kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования Кружок «Фантазия» Образовательная область «Искусство» Нетрадиционные техники рисования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования Кружок «Фантазия» Образовательная область «Искусство» Нетрадиционные техники рисования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №5 г. Бикина

Бикинского Муниципального района Хабаровского края









Программа дополнительного образования

Кружок «Фантазия»

Образовательная область «Искусство»

Нетрадиционные техники рисования















Составитель программы:

учитель изобразительного искусства Тумилович С.Г.













Пояснительная записка.

Ребенок - это особый мир, постоянно меняющийся , склонный к самоусовершенствованию. Познание для него является важнейшим фактором развития и адаптапции к окружающей среде . Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественной деятельности -это необходимо как для больших дарований , так и для малых. необходимо всячески поощрять и поддерживать первоначальную познавательную активность. Ребенок - субъект творчества. Занятия изобразительным искусством помогают ребёнку обрести индивидуальность, помогают самовыражению, способности увидеть и оценить красоту вокруг. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру. Также данная программа направлена на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры личности. Занятия рисованием должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развить творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребенка

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Программа составлена в соответствии с действующими Федеральными государственными требования

Программа разработана для детей 7-9 лет. Включает в себя 34занятия. Занятия проводятся во второй половине 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет 1 час.

Цель:

Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность, через различные способы рисования.

Задачи:

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

- Воспитание трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитание внимания, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

-Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;



Ожидаемый результат:

Развитие интегративных качеств:

  • сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях;

  • плавно и ритмично изображают формообразующие линии;

  • изображают предметы по памяти;

  • используют цвет для создания различных образов;

  • создают композиции на листах бумаги разной формы;

  • передают настроение в творческой работе;

  • используют разные приёмы нетрадиционного рисования;

  • развёрнуто комментируют свою творческую работу;

. Формы работы:

Игры.

Беседы, работа с наглядным материалом.

Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Рассматривание репродукций картин.



Отслеживание результатов:

1. выставки;

2. конкурсы;

3. викторины;

4. тестирование;

5. беседы с детьми













Тематический план:

Тема занятия

Вид нетрадиционной техники

Материалы

Содержание

Ход работы

Дата


1.


Радуга-дуга


Рисование пальцами

мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир (теплые и холодные цвета). Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания Развивать чувство композиции, цветовосприятие

Сжать руку в кулак и вдавить его в краску. Поводить его из стороны в сторону, чтобы краска хорошо размазалась по руке. Приложить боковую часть кулака к листу бумаги и поднять его. Сделать несколько отпечатков. Краску также можно наносить кисточкой. Можно рисовать всей ладонью, большим пальцем, кончиком мизинца, согнутым пальцем, суставом согнутого пальца боковой части мизинца и ладони, согнутыми пальцами в кулак, подушечками пальцев. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.


2

Сказка про осень

Рисование цветными карандашами

Бумага, цв. карандаши

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках.

Выполняем работу в цвете не раскрашивая , а придумывая разные виды штриховки .


3


фантазеры

Каракулеграфия

Бумага, цв. Каранда=ши

развивать представление и зрительную память



Если на листе изобразить недорисованный контур предмета или какие-нибудь каракули, то можно увидеть в них какие-то объекты. Если дорисовать и дополнить эти объекты, то получится целостный узнаваемый объект Внимательно рассмотреть незаконченный контур, определить недостающие элементы предмета.

• Дорисовать простым карандашом недостающие детали объекта.

• Раскрасить готовый рисунок.

• По желанию дополнить композицию тематическими элементами.


4

Ваза для цветов

Рисование с помощью природного материала.

Засушенные листья, ветки, коробочки мака, мох, шишки, колоски и т.п. Бумага, невысокие полые формы с краской — гуашь, темпера, кисточка.

Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.

Ели засушенный листок от дерева, кустарника покрыть краской и отпечатать на бумаге, могут получиться деревья, цветы, солнышко и другие изображения. Коробочками от мака можно нарисовать звездочки, одуванчик, снежинки и пр. Лишайником, мохом получаются красивые полянки с травой, пушистые зверьки, крона деревьев и др.



5

Цветы

Рисование пастелью или цв. мелками

Бумага, мелки или пастель

Познакомить с приемами рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой

Рисунок выполняется простым карандашом, затем выполняется в цвете мелками или пастелью


6

Натюрморт «Фрукты»

Рисование воском. Свеча +акварель

свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Овладеть техникой рисования воском

ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.



7

Волшебное дерево

рисование + аппликация

Цв. бумага, картон, клей , ножницы

Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

Выполняется эскиз простым карандашом, затем рисунок переносится на цветную бумагу, все элементы вырезаются и наклеиваются на подготовленный фон, выполненный на картоне.


8

Невиданный зверь

Кляксография с трубочкой

бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков) .

Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Вариант 1. Капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Вариант 2. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения.

Вариант 3. Нанести кляксу, через соломинку раздувать краску, создавая изображение.



9


Рисунок на мятой бумаге.

бумага, краски, кисти, тарелочки


Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.


10

осенний пейзаж

Рисование на мокрой бумаге.

влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти, акварельные мелки.

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно.


11

Космические дали

Цветной граттаж

цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Познакомить с техникой цветного граттажа. Развивать воображение, творчество, учить передавать образ неизведанного космоса в рисунках, используя технику граттаж

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.


12

Зайка

«граттаж»-черно-белый

Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.

Учить рисовать животных. Познакомить с техникой рисования граттаж Учить имитировать шерсть животного, используя штриховку в разных направлениях.

Возьмем картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью затрем воском, парафином. Нальем в розетку черной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов.

А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок. Чем не гравюра!


13

фантазируем

Волшебная ниточка

нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках.

Альбомный лист сложите пополам. Опустите нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.


14

Рисование птиц.

Рисование углем.

Бумага, уголь

Познакомиться с техникой изображения углем

Перед тем как начать рисовать углем, поэкспериментируйте и потренируйтесь. Попробуйте просто порисовать линии, меняя силу нажима на него или угол наклона. Нарисуйте разнообразные штрихи, ведь чем больше вы тренируетесь, тем будет проще рисовать углем.


15

Рис. животных

Рисование гуашью.

Бумага, гуашь, кисти, палитра

Овладеть техникой последовательного выполнения рисунков животных гуашью

Гуашевые краски нужно тщательно размешивать до получения однородной массы, не содержащей комков. Клеевое связующее вещество позволяет краске хорошо держаться на основании (бумаге, картоне) и не трескаться. После высыхания красочный слой не должен пачкаться и осыпаться.


16

Ежики в лесу

Тычок жесткой полусухой кистью

жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно.

Способ получения изображения: Весь рисунок состоит из отдельных тычков, которые наносятся кончиком жёсткой кисти (кисть может быть разного размера). Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.


17

Зимняя сказка

Рисование губкой

Акварельные краски или гуашь, губки,бумага ,вода, палитра.

Познакомиться с техникой рисования губкой Развивать чувство композиции

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.



18

Новогодняя ночь

«Рисование солью»

акварельные краски, бумага, кисти, вода, палитра.

Познакомиться с техникой рисования солью. Развитие воображения

Намочите бумагу.

Нанесите ярко краску полосками, пятнами, кому как захочется или выполнить задуманную композицию

На сырую краску насыпьте крупную соль.

Дайть просохнуть рисунку. Соль можно смахнуть или оставить.


19

фантазии


рисование линией


карандаш, фломастер, бумага


А попробуйте-ка нарисовать предмет, не отрывая карандаш или фломастер от бумаги. Вот где работает воображение!


А можно закрыть глаза и под музыку рисовать хаотично разные неотрывные линии, после посмотреть что получилось, на что походить и раскрасить это.



20

Цветы в вазе

набрызг

бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика


ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. Разбрызгивание капель с помощью зубной щётки и стеки. Наберем краску на зубную щётку и быстрыми движениями будем проводить по поверхности щетки, по направлению к себе.


21

«Салют»

рисование мыльной пеной

оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

Знакомство с техникой рисования мыльной пеной


В баночку с жидкой краской добавляем шампунь, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем опускаем лист бумаги, затем слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров, цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.


22

Закат солнца

рисование по-сырому

влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти, акварельные мелки.

Учить выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета и различать цветовой тон


Намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно.

Если нет акварельных карандашей, можно рисовать красками и кисточкой.



23

Волшебный лес

рисование способом — трения

Засушенные листья, силуэты с ярко выраженным рельефом, вата, порошок от наструганных грифелей цветных карандашей.


Знакомство с техникой трения; воспитывать любовь к природе.

Под тонкую бумагу положить засушенный лист, ветку, цветов, силуэт, сверху потереть ватным или тряпочным тампоном порошком из карандашного грифеля. Полученное на тонкой бумаге изображение наклеить на плотную бумагу – получится открытка. Таким способом можно создать сюжетную композицию, декоративный узор.



24

Снегири на ветке

рисование способом примакивания


Кисточки разного размера, гуашь, акварель, тушь, бумага

Учить рисовать снегирей, используя метод примакивания.

Окунув кисточку в краску, приложить ее хвостик к листу бумаги и поднять получится капелька. Если нанести такие капельки по кругу – получился цветок. Примакиванием можно нарисовать листья у деревьев, животных и другие рисунки, стоит только


25

Космические дали

рисование пластилином

плотная бумага или картон, пластилин,карандаш.


На плотный лист бумаги или картон нанесите карандашом контур. Рисуйте по нему теплым пластилином. Получается очень даже выразительно. Ребятишки в полном восторге.


26

Волшебные цветы.

рисование скотчем

Цветной скотч, ножницы, цветная и белая бумага, книжка-раскраска, водостойкие цветные маркеры.

Знакомство с техникой рисования скотчем

Предварительно подбирается линейный рисунок с крупным изображением без мелких деталей. Затем небольшими отрезками скотча заполняется изображение. По окончанию работы все мелкие детали проводят маркером.


27

Что за чудо эти сказки.

оттиск смятой бумагой

блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Учить отражать особенности изображаемого , используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в технике оттиска смятой бумагой.

ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.



28

Птицы волшебного сада

Гелевая графика

Бумага черного цвета, набор гелевых ручек, простой карандаш.

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Полихромная техника. На черном фоне работают цветными гелевыми ручками, затонировать изображение белым или серебристым гелем. Белый тон придаст свежесть, яркость, серебристый имитирует металлографику. После высыхания нужно сделать подмалевку (белого, серебристого цвета) и нанести необходимые цвета. В исключительных случаях, например при росписи пасхальных яиц, прялок, допустим цветной фон.



29

Как прекрасен этот мир

Тонирование бумагой

Белая бумага, клейстер из крахмала, тряпка, ванночки, гуашь, краски клеевые или масляные, масляный разбавитель (бензин).


Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Возьмите клеевые или гуашевые краски 2-3 цветов, сварите крахмальный клейстер, влейте ее в ванночку или тарелку, добавить в нее краску и слегка помешать. Полученную в виде пасты или киселя, цветную массу наносят на бумагу кистью, затем лишнее снимают тряпочкой, щеткой, гребенкой или жесткой кистью. Нужный рисунок можно также получить прикладыванием еловой ветки или проводя в разном направлении всевозможные линии.


30


. Ожившие предметы

Рисование фломастерами

Бумага ,простой карандаш фломастеры

Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работыфломастерами

нарисовать разные вещи из любой предметной группы (овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т. д.), которые вдруг ожили. При рисовании нужно сохранить форму рисуемых объектов и придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды.


31

Вечерний город









Проступающий рисунок

Бумага , пр. карандаш,восковые карандаши. акварель

познакомиться со свойствами и особенностями Яблони в цвету материал ов

Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.


32

Яблони в цвету


рисование ватными палочками

бумага, краски, ватные палочки, тарелочки

Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие.

Весь рисунок состоит из отдельных тычков, которые наносятся ватными палочками . Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка. Ребенок опускает в гуашь ватные палочки и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе ватные палочки ь в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация интересной фактурности поверхности.


33

Волшебные цветы

клеевые картинки -техника выполнения витражей

Репродукции с зимними пейзажами, альбом, гуашь, кисть, баночка с водой, палитра, простой карандаш, тюбик с клеем ПВА с дозированным носиком, салфетка.

. Знакомство со словом «витраж» и техникой его выполнения. Знакомство с техникой – клеевые картинки. Применение умения получать новые оттенки путём смешивания красок

Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.


34

Фруктовая мозаика

Тиснение

тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т. д., простой карандаш.

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках.

ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев, целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.


.





























Список литературы:

  1. Галанов А.С, Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусствук.-М.:ТЦ «Сфера», 2000.- 80 с.

  2. Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая деятельность .Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет.-Изд.2-е.-Волгоград: Учитель, 2015.-95с.

  3. Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду.Учебно-методическое пособие.-М.:Издательский дом «Цветной мир», 2013.-208с.

  4. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство:1-й кл.:учебник для нач. шк.-М.:АСТ:Астрель, 2008.-139 с.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тумилович Светлана Геннадьевна

Дата: 11.02.2018

Номер свидетельства: 456521


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства