Рабочая программау чебного предмета изобразительное искусство для 4 класса
Рабочая программау чебного предмета изобразительное искусство для 4 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» для 4 класса разработана Б. М. Неменский, Л.А.Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских. Москва. Просвещение. 2011 г. в соответствии с требованиями ФГОС. Выбор типовой программы обоснован тем, что она ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, разработана в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера. При этом, в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребенка, так и достижение положительных результатов в его обучении. Учебно-методический комплекс «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программау чебного предмета изобразительное искусство для 4 класса »
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ Г.Я. Черепанова
«____»________20___
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЛГ МБОУ «СОШ № 2»
_______________ Е.В.Окунева
приказ от «___»______20_____г.№_____
Рабочая программа
учебного предмета изобразительное искусство
на 2014 – 2015 учебный год
Общее количество часов по плану на учебный год: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Класс: 4В
Программа составлена на основании:
Примерная программа по изобразительному искусству./Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч .1. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
Программа начального общего образования по изобразительному искусству
Б. М. Неменского, Л.А.Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских 4класс «Изобразительное искусство»
Сборник рабочих программ 1-4классы. УМК “Школа России”/ Пособие для учителей общеобразовательных школ. - Москва «Просвещение», 2011г
Составитель программы: Казакова Оксана Михайловна, учитель I квалификационной категории
Принято на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов
протокол от «___»______20_____г. № _____
Руководитель ШМО ____________ И.В.Жежеря
Подпись
ЛАНГЕПАС, 2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса
ЛГ МБОУ «СОШ №2» разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
(№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373).
Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта.
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.
Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С. Питерских] - М.: Просвещение, 2011. – 129 с. УМК «Школа России»
Основной образовательной программы начального общего образования общеобразовательного учреждения ЛГ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» (приказ от 27.08.2012, № 408-о).
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
рисование с натуры (рисунок, живопись);
рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
декоративная работа;
лепка;
аппликация с элементами дизайна;
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Тема четвертого класса — «Каждый народ - художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и её традиции В четвертом классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Целью художественного воспитания и обучения в четвертом классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала^
Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:
использование различных художественных материалов, приемов и техник;
изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
выражение настроения художественными средствами;
компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
использование знаний графической грамоты;
использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану школы на 2014-2015 учебный год обучение изобразительному искусства в 4 классе является обязательным и планируется из расчёта 1 час в неделю. Рабочая учебная программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа в год.
Распределение часов в течение учебного года
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Итого
9 ч
7ч
10ч
8ч
34 ч
Обучение изобразительному искусству в 4 классе осуществляется посредством учебно-методического комплекса (далее УМК «Школа России»), который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, и обеспечивает обучение курсу изобразительному искусству, в соответствии с ФГОС НОО 2011 года УМК включает в себя:
- Учебник Изобразительное искусство. Каждый народ -художник. 4 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций. [Л.А. Неменская]; под ред. Б.М.Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.- 159 с.
Учебник научит ребёнка смотреть на мир глазами художника, а также лепить, работать красками и пользоваться графическими материалами. Каждая тема содержит систему проверочных вопросов и творческих заданий для закрепления знаний искусства и умения работать с разными художественными материалами и в разных техниках.
-«Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С. Питерских] - М.: Просвещение, 2011. – 129 с. УМК «Школа России».
Соответствие содержания
УМК «Школа России» Федеральному государственному стандарту начального общего образования по изобразительному искусству
Содержание курса и ориентировочное количество часов, отводимое на тему, по примерной программе ФГОС НОО 2010 г.
Разделы основного содержания авторского курса изобразительное искусство для 1-4 классов, авт. Б.М. Неменский, Е.И. Коротеева
Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства.Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность,передача общего через единичное. Человек, мир, природа в реальной жизни – образ человека, природы в искусстве. Отражение в произведении пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу средствами художественного языка. Фотография и произведение изобразительного искусства – сходство и различия. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно- прикладное искусство.
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры.
Ведущие художественные музеи России ГТГ , Русский музей, Эрмитаж, региональные музеи.
различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла; различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; • называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений; • видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре; • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства (как говорит искусство?) и виды художественной деятельности. Композиция, форма,ритм, линия, цвет, объём, фактура – средства художественной выразительности изобразительных искусств.
Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приёмы построения композиции на плоскости в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше и т.д.
Композиционный центр. Главное и второстепенное в композиции. Симметрия природы в живописи.
Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке.
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики.
Рисунок (30 ч). Линия – основа языка рисунка. Многообразие линий и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, и т. д. Красота и разнообразие природы, человека зданий, предметов, выраженная средствами рисунка.
Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Живопись (30 ч). Цвет – основа языка живописи. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. Выраженные средствами живописи.
Образы человека в живописи.
Образ современника в живописи.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические фигуры. Природные формы. Силуэт.
Уроки любования. Умение видеть. Восприятие
красоты природы. Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено).
Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров.
Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней
природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые).
Скульптура (15 ч). Объём – основа языка скульптуры. Объём – основа скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании образа. Использование пластилина.
Изображать можно в объеме. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.
Выразительные, объемные объекты в природе.
Целостность формы. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).
Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения комка пластилина способами вытягивания и вдавливания.
Лепка птиц и зверей.
Художественное конструирование и дизайн (15 ч). Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования.Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Декоративно-прикладное искусство (20ч). Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетический характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма и т. д.
Разнообразие декоративных форм в природе.
Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России ( с учётом местных условий).
Повторение темы «Мастера
Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». Здравствуй, лето! (обобщение темы). Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники.
Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура.
Репродукция. Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы.
Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).
Здравствуй, лето! (обобщение темы)
Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники.
Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы.
Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). Выполнение практической части программы: Виды деятельности
Разделы основного содержания учебного предмета изобразительное искусство на ступени начального общего образования ФГОС НОО (2009г.) полностью отражены в авторской программе курса по изобразительному искусству для 1-4 классов Б.М. Неменский, Е.И. Коротеева и др.; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2009.
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» разработана Б. М. Неменский, Л.А.Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских. Москва. Просвещение. 2011 г. в соответствии с требованиями ФГОС. Выбор типовой программы обоснован тем, что она ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, разработана в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера. При этом, в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребенка, так и достижение положительных результатов в его обучении. Учебно-методический комплекс «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение.
Новизна авторской программы (авторы Б. М. Неменский, Л.А.Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских). В программе предусмотрены часы «Наши проекты» разнообразной тематики. Некоторые проекты направлены на организацию сотрудничества со взрослыми. Школьники занимаются поиском, обработкой, представлением новой информации, оформляют выставки, участвуют в конкурсе.
Обучение изобразительному искусству в 4 классе организуетсяна основе системно-деятельностного подхода. Учебные занятия строятся в соответствии со следующими этапами системно-деятельностного урока:
1.Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
2.Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
6.Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.
В соответствии с этим на уроках обучающиеся вовлекаются в различные типы деятельности:
- игровую деятельность (дидактические игры, ролевые и сюжетные игры);
- учебно-познавательную деятельность (решение учебных задач);
- совместно-распределительную деятельность (проектная, парная и групповая работа). Информационно-коммуникационные технологии (электронные презентации, решение учебных задач с использованием интерактивной доски, электронные плакаты) всё это позволяет наглядно формировать навыки работы с различными художественными материалами, видеть красоту вокруг себя, организовывать индивидуальную коррекционную работу с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении учебного материала.
Одной из наиболее важных задач при обучении в начальных классах является начальное обучение приемам самооценивания и рефлексии. С целью формирования умений рефлексировать относительно своих слабых и сильных сторон с точки зрения процесса и результата в содержание курса включены специальные творческие задания, нацеленные на оценивание собственного прогресса и процесса обучения в рамках проверочных уроков. Используемый учебник «Изобразительное искусство» предоставляет возможность учащимся оценить пройденный учебный материал, поразмышлять на тему сделанных заданий, выбрать из них наиболее интересные, трудные, легкие, обосновать свой выбор. А регулярная самопроверка и взаимопроверка учащимися домашнего задания позволяет им приобрести начальные навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
В дни отмены занятий (актированные дни, карантин) образовательный процесс организуется с использованием информационно-коммуникационных технологий: обучающимся через официальный информационный сайт школы по адресу www.lgschool2.ucoz.ru предоставляется технологическая карта по выполнению заданий соответствующего урока с использованием материалов учебника «Изобразительное искусство» для 3 класса (Б. М. Неменский, Л.А.Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских.). и комплекта цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР). Контроль осуществляется в день возобновления учебных занятий согласно расписанию уроков. Организуются выставки рисунков, участие в конкурсах.
В процессе обучения предмету изобразительное искусство и по итогам оценивания выполненных работ проводится коррекционная работа с учащимися, испытывающими затруднения в освоении учебного материла. Основными формами коррекционной работы являются индивидуально-групповые консультации во внеурочное время, индивидуальные домашние задания, совместная работа с родителями, использование разного дополнительного материала, который помогает освоить программный материал самостоятельно. Важна деятельность и взрослого и ребёнка, направленная на достижение прочных знаний и формирование творческого теоретического мышления и универсальных учебных действий.
Учебно-тематическое планирование
№ темы/раздела
Название темы/раздела
Общее количество часов на изучение тем/раздела
Из них
Основные виды учебной деятельности
практика
1
Истоки родного искусства (8 часов)
8
8
Формировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
Овладеть практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
Овладеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
Знать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
2
Древние города нашей земли (7 часов)
7
7
Знать основные виды и жанры пространственно-визуальных искусств;
Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ;
Уметь обсуждать и анализировать произведения искусства. Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
3
Каждый народ - художник (11 часов)
11
11
Уметь видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
Способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
Уметь компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ и применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
4
Искусство объединяет народы (8 часов)
8
8
Уметь характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны и рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
Изображать в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
Уметь приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Всего часов 34 часа
Содержание учебного предмета
Истоки родного искусства (8 часов).Истоки родного искусства: пейзаж родной земли; деревянный мир; красота человека; народные праздники.
Древние города нашей земли (7 часов). Древние города нашей земли: родной угол; древние соборы; города Русской земли: Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва; узоры теремов, пиры в теремных палатах.
Каждый народ - художник (11 часов). Каждый народ – художник: страна восходящего солнца; народы гор и степей; города в пустыне; древняя Эллада; европейские города Средневековья.
Искусство объединяет народы (8 часов). Искусство объединяет народы: материнство; мудрость старости; сопереживание; герои- защитники; юность и надежды
Обучение в четвёртом классе строится на приобщении детей к истокам культуры своего народа и других народов Земли, на ощущении себя участниками развития человечества. Учащиеся, приобщаясь к истокам родной культуры, обретают опыт эстетического переживания народных традиций, понимают их содержание и связи с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.
Задача - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
В результате изучения изобразительного искусства четвероклассник научится:
понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
анализировать результаты сравнения;
объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
создавать творческие работы на основе собственного замысла;
формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
конструировать из бумаги макеты детских книжек;
складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
Четвероклассник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
использовать выразительные средства для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета по окончании 4класса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах четвероклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей четвероклассников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт четвероклассников в художественно- творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
Контроль и оценка реализации программы Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Этапы оценивания детского рисунка:
• как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
• характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
• качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
• владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
• общее впечатление от работы: возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии выставления отметок.
Отметка
Характеристика ответа
5 (от 90%)
Поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна
4 (70-90%)
Поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
3 (50-70%)
Поставленные задачи выполнен частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки
2 ( менее 50%)
Коммуникативная задача не выполнена.
Система оценивания
Стартовая работа (проводится в, начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимым для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а также наметить «зону ближайшего развития». Результаты фиксируются в общешкольной системе мониторинга ЗУН и УУД. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в журнале и в дневнике учащегося.
Проверочная работа по итогам изучения темы учащимися проводится после изучения темы и может служить механизмом управления и коррекции для следующего этапа самостоятельной работы. Результаты проверочной работы заносятся учителем в журнал, а для учащихся и их родителей представляются в дневнике.
Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает основные темы учебного периода. Задание рассчитано не только на проверку знаний, но и развивающего эффекта обучения. Результаты фиксируются в общешкольной системе мониторинга ЗУН и УУД. Результаты итоговой работы фиксируются учителем в журнале и в дневнике
Оценка и контроль достижения планируемых результатов осуществляется в двух направлениях: метапредметные и предметные результаты.
Оценка метапредметных результатов освоения обучающимися программы проводится совместно с учителем и педагогом-психологом методом включенного наблюдения. Оценка метапредметных результатов осуществляется на основании:
- результатов практической работы в конце года;
- данных портфолио учащихся;
- участие в выставках, конкурсах.
Система контроля и оценки достижения планируемых предметных результатов освоения программы по изобразительному искусству в 4 классе осуществляется учителем и включает в себя следующие виды контроля:
-текущий контроль проводится в форме устного опроса. Его цель - анализ хода формирования знаний и умений обучающихся. Это даёт учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям;
- тематический контроль в форме защиты проектов;
-промежуточная аттестация проводится в конце года в форме практической работы.
Перечень обязательных работ по изобразительному искусству
для обучающихся 4 класса
№
п/п
Вид работы
Примерные сроки выполнения
Объекты контроля
контроль
1
Проект№1
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
22.01
Создаватьобраз праздника в Японии в коллективном панно.
Осваиватьновые эстетические представления о поэтической красоте мира
тематический контроль
2
Проект№2
Европейские города средневековья
12.03
Видеть единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Создавать панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади»).
тематический контроль
3
Проект№3 Материнство
16.04
Изображатьобраз материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни
тематический контроль
4
Проект№4.
Юность и надежды
14.05
Выполнять изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях
тематический контроль
5
Практическая работа
21.05
Выставка, анализ, оценка
промежуточная аттестация
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы / Б.М. Неменский, Е.И. Коротеева и др.; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные издания:
- Таблицы в соответствии с основными разделами программы 4 класса.
- Портреты русских и зарубежных художников.
- Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
- Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
- Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Технические средства обучения:
Оборудование рабочего места учителя:
- Классная доска с креплениями для таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- CD/DVD-проигрыватель.
- Телевизор с диагональю не менее 72 см.
- Проектор для демонстрации слайдов.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.
Учебно-практическое оборудование:
- Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
- Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой
( у обучающихся)
- Краски акварельные или гуашевые.
- Кисти беличьи № 5, 10, 20.
- Ёмкости для воды.
- Стеки (набор).
- Пластилин
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства
в 4 классе на 2014-2015 учебный год.
№ п/п
Тема раздела/урока
Количество часов
Планируемая
дата урока
Фактическая
дата
проведения
урока
Тип/вид урока
Основные виды деятельности учащихся
Используемые технологии/ИКТ ресурсы
Требования к уровню подготовки обучающихся по разделу
Истоки родного искусства (8 часов)
1
Пейзаж родной земли
1
01.09-5.09
Урок введения в новую тему
Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж)
Используются на каждом уроке:
-аудиозаписи;
– видеофильмы,
– слайды (диапозитивы),
– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы в соответствии с программой обучения
Восприниматьи эстетически оценивать красоту природы родной земли. Даватьэстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Учиться видетьразнообразие природной среды и называтьособенности среднерусской природы. Называтьхарактерные черты родного для ребенка пейзажа. Овладеватьживописными навыками работы гуашью
2
Пейзаж родной земли
1
08.09-12.09
Комбинированный урок
Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж)
Учиться видетькрасоту природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Называтьроль искусства в понимании красоты природы. Представлятьизменчивость природы в разное время года и в течение дня. Учиться видетькрасоту разных времен года. Овладеватьживописными навыками работы гуашью
3
Деревня - деревянный мир
1
15.09-19.09
Урок формирования умений и навыков
Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуры народа. Рассказывать об избе, как образе традиционного русского дома. Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира. Объяснять конструкцию избы и назначение её частей.Понимать единство красоты и пользы, единство функциональных и духовных смыслов. Рассказывать об украшениях избы и их значениях. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Изображать избу или моделировать её из бумаги (объём, полуобъём). Использовать материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей
Восприниматьи эстетически оцениватькрасоту русского деревянного зодчества. Учиться видетьтрадиционный образ деревни и понимать связь человека с окружающим миром природы. Называтьприродные материалы для постройки, роль дерева. Объяснятьособенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов: венец, клеть, сруб, двускатная крыша. Овладевать навыками конструирования — конст-руировать макет избы. Учиться изображатьграфическими или живописными средствами образ русской избы
4
Деревня - деревянный мир
1
22.09-26.09
Комбинированный урок
Рассказывать о деревянной храмовой архитектуре. Раскрывать традиции конструирования и декора избы в разных областях России. Создавать образ традиционной деревни: коллективное панно или объёмная пространственная постройка из бумаги (с объединением индивидуально сделанных деталей)
Называтьразличные виды изб. Объяснятьразнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы, избы и других построек традиционной деревни и т. д. Видеть красоту русского деревянного зодчества. Пониматьзначение слова «зодчество». Учиться создавать коллективное панно (объёмный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений
5
Красота
человека
1
29.09-03.10
Урок-
дискуссия
Объяснять представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. Размышлять о традиционной одежде как о выражении образа красоты человека.Рассматривать женский праздничный костюм как концентрацию народных представлений об устройстве мира. Изображать женские и мужские образы в народных костюмах, использовать гуашь, кисти, бумагу, клей, ножницы. (Вариант задания:изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур.)
Приобретать представлениеоб особенностях национального образа мужской и женской красоты. Пониматьи анализироватьконструкцию русского народного костюма. Овладеватьнавыками изображения фигуры человека
6
Красота
человека
1
06.10-10.10
Комбинированный урок
Характеризовать и эстетически оценивать образы человека- труженика в произведениях художников (А. Венецианов,
И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев). Рассуждать об образе труда в народной культуре.
Изображать сцены труда из крестьянской жизни
Учиться изображатьсцены труда из крестьянской жизни
7
Народные
праздники
1
13.10-17.10
Комбинированный урок
Рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни. Понимать роль традиционных народных праздников в жизни людей. Изображать календарные праздники (коллективная работа - панно): осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др., используя гуашь, кисти, листы бумаги (или обои), (возможно создание индивидуальных композиционных работ)
Эстетически оцениватькрасоту и значение народных праздников. Создаватьиндивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. Овладеватьна практике элементарными основами композиции. Осваивать алгоритм выполнения коллективного панно на тему народного праздника
8
Народные
праздники
(обобщение
темы)
1
20.10-24.10
Урок обобщения и систематизации знаний. Урок- выставка
Воспринимать и характеризовать образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Маля- вин и др.). Продолжить работу по выполнению коллективного панно на тему народного праздника
Знатьи называтьнесколько произведений русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. Овладеватьна практике элементарными основами композиции. Осваиватьалгоритм выполнения коллективного панно на тему народного праздника
Древние города нашей земли (7 часов)
9
Родной угол
1
27.10-31.10
Урок введения в новую тему
Характеризовать образ древнего русского города. Объяснять значение выбора места для постройки города. Рассказывать о впечатлении, которое производил город при приближении к нему. Описывать крепостные стены и башни, въездные ворота. Объяснять роль пропорций в формировании конструктивного образа города.
Знакомиться с картинами русских художников (А.Васнецова, И. Билибин, И.Рерих, С.Рябушкин и др.).
Создавать макет древнерусского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен). (Вариант задания:изобразительный образ города-крепости).
Использовать материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки; графические материалы
Пониматьи объяснятьроль и значение древнерусской архитектуры. Знатьконструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).
Анализироватьроль пропорций в архитектуре, пониматьобразное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Называтькартины художников, изображающих древнерусские города. Создаватьмакет древнерусского города.
Пониматьзначения слов «вертикаль» и «горизонталь»
10
Древние
соборы
1
10.11-14.11
Комбинированный урок
Составлять рассказ о соборах как о святыни города, воплощении красоты, могущества и силы государства, как об архитектурном и смысловом центре города.
Раскрывать особенности конст-рукции и символики древнерусского каменного храма, объяснять смысловое значение его частей.
Называть значение постройки, украшения и изображения в здании храма.
Создавать макет города с помощью лепки или постройки макета здания древнерусского каменного храма, (вариант задания: изображение храма). Использовать материалы: пластилин, стеки, коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумагу
Получать представление оконструкции здания древнерусского каменного храма.
Пониматьроль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделироватьили изображать древнерусский храм (лепка или по-стройка макета здания; изобразительное решение)
11
Г орода
Русской земли
1
17.11-21.11
Комбинированный урок
Называть основные структурные части города: Кремль, торг, посад. Рассказывать о размещении и характере жилых построек, их соответствии сельскому деревянному дому с усадьбой.
Рассказывать о монастырях как о произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов.
Рассказывать о жителях древнерусских городов, о соответствии их одежды архитектурно-предметной среде. Выполнять коллективную работу: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города. Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города).
Использовать материалы: бумагу, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка или гуашь, кисти
Называтьосновные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображатьи моделироватьнаполненное жизнью людей пространство древнерусского города.
Учиться пониматькрасоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоватьсяисторией своей страны
12
Древнерусские воины- защитники
1
24.11-28.11
Комбинированный урок
Рассказывать об образе жизни людей древнерусского города; о князе и его дружине, о торговом люде. Характеризовать одежду и оружие воинов: их форму и красоту. Определять значение цвета в одежде, символические значения орнаментов.
Развивать навыки ритмической организации листа, изображения человека.
Изображать древнерусских воинов, княжескую дружину. Использовать материалы: гуашь и кисти или мелки, бумагу
Называтькартины художников, изображающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Васнецов,
И. Билибин, П. Корин и др.). Изображатьдревнерусских воинов (князя и его дружину).
Овладеватьнавыками изображения фигуры человека
13
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва
1
01.12-05.12
Урок-
путешест
вие
Определять общий характер и архитектурное своеобразие разных городов.
Рассказывать о старинном архитектурном образе Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Характеризовать особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей.
Рассказывать о храмах- памятниках в Москве: о Покровском соборе (храм Василия Блаженного) на Красной площади, о каменной шатровой церкви Вознесения в Коломенском. Беседа-путешествие — знакомство с исторической архитектурой города.
(Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города.) Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу или мелки
Анализироватьценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.
Восприниматьи эстетически переживатькрасоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории.
Выражатьсвое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
Рассуждатьоб общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.
Объяснятьзначение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.
Создаватьобраз древнерусского города
14
Узорочье
теремов
1
08.12-12.12
Урок-сказка
Рассказывать о росте и изменении назначения городов — торговых и ремесленных центров. Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах.
Объяснять отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов).
Изображать интерьер теремных палат.
Использовать материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти
Иметь представление оразвитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Различатьдеятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат.
Выражать в изображениипраздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания).
Пониматьзначение слова «изразцы»
15
Пир в теремных палатах (обобщение темы)
1
15.12-19.12
Урок-
фантазия
Объяснять роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.
Изображать праздник в интерьере царских или княжеских палат, участников пира (бояр, боярынь, музыкантов, царских стрельцов, прислужников). Изображать посуду на праздничных столах.
Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу, ножницы, клей
Пониматьроль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создаватьизображения на тему праздничного пира в теремных палатах.
Создаватьмногофигурные композиции в коллективных панно
Каждый народ - художник (11 часов)
16
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры
1
22.12-26.12
Урок введения в новую тему
Рассказывать о художественной культуре Японии , как об очень целостной, экзотичной и в то же время вписанной в современный мир.
Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красо-те деталей, их многозначность и символический смысл. Рассказывать о традиционных постройках: о легких сквозных конструкциях построек с передвижными ширмами, отвечающих потребности быть в постоянном контакте с природой. Изображать природу через характерные детали. Использовать материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть
Обрести знания омногообразии представлений народов мира о красоте.
Иметь интереск иной и необычной художественной культуре.
Иметь представления оцелостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Восприниматьэстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.
Иметь представлениеоб образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Пониматьособенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Изображатьприроду через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки. Приобретать новые навыкив изображении природы, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.
Приобретать новые уменияв работе с выразительными средствами художественных материалов.
Осваиватьновые эстетические представления о поэтической красоте мира
17
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
1
12.01-16.01
Комбинированный урок
Характеризовать образ женской красоты — изящные ломкие линии,изобразительный орнамент росписи японского платья- кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Называть характерные особенности японского искусства: графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия. Изображать японок в кимоно, передавать характерные черты лица, прически, волнообразные движения фигуры. (Вариант задания: выполнение в объёме или полу- объёме бумажной куклы в кимоно)
Создаватьженский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.
Сопоставлятьтрадиционные представления о красоте русской и японской женщин.
Приобретать новые навыкив изображении человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.
Осваиватьновые эстетические представления о поэтической красоте мира
18
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
1
19.01-23.01
Урок-проект
Объяснять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Называть традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др.
Создавать коллективное панно «Праздник цветения вишни- сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж). Использовать материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель,пастель, карандаши, ножницы,клей
Создаватьобраз праздника в Японии в коллективном панно.
Осваиватьновые эстетические представления о поэтической красоте мира
19
Народы гор и степей
1
26.01-30.01
Комбинированный урок
Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты и способности человека жить в самых разных природных условиях. Объяснять связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа.
Видеть изобретательность человека в построении своего мира. Называть природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу
Пониматьи объяснятьразнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Изображатьсцены жизни людей в степи и в горах, передаватькрасоту пустых пространств и величия горного пейзажа.
Овладеватьживописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы
20
Народы гор и степей
1
02.02-06.02
Комбинированный урок
Продолжение работы. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков).
Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу
Изображатьсцены жизни людей в степи и в горах, передаватькрасоту пустых пространств и величия горного пейзажа.
Овладеватьживописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы
21
Города в пустыне
1
09.02-13.02
Урок-
фантазия
Рассказывать о городах в пустыне.
Видеть орнаментальный характер культуры.
Создавать образ древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек).
Использовать материалы: цветная бумагу, мелки, ножницы, клей
Характеризоватьособенности художественной культуры Средней Азии. Объяснятьсвязь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.
Создаватьобраз древнего среднеазиатского города.
Овладеватьнавыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики
22
Древняя
Эллада
1
16.02-20.02
Комбинированный урок
Рассказывать об особом значении искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Определять храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Видеть красоту построения человеческого тела — «архитектуру» тела, воспетую греками. Изображать греческий храм (полуобъёмные или плоские аппликации) для панно или объёмное моделирование из бумаги; изображать фигуры олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия;
Использовать материалы: бумагу, ножницы, клей; гуашь, кисти
Эстетически восприниматьпроизведения искусства Древней Греции, выражатьсвое отношение к ним. Уметь отличатьдревнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.
Уметь характеризоватьотличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.
Осваиватьосновы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека.
Изображатьолимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах)
23
Древняя
Эллада
1
23.02-27.02
Урок-
фантазия
Рассказывать о повседневной жизни.
Называть праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней.
Определять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.Приобретать навыки создания коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры).
Использовать материалы: бумагу, ножницы, клей; гуашь, кисти
Создаватьколлективные панно на тему древнегреческих праздников
24
Европейские города средневековья
1
02.03-06.03
Урок-беседа
Знакомиться с образом готических городов средневековой Европы: узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Видеть красоту готического храма, его величие и устремленность вверх, готические витражи и производимое ими впечатление.
Рассказывать о ратуше и центральной площади города, о городской толпе,сословном разделении людей. Рассматривать средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции. Подготовительный этап: изучать архитектуру, одежду человека и его окружение (предметный мир)европейских городов средневековья
Видетьи объяснятьединство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использоватьвыразительные возможности пропорций в практической творческой работе.
Развиватьнавыки изображения человека в условиях новой образной системы.
Пониматьзначение выражения «готический стиль»
25
Европейские города средневековья
1
09.03-13.03
Урок-проект
Видеть единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Создавать панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади»). Использовать материалы: цветную и тонированную бумагу, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей
Создаватьколлективное панно. Использоватьи развиватьнавыки конструирования из бумаги (фасад храма)
26
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
1
16.03-20.03
Комбинированный урок
Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Объяснять влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа). Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами. Участвовать в выставке работ и беседе на тему «Каждый народ — художник».
Понимать разности творческой работы в разных культурах
Осознаватьцельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.
Узнаватьпо предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. Соотноситьособенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественнотворческой деятельности
Искусство объединяет народы (8 часов)
27
Материнство
1
01.04-03.04
Урок введения в новую тему
Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.
Развивать навыки творческого восприятия произведений искусства и композиционного изображения.
Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу.
Использовать материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага
Изображатьобраз материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни
28
Материнство
1
06.04-10.04
Урок-проект
Продолжение работы. Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу.
Использовать материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага
Изображатьобраз материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни
29
Мудрость
старости
1
13.04-17.04
Комбинированный урок
Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.
Видеть выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.). Создавать изображение любимого пожилого человека, передавать стремление выразить его внутренний мир. Использовать материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага
Развиватьнавыки восприятия произведений искусства.
Создаватьв процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений)
30
Сопережива
ние
1
20.04-24.04
Комбинированный урок
Рассуждать о том, что искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя.
Учиться видеть изображение печали и страдания в искусстве.
Создавать рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.). Использовать материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага
Уметь объяснять, рассуждать,как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.
Эмоционально откликатьсяна образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия.
Выражатьхудожественными средствами свое отношение при изображении печального события. Изображатьв самостоятельной творческой работе драматический сюжет
31
Герои-
защитники
1
27.04-01.05
Комбинированный урок
Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев-за- щитников и воспевают их в своем искусстве.
Выполнять лепку эскиза памятника герою.
Использовать материалы: пластилин, стеки, дощечка
Приобретатьтворческий композиционный опыт в создании героического образа.
Приводитьпримеры памятников героям Отечества.
Приобретатьтворческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме).
Овладеватьнавыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре
32
Юность и надежды
1
04.05-08.05
Урок-проект
Рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Выполнять изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Использовать материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага
Приводить примерыпроизведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражатьсвое отношение к ним.
Выражатьхудожественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Развиватькомпозиционные навыки изображения и поэтического видения жизни
33-34
Искусство народов мира (обобщение темы)
2
11.05-22.05
Урок-
выставка
Рассказыватьоб особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты.
Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.
Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки
Объяснятьи оцениватьсвои впечатления от произведений искусства разных народов.
Узнаватьи называть,к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры