Рабочая программа педагога по изобразительному искусству для 1-7 классов Программ специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
Рабочая программа педагога по изобразительному искусству для 1-7 классов Программ специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
Школьный курс по изобразительному искусству с 1– 7 классы направлен на продолжение решения следующих основных задач:
Коррекции недостатков развития познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами:
Развитие у обучающихся аналитико – синтетической деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
Улучшение зрительно – двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
Развитие у обучающихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально – эстетическое отношение к ним;
Ознакомление обучающихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
Расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи; развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа педагога по изобразительному искусству для 1-7 классов Программ специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. »
Рабочая программа педагога по изобразительному искусству для 1-7 классов составлена на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года и Учебного плана муниципального казенного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 VIII вида» города Дзержинска Нижегородской области на 2014/2015 учебный год. На изучение курса изобразительного искусства отводится в 1классе-33 часа,
2-4 классах по 34 учебных часа при 1 часовой недельной нагрузке, в 5-7 классах по 34 часа при 1 часовой недельной нагрузке. За основу взята Программа под ред. В.В.Воронковой, сборник 1. - М.: ГИЦ «Владос», 2010г.
Согласно Учебному плану школы на уроки по «Изобразительному искусству» отведено:
I класс- 1 час в неделю ( 33 часа в год)
II класс-1 час в неделю ( 34 часа в год)
III класс- 1 час в неделю( 34 часа в год)
IVкласс- 1 час в неделю ( 34 часа в год)
V класс- 1 час в неделю ( 34 часа в год)
VI класс- 1 час в неделю ( 34 часа в год)
VII класс- 1 час в неделю ) 34 часа в год)
Школьный курс по изобразительному искусству с 1– 7 классы направлен на продолжение решения следующих основных задач:
Коррекции недостатков развития познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами:
Развитие у обучающихся аналитико – синтетической деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
Улучшение зрительно – двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
Развитие у обучающихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально – эстетическое отношение к ним;
Ознакомление обучающихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
Расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи; развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Рисование с натуры.
Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей обучающихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две – три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех обучающихся. Модели небольших размеров раздаются на рабочие места. Для активизации мыслительной деятельности обучающихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным может быть детский строительный конструктор, позволяющий составить из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т.п.). Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета их взаимного расположения. У обучающихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование.
Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т.п. параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно – прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно – развивающее значение для обучающихся.
Рисование на темы.
Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. В 5 – 7 классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, обучающиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.
Коррекционно – воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить обучающимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует включать комбинаторную деятельность обучающихся с моделями и макетами.
С целью обогащения зрительных представлений обучающихся можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забывать и о применении диафильмов.
Беседы об изобразительном искусстве.
В 5 – 7 классах для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех – четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5 – 6 предметов декоративно – прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у обучающихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления обучающихся средства художественной выразительности. Под влиянием обучения у обучающихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т.п.). этому учитель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картинке, дает образец описания картины. Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живописцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.
Декоративное рисование
Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.
Рисование с натуры
Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.
Рисование на темы
Учить детей объединять предметы по признаку формы развивать у них умения передавать в рисунке наиболее nr. стой для изображения момент из прочитанной сказки; различать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький! самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.
Беседы об изобразительном искусстве
(2 раза в четверть)
Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.
Примерные задания
Рисование с натуры зимних вещей(шарф и вязаная шапочка).
Рисование на тему «Снеговик».
Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивания
в контрастные цвета).
Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров.
Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.
Рисование с натуры игрушки-кораблика.
Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.
Рисование по замыслу «Что бывает круглое?».
Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке»).
Декоративное рисование — узор в круге (круг — готовая форма).
Тематический рисунок «Я ракету нарисую».
Геометрический узор в полосе из треугольников. Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».
Рисование с натуры праздничного флажка. Рисование узора в полосе растительных элементов. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки).
Содержание обучения
1класс
Подготовительные упражнения
Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, при обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал.
Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.
Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.
Примерные упражнения.
Упражнения на различение предметов по форме и цвету рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем).
Упражнения на различение предметов по форме и размерам; рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины (после наблюдения и показа учителем).
Игровые графические упражнения — рисование прямы линий в различных направлениях (по показу): высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии); провода] дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии).
Игровые графические упражнения — рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенки, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др.
Игровые графические упражнения — рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, само-] лет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др.
Игровые графические упражнения — рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушныешарики, много колечек — цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др.
Игровые графические упражнения — рисование по образцу знакомых детям предметов разной величины: Разноцветные шары — большие и маленькие, клубки ниток — большие и маленькие, ленты — длинные и короткие, карандаши — толстые и тонкие, елочки — высокие и низкие и др.
Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной форм (арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки и др.
Игровые графические упражнения — рисование по образцу предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др. Вторая четверть Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка.
Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель).
Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов).
Четвертая четверть
Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов.
Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). Деление круга на четыре равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура.
Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).
Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели).
Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4—6 на листе бумаги).
Рисование по представлению знакомых детям предметов (веточка елки с игрушками).
Календарно-тематическое планирование.
1 класс.
I четверть – 9 часов
№ п/п
Тема
Количество часов
1а
Информационно-методическое обеспечение
Повторение
Дата
Корректировка
Вводное занятие. Рисование предметов разных форм, величин, окраски.
1 ч
Трафареты разных форм и величин, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование по трафаретам квадрата, прямоугольника, треугольника.
Образцы открыток к празднику 8 марта, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование башенки из элементов строительного материала.
1 ч
Картинки с изображением башенки из элементов строительного материала, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование на тему «Что бывает круглым?»
1 ч
Картинки с изображением простейших предметов, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Иллюстрации к сказке «Колобок». Рассматривание иллюстраций к сказке.
Рисование картинки к сказке «Колобок».
1 ч
Иллюстрации к сказке «Колобок», карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
IV четверть- 9 часов
№ п/п
Тема
Количество часов
1а
Информационно-методическое обеспечение
Повторение
Дата
Корректировка
Декоративное рисование. Деление круга на равные части.
1 ч
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование на тему «Спутник в космосе».
1 ч
Картинки с изображением по теме «Космос», карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование связки воздушных шариков.
1 ч
Картинки с изображением воздушных шаров, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование праздничных флажков.
1 ч
Картинки с изображением флажков, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Декоративное рисование. Узор в полосе из растительных форм.
1 ч
Картинки с изображением простейших предметов, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование носового платка.
1 ч
Образцы с росписями на носовых платочках, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование игрушки-кораблика.
1 ч
Картинки с изображением игрушки - кораблика, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Основные требования к знаниям и
Умениям учащихся
1 класс
Учащиеся должны уметь:
организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
выполняя рисунки, использовать только одну сторону' листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось):
различать и называть цвета;
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Содержание обучения
2 класс
Первая четверть
Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор).
Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).
Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.
Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами).
Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях).
Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (например, папка, линейка, треугольник чертежный).
Декоративное рисование — узор из цветов для коврика прямоугольной формы.
Вторая четверть
Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу).
Декоративное рисование — орнамент в квадрате. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с Городецкой росписью.
Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).
Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
Рисование с натуры праздничных флажков. Рисование с натуры елочных украшений. Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками».
Третья четверть
Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера).
Рисование на тему «Снеговики».
Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.
Рисование с натуры игрушки-рыбки. Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».
Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка).
Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полохов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.
Декоративное рисование — узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник — готовая форма).
Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» (равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям).
Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы (домик — квадрат и треугольник, тележка — прямоугольник и два круга, скворечник — прямоугольник и треугольник и т. п.).
Четвертая четверть
Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.
Декоративное оформление открытки «Ракета летит».
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.
Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.
Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».
Рисование узора в полосе из цветов и листочков. Узор из цветов в круге (круг — готовая форма). Рисование с натуры весенних цветов, беседа по картинам.
Календарно-тематическое планирование.
2 класс.
I четверть– 9 часов
№ п/п
Тема
Количество часов
2а
Информационно-методическое обеспечение
Повторение
Дата
Корректировка
Рисование овощей, фруктов с рисунков.
1 ч
Таблицы с изображением овощей и фруктов, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование узоров из листьев и ягод по образцу.
1 ч
Образцы узоров из листьев и ягод, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование грибов различных видов с рисунков.
1 ч
Картинки с изображением грибов различных видов, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Самостоятельное составление узора в полосе.
1 ч
Образцы узоров в полосе, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Рисование узора в квадрате из веточек и листочков по образцу.
1 ч
Образцы узоров из веточек и листочков, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Рисование различных деревьев.
1 ч
Таблица с различными видами деревьев, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Тематическое рисование «Осенние деревья».
1 ч
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование с натуры предметов несложных форм (тетрадь, линейка, треугольник)
1 ч
Картинки с изображением простейших предметов, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование праздничных флажков с натуры.
1 ч
Трафарет круга, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
II четверть - 8 часов
№ п/п
Тема
Количество часов
2а
Информационно-методическое обеспечение
Повторение
Дата
Корректировка
Рисование орнамента в прямоугольнике по образцу.
1 ч
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Знакомство с городецкой росписью. Рисование орнамента в квадрате по образцу.
1 ч
Образцы изображений, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Рисование в квадрате узора из веточек ели.
1 ч
Трафареты разных форм, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Рисование ёлочных украшений по образцам.
1 ч
Образцы изображений с елочными игрушками, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Рисование ветки ели по образцу.
1 ч
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Рисование веточки с ёлочной игрушкой. Образец.
1 ч
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Рисование снежинки. Образец.
1ч
Трафареты разных форм, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Рисование снеговика по трафаретам.
1ч
Трафареты разных форм, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
III четверть – 10 часов
№ п/п
Тема
Количество часов
2а
Информационно-методическое обеспечение
Повторение
Дата
Корректировка
Рисование светофора.
1 ч
Картинки с изображением светофора, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Рисование узоров из снежинок для шарфа.
1 ч
Образцы с изображением узоров на снежинках, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование на тему «Снеговики».
1 ч
Картинки с изображением снеговиков, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Беседа по картинам. Рисование рамки для картины.
1 ч
Карандаш, линейка, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование на тему «Рыбки в аквариуме».
1 ч
Образцы с изображением разных видов рыбок карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование предмета прямоугольной формы (портфель).
1 ч
Различные виды портфелей, линейка, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Знакомство с полохово - майданскими изделиями.
1 ч
Образцы с элементами полохово – майданской росписи, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Декоративное рисование. Узор для косынки треугольной формы.
1 ч
Картинки с различными орнаментами в косынке треугольной формы, линейка, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование дорожного знака «Впереди опасность».
1 ч
Дорожный знак «Впереди опасность», карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование узора в круге (расписная тарелка).
1 ч
Образцы с росписями в круге, циркуль, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
IV четверть – 9 часов
№ п/п
Тема
Количество часов
2а
Информационно-методическое обеспечение
Повторение
Дата
Корректировка
Рисование в полосе узоров из листьев и треугольников.
1 ч
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Декоративное оформление открытки «ракета летит».
1 ч
Картинки с изображением по теме «Космос», карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование узора в круге из цветов и листьев.
1 ч
Картинки с изображением воздушных шаров, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование праздничных флажков и воздушных шариков.
1 ч
Картинки с изображением флажков, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Тематическое рисование «Дом, украшенный флажками и огоньками». Беседа о ВОВ.
1 ч
Картинки с изображением простейших предметов, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование узоров в полосе из цветов и листьев.
1 ч
Образцы с росписями на носовых платочках, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование весенних цветов. Беседа по картинам.
1 ч
Картинки с изображением игрушки - кораблика, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Основные требования к знаниям и
умениям учащихся
2 класс
Учащиеся должны уметь:
свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
различать и знать названия цветов;
узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Содержание обучения
3 класс
Первая четверть
Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картинам И. Хрупкого «Цветы и плоды» или др.
Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листья (например, ветка вишневого дерева).
Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картина об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»).
Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).
Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3 флажка на одном листе).
Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.
Рисование шахматного узора в квадрате. Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.
Вторая четверть
Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика.
Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.
Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).
Рисование с натуры будильника круглой формы.
Рисование с натуры двухцветного мяча.
Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).
Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.).
Рисование на тему «Нарядная елка».
Третья четверть
Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма). Рисование симметричного узора по образцу.
Рисование на тему «Елка зимой в лесу».
Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.).
Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».
Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона).
Четвертая четверть
Рисование узора из растительных форм в полосе.
Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной».
Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).
Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный
салют).Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).
Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов.
Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или
др.).
Календарно-тематическое планирование.
3 класс.
I четверть– 9 часов
№ п/п
Тема
Количество часов
3а
Информационно-методическое обеспечение
Повторение
Дата
Корректировка
Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картинам художников об осени.
1 ч
Картинки с изображением листочков различных видов, трафареты, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Рисование узора в полосе из веток и листьев по образцу.
1 ч
Образцы узоров из листьев, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Тематическое рисование «Парк осенью».
1 ч
Картины с изображением осеннего парка, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Рисование орнамента в прямоугольнике по образцу.
1 ч
Образцы узоров в прямоугольнике, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Рисование различных деревьев по образцу.
1 ч
Таблица с различными видами деревьев, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Рисование овощей и фруктов различных форм (огурец, яблоко) по образцу.
1 ч
Таблицы с изображением овощей и фруктов, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование
шахматного узора в квадрате по образцу.
1 ч
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование предметов прямоугольной и треугольной формы (альбомы, линейки треугольники, флажки).
1 ч
Картинки с изображением простейших предметов, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование доски для резания овощей с натуры.
1 ч
Образцы узоров, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
II четверть - 7 часов
№ п/п
Тема
Количество часов
3а
Информационно-методическое обеспечение
Повторение
Дата
Корректировка
Рисование геометрического орнамента в квадрате по образцу.
1 ч
Образец геометрического орнамента, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Рисование игрушечного домика по образцу. Беседа о работе гжельских мастеров.
1 ч
Образцы изображений, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Иллюстрирование прочитанной сказки.
1 ч
Иллюстрации к сказкам, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Рисование часов по образцу.
1 ч
Трафарет круга, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Рисование двухцветного мяча по образцу.
1 ч
Двухцветный мяч, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Рисование узора в полосе из снежинок и веточек по образцу. Беседа «Зима пришла»
1 ч
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Рисование на тему «Нарядная ёлка».
1 ч
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
III четверть – 10 часов
№ п/п
Тема
Количество часов
3а
Информационно-методическое обеспечение
Повторение
Дата
Корректировка
Рисование узора на рукавичке.
1 ч
Картинки с различными орнаментами, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Рисование симметричного узора по образцу.
1 ч
Образцы с изображением симметричных узоров, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование зимней ёлки в лесу.
1 ч
Картинки с изображением зимней елки, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Беседа по иллюстрациям на сказочную тему. Рисунок «Мой любимый сказочный герой».
1 ч
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование теннисной ракетки.
1 ч
Теннисная ракетка, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование игрушки-вертолёта.
1 ч
Игрушка - вертолет, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисование плаката к 8 марта.
1 ч
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисунок орнамента в квадрате.
1 ч
Образцы с росписями в квадрате, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Рисунок постройки из строительных материалов.
1 ч
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Основные требования к знаниям и
Умениям учащимся
3 класс
Учащиеся должны уметь:
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
делить лист на глаз на две и четыре равные части;
анализировать с помощью учителя строение предмета;
изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
Содержание обучения
4 класс
Первая четверть
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.
Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).
Рисование с натуры ветки рябины.
Составление узора в квадрате из растительных форм.
Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).
Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).
Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью.
Вторая четверть
Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору обучающихся).
Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт».
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
Декоративное рисование панно «Снежинки». Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!» С. Григорьев. «Вратарь»).
Рисование с натуры предмета симметричной форм (вымпел с изображением ракеты).
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура раздаточный материал).
Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскава тор и т. п.).
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Разрисовывание новогодней елки.
1ч
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду
Основные требования к знаниям и
Умениям учащимся
4 класс
Учащиеся должны уметь:
правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусств.
Содержание обучения
5 класс
Рисование с натуры.
Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Декоративное рисование.
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе с акварельными красками (ровная закраска орнамента с соблюдением контура изображения).
Рисование на темы.
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе - дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображаемых на картинах лиц. Чувствовать красоту и своеобразие декоративно – прикладного искусства.
Примерные задания
I четверть
Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех).
Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья).
Самостоятельное составление в полосе узора (чередование по форме и цвету).
Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов – лепестков на осевых линиях круга; круг – по шаблону).
Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан). Рисование симметрического узора по образцу.
Декоративное рисование – изобразительный узор в круге из природных форм (круг диаметром 12 см).
Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (керамическая ваза).
Беседа «Декоративно – прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура).
II четверть
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»).
Рисование с натуры объемного предмета конической формы (раскладная пирамидка разных видов).
Беседа на тему «Народное декоративно – прикладное искусство» (деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки» и др.).
Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10х30 см).
Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и небольшая березка: затем полянка, по которой ежит лыжник, чуть дальше – заснеженный лес с четко выделяющимися верхушками деревьев). Рисунок выполняется на белой или голубой бумаге с использованием белой гуаши.
III четверть
Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д.Мочальский «Первое сентября», И.Шенандронова «В сельской библиотеке», А.Курчанов «У больной подруги», Ф.Решетников «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»).
Рисование с натуры фигуры человека (позирующий обучающийся).
Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т.п.).
Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
Рисование в квадрате узора или растительных форм с применением осевых линий (например: елочки по углам квадрата, веточки по середине).
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета(телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему: «Мы победили (В.Пузырьков «Черноморцы», Ю.Ненринцев «Отдых после боя», П.Кривоногов «Победа», М.Хмелько «Триумф победившей Родины»).
Декоративное рисование плаката «8 марта».
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к обучающимся углом (коробка с тортом, аквариум с рыбками).
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка).
Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник).
VI четверть
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей обучающихся).
Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз).
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей обучающихся).
Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору обучающихся).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко – фашистских захватчиков (А.Пластов «Фашист пролетел», С.Герасимов «Мать партизана», А.Дейнека «» Оборона Севастополя).
Картинки с изображением детских игрушек, трафареты, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
2
Рисование темы «Космонавты в космосе».
1
Образцы рисунков на тему «Космос», карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
3
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения.( по выбору.)
1
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
4
Составление Узора в круге для декоративного подноса( из природных форм стрекоза, тюльпан).
1
Образцы узоров в круге, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
5
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций
картин.( на тему о Великой Отечественной войне против немецко – фашистских захватчиков А.Пластов «Фашист пролетел», С.Герасимов «Мать партизана», А.Дейнека «» Оборона Севастополя).
1
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
6
Рисование симметричных форм (бабочка, стрекоза).
1
Таблицы с изображениями симметричных форм, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
7
Рисование жучка по памяти.
1
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
8
Рисование весенних цветов.
1
Картинки с различными видами весенних цветов, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Основные требования к знаниям
и умениям учащихся
5 класс
Учащиеся должны уметь:
Передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение (отношение длины к ширине и частей к целому);
Определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
Составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге применяя осевые линии;
Передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к обучающимся, выше уровня зрения);
Ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
Пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
Самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей;
Употреблять в речи слова обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
Рассказывать содержание картины;
Знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства;
Определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
Содержание обучения
6 класс
Рисование с натуры.
Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в 5 классе; развитие у них эстетического восприятия окружающей жизни, путем показа красоты формы предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей последовательному анализу предмета, определению его общей формы (округлая, прямоугольная и т.д.), пропорции, связь частей между собой, цвета; развитие умений в определенной последовательности (от общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объемную форму предметов доступным обучающимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.
Декоративное рисование.
Закрепление умений и навыков, полученных ранее; раскрытие практического и общественно полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и навыка пользования материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.
Рисование на темы.
Развитие и совершенствование у учащихся способности отражать свои наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связанное содержание; развитие умения отражать в рисунке свое представление об образах литературного произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; выработка умения называть по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых содержаний.
Примерные задания.
I четверть.
Беседа на тему «Декоративно – прикладное искусство» (народные игрушки – глина, дерево).
Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путем упрощения их рисунка (стилизация).
Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (например: яблоко, груша).
Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (например: морковь, огурец).
Декоративное рисование – составление эскиза для значка по предложенной учителем форме (по выбору обучающихся).
Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». Картины художников В.Фирсова «Юный живописец», В.Серова «Девочка с персиками», П.Кончаловского «Сирень».
II четверть.
Рисование с натуры игрушки (по выбору учителя, обучающихся).
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
Рисование на тему «Что мы видели на стройке» (содержание рисунка: несколько этажей строящегося здания, башенный подъемный кран, стрела которого несет панель, автомашина везет плиты, экскаватор роет траншею, рабочие прокладывают трубы, бульдозер засыпает яму и т.д.).
Беседа на тему «Скульптура, как вид изобразительного искусства» (Э.Фальконе «Медный всадник», Ф.Фивейский «Сильнее смерти», Е.Вучетич «Статуя воина - освободителя» в Берлине).
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка).
Беседа на тему: «Прошлое нашей родины в произведениях живописи» (А.Бубнов «Утро на Куликовом поле», В. Васнецов «Богатыри», И Суриков «Переход Суворова через Альпы»).
Рисование с натуры объемного предмета конической формы (кофейник).
Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой).
Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин).
Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова).
Иллюстрирование отрывка литературного произведения, например: из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина ( «Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят», «Белка песенки поет, да орешки все грызет» и др.).
IVчетверть.
Рисование по памяти птиц (натура – чучело скворца, грача, вороны, галки по выбору).
Тематический рисунок «Птицы - наши друзья» (примерное содержание рисунка: весна, ярко светит солнце, деревья с распустившимися листочками, в голубом небе птицы, на переднем плане скворечник, на ветке сидит скворец, надпись «Птицы – наши друзья»). В рисунке преобладают краски наступившей весны: голубые, светло-зеленые, желтые, коричневые.
Рисование с натуры предмета шаровидной формы(глобус).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко – фашистских захватчиков(В. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!», Д.Шмаринов «Не забудем, не простим», Ф. Богородский «Слава павшим героям»).
Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка по выбору.
Рисование с натуры предмета шаровидной формы (кукла - неваляшка).
Календарно – тематическое планирование.
6 класс.
I четверть – 9 часов.
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
6а
6б
Информационно – методическое обеспечение
1
Беседа «Декоративно – прикладное искусство.( Узоры в народном творчестве»)
1
«Произведения мастеров народных художественных промыслов. Палех».
2
Сетчатый узор для ткани.
1
Образцы узоров в полосе из листьев, веточек и ягод, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
3
Рисование несложного натюрморта из фруктов (яблоки, груши).
1
Яблоки, груши, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
4
Рисование несложного натюрморта из овощей. Натура.
1
Овощи, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
5
Составление симметричного узора.
1
Таблица с симметричными узорами, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
6
Составление эскиза для эмблемы, значка по образцу.
1
Образцы узоров с симметричными стилизованными природными формами, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
7
Беседа «Осень в произведениях художников». Репродукции.
1
Репродукции.
8
Тематическое рисование «Осень пришла».
1
Картинки с различными видами осеннего пейзажа, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Картинки с различными видами птиц. Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
8
Рисование жучка по памяти.
1
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Основные требования к знаниям
и умениям учащихся
6 класс
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
Подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
Уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
Предавать связанное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
Делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;
Найти в картине главное, рассказать о содержании картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений.
Содержание обучения
7 класс
I четверть
Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы, повернутого углом к рисующему (например, высокая коробка, обернутая цветной бумагой и перевязанная). Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия положении (радиоприемник, телевизор, стопа из 5 – 6 толстых книг, обвязанных тесьмой).
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись». Расширение представлений о работе художника – живописца, о материалах и инструментах живописца. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, историческая и бытовая живопись. Крупнейшие музеи страны.
Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка; стеклянная банка с водой и керамический бокал).
Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом ¼ части (сыр, торт).
Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса (чашка, цветочный горшок, ваза).
Рисование с натуры предмета комбинированной формы (торшер, подсвечник со свечой).
Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи. Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, сумерки, пасмурная погода». Холодная и теплая цветовая гамма. Композиция.
Изготовление из бумаги шапочки – пилотки и украшение ее узором.
II четверть
Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса.
Рисование с натуры объемных предметов – посуда (отдельные предметы из чайного или кофейного сервиза – по выбору обучающихся).
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора.
Народная скульптура (игрушка), ее образность и выразительность.
Рисование с натуры предмета комбинированной формы (настольная лампа).
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура». Памятники архитектуры Московского Кремля. Архитектура твоего города.
Разработка декоративной композиции (совместно с учителем), посвященной школьному празднику (эскиз оформления сцены).
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
IV четверть –
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
7а
7б
Информационно – методическое обеспечение
1
Беседа по искусству «Декоративно – прикладное творчество. Городецкая роспись».
1
Презентация.
2
Рисование предмета комбинированной формы (чайник, самовар).
1
Предмет комбинированной формы, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
3
разработка эскиза плаката ко Дню победы с кратким текстом – лозунгом (по клеткам).
1
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
4
Беседа по искусству. Картины о ВОВ.
1
Презентация.
5
Рисование предмета комбинированной формы (игрушки).
1
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
6
Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвященной спортивным соревнованиям.
1
Эскизы медалей, эмблем, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
7
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору).
1
Картинки с различными иллюстрациями литературных произведений. Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
8
Рисование на свободную тему.
1
Карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка под воду.
Основные требования к знаниям
и умениям учащихся
7 класс
Учащиеся должны уметь:
Передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательными линиями при построении рисунка, выполняя его в определенной последовательности (от общего к частному);
Изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая их объем и окраску;
Проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построение узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;
Использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения;
Проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и высказывать о них оценочные суждения.
Учащиеся должны знать:
Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
Отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно – прикладное творчество);
Основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
Особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);
Отличительные особенности произведений декоративно – прикладного искусства.
Обеспечение
Методическая литература
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.VIII вида.5 – 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2010
Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации сост. И.Г.Савельева, под общ.ред.
Популярное пособие для родителей и педагогов «Игра, и учеба изобразительное искусство». Под редакцией М.В.Трофимова, Т.И.Тарабарина. Ярославль «Академия развития», 2010.