Просмотр содержимого документа
«Программ и ктп по ИЗО 5 класс коррекционная школа 8 вид»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Целинная основная школа-интернат №15
Принято: на заседании Согласовано: Утверждаю:
педагогического совета зам. директора директор школы
от 29.08.2016. по УР________ Делявская Н.А._________ протокол №17 Кирюхина Е.А пр.№89 от 01.09.2016 г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству 5 класс
Учитель: Касьянов В. Е.
Рассмотрено:
на ШМО учителей
начальных классов и
учителей предметников
от27.08.2016гпр.№5
руководитель:
Винтер Е.Г.__________
с. Целинное
2016 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс составлена на основании 1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 классов. Воронкова, В.В.-М: Просвещение, 2010год.
2.Учебного плана МБУ Целинной ОШИ 8 вида на 2016- 2017 учебный год (Приказ № 99 от 01. 09. 2016г.).
3.Положения о рабочих программах учителя от 02.09.2013г №109.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 недельный час).
Школьный курс по изобразительному искусству в 5 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач:
• коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом, существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
• развитие у учащихся аналнтико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
• улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
• формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения, применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
• развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
• ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
• расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрении. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т. п.).
Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.
У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.
Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.
В 5 классе рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематическою характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практический работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.
С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забывать и о применении диафильмов.
Беседы об изобразительном искусстве. В 5 классе для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и ею главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности.
Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о этих средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов, и действующих лиц, краски и т.) . Этому учитель учит детей:
ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, даст образец описания картины.
Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живописцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.
В программы включена целенаправленная и систематическая работа на изучение изобразительного искусства на местом материале.
Хакасия- составная часть Сибири, неотъемлемая область территории России. Поэтому дети живущие на данной территории должны знать свой край и этнокультурный потенциал своего народа.
Образовательный минимум содержания образования этно-культурного потенциала по изобразительному искусству
Древнее искусства Хакасии. Наскальные рисунки как выражение отношения к миру, окружающему человека, понимание его устройства. Каменные изваяния.
Народное декоративно-прикладное искусство Хакасии. Хакасский орнамент, его элементы, и названия. Мотивы растительного и геометрического орнамента . Предпочитаемые цвета, цветосимволика. Узоры, вырезанные из бумаги. Аппликация. Хакасская традиционная вышивка.
Современные художники Хакасии.
Программа для специальных (коррекционных) школ 8 вида по изобразительному искусству предусматривает практические и самостоятельные работы на каждом уроке.
Обучение изобразительному искусству носит предметно –практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами: природоведение (рисование времён года), чтение (рисование на темы), математика (рисование предметов предавая в рисунке форму геометрических фигур), письмо ( развитие мелкой моторики, зрительно- двигательной координации ), трудовым обучением (умение анализировать свою работу и работу товарища, организация рабочего места).
Всегда существовала и остаётся актуальной проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. На занятиях учатся организовывать своё рабочее место, правильно сидеть за партой (столом). Дети учатся управлять самим собой, анализировать и контролировать свои выполненные работы, а в последующем и поступки. Умение анализировать и контролировать свои поступки способствует воспитанию чувства собственного достоинства, а значит, и социализации личности. У детей формируется чувство прекрасного, воспитываются эстетические способности . На уроке дети учатся работать в группах, в коллективе.
В 5 классе обучается ____человек. По возможностям обучения учащиеся в классе делятся на 2 группы.
Группа
Возможности учащихся
Имя ученика
1
Успешно овладевают программный материал в процессе фронтального обучения. Все задания ими как правило выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. При сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. Эти дети правильно определяют величину изображения, легко передают в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов. Умеют анализировать свои рисунки и рисунки товарища.
2
Достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
Содержание программного материала
(34ч в год)
№ п/п
Название темы (раздела)
Содержание темы (раздела)
Количество часов
I
Рисование с натуры
11
1
Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов: при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии.
2
Передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
II
Декоративное рисование
10
1
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии.
2
Совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров.
3
Нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).
III
Рисование на темы
5
1
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе — дальше).
2
Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного.
3
Выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке
4
Работать акварельными и гуашевыми красками.
5
Рисование на тему: «С чего начинается Родина»
IY
Беседы об изобразительном искусстве
5
1
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведении изобразительного искусства.
2
Формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета.
3
Обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства.
4
Воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно- прикладного искусства.
Y
Национально
Региональный
Компонент
3
1
Древнее искусства Хакасии. Наскальные рисунки как выражение отношения к миру, окружающему человека, понимание его устройства. Каменные изваяния.
2
Народное декоративно-прикладное искусство Хакасии. Хакасский орнамент, его элементы, и названия. Мотивы растительного и геометрического орнамента . Предпочитаемые цвета, цветосимволика. Узоры, вырезанные из бумаги. Аппликация. Хакасская традиционная вышивка.
3
Современные художники Хакасии.
Календарно- тематическое планирование
1 четверть(8 ч )
№ п\ п
Тема урока
Дата по
плану
Дата по
факту
Тип урока
1
Беседа на тему « Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края»
06.09
Беседа
2
Декоративное рисование. Рисование узора в полосе из повторяющихся (или
чередующихся) элементов
13.09
Комб
3
Декоративное рисование. Самостоятельное составление в полосе узора из
растительных элементов
20.09
Комб
Чередование по форме и цвету.
4
Декоративное рисование.
Рисование геометрического орнамента круге.
27.09
Комб
Построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг — по шаблон.
5
Декоративное рисование. Рисование простого натюрморта яблоко и керамический стакан.
04.10
Комб
6
Декоративное рисование. Рисование симметричного узора по образцу.
11.10
Комб
7
Декоративное рисование — изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм
18.10
Комб
8
НРК. Беседа «Декоративно-
Прикладное искусство» Древнее
Искусства Хакасии. Наскальные
рисунки. Каменные изваяния.
25.10
Беседа.
Наскальные рисунки как выражение отношения к миру,
окружающем у человека, понимание его устройства.
2 четверть(7 ч )
№ п\ п
тема урока
Дата по
плану
Дата
по
факту
Тип урока
1
Рисование с натуры дорожных
Знаков треугольной формы.
08.11
Комб
2
Рисование с натуры объемного
предмета конической формы (детская раскладная пирамидка
разных видов).
15.11
Комб
3
Беседа на тему « Народное декоративно-прикладное искусство»
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков
16.05
Беседа
7
НРК. Беседа Узоры, вырезанные из бумаги. Аппликация. Хакасская традиционная вышивка.
23.05
Беседа
8
Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.
30.05
Комб.
Приложение:
Экспертное заключение методического объединения учителей начальных классов и учителей предметников на рабочую программу по изобразительному искусству (5 класс) учителя Касьянова В. Е.
Рабочая программа разработана учителем Касьяновым В.Е. на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. 2010г
Данная программа содержит материал для 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В основу программы положен коммуникативный, личностно-ориентированный подход. При составлении программы учитывались так же принципы повторяемости пройденного материала и постепенное введение нового материала. Количество учебных часов на четверть рассчитано в соответствии с учебным планом школы. Недельное количество часов составляет - 1час.
Учебная программа по предмету имеет следующую структуру:
• титульный лист - да;
• пояснительную записку - да;
• требования к уровню подготовки по данному предмету - да;
• содержание программного материала - да;
• календарно- тематическое планирование по предмету - да;
• источники информации да;
• средства обучения - да.
Титульный лист содержит:
• название учебного предмета, для изучения которого написана программа- да;
• указание ступени, на которой изучается программа - да;
• фамилию, имя и отчество разработчика программы да;
• гриф согласования и утверждения программы - да;
• название населенного пункта, в котором подготовлена программа - да;
• год составления программы - да.
Указано точное название типовой учебной программы по предмету с полным библиографическим описанием (автор, место и год издания не ранее 2010 года) - да;
В разделе «Содержание программного материала» указаны: № темы (раздела), название темы (раздела), содержание темы (раздела), количество часов отведённых на проведение темы (раздела)-да
Раздел «Календарно - тематическое планирование по предмету»
указаны разделы: № темы, название темы, сроки проведения, оборудование, указан тип урока -да.
В разделе «Источники информации и средства обучения»
указываются:
* материалы учебно-методического комплекта (учебники, учебные пособия, рабочие тетради и т.д.), обеспечивающие полноту изучения учебной дисциплины -да;
* рекомендуемая для учителя литература (учебная и научно-популярная) -да.
Список литературы включает библиографические описания изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания - да.
Реализация данной программы обеспечит обязательный минимум прохождения программного материала.
На основании этого данная программа рекомендована для использования и предоставлена на согласование заместителю директора по УР и на утверждение директору школы.
«27»_августа2016г. Протокол № 5 Руководитель ШМО Винтер Е.Г.______________
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны уметь:
передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);
определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
^ передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства;
определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
Критерии и номы знаний, умений и навыков обучающихся
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся в специальных (коррекционных школах 8 вида .
При оценки устных ответов по изобразительному искусству принимаются во внимание:
а)правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания; ^последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет, умело пользуется речевым материалом. Умеет рассматривать произведения изобразительного искусства, рассказывать о содержании картины или другого произведения искусства; определяет эмоциональное состояние изображенных на картине персонажей, умеет высказывать свое отношение к произведению искусства, свое мнение; о нем (что больше всего понравилось, чем понравилось).
Умеет находить нужную информацию и пользоваться ей. Умеет отличать виды искусства.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; Умеет рассматривать произведения изобразительного искусства, рассказывать о содержании картины или другого произведения искусства с помощью учителя; определяет эмоциональное состояние изображенных на картине персонажей, но не умеет высказывать свое отношение к произведению искусства, свое мнение. Умеет находить нужную информацию и пользоваться ей при помощи учителя. Умеет отличать виды искусства по наводящим вопросам.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы , но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно ответить на вопросы и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя при нахождении нужной информации. Плохо отличает виды искусства по наводящим вопросам.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в речи, искажающие её смысл; в работе с описанием делает грубые ошибки, не использует помощь учителя. Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка практических, самостоятельных работ.
Оценка «5» ставится, если ученик самостоятельно выполняет работу, умело пользуется приёмами, выполняет правильную последовательность при выполнении работы. Умеет пользоваться навыками на практике, создавая работу без опоры на оригинал. Работа на листе расположена правильно, выполнена аккуратно.
Умеет пользоваться инструментами.
Оценка «4» ставится, если ученик выполняет работу в целом соответствующей с оценкой «5», но нарушает правильную последовательность при выполнении работы и при помощи учителя (по наводящим вопросам) восстанавливает последовательность выполнения работы. Работа на листе расположена правильно, выполнена аккуратно.
Умеет пользоваться инструментами. Имеют место случаи неправильного выполнения приёмов на практике.
Оценка «3» ставится, если ребёнок не умеет пользоваться навыками на практике, создаёт работу с опорой на оригинал. Работа на листе расположена не правильно, выполнена не аккуратно. Перед ребёнком находится план выполнения работы. Если ребёнок пользуется шаблонами (если это не предусмотрено программой). Выполняет работу с помощью учителя. Нарушает правильную последовательность при выполнении работы
Оценка «2» Работа выполнена неправильно. Неаккуратно.
Оценка «1» Работа вообще не выполнена.
Источники информации
1.Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. -М: Просвещение, 1984.
2. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. -М; Просвещение, 1994.
3. Аранова, С, В. Обучение ИЗО. - СПб.; Каро. 2004.
4.Воронкова, В.В.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 1-4 классы.-М.: Владос, 2004.
5. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - Мл ТОО «Издательский и книготорговы й центр АЗ», 1997-
6. Вагьянн. А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М: ООО «Фирма МХК».2О00;
7. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. -М.: Профиздат, 1961,
8. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. - М.: Детская литература. 1988.
9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. -М.: Высшая школа, 1992.
10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. - М.: Агар. 1988.
11. Неменский. Б. М. Искусство вокруг нас. -М,: Просвещение. 2003. П. Немснсний, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 200?.
12.Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд; 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003.
13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1 -8 классы. - М.: Просвещение. 2003.
14. Половников, А. О. Русь деревянная. - М.: Просвещение, 1998.
15. Ростовцев, Н. . II. Методика преподавания ИЗО в школе. М: Агар, 1998.
16. Ростовцев, Н. П. Академический рисунок. - М: Просвещение, 1995.
17. Рылова, Л. Б. ИЗО в школе. - Ижевск, 1992. .
18. Семенова. М. Древняя Русь в лицах. - Мл Просвещение. 1998.
19. Сокольникова, И. М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск: Титул. 1998.
20. Сокольникова, К. М. Основы рисунка. Ч. З. -Обнинск: Титул. 1998.
21. Сокольникоа. Н. М. Основы композиции. Ч. 2. -Обнинск; Титул, 1998.
22. Сокольникоа, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998.
23. Шатских, А. Казимир Малевич. -Мл Слово, 1996.
24. Школа изобразительного искусства / под ред. А. (1. Пономарева. - Мл Агар, 1998.
25. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. - Воронеж: Учитель, 2003.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
КАРТИНЫ:
-о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов. «Фашист пролетел»: С- Герасимов. «Мать партизана»: Л. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потерялось колечко» -карикатура).
- на тему «Мы победили» (В. Пузырьков. «Черноморцы»: Ю. Непрннцев. «Отдых после боя»; Н. Кривоногое. «Победа»: М Хмелько. «Триумф победившей Родины»).
- «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; Л. Курчанов. «У больной подруги»: Ф. Решетников. «Опять двойка». «Прибыл на каникулы»).
-«Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы». «Клюющие курочки». «Вершки и корешки». «Маша и медведь» и др.).
-« Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех).
ИЛЛЮСТРАЦИИ:
Хакасская традиционная вышивка. Узоры, вырезанные из бумаги
Портреты современных художников Хакасии.
Народное декоративно-прикладное искусство Хакасии. Хакасский орнамент, его элементы, и названия. Мотивы растительного и геометрического орнамента.
«Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посула, игрушки, малая скульптура). Древнее искусства Хакасии. Наскальные рисунки как выражение отношения к миру, окружающему человека, понимание его устройства. Каменные изваяния.