kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по искусству для 5 класса по программе Б.Неменского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству.

 Согласно учебному плану  на изучение предмета  «Изобразительное искусство» в 5 классах отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по искусству для 5 класса по программе Б.Неменского »

Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Учебно –творческое задание

Элементы содержания

Планируемые результаты освоения материала

Формы контроля

Дата проведения

план

факт

Древние корни народного искусства ( 9 часов)

1

Древние образы

в народном искусстве.

Урок – формирования новых знаний

Зарисовать традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни.

Материалы: карандаш, гелевая ручка, фломастер.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства - солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Мифы Древней Руси солнечные диски

Знать:

-понимание услов но-символического характера народного декоративного искусства;

-как выглядит древо жизни;

Уметь:

-изобразить сим волы славянского орнамента

Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле, её плодородии?»

А- 2.09

В- 5.09

Г- 1.09


2

Орнамент как основа декоративного украшения


Комбинированный урок

Работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе, росписи по дереву, орнаментах народной вышивки.

Материалы: уголь, сангина, тонированная бумага

 

 

 

Орнамент как основа декоративного украшения. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный).

Типы орнаментальных композиций ( линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).


Знать:

-выразительные средства и виды орнамента;.

-типы орнаментальных композиций;

Уметь:

-применять графи ческие материалы и выразительные средства орнамен тальных композиций (лаконичность, обобщённость, .выразительность)изобразительного мотива; ритм, симметрия и ассиметрия в творческой работе

Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ.

А-9.09

В- 12.09

Г -8.09



3

Декор русской избы

Комбинированный урок

Выполнение эскиза орнаментальной композиции для украшения избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометри ческими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага.

Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры. Картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы.

Знать:

- единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.

Уметь:

- использовать в творческой работе символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции

Презентация работ с объяснением символического значения декоративных элементов орнаментально композиции.

А-16.09

В- 19.09

Г -15.09






4

Внутренний мир русской избы


Комбинированный урок

Выполнение рисунка «В русской избе»

Материал: альбом, акварельные краски, цв. карандаши

Единство пользы и красоты в организации пространства дома;

Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища;


Знать:

-значение орнамента (резного, росписного), как носителя эстетического и символического значения

Уметь:

-применять различные материалы в художественно-творческой работе

Фронтальный опрос. Самоанализ  этапов работы, эстетическая оценка результата композиции.

А-23.09

В- 26.09

Г -22.09



5

Конструкция и декор предметов народного быта и труда.


Комбинированный урок

Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка). Материалы: гуашь, кисти

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фанта зии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Выразительные средства прикладного искусства. Плоскостность, обобщенность и лаконичность изображе ния, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы.

Знать:

-выявление символического значения декоративных элементов.

Уметь:

-выстраивать декоративную композицию, используя

Просмотр, анализ и оценивание работ

А-30.09

В- 3.10

Г -29.09





6

Образы и мотивы в орнаментах русской, татарской народной вышивки


Комбинированный урок

Эскиз узора вы­шивки на полотенце в традициях народных мастеров (фломастеры,  акварель)

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Вышивка золотыми и серебряными нитями (местный промысел)

Знать:

-условность языка орнамента, его символическое значение;

Уметь

-использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображе­ния) народного искусства,

Обмен кроссвордами, решение и  взаимопроверка (оценивание). Анализ результатов собственного  художественного творчества

А-7.10

В- 10.10

Г -6.10



7

Народный праздничный костюм (русский, татарский)


Комбинированный урок

Выполнение эскизов народного праздничного костюма с ис­пользованием различных техник и материалов

Народный празднич ный костюм - целостный художест венный образ.Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи це­лост ности мира, нерасто ржимой связи земного и небесного в об­разном строе народной праздничной одежды.

Защитно-охранительное значение орнамента в народном костюме. Символика цвета и орнамен­тальных мотивов, целостность худо­жественного образа

Знать:

- крестьянский костюм – образная модель мироздания.;

-цвет, декор, конструкцию татарского и русского народного костюмов.

Уметь:

- работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ:

Просмотр и анализ работ

А-14.10

В-17.10

Г -13.10



8

Народные праздничные обряды (обобщение темы).

Повторительно-обобщающий урок

 

Выполнение композиции по теме. Материалы сухая трава, солома или мочало нитки, палочка, ткань

Календарные народные праздники — это способ участия чело­века, связанного с землей, в событиях природы. Б.М.Кустодиев«Масленица»; В.Суриков, «Взятие снежного городка»

Знать:

-роль декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа.

Уметь:

-использовать представление о роли ДПИ в укладе жизни русского народа в выполнении эскизов народных праздничных обрядах.

Экспресс-выставка

А-21.10

В- 24.10

Г -20.10







9

Древние образы в современных народных игрушках. Промыслы нашего края.

Комбинированный урок

 

Выполнение иг­рушки (импрови­зация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: пластилин, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти, бумага.

Культуры и быт нашего народа, культуры его труда, культура человеческих отношений.

Особенности промысла нашего края (резьба по дереву).

Знать:

- особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимо-новской, дымков­ской);

Уметь:

- использовать выразительные средства художественных материалов в творческой дея­тельности.

Ответить на во­прос: «Что отличает глиня ные игрушки, принадлежащие к разным художест­венным промыслам, и что между ними общего?»


А-28.10

В- 31.10

Г -27.10



Связь времен и народов в народном искусстве (7 часов)

10

Древние образы в современных народных игрушках (дымковская, филимоновская игрушки).

1ч.

Комбинированный урок

 

Лепка и декор Дымковской игрушки. Иллюстрации по теме. Таблицы с примерами основных элементов росписи народных глиняных игрушек разных промыслов.

Стихи о Дымковской игрушке.

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм.

Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других глиняных игрушек

Знать:

- особенности пластической формы

Уметь:

-ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета

Просмотр, анализ и оценивание

работ

А-11.11

В- 14.11

Г- 10.11



11

Искусство Гжели.

Истоки и современное развитие промысла.

Комбинированный урок

Вырезание из бумаги форм посуды (тарелка) и украшение их росписью под Гжель (можно аппликацией).

2 вариант:

Импровизация
по мотивам Гжели

(папье-маше-тарелка, покрыть краской и расписать под Гжель). Гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, цветная бумага,

ножницы, клей, пластилин, сосуд, водоэмульсионная белая краска.

История развития гжельской керамики слияние промысла с художественной промышленностью.

Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Знать:

- особенности гжельской росписи: (сочетание синего и белого, игра тонов),

Уметь:

-передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета.

Опрос. Просмотр и анализ работ.

А-18.11

В- 21.11

Г- 17.11



12

Искусство Городца.

Истоки и современное развитие промысла.

Комбинированный урок

Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов.

Птица и конь – главные герои Городца, розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции;

-композицию орнаментальной и сюжетной росписи: изящество изображения, отточенность линейного рисунка; -основные приёмы городецкой росписи

Знать:

-историю развития промысла. -единство формы предмета и его декора в городец ком промысле.

Уметь:

- применять художественные материалы(гуашь) и язык ДПИ (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб в творческой работе)

Взаимоанализ результатов творчества одноклассников

А-25.11

В- 28.11

Г- 24.11



13

Искусство Городца.

(роспись разделочной доски)


А- 2.12

В- 5.12

Г- 1.12



14

Искусство Жостова.

Истоки и современное развитие промысла.

Комбинированный урок

1 вариант:

Выполнение фрагмента жостовской росписи
с включением в неё крупных и мелких форм цветов, связанных друг
с другом.

2 вариант:

Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются
на чёрном поле крупных подносов.

Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация.

Создание в живописи эффекта освещённости, объёмности букета цветов.

Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка.

Знать:

-разнообразие форм подносов
и вариантов построения цветочных композиций.

Уметь:

-использовать гуашь в творческой работе;

-выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета.

Опрос. Просмотр и анализ работ

А-9.12

В- 12.12 Г- 8.12



15

Искусство Хохломы.

Истоки и современное развитие промысла.

Комбинированный урок

Выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи
с использованием «травки».

Помыслы Хохломы : роспись по дереву золотым, красным
и чёрным цветом;

изображение птиц и петухов в хохломской росписи. Главный мотив – «травка» - узор из тонких стеблей, листочков, цветков, ягод на серебристом фоне. Ритмическая последовательность элементов росписи.

Знать:

-понятие «Золотая Хохлома» ;

Уметь:

-использовать гуашь в творческой работе;

-выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета.

Просмотр и анализ работ

А-16.12

В- 19.12

Г- 15.12



16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Связь времен в народном искусстве (обобщение темы).

Повторительнообобщающий урок

 

Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся.


Промыслы как искусство художественного сувенира;

место произведений промыслов в современном быту
и интерьере;

Связь времен в народном искусстве.

Отличие произведений традиционного искусства от профессионального декр.-прикладного.


Знать:

приемы росписи и цветовые сочета ния, традиционные для изучения промыслов (Дымковская и филимоновская игрушки, Гжель, Жостово, Городец, Хохлома);

Уметь:

-выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции;

-представлять разницу между произведениями традиционного искусства профессионального

Выставка работ учащихся

А-23.12

В- 26.12

Г- 22.01



Декор – человечество, общество, время (10 часов)

17

Зачем людям украшения.

Урок формирвания новых знаний, умений, навыков

Беседа о роли украшения в быту людей

Украсить — значит на­полнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Ювелирное искусство. Костюм и одежда. Обереги.

Знать:

-социальную функцию декора тивного искусства в организации общества;

- эволюцию и образное значение одежды.

Уметь:

-видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора

Презентация «Украшения и костюмы древнего общества»

А-13.01

В- 16.01

Г- 12.01



18

Декор и положение человека в обществе

Комбинированный урок

Выполнение эскиза ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: солнечного ожерелья, подвески, браслета, нагрудного украшения – пекторали. Использовать характерные знаки-символы.

Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.

Символика цвета в украшениях; отличие одежд общества высших и низших сословий

Роль декоративного искусства в Древней Греции. Античная расписная керамика. Вазопись чёрнофигурного (Эксекий) и краснофигурного (Евфимид) стиля.

Знать:

- символику украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян;

Уметь:

-работать в выбран ном материале;

- выполнять эскизы ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства:

Презентация

«Древний Египет»

А-20.01

В- 23.01

Г- 19.01






19

Декор и положение человека в обществе (выполнение вазы).

1ч.

Комбинированный урок

Эскиз сосуда по мотивам греческой вазописи (изобразить мифологический сюжет в чёрнофигурном стиле).

Знать:

-место и роль античного искусст ва в мировой художественной культуре

Уметь:

- работать с выбран ным материалом

-использовать язык графики,живописи,

-применять навыки плоского и объем ного изображения формы предмета, моделировка свето тенью и светом

Презентация «Древнегреческие вазы»

А-27.01

В- 30.01

Г- 26.01





20

Декор и положение человека в обществе (выполнение декоративного рельефа).

Эскиз декоративного рельефа


А- 3.02

В- 6.02

Г- 2.02




21

Одежда говорит о человеке (изучение средневекового костюма).

Комбинированный урок

Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (коллективная рабо­та). Материалы: гуашь, бумага белая и цветная, ножницы, кисти

Одежда национальный колорит. Живопись, скульптура, графика – своеобразные хранители костюмов всех времён и народов. Суть декора – выявление роли людей, их отношения в обществе; национальные традиции в культуре народа.

Знать

-отличие декора тивно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древне египетского, древнекитайского

Уметь:

- творчески рабо тать над предложен ной темой, исполь зуя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ

- выявлять и подчёркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Анализ результата коллективной работы

А-10.02

В- 13.02

Г- 9.02



22

Одежда говорит о человеке (выполнение панно).

1ч.

А-17.02

В-20.02 Г- 16.02






23

Декоративное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко).

1ч.

Комбинированный урок

Беседа «Одежда людей разных эпох»

Строгая регламентация в одежде людей разных сословий в эпоху барокко

Презентация «Декоративное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко

А-24.02

В- 27.02

Г-23.02



16.02УМ

24

О чём рассказывают гербы.

Комбинированный урок


1 вариант:

Проект и защита собственного герба, герба своей семьи, школы, класса.

2 вариант:

Изображение герба города и рассказ о его возникновении.

3 вариант:

Эскиз эмблемы

Декоративность, орнаментальность, изобразительная услов­ность искусства геральдики. декоративность,

Значение герба.

Герб своего города .

Символы и эмблемы в современном обществе и их значение

Знать:

-символика цвета и изображения в геральдике;

-части классичес кого герба;

Уметь:

-уметь создавать условное, символи ческое изображе ние;

-работать в выбран ном материале

Анализ результатов.

Презентация «Гербы и эмблемы»

А-3.03

В-6.03

Г- 2.03



25

О чём рассказывают эмблемы.

А-10.03

В- 13.03

Г- 9.03



26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Комбинированный урок

Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся.

Общественно значимой смысл украшенной вещи, определение роли его хозяина,

Знать:

- предметы декора тивного искусства, несущих на себе печать определён ных человеческих отношений.

Уметь:

- видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора;

-разбираться в старинных костюмах.

Организация выставки работ учащихся. Анализ результатов

А-17.03

В- 20.03

Г- 16.03



Декоративное искусство в современном мире. (9 часов)

27

Современное выставочное искусство.

Урок усвоения новых знаний (на базе выставки ДПИ).

Сообщение новых знаний. Выступления детей. Посещение виртуальных музеев.

Многообразие материалов и техник современного декора тивно-прикладного искусства. Новое понимание красоты современными мастерами декоративно- прикладного искусства.

Знать:

-виды ДПИ, особенности его языка;

-роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ;

Уметь:

--различать виды ДПИ, особенности его языка;

-определять роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ


А-7.04

В- 3.04

Г- 6.04



28

Современное выставочное искусство (керамика, гобелен, металл, стекло, батик)


Комбинированный урок

Выполнение эскиза в технике батик, стекло

Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства, творческая интерпретация древних образов;

-пластический язык материала и его роль в создании художественного образа.

Знать:

-многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, роспись
по ткани, моделирование одежды и т. д.);

Уметь:

-различать из какого материала сделана работа;

-использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе:

-разрабатывать эскизы для панно


А-14.04

В- 10.04

Г- 13.04



29

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства (панно).

Выполнение панно


А-21.04

В- 17.04 Г- 20.04




30

Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж (работа над эскизом).

Урок творческого применения знаний, умений, навыков

Выполнить имитацию витража по мотивам народных сказок или
на произвольную тему.

Технологии работы с выбранным материалом.

Знать:

-виды ДПИ, особенности языка;

-этапы работы над произведением ДПИ

Уметь:

-владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык ДПИ, принципы декоративного обобщения

Этапы работы над произведением ДПИ

А-28.04

В- 24.04

Г- 27.04


31

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж (выполнение эскиза).

1ч.

А-5.05

В- 1.05 Г- 4.05



8.05УМ

32

Создание декоративной коллективной работы. Мозаика (начало работы).

Урок творческого применения знаний, умений, навыков

Выполнить работу
в технике мозаики
из цветной бумаги
на современную тему (как вариант – аппликация «Подводный мир» из бросового материала).

Осознание учащимися своих творческих возможностей. Реализация творческого замысла в конкретном материале.

Каменная мозаика городов Средней Азии, лаосская мозаика из цветного стекла.

Произведения мозаичного искусства художников Дейнеки, Корина, Лансере для станций метро Москвы и Санкт-Петербурга

Знать:

-этапы работы над произведением

Уметь:

-владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык ДПИ, принципы декоративного обобщения.

Коллективное (или индивидуальное)

А-12.05

В- 8.05

Г-11.05


33

Создание декоративной коллективной работы. Мозаика (основная часть работы).

1ч.

А-19.05

В- 15.05

Г- 18.05


34

Создание декоративной коллективной работы Мозаика (завершение работы).

1ч.

А-19.05

В- 22.05

Г- 25.05


35

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (обобщение темы года)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме года

Активное участие в семинаре-выставке

Древние корни народного искусства, связь времен в народном искусстве, декор- человек, общество, время. декоративное искусство в современном мире.


Знать:

-виды ДПИ, особенности языка.

Уметь:

-выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов.

Организация выставки работ

А-26.05

В- 29.05

Г- 25.05










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа по искусству для 5 класса по программе Б.Неменского

Автор: Родионова Елена Павловна

Дата: 22.12.2014

Номер свидетельства: 146914


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства