kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружковой работы «Мастерская чудес»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружковой работы «Мастерская чудес»  Состав учащихся: заниматься в кружке могут учащиеся всех возрастов от 10 до 18 лет, при этом дети не должны обязательно обладать какими-либо определенными способностями. По ходу обучения у детей формируется интерес, и они с удовольствием посещают занятия этого кружка, также по этой программе могут обучаться новички, развиваясь при этом эмоционально и интеллектуально. Однако это творчество особенно хорошо осваивает тот, кто владеет навыками рисования или какого-либо рукоделия. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружковой работы «Мастерская чудес»»


Республика Саха (Якутия)

Муниципальное образование «Нерюнгринский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15 города Нерюнгри»








Программа

кружковой работы

«Мастерская чудес»




составила учитель изобразительного искусства

Каплун Ольга Владимировна

МБОУ СОШ № 15





г. Нерюнгри

2016







ПРОГРАММА

МАСТЕРСКОЙ

«Декоративно-прикладного искусства»

Руководитель кружка –Каплун Ольга Владимировна, педагог первой квалификационной категории.

Выжигание по ткани - один из самых новых и интереснейших видов прикладного творчества. В искусстве гильоширования нет предела фантазии и совершенству. Программой кружка предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Это могут быть - воротники, жабо, шарфики, декоративные платочки, салфетки, скатерти, панно, сувениры, украшения для волос, элементы одежды. Чтобы заняться гильошированием понадобятся: прибор для выжигания по дереву, специальная игла, световой стол и рисунок будущего изделия.
Важно, чтобы работа не сводилась к выполнению технических образцов, а нацеливала ребят на изготовление полезных и красивых вещей, необходимых в быту и жизни человека. Значительное количество часов в программе отведено тренировочным упражнениям. Гильоширование - означает отделку изделий ажурным кружевом и аппликацией с помощью выжигательного аппарата.

Пояснительная записка


Состав учащихся: заниматься в кружке могут учащиеся всех возрастов от 10 до 18 лет, при этом дети не должны обязательно обладать какими-либо определенными способностями. По ходу обучения у детей формируется интерес, и они с удовольствием посещают занятия этого кружка, также по этой программе могут обучаться новички, развиваясь при этом эмоционально и интеллектуально. Однако это творчество особенно хорошо осваивает тот, кто владеет навыками рисования или какого-либо рукоделия.
Искусство батика, гильоширования, роспись по стеклу и керамике требует аккуратности, точности выполнения рисунка и сделанного по нему изделия, художественного вкуса. Каждая законченная композиция должна быть выполнена в единой для данного изделия цветовой гамме. Необязательно заканчивать изделие за один присест, лучше всего работать по 3-4 часа подряд, делая при этом небольшие перерывы для того, чтобы дать отдых себе и аппарату (чтобы аппарат не перегревался, его следует выключать каждые 30 минут работы) при занятии гильошированием..
Не следует увлекаться продолжительной работой, особенно начинающим, так как при обжиге синтетические ткани дают запах и гарь. В связи с этим не рекомендуется заниматься этим видом творчества детям, страдающим астмой или аллергическими заболеваниями.

Данная программа включает в себя ознакомление учащихся с историей происхождения различных видов ремесел декоративно- прикладного искусства. Овладевают профессиональными умениями: различными способами и приемами лепки, росписи, выжигания и декорирования.

Программа создаёт условия для развития у учащихся всех видов творческой деятельности, совершенствует их навыки на основе предложенного педагогом материала, значительно расширяющего кругозор учащихся. Программа позволяет учащимся получить дополнительные знания по декоративно-прикладному искусству.

Во время занятий используется разнообразный иллюстративный материал и образцы произведений народных мастеров.

Цели обучения:

Основная цель обучения в кружке - достижение определенного уровня мастерства, формирование умений и навыков обучающихся; прививать интерес к творчеству, расширение кругозора.
Занимаясь в этом кружке, учащиеся могут достичь определенного уровня образованности, достаточного для подготовки к самостоятельной непрофессиональной и творческой деятельности. Основным показателем этого уровня является результат обучения - развитие определенных навыков и умений. Это умение творчески мыслить, планировать и правильно организовывать свою работу. Бережно относиться к материалам и инструментам. В своей педагогической деятельности я ставлю следующие цели:

  1. Осуществление эстетического воспитания как части формирования личности ребенка.

  2. Создание благоприятных условий для самореализации личности ребенка.

  3. Создание атмосферы творчества, приобщение детей к миру прекрасного.


Основные задачи

1. Образовательные: * привить интерес и любовь к искусству; * привить практические навыки; * формировать чувство цвета, художественного вкуса; * дополнить имеющиеся знания о пропорции, композиции;

2. Развивающие: * развитие фантазии, творческого воображения; * развитие навыков и умений работы с тканью; деревом; глиной; акриловыми красками * с использованием трафаретов и шаблонов; * развитие мелкой (малой) мускулатуры рук; * развитие творческой активности; развитие эстетических чувств, эстетического вкуса на примере ознакомления с отдельными направлениями художественного рукоделия, развитие художественно-эстетического вкуса детей при помощи расписывания ткани.

3. Воспитательные: * формирование трудолюбия; * побуждение к самостоятельному выбору решения; * формирование упорства в достижении
желаемого результата; * совершенствование исполнения и завершения работы; * корректное отношение к работе товарищей; * самостоятельное выражение своего мнения о своей и чужой работе.

Навыки и умения:

Определенных целей в освоении навыков и умений можно достичь при продолжительности обучения в 1 год. Далее идет совершенствование мастерства и усложнение технологии изготовления изделий.
Учащиеся должны овладеть следующими навыками:

* изготовление простейших шаблонов; * освоение несложных приемов выжигания:

* обколка, нарезные точки, "капельки", "бусинки"; Должны уметь:

* обрабатывать края изделия кружевом; * использовать накладные элементы в оформлении 2-х слойного изделия. * изготовление не сложных однослойных и двухслойных изделий: платочков, салфеток, воротников, миниатюрных панно. Должны уметь: * выполнять многослойное изделие с применением различных тонов ткани; * уметь самостоятельно составлять композицию; *, сувениры, рушники; * овладеть приемами выжигания: "фестоны", "зубчики", "кант, многослойных изделий. Учащиеся после получения определенных навыков должны уметь: * выполнять декоративные цветы, * многослойное изделие с гипюровыми вставками, * небольшие скатерти,
* изготовление сувениров, панно, декоративных цветов, многослойных сложных изделий, * многослойных изделий с гипюровыми вставками.

*виды росписи по содержанию мотивов, различие традиционных схем построения орнаментов .

*виды декоративно-прикладного искусства, основные сведения о народных художественных промыслах и их характерных особенностях;

*приемы выполнения эскизов и подготовительных рисунков;

*основы композиции.

*требования к качеству выполнения художественной росписи и отделки художественных изделий;

*основы построения узоров (в круге, квадрате, ромбе, овале и т.д.); *применяемый инструмент, приемы его использования;

*требование безопасности труда, пожарной безопасности, нормы и правила охраны труда.

*участие в районных, городских выставках декоративно-прикладного творчества.

С изучением каждого нового блока программы учащиеся обретают новые навыки, умения, знания. Они не только учатся ценить прекрасные произведения искусства, но и сами самостоятельно могут изготовить любое понравившееся им изделие, используя при этом свою фантазию. творческое воображение и художественный вкус. При желании можно дополнить программу в разделе "Народное творчество" изучением творчества народов мира или изучением творчества отдельно взятого народа определенной эпохи.
Область применения гильоширования, батика, росписи по дереву, лепка из глины настолько многообразна и многогранна, что, кажется, предела фантазии не может быть.

Основные условия реализации целей - реализация поставленных целей возможна при организации учебного процесса в виде уроков, индивидуальных занятий. Занятия проводятся группой 2 раза в неделю по 2-3 учебных часа соответственно возрасту учащихся при активном включении их в творческую деятельность. Педагог направляет их деятельность, помогает погрузиться в творческий процесс.

Программа построена таким образом, что учащиеся совершенствуются не только в мастерстве технологии изготовления изделий, но еще параллельно получают информацию, расширяющую кругозор, систематические знания. Основа - взаимодействие технологии исполнения изделий и смыслового содержания программы. При внимательном ознакомлении с программой видно, как на протяжении учебного процесса усложняются приемы росписи, выжигания, лепки и тематический материал по содержанию.
Программа каждого года обучения может иметь повторяющиеся темы: аппликация, композиция, изготовление одно-двух и многослойных изделий, изготовление панно, украшающий элемент, обработка края изделия, изготовление сувениров, монограммы и т.д. Отличие программ в том, что каждый год технология изготовления тех или иных изделий усложняется.
Если учащиеся первого года обучения работают над простыми по форме и содержанию изделиями, например, однослойные салфетки, платочки, наряд для куклы, миниатюрные панно в народном стиле, то для учащихся последующих лет обучения они постепенно усложняются, а именно: двухслойные и многослойные салфетки, рушники, воротники, скатерти, занавески, сложные панно и композиции, изготовление искусственных цветов, украшающих элементов одежды.
Практически каждое изделие выполняется в технике аппликации с той только разницей, что учащиеся первого года обучения работают над плоскостной аппликацией с простыми накладными элементами, далее технология исполнения усложняется до многослойной и объемной аппликации c использованием сложных элементов.
При обработке изделия используются различные приемы выжигания: от простой обколки, обработки края изделия "точками", "капельками", "зубчиками", "фестонами", "бусинками" до обработки "мережкой", "росписью".

Большое внимание при изучении композиции уделяется темам народных промыслов. Здесь "Дымка", "Хохлома", "Гжель", "Семеновская деревянная игрушка", "Жостово". Дается информация о многообразии и многоцветье орнаментальных мотивов, своеобразии народных промыслов, традиций.
Учащимся дается возможность познакомиться с техническими приемами росписи тех или иных изделий, а также даются консультации по применению этих приемов к технике гильоширования. Более того, на протяжении всего цикла обучения учащиеся работают с различными по фактуре и составу материалами, что дает им возможность понять, как "ведет" себя та или иная ткань при изготовлении различных изделий. Цветные лоскуты ткани используются в качестве палитры. На протяжении всего цикла обучения учащиеся знакомятся с основными приемами нетрадиционной обработки синтетической ткани; обретают навыки художественно-эстетического оформления изделия.
Большое внимание на занятиях уделяется развитию художественного вкуса.

Практическая работа включает:

* знакомство с элементами основ изобразительного творчества;

* изготовление рисунков и эскизов изделий;

* изготовление шаблонов, трафаретов; * изготовление декоративных изделий с применением различных приемов выжигания, лепки и росписи.
Процесс изготовления изделия * выбор темы, просмотр и отбор иллюстраций по заданной теме; * изготовление эскиза, разметка будущего изделия на листе бумаги; * разбивка композиции на трафареты, изготовление трафаретов; * изготовление отдельных частей изделия из ткани по шаблонам, трафаретам; * сборка и компоновка отдельных заготовок из ткани на основе; * сварка деталей, оформление готового изделия.

Основная цель моей работы - это развитие творческих способностей детей, постоянный поиск гармоничного единства познания и творчества, самовыражения личности каждого ребенка.
Дети, впервые посетившие кружок в начале года, не обладая необходимыми навыками для работы - плохо владеют ножницами, кистью не умеют работать с выжигательным аппаратом, неумело работают с шаблонами, красками, требуется помощь в композиционном и цветовом решении, не всегда работы выполняются аккуратно.

В течение всего учебного года ведется кропотливая работа с этими детьми и к концу года дети радуют своими успехами: они умело пользуются ножницами, легко справляются с изготовлением простых шаблонов, умело работают с ними, аккуратно работают с выжигательными аппаратами, соблюдая правила техники безопасности и культуру труда.

Полезные советы:

  • Приступая к работе, сосредоточьтесь и духовно настройте себя на ее успешное выполнение. Работа не должна вас раздражать. Если что-то не ладится, будьте спокойны, терпеливы, внимательны, и у вас все получится

  • Необязательно заканчивать изделие за один присест, лучше всего работать не более четырех часов подряд, делая при этом небольшие перерывы для того, чтобы дать отдых себе и аппарату (чтобы аппарат не перегревался, его следует выключать каждые 30—60 минут работы).

  • Не следует увлекаться продолжительной работой, особенно начинающим, так как используемые при обжиге синтетические ткани дают запах и гарь. В связи с этим не рекомендуется заниматься гильошированием людям, страдающим астмой или аллергическими заболеваниями. Не желательно заниматься выжиганием детям младше 10—11 лет.

Достигнутые успехи повышают настроение, заставляют забыть о недугах, неприятностях.

Занятия в кружке требуют усидчивости, внимания, трудовых навыков, взаимовыручки и всему этому учащиеся учатся на протяжении всего периода обучения.

Учебно-материальная база

Оборудование: * столы, стулья, * соответствующее освещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям; * стекло - размером не менее 30х40 см на каждое рабочее место; световой стол; * утюг

Материалы и инструменты:

* ножницы, * простой карандаш,

* картон для изготовления трафаретов,

* бумага чертежная для изготовления эскиза,

* бумага эскизная белая для изготовления рисунка изделия;

* копировальная бумага; * акварельные краски или гуашь, акриловые краски, краски для батика,кисть;

* фломастеры; * ткань шелковая или синтетическая различных цветов;

* выжигательный аппарат; * металлическая линейка.

*электролобзик

*электродрель

Украшением помещения могут служить наиболее удачные работы кружковцев, образцы готовых изделий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа кружка разбита на учебные четверти и содержит определенную тематику по различным видам деятельности декоративно- прикладного искусства:

  1. Батик. История батика. Способы росписи. Выполнение эскизов. Дополнительные приемы декора в холодном батике. Изготовление изделий (творческие работы, панно по собственному эскизу).

  2. Работа мастерской по росписи разделочных досок (Как способ развитие материальной базы кружка). Вводный курс в технологию изготовления разделочных досок. Инструктаж по технике безопасности при использовании электроприборов. Знакомство с историей возникновения и особенностями различных видов росписи: Хохломского промысла, Городецкой росписи, Гжели и Гжельской майолики и т. д. Изготовление и роспись авторской матрешки- подарочные сувениры.

  3. Гильоширование. История возникновения техники. Правила техники безопасности. Основные приемы техники выжигания по ткани. Приемы декора. Обработка края изделия. Творческие работы по гильошированию: салфетки , платочки, декоративные цветы.

  4. Лепка из глины , пластилина. Истоки происхождения гончарного ремесла. Древние образы в современных народных, глиняных игрушках: Филимоновская , Дымковская игрушки. Работа с гипсом, изготовление панно. Роспись по стеклу. Бутылка- как декоративное украшение интерьера. Витражи и декоративное панно.

Принципы, которыми я руководствуюсь в своей деятельности: Принцип открытости — возможность дополнять, видоизменять информацию, формы учебно-познавательной деятельности. Знакомство с различными видами декоративно- прикладного искусства и творчеством народных мастеров ежегодно могут пополняться, так же как и таматику четвертой четверти в зависимости от рода деятельности можно расширить.

Что такое батик.
Батик - это не что иное как техника росписи тканей с помощью воска и красителей. Также батиком называют уже расписанную ткань.

Техника росписи интересна тем, что результат зачастую абсолютно не предсказуем. Поэтому каждое изделие уникально и неповторимо в своем роде. Скопировать или повторить изделие в точности просто невозможно. Поэтому этот вид искусства продолжает покорять и завораживать сердца. Очень красиво и эффектно батик смотрится в насыщенных и контрастных тонах. Текстура шелка заставляет краски блестеть, они почти светятся. Но в общем рисунки могут быть любыми, простыми или сложными, реалистичными или абстрактными, экспрессивными или спокойными.

Что делает батик таким притягательным? Итак, это удовольствие от работы с различными тканями, неисчерпаемые возможности, которые таят в себе воск и краски. Легкие складки ткани напоминают языки пламени костра, или песчаные барханы пустыни, или океанские волны. Кажется, это искусство живет столько, сколько живет человек. Ведь никто точно не знает когда человек создав ткань, решил ее украсить.

Цветное зрительное восприятие окружающего мира, несомненно, величайший дар природы человеку. Цветной мир воспринимается детьми как данность, но для закрепления и развития цветовосприятия требуется системная и целенаправленная работа. С детьми школьного возраста она проходит особенно успешно, когда они занимаются теми или иными видами декоративно-прикладного искусства.

Батик – роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Занятия батиком требуют не только развитого художественного мышления и цветового вкуса, но и отзывчивости к природным и эстетическим явлениям окружающего мира. Возможно, поэтому среди всех средств изобразительной деятельности именно роспись по ткани дает ощутимый результат в развитии у детей цветовосприятия и цветового вкуса.

Занятия росписью по ткани способствуют формированию у детей психологической устойчивости, богатства эмоциональных переживаний, образно-ассоциативного мышления. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира детьми и закрепляются, как правило, в активных формах деятельности.

Роспись по ткани является очень интересным и увлекательным для детей занятием, простым в исполнении, и в то же время весьма эффективным по результатам. Дети с интересом работают над красочными композициями, гармонируя сначала немного, а затем всё большее количество цветовых сочетаний. Образную выразительность композиций дополняет фактура ткани, придавая образу мягкость звучания и оригинальность.

Одним из направлений кружковой работы является воспитание, тематически связанное с развитием изобразительных способностей у детей средствами народного декоративно-прикладного творчества, их знакомство с искусством росписи ткани (батик). В процессе изобразительной деятельности у ребенка формируется способность видеть красоту природы, любоваться ей, ценить ее. Специфика технологии росписи ткани такова, что целесообразнее использовать такие формы учебно-познавательной деятельности, как кружковая работа, так как:

  • для занятий батиком необходимы специальные технические средства обучения;

  • численность группы обучающихся желательна не более 10 человек;

  • иногда приходится изменять, дополнять информацию об особенностях росписи, вводить новые приемы, материалы, менять сюжет выполняемого изделия.

Принцип вариативности обучения реализуется путем использования на занятиях нескольких альтернативных таблиц, наглядных пособий, репродукций и т.д., что позволяет рассмотреть творческие задачи с разных позиций и выработать свой подход к их решению, а также дает возможность учащимся более широко реализовать свой творческий потенциал. На занятиях батиком такая вариативность просто необходима, ведь известно, что в технике батика невозможно выполнение двух одинаковых вариантов.

Горячий батик всегда непредсказуем, и для того чтобы максимально мобилизовать у учащихся фантазию, воображение, представление о состоянии цветовой гаммы, форме, композиции произведения, нужно опираться на принцип вариативности.

Принцип направленности обучения на развитие личности учащихся осуществляется через создание условий для каждого учащегося по формированию индивидуального стиля учебной деятельности. Способности и уровень одаренности у всех учащихся различны. Но, на мой взгляд, интересен тот факт, что батик не требует каких-то особых данных от обучаемого. В горячем батике важно чувство цвета, а его можно успешно развивать, опираясь на элементарные знания о цветоведении. Таким образом, через постановку определенных художественных задач для каждого учащегося возможно развитие его личностных качеств.

Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого учащегося, использование стимулирующегося поощрения его активной деятельности. Здесь считаю важным сказать о выставочной деятельности, целью которых является создание таких условий, в которых любой ребенок имел бы возможность реализовать себя как художник, как мастер, а также показать результат сотрудничества учителей и учащихся. Это служит хорошим стимулом для дальнейшего творчества и залогом будущего успеха.

Кроме участия в выставках в качестве стимулирующего поощрения можно предложить такой вид деятельности, как анализ выполненных работ. Иногда бывает приятно в качестве такого анализа на примерах работ выявлять плюсы и минусы. Я же считаю, что недостатки можно обнаружить и исправить в процессе выполнения работы, а на заключительном этапе выбрать для поощрения самое удачное, индивидуальное, то, что присуще автору.

Принцип доступности заключается в том, что росписи можно с успехом обучить любого стремящегося к прекрасному, к искусству.

Важной задачей работы кружка стало воспитание умения восхищаться красотой и многообразием природных форм и умение изображать их, но не на бумаге, а на ткани, натянутой на подрамник. Работая на ткани, дети испытывают необычное чувство радости и восторга. Наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани, ребенок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать и творить. Но для того чтобы работа шла успешно, необходимо детям дать представления о технике исполнения батика, о последовательности ведения росписи и особенностях разведения красок. Для воплощения замыслов в росписи ткани используются разные способы: свободная роспись ткани, свободная роспись с применением солевого раствора, свободная роспись красками с загусткой, солевая техника, холодный батик, горячий батик, прием кракле, роспись по накрахмаленной ткани, узелковая техника, которые дети последовательно осваивают. Каждая из росписей имеет свою специфику и необходимо обратить внимание детей на особенности технического исполнения и результаты работы.

В работе рекомендуется использовать разнообразные инструменты и материалы, которые способствуют развитию ручной умелости и логического мышления.

Приемы декора изделия в батике

  • Свободная роспись.

  • Солевая техника.

  • Использование в росписи трафаретов, печаток, штампов.

  • Использование в росписи красок с загусткой .

  • Узелковый батик.

  • Прием “кракле”.
    История батика.
    Понятие "батик" впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы называют батик "амбатик", что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте и датируются V веком н.э.
    Среди других находок, относящихся к глубокой старине, - японские ширмы периода Нара (646-794). Считается, что они были расписаны или китайскими художниками, эмигрировавшими в Японию, или на их родине.
    Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. До н.э. Изобретение шелка приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в I тысячелетии до н.э. его вполне могли производить и в Индии). Но то, что батик применяли в Китае во времена династии Суй (710-794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому-то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути. Есть свидетельство, что к 1677 году торговля шелком из Индии распространилась на о. Ява и в Персию.
    Во времена Китайских династий суй (581-618) и Тан (618-907) Япония находилась под большим влиянием Китая, поэтому вполне возможно, что именно тогда батик из Китая был экспортирован в Японию. Об этом свидетельствуют ширмы, относящиеся к периоду Нара (646-794).
    В Японии в VIII веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно оформленными кимоно.
    В былые времена японцы много времени проводили сидя со скрещенными ногами, поэтому им была нужна одежда, не стесняющая движений. Кроме того, в этой стране, как, в прочем и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев.
    В начале XIX века Миязаки Юзен (по другим источникам Миядзани Юдзен) создал собственный стиль, использую трафареты и окрашивание с защитным составом. Его работы сразу можно отличить: великолепные рисунки располагаются в пределах четко выделенных участков.
    В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней такие предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме. Для получения наибольшей прибыли с наименьшими затратами при воспроизведении сложных яванских узоров была разработана новая технология. Чтобы обучать рабочих голландцы не поскупились нанять индонезийских мастеров. Возвращаясь на Яву, эти специалисты в свою очередь налаживали производство батика на родине. В то время воск наносился с помощью печатных штампов, что значительно удешевляло производство и позволяло получать очень сложные узоры.
    После резкого обвала мировой экономики в 1920-х годах батик из промышленного производства снова стал ремеслом одиночек. В Голландии открылась школа батика. Батик превратился в прикладное искусство.
    Техника росписи.
    Существуют три основных метода росписи тканей.
    Узелковый батик.
    Легче всего в домашних условиях получить необычный узор способом узелкового окрашивания, потому что рисунок образуется в результате простейших операций: с помощью завязывания, обматывания, складывания и прошивания отдельных фрагментов ткани перед крашением.
    Горячий батик.
    Узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ. Окрасив ткань и сняв воск, мы получим белый или разноцветный рисунок на цветном фоне.
    Холодный батик.
    Более легкий и распространенный метод - холодный батик, это европейское изобретение эпохи модерна. Суть его в том, что рисунок создается с помощью контурной обводки специальным составом.
    Хотя батик и сам по себе может заворожить красотой его часто украшают дополнительными декоративными материалами, такими как бисер, пайетки, стеклярус, вышивка, и т.д.

Для того чтобы нарисовать картину, например, акварелью или пастелью, несомненно, нужно владеть определенным навыками, а также иметь способности. И не всегда даже самые серьезные усилия гарантируют успех. В батике все иначе. Технология выполнения батика такова, что овладеть ею может каждый. Первоначальный рисунок на ткань наносится с помощью готового эскиза. А нанесение на ткань специальных красителей дает иногда неожиданные эффекты.

И еще один интересный фактор; в горячем батике никогда не знаешь заранее, что получится в конечном итоге. И вот на этом последнем этапе, когда автор имеет возможность видеть результат своих усилий, происходит эвристический элемент. Это обычно является хорошим стимулом и положительным мотивом в дальнейшей деятельности.

Кроме этого, как говорилось уже о материальной базе, в данном случае затраты на осуществление этой технологии оказываются доступными, а расход красителей настолько минимален, что их можно использовать достаточно долго.

Принцип наглядности осуществляется через использование иллюстративного материала, журналов по искусству, учебных таблиц, готовых изделий самого учителя или других мастеров. Важным элементом наглядности наряду с готовыми или поэтапными образцами является и сам процесс росписи, состоящей из или последовательных этапов, называемых перекрытиями. Эти этапы демонстрируются учителем.

Принцип разносторонности методического консультирования реализуется через включение в творческую деятельность советов учителя, использование специальной литературы, экскурсии и беседы искусствоведческого характера, посещение выставочных залов, музеев и т.д.

Принцип индивидуализации обучения опирается на составление индивидуальных программ по выполнению той или иной творческой задачи. При изучении росписи ткани, по окончании периода ознакомления с основными приемами (нанесение резерва и красителя, перекрытия, снятие резерва) учитель может обратить внимание на индивидуальность, заложенную в каждом учащемся, и опираться на нее в составлении индивидуальных программ. К примеру, на творческое задание по выполнению декоративного панно в несколько перекрытий по собственному эскизу отводится 6 часов. Но кто-то из учащихся за этот период может выполнить и два изделия при этой же поставленной художественной задачи.

Этапы деятельности учителя

1. Определить цели и задачи работы.

2. Подготовить материально-техническую базу. Выделить и оснастить помещение для занятий, отвечающее всем необходимым техническим и гигиеническим требованиям (необходимы вентиляция, водопровод, электрические плитки, рабочие столы и т.д.).

Материалы и приспособления:

  • деревянные подрамники разных размеров;

  • пяльцы большого диаметра (20 см и больше);

  • ткань х/б или тонкий шелк натуральный или искусственный, белого цвета;

  • кнопки;

  • красители анилиновые;

  • кисти (белка, пони, колонок) круглые, № 3—8, для резервирующего состава — кисти из щетины, можно искусственные, тонкие;

  • резервирующий состав: парафин, воск, вазелин;

  • емкость для резервирующего состава и для водяной бани;

  • ножницы;

  • бумага для эскизов и оформления;

  • цветные карандаши, акварельные краски для эскизов.

3. Иметь необходимые средства обучения:

  • литература, пособия, журналы, альбом по искусству;

  • раздаточный материал — образцы эскизов, шаблоны, готовые изделия;

  • методические таблицы:

    1. последовательность выполнения материалов горячего батика;

    2. использование дополнительных материалов в горячем батике;

    3. подбор цветов гаммы в горячем батике

    4. горячий батик в дизайне;

    5. имитация горячего батика.

4. Структурировать учебный материал, определить порядок овладения учащимися умениями и навыками выполнения росписи. Наметить индивидуальные программы для отдельных учащихся.

5. Сформировать группу (или группы учащихся), определить уровень одаренности каждого и уровень практической и теоретической подготовки.

6. Занятия проводить в группах не более 10—12 человек. В данном случае, я считаю, курс обучения для отдельной группы можно спланировать следующим образом:

1-й год: обучение основным приемам и навыкам росписи, композиционного проектирования; знакомство с общими сведениями о батике, областью применения и т.д.

2-й год и последующие: только творческая деятельность под руководством учителя; работа по индивидуальным программам и самостоятельный творческий поиск; участие в выставочной работе.

7. Непосредственно перед началом работ необходимо проведение инструктажа по технике безопасности. Это связано с использованием электроприборов и нагревающихся материалов. Учителем демонстрируются все практические приемы выполнения росписи и тщательно контролируются все действия учащихся.

8. В процессе работы при необходимости возможно прямое вмешательство учителя в деятельность учащегося, если наблюдается явное отклонение последнего от требований технологии. Но в этом случае учителю нужно быть очень осторожным, для того чтобы несвоевременными действиями не разрушить то невидимое глазу, хрупкое состояние, которое возникает внутри каждого художника и которое играет особую роль в формировании личности.

9. Выставочная работа организуется по результатам работы, когда накапливается необходимое количество экспозиционного материала или когда есть возможность подобрать экспонаты для будущей выставки, объединенные одной идеей: «Пейзаж» в технике «батик», «Великолепие даров природы» и т.д.



Батик. Роспись по шелку.

Энциклопедия батика Терминология от А до Я

А-ШИБУРИ — японское название разновидности складного батика.

АЭРОГРАФ — прибор для равномерного разбрызгивания краски. Может быть заменен пульверизатором или автомобильными аэрозолями.

БАГЕТ — рейка со сложным профилем для изготовления рам.

БАН-ДАН — индийское название разновидности узелкового батика — техники крашения ткани.

БАТИК — способ украшения ткани с помощью расплавленного воска. Родиной его считается Индонезия. В настоящее время словом батик обозначают практически все виды ручной росписи ткани.

ВОДЯНАЯ БАНЯ — устройство из двух подходящих по размеру емкостей: в большую наливается вода, во вставляемую в нее меньшую кладется нужное вещество, которое нужно поддерживать при постоянной температуре, не доводя до кипения. Используется для приготовления резерва и поддержания в горячем состоянии восковой массы для «горячего» батика.

ВОРОНКА — металлическая конус на теплоизолирующей ручке и с узким отверстием внизу конуса. Применяется в «горячем» батике как аналог древнего прибора «тьянтинг».

ВОСК, ВОСКОВАЯ МАССА — специальный резервирующий состав для «горячего» батика, в который пчелиный или искусственный воск входит в качестве одного из компонентов. Восковая резервирующая масса для краткости часто называется воском.

ГЛАВНЫЕ ЦВЕТА — желтый, синий, красный и зеленый; главными называются потому, что все остальные цвета цветового круга являются их производными.

ГРУНТОВКА — покрытие ткани специальным составом для меньшего впитывания красителя. Применяется чаще всего при свободной росписи.

ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ — способ расположения на плоскости декоративных элементов, их взаимосвязь.

ЗАГУСТКИ — специальные прозрачные пасты, к которым добавляют краситель и тем самым приготовляют пасты для печатания.

ЗАПАРИВАНИЕ — процесс закрепления красителей на ткани с помощью пара.

ЗАРИСОВКА — стилизованное изображение природной или иной формы в целях дальнейшего использования в создании композиции.

КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА — цвета, расположенные на противоположных концах диаметров цветового круга.



КРАКЛЕ — сетка трещин, возникающая на ткани при работе в технике горячего батика. Иногда создается специально и используется как отдельный эффект.

КУБОВАЯ НАБОЙКА — получила свое название от куба — чана с красителем индиго, в котором окрашивалась ткань с нанесенным набивным способом узором.

КУПОН — расположение орнамента на ткани вдоль одного края полотна с постепенным переходом в фон; иногда имеет отклик на противоположной стороне полотна.

МОТИВ — основной элемент построения орнамента или декоративной композиции. В последней часто является композиционным и эмоциональным центром.

МОЧЕВИНА — химическое вещество, удобрение. В росписи ткани используется для создания специального эффекта.

НАБОЙКА — способ украшения ткани. Название получила от процесса работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань.

ОБВЯЗКИ — веревки или шнуры, с помощью которых в узелковом батике создается узор путем перетягивания и обвязывания некоторых участков ткани.

ОБНОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ — сокрытие различных дефектов с помощью аппликации, росписи отдельных участков, узелкового крашения.

ОГУРЦЫ — мотив, пришедший из Индии, часто встречается в шалях и тканях традиционного направления. Представляет собой овальную форму с одним вытянутым и загнутым концом. Часто рисунок контура выполняется в виде гирлянды цветочных форм.

ПАЛАНТИН — широкий шарф, накидка из ткани или меха.

ПАННО — декоративная композиция, часто заключенная в раму. Служит эмоциональным и композиционным центром интерьера.

ПОДРАМНИК — рама под холст или ткань. Основной особенностью является то, что все планки имеют с внутренней стороны скос в направлении сверху-снаружи-вниз-внутрь. Это позволяет натянутой ткани практически не соприкасаться с деревом рамы.

ПОДСВЕТКА — прием, позволяющий проверить замкнутость контура в холодном батике, а также способ перевода рисунка на ткань.

ПРИСЫПКА СУХИМИ КРАСИТЕЛЯМИ — один из дополнительных эффектов в росписи ткани.

ПРОМЫВКА УЧАСТКА РОСПИСИ — удаление красителя с неправильно расписанного участка ткани с помощью большого количества воды или с использованием спирта.

ПЯЛЬЦА — круглая рамка для вышивания, состоящая из двух частей. В росписи используется в качестве рамки для небольших работ круглой формы. Ткань расписывают в пяльцах, тонируют наружную часть пялец и готовое панно вешают на стену.

РАППОРТ — минимальная площадь повторяющегося рисунка. В него входят сам мотив и расстояние до другого мотива. Повторение раппорта образует раппортную сетку.

РЕЗЕРВ — краткое название для резервирующей массы в холодном батике.

РОДСТВЕННО-КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА — цвета, расположенные в половине круга.

РОДСТВЕННЫЕ ЦВЕТА — цвета, расположенные в одной четверти цветового круга.

РОСПИСЬ ПО-СЫРОМУ — роспись по влажной ткани или бумаге, что дает возможность смешивать цвета непосредственно на ткани и придает работе акварельность, мягкость цветовых переходов.

СОЛЕВАЯ ТЕХНИКА — нанесение соли на отдельные части рисунка, один из способов создания дополнительного эффекта в росписи.

СУХАЯ КИСТЬ — один из приемов работы щетинной кистью, на которую набирается меньшее количество краски или восковой смеси (в батике), что позволяет каждой ворсинке провести собственную линию, отдельную от других.

ТАМПОН — изготовленный из ваты или поролона инструмент для росписи больших плоскостей фона; ватно-марлевый тампон для переноса рисунка на ткань способом припороха.

ТРУБОЧКИ — стеклянные трубочки с загнутым концом и резервуаром в нижней трети — инструмент для нанесения резерва при росписи в технике холодного батика.

ТУАЛЬ — сильно блестящий натуральный шелк, часто используемый для изготовления шарфов.

ТЬЯНТИНГ, ТЬЯНТИН — варианты написания названия индонезийского прибора для восковой росписи — чантинга.

УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК — способ окрашивания ткани с помощью узлов и жгутов, создающих узор.

ФЛАКОНЫ для резерва — пластмассовые флаконы с тонкой насадкой. Могут быть специальные флаконы фирмы «Гутта» с уже готовым резервом, пустые или флаконы из-под бензина для зажигалок.

ШИТЫЙ БАТИК — условное название разновидности узелкового батика. Ткань собирается на нитку, как при наметывании, по линии узора и сильно стягивается. Краситель не проникает в образовавшиеся мелкие складки, и после крашения получается узор.

ЭСКИЗ — предварительный рисунок композиции, в котором выверены и согласованы все детали. В окончательном виде используется для увеличения в натуральную величину.

История возникновения техники гильоширования.

В Германии в 70-е гг. XIX в. ручная техника выжигания по ткани называлась пиротехникой. Благодаря оригинальности, изысканности и неповторимости художественного выжигания по ткани, им овладели многие мастерицы.

В 80-е годы в г.Рыбинске впервые был разработан новый оригинальный метод обработки тканей - гильоширование. Автором его является Зинаида Петровна Котенкова. Многих мастериц обучила она этому искусству в Ярославле, Москве, Угличе, Луге. Сотрудничала Зинаида Петровна с известным модельером Вячеславом Зайцевым, признана она и Энной Бурдой, от которой получила благодарственное письмо.

Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно создавать великолепные изделия с применением аппликации: салфетки, декоративные панно, закладки для книг, открытки, записные книжки, а кроме того кружевные изделия в стиле ришелье: воротники, шарфики и т. д.

Главное - это творить, работать, проявлять свою фантазию и выдумку, а отточенность техники придет со временем.

Сюжеты из каталогов, альбомов по народной вышивке, забавные рисунки из детских книг-раскрасок, с поздравительных открыток, а также свои собственные эскизы послужат первоначальным рабочим материалом для изготовления изделий.









Правила техники безопасности

с электроутюгом и электровыжигателем
1. Тщательно приготовить свое рабочее место. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.

2. Работать с электроутюгом и электровыжигателем необходимо в отведенном месте.

3. Выжигать можно на стекле или керамической плитке.

4. При включении и выключении электроутюга и электровыжигателя берись за вилку, а не за шнур.

5. Диск терморегулятора должен быть правильно установлен по отношению к виду ткани.

6. Если утюг или выжигатель без терморегулятора, то не допускать их перегрева.
7. Не отвлекайтесь во время работы с утюгом и выжигателем.

8. Не оставляйте их включенными в сеть без присмотра.

9. Утюг ставьте на жаростойкую подставку с ограничителем, иначе он может упасть на пол. При падении может возникнуть короткое замыкание.

10. При неисправности немедленно сообщите преподавателю и отключите прибор от сети.

11. Не допускайте соприкосновения горячей иглы эл. выжигателя с эл. проводом во избежание короткого замыкания.

12. После работы утюг и эл. выжигатель сразу же выключайте из сети.

13. Утюг и эл. выжигатель можно убрать только после того, как они полностью остынут.

14.Не касайтесь ручкой выжигателя железного основания прибора.

  1. 15.Перед тем как положить ручку выжигателя, выключите прибор.

  2. 16.Через каждые 30 мин. работы выжигательного прибора выжигатель необходимо выключать на 5-10 мин.

  3. 17.Начинайте работать выжигателем только после закрепления деталей булавками на основе.

  4. 18.Нагар на игле выжигательного прибора нужно убирать мелкой наждачной бумагой или хлопчатобумажной тканью.

  5. 19.Все детали своей работы держите под рукой, чтобы не обжечься выжигательным прибором.

  6. 20.Будьте внимательны, не размахивайте горячей иглой.

  7. 21.После работы трафареты, лекала, наброски уберите на свои места.

  8. 22.Правильно подбирайте температуру для выжигания различных тканей.

  9. 23.Перед выжиганием попробуйте клейкость ткани на обрезках.

  10. 24.Для того чтобы рука не уставала, делайте гимнастику для рук.

25.Включайте выжигательный прибор, только если у вас хорошее настроение. Тогда удачная работа обеспечена.


Для постоянного очищения воздуха необходимо периодически производить проветривание помещения. Изделия из ткани или его детали выжигают концом иглы по контуру рисунка, выполненного на кальке тонким черным фломастером, отсекая лишнюю ткань. Сквозь тонкую прозрачную ткань рисунок виден хорошо, но если ткань темная и плотная, необходимо использовать световой столик - рабочее место - с нижней подсветкой рисунка. Самый простой световой стол - стекло толщиной 4-5 мм и размером не менее 30х40 см, уложенное на раздвинутые половинки столешницы (под стеклом поставьте настольную лампу отражателем вверх). Если раздвижного стола нет, сделайте из досок короб без дна, а сверху закрепите стекло.
Высота короба должна позволить поместить под стеклом патрон с лампой для подсветки. Стекло на коробе располагается горизонтально, т. к. работать на наклонном стекле очень неудобно: сползают рисунок и ткань. В случае невозможности изготовления светового стола можно использовать самый простой способ: работа по лекалам, трафаретам и шаблонам.
Для этого рисунок на кальке разбивается на отдельные детали (шаблоны), переводится через копировальную бумагу на картон, затем вырезаются нужные трафареты или шаблоны. После этого шаблоны укладываются на ткань нужного цвета и обводятся горячей иглой аппарата по контуру шаблона, таким образом вырезается нужная деталь. На первом же занятии необходимо познакомить кружковцев с техникой безопасности.

Приспособления и оборудование

1. Приборы для выжигания по дереву "Узор" или "Вязь". Игла снабжается острым концом, а уровень температуры на игле не должен превышать 250-300 °С. Иглу с концом нужной формы сделайте из нихромовой или вольфрамовой проволоки диаметром 0,8-1 мм.
Правильно нагретая игла легко режет капроновую ткань, но не обугливает ее, на линии среза, на белой ткани не остается желтизны.

2. Cтекло или керамическая плитка, на которой выполняется работа.

3. Металлическая фольга, картон для выполнения трафаретов.

4. Кусочек наждачной бумаги и хлопчатобумажной ткани для снятия нагара с иголки.

5. Ножницы, металлическая линейка, карандаш, фломастеры, калька, копировальная бумага.
6. Синтетическая ткань: капрон, искусственный шелк, нейлон, кримплен, ацетат, трикотин, синтетическая парча, бархат.

7. Наглядные пособия: образцы выжигания на различных видах ткани, готовые изделия, шаблоны, лекала и трафареты, чертежи изделий, рабочие рисунки, эскизы.

8. Учебные пособия при обучении декоративному рисованию, составлению композиций, узоров, цветовых сочетаний.

9. Узоры для художественной вышивки и ришелье, рисунки из детских книжек-раскрасок.

Основные приемы выжигания

Освоение техники гильоширования начнем с простейших приемов. Возьмите несколько лоскутков различных разноцветных тканей. Положите лоскут ткани на стеклянную пластину.
Ручку аппарата с иглой держите перпендикулярно пластине. Включите аппарат и ведите иглу сверху вниз непрерывной линией, вырезая при этом отдельные детали - цветки, веточки, листья. Ткань должна легко обрабатываться, края вырезанных деталей должны быть ровными, без зазубрин. Аккуратно вырезанные детали - одно из основных правил выжигания по ткани.
После этого возьмите лоскут однотонной ткани (например, белой), разложите его на стеклянной пластине и попытайтесь из вырезанных деталей создать композицию (например, букет), расположив их на белой ткани - основе.

С помощью аппарата закрепите детали на основе отдельными точками (уколами иглой) в центре или по краям (каждую деталь в отдельности) Закрепив детали, прижгите их точками (точка к точке) по краям, плотно прижимая пальцами левой руки.
Прижигая, точки следует делать не по верху накладываемых деталей, а в бок, в край детали, тогда шов получится ровный и прочный. Получив какую-то композицию или орнамент, приступайте к отделке либо выполнению украшающих элементов. Один из таких элементов, характерный для нашего рукоделия, - это обколка сквозными точками контуров деталей, обеспечивающая легкость рисунка, его ажурность.
Отступив примерно 0,5-1 мм от края контура детали, медленно и аккуратно прижигайте точки на расстоянии 1-1,5 мм одна от другой. Точки должны быть круглыми, как маленькие кружочки (рис. № 1). Так пройдите по всему контуру. Детали не должны отслаиваться, отставать от основы. Рисунки для аппликации вы можете взять из детских книжек- раскрасок.
Постепенно осваивая технологию выжигания, набираясь практического опыта, вы сможете изготовлять самые разнообразные сложные изделия, используя при этом различные замысловатые трафареты. Рисунок узора, который предполагается нанести на ткань, выполняют черным тонким фломастером на кальке, предварительно тщательно разглаженной.
Для деталей, которые будут изготовляться серией, лучше подойдет "карандашная калька", т. к. она выдерживает большее число воздействий горячей иглы, чем калька для туши. Можно использовать специальную бумагу, применяемую в кулинарии. Она более жаропрочная.

Не следует делать рисунки шариковой авторучкой - паста под воздействием тепла выжигающей иглы плавится, в результате чего на светлой ткани остаются следы.
Если в узоре много одинаковых деталей, то при выжигании рисунка помогут шаблоны, которые делаются из подходящей фольги или плотного картона. Как выжигают узоры.

На стекло с подсветкой кладут заготовленный рисунок, а на него отглаженную ткань. В правую руку берут карандаш с иглой и включают аппарат в сеть. Готовность иглы к выжиганию проверяют на кусочке ткани, делая пробные прорезы и устанавливая оптимальный уровень температуры иглы с помощью регулятора напряжения. При выжигании карандаш с иглой держат в руке как обычную шариковую ручку. При этом кончик иглы ориентируют перпендикулярно стеклу. Иглой касаются ткани и перемещают иглу вдоль линии рисунка со скоростью, достаточной, чтобы ткань прорезалась насквозь.
При этом, двигая иглу по рисунку, ткань на участке реза слегка натягивают, прижимая к рисунку большим и указательным пальцами. Прорезав 5-6 см контура рисунка, иглу поднимают и левой рукой перемещают рисунок с тканью в направлении, противоположном направлению движения иглы, или разворачивают ткань с рисунком против часовой стрелки; если деталь криволинейной формы, то заметим, что при выжигании работают в основном кистями рук.
В процессе резки ткани на горячую иглу наволакивается слой расплавленной массы ткани, в результате чего увеличивается ширина реза и ухудшается качество выполняемых операций. Поэтому чаще осматривайте кончик иглы, в необходимом случае очищая его лезвием бритвы, наждачной бумагой или кусочком хлопчатобумажной ткани.

Выжигание по шаблону

При работе с металлическим или картонным шаблоном отглаженную ткань кладут на стекло лицевой стороной вверх, а на ткань - шаблон (тоже лицом вверх).
Прижимая пальцами левой руки шаблон к ткани, горячей иглой обводят его контур. Главное здесь - учесть, что игла, прорезая ткань, касается холодного стекла, довольно быстро остывает и перестает резать ткань насквозь. Поэтому периодически (через 1,5-2 см) иглу поднимают над тканью и в течение 10 секунд дают ей возможность нагреться до рабочей температуры.
Обойдя, таким образом, иглой по всему контуру шаблона, проверяют, везде ли прорезана ткань: прижимая одной рукой шаблон и вырезанную деталь к стеклу, другой рукой легонько оттягивают ткань вокруг шаблона. Когда шаблон сделан из картона, то края ткани в месте реза часто прилипают к шаблону и их приходится разъединять тупой (боковой) стороной лезвия безопасной бритвы. Могут остаться на ткани и волокна от картона.
Тогда при очень тщательной очистке ткани от этих волокон легко разлохматить оплавленный край вырезанной детали. Поэтому при наличии картонных шаблонов ткань выжигают, уложив на стекло лицевой стороной вниз (шаблон при этом ориентируют также). Тогда волокна от картона останутся на изнаночной стороне детали из ткани и тщательным их удалением заниматься не стоит.

Приемы декора изделия в гильошировании

Горячей иглой на ткани удается выполнять различные операции:

1. Резать ткань сплошной линией.
2. Выжигать мелкие отверстия.

3. Формировать разнообразные прорезы.

4. Ставить "точки" разного диаметра.

5. Сваривать вместе несколько слоев ткани с помощью "точек", прорезов, мелких отверстий.

6. Выполнять украшающие элементы: точки, обколку, "бусинки".

7. Обрабатывать края изделия фестонами и зубчиками.

8. Соединять детали изделия " мережкой".

Соединение деталей выполняется двумя способами:

* при первом - одновременно прожигаются контурные линии двух или нескольких слоев ткани.
По линии разреза образуется прочный сварной шов;

* второй способ - "точечная сварка". Она выполняется легкими касаниями горячей иглой наложенных друг на друга слоев ткани таким образом, чтобы в точке касания ткань оплавилась, но не прогорела насквозь.
Используя вышеперечисленные способы выжигания, получают самые разнообразные изделия:

* однослойные с прорезным рисунком (салфетки, воротники, панно отделочные кружева, декоративные платочки);

* c плоской аппликацией в несколько слоев; с плоской аппликацией на сетке, "вставленной" в изделие;

* с объемной аппликацией на сетке или ткани; объемные цветы.

Однослойное изделие с прорезным рисунком .Отутюженную ткань укладываем на стекло лицевой стороной вверх. На ткань накладываем лекало из картона, соответствующее рисунку изделия. Приступая к выжиганию, предварительно убедимся, что ткань хорошо плавится. Начинаем с формирования внешнего контура салфетки. Двумя пальцами левой руки, раздвинув их на 5-6 см, слегка прижимая лекало к ткани, проводим плавно иглой по краю лекала, одновременно, прижимая иглу к контуру лекала, и следим, чтобы игла двигалась перпендикулярно поверхности стола. Когда игла пройдет пару фестонов, иглу поднимаем, поворачиваем немного ткань с рисунком против часовой стрелки, прижимаем пальцами новый участок узора и прорезаем иглой следующие два фестона. И так до полного обхода иглой контура салфетки. Вырезав салфетку, убираем с рисунка лишнюю ткань, ту, что за пределами контура салфетки. Круглые отверстия делаем одним непрерывным движением иглы, листочки - двумя. Веточки выделяем отделочным швом из "точек" диаметром 0,5 мм с шагом 2 мм

Многослойное изделие с плоской аппликацией .Процесс изготовления: Выбор темы; просмотр и отбор иллюстраций по заданной теме; изготовление эскиза; разметка будущего изделия на листе бумаги; разбивка композиции на трафареты; вырезание трафаретов; изготовление отдельных частей изделия из ткани по шаблонам; сборка и компоновка отдельных заготовок из ткани на основе; сварка деталей; оформление готового изделия. При изготовлении многослойного изделия необходимо помнить, что в первую очередь к основе прикрепляются детали, отражающие задний план, затем детали, находящиеся ближе и в самую последнюю очередь - детали переднего плана. Процесс изготовления тот же, что и при изготовлении аппликации из бумаги. После того, как вырезаны все детали будущего изделия, компонуем их по заданному рисунку. На стекло накладываем кальку с основным рисунком, на кальку лоскут прозрачной ткани, который будет служить фоном для будущего изделия, а на нем раскладываем вырезанные детали и легкими прикосновениями иглы прихватываем в нескольких местах каждую деталь, чтобы она не сползала. Когда все детали будут закреплены в нужных местах, можно приступать к обработке каждой детали в отдельности. Теперь каждую деталь "точечной сваркой" обкалываем по контуру, чтобы получилась равномерная линия. Когда все детали изделия будут прочно соединены с основой, можно обработать края будущего изделия. Для этого можно либо иглой обрезать по контуру изделия лишнюю ткань, либо взять лист картона соответствующего размера, и по контуру этого листа обрезать края изделия. Получится ровный и аккуратный край. Затем изделие вставить в рамку. Если нет рамки, можно края изделия обработать кружевом или кантом, прикрепляя его по лицевой стороне изделия по краю, используя при этом металлическую линейку. Линейку укладывают на край кружева и иглой прижигают кружево к основе, двигаясь вдоль линейки.

1. История возникновения техники гильоширования. Правила работы с выжигательным прибором. Техника безопасности.

2. Приборы и материалы. Знакомство с техникой выжигания. Прорезное ажурное выжигание или перфорация на ткани. Платочек.

3.Работа с рисунком, лекалами.

4.Обработка края изделия.

5.Дкухслойное изделие с прорезным ажуром.

6.Многослойное изделие с плоской и объемной аппликацией

7. Штриховая перфорация

8.Декоративные цветы






Правила работы с выжигательным прибором
  • Основным инструментом в гильошировании является выжигательный прибор.

  • Следите за чистотой на столе, за которым работаете.

  • Не загромождайте рабочее место лишними вещами.

  • Следите за исправностью выжигательного прибора.

  • Не касайтесь ручкой выжигателя железного основания прибора.

  • Перед тем как положить ручку выжигателя, выключите прибор.

  • Через каждые 30 мин. работы выжигательного прибора выжигатель необходимо выключать на 5-10 мин.

  • Работайте только на стекле или кафеле, край стекла необходимо зачистить наждачной бумагой.

  • Начинайте работать выжигателем только после закрепления деталей булавками на основе.

  • Нагар на игле выжигательного прибора нужно убирать мелкой наждачной бумагой или хлопчатобумажной тканью.

  • Все детали своей работы держите под рукой, чтобы не обжечься выжигательным прибором.

  • Будьте внимательны, не размахивайте горячей иглой.

  • После работы трафареты, лекала, наброски уберите на свои места.

  • Правильно подбирайте температуру для выжигания различных тканей. Перед выжиганием попробуйте клейкость ткани на обрезках.

  • Для того чтобы рука не уставала, делайте гимнастику для рук.

Включайте выжигательный прибор, только если у вас хорошее настроение. Тогда удачная работа обеспечена.

Для того, чтобы заниматься этим увлекательным видом рукоделия, вам понадобятся:

  • электровыжигатель

  • копировальный столик

  • ткань


Электровыжигатель или паяльник

Прибор для выжигания по ткани. Такой прибор можно сделать самому, на основе обычного выжигателя по дереву. Вынимается обычная медная петелька и вставляется иголочка, которую можно сделать из нихромовой проволоки диаметром 0,8-1 мм, длиной около 6 см., изогнуть пополам пристукивая молоточком по изгибу ( важно не перебить), затем заточить натфилем.

Если такого прибора нет под рукой, то можно использовать обыкновенный паяльник небольшого размера и мощностью от 18Вт до 25Вт с медным жалом. Вынуть стержень, заточить кончик до остроты и аккуратно загнуть до удобного для работы положения.


Копировальный стол

Копировальный столик состоит из деревянного короба и стекла толщиной 4-5 мм, размеры короба могут быть разными: 65х34х15 см., Внутри его вмонтирована лампа дневного света мощностью 18-20 Вт., размер короба может быть и меньше, если вмонтировать две обыкновенные лампочки по 25W. Чтобы стекло не нагревалось по бокам конструкции необходимо учесть отверстия.

Сначала на столик кладут рисунок изделия, затем ткань и выжигают, лампы хорошо просвечивают рисунок сквозь ткань.



Ткань

Для выжигания подойдут все синтетические ткани. Ткани из натуральных волокон ( шелк, хлопок, шерсть и лен) для выжигания не годятся. Удобно использовать подкладочные ткани, они достаточно тонкие, хорошо просвечивают , легко плавятся и что не мало важно , что стоят недорого.



Техника выжигания

Для начала работы вам потребуется: выбрать эскиз, или сделать рисунок самому, на плотной бумаге, желательно на ватмане, темным фломастером или маркером; подобрать материал, который плавится и достаточно хорошо просвечивает. Ткань следует погладить утюгом и сложив в двое прикрепить иголочками по краям к бумаге. Сев за копировальный столик, начинать выжигать нужно с середины работы или изделия, чтобы избежать смещения или "пузырения" ткани. В процессе выжигания необходимо на полученный шовчик "наступать" пальчиком, для лучшего приплавления слоев ткани друг к другу. По окончании работы нужно снять иголочки и осторожно отделить изделие или работу от бумаги. Ненужные кусочки ткани плохо отделяющиеся можно "отрезать" выжигателем. Применение дойного слоя ткани для основы делает изделие или работу более интересной и серьезной, ее качество гораздо лучше. А вот лоскуты для аппликации в один слой. Причем аппликация выполняется отдельно от основы и затем приплавляется. Нижний слой основы может быть и из другого материала или составной.







Платочек

В качестве первого самостоятельного изделия можно выполнить платочек из цветного или белого синтетического шёлка с ажурной каймой и уголком.

Положите проутюженную ткань на эскиз, изготовленный из бумаги или кальки. Проследите, чтобы направления долевой и поперечной нитей совпадали направлениями сторон платочка.

На первых порах это важно, для того, чтобы не образовывались волны и складки во время изготовления. Зафиксируйте ткань по верхнему горизонтальному срезу (булавками или несколькими уколами горячей иглы), слегка натяните ткань и приколите таким же образом по нижнему горизонтальному срезу. То же самое проделайте и с боковыми сторонами, только после этого приступайте к выжиганию, выполняя обводку иголочкой узоров от центра к краям, чтобы не пузырилась, затем по периметру всего платочка, уберите лишнюю ткань по краям.

После окончания работы, платочек аккуратно снимите с бумаги. Хорошо вырезанные отверстия окажутся пустыми, а вырезки останутся приклеенными к бумаге.

Готовое изделия проутюжьте через хлопчатобумажную ткань.



Прорезное ажурное выжигание или перфорация на ткани

Если вы впервые взяли ручку выжигателя и хотите научиться выжиганию по ткани, начинайте с вырезания маленьких прорезных отверстий (перфорация). Они по форме могут напоминать бусинки, капельки, сердечки, ромбики, треугольники, а так же точки (уколы), отверстия, штрихи и другие всевозможные очертания. Кроме того, для подобных изделий можно использовать рисунки, которые предлагаются для вышивания белой и прорезной глади.

Для выполнения небольшого отверстия-точки необходимо ткань отделить от стекла, то есть немного приподнять ее в месте укола большим и указательным пальцами левой руки. Иглу аккуратно ввести в ткань вертикально сверху вниз и так же аккуратно вынуть ее, не повредив края образовавшегося отверстия.

Если отверстие-точка очень маленькое, то оно выполняется только кратковременным прикосновением кончика иглы.Если отверстие-точка большое, диаметром 1-2 мм, то игла должна пройти насквозь. Можно сделать небольшое круговое движение в месте прокола - как бы расширяя отверстие.

Отверстия диаметром более 3 мм выполняются другим способом. Ткань следует плотно прижать к стеклу пальцами левой руки. Концом иглы сделать круговое движение по ткани, выжигая отверстие нужного диаметра. Причем отверстие может быть не только круглое, но любой формы, например в виде листочка, лепестка цветка, «слезки», «сердечка» и многих, многих других фигур.

Как правило, эти элементы небольшого размера и их можно наносить от руки, но можно использовать рисунок на кальке или трафареты.

Еще один элемент перфорации - штрих. Этот элемент применяется при обозначении длинной плавной линии рисунка, на пример веточки, при оформлении контура какого-либо элемента, например крыла бабочки, или используется в рисунке при выполнении стилизованного цветка.

К более сложному виду перфорации относится выжигание поля сеточки. Для выполнения на изделии сеточки лучше использовать шаблон, тогда окошки сеточки будут одинаковыми и работа будет более качественно выполнена. Вид выжигаемых окошек может быть различной конфигурации.

В технике одной перфорации выполняются, как правило, однотонные изделия, которые сами служат прекрасным дополнением к одежде, например декоративные платочки или шарфики, воротнички, манжеты, жабо, кокилье и т. д. Вид таких изделий напоминает работы, выполненные в технике ручной или машинной вышивки - прорезная гладь, поэтому для выжигания по ткани можно использовать мотивы и рисунки для ручной и машинной вышивки. Но следует помнить особенности техники выжигания, и прежде чем использовать их в работе, необходимо подработать рисунки сообразно нашему виду рукоделия.

Работа с рисунком, лекалами

Какие рисунки можно использовать для работы? В принципе, любые, например, для детских изделий подойдут книжки-раскраски. Практически, все рисунки для вышивки (ручной или машинной), особенно в технике ришелье и прорезной глади. Можно брать рисунки из журналов, с больших календарей, с открыток. Главное, правильно подготовьте рисунок к дальнейшей работе.

Для работы нужен полный рисунок с четким контуром, при этом лучше всего работать с копий рисунка, нанесенной на плотную бумагу (картон). Таким образом, мы можем использовать один и тот же рисунок несколько раз. Такой рисунок будет называться - шаблон.

Копии нужно делать на кальке или ватмане гелевой ручкой или тонким маркером, не следует пользоваться шариковой ручкой или простым карандашом, т. к. в процессе выжигания все это пачкает ткань.Если оригинал рисунка не полный (1/2, 1/4), то нужно сделать шаблон полного рисунка. Для этого рабочий рисунок свободного контура переводят с оригинала с помощью кальки (прозрачной бумаги), которую накладывают на готовый узор, закрепляют по углам кнопками, скрепками или булавками и обводят контур рисунка твердо-мягким карандашом (ТМ), тушью, фломастером или гелиевой ручкой. При необходимости, отражают рисунок по вертикали и горизонтали или поворачивают на 90°, добиваясь совмещения фрагментов. Рисунок с готового изделия переводят с помощью стекла, положенного сверху выжженной салфетки, поверх которого кладут кальку и обводят контур.

Наиболее удачный вариант, это использование компьютера и принтера. В этом случае, рисунок можно распечатать сразу на нескольких листах, выполнив необходимые повороты/отражения узора, затем эти листы можно склеить и получаем готовый шаблон.


Шаблон - это полный вид рисунка и подкладывается под ткань, но есть такие изделия, где нужны отдельные детали, которые будут накладываться на основу, т.е. нам нужны составные части рисунка. Такие части будем называть - лекала. Лекала могут быть одноразового использования, точнее это может быть набор лекал к определенному изделию или многоразового использования, т.е. универсальные лекала, которые можно использовать для различных изделий.

Для изготовления вспомогательных приспособлений многократного использования лучше всего подходит листовая фольга или жесть от баночек из под фанты и спрайта. Металлическая основа делает ее прочной и нечувствительной к прикосновению раскаленной иглы, а оплавы и нагары от ткани легко стираются обычной тряпочкой.


Обработка края изделия Обколка


Чаще всего встречается обколка контура изделий сквозными точками.

Отступите от края изделия 1 мм, ставьте точки горячей иглой по всему контуру изделия на расстоянии 1 мм одна от другой. Не торопитесь. Все точки должны быть одинакового размера, круглые и аккуратные. Если чуть задержать иглу, точка получится большой.

Обколка придает работе ажурность, воздушность, легкость.


Нарезка


По краю работы можно выполнить и нарезку. Нарезка – это частые тонкие прямые линии 0,5 – 1 см, перпендикулярные линии края

Отступите от кромки изделия 1-2 мм и наносите линии горячей иглой, разрезая изделие насквозь. Не спешите. Следите, чтобы линии были одной длины и на одинаковом расстоянии друг от друга.

"Стебельчатый шов"


Край изделия можно украсить короткими наклонными штрихами, иммитируя стебельчатый шов в ручной вышивке. Таким «швом» можно выполнить несложный рисунок по краю изделия.


При выполнении этого шва не напрягайте руку, штрихи должны быть короткими и отрывистыми. Располагайте штрихи один от другого достаточно близко, но старайтесь не соединять их друг с другом. Иначе вместо красивой линии получится разрез. Для выполнения этой операции нужно предварительно потренироваться на ненужном кусочке ткани.


Штрихи (пунктир)


Ещё один прием оформления края - штрихи. Короткие штрихи, нанесенные по краю изделия, придадут ему нежность и легкость.


Гильоширование (выжигание по ткани)


История хохломской росписи

Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области — центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 — начале 20 вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях — алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне — синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи — «верховая» (красным и чёрным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).


Зарождение хохломской росписи


Уже в те далекие времена, о которых мы пытаемся составить представление, по данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением

деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки - "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды.

Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли

здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные

богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого

волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи. Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от

множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей страны. Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при производстве самых дешевых чашек и солонок, служивших предметами повседневного хозяйственного обихода.

Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Мы не располагаем данными, чтобы ответить определенно на этот вопрос. Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой" окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами - розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью.

Самые близкие хохломской росписи приемы мы встречаем у иконописцев. Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото.

В памяти старожилов края сохранились легенды о происхождении хохломской росписи, подтверждающие, что она была занесена иконописцами-старообрядцами. Беседуя с ними, можно в разных вариантах услышать рассказы о бежавших сюда сподвижниках атамана Разина, о приезде мастеров иконописного дела, спасавшихся от церковных гонений. Одна из легенд рассказывает о том, что среди скрывавшихся иконописцев был знаменитый мастер. Он построил дом в лесу на берегу реки и в нем начал красить посуду. Похожими на золотые были его узорные чаши. Верные люди помогали их продавать. Однако дознались в Москве, откуда привозят золоченые чаши, догадались, кто их расписывает. И вот двинулись на поиски мастера царские солдаты... Узнав об этом, призвал мастер мужиков из соседних деревень, показал им свое умение, отдал краски, кисти и исчез. Одни говорят, что это было на берегу Керженца, другие – на берегу Узолы. Может быть, такова была судьба не одного, а нескольких

мастеров.

Вместе с техникой окраски в Хохлому проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам. Истоки основных типов орнамента промысла можно увидеть в русском декоративном искусстве XVII - начала XVIII века. В это время особое распространение получает растительный орнамент, Приемы его исполнения были разнообразны. При росписи стен, мебели и бытовых вещей часто выполнялись травные рисунки, наносимые свободно кистью. Рисунок цветов и листьев завершали сочные мазки белил - оживки. Такой орнамент, связанный с традициями живописи древней Руси, послужил основой для формирования хохломских травных узоров.


Искусство городецкой росписи

Искусство городецкой росписи отличается от росписи Хохломы не только по технологии исполнения, но и по характеру самого письма. Основные цвета в росписи: желтый, черный, красный, синий, зеленый и их оттенки: розовый, голубой, вишневый. Нарисованные цветы и листья("розан", "купавка") напоминают аппликацию из цветной бумаги. Только потом узор разрабатывается оживками – черточками, травками, усиками. Круг сюжетов росписи составляют силуэтные изображения коней, всадников, птиц.

Городец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба), изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками.
Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром или киноварь. Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом; синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона(розовый, голубой) используются для написания узора , черный и белый – для проработки деталей .
Городецкая роспись как таковая возникает примерно в середине ХIХ века, когда происходит переход от инкрустирования донец(широкая часть прялки, служившая сиденьем) к их росписи. Тогда же и возникла традиция подписывать на работах пословицы и поговорки(что характерно и для лубка) или указывать их авторство.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
Материалы: Темпера. Можно использовать гуашь с добавлением клея ПВА.Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.
Порядок выполнения росписи:
А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.
Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.
В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка.
Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.
Вся роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.
Д) Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.
Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.

МОТИВЫ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ.
Наиболее распространенными мотивами являются:
цветы — розы, купавки с симметричными листьями;



Ильинова Олеся, ученица 10 класса за работой.

Голубая гжель


Гжель - традиционный народный художественный промысел, несущий в себе самобытные традиции, отражающий преемственность поколений. В рамках художественной школы Гжели постепенно сформировались и современные художественно-стилевые особенности.  Гжельские мастера находятся в постоянном поиске новых технологий, форм, элементов декора. Высококачественная глина послужила основой для широкого развития керамического производства, которое появилось на Гжельской земле в 4 в. до н. э. На протяжение столетий мастерство совершенствовалось. В 14 веке Гжель стала поставщиком посуды Царева Двора.
С 1806 года  освоен выпуск фарфора. Типичные для данного региона художественно-стилевые особенности и композиционные приемы служили своеобразным каноном при использовании других материалов.
В начале 19 века Гжель прославилась изготовлением фарфоровых изделий с яркой многоцветной росписью и использованием золота, люстровых красок.






Авторская матрешка





Лепка из пластилина Дымковской игрушки

Глиняные Дымковские игрушки выполнены воспитанниками кружка

Роспись по стеклу



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Андрианова Т.Н., Макарова О.Н. Декоративное выжигание по ткани.- Психология жизненного успеха.1-е, 2004.

  2. Горяинова О.В. Гильоширование, или выжигание по ткани.- Ростов – на - Дону, «Феникс», 2006.

  3. Кулик И.А. Выжигание по ткани. Серия «Рукодельница» – Ростов – на - Дону, «Феникс», 2003.

  4. Смотрова Н.А. «Выжигание по ткани. Гильоширование»- Практическое пособие. С-П., Корона принт, 1999.

  5. Котенкова 3.П. Выжигание по ткани. Изделия в технике гильоширования. «Айрис-пресс» 2002

  6. Жолобчук А. Я. «Подарки из батика». АСТ Донецк «Сталкер» 2003.

  7. Синеглазова М. А. «Распишем ткань сами», Профиздат М-2000.

  8. Ж.-л. «Школа и производство», №3, 2004. Х.И. Махмутова.

  9. Ж.-л. Мастерилка «Батик», Аверьянова А.П. издательский дом «Карапуз» М-1998.

  10. Ж.-л. Валентина «Роспись по шелку», №1 1995.

  11. Скребцова Т.О. Шелковые картины в технике холодного батика. «Феникс», 2007

  12. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. — М., 1970

  13. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. — Л., 1975

  14. Е. Чуприк и Т. Ковалив, Декоративные бутылки. Ручная работа.М. «АСТ-ПРЕСС» 2009.

  15. М.О Синеглазова, Роспись по стеклу. Делаем сами. М.2005

  16. Интернет : http://masteriua.ru/







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа кружковой работы «Мастерская чудес»

Автор: Каплун Ольга Владимировна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279526


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1660 руб.
2370 руб.
1620 руб.
2320 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства