Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Л.А.Неменская «Изобразительное искусство: искусство в жизни человека» (М.:Просвещение).
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
1.Активность участия.
2.Самостоятельность.
3.Оригинальность суждений.
1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, и количество контрольных работ по данной теме:
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Технологии | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты | Домашнее задание |
планируемая/ фактическая | Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПЕРСПЕКТИВА |
1 | | Рисунок куба во фронтальной перспективе. | Урок открытия нового знания и овладения новыми знаниями, умениями, навыками | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения | Фронтальная беседа, творческая и индивидуальная работа. | Понимание значения искусства в жизни человека и общества. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем; способствовать формированию научного мировоззрения учащихся. Регулятивные: составлять план последовательности действий, формировать способности к волевому усилию в преодолении препятствий; формировать целевые установки учебной деятельности, выстаивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять сходства и различия объектов; уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. | Формирование стартовой мотивации к изучению нового, и навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения. | |
2 | | Рисунок куба в угловой перспективе. | Урок применений знаний, умений, навыков. | Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков. | Творческая и индивидуальная работа. | Умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану. | |
3 | | Рисование на тему «Осень в городе» (карандаш). | Урок изучения нового и систематизация знаний | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, индивидуально-личностного обучения. | Творческая работа. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: составлять план последовательности действий, формировать способность к волевому усилию в преодоление препятствий. Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. | |
4 | | Рисование на тему «Осень в городе» (акварель). | Урок развития знаний | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков. | Творческая и индивидуальная работа. | Умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | |
СВЕТОТЕНЬ |
5 | | Рисование с натуры геометрических тел. | Урок ознакомления с новым материалом | Здоровьесбережения, поэтапного формирование умственных действий, развития исследовательских навыков. | Творческая и индивидуальная работа. | Умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу. | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работа обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: корректировать деятельность изменения в процессе с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | |
ЦВЕТ В ЖИВОПИСИ |
6 | | Рисование птиц по памяти или по представлению. | Урок изучения нового. | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, проектной деятельности. | Творческая и индивидуальная работа. | Понимание значения искусства в жизни человека и общества | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: контролировать в форме сравнения способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и вносить необходимые коррективы. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей. | |
7 | | Рисование по памяти «Восход солнца на море». | Урок применения знаний, умений, навыков | Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков | Творческая и индивидуальная работа. | Умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | |
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ И ПО ПАМЯТИ |
8 | | Художественно - выразительные средства графики и живописи. Рисование с натуры клубка ниток (графика). | Урок развития знаний | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, самодиагностики и самокоррекции результатов | Творческая и индивидуальная работа. | Умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач. | Формирование навыков самоанализа самоконтроля. | |
9 | | Рисование с натуры цветов. | Урок развития знаний | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения. | Творческая и индивидуальная работа. | Умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: планировать решение учебной задачи. Познавательные: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) | Формирование познавательного интереса | |
10 | | Приёмы работы акварельными красками. Рисование с натуры овощей. | Урок развития знаний | Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков. | Творческая и индивидуальная работа. | Умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику. | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата. Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. | Формирование мотивации к самосовершенствованию. | |
11 | | Приёмы работы акварельными красками. Натюрморт (карандаш, акварель) | Урок освоения новых знаний, умений, навыков. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков. | Творческая и индивидуальная работа. | Умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану. | |
12 | | Наброски фигуры человека по памяти. | Урок освоения новых знаний. | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения. | Творческая и индивидуальная работа. | Умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику. | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: планировать решение учебной задачи. Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | |
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ И ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ |
13 | | Пейзажи. Архитектура | Урок формирования и применения знаний, умений, навыков. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, индивидуального и коллективного проектирования. | Творческая и индивидуальная работа. | Умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: планировать решение учебной задачи. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания. | |
14 | | Рисование на тему «Зимние каникулы» | Урок развития знаний | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, самодиагностики и самокоррекции результатов. | Творческая и индивидуальная работа. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач. | Формирование навыков самоконтроля. | |
15 | | Иллюстрация к русской народной сказке «По щучьему веленью | Урок освоения новых знаний. | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. | Творческая и индивидуальная работа. | Умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу. | Коммуникативные: уметь находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания. | |
16 | | Тема крестьянского труда | Урок развития знаний | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков. | Творческая и индивидуальная работа. | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: контролировать в форме сравнения способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и вносить необходимые коррективы. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний. | |
ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА |
17 | | Орнаменты народов мира. | Урок ознакомления с новым материалом. | Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков. | Творческая и индивидуальная работа. | Умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: формировать умение выделять закономерность. | Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания. | |
18 | | Зарисовка стилизованных форм растений, птиц, животных. | Урок развития знаний | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, индивидуально-личностного обучения. | Творческая и индивидуальная работа. | | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: применять схемы, модели для получения информации, устанавливать причинно-следственные связи. | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей. | |
19 | | Городецкий промысел. Истоки развития. | Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками. | Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков. | Творческая и индивидуальная работа. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. | |
20 | | Городецкая роспись. Художественное оформление разделочной доски. | Урок освоения новых знаний, урок-практикум | Здоровьесбережения, поэтапного формирован ия умственных действий, развития исследовательских навыков. | Творческая и индивидуальная работа. | Умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритмы действий. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Формирование навыков индивидуального и коллективной исследовательской деятельности. | |
21 | | Художественное оформление разделочной доски: эскиз и разработка формы. | Урок Урок развития знаний | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, самодиагностики и самокоррекции результатов. | Творческая и индивидуальная работа. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | |
22 | | Абашевские и филимоновские глиняные игрушки. Рисунок с натуры глиняной игрушки. | Урок развития знаний | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, индивидуально-личностного обучения. | Творческая и индивидуальная работа. | Умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | |
23 | | Золотая хохлома. Стилизация узоров хохломской росписи. | Урок развития знаний | Здоровьесбережения, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий. | Творческая и индивидуальная работа. | Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения обучающихся. Регулятивные: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися,0 и того, что ещё не известно. Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текста разных видов. | Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания. | |
24 | | Архангельские пряники. Пряник из фольги с изображением, выполненным способом тиснения. | Урок развития знаний | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении. | Творческая и индивидуальная работа. | Умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний. | |
25 | | Аппликация. Мозаичное панно на тему Морской пейзаж». | Урок развития знаний | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, самодиагностики и самокоррекции результатов. | Творческая и индивидуальная работа. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | |
26 | | Сюжетная аппликация к сказке (по выбору учащегося) | Урок овладения новыми знаниями, умениями , навыками. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения. | Творческая и индивидуальная работа. | Умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: формировать умение выделять закономерность. | Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению. | |
27 | | Иллюстрирование басни И.А. Крылова «Ворона и лисица» | Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения. | Творческая и индивидуальная работа. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Формирование устойчивой мотивации к обучению. | |
28 | | Иллюстрирование басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» | Урок развития знаний | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, самодиагностики и самокоррекции результатов. | Творческая и индивидуальная работа. | Умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | |
29 | | Изображение фигуры человека в жанрах изобразительного искусства. | Урок развития знаний | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения. | Творческая и индивидуальная работа. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Познавательные: применять схемы, модели для получения информации, устанавливать причинно-следственные связи. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | |
30 | | Рисунок на тему «Праздник 9 мая – день Победы» | Урок развития знаний | Здоровьесбережения, компьютерного урока, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий. | Творческая и индивидуальная работа. | Проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний. | |
31 | | Искусство родного края. | Урок развития знаний и умений. | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные. | Творческая и индивидуальная работа. | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё не известно. Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов. | Формирование познавательно интереса. | |
32 | | Искусство родного края. | Урок развития знаний и умений. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения. | Творческая и индивидуальная работа. | Коммуникативные: уметь находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Познавательные: уметь строить выделять существенную информацию из текстов разных видов. | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей. | |
33 | | Искусство родного края. | Урок развития знаний и умений. | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, самодиагностики и самокоррекции результатов. | Творческая и индивидуальная работа. | Коммуникативные: уметь управлять своим поведение (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть приемом решения задач. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | |
34 | | Итоговое занятие. | Уроки повторения. | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения. | | | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Формирование навыков анализа. | |
В результате освоения курса изобразительное искусство 6 класса обучающийся должен овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.