РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Волшебная кисточка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Волшебная кисточка»
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ»
«Волшебная кисточка» является программой внеурочной деятельности младших школьников общекультурного направления и предполагает творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства решают не только задачи художественного воспитания, но и развивают интеллектуально- творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира. Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству, предусматривает, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«___»____________20___ г. «___»__________20___ г. от «____»_____________20____г.
руководитель МО __________ ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Волшебная кисточка»
Составила:
Учитель начальных классов
МКОУ «Лицей №2»
г. Михайловска
Бекетова Е.А.
Г.Михайловск,2015
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ»
«Волшебная кисточка» является программой внеурочной деятельности младших школьников общекультурного направления и предполагает творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства решают не только задачи художественного воспитания, но и развивают интеллектуально- творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира. Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству, предусматривает , чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.
В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.
Цель программы - развитие художественно-эстетических, творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
Учебная:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательная:
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Развивающая:
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, урок-экскурсия, пленэр, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.
Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы сиспользованием следующих методов:
практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
репродуктивные (воспроизводящий)
частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
3) По степени самостоятельности:
работа под непосредственным руководством педагога;
совместная работа;
самостоятельная работа.
Программа носит и инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками и т.д.
Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.
Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей); - принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.); - принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей); - принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий); - принцип динамичности (от самого простого к более сложному); - принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала); - принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений); - принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 135 часов , 1час в неделю; В 1 классе – 33часа, во2, 3, 4 классах по 34 часа (1час в неделю). Занятия проводятся во внеурочное время.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
- осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
-умение эмоционально «проживать» красоту художественных произведений;
- умение понимать, определять и осознавать эмоции других людей;
- сочувствовать другим людям, сопереживать;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры (чувство прекрасного)
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к изучению шедевров великих художников;
- интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
- осознание ответственности за выполненное художественное произведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные результаты:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность ;
- определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями.
Познавательные результаты:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Эскиз. Использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи.
1
22
«Открытка- поздравление к 23 февраля.»
Эскиз. Использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи.
1
23
Открытка-поздравление к 8 Марта
Свободный выбор материалов и техники. Использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи.
1
24
Открытка- поздравление к 8 Марта
Свободный выбор материалов и техники. Использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики,
1
25
«Туманный день»
Интерпретация явлений природы. Свободная роспись. Связь с живописью, композицией.
1
26
«Туманный день»
Интерпретация явлений природы. Свободная роспись. Связь с живописью, композицией.
27
« Природа просыпается»
Интерпретация явлений природы. Свободная роспись. Связь с живописью, композицией.
28
« Природа просыпается»
Интерпретация явлений природы. Свободная роспись. Связь с живописью, композицией.
29
«Летят перелётные птицы»
Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.
30
«Летят перелётные птицы»
Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.
31
«Цветочная поляна»
Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам
32
«День Победы»
Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Беседы с обращением к иллюстративному материалу.
33
Творческая аттестационная работа.
Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения.
34
«Наша галерея»
Выставка творческих работ
Учебно- методическое обеспечение
1 Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4 класс
2 М.А.Парнах Уроки Изобразительного искусства. Методическое пособие для учителей и родителей. – М. Рассказов, 2000 г.
3 Горяева. Н.А. Первые шаги в мире искусства: -М Просвещение, 1991
4 Смольников И.Ф. Мастерская солнца : Рассказы о художниках. 1990год.
5 Шалаева Г.П. Учимся рисовать - М. Издательство «Эксмо» , 2004
6. Чарнецкий Я.Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня . –М. : Просвещение, 1991год.