№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Учебно –творческое задание | Элементы содержания | Планируемые результаты освоения материала | Формы контроля | Дата проведения |
план | факт |
Древние корни народного искусства ( 9 часов) |
1 | Древние образы в народном искусстве. | 1ч | Урок – формирования новых знаний | Зарисовать традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни. Материалы: карандаш, гелевая ручка, фломастер. | Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства - солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Мифы Древней Руси солнечные диски | Знать: -понимание услов но-символического характера народного декоративного искусства; -как выглядит древо жизни; Уметь: -изобразить сим волы славянского орнамента | Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле, её плодородии?» | А- 2.09 В- 5.09 Г- 1.09 | |
2 | Орнамент как основа декоративного украшения | 1ч | Комбинированный урок | Работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе, росписи по дереву, орнаментах народной вышивки. Материалы: уголь, сангина, тонированная бумага | Орнамент как основа декоративного украшения. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций ( линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая). | Знать: -выразительные средства и виды орнамента;. -типы орнаментальных композиций; Уметь: -применять графи ческие материалы и выразительные средства орнамен тальных композиций (лаконичность, обобщённость, .выразительность)изобразительного мотива; ритм, симметрия и ассиметрия в творческой работе | Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. | А-9.09 В- 12.09 Г -8.09 | |
3 | Декор русской избы | 1ч | Комбинированный урок | Выполнение эскиза орнаментальной композиции для украшения избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометри ческими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага. | Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры. Картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы. | Знать: - единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Уметь: - использовать в творческой работе символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции | Презентация работ с объяснением символического значения декоративных элементов орнаментально композиции. | А-16.09 В- 19.09 Г -15.09 | |
4 | Внутренний мир русской избы | 1ч | Комбинированный урок | Выполнение рисунка «В русской избе» Материал: альбом, акварельные краски, цв. карандаши | Единство пользы и красоты в организации пространства дома; Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища; | Знать: -значение орнамента (резного, росписного), как носителя эстетического и символического значения Уметь: -применять различные материалы в художественно-творческой работе | Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата композиции. | А-23.09 В- 26.09 Г -22.09 | |
5 | Конструкция и декор предметов народного быта и труда. | 1ч | Комбинированный урок | Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка). Материалы: гуашь, кисти | Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фанта зии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Выразительные средства прикладного искусства. Плоскостность, обобщенность и лаконичность изображе ния, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы. | Знать: -выявление символического значения декоративных элементов. Уметь: -выстраивать декоративную композицию, используя | Просмотр, анализ и оценивание работ | А-30.09 В- 3.10 Г -29.09 | |
6 | Образы и мотивы в орнаментах русской, татарской народной вышивки | 1ч | Комбинированный урок | Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров (фломастеры, акварель) | Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Вышивка золотыми и серебряными нитями (местный промысел) | Знать: -условность языка орнамента, его символическое значение; Уметь -использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, | Обмен кроссвордами, решение и взаимопроверка (оценивание). Анализ результатов собственного художественного творчества | А-7.10 В- 10.10 Г -6.10 | |
7 | Народный праздничный костюм (русский, татарский) | 1ч | Комбинированный урок | Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов | Народный празднич ный костюм - целостный художест венный образ.Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целост ности мира, нерасто ржимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Защитно-охранительное значение орнамента в народном костюме. Символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа | Знать: - крестьянский костюм – образная модель мироздания.; -цвет, декор, конструкцию татарского и русского народного костюмов. Уметь: - работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: | Просмотр и анализ работ | А-14.10 В-17.10 Г -13.10 | |
8 | Народные праздничные обряды (обобщение темы). | 1ч | Повторительно-обобщающий урок | Выполнение композиции по теме. Материалы сухая трава, солома или мочало нитки, палочка, ткань | Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы. Б.М.Кустодиев«Масленица»; В.Суриков, «Взятие снежного городка» | Знать: -роль декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Уметь: -использовать представление о роли ДПИ в укладе жизни русского народа в выполнении эскизов народных праздничных обрядах. | Экспресс-выставка | А-21.10 В- 24.10 Г -20.10 | |
9 | Древние образы в современных народных игрушках. Промыслы нашего края. | 1ч | Комбинированный урок | Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: пластилин, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти, бумага. | Культуры и быт нашего народа, культуры его труда, культура человеческих отношений. Особенности промысла нашего края (резьба по дереву). | Знать: - особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимо-новской, дымковской); Уметь: - использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. | Ответить на вопрос: «Что отличает глиня ные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?» | А-28.10 В- 31.10 Г -27.10 | |
Связь времен и народов в народном искусстве (7 часов) |
10 | Древние образы в современных народных игрушках (дымковская, филимоновская игрушки). | 1ч. | Комбинированный урок | Лепка и декор Дымковской игрушки. Иллюстрации по теме. Таблицы с примерами основных элементов росписи народных глиняных игрушек разных промыслов. Стихи о Дымковской игрушке. | Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других глиняных игрушек | Знать: - особенности пластической формы Уметь: -ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета | Просмотр, анализ и оценивание работ | А-11.11 В- 14.11 Г- 10.11 | |
11 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. | 1ч | Комбинированный урок | Вырезание из бумаги форм посуды (тарелка) и украшение их росписью под Гжель (можно аппликацией). 2 вариант: Импровизация по мотивам Гжели (папье-маше-тарелка, покрыть краской и расписать под Гжель). Гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, цветная бумага, ножницы, клей, пластилин, сосуд, водоэмульсионная белая краска. | История развития гжельской керамики слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. | Знать: - особенности гжельской росписи: (сочетание синего и белого, игра тонов), Уметь: -передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета. | Опрос. Просмотр и анализ работ. | А-18.11 В- 21.11 Г- 17.11 | |
12 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. | 1ч | Комбинированный урок | Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов. | Птица и конь – главные герои Городца, розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции; -композицию орнаментальной и сюжетной росписи: изящество изображения, отточенность линейного рисунка; -основные приёмы городецкой росписи | Знать: -историю развития промысла. -единство формы предмета и его декора в городец ком промысле. Уметь: - применять художественные материалы(гуашь) и язык ДПИ (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб в творческой работе) | Взаимоанализ результатов творчества одноклассников | А-25.11 В- 28.11 Г- 24.11 | |
13 | Искусство Городца. (роспись разделочной доски) | 1ч | | А- 2.12 В- 5.12 Г- 1.12 | |
14 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | 1ч | Комбинированный урок | 1 вариант: Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в неё крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом. 2 вариант: Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются на чёрном поле крупных подносов. | Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещённости, объёмности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка. | Знать: -разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Уметь: -использовать гуашь в творческой работе; -выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета. | Опрос. Просмотр и анализ работ | А-9.12 В- 12.12 Г- 8.12 | |
15 | Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла. | 1ч | Комбинированный урок | Выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием «травки». | Помыслы Хохломы : роспись по дереву золотым, красным и чёрным цветом; изображение птиц и петухов в хохломской росписи. Главный мотив – «травка» - узор из тонких стеблей, листочков, цветков, ягод на серебристом фоне. Ритмическая последовательность элементов росписи. | Знать: -понятие «Золотая Хохлома» ; Уметь: -использовать гуашь в творческой работе; -выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета. | Просмотр и анализ работ | А-16.12 В- 19.12 Г- 15.12 | |
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Связь времен в народном искусстве (обобщение темы). | 1ч | Повторительнообобщающий урок | Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся. | Промыслы как искусство художественного сувенира; место произведений промыслов в современном быту и интерьере; Связь времен в народном искусстве. Отличие произведений традиционного искусства от профессионального декр.-прикладного. | Знать: приемы росписи и цветовые сочета ния, традиционные для изучения промыслов (Дымковская и филимоновская игрушки, Гжель, Жостово, Городец, Хохлома); Уметь: -выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции; -представлять разницу между произведениями традиционного искусства профессионального | Выставка работ учащихся | А-23.12 В- 26.12 Г- 22.01 | |
Декор – человечество, общество, время (10 часов) |
17 | Зачем людям украшения. | 1ч | Урок формирвания новых знаний, умений, навыков | Беседа о роли украшения в быту людей | Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи. Ювелирное искусство. Костюм и одежда. Обереги. | Знать: -социальную функцию декора тивного искусства в организации общества; - эволюцию и образное значение одежды. Уметь: -видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора | Презентация «Украшения и костюмы древнего общества» | А-13.01 В- 16.01 Г- 12.01 | |
18 | Декор и положение человека в обществе | 1ч | Комбинированный урок | Выполнение эскиза ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: солнечного ожерелья, подвески, браслета, нагрудного украшения – пекторали. Использовать характерные знаки-символы. | Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика цвета в украшениях; отличие одежд общества высших и низших сословий Роль декоративного искусства в Древней Греции. Античная расписная керамика. Вазопись чёрнофигурного (Эксекий) и краснофигурного (Евфимид) стиля. | Знать: - символику украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян; Уметь: -работать в выбран ном материале; - выполнять эскизы ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: | Презентация «Древний Египет» | А-20.01 В- 23.01 Г- 19.01 | |
19 | Декор и положение человека в обществе (выполнение вазы). | 1ч. | Комбинированный урок | Эскиз сосуда по мотивам греческой вазописи (изобразить мифологический сюжет в чёрнофигурном стиле). | Знать: -место и роль античного искусст ва в мировой художественной культуре Уметь: - работать с выбран ным материалом -использовать язык графики,живописи, -применять навыки плоского и объем ного изображения формы предмета, моделировка свето тенью и светом | Презентация «Древнегреческие вазы» | А-27.01 В- 30.01 Г- 26.01 | |
20 | Декор и положение человека в обществе (выполнение декоративного рельефа). | 1ч | Эскиз декоративного рельефа | | А- 3.02 В- 6.02 Г- 2.02 | |
21 | Одежда говорит о человеке (изучение средневекового костюма). | 1ч | Комбинированный урок | Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (коллективная работа). Материалы: гуашь, бумага белая и цветная, ножницы, кисти | Одежда национальный колорит. Живопись, скульптура, графика – своеобразные хранители костюмов всех времён и народов. Суть декора – выявление роли людей, их отношения в обществе; национальные традиции в культуре народа. | Знать -отличие декора тивно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древне египетского, древнекитайского Уметь: - творчески рабо тать над предложен ной темой, исполь зуя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ - выявлять и подчёркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. | Анализ результата коллективной работы | А-10.02 В- 13.02 Г- 9.02 | |
22 | Одежда говорит о человеке (выполнение панно). | 1ч. | А-17.02 В-20.02 Г- 16.02 | |
23 | Декоративное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко). | 1ч. | Комбинированный урок | Беседа «Одежда людей разных эпох» | Строгая регламентация в одежде людей разных сословий в эпоху барокко | Презентация «Декоративное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко | А-24.02 В- 27.02 Г-23.02 | 16.02УМ |
24 | О чём рассказывают гербы. | 1ч | Комбинированный урок | 1 вариант: Проект и защита собственного герба, герба своей семьи, школы, класса. 2 вариант: Изображение герба города и рассказ о его возникновении. 3 вариант: Эскиз эмблемы | Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. декоративность, Значение герба. Герб своего города . Символы и эмблемы в современном обществе и их значение | Знать: -символика цвета и изображения в геральдике; -части классичес кого герба; Уметь: -уметь создавать условное, символи ческое изображе ние; -работать в выбран ном материале | Анализ результатов. Презентация «Гербы и эмблемы» | А-3.03 В-6.03 Г- 2.03 | |
25 | О чём рассказывают эмблемы. | 1ч | А-10.03 В- 13.03 Г- 9.03 | |
26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | 1ч | Комбинированный урок | Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся. | Общественно значимой смысл украшенной вещи, определение роли его хозяина, | Знать: - предметы декора тивного искусства, несущих на себе печать определён ных человеческих отношений. Уметь: - видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора; -разбираться в старинных костюмах. | Организация выставки работ учащихся. Анализ результатов | А-17.03 В- 20.03 Г- 16.03 | |
Декоративное искусство в современном мире. (9 часов) |
27 | Современное выставочное искусство. | 1ч | Урок усвоения новых знаний (на базе выставки ДПИ). | Сообщение новых знаний. Выступления детей. Посещение виртуальных музеев. | Многообразие материалов и техник современного декора тивно-прикладного искусства. Новое понимание красоты современными мастерами декоративно- прикладного искусства. | Знать: -виды ДПИ, особенности его языка; -роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ; Уметь: --различать виды ДПИ, особенности его языка; -определять роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ | | А-7.04 В- 3.04 Г- 6.04 | |
28 | Современное выставочное искусство (керамика, гобелен, металл, стекло, батик) | 1ч | Комбинированный урок | Выполнение эскиза в технике батик, стекло | Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства, творческая интерпретация древних образов; -пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. | Знать: -многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.); Уметь: -различать из какого материала сделана работа; -использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе: -разрабатывать эскизы для панно | | А-14.04 В- 10.04 Г- 13.04 | |
29 | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства (панно). | 1ч | Выполнение панно | | А-21.04 В- 17.04 Г- 20.04 | |
30 | Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж (работа над эскизом). | 1ч | Урок творческого применения знаний, умений, навыков | Выполнить имитацию витража по мотивам народных сказок или на произвольную тему. | Технологии работы с выбранным материалом. | Знать: -виды ДПИ, особенности языка; -этапы работы над произведением ДПИ Уметь: -владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык ДПИ, принципы декоративного обобщения | Этапы работы над произведением ДПИ | А-28.04 В- 24.04 Г- 27.04 | |
31 | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж (выполнение эскиза). | 1ч. | А-5.05 В- 1.05 Г- 4.05 | 8.05УМ |
32 | Создание декоративной коллективной работы. Мозаика (начало работы). | 1ч | Урок творческого применения знаний, умений, навыков | Выполнить работу в технике мозаики из цветной бумаги на современную тему (как вариант – аппликация «Подводный мир» из бросового материала). Осознание учащимися своих творческих возможностей. Реализация творческого замысла в конкретном материале. | Каменная мозаика городов Средней Азии, лаосская мозаика из цветного стекла. Произведения мозаичного искусства художников Дейнеки, Корина, Лансере для станций метро Москвы и Санкт-Петербурга | Знать: -этапы работы над произведением Уметь: -владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык ДПИ, принципы декоративного обобщения. | Коллективное (или индивидуальное) | А-12.05 В- 8.05 Г-11.05 | |
33 | Создание декоративной коллективной работы. Мозаика (основная часть работы). | 1ч. | А-19.05 В- 15.05 Г- 18.05 | |
34 | Создание декоративной коллективной работы Мозаика (завершение работы). | 1ч. | А-19.05 В- 22.05 Г- 25.05 | |
35 | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (обобщение темы года) | 1ч | Урок обобщения и систематизации знаний по теме года | Активное участие в семинаре-выставке | Древние корни народного искусства, связь времен в народном искусстве, декор- человек, общество, время. декоративное искусство в современном мире. | Знать: -виды ДПИ, особенности языка. Уметь: -выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов. | Организация выставки работ | А-26.05 В- 29.05 Г- 25.05 | |