kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Песочная анимация".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность программы: «Песочная анимация» по содержанию имеет художественно-эстетическую направленность; по функциональному предназначению — общекультурную, прикладную;

Возрастная группа:

Программа рассчитана на учащихся 10-12 лет (5-6 классы). Количество детей в группе: 6 человек.

Время реализации:

Программа рассчитана на 2 года, 1 час в неделю.

В программе используется связь внешкольной творческой деятельности с основными идеями, заложенными в программе для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского.

Работа по программе предполагает объединение детей разного возраста (в том числе и детей без выраженных художественных склонностей и интересов), и направлена на удовлетворение познавательных и творческих потребностей ребенка, значительного расширения его кругозора. Занятия строятся по группам, т.е. учащиеся 5 классов выполняют более легкие задания, для учащихся  6 класса-задания усложняются.

Новизной программы является использование песочной анимации в развитии творческих способностей и логического мышления учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Песочная анимация".»


Средняя общеобразовательная школа №3



Рассмотрено «Утверждаю»

На заседание МО Директор МОУ СОШ №3

Протокол №___1_____ приказ № 01-05/75-01

31.08. 2015 г. 31.08. 2015 г.



Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности



для 5–6-х классов (ФГОС)

на 2015-2016 учебный год



Учитель изобразительного искусства высшей категории: Чайченко Н.Н.

Курирующий администратор __________________ Реброва Е.А.





Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-методических материалов:

• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года).

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ № 3 (приказ от 01.09.2014 г. №01-05/82-76).


Направленность программы: «Песочная анимация» по содержанию имеет художественно-эстетическую направленность; по функциональному предназначению — общекультурную, прикладную;

Возрастная группа:

Программа рассчитана на учащихся 10-12 лет (5-6 классы). Количество детей в группе: 6 человек.

Время реализации:

Программа рассчитана на 2 года, 1 час в неделю.

В программе используется связь внешкольной творческой деятельности с основными идеями, заложенными в программе для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского.

Работа по программе предполагает объединение детей разного возраста (в том числе и детей без выраженных художественных склонностей и интересов), и направлена на удовлетворение познавательных и творческих потребностей ребенка, значительного расширения его кругозора. Занятия строятся по группам, т.е. учащиеся 5 классов выполняют более легкие задания, для учащихся 6 класса-задания усложняются.

Новизной программы является использование песочной анимации в развитии творческих способностей и логического мышления учащихся. Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что в методике обучения детей художественной деятельности широко используются разнообразные игровые формы. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что жизнь ребенка тесно связана с игрой. Игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребенка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом ребенке потребность к художественному самовыражению. Игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Практические занятия по программе связаны с использованием различных художественных техник и приемов. Программа ориентирована на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры личности.


Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время потребностью воспитания художественно и эстетически развитой личности с раннего школьного возраста в условиях обучения в школе, где учащиеся постоянно посещают не только уроки изобразительного искусства, но и дополнительные занятия по этому предмету. С одной стороны, появляется необходимость более глубоко познакомить учащихся с разными направлениями изобразительного искусства, с другой, принцип набора учащихся, их творческие способности и опыт.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах, отводится на изучение изобразительного искусства ограниченное время, актуальным становится повышение эффективности дополнительного художественного образования.


Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она позволяет решить важные педагогические задачи в рамках дополнительных занятий в школе: формирование гуманистического мировоззрения у детей, расширения кругозора, воспитание коммуникабельных, разносторонне-развитых членов общества, ценителей прекрасного, посредством знакомства детей с новыми для них, но вызывающими стабильный интерес сферами изобразительного искусства.

Песочная анимация — это завораживающее зрелище. Весь процесс создания картин происходит на глазах у зрителей. Удивительным образом горсть песка превращается в романтический пейзаж, диковинного зверя или звездное небо.

Песочная анимация помогает лучше изучить окружающую реальность и раскрыть творческие способности. Благодаря работе с песком возникнет более осмысленное отношение к творчеству, развивается мелкая моторика рук, а благодаря необходимости поиска новых образов фантазия становится намного ярче. Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденный по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования. Песок, по утверждению психологов, поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Здесь песок выступает как особое средство для рисования и воспроизведения различных узоров всевозможных узоров.

Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только своими изобразительными свойствами. Здесь ещё есть и психологическая специфика: сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы показать кому-то или повесить на холодильник; он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не дает созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, то есть не переносит ценность процесса на результат. Если в ходе обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то ребёнок впоследствии начинает рисовать только ради «результата», а если при этом у него что-то не получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и передаёт эти крылья свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на процесс, а не результат, а именно такая направленность и есть залог развития.

Программа внеурочной деятельности «Песочная анимация» ставит цель пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному искусству, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного; совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление; расширять и углублять возможности детского творчества, дает возможность одаренным детям получить творческое удовлетворение от созданного ими.

Песочная анимация - это своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира, постижения художественного искусства, и поэтому требует углубленного изучения.

Работа кружка включает руководство практической работой детей, проведение на выставки, выход на природу (в парк, лес) с целью наблюдения и зарисовок, проведение бесед об изобразительном искусстве, песочной анимации.

На занятиях особое внимание необходимо уделять приобретению умений и навыков, которые могут быть использованы в практической деятельности (участие в школьных мероприятиях, конкурсах). Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современности.

Структура программы позволяет ученику, последовательно преодолев все подготовительные этапы, выйти на создание своего авторского проекта. Разделы выстроены так, чтобы ученик активизировал свою фантазию и творческие способности при создании сюжетных композиций, используя знания литературных героев и исторических произведений.


Цель программы: развитие творческих способностей и логического мышления средствами песочной анимации.

Основная часть курса отводится на практическую деятельность-овладение умениями и навыками выполнения творческой работы в технике «Песочная анимация». В течение курса учащийся выполняет одну коллективную творческую работу и одну собственную работу. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное, этическое, эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.

Междисциплинарная программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП ООО реализуется средствами различных учебных предметов.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий на внеурочной деятельности в 5 классе обеспечивается следующим образом:

1.Использование электронных словарей, справочников на уроках;

2.Поиск необходимой информации с использованием 1-2 сайтов, обозначенных учителем;

4. Использование на уроках обучающих CD и DVD-дисков.

5. Конкретные домашние задания с использованием ресурсов сети Интернет.


Междисциплинарная программа «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом»

Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.


Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения по программе "Песочная анимация"


Личностные результаты:

  • в ценностно-эстетической сфере (эмоционально-ценностное отношение к миру, Родине, природе, людям), толерантное принятие разнообразия культурных явлений, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; развитие эстетической потребности в общении с искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.

  • в познавательной сфере (способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности);

  • в трудовой сфере (навыки песочной анимации).







Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД

• Определять последовательность действий.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии .

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



Предметные результаты:

  • в познавательной сфере (понимание значения искусства в жизни человека и общества, восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства);

  • в ценностно-эстетической сфере (умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства. И отражение их в собственной художественной деятельности, умение эмоционально оценивать шедевры мирового и русского искусства, проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов);

  • в коммуникативной сфере (способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности);

  • в трудовой сфере (умение использовать песок как художественный материал, трансформирование новых образов с использованием средств изобразительного искусства и песочной анимации).


Организационно-педагогические условия реализации программы

В структуру программы входят 2 образовательных блоков: теория, практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. В основе практической работы лежит выполнение заданий по созданию творческих работ и выступлений.

Наибольшую эффективность работы по данной программе дает способ совместной деятельности педагога и детей, направленной на решение творческой задачи. Педагог должен не только научить детей различным техникам, но и пробудить их творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату.

Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, так как увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если педагог в процессе демонстрации приемов работы, получения выразительных эффектов от прикосновения разных материалов к поверхности бумаги, ткани сможет комментировать свои действия доступным для восприятия детей языком.

Практические методы, включающие ряд упражнений, экспериментирование с песком. Кроме этого, стимулирующие работу детей действия педагога, включающие подбадривание, похвалу, выражение удивления, оказание помощи, повышают эмоционально-познавательное значение труда, вложенного в создание художественного образа.

Все песочные картины сопровождаются рассказами педагога. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием. Затем можно приступить к постановке сказок на песке.

Все игры делятся по трем направлениям:

  • Обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);

  • Познавательные (с их помощью познается многогранность этого мира);

  • Проективные (через них осуществляется диагностика и развитие).

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию. Игры с песком способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, в том числе и творческого рассказывания. Многогранные возможности песочной игротерапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи.


Содержание обучения

История возникновения песочной анимации. Знакомство с материалом (2 часа)

История жанра «песочная анимация». Знакомство с песком, световым столом. Правила техники безопасности при работе на песочных столах, при работе с песком.

Формы занятий: теоретическая (2 часа).


Основные приёмы песочной анимации (6 часов)

Основные приёмы песочной анимации: точки, круги, линии. Проработка приёмов.

Формы занятий: практическая (6 часов).


Основы композиции и перспективы (7 часов)

Что такое композиция и как её понимать. Композиционный центр, доминанта. Статичная композиция и динамическая композиция. Выразительные средства композиции: линии, пятно, точка. Средства композиции: симметрии и асимметрия, пропорции, контраст, ритм. Основы перспективы: линейная и воздушная перспектива.

Формы занятий: практическая (7 часов).


Основы анатомии людей и животных (12 часов)

Установление аналогий между частями тела животного и самыми распространенными геометрическими фигурами. Пропорциональные отношения частей тела. Изображение насекомых, птиц, животных в различных положениях. Конструктивная основа животного – скелет. Изображение по стадиям. Рисование песком человеческой фигуры. Упражнения на закрепление полученных навыков.

Формы занятий: практическая (12 часов).


Пластика движений (4 часов)

Как держать руки при рисовании песком. Регулировка насыпания песка. Рисование двумя руками.

Формы занятий: практическая (4 часа).


Основы песочной анимации (6 часов)

История анимации. Песочная покадровая анимация. Основные принципы и приемы анимации. Сюжет и его воплощение на экране. Раскадровка.

Формы занятий: теоретическая (2 часа), практическая (4 часа).


Создание 1-ой совместной творческой работы (8 часов)

Создание импровизированной совместной творческой работы. Разработка сюжета. Создание песочного мультфильма в 4 руки. Подбор музыкального сопровождения. Корректировка движений рук. Черновой вариант творческой работы. Создание финального анимационного сюжета. Выступление перед группой.

Формы занятий: теоретическая (1 часа), практическая (7 часов).


Создание 2-ой совместной творческой работы (8 часов)

Создание импровизированной совместной творческой работы. Разработка сюжета. Создание песочного мультфильма в 4 руки. Подбор музыкального сопровождения. Корректировка движений рук. Черновой вариант творческой работы. Создание финального анимационного сюжета. Выступление перед группой.

Формы занятий: теоретическая (1 часа), практическая (7 часов).


Создание собственной «живой» песочной анимации-1 (7 часов)

Выбор темы. Разработка сюжета. Поиск образов для раскрытия сюжета. Подбор музыкального сопровождения. Корректировка движений рук. Черновой вариант творческой работы. Создание финального анимационного сюжета. Выступление перед учащимися школы.

Формы занятий: теоретическая (1 часа), практическая (6 часов).


Создание собственной «живой» песочной анимации-2 (8 часов)

Выбор темы. Разработка сюжета. Поиск образов для раскрытия сюжета. Подбор музыкального сопровождения. Корректировка движений рук. Черновой вариант творческой работы. Создание финального анимационного сюжета. Выступление перед учащимися школы.

Формы занятий: теоретическая (1 часа), практическая (7 часов).

Календарно-тематическое планирование

урока

Содержание материала

Кол-во часов

Сроки изучения

Формы контроля

1. История возникновения песочной анимации. Знакомство с материалом.

2



1-2

История возникновения песочной анимации. Знакомство с материалом.

2



2. Основные приёмы песочной анимации

6



3

Точки

1


Практическая работа

4

Круги

1


Практическая работа

5

Линии

1


Практическая работа

6-8

Упражнения на закрепления приёмов песочной анимации.

3


Практическая работа

3. Основы композиции и перспективы

7



9

Композиционный центр

1


Практическая работа

10

Статичная композиция

1


Практическая работа

11

Динамичная композиция

1


Практическая работа

12-13

Средства композиции

2


Практическая работа

14-15

Линейная и воздушная перспектива

2


Практическая работа

4. Основы анатомии людей и животных

12



16-18

Насекомые под лупой

3


Практическая работа

19-21

Разнообразие птиц

3


Практическая работа

22-24

Животные

3


Практическая работа

25-27

Песочный человек

3


Практическая работа

5. Пластика движений

4



28-31

Пластика движений

4


Практическая работа

6. Основы песочной анимации

6



32

История анимации. Песочная покадровая анимация

1



33

Основные принципы и приемы анимации

1


Практическая работа

34-35

Сюжет и его воплощение на экране

2


Практическая работа

36-37

Раскадровка

2


Практическая работа

6. Создание 1-ой совместной творческой работы


8



38

Выбор темы. Распределение обязанностей

1



39

Разработка сюжета

1


Практическая работа

40

Поиск образов для раскрытия сюжета

1


Практическая работа

41

Подбор музыкального сопровождения

1


Практическая работа

42

Корректировка движений рук

1


Практическая работа

43

Черновой вариант творческой работы

1


Практическая работа

44

Создание финального анимационного сюжета

1


Практическая работа

45

Выступление перед учащимися школы

1



7. Создание 2-ой совместной творческой работы

8



46

Выбор темы. Распределение обязанностей

1



47

Разработка сюжета

1


Практическая работа

48

Поиск образов для раскрытия сюжета

1


Практическая работа

49

Подбор музыкального сопровождения

1


Практическая работа

50

Корректировка движений рук

1


Практическая работа

51

Черновой вариант творческой работы

1


Практическая работа

52

Создание финального анимационного сюжета

1


Практическая работа

53

Выступление перед учащимися школы

1



8. Создание собственной «живой» песочной анимации-1

7



54

Выбор темы. Разработка сюжета.

1



55

Поиск образов для раскрытия сюжета

1


Практическая работа

56

Подбор музыкального сопровождения

1


Практическая работа

57

Корректировка движений рук

1


Практическая работа

58

Черновой вариант творческой работы

1


Практическая работа

59

Создание финального анимационного сюжета

1


Практическая работа

60

Выступление перед учащимися школы

1


Практическая работа

9. Создание собственной «живой» песочной анимации-2

8



61

Выбор темы

1



62

Разработка сюжета

1


Практическая работа

63

Поиск образов для раскрытия сюжета

1


Практическая работа

64

Подбор музыкального сопровождения

1


Практическая работа

65

Корректировка движений рук

1


Практическая работа

66

Черновой вариант творческой работы

1


Практическая работа

67

Создание финального анимационного сюжета

1


Практическая работа

68

Выступление перед учащимися школы

1


Практическая работа




МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

1

2

3

4

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

2

Методические журналы по искусству

Д


3

Альбомы по искусству

Д


4

Книги о художниках и художественных музеях

Д


2. Печатные пособия

5

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц

Д


3.Технические средства обучения

6

Мультимедиа-проектор

Д


7

Интерактивная доска

Д


8

Световой стол для учителя

Д


9

Световой планшет

К


10

Видеокамера

Д


4.Экранно-звуковые пособия

11

DVD-фильмы

Д


5. Учебно-практическое оборудование

12

Песок речной

К


8.Специализированная учебная мебель

13

Стулья

К


14

Шкафы и стеллажи для книг и оборудования

Д




В таблице введены символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в том числе используемые для постоянной экспозиции;

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.

21



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чайченко Наталья Николаевна

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 249108


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства