kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа факультативного курса «Городецкая роспись»

Нажмите, чтобы узнать подробности

    « …Народное искусство- это прошлое, живущее в настоящем ,устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живет своим идеалом Добра и Справедливости, развивается только по его присущим законам. Это культурная памяти народа, неотделимая от самих глубоких устремлений современности».  (М.А.Некрасова.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Главная задача курса - пробудить интерес к изделиям народных художественных промыслов, уважительно относится к труду мастера – носителя традиции, видеть черты  неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов.

   Цель курса - дать учащимся возможность почувствовать себя талантливым посредством вовлечения их в продуктивную творческую деятельность в сфере художественной росписи, воспитать интерес к народному искусству, развить творческие способности, эстетический и художественный вкус, формировать умения и навыки графического письма.                                                                                                                                     Изучение городецкой росписи на занятиях, применение полученных знаний, навыков и умений в практической работе с материалом,  позволяют дать детям профессиональную ориентацию, видеть в декоративно-прикладном искусстве  источник для занятий, обогатить свою историческую память и выбрать профессию, созвучную данной области искусства. Также учащиеся смогут применить свои знания и умения,  полученные в ходе изучения курса в дальнейшей жизни (например, чтобы украсить интерьер своего дома, выполнить сувенир, подарок и т.д.).            

  Содержание программы, представлено четырьмя разделами которые   отражают в основном  практический подход к изучению городецкого промысла во взаимосвязи его с такими дисциплинами как изобразительное искусство и технология.

     Данная программа предусмотрена для учащихся 8-9 классов для изучения истории, приемов, традиций современного развития городецкой росписи, рекомендована учителям изобразительного искусства, технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«факультатив Городецкая роспись»





Пояснительная записка

Данная программа предусмотрена для учащихся 8-9 классов для изучения истории, приемов, традиций современного развития городецкой росписи.

Программа реализует следующие функции:

  • Развивающую

  • Обучающую

  • Воспитательную

  • Диагностическую

  • Социальной адаптации

  • Профориентации

Цель курса- дать учащимся возможность почувствовать себя талантливым посредством вовлечения их в продуктивную творческую деятельность в сфере художественной росписи, воспитать интерес к народному искусству, развить творческие способности, эстетический и художественный вкус, формировать умения и навыки графического письма

В задачи проведения курса входит:

  • изучение традиций городецкой росписи;

  • овладение приемами писания элементов городецкой росписи;

  • самостоятельное выполнение росписи изделия в стиле городецкой росписи ;

  • развитие мотивации и творческого отношения к данному виду деятельности;

  • воспитание устойчивого интереса к истории декоративно-прикладного искусства;

  • повышение ответственности за сохранение и развитие традиций искусства русского

народа;

  • воспитание стремления к здоровому образу жизни, к социальному и профессиональному самоопределению.

Изучение городецкой росписи на занятиях , применение полученных знаний, навыков и умений в практической работе с материалом, позволяют дать детям профессиональную ориентацию, видеть в декоративно-прикладном искусстве источник для занятий, обогатить свою историческую память и выбрать профессию, созвучную данной области искусства. Также учащиеся смогут применить свои знания и умения, полученные в ходе изучения курса в дальнейшей жизни (например, чтобы украсить интерьер своего дома, выполнить сувенир, подарок и т.д.).

Содержание программы, представлено четырьмя разделами и отражают в основном практический подход к изучению городецкого промысла во взаимосвязи его с такими дисциплинами как изобразительное искусство и технология.



Наименование разделов


Кол-во часов

I

Декор и орнамент.

2

II

Техника мазка, азбука городецкой росписи.

16

III

Выполнение творческого проекта росписи пластин.

10

IV

Выставки, беседы, обсуждение работ.

4



Всего 32

Программа рассчитана на 32 часа.

Проведение занятий сопровождается наглядным материалом. Используются таблицы поэтапного выполнения элементов городецкой росписи ,выполненные учителем, а также применение разрезного материала для самостоятельного упражнения учащихся при составлении городецких узоров и композиций.

Овладев навыками городецкой росписи, учащиеся выполняют творческий проект «Городецкие мотивы». В конце курса учащиеся оформляют работы и готовят выставку.






Формы проведения занятий


Лекция

Беседа

Практическая работа

Консультация

Контрольная работа

Защита творческого проекта

Поисково-исследовательская работа



Требования к уровню подготовки учащихся


К концу изучения курса учащиеся должны

Знать:

  • историю возникновения и развития промысла Городца и область его применения.

  • породу используемого дерева, ее обработку.

  • инструменты, краски, используемые грунтовки и лаки, а также технологию росписи гуашью, темперой, маслом.

Уметь:

  • выражать своё личное понимание значения декоративно-прикладного искусства при помощи художественно образного языка.

  • владеть приемами писания городецкой росписи;

  • самостоятельно выполнять простые композиции по мотивам росписи на бумаге;

  • выполнять роспись на плоскостных деревянных изделиях;

  • проявлять фантазию и наблюдательность при создании росписи новых изделий деревянной утвари, ее декоративной отделки;

  • владеть навыками свободного приема кистевой росписи; импровизировать и вести поиск новых приемов росписи на заданную тему.



Материалы для работы


Для учителя:
учебные таблицы с поэтапным выполнением элементов городецкой росписи, изделия городецких мастеров.
Для учащихся:
гуашь (темпера),
кисти колонок (белка) №1, №2, №3, №4
банка для воды,
салфетка для снятия лишней краски с кисти,
калька,
копировальная бумага,
бумага для эскизов,
заготовки деревянных пластин для росписи (выполняются на уроках технологии)






Содержание учебного материала.


Раздел I. Декор и орнамент (2 часа)


Занятие 1. «Вводное занятие»

Что такое «декор», «декоративно-прикладное искусство», «орнамент», «узор»? Виды орнаментов, принципы стилизации и построения. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека. История возникновения и развития городецкой росписи. Материалы, необходимые для работы.

Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, фотографии, открытки, слайды таблицы с изображением орнаментов.


Раздел II. Техника мазка, азбука городецкой росписи ( 16 часов)


Занятие 2. «Основные элементы росписи»

Постановка руки. Различные типы линий: вертикальные, горизонтальные, дугообразные, волнистые, спиральные, перекрещивающиеся. Штрихи, точки

Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, фотографии, открытки, таблицы изображением основных элементов (приложение 1)

Материалы: гуашь, кисти, бумага

Задание: упражнение 1,2 выполнить различные типы линий, основные элементов росписи, мазки различной формы (примечание: при выполнении линий кисть держать вертикально. При выполнении капелек применять примакивание кисти. Дуги, серпики, обводки выполнять кругообразным движением с легким нажимом кисти в середине движения)


Занятие 3. «Цветы»

«Бутон», «купавка», «розан». Этапы выполнения: подмалевок, теневка, оживка. Цвет.

Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, фотографии, открытки, таблицы с поэтапным выполнением городецких цветов. (приложение 2)

Материалы: гуашь, кисти, бумага

Задание: выполнить тренировочные упражнения по написанию городецких цветов: «бутон», «купавка», «розан».


Занятие 4. «Листья и кустики»

Форма листьев. Этапы выполнения работы. Составление кустиков.

Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, фотографии, открытки, таблицы с поэтапным выполнением городецких листьев и кустиков.(приложение 3)

Материалы: гуашь, кисти, бумага

Задание: выполнить тренировочные упражнения по написанию городецких листьев и кустиков


Занятие 5. «Городецкий букет»

Принципы построения композиции: розетка, букет, гирлянда. Варианты композиционного размещения узора. Характерные особенности построения композиции.

Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, фотографии, открытки,

таблица примерами построения композиций (приложение 4),разрезной материал для составления композиций (приложение 5)

Материалы: гуашь, кисти, бумага

Задание: составить несколько вариантов композиций с помощью разрезного

материала и выполнить зарисовки наиболее удачных.








Занятие 6. «Городецкие птицы .Петушок»

Сюжеты с птицами. Городецкие птицы: петушок, голубь, павлин. кукушка, лебедь. Этапы выполнения.

Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, фотографии, открытки, таблицы с поэтапным выполнением птицы на примере петушка.(приложение 6 )

Материалы: гуашь, кисти, бумага

Задание: выполнить зарисовку городецкого петушка по образцу (можно с использованием шаблона)


Занятие 7. «Конь вороной»

Сюжеты с изображением коня. Последовательность выполнения.

Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, фотографии, открытки, таблицы с поэтапным выполнением коня .(приложение 7 )

Материалы: гуашь, кисти, бумага

Задание: выполнить зарисовку городецкого коня по образцу (можно с использованием шаблона)


Занятие 8. «Петушки и кони»

Повторение пройденного материала. Составление композиции.

Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, фотографии, открытки, таблицы с изображением коней и птиц. Таблицы с поэтапным изображением петушка и коня, шаблоны (приложение 6, 7 )

Материалы: гуашь, кисти, бумага

Задание: составление (с помощью разрезных элементов) и зарисовка композиции с петушками или лошадками (по выбору) с цветами, листиками и т.д.


Занятие 9. «Рамки»

Особенности построения орнамента в полосе. Ритм .Законы симметрии.

Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, фотографии, открытки, таблицы с образцами рамок (приложение 9 )

Материалы: гуашь, кисти, бумага

Задание: упражнение на выполнение орнамента в полосе


Раздел III. Выполнение творческого проекта росписи пластин.(10 часов)


Занятие 10,11,12,13. «Творческий проект «Городецкие мотивы»

Урок10.

Знакомство с различными породами древесины. Технология приготовления деревянной основы под роспись: выпиливание, шлифовка, грунтовка.

Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, таблицы с изображением форм пластин. (приложение 8 )

Материалы: бумага, карандаш, ножницы.

Задание: изображение и выполнение выкроек форм пластин для выпиливания их из дерева.

Урок11.

Грунтовка деревянных заготовок. Поиск, составление композиции для росписи пластин. Перенос эскиза на кальку, а затем на деревянные заготовки.

Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, таблицы с изображением форм пластин, таблицы с элементами городецкой росписи (приложения 1-8), таблица с изображением поэтапного изготовления изделия (приложение 9 )

Материалы: бумага, карандаш, гуашь, копировальная бумага, заготовки деревянных пластин.







Задание: загрунтовать гуашью деревянную пластину (по желанию), составить композицию для росписи и перенести ее на кальку. С помощью копировальной бумаги перенести композицию с кальки на деревянную поверхность.

Урок12.

Поиск цветового решения .Цветовые пятна. Выполнение подмалевка.

Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, таблицы с элементами городецкой росписи (приложения 1-9).

Материалы: деревянные пластины, гуашь, кисти.

Задание: по предварительно нанесенному рисунку выполнить подмалевок основных фигур.

Урок13.

Теневка, разживка.

Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, таблицы с элементами городецкой росписи (приложения 1-9).

Материалы: деревянные пластины, гуашь, кисти.

Задание: продолжить работу по выполнению росписи .Более темными красками выполнить «теневку» и помощью черного и белого цветов «разживку», а также различные дополнительные детали.


Занятие 14. «Лакировка»

Техника безопасности при выполнении лакировочных работ. Лакировка готовых изделий.

Материалы: кисти (поролон), расписные изделия.


Раздел IV. Выставки, беседы, обсуждение работ.(4 часа)


Занятие 15. «Подготовка к защите проекта, оформление работ»

Подготовка к защите проекта. Оформление выставки деревянных изделий и композиций на бумаге в актовом зале школы.

Занятие 16. «Выставка»

Защита проекта. Подведение итогов курса. Обсуждение, оценивание работ.


























Учебно-тематический план


№ занятия

Тема

Формы занятий

Практическая часть

Кол-во час.


Раздел I. Декор и орнамент ( 2 часа)



1.


Вводное занятие.

Лекция с элементами беседы

Краткие записи основных терминов и понятий в тетрадь.

Инструменты и материалы для работы.


2


Раздел II. Техника мазка, азбука городецкой росписи ( 16 часов)


2.


Основные элементы росписи.


Постановка руки.


Комбинированное занятие

Повторение пройденного материала. Выполнение основных элементов росписи, мазков различной формы.


2


3.


«Цветы»


Этапы выполнения.

Практическая работа

Тренировочные упражнения

по написанию городецких цветов: «бутон», «купавка», «розан».


2


4.


«Листья и кустики»


Практическая работа

Тренировочные упражнения

по написанию городецких листьев


2


5.


«Городецкий букет».

Контрольная работа

Составление (с помощью разрезных элементов) и зарисовка композиции орнамента «гирлянда», «розетка» в заданном формате ( круг или квадрат).


2


6.


«Городецкие птицы. Петушок»

Практическая работа

Разновидность городецких птиц. Зарисовка форм городецкого петушка по образцу (можно с использованием шаблона)


2


7.


«Конь вороной»

Практическая работа

Зарисовка форм городецкого петушка по образцу (можно с использованием шаблона)


2


8.


«Петушки и кони»

Контрольная работа

Составление (с помощью разрезных элементов) и зарисовка композиции с петушками или лошадками (по выбору).


2





№ занятия

Тема

Формы занятий

Практическая часть

Кол-во час.


9.


«Рамки»

Практическая работа

Упражнение на выполнение орнамента в полосе, применение рамок в работе.


2


Раздел III. Выполнение творческого проекта росписи пластин.(10 часов)



10.


Творческий проект «Городецкие мотивы».

Роспись набора пластин для украшения интерьера.

Комбинированное занятие

Знакомство с различными породами древесины. Технология приготовления деревянной основы под роспись. Изображение и выполнение выкроек форм пластин для выпиливания их из дерева.


2


11.

Практическая работа

Составление композиции для росписи пластин. Перенос эскиза на кальку, а затем на деревянные заготовки. Грунтовка.


2


12.

Практическая работа

Выполнение подмалевка.

Поиск цветового решения.


2


13.

Практическая работа

Выполнение дополнительных деталей. Выполнение разживок, отводок.


2


14.


Лакировка.

Практическая работа

Техника безопасности при выполнении лакировочных работ. Лакировка готовых изделий.


2

Раздел IV. Выставки, беседы, обсуждение работ.(4 часа)


15.


Подготовка к защите проекта, оформление работ к выставке.


Практическая работа

Оформление выставки деревянных изделий и композиций на бумаге в актовом зале школы


2


16.


Выставка

Защита проекта

Подведение итогов курса. Обсуждение работ.


2















Анализ и оценка работ


1. Уровень овладения приемами декоративной росписи

2. Творческий подход.
3. Выразительность придуманной композиции;

4. Цветовое решение

5. Аккуратность в выполнении работы.






Литература:



С.К.Жегалова «Русская народная живопись», М. «Просвещение», 1984г.

А.П.Рогов «Кладовая радости» ,М. «Просвещение», 1982 г.

Г.Н.Блинов «Чудо-кони, чудо-птицы», М., 1977г.

С.Ю. Афонькин «Орнаменты народов мира», С.-Петербург «Кристалл», 1998г.

О.И Круглова «Народная резьба и роспись по дереву», М.,1981

Ю.Г.Дорожкин «Городецкая роспись», М., «Мозаика-синтез», 2002г.

В.С.Кузин «Изобразительное искусство в начальной школе», «Дрофа»

Е.Крылова «Городец» иллюстративный материал, набор таблиц, разрезной материал для составления композиций., издательский дом «Первое сентября», 2007 г.































Приложение 1

Упражнения «Основные элементы росписи». ( постановка руки)


Упражнение 1 Упражнение 2






























Приложение 2

Розаны, купавки, бутоны




Подмалёвка

Тенёвка

Оживка




Розан и ромашка

Бутон











Приложение 3


Городецкие листья и травка



















Приложение 4










Приложение 5



Разрезной материал для составления композиций














Приложение 6

Городецкие птицы





Петух


Рисунок с помощью шаблона

Шаблоны

Поэтапное изображение петушка

Кукушка

Лебедь


























Приложение 7













Приложение 8








Приложение 9








Приложение 10





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Программа факультативного курса «Городецкая роспись»

Автор: Погорелова Татьяна Александровна

Дата: 28.10.2014

Номер свидетельства: 123529


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства