

• использовать тональные отношения для раскрытия замысла;

• осознанно выбирать технику и художественные материалы для работы.

1


Штрих

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• создавать сюжетную композицию, используя выразительные средства графики;

• передавать фактуру (особенность и своеобразие поверхности) изображаемых объектов — перьев птиц, шкуры животного, коры дерева и др.;

• крупно изображать мелкие объекты, делать их главными в композиции.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• используя средства выразительности графики (линию, штрих, пятно), передавать в зрительных образах свои впечатления и чувства, которые родились в процессе прослушивания музыкального произведения;

• работать штрихом, передавать тональные отношения.

1


Тон в графике

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• работать над пейзажем, используя знания о тоне;

• создавать графические композиции на разные темы, в том числе и фантастические:

• работать графическими материалами, применять в работе знание о линии горизонта, размещать изображения относительно неё.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• работать в анималистическом жанре, порождать сюжет, героями которых являются животные.

1


Набросок

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• изображать объекты в быстром рисунке;


• охватывать сразу весь объект изображения, формировать в сознании общее представление о нем;

• использовать законы изображения человека в движении (движение по суставам) и основные пропорции фигуры человека;

• совершенствовать навыки работы ножницами, выполнять работу в аппликации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• строить самостоятельную работу на основе алгоритма;

• создавать многофигурные композиции, создавать работу, которая является частью коллективной композиции.

1


Придаём бумаге объём

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• рассматривать бумагу в качестве художественного материала, позволяющего создавать работы в объёме;

• разным техникам и приёмам работы с бумагой;

• с вниманием относиться к природе, видеть особенное, замечательное, интересное в ней.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создавать композицию, в центре которой будет дерево, и передавать конструктивные особенности этого дерева;

• работать над пространственной композицией, охватывать всё изображаемое пространство, видеть возможные комбинации (варианты) его заполнения.


4 четверть

1


Пейзаж

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• последовательно работать над пейзажем, использовать линию горизонта (её положение на листе) для передачи замысла;

• передавать пространство на плоскости, используя планы, выделять первый план.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• гармонично заполнять всю поверхность листа;

• порождать необычные и интересные образы, используя зрительную память и воображение;

• экспериментировать с художественными материалами.

1


Животные в произведениях искусства

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• работать в объёме в технике «от целого», создавать художественный образ известного животного, передавать пластику его движения, соразмерность частей;

• работать в технике быстрого наброска, используя выразительность ракурса;

• уважительному, сострадательному, внимательному отношению к животным.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создавать сюжетную и бытовую композицию, композиционным центром которой будут человек и животное;

• активно использовать знания о ракурсе (точки зрения на группу изображаемых объектов), знание пропорций человека и изображения его в движении;

• передавать пространственные явления через линию горизонта, планы, загораживание.

1


Создаём волшебную птицу из бумаги

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• проектировать объёмное изделие, следовать алгоритму его выполнения;

• использовать знания о симметрии и стилизации;

• выделять в объёмной работе характерные признаки объекта.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• использовать орнамент, цветовое решение для уточнения и выделения конструктивных особенностей изделия;

• обогащать и совершенствовать навыки работы с бумагой в объёме и в аппликации;

• выполнять коллаж.

1


Сюжетная композиция

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• прочитывать, развивать и создавать сюжет с любимыми героями;

• работать в коллективе;

• использовать основные выразительные возможности декоративно-прикладного искусства;

• работать в объёме, используя знания о ракурсе.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создавать сюжетную композицию в объёме;

• работать с глиной или пластилином;

• передавать в объёме особенности фигуры человека.

1


Человек учится у природы

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• выполнять работу в объёме (бумажная пластика) в технике прорезывания на сгибе;

• моделировать изделие, используя природные формы – фигурки птиц, насекомых, животных;

• решать простые дизайнерские задачи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создавать для предметов декор, характеризующий их владельца.

1


Удивительный мир природы

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• выстраивать композицию;

• использовать знания о равновесии, симметрии, планах при выполнении натурной постановки;

• грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства в решении общей композиции изображения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• выполнять работу с натуры;

• передавать в работе свои эмоции цветом.

1


Симметрия в природе и искусстве

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• работать с ножницами, в технике аппликации;

• создавать коллективную композицию;

• грамотно использовать знания о симметрии при выполнении задания.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• замечать предметы, отличающиеся симметричностью конструкции;

• совершенствовать свои знания и умения, полученные ранее;

• применять знания о тёплых и холодных цветах;

• передавать в работе свои эмоции цветом.

1


Слушаем, наблюдаем и рисуем ритмы

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• различать виды орнамента;

• создавать орнамент для конкретного персонажа;

• самостоятельно выбирать мотив, цветовое решение, ритм для орнамента.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• использовать выразительные возможности ритма в сюжетных и жанровых многофигурных композициях.

1


Смотри на мир широко открытыми глазами

Комбинированный урок

Обучающиеся научатся:

• стилизованно изображать объекты природы в изделиях декоративно-прикладного искусства;

• выбирать нужный формат и необходимый изобразительный материал для работы;

• делиться творческим замыслом и реализовывать его в собственной работе, используя полученные знания в области изобразительного искусства.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• проявлять интерес и потребность самовыражения в изобразительном творчестве;

• активно пополнять копилку зрительных образов;

• применять навыки, знания и умения, полученные на уроках изобразительного искусства и в повседневной творческой деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вера Викторовна Сырова

Дата: 03.06.2020

Номер свидетельства: 552464

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Рабочая программа курса «Основы проектной и исследовательской деятельности»  1 класс "
    ["seo_title"] => string(90) "rabochaia-proghramma-kursa-osnovy-proiektnoi-i-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "145793"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418996581"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства