Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 2 класс. Образовательная система "Начальная школа XXI века"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1 с.п. «Село Хурба»
Рабочая программа
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
2 класс
«Начальная школа XXI века»
Рабочая программа составлена на основе
федерального государственного образовательного стандарта. (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»),
примерной образовательной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1. – 4 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 400с.) – (Стандарты второго поколения),
учебного плана и авторской программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» автор Емолинская Е. А. (Изобразительное искусство: 1—4 классы: рабочая программа / Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. — М. :Вентана-Граф, 2017. — 63 с.)
методического пособия по «Изобразительному искусству» автор Ермолинская Е. А. (Изобразительное искусство : 1 класс : методическое пособие. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 119 с.)
Составитель:
учитель начальных классов
Сырова В. В.
Решение педагогического совета
Протокол №
от « » августа 2020года
«Согласованно»:
зам. директора по УМР
_________________ Самсонова Н.Н.
«______» __________ 2020-2021 уч. г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №1
с.п. «Село Хурба»
___________________ Артеменко Е.Н.
«________» _________2020-2021 уч. г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
2 класс
«Начальная школа XXI века»
на 2020-2021 учебный год
учитель: Сырова В. В.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа нового поколения по изобразительному искусству для начальной школы создана на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения) и Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Данная программа учитывает опыт и современные направления педагогики искусства, научно-методические концепции, технологии обучения, а также те изменения, которые произошли в культурном пространстве России, новые имена и тенденции в искусстве.
Изобразительное искусство в школе выступает условием и механизмом познания мира детьми в процессе активного творчества. Содержание художественного образования в программе опирается на возрастные и психические особенности младших школьников, на присущие возрасту формы мышления: логические, художественно-образные, художественно-действенные.
Значение изобразительного искусства для начальной школы определяется в первую очередь его духовно-нравственным содержанием, знаково-символическим характером и творческим опытом учащегося.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целью обучения изобразительному искусству в начальной школе является разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
• воспитание художественной культуры личности как части духовной культуры на основе творческих методов эстетического познания;
• воспитание эстетических и нравственных чувств, любви к родной природе, уважения к культуре народов многонациональной̆ России и других стран;
• формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира и развитие потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);
• развитие художественного восприятия искусства и окружающего мира, фантазии и воображения, умений и навыков сотрудничества в художественной̆ деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном, дизайне, архитектуре) и их роли в жизни человека и общества;
• овладение начальной изобразительной грамотой̆, приобретение опыта работы c разными художественными материалами.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
• развитие эмоционально-образного восприятия визуального мира и интереса школьников к его художественному познанию;
• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, скульптуры и дизайна;
• развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительной памяти;
• формирование у учащихся устойчивого интереса к изобразительному искусству, эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности, основанного на приобщении к выдающимся памятникам культуры (архитектуры, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, народного творчества и дизайна);
• накопление опыта практической художественной деятельности (изображение на плоскости и в объёме с натуры, по памяти, воображению, представлению), необходимого для полноценного приобщения учащихся к процессу овладения разными способами художественно-творческого самовыражения.
Особенностью данной линии УМК является интегрированный характер процесса организации занятий по освоению изобразительного искусства. Основу такого обучения составляют три базовые позиции:
• экологический подход (опора на возраст ребёнка, его интересы и предпочтения);
• региональный подход (опора на искусство, которое рядом, его можно увидеть в подлинниках, оно является базой для освоения мирового искусства);
• полихудожественный подход (опора на эмоционально-образную сферу ребёнка, на разные виды искусства в освоении тем, художественных понятий, выразительного языка искусства).
Структура, содержание, основные направления творческого развития ребёнка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические и методологические подходы программы опираются на научные школы Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» А. В. Бакушинского и Б. П. Юсова.
В содержании программы учитываются следующие принципы (сформулированные Б. П. Юсовым).
• Духовное возвышение ребёнка. Воспитание у детей духовных потребностей и интересов; развитие возвышенных чувств, возникающих при восприятии произведений искусства; развитие бережного
отношения к культурному наследию разных регионов России и народов мира.
• Действие, радость, увлечённость работой.
Художественное творчество должно вызывать у детей чувство радости и желание участвовать в коллективном творческом проекте. Такая форма работы учит детей взаимодействовать между собой, свободно высказывать своё мнение, творчески и неординарно мыслить.
• Живое общение с искусством. Необходимо приобщать детей к художественному слову, живой музыке, знакомить с оригиналами произведений изобразительного искусства. Творческий продукт по возможности должен рождаться на глазах у детей, в том числе создаваться их собственными силами, их руками.
• Освоение разнообразных сторон жизни (природа, животные, архитектура, произведения искусства). Важно дать детям представление о многообразии мира, показать связь природных условий, в которых живут разные народы, с их жизненным укладом, духовными ценностями, архитектурой, искусством.
• Сенсорное насыщение представлений и действий детей. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность должны дать учащимся возможность научиться воспринимать действительность во всей полноте с помощью разных чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.
• Активное творчество учащихся. Развитие творческих способностей у ребёнка происходит только при его активной художественной деятельности и при условии сотворчества учителя и учащихся.
• Принцип целостности. Это ведущий принцип, который предусматривает систематическое развитие у школьников способности художественно-образного восприятия произведений искусства и создания художественного образа в собственных творческих работах. Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе путём развития дифференцированного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусства.
Методическая основа преподавания предмета «Изобразительное искусство»:
• опора на практическую деятельность ребёнка и возвышение её до уровня творчества;
• подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир конкретного ребёнка (объективный фактор);
• проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
• активизация проектных форм мышления как основы укрупнения педагогических задач развития.
Интегрированный подход в освоении изобразительного искусства младшими школьниками позволяет учителю свободу творческого поиска, самостоятельность в раскрытии темы, постановке задач, выстраивании учебного материала, выборе художественных средств и форм работы с детьми.
В программе выделены три направления художественного развития учащихся.
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).
2. Развитие фантазии и воображения.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика).
Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности.
1. Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью (живопись, графика).
2. Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллажа).
3. Работа в объёме предполагает лепку (скульптура, рельеф) из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), предметно-пространственные композиции (коллективные), работа с природным материалом (ветки, листья, шишки, камни, ракушки и др.). Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика), природы и окружающей действительности предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы. Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: композиционные задачи в искусстве, развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни, формирование понятия формы в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире.
Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Поэтому важным условием является развитие у детей художественно-образного мышления — вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность, внедрение в урок произведений разных видов искусства. Это обосновано, во-первых, тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства, поэтому включение примеров из других видов искусства (например, в процессе освоения художественного понятия) позволяет донести информацию до каждого ребёнка. Это обогащает восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, помогает развитию у детей умения обобщать воспринимаемые ими художественные образы и создавать свои.
1 класс.
Для учащихся этого возраста свойственны впечатлительность и стремление познать мир вокруг. Поэтому на этапе знакомства с изобразительным искусством у первоклассников следует формировать умение наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.); развивать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и природу; формировать чувство пространства и осознание себя как части мира. Важно развивать стремление передавать свои наблюдения в творческих работах. Ведущая практическая задача этого года обучения — освоение учащимися изобразительной плоскости, формата листа.
Цели изучения курса в 1 классе:
• развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни;
• развитие ощущения пространства: предметы, люди в пространстве; конкретное, единичное в пространстве; развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности (разнообразие форм в природной среде и в окружающем предметном мире), формирование индивидуального чувства формы;
• развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире (цвет и краски в природе, цвет и форма в искусстве, цвет и настроение), формирование индивидуального чувства цвета;
• развитие основ проектного мышления в процессе освоения композиционных задач в искусстве (композиция, форма, цвет и настроение).
2 класс. Учащиеся знакомятся с разными природными пространствами Земли, узнают, как люди приспосабливаются к природным условиям, в которых они живут. Главные задачи этого года — развитие и обогащение чувственной сферы детей, их фантазии и воображения. На примере волшебных превращений, происходящих в сказках (изменений цвета, света, формы, пространства, звука, настроения), деятельность учащихся направляется на создание художественных образов. Ведущая практическая задача — расширение представления школьников о колористической палитре и овладение навыками работы новыми художественными материалами.
Цели изучения курса во 2 классе:
• развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни; освоение человеком пространства Земли (пространство в природе в разное время года; я в пространстве, предмет в среде, элемент в архитектуре, архитектура в природном ландшафте);
• развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности (творение формы в природе, формообразование в архитектуре, изменение архитектурных форм в разные периоды истории);
• развитие представлений о цвете в окружающем предметном мире (цвет в искусстве и окружающей действительности, выражение в цвете замысла, настроения, звука, слова);
• освоение композиционных задач в искусстве на основе композиции отдельного предмета: предмет в среде; человек в пространстве архитектуры. Задания с использованием ИКТ дают возможность знакомить школьников на втором году обучения с творчеством художников, работающих с разными материалами, в разных сферах искусства, в том числе с достижениями архитекторов, дизайнеров; способствуют формированию умения находить визуальный ряд по изучаемой теме; позволяют расширить диапазон привлекаемых исторических и культурологических данных; развивают интерес к графической грамоте и графическим программам и применению в изобразительном искусстве современных технических средств.
3 класс.
Главная тема третьего года обучения —мир природы и мир человека (взаимосвязь «человек — природа — среда»). Третьеклассники учатся наблюдать за объектами разных природных пространств (воздуха, воды, земной поверхности, подземного мира), составляющими основу творчества многих художников, и передавать свои впечатления в самостоятельных творческих работах; знакомятся с новыми художественными понятиями и техниками, узнают об особенностях использования формы, цвета, объёма, ритма в разных видах и жанрах изобразительного искусства.
Ведущая практическая задача в 3 классе — развитие и активизация продуктивного воображения и фантазии, композиционного мышления
Цели изучения курса в 3 классе:
• развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве; изучение исторического и национального аспектов освоения пространства Земли человеком (на основе истории развития искусства разных народов); движение, ритм в природе и в жизни человека рассматривается через категорию пространства (цикличность жизни в природе);
• обогащение представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о художественной форме в искусстве (символ и его значение в истории разных народов, красота и целесообразность внешней и внутренней формы в природе);
• развитие представлений о цвете в окружающем предметном мире и искусстве (цвет в изобразительном искусстве; наблюдения за природой: цветовое разнообразие природных ландшафтов разных народов и разнообразие их творчества);
• освоение композиционных задач в искусстве (смысловая взаимосвязь элементов в композиции: ритм пятен, линий; орнамент, его роль в жизни человека, природа его зарождения, его специфика и особенности национального колорита).
Задания по ИКТ на третьем году обучения направлены на развитие наблюдательности и любознательности, формирование интереса к природным объектам (флоре и фауне). Использование разнообразных видов компьютерной графики позволяет развивать у детей навыки самостоятельной творческой деятельности в разных графических программах; даёт возможность включать в процесс обучения исследовательские задания и проектные формы работы, что развивает способность аргументировано защищать свою точку зрения, формирует умение слушать собеседника. Овладеть новыми знаниями, понятиями из различных областей науки помогает работа с интернет-ресурсами.
Цели изучения курса в 4 классе:
• обогащение знаний учащихся об освоении каждым народом своего природного ландшафта (региональный компонент), формирование понятий и представлений о культуре народа (географические условия; особенности труда, обычаев, народного искусства, традиционной архитектуры; национальный дизайн, эстетика вещей); закладывание основ проектного мышления;
• развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве (развитие пространственного ощущения мира: быт, одежда, архитектура, праздники; природа, пространство и среда народного искусства; зависимость народного искусства от национальных традиций, природных условий региона); развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности; знакомство с разнообразием видов и форм народного искусства, его тесной связью с природными особенностями региона и др.; взаимосвязь цвета, пластики, символики и формы в народной игрушке;
• развитие представлений о разнообразии цвета (или о цветовой палитре) в окружающем предметном мире и мире искусства (цвет в искусстве народной игрушки, в народном орнаменте);
• освоение композиционных задач в искусстве (своеобразие композиции в народном искусстве — одежда, быт, жильё).
Использование на занятиях ИКТ способствует становлению мировоззрения учащихся, воспитанию у них нравственных и патриотических чувств; направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывает уважение к другим национальностям.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает изучение изобразительного искусства в начальной школе как составляющей предметной области «Искусство» и части общего начального образования школьников. На изучение курса «Изобразительное искусство» с 1 по 4 класс в учебном плане отводится 1 час еженедельно.
В 1 классе предусмотрено 33 часа, во 2, 3 и 4 классах — по 34 часа (всего 135 часов). Количество часов может быть увеличено за счёт дополнительных возможностей внеучебного времени и особенностей образовательного учреждения (например, в школах с углублённым изучением образовательной области «Искусство»).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Изобразительное искусство»:
• общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование изобразительной грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);
• воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии
с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание;
• развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);
• воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;
• формирование основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;
• воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональности России);
• совершенствование индивидуальных способностей;
• воспитание умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционального восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать произведения искусства, выявляя их художественную и эмоционально-образную сторону.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения изобразительного искусства при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• целостное, гармоничное восприятие мира;
• интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• способность формулировать, осознавать, передавать в работе свои чувства, настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы средствами изобразительного искусства;
• учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу и способам его творческого освоения;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной художественно-творческой деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, и оценка своего творческого продукта (результата);
• чувство патриотизма, сопричастности и гордости за свою Родину и народ, историю и культуру России, осознание гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, своего «Я» как представителя народа и гражданина России;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственной творческой деятельности и поступков, так и творчества и поступков окружающих людей;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести, ответственности как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов, в том числе в области изобразительного искусства;
• устойчивой учебно-познавательной мотивации изучения и познания искусства;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к учению и творчеству;
• адекватного понимания причин успешности или неуспешности своей учебной деятельности в освоении искусства;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки своей социальной роли как «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности (моральных, нравственных), в общении со сверстниками;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство и творческую деятельность как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в освоении нового содержания учебного материала в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия;
• выполнять работы в соответствии с требованиями и самостоятельно действовать при решении отдельных учебно-творческих задач;
• проводить самостоятельные исследования;
• планировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера допущенных неточностей, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного творческого результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и родном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
• сотрудничать с учителем в создании творческого продукта, ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную, творческую;
• проявлять инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения творческих задач;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• строить сообщения в устной форме;
• передавать в творческой работе настроение;
• вычленять сюжет из художественного текста, сочинять собственный вариант сюжета, создавать мини-рассказы, сказки и иллюстрировать их;
• передавать в устной форме свои впечатления от услышанного, увиденного, прочитанного (музыкальных, литературных произведений, произведений разных видов искусства);
• предлагать разнообразные способы решения творческих задач;
• основам смыслового восприятия художественных произведений в разных видах искусства (музыке, литературе, изобразительном искусстве), выделять существенное и значимое;
• осуществлять выбор и анализ частей и составлять из них целое (композицию);
• проводить сравнение и классификацию по заданным параметрам;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• переносить знания с одного предмета искусства на другой;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, осознанно использовать в речи выразительный язык изобразительного искусства.
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять выбор оригинальных способов решения творческих задач в зависимости от конкретных условий;
• совершать самостоятельные осмысленные действия по соединению (синтезу) целого из частей, самостоятельно предлагать способы завершения;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания для осуществления указанных логических операций, и на основании этого строить свои логические рассуждения;
• произвольно и осознанно владеть общими приёмами работы художественными материалами и инструментами.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые и художественно-выразительные, средства в решении проблем (в том числе сопровождая монолог аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
• работать индивидуально, в составе группы, в коллективе;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнёра в общении и коллективном творческом действии;
• участвовать в коллективных творческих работах, обсуждениях, в том числе по результатам посещения музеев и выставок;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• учитывать разные мнения и стремиться к взаимодействию и сотрудничеству;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной художественной или исследовательской деятельности;
• задавать вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
• целостная картина мира;
• основы духовно-нравственных ценностей личности: способность оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных и нравственных позиций, нашедших отражение в произведениях искусства, отношение к государству, Отечеству, миру в целом;
• представления о добре и зле, нашедшие отражение и оценку в искусстве, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, нравственных устоев, отображённых в произведениях искусства, на любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
• основы художественной культуры: представление о специфике и роли изобразительного искусства в жизни отдельного человека и общества, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• представление о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;
• наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение, художественный вкус;
• умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её решения в художественном материале;
• способность к элементарному анализу произведения искусства;
• эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
• потребность в творческом проявлении, готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в художественно-продуктивной деятельности;
• способность формулировать эстетическую, художественную оценку по отношению к наблюдаемому;
• понимание красоты родной природы, ценности и значимости культуры своего народа;
• осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, понимание основ таких понятий, как «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом»;
• основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Обучающиеся:
• овладеют практическими формами художественного выражения в восприятии произведений пластических искусств в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
• смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
• научатся применять художественные формы выражения и представления о пластических искусствах в процессе выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
• получат опыт сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
• смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Язык изобразительного искусства
Выпускник научится:
• создавать элементарные плоскостные и объёмные композиции на заданную тему;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
• работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
• выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
• создавать образы природы и человека средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;
• передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры человека, характерные черты его внешнего облика, одежды, украшений;
• выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);
• понимать форму как одно из средств выразительности;
• отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;
• видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
• использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;
• передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;
• использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;
• создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;
• изображать объёмные тела на плоскости;
• использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;
• применять различные способы работы в объёме: вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;
• использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);
• чувствовать выразительность объёмной формы,
многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;
• понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
• приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
• понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;
• понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
• использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы.
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно- творческой деятельности;
• передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
• видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
• понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
• активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;
• создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
• переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
• работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
• решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в
разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
VI. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1-4 класс
Содержание курса полностью соответствует требованиям Примерной основной образовательной программы начального общего образования.
В зависимости от возраста учащихся больше внимания уделяется тому или иному направлению художественной деятельности.
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
Работа в этом направлении даёт учащимся возможность познакомиться с видами художественной деятельности, художественными материалами, освоить приёмы работы художников: живописцев, скульпторов, архитекторов, прикладников, дизайнеров, освоить законы создания произведения искусства и средства художественной выразительности изобразительного искусства.
Живопись и графика.
Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.; живописные материалы; выбор материалов и инструментов для изображения; приёмы работы различными графическими материалами; приём работы красками и кистью; представление о набросках и зарисовках; выполнение кратких зарисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях; изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты; изображение по памяти и представлению; выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами; гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости; эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов, создание плавных переходов цвета; передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности; передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях; образы природы и человека в живописи; передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства.
Скульптура.
Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа; освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина), элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы), выражение замысла в рельефных эскизах; лепка фигурки животного, человека, игрушки.
Художественное конструирование и дизайн.
Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон, готовые формы и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (бумага и картон —сгибание, вырезание). Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги.
Освоение техники бумажной пластики. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Декоративно-прикладное искусство.
Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическом характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. Создание коллективных композиций. Представления народа о красоте человека, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (богородская игрушка, дымковская игрушка, хохломская роспись и другие известные промыслы, местные промыслы).
Композиция.
Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.
Симметрия и асимметрия.
Цвет.
Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия.
Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма.
Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём.
Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм.
Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
2. Развитие фантазии и воображения
Работа в этом направлении обеспечивает развитие творческой инициативы учащихся, их способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности, желания творить, способствует формированию индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию:
• импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова;
• импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения);
• создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой, на передачу настроения;
• передача в слове характера звуков природы;
• отображение настроения и движения в рисунке;
• передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения;
• конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани;
• создание композиции по мотивам литературного произведения;
• сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин;
• передача в работе волшебства сказки;
• создание объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки, выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе;
• создание моделей предметов бытового окружения человека;
выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании;
• передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала;
• использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа (воскографии), аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки,
бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов;
• изготовление тростевых кукол и использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении;
• оформление сцены к спектаклю (игровому или кукольному);
• трансформация литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно-цветовые образы;
• передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами;
• передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации;
• соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста;
• использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства;
• создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов;
• создание коллективных композиций в технике коллажа;
• выполнение цветовых и графических композиций, создание из них коллективной композиции или книги;
• отображение характера традиционной игрушки в современной пластике, создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ;
• роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов;
• создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла;
• участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел, изготовление творческого продукта как составной части проектной работы;
• участие в подготовке «художественного события» на темы сказок;
• участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)
Систематическая работа в этом направлении развивает у учащихся сознательное отношение к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и оценивать произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, знакомятся со значимыми темами искусства, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства:
• наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний; разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду;
• жанр пейзажа; пейзажи разных географических широт; использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы; постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.;
• восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу; общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.);
• знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (славяне, народы Кавказа, казахи, китайцы);
• роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира; образ человека в искусстве разных народов; образы архитектуры и декоративно- прикладного искусства;
• роль природных условий в характере традиционной культуры народов России; пейзажи родной природы; единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма;
• связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками;
• образ человека в традиционной культуре; представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве; образ защитника Отечества; отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России);
• образ человека в разных культурах мира; образ современника; жанр портрета;
• темы любви, дружбы, семьи в искусстве; эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие
чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.; образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение;
• особенности художественного творчества: художник и зритель, искусство и действительность;
• фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия;
• образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное;
• особенности работы живописца, графика, скульптора, архитектора, театрального художника, прикладника, дизайнера; общее и индивидуальное в работе художников;
• наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений, изделий прикладного искусства, выражение своего эстетического отношения к произведению;
• отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу;
• выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (музыкального, изобразительного, хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них;
• представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр);
• определение творческой манеры письма разных мастеров, подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции;
• представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России), о выдающихся представителях изобразительного искусства народов России (по выбору);
• символика в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическая значимость произведений декоративно-прикладного искусства;
• связь архитектуры с природой;
• орнаментальные символы разных народов и их значение;
• представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения;
• формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции); представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения; использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта;
• ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи (краеведческие, этнографические, народного искусства и быта);
• восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства;
• знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства, профессией художника-творца;
• представление об изобразительном искусстве как выразителе истории человечества в художественных образах;
• проведение коллективных исследований по творчеству художников.
VII.Тематическое планирование, основное содержание
2 КЛАСС (34 ч)
1. Предметный мир (5 ч)
Мир, созданный руками человека. Предметы быта, произведения декоративно-прикладного
искусства. Дизайн. Форма и назначение предмета, форма и содержание; форма и декор. Разнообразие форм. Стилизация форм объектов природы в живописи, скульпторе, архитектуре, дизайне.
Фактура разных предметов. Картина — это способ выражения чувств художника через цвет и форму. Художественный образ. Освоение понятий «композиционный центр», «предметная плоскость», «работа с натуры», материал, фактура, рефлекс.
Первый и второй планы в изображении, принцип загораживания предметов, соразмерность и пропорции изображаемых объектов. Соразмерность изображаемых объектов на изобразительной плоскости. Замкнутое пространство (интерьер), цвет в пространстве архитектуры
2. Многообразие открытого пространства (5 ч)
Наблюдение за изменениями в природе в разное время года. Красота природы, особенности городского и сельского пейзажа. Перспектива в открытом и замкнутом пространстве.
Освоение человеком пространства земли.
Связи литературного и изобразительного творчества (сами сочиняем, сами иллюстрируем
сказку, фантазируем на заданную тему)
3.Волшебство искусства (2 ч)
Разнообразие и особенности видов искусства (изобразительное и декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, театр, кино, мультипликация, танец, дизайн, архитектура, скульптура).
Выразительные средства искусства (цвет, линия, звук, динамика, композиция и др.).
Виды народной игрушки. Кукла в кукольном театре
4. О чём и как рассказывает искусство (18 ч)
Развитие умения анализировать произведение изобразительного искусства, отмечать в нём
художественные выразительные средства — динамику, пространство, симметрию, ритм, композицию, понимать различия образного изобразительного языка художников.
Колорит и цветовая гамма в произведении живописи. Тёплые и холодные цвета, оттенки цвета.
Работа с натуры, по наблюдению: зарисовки, наброски.
Портрет, передача характерных черт изображаемого человека. Изображение лица человека в
стилизованной декоративной форме (создание маски). Изображение человека в движении.
Работа художника-иллюстратора. Буквица в сказочных и былинных текстах.
Контраст и нюанс. Развитие понятия «тон», «тональные отношения» в живописи и графике, их роль в создании эмоционального и художественного образа живописного полотна.
Штрих в рисунке, штрих в передаче тональных отношений в рисунке, графической работе.
Техника бумажной пластики — конструирование, освоение приёмов работы с бумагой.
Выразительные средства декоративно-прикладного искусства: стилизация в передаче формы.
Сюжетная композиция в искусстве
5. Природа – великий художник (4 часа)
Развитие представлений о средствах художественной выразительности, которые помогают
художнику в воплощении замысла. Представление о разнообразии природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса). Представление о ритмическом своеобразии природного ландшафта и его отображение в картине.
Формирование представлений о ритме в природе и в искусстве (день и ночь, времена года, время суток; природный ландшафт: горы, реки, леса, поля, озёра), а также в орнаменте.
Представление о связи и родстве изобразительного творчества с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем
VIII. Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»
(34 часа – 1 час в неделю)
№
раздела
Тема
раздела
Кол-во часов
Формирование
универсальных учебных действий
1
Предметный мир
5 часов
личностные:
• наблюдать за природными явлениями;
• формулировать, осознавать, передавать в работе свои чувства, настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
• анализировать и оценивать свою работу и работы других учащихся;
регулятивные:
• принимать от учителя творческую задачу,
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• учитывать установленные правила при планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия; выполнять работы в соответствии с требованиями и самостоятельно действовать при
решении отдельных учебно-творческих задач;
• проводить самостоятельные исследования; планировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера допущенных неточностей, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного творческого результата;
познавательные:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
• использовать знаковосимволические средства, в том числе моде-
ли (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные),
для решения творческих задач; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной форме; передавать в творческой работе настроение;
• вычленять сюжет из художественного текста, сочинять собственный вариант сюжета, создавать мини-рассказы, сказки и иллюстрировать их; передавать в устной форме свои впечатления от услышанного, увиденного, прочитанного (музыкальных, литературных произведений, произведений разных видов искусства);
• предлагать разнообразные способы решения творческих задач;
• основам смыслового восприятия художественных произведений
в разных видах искусства (музыке, литературе, изобразительном
искусстве), выделять существенное и значимое;
• осуществлять выбор и анализ частей и составлять из них целое
(композицию); проводить сравнение и классификацию по заданным параметрам;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; переносить знания с одного предмета искусства на другой;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, осознанно использовать
в речи выразительный язык изобразительного искусства;
коммуникативные:
• участвовать в беседе: отвечать на вопросы, слушать ответы одноклассников, высказывать своё мнение;
• работать индивидуально, в составе группы, в коллективе; участвовать в обсуждении рисунков;
• делиться замыслом своей будущей работы; делиться результатом
эксперимента с красками и восковыми мелками; пересказывать
литературный сюжет;
• составлять рассказ, описание картины; рассказывать о портретируемом, участвовать в коллективных творческих работах, обсуждениях, в том числе по результатам посещения музеев и выставок; формулировать собственное мнение и позицию;
• учитывать разные мнения и стремиться к взаимодействию и сотрудничеству;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной художественной или исследовательской деятельности; задавать вопросы;
• проявлять первичные навыки подготовки сообщения, готовить
сообщение и выступать с ним.
2
Многообразие открытого пространства
5 часов
3
Волшебство искусства
2 часа
4
О чём и как рассказывает искусство
18 часов
5
Природа – великий художник
4 часа
ИТОГО:
34 часа
IX. Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»
(34 часа - 1 час в неделю)
№ п\п
Кол-во часов
Дата урока
Тема урока
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся
(планируемые предметные результаты)
1 четверть
1
Что значит быть художником?
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• изображать объекты природы в пейзажах этюдного характера;
• выбирать нужный формат и необходимый изобразительный материал для работы;
• грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства в решении общей композиции изображения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• создавать рисунок по воображению;
• выбирать технику исполнения и художественный материал в зависимости от замысла;
• совершенствовать свои знания и умения, полученные ранее;
• понимать, что внимательный взгляд на мир и умение видеть красивое в обыденном может стать мощным мотиватором человека на творчество;
• передавать в цвете свои эмоциональные впечатления.
1
Фактура предмета
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• видеть и посильно передавать фактуру изображаемых предметов, использовать выразительность фактуры в создании костюма и раскрытии образа героя;
• использовать разные техники передачи фактуры, печатание (оттиск);
• работать с палитрой, смешивать краски, составлять нужные цвета и оттенки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• обогащать словарный запас;
• на основе необычных и образных словосочетаний создавать рисунок по воображению;
• совершенствовать свои знания и умения, полученные ранее;
• отображать в пейзаже настроение;
• развивать зрительное восприятие, проявлять уважительное и бережное отношение к природе, умение видеть красоту и неповторимость природных объектов
• передавать в цвете свои эмоциональные впечатления от увиденного.
1
Рисуем натюрморт
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• использовать линию симметрии в передаче формы и конструкции предмета;
• изображать пространство, используя законы плановости и загораживания;
• обозначать композиционный центр;
• передавать соразмерность предметов;
• показывать в рисунке горизонтальную плоскость через изображение тени падающей.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• создавать рисунок с натуры, изображая хорошо известные предметы;
• передавать пространство через элементы загораживания;
• обозначать композиционный центр;
• посильно передавать объём изображаемых предметов;
• грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства в решении общей композиции изображения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• создавать рисунок интерьера по воображению;
• применять знания о линии горизонта и планах в изображении замкнутого пространства;
• представлять положение своего тела в пространстве;
• конструировать пространство в соответствии с замыслом;
• совершенствовать свои знания и умения, полученные ранее.
1
Что такое открытое пространство?
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• работать по алгоритму и самостоятельно определять последовательность работы над пейзажем;
• выбирать для работы нужный формат и необходимый изобразительный материал;
• грамотно использовать законы загораживания для передачи пространственных явлений на плоскости.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• работать над многофигурной и тематической композицией;
• познакомиться с цветовым и конструктивным разнообразием объектов природы в разных регионах мира;
• передавать соразмерность объектов природы в сравнении с фигурой человека.
1
Путешествуем по свету
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• создавать зарисовки, уточняя детали и конструктивные особенности изображаемых предметов;
• владеть графическими материалами в процессе создания быстрого рисунка;
• грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства в решении общей композиции изображения. материал.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• совместным видам творческой деятельности в процессе ведения единого дневника путешествий по конкретным частям света, странам, континентам, природным зонам;
• вести беседу, делиться впечатлениями, сочинять и рассказывать занимательные истории о путешествии, делиться творческим замыслом;
• изображать животных в технике «от пятна»;
• развивать сюжет и делать его раскадровку в быстрых рисунках (3—4 кадра).
1
Открытое пространство и архитектура
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• изображать открытое пространство в пейзаже, находить положение линии горизонта в зависимости от замысла;
• встраивать архитектуру в пространство пейзажа, соблюдая планы;
• грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства в решении общей композиции изображения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• передавать пространство на плоскости;
• устанавливать связь между образом и строением народной архитектуры и природным ландшафтом;
• видеть связь между природно-климатическими условиями проживания человека и материалом для построек;
• воспринимать архитектуру как форму отражения мировоззрения народа, его связи с природой.
2 четверть
1
Кто создаёт архитектуру?
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• работать в объёме, осваивая технику работы с пластилином и объёмными объектами — коробками, пластиковыми бутылками;
• передавать особенности конструкции здания и его декоративного оформления (окон, дверей, крыши);
• передавать конструктивные особенности архитектуры, создающие её индивидуальный облик и подчёркивающие её утилитарное назначение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• работать в группе или участвовать в коллективной работе класса;
• защищать свой проект, приводя веские аргументы.
1
Сочиняем сказку
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• работать в коллективе, делиться замыслом, быть ответственным за общее дело;
• следить за развитием сюжета, наполнять его действиями, создавать образы героев повествования;
• грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства в решении общей композиции изображения п решении общей композиции изображения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• создавать рисунок по воображению, выбирать технику его исполнения; совершенствовать свои знания и умения, полученные ранее;
• передавать в работе пространство, использовать линию горизонта, знания о выразительных особенностях архитектуры;
• проявлять интерес к культурному наследию своего народа, народной и литературной сказке, воспринимать её национальный колорит.
1
Какие бывают виды искусства. Театр
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• работать в коллективе по единому замыслу;
• порождать художественный образ героя, создавать сюжет, следить за развитием сюжетной линии;
• совершенствовать изобразительные навыки и грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства в решении общей композиции изображения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• проявлять интерес к разным видам искусства, развивать потребность общения с искусством;
• порождать театральный сказочный образ и проживать события, происходящие с героем;
• соблюдать в работе основные пропорции лица человека.
1
Народная игрушка
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• работать самостоятельно по алгоритму выполнения изделия;
• определять основные черты народной игрушки;
• совершенствовать навыки работы в объёме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• внимательно относиться к предметному окружению;
• анализировать и прочитывать художественный образ и эстетическую составляющую современной игрушки;
• проявлять интерес к народной игрушке и особенно к народной игрушке своего региона.
• осознанно выбирать цветовую гамму для своей живописной работы;
• владеть палитрой для получения нужного цвета.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• расширять собственную цветовую палитру, совершенствовать навыки работы с цветом, использовать оттенки;
• работать над сюжетной композицией;
• передавать цветом свои эмоции.
1
Рисуем холодную зиму
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• применять оттенки цвета, осознанно использовать в своей работе холодную или тёплую цветовую гамму для передачи художественного образа и своих впечатлений;
• составлять оттенки белого цвета, пользоваться белилами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• набирать краску на кисть, пользоваться гуашевыми красками;
• оценивать природу как мощный мотиватор творчества;
• разрабатывать многофигурную композицию, использовать в работе два-три плана.
1
Передаём настроение цветом
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• выполнять беспредметное (абстрактное) изображение;
• выбирать нужный формат и необходимый изобразительный материал для работы;
• грамотно использовать выразительные возможности цвета, развивать цветочувстительность, навыки работы с палитрой, технологию смешивания цветов для получения нужного.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• подбирать цвета и цветовые сочетания, отражающие возникшие эмоции, чувства от встречи с природой, произведениями искусства (музыка, поэзия, танец, литература);
• соотносить цвет с возникающими чувствами, переживаниями, ощущениями;
• создавать разные композиции, используя выразительные возможности контраста.
1
Учимся рисовать с натуры
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• наблюдать, анализировать форму предметов, составлять о них общее представление;
• развивать точность движения и глазомер;
• составлять композицию из предлагаемых предметов, совершенствовать графические навыки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• использовать жизненный опыт и представление о конкретном предмете;
• видеть конструктивную особенность изображаемого предмета, передавать соотношение величин в группе предметов;
• охватывать взором весь предмет целиком, видеть и чувствовать его габариты.
3 четверть
1
Портрет и автопортрет
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• изображать лицо человека, соблюдая основные пропорции;
• работать с палитрой, получать нужные цвета;
• создавать портрет литературного героя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• замечать индивидуальные особенности лица человека;
• рисовать человека за каким-либо занятием либо совершающего трудовой или ратный подвиг.
1
Такие разные маски!
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• работать в технике бумажной пластики;
• создавать маску для конкретного события, украшать её (декорировать в технике аппликации и с использованием фломастеров для прорисовывания мелких деталей).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• анализировать форму с целью её стилизации;
• оценивать значение декоративно-прикладного искусства в создании образа.
1
Графическое изображение
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• совершенствовать графические навыки;
• оценивать работу художника-графика и художника — иллюстратора книги;
• создавать творческую работу, используя приведённый в рубрике «Работаем по подсказке» алгоритм её выполнения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать выразительные возможности линии как одного из основных средств выразительности графики, создавать графический рисунок, используя разные по характеру линии;
• работать над иллюстрацией, передавать в ней смысловое содержание литературного текста, решать композиционные задачи.
1
Контраст
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• совершенствовать графические навыки, работать гелевыми ручками;
• участвовать в коллективном творческом проекте;
• образно осваивать и планировать свое природно-пространственное окружение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• отвечать за свои поступки и решения;
• в работе использовать контраст и передавать соотношение величин..
1
Тон в живописи
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• различать тона, тональные отношения;
• подбирать и смешивать цвета для передачи или отражения определённого состояния природы, настроения в картине;
• чувствовать тональность в художественных произведениях разных видов искусства — живописи, графике, музыке, поэзии
Обучающиеся получат возможность научиться:
• работать над пейзажем, создавать пейзаж по воображению и памяти;
• использовать тональные отношения для раскрытия замысла;
• осознанно выбирать технику и художественные материалы для работы.
1
Штрих
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• создавать сюжетную композицию, используя выразительные средства графики;
• передавать фактуру (особенность и своеобразие поверхности) изображаемых объектов — перьев птиц, шкуры животного, коры дерева и др.;
• крупно изображать мелкие объекты, делать их главными в композиции.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• используя средства выразительности графики (линию, штрих, пятно), передавать в зрительных образах свои впечатления и чувства, которые родились в процессе прослушивания музыкального произведения;
• работать штрихом, передавать тональные отношения.
1
Тон в графике
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• работать над пейзажем, используя знания о тоне;
• создавать графические композиции на разные темы, в том числе и фантастические:
• работать графическими материалами, применять в работе знание о линии горизонта, размещать изображения относительно неё.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• работать в анималистическом жанре, порождать сюжет, героями которых являются животные.
1
Набросок
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• изображать объекты в быстром рисунке;
• охватывать сразу весь объект изображения, формировать в сознании общее представление о нем;
• использовать законы изображения человека в движении (движение по суставам) и основные пропорции фигуры человека;
• совершенствовать навыки работы ножницами, выполнять работу в аппликации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• строить самостоятельную работу на основе алгоритма;
• создавать многофигурные композиции, создавать работу, которая является частью коллективной композиции.
1
Придаём бумаге объём
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• рассматривать бумагу в качестве художественного материала, позволяющего создавать работы в объёме;
• разным техникам и приёмам работы с бумагой;
• с вниманием относиться к природе, видеть особенное, замечательное, интересное в ней.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• создавать композицию, в центре которой будет дерево, и передавать конструктивные особенности этого дерева;
• работать над пространственной композицией, охватывать всё изображаемое пространство, видеть возможные комбинации (варианты) его заполнения.
4 четверть
1
Пейзаж
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• последовательно работать над пейзажем, использовать линию горизонта (её положение на листе) для передачи замысла;
• передавать пространство на плоскости, используя планы, выделять первый план.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• гармонично заполнять всю поверхность листа;
• порождать необычные и интересные образы, используя зрительную память и воображение;
• экспериментировать с художественными материалами.
1
Животные в произведениях искусства
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• работать в объёме в технике «от целого», создавать художественный образ известного животного, передавать пластику его движения, соразмерность частей;
• работать в технике быстрого наброска, используя выразительность ракурса;
• уважительному, сострадательному, внимательному отношению к животным.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• создавать сюжетную и бытовую композицию, композиционным центром которой будут человек и животное;
• активно использовать знания о ракурсе (точки зрения на группу изображаемых объектов), знание пропорций человека и изображения его в движении;
• передавать пространственные явления через линию горизонта, планы, загораживание.
1
Создаём волшебную птицу из бумаги
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• проектировать объёмное изделие, следовать алгоритму его выполнения;
• использовать знания о симметрии и стилизации;
• выделять в объёмной работе характерные признаки объекта.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• использовать орнамент, цветовое решение для уточнения и выделения конструктивных особенностей изделия;
• обогащать и совершенствовать навыки работы с бумагой в объёме и в аппликации;
• выполнять коллаж.
1
Сюжетная композиция
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• прочитывать, развивать и создавать сюжет с любимыми героями;
• работать в коллективе;
• использовать основные выразительные возможности декоративно-прикладного искусства;
• работать в объёме, используя знания о ракурсе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• создавать сюжетную композицию в объёме;
• работать с глиной или пластилином;
• передавать в объёме особенности фигуры человека.
1
Человек учится у природы
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• выполнять работу в объёме (бумажная пластика) в технике прорезывания на сгибе;
• моделировать изделие, используя природные формы – фигурки птиц, насекомых, животных;
• решать простые дизайнерские задачи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• создавать для предметов декор, характеризующий их владельца.
1
Удивительный мир природы
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• выстраивать композицию;
• использовать знания о равновесии, симметрии, планах при выполнении натурной постановки;
• грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства в решении общей композиции изображения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• выполнять работу с натуры;
• передавать в работе свои эмоции цветом.
1
Симметрия в природе и искусстве
Комбинированный урок
Обучающиеся научатся:
• работать с ножницами, в технике аппликации;
• создавать коллективную композицию;
• грамотно использовать знания о симметрии при выполнении задания.