Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе. Программа дополнена этнокультурным содержанием, целью которого является формирование нравственно-эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентаций на основе изображения родной природы, животных, различных видов росписи и изучения традиций родного края, национальных особенностей, произведений коми- художников; развитие интереса к художественному творчеству; формирование любви к родным местам и готовности к практическому участию в жизни коми- края. Отобрано содержание, определены пути его реализации в тематическом планировании по определенным темам.Данная рабочая программа, основанная на авторской программе Неменского Б.М., также предусматривает чередование уроков индивидуального творчества, коллективной творческой деятельности или групповой, организация текущих и итоговых выставок творческих работ в школе и за ее пределами.На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классах предусматривается 1 час в неделю, итого 34 часа в год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО в 5 классе ФГОС »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Успенская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО учителей
начальных классов
___________________Е.А.Суслова
№ протокола 1
«28» августа 2015г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________Г.А.Титова
«28» августа 2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОУ
______________Л.В.Дородова
Приказ №170/ОД
«28» августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Учебный год
2015 - 2016
Класс
5
Количество часов в год
34
Количество часов в неделю
1
Разработчик программы учитель изобразительного искусства: Сафарова А.М.
с. Успенка
2015г.
1.Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для учащихся 5 класса разработана на основе:
1. Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобнауки России от 29.12.2014 года № 1644).
2.Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Успенской СОШ, утвержденной приказом директора МАОУ Успенской СОШ № 171 от 28.08.2015 года.
3.Программа для общеобразовательных школ (Министерство образования РФ)Б.Н.Неменский,«Просвещение»,2014 год
4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год».
5. Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
6. Учебного плана МАОУ Успенской СОШ, принятого на педагогическом совете школы (протокол №15 от 5 июня 2015 г.), согласованного с Управляющим советом школы (протокол № 6 от 5 июня2015 г.), утвержденного директором школы (приказ №_142 /ОД от 5 июня 20154г.).
7. Годового календарного учебного графика МАОУ Успенской СОШ на 2015-2016 учебный год.
Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи обучения:
• Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства.
• Обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы.
• Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах.
• Развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости.
• Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
• Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека.
• Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
• Овладение средствами художественного изображения для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально нравственной оценки.
• Овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды.
2.Общая характеристика учебного предмета
Программа дополнена этнокультурным содержанием, целью которого является формирование нравственно-эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентаций на основе изображения родной природы, животных, различных видов росписи и изучения традиций родного края, национальных особенностей, произведений коми- художников; развитие интереса к художественному творчеству; формирование любви к родным местам и готовности к практическому участию в жизни коми- края. Отобрано содержание, определены пути его реализации в тематическом планировании по определенным темам.Данная рабочая программа, основанная на авторской программе Неменского Б.М., также предусматривает чередование уроков индивидуального творчества, коллективной творческой деятельности или групповой, организация текущих и итоговых выставок творческих работ в школе и за ее пределами.
Виды и приемы художественной деятельности на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
– изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
– декоративная и конструктивная работа;
– восприятие явлений действительности и произведений искусства;
– обсуждение работ, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
– изучение художественного наследия;
– подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
– прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Методические приемы: освоение возможностей художественных материалов, деловые игры на уроке, отработка изобразительных техник, коллективное творчество, домашние задания (рисование, просмотр телевизионных передач, подбор и чтение литературы, работа с интернетом), беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся, меж предметные связи. Индивидуально выполняются фрагменты общей работы, коллективно – их организация в единое целое.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный план МАОУ Успенской СОШ на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классах предусматривает 1 час в неделю, итого 34 часа в год.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Межпредметные связи:
1. ИЗО – математика (глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка);
2. ИЗО – литература (художественный образ, сюжетная линия рисунка);
3. ИЗО – трудовое обучение (выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца);
4. ИЗО – история (история древних славян, народного промысла, мифов и эпосов, история древних государств, цивилизации)
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр, кино);
Приобретение опыта работы различными художественными материалами и разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе, базирующихся на ИКТ ( цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
6.Содержание учебного предмета (34часа)
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-35 часов
Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.
«Древние корни народного искусства» ( 8 ч)
Роль искусства в жизни человека. Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов.
Декор русской избы. Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.
Внутренний мир русской избы.Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.).
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка орнамента, его символическое значение.
Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.(Коллективная работа «Проходите в избу»).
Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн?Польза, красота, практичность предметов быта. Понятие дизайна.
Диагностическая работа по теме «Древние корни народного искусства»
Связь времен в народном искусстве» (8 ч)
Цель: Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы.
Древние образы в современных народных игрушках.Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам
Лепка и роспись собственной модели игрушки.Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи игрушек.
Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры. Промыслы как искусство художественного сувенира.
Синие цветы Гжели.Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.
Жостовские букеты.Краткие сведения из истории развития жостова. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях жостовских мастеров.
Золотая Хохлома.Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров.
Городецкая роспись.Краткие сведения из истории развития городца. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях городецких мастеров.
Диагностическая работа «Связь времен в народном искусстве» (практика).
«Декор – человек, общество, время» (10 ч)
Цель: Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами Тюменской области, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.
Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы.Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.
Орнамент, цвет, знаки –символы в декоративном искусстве Древнего Египта. Маска фараона Тутанхамона, саркофаг.Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян ( изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.).
Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.
Легенды и мифы Древней Греции.Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.
Греческая керамика. Живопись на вазах.Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.Сюжеты росписи на древнегреческих вазах.
Одежда говорит о человеке.Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.
Коллективная творческая композиция «Бал во дворце» (2ч.). Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.
О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы Средних веков. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Виды гербов.
Обобщающий урок по теме «Декор- человек, общество, время» (практика).
«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)
Народная праздничная одежда.Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс ( в основе сарафан) и
Южнорусский (в основе панева) комплекс женской одежды. Рубаха – основа мужской и женской костюмов.Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.
Изготовление куклы –берегини в русском народном костюме (2ч.).Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.
Эскиз русского народного костюма (2 ч.).Создание эскизов народного праздничного костюма.
Праздничные народные гулянья (3 ч.).Народные традиции и праздники. Изготовление панно. Выполнение проектов, защита проектов.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№
Раздел учебника
Учебная тема
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности обучающихся
1.
«Древние корни народного искусства» ( 8 ч)
Роль искусства в жизни человека. Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.
Декор русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда..
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.(Коллективная работа «Проходите в избу»).
Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн?
Диагностическая работа по теме «Древние корни народного искусства»
8
Уметь объяснять глубинные смыслы знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.
Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия, видеть в них многообразное варьирование трактовок.
Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов, цветовую композицию внутреннего пространства избы, самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Сравнивать и называть конструктивные и декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Осознавать и объяснять мудрость устройств традиционной жилой среды.
Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.
Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д. ), дополняя его орнаментальными поясами.
Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.
Осваивать навыки декоративного обобщения.
Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.
2.
Связь времен в народном искусстве» (7 ч)
Древние образы в современных народных игрушках.
Лепка и роспись собственной модели игрушки.
Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Синие цветы Гжели. Жостовские букеты. Золотая Хохлома.
Городецкая роспись. Диагностическая работа «Связь времен в народном искусстве» (практика).
8
Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.
Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам, благозвучное сочетание синего и белого в природе и произведениях гжели.
Распознавать и называть игрушки ведущих художественных народных промыслов.
Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.
Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.
Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.
Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.
3.
«Декор – человек, общество, время» (10 ч)
Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.
Орнамент, цвет, знаки –символы в декоративном искусстве Древнего Египта. Маска фараона Тутанхамона, саркофаг.
Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Легенды и мифы Древней Греции. Греческая керамика. Живопись на вазах. Одежда говорит о человеке.
Коллективная творческая композиция «Бал во дворце».
О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям. Обобщающий урок по теме «Декор- человек, общество, время» (практика).
10
Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древних обществ, давать им эстетическую оценку.
Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства Древних обществ
связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора.
Вести поисковую работу по декоративно-прикладному искусству Древних обществ.
Создавать эскизы украшений по мотивам декоративно-прикладного искусства Древних обществ,декоративную композицию герба или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.
Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.
Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах»
Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.
Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.
Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.
Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.
Определять, называть символические элементы герба и использовать их
при создании собственного герба.
Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.
4.
«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)
Народная праздничная одежда.
Изготовление куклы –берегини в русском народном костюме. Эскиз русского народного костюма. Праздничные народные гулянья. Защита проектов.
8
Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку,ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство..
Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.
Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.
Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.
Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.
Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.).
Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.
Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.
Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров.
Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методическая литература:
Изобразительное искусство, 5 класс Горяева Н.А., Островская О.В., под ред. НеменскогоБ.М.«Просвещение»,
Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
Методическое обеспечение программы
Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка, Жостово
Раздаточный материал.
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Репродукции картин разных художников.
Муляжи для рисования
Серии фотографий и иллюстраций природы.
Фотографии и иллюстрации животных.
Тела геометрические
Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Электронно-программное обеспечение
ноутбук – 1шт.
принтер – 1 шт.
экран – 1 шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 5 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Решаемые проблемы
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата
понятия
предметные
результаты
универсальные учебные действия
(УУД)
личностные
результаты
план
факт
«Древние корни народного искусства» (8 ч)
1
Роль искусства в жизни человека.
Что я знаю об изобразительном искусстве?
Цель: выявить уровень подготовки учащихся по изобразительному искусству за курс начальной школы учащихся.
Декоративное искусство.
Научится:
создавать эскиз сельского пейзажа; разбивать его на планы.
Регулятивные:
соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные: рассуждать
о содержании рисунков, сделанных другими детьми.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог; сотрудничать с учителем; умение отстаивать свою точку зрения.
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
доброжелательность
и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Взгляд на мир через призму искусства.
7.09
2
Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.
Что я знаю о древних образах и символах в народном искусстве?
Цель: познакомить с истоками и спецификой образного языка декоративно-прикладного искусства.
Древние образы: древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце.
Научится:
Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.
Регулятивные:
соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач
Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества.
14.09
3
Декор русской избы.
Каково предназначение дома?
Цели: проанализировать устройство дома снаружи
и внутри; развивать творческое воображение; учить изображать фасад дома, украшенного резьбой.
Причелины, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.
Научится:
Создавать эскиз декоративного убранства избы; украшение деталей дома солярными знаками.
Регулятивные:
применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные:
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы;
использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач.
Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.
21.09
4
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Каково значение конструкций?
Цель:
формировать умение видеть конструкцию; развивать наблюдательность
познакомить с внутренним миром русской избы; конструкцией и декором предметов народного быта и труда.
Ткацкий станок, светец, прялка, люлька и т п.
Научится:
Выполнять рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву.
Регулятивные:
применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные:
использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач
Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.
28.09
5
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Какие существуют
образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки?
Цель: способствовать накоплению образных и эмоциональных впечатлений от орнаментов.
Древние образы: древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце.
Научится:
Выполнять рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву;
придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги.
Регулятивные:
применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач
Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.
5.10
6
Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.
(Коллективная работа «Проходите в избу»).
Цель: научить выполнять коллективную работу.
Печь, красный угол, коник, полати и т. Д.
Уметь создавать эскиз декоративного внутреннего убранства избы солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами; создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.
Регулятивные:
применять установленные правила в решении задачи; сравнивать , сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов; находить в них черты национального разнообразия.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения; осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач
Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.
12.10
7
Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн?
Как наши вещи становятся красивыми и удобными?
Цели: развивать конструктивное изображение и навыки постройки из бумаги; познакомить с работой дизайнера
Дизайнер. Предметы дизайна.
Научить:
рассматривать модели одежды, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать собственные силуэты.
Регулятивные:
применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач
Готовность беречь и продолжать традиции народного творчества, привносить его в современное повседневное декоративное искусство.
19.10
8
Диагностическая работа по теме «Древние корни народного искусства»
Цель: выявить приобретенные знания по теме «Древние корни народного искусства»
Тестирование.
Регулятивные:
применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные:
подводить под понятие на основе распознания объектов.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач
Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.
придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью.
Регулятивные:
применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные:
использовать общие приемы решения задачи
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач
Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.
16.11
3
Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.
Какие народные художественные промыслы России я знаю?
Цель: познакомить с главными отличи-тельными признаками традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента).
Научить выполнять эскиз украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.)
Регулятивные:
использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные:
задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю
Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.
18.01
2
Орнамент, цвет, знаки – символы в декоративном искусстве Древнего Египта. Маска фараона Тутанхамона, саркофаг.
Что я знаю о декоративном искусстве Древнего Египта?
Цель: научить рассматривать и обсуждать (анализировать) разнообразный зрительный ряд, подобранный по теме; объяснять особенности декора костюма людей разных сословий Древнего Египта.
Саркофаг, маска Тутанхамона, фараон и т. д.
Научить высказывать свое мнение об увиденном.
Регулятивные:
адекватно воспринимать предложения учителей,
товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные:
обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.
25.12
3
Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.
Что я знаю о декоративном искусстве Древней Греции?
Цель: познакомить с декоративным искусством Древней Греции.
Туника, амфора, керамика и т.п.
Научить выполнять сюжетную творческую композицию на тему « Древняя Греция».
Регулятивные:
адекватно воспринимать предложения учителей,
товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные:
обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.
1.02
4
Легенды и мифы Древней Греции.
Что я знаю о легендах и мифах Древней Греции?
Цель: познакомить с древнегреческой вазописью.
Легенда, миф.
Научить выполнять эскиз росписи вазы на мифологический сюжет.
Регулятивные:
предвидеть возможности получения конкретного результата.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные:
обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.
8.02
5
Греческая керамика. Живопись на вазах.
Каковы особенности живописи на древних греческих вазах?
Цель: познакомить с древнегреческой вазописью.
Легенда, миф
Научить выполнять эскиз росписи вазы на мифологический сюжет.
Регулятивные:
предвидеть возможности получения конкретного результата.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные:
обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.
15.02
6
Одежда говорит о человеке.
Что может рассказать одежда о человеке?
Цель: познакомить декоративно-прикладным искусством Древнего Китая
Научить создавать эскиз собственного герба, герба своей семьи; продумывать форму щита, его деления, использовать язык символов.
Регулятивные:
использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные:
составлять план
и последовательность действий.
Коммуникативные:
обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.
14.03
10
Обобщающий урок по теме «Декор – человек, общество, время»
Цель: выявить приобретенные знания по теме
«Декор – человек, общество, время»
Тестирование.
Регулятивные:
адекватно воспринимать предложения учителей,
товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные:
выделять и обобщенно иксировать группы существенных признаков объектов; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию
Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.
21.03
«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)
1
Народная праздничная одежда. Создание эскиза русского народного костюма.
Что я знаю о народной праздничной одежде?
Цель: развивать интерес к прошлому своей страны, ее традициям, обычаям и одежде.
Фактура, ритм, пятно, линия, форма
Научить:
видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы
Регулятивные:
использовать речь для регуляции своего действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные:
преобразовывать познавательную задачу в практическую.
Коммуникативные:
обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного.
Готовность беречь и продолжать традиции народного творчества.
4.04
2
Изготовление куклы–берегини. Работа в парах.
Как изготовить куклу?
Цель: развивать интерес к прошлому своей страны, ее традициям, обычаям и одежде.
Берегиня.
Научить:
видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы
Регулятивные:
адекватно воспринимать предложения учителей,
товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные:
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
проявлять активность в коллективной деятельности;
обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Самооценка работы.
Навыки сотрудничества
11.04
3
Изготовление куклы–берегини. . Работа в парах.
Цель: развивать интерес к прошлому своей страны, ее традициям, обычаям и одежде.
Берегиня.
Научить:
видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы
Регулятивные:
проявлять активность в коллективной деятельности;
адекватно воспринимать предложения учителей,
товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные:
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Самооценка работы.
Навыки сотрудничества
18.04
4
Эскиз русского народного костюма (аппликация с использованием различных материалов). Коллективная работа.
Какие виды художественной деятельности использованы в работе?
Цель: развивать интерес к прошлому своей страны, ее традициям, обычаям и одежде, к использованию различных материалов в работе.
Коллаж.
Научить:
видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы;
создавать коллективную работу; определять, что в работе было самым главным.
Регулятивные:
адекватно воспринимать предложения учителей,
товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные:
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
проявлять активность в коллективной деятельности;
обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Самооценка работы.
Навыки сотрудничества
25.04
5
Эскиз русского народного костюма (аппликация с использованием различных материалов). Коллективная работа.
Какие виды художественной деятельности использованы в работе?
Цель: развивать интерес к прошлому своей страны, ее традициям, обычаям и одежде.
Коллаж.
Научить:
видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы