Данная программа объединения "Вернисаж" расчитана на учащихся 5 - 9 классов. Программа художественной направленности, предполагает групповой уровень усвоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно - познавательной, по времени реализации долговременной (3 года обучения).
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Вернисаж" для 5-9 кл.»
Программа объединения
художественной направленности
« Вернисаж»
для обучающихся 5-9 кл.
Срок реализации программы: 3 года
Составила: Гобузова Татьяна Ивановна, педагог дополнительного образования
Год разработки программы: первый
г. Октябрьск, Самарская область
Пояснительная записка
Направленность программы «Вернисаж» является программой художественной направленности, предполагает групповой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (3 года обучения).
Новизна программы Концептуальным приоритетом программы объединения "Вернисаж" является создание яркого, выразительного художественного образа и использование большого количества различных художественных техник. Дети знакомятся с наиболее выдающимися мастерами изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической– освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы –11-15 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Формы обучения.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:
-беседа;
-практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием
обучающихся;
-игры;
-конкурсы;
-викторины;
-выставка;
-спектакль;
-экскурсия;
-работа на пленере и др.
В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться: занятия по композиции сменяются занятием по рисунку, работа декоративно-прикладного характера следует за прослушиванием аудиозаписи или просмотра видеофильма и т.п. это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.
Формы организации деятельности групповая, всем составом.
Режим занятий. Занятия в первый год обучения проводятся 1 раз в неделю по 45 мин., количество часов в неделю 1 час, 34 часа в год.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:
1. Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы,
2. Практические умения и навыки.
3. Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляет в процессе реализации программ.
В результате посещения занятий студии изобразительного искусства
учащиеся должны знать:
- особенности языка основных видов изо искусства: живописи, графики;
- основные жанры изобразительного искусства;
- известные музеи нашей страны и мира;
- выдающихся художественных деятелей;
- выдающиеся произведения искусства;
- особенности народного искусства своего края, области;
- историю возникновения и развития народных промыслов;
- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного декоративного искусства.
Дети должны уметь:
- работать с натуры и по представлению в живописи и графике над
натюрмортом, пейзажем, портретом;
- выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной
композицией;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объеме)
пропорции, характер черт, выражение лица;
- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
- пользоваться различными графическими и живописными техниками;
- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка
народного искусства, современных народных промыслов;
- создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой сти-
Художественная деятельность на занятиях изостудии находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение творческого художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); просмотр видеоматериалов.
Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать
учащимся более глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
Критерии и способы определения результативности:
· Реалистичность и конкретность целей и задач деятельности кружка, их достижение;
· Научная обоснованность отбора содержания учебного материала и его соответствие возрастным и психофизическим особенностям детей, их потребностям и интересам;
· Многообразие видов деятельности педагога и воспитанников;
· Овладение кружковцами знаниями, умениями и навыками по направлению деятельности, предусмотренными программой;
· Повышение уровня воспитанности, самооценки, творческих способностей;
· Результативность учебно – воспитательного процесса (количество выставок, конкурсов, соревнований, количество полученных наград);
· Общественно - полезная деятельность кружка (участие в смотрах, выставках, акциях, ярмарках – продажах);
· Уровень материально – технического , дидактического и методического обеспечения;
· Работа с детьми, требующими особого педагогического внимания (одарённые, трудные);
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
- выставки детских работ в школе;
- составление альбома лучших работ;
- участие в городских, окружных, конкурсах художественно -
эстетической направленности;
- презентация детских работ родителям (сотрудникам, детям);
- творческий отчет руководителя объединения на педсовете;
- выставка работ объединения в конце года в ЦВР.
Учебно-тематический план программы для 1-2 группы
№ п/п
Название раздела
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Работа с природным материалом
6
2
5
2
Работа с нетрадиционным материалом
8
-
8
3
Работа с бумагой
13
1
11
4
Декоративная роспись
6
2
4
Календарно – тематическое планирование Объединения «Вернисаж»
для 1-2 группы
№
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Работа с природным материалом. 6 ч.
1
Вводный урок ДПИ. Основы художественного изображения. Виды искусства.
1 неделя
1
2
Орнамент в искусстве народов мира. Виды орнамента.
2 неделя
1
3
Беседа: «Что такое флористика».
Понятия «композиция», «фон», « основа».
Практическая работа: создание композиции из листьев.
3, 4 неделя
2
4
Изготовление поделок из природного материала, декоративное украшение предмета быта.
Выполнение эскиза вазы.
5, 6 неделя
2
Работа с нетрадиционным материалом- 8 ч.
5
Точечное рисование.
7 неделя
1
6
Рисуем солью.
8 неделя
1
7
Фантазии из карандашной стружки.
9 неделя
1
8
Необычная мозаика.
10,11 неделя
2
9
Аппликация из бисера.
12 неделя
1
10
Рисуем клеем. Новогодние узоры
13,14 неделя
2
Работа с бумагой- 13 ч.
11
Виды бумаги, назначение. Работа с канцелярским ножом. Правила безопасности труда и личной гигиены на занятиях.
Практическая работа: прорези по криволинейному контуру.
15 неделя
1
12
Объемная бумажная пластика.
16,17 неделя
2
13
Симметричное силуэтное вырезание. Понятия симметрия, силуэт.
18, 19, 20 нделя
3
14
Моделирование из гофрированной бумаги.
21, 22, 23 неделя
3
15
Коллаж. Композиция « Кошка у окошка».
24, 25 неделя
2
16
Моделирование бумажных цветов.
Практическая работа: изготовление декоративного панно «Цветы» с использованием креповой бумаги.
26, 27, 28 неделя
2
Декоративная роспись- 6 ч.
17
Городец. Роспись деревянной доски.
Основные мотивы росписи: конь, птица, цветы. Упражнения на выполнения основных элементов росписи.
29, 30, 31 неделя
3
18
Хохлома. Роспись посуды из папье-маше.
32, 33, 34 неделя
3
19
Итого часов
34
Учебно-тематический план программы для 3-4 группы
№ п/п
Название раздела
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Работа с природным материалом
9
2
7
2
Работа с нетрадиционным материалом
10
2
8
3
Работа с бумагой
13
2
11
4
Работа с пластичным материалом
2
-
-
Календарно – тематическое планирование Объединения «Вернисаж»
для 3-4 группы
№
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Работа с природным материалом - 9 ч.
1
Вводный урок ДПИ. Основы художественного изображения. Виды искусства.
1 неделя
1
2
Создание эстампа с засушенных листьев.
2, 3, 4 неделя
3
3
Знакомство с семенами растений, создание композиции из семян растений.
5, 6, 7 неделя
3
4
Практическая работа: аппликация из семян растений «Сказочная птица» (коллективная работа).
8, 9 неделя
2
Работа с нетрадиционным материалом – 10 ч.
5
Необычная мозаика.
10, 11 неделя
2
6
Граттаж.
12, 13 неделя
2
7
Живопись по стеклу. Витраж.
14, 15, 16 неделя
3
8
Работа в технике изонить.
Знакомство с техникой, основные приемы работы.
17, 18, 19 неделя
3
Работа с бумагой – 13 ч.
9
Виды бумаги, назначение. Работа с канцелярским ножом. Правила безопасности труда и личной гигиены на занятиях.
Практическая работа: прорези по криволинейному контуру.
20 неделя
1
10
Объемная бумажная пластика.
21 неделя
1
11
Симметричное силуэтное вырезание. Понятия симметрия, силуэт.
22, 23, 24 неделя
3
12
Моделирование бумажных цветов.
Практическая работа: изготовление декоративного панно «Цветы» с использованием креповой бумаги.
25, 26 неделя
2
13
Коллективная работа « Русская деревня».
27, 28, 29 неделя
3
14
Изготовление бумажной куклы в русском народном костюме.
Знакомство с видами русского народного костюма.
30, 31, 32 неделя
3
Работа с пластичными материалами- 2 ч.
15
Техника лепки соленым тестом. Лепка посуды.
Технология изготовления теста, его свойства. Материалы для работы.
33, 34 неделя
2
Итого часов
34 часа
Учебно-тематический план программы для 5 - 6 группы
№ п/п
Название раздела
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Работа с природным материалом
5
2
3
2
Работа с нетрадиционным материалом
16
3
13
3
Работа с бумагой
7
-
7
4
Декоративная роспись
6
2
4
Календарно – тематическое планирование объединения «Вернисаж»
для 5-6 группы
№
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Работа с природным материалом - 5 ч.
1
Вводный урок ДПИ. Виды искусства в России.
1 неделя
1
2
Орнамент в искусстве народов России. Виды орнамента.
2 неделя
1
3
Практическая работа: поделка из лесных материалов «Осенний лес»
3, 4 неделя
2
Работа с нетрадиционным материалом - 16 ч.
5
Рисуем солью.
5, 6 неделя
2
6
Картина из пайеток «Осенняя пора…»
7, 8, 9 неделя
3
7
Выполнение новогодних плакатов
10, 11, 12, 13 неделя
4
8
Декоративное украшение макаронными изделиями
14, 15 неделя
2
9
Панно из джинсовой ткани
16, 17, 18 неделя
3
Работа с бумагой – 7 ч.
10
Моделирование из гофрированной бумаги.
19, 20 неделя
2
11
Папье - Маше. Практическая работа: изготовление и роспись декоративной вазы.
21, 22, 23, 24 неделя
4
Декоративная роспись- 6 ч.
12
Городец. Роспись деревянной доски.
Основные мотивы росписи: конь, птица, цветы. Упражнения на выполнения основных элементов росписи.
25, 26, 27, 28, 29 неделя
6
13
Хохлома. Роспись посуды из папье-маше.
30, 31 неделя
2
14
Орнамент древней Греции в шестиугольнике.
32 неделя
1
15
Орнамент древнего Египта в треугольнике.
33 неделя
1
16
Африканский орнамент. Построение композиции в прямоугольнике.
1
Итог
34 часа
Учебно-тематический план программы для 7 - 9 группы
№ п/п
Название раздела
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Работа с нетрадиционным материалом
15
3
12
2
Декоративная роспись
16
4
12
3
Работа с пластичным материалом
3
1
2
Календарно – тематическое планирование объединения «Вернисаж»
для 7-9 группы
№
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Работа с нетрадиционным материалом - 15 ч.
1
Вводный урок ДПИ. Искусство Самарской области.
1 неделя
1
2
Панно из квиллинга: «Осенний букет»
2, 3, 4 неделя
3
3
Панно из джинсовой ткани. Украшаем свою комнату.
5, 6, 7, 9 неделя
4
4
Панно для кухни из макаронных изделий.
10, 11, 12
неделя
3
5
Мастерская Деда Мороза.
Изготовление новогодних украшений
13, 14, 15
неделя
3
6
Рисуем цветным песком.
16 неделя
1
7
Декоративная роспись – 16 ч.
8
Хохлома. Роспись посуды из папье-маше. Украшаем кухню.
17, 18 неделя
2
9
Северодвинская роспись. Роспись деревянной доски. Основные мотивы росписи. Украшаем кухню.
19, 20 неделя
2
10
Полхов – Майдан. Изготовление туеска. Роспись
21, 22 неделя
2
11
Мезенская роспись.
23, 24 неделя
2
12
Дымковская игрушка. Изготовление и роспись.
25, 26, 27, 28 неделя
4
13
Синие узоры Гжели. Изготовление чайника и его роспись.
29, 30, 31,
32 неделя
4
Работа с пластичными материалами- 3ч.
14
Лепка и роспись матрешки.
33, 34 неделя
2
Итого часов
34 часа
Содержание изучаемого курса программы. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Для качественного развития творческой художников программой предусмотрено:
Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Список используемой литературы
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.