Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
  6  класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
  Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
  Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.  
  Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»  
  Количество часов в неделю – 1 ч.
  Количество часов в год – 35ч.
  Изобразительное искусство в жизни человека.
  Мир наших вещей. Натюрморт:
  Вглядываясь в человека. Портрет:
  Человек и пространство. Пейзаж:
       | № урока | Тема урока | Виды деятельности обучающихся | Планируемые образовательные результаты изучения темы | 
  | Виды изобразительного искусства и основы образного языка. 8 часов. | 
  | 1 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | Беседа об искусстве и его видах. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. | Знать   - виды изобразительного искусства; - художественные материалы и их разительные возможности. 
 | 
  | 2 | Рисунок – основа изобразительного искусства. | Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок и графических материалов. 
 | Знать   о роли художественного материала в построении художественного образа. 
 | 
  | 3 | Линия и ее выразительные возможности.   | Зарисовка с натуры отдельных растений, не имеющих ярко выраженной окраски (колоски и т.п.). 
 | Знать   - виды рисунка;   - графические материалы. Уметь пользоваться графическими материалами. 
 | 
  | 4 | Пятно, как средство выражения. | Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм). | Знать   - ритм линий; - роль ритма. 
 Уметь использовать выразительные средства туши. 
 | 
  | 5 | Цвет. Основы цветоведения. | Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени). | Знать понятие силуэт, тон, ритм. 
 Уметь   - пользоваться графическими материалами;   - видеть и передавать характер освещения. | 
  | 6 | Цвет в произведениях живописи | Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета. Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т.д. | Знать   - основные и составные цвета; - теплые и холодные цвета; - понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета. 
 Уметь   - использовать выразительные средства гуаши; - активно воспринимать произведения искусства. 
 | 
  | 7 | Объемные изображения в скульптуре. | Объемные изображения животных в разных материалах: глина или пластилин (по выбору учащихся). | Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности. 
 Уметь владеть приемами лепки. 
 | 
  | 8 | Основы языка изображения.   | Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности». Викторина. | Знать виды изобразительного искусства. 
 Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства. 
 | 
  | Мир наших вещей. Натюрморт. 8 часов. | 
  | 9 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему люди хранят произведения искусства? 
 | Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.   Уметь понимать особенности творчества великих русских художников. | 
  | 10 | Изображение предметного мира – натюрморт. | Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Аппликация. | Знать   - основные этапы развития натюрморта; - имена выдающихся художников в жанре натюрморта. 
 Уметь составлять композицию натюрморта. 
 | 
  | 11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | Конструирование из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллелепипед, пирамида). | Знать   - понятие формы; - правила изображения и средства выразительности. 
 Уметь конструировать из бумаги. 
 | 
  | 12 | Изображение объема на плоскости, линейная перспектива. | Изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объема графическими средствами (карандаш). | Знать - правила объемного изображения геометрических тел. - понятие ракурса. 
 Уметь изображать в пространстве объем геометрических тел. 
 | 
  | 13 | Освещение. Свет и тень. | Изображение геометрических тел из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и черной гуаши. 
 | Знать понятия: свет, блик, рефлекс. 
 Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объема. | 
  | 14 | Натюрморт в графике. | Практическая работа: оттиск с аппликации натюрморта на картоне. | Знать понятие гравюра и ее свойства. 
 Уметь работать графическими материалами. 
 | 
  | 15 | Цвет в натюрморте. | Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, и т. д. | Знать имена художников и их произведения. 
 Уметь передавать цветом в натюрморте настроение. 
 | 
  | 16 | Выразительные возможности натюрморта. | Беседа. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. | Знать имена художников и их произведения. 
 Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства. 
 | 
  | Вглядываясь в человека. Портрет. 10 часов. | 
  | 17 | Образ человека – главная тема искусства. | Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет. Знать   | Знать имена художников и их произведения. 
 Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства. 
 | 
  | 18 | Конструкция головы человека и ее пропорции. | Работа над изображением головы человека с соотнесенными по - разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, скулы и т.д.) 
 | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.   | 
  | 19 | Изображение головы человека в пространстве. | Объемное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы. | Знать закономерности конструкции головы человека. 
 Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов. 
 | 
  | 20 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать индивидуальные особенности и настроение.   | Уметь   - передавать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете; - пользоваться графическими материалами. 
 | 
  | 21 | Портрет в скульптуре. | Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки. | Знать   - выразительные возможности скульптуры; - особенности лепки пластическим материалом. 
 Уметь работать пластическими материалами (пластилином, глиной). 
 | 
  | 22 | Сатирические образы человека. | Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся). | Знать сходство и различие карикатуры и дружеского шаржа. 
 Уметь подмечать и изображать индивидуальные особенности. 
 | 
  | 23 | Образные возможности освещения в портрете. | Наблюдение натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. | Знать   - приемы изображения при направлении света с боку, снизу, при рассеянном свете; - контрастность освещения. 
 | 
  | 24 | Портрет в живописи. | Создание портрета знакомого человека или литературного героя. | Знать определение цвета и тона в живописи. 
 Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера. 
 | 
  | 25 | Роль цвета в портрете. | Создание портрета знакомого человека или литературного героя. | Знать определение цвета и тона в живописи. 
 Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера. 
 | 
  | 26 
 | Великие портретисты прошлого. | Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. | Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре. 
 Уметь выражать свое мнение о произведениях искусства. 
 | 
  | Человек и пространство. Пейзаж. 9 часов. | 
  | 27 | Жанры в изобразительном искусстве. | Беседа. «Изменение видения мир в разные эпохи». Тематическая картина. | Знать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж исторический, бытовой, батальный др. 
 | 
  | 28 | Изображение пространства. | Беседа. «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве ХХ века». 
 | Знать понятия «точка зрения» и «линия горизонта». Уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы. | 
  | 29 | Правила линейной и воздушной перспективы.   | Изображение уходящей в даль а аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2 – 3 цвета. 
 | Знать правила воздушной перспективы. 
 Уметь изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы. | 
  | 30 | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. | Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Смешанная техника: аппликация, живопись. | Знать правила линейной и воздушной перспективы. 
 Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.   
 | 
  | 31 | Пейзаж – настроение. Природа и художник. | Создание графической композиции «Природа и художник» с использованием гуаши или оттиска с аппликаций на картоне. | Знать правила линейной и воздушной перспективы. 
 Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости. 
 | 
  | 32 | Городской пейзаж. | Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши или оттиска с аппликаций на картоне. | Знать правила линейной и воздушной перспективы. 
 Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости. 
 | 
  | 33 | Выразительные возможности изобразительного искусства.   | Выставка работ, выполненных в течении учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы. | Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры. 
 | 
  | 34 | Язык и смысл. | Выставка работ, выполненных в течении учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы. | Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры. 
 | 
  | 35 | Язык и смысл. | Выставка работ, выполненных в течении учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы. | Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры. 
 |