Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Шедевры мировой культуры"»
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
____________ /Воротнева Н.А./
Протокол № 1 от
«30» августа 2018г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская СОШ»
______________ /Анфиногенова И.А./
«30 » августа 2018 г.
«Утверждаю»
Руководитель МОУ « Ерышовская СОШ »
______________/ Березкина Л.А./
Приказ № _____ от
«___»___________2018г.
Рабочая программа кружка
«Шедевры мировой культуры»
9 класс
Срок реализации программы: 2018-2023 уч. гг.
Принято:
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 30.08.2018 г.
II.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования /Стандарты второго поколения/ М.: «Просвещение»),
- Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Ерышовская СОШ Ртищевского района Саратовской области».
- Положением о рабочей программе МОУ «Ерышовская СОШ Ртищевского района Саратовской области», авторской программы Б.М.
Цель курса – формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры освоения художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития.
Задачи курса:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
III. Планируемые результаты освоения учебного предмета
9 КЛАСС
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты изучения подразумевают:
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;
накопление опыта эстетического переживания;
формирование творческого отношения к проблемам;
развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные результаты отражают:
формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
выявление причинно-следственных связей;
поиск аналогов в искусстве;
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
применение методов познания через художественный образ;
использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
определение целей и задач учебной деятельности;
выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
самостоятельную оценка достигнутых результатов.
Предметные результаты включают:
наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
представление системы общечеловеческих ценностей;
ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности;
понимание условности языка искусства;
различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла; классификацию изученных объектов и явлений культуры;
структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;
осознание ценности и места отечественного искусства;
проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
формирование коммуникативной, информационной компетентности;
описание явлений искусства с использованием специальной терминологии;
высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства;
овладение культурой устной и письменной речи;
развитие индивидуального художественного вкуса;
расширение эстетического кругозора;
умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
реализацию творческого потенциала;
применение различных художественных материалов;
использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.
«Шедевры мировой культуры» 9 класс
Ученик научится:
особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
использоватьприобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
основным видам и жанрам искусства;
изученным направлениям и стилям мировой художественной культуры;
особенностям языка различных видов искусства;
особенностям возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
сравнению, анализу, обобщению, установлению связей и отношений между явлениями культуры;
работе с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенностям языка различных видов искусства.
Ученик получит возможность научиться:
умению рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума
толерантному отношению к миру;
актуализации способностей воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культур;
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
актуализации способностей воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культур;
IV. Содержание программы кружка «Шедевры мировой культуры» 9 класс
Название темы
Кол-во часов
Изучаемые в теме вопросы
Тема 1. "Святые и святость."
5
Образы святых — посредников между Богом и людьми, сила их воздействия на умы и сердца верующих. Прочность народных традиций, направленных на сохранение памяти о святых, их отражение в произведениях устного народного творчества. Образы первых мучеников, погибших и пострадавших за веру во времена гонений на христиан, в стихотворении иеромонаха Романа «Ликует Рим в языческом веселье...». Святой Себастьян в произведениях художников итальянского Возрождения. Картины А. Мантеньи, С. Боттичелли и Тициана. Различия в художественной трактовке образа (по выбору). Князья Борис и Глеб — первые святые, канонизированные русской церковью. Жизнь святых как пример смирения, незлобивости и кротости, их христианская заповедь любви к людям. Древнерусская икона «Борис и Глеб на конях», ее символическое звучание.
Тема 2. "Лики женской красоты в русской живописи."
4
Шедевры русского женского портрета — сокровенная исповедь души, искренний диалог со зрителем. Женские образы Ф. Рокотова, полные неизъяснимой прелести и очарования. Отсутствие светской жеманности, кокетства и демонстративного величия — главная и характерная черта портретируемых. Внимание художника к внутреннему миру героинь, тонкий лиризм и точность психологической характеристики. Особенности художественной манеры: цветовая гамма, рисунок, фон и детали. Образы романтической мечтательности, благородства и красоты в портретах О. Кипренского и К. Брюллова. Черты парадного и камерного портрета в картине К. Брюллова «Всадница». Портреты В. Тропинина как воплощение подлинной женской красоты. «Кружевница» — шедевр портретного искусства. Гармоничность образа, особенности композиции, характерные детали и их смысл, светотеневая передача иллюзорности пространства. Трагическая судьба женщины в русской живописи второй половины XIX в. Картина П. Федотова «Вдовушка». Возвышенно-идеальные и земные черты одинокой скорбящей женской души.
Тема 3. "Человек в мире природы"
4
Земля как дар человеку и источник его вдохновения. Отношение к природе как к грозной и стихийной силе в искусстве древнейших эпох. Человек Возрождения — активный творец и преобразователь природы. Природа как живая, одухотворенная среда благополучного и гармоничного обитания человека. Изменение представлений человека о природе в XVII в. Человек — ничтожно малая частица мироздания и одновременно великая сила, управляющая миром. Расширение представлений человека о природе в XVIII в. Особенности взаимоотношений человека и природы в наше время. Проблема защиты окружающей среды в произведениях современного искусства.
Тема 4. "Священный идеал материнства."
4
Вдохновенный гимн женщине-матери в произведениях мирового искусства. Культ Мадонны в западноевропейском искусстве Средних веков и Возрождения. Дева Мария с младенцем Иисусом — возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям. Картины Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» — жемчужины коллекции Эрмитажа. Необыкновенная выразительность образов исключительной красоты и благородства. Воплощение авторской идеи о счастье, земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств. «Пречистой Девы лик священный» в творчестве Рафаэля — представления художника об идеальном женском образе. Особенности композиционного и колористического решения картин. Образ Богородицы на Руси как покровительницы и защитницы родной земли, заступницы людей перед Богом. Икона «Богоматерь Владимирская» — один из лучших образцов византийской живописи. Чудодейственная «жизнь» иконы на Русской земле. Благородный лик «радости святой печали», «извечная песнь материнства», запечатленные в этом образе. Основные типы изображения Богоматери в произведениях древнерусской иконописи: Богоматерь Знамение, Оранта, Одигитрия, Елеуса. Икона Феофана Грека «Богоматерь Донская» — шедевр мировой живописи. Новое звучание темы материнства в русском искусстве XX в. Картина К. Петрова-Водкина «Петроградская мадонна» как попытка осознать новые взаимоотношения человека с миром, ощущение гармонии «планетарного бытия».