План-конспект к уроку ИЗО по теме "Сатирические образы человека" 6 класс
План-конспект к уроку ИЗО по теме "Сатирические образы человека" 6 класс
План-конспект у уроку "Сатирические образы человека" для 6 класса с требованиями ФГОС. Присутствует теория и практические задания. Раскрываются понятия шаржа и карикатуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-владеть материалами и художественными средствами рисунка для выражения своего замысла;
-владеть средствами выразительности, приемами художественного шаржирования изображения: преувеличения, стилизации (упрощения), сравнения персонажа с животными и овеществление.
Ход урока
Организационный момент.
Целеполагание и мотивация.
Форма работы: Фронтальная
Риски: Не готовы к уроку. Опаздывают.
Учитель: – -Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать наш урок, давайте проверим свою готовность к уроку. На столах у вас должны лежать, альбом, простой карандаш и ластик, цветные карандаши.
-Все готовы к уроку, молодцы!
Актуализация знаний.
Форма работы: Фронтальная
Риски: Не помнят материал. Не работают.
Учитель: - К какому жанру относится данное изображение? (Портрет)
Слайд портрет
Обоснуйте свой выбор? Почему это портрет? Как вы это поняли? (потому-что изображен человек)
Верно. Теперь давайте попробуем дать определение понятию «портрет». Что такое портрет? (Изображение конкретного человека).
А точнее, портрет – это жанр Изо, который изображает человека.
Вы правы! А когда художник рисует человека, на что он должен обратить внимание?
(на внешний вид, на сходство)
Да, но художник передает не только внешний облик человека, но и внутреннее состояние. На что художник обращает внимание, когда хочет подчеркнуть в портрете радость, грусть, или задумчивость?
(на эмоции, характер)
Верно. Например, это вот такие изображения. Мы можем определить настроение человека по этому изображению?
Слайд портрет с эмоциями
В этих изображениях черты лица изображены очень реально.
Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро.
Взгляните на изображения. Чем они отличаются? (обычный эмоциональный фотопортрет с улыбкой и шарж)
А как вы думаете, что будет сегодня целью нашего урока? Какой результат нам нужно получить?
Цель урока – Научиться рисовать сатирический рисунок. А что нам для этого нужно? (научиться приемам). Значит наша цель - научиться выполнять сатирический рисунок, используя художественные приемы.
Правильно!
А что нам для этого понадобится? Какие знания и умения?
Изучение нового материала.
Форма работы: Фронтальная
Риски: Отвлекаются. Не слушают.
Учитель:
Для достижения нашей цели нам сначала нужно узнать какие бывают сатирические жанры, чем они отличаются и что в них особенного?
На экране вы видите 2 сатирических изображения. (слайд карикатура и шарж). Скажите, в чем их отличие?
(одно изображение злое, другое – доброе).
Первое изображение называется – КАРИКАТУРА.
Карикатура - (итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать) – это изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее отрицательные черты отдельного человека или какой-нибудь группы людей с целью их высмеивания.
Какая здесь показана отрицательная черта? (многоликий человек)
Карикатура играла важную роль в годы Великой Отечественной войны: в плакатах, листовках, фронтовых газетах художники – карикатуристы высмеивали врага, чем поднимали настроение и боевой дух наших солдат, укрепляли веру в победу. (слайды карикатур)
А как вы думаете, в настоящее время существует ли карикатура? Можете привести примеры?
В настоящее же время карикатура показывает проблемы общества. Например проблемы лени. (изображения где человек прирос к стулу, где социальные сети отбирают время, где все в телефонах) (слайды карикатур)
Что же такое карикатура?
Какова её цель? (Разоблачить, высмеять, показать в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества).
Слайды сравнить)
Другая форма сатирического жанра – шарж.
Шарж - (франц. charge-тяжесть), добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели. Отличие шаржа от карикатуры в том, что он дружелюбный.
На шарже вы можете увидеть увлечения и хобби изображаемого человека. Например, вы рисуете человека, который любит рыбалку и живопись. Можно изобразить, что человек с кисточкой в руках и рыбацком костюме рисует рыбу. Это смешно и не обидно. (слайд шаржи)
Например, какие увлечения объединены в этом шарже?
Что же такое шарж?
Какова его цель? (Выделить характерные черты)
(слайды вместе)
Давайте подведем итог нашей беседы:
Что общего между карикатурой и шаржем? (в них используются художественный приемы. Они оба относятся к жанру портрет, они изображены несколько нереалистично)
Какова цель карикатуры? (высмеять)
Чем отличается шарж от карикатуры?
Карикатура и шарж помогают понять, что портрет не сводится к изображению только лица или фигуры человека.
В такого рода изображениях присутствуют разные художественные приемы. Давайте их рассмотрим. (это преувеличение каких-то частей, соединение образа человека с животным, упрощение фигуры, каких-либо деталей, увеличение головы и уменьшение туловища).
Я хочу чтобы наша практическая работа прошла в дружеском ключе. Мы будем изображать карикатуру или шарж? (Шарж)
Давайте приступим к выполнению практического задания.
Практическое задание
Форма работы: Фронтальная
Риски: Отвлекаются. Не работают на уроке.
Ребята, нам поступил интересный заказ. Пришел человек, и попросил нарисовать шаржи его друзей, но к сожалению, фотографий у него не было и он написал нам их характерные черты. Прочитав описание героя, вы сможете его нарисовать.
Раздаю карточки.
Сначала изобразите овал лица человека. Затем измените черты его внешности в соответствии с описанием героя и вашим представлением о нем. Не забывайте что это шарж. Значит изображение должно быть каким? (дружелюбным).
Давайте подведем итоги практического задания.
У кого был персонаж №1 – выйдите пожалуйста со своими работами в ряд.
(далее я зачитываю описание и разбираем).
Какие характерные черты были в описании героя? Кто наиболее выразительно их показал?
Какой художественный прием ты использовал в работе? Что в ней необычного?
У вас у всех получились необычные и интересные работы.
Рефлексия. Контроль и оценка.
Форма работы: Фронтальная
Риски: Отвлекаются. Не работают на уроке. Отвечают неправильно.
А теперь давайте подведем итог своей работы. Продолжите пожалуйста предложение..
Сегодня я узнал…
Я научился…
Больше всего мне было интересно узнать…
Мне было трудно…..
Если бы я не узнал что такое шарж и карикатура, то я бы… (не смог нарисовать их)
Теперь я смогу…. (нарисовать шарж в подарок другу)
Итог урока.
Форма работы: Фронтальная
Риски: Не записывают домашнее задание. Собирают вещи без разрешения.
Учитель:
Какая была цель урока? Она достигнута? Как вы можете мне это доказать? (нашими работами)
Вы все хорошо поработали.
Пока не прозвенел звонок, у вас есть время повторить приемы.
Вот и звонок прозвенел. Я была рада с вами поработать, спасибо за урок, до свидания!
Карточка №1
Моего друга зовут Коля. У Коли яркие рыжие волосы, веснушки на лице. Он любит плотно покушать и увлекается игрой на гитаре. Он любит зеленый цвет и лето.
Карточка №2
Мою подругу зовут Света. У Светы длинные светлые волосы. Она любит читать книги и писать стихи. У Светы тоненькая фигура, она высокая. Света носит очки.
Карточка №3
Моего друга зовут Сережа. У Сережи темные, кудрявые волосы. Он любит кататься на велосипеде, играть в футбол, путешествовать и слушать музыку.
Карточка №4
Мою подругу зовут Валя. Валя любит много разговаривать, у нее очень много увлечений – музыка, рисование, чтение – ей все интересно. Валя любит все яркое и необычное.
Карточка №1
Моего друга зовут Коля. У Коли яркие рыжие волосы, веснушки на лице. Он любит плотно покушать и увлекается игрой на гитаре. Он любит зеленый цвет и лето.
Карточка №2
Мою подругу зовут Света. У Светы длинные светлые волосы. Она любит читать книги и писать стихи. У Светы тоненькая фигура, она высокая. Света носит очки.
Карточка №3
Моего друга зовут Сережа. У Сережи темные, кудрявые волосы. Он любит кататься на велосипеде, играть в футбол, путешествовать и слушать музыку.
Карточка №4
Мою подругу зовут Валя. Валя любит много разговаривать, у нее очень много увлечений – музыка, рисование, чтение – ей все интересно. Валя любит все яркое и необычное.
Карточка №1
Моего друга зовут Коля. У Коли яркие рыжие волосы, веснушки на лице. Он любит плотно покушать и увлекается игрой на гитаре. Он любит зеленый цвет и лето.
Карточка №2
Мою подругу зовут Света. У Светы длинные светлые волосы. Она любит читать книги и писать стихи. У Светы тоненькая фигура, она высокая. Света носит очки.
Карточка №3
Моего друга зовут Сережа. У Сережи темные, кудрявые волосы. Он любит кататься на велосипеде, играть в футбол, путешествовать и слушать музыку.
Карточка №4
Мою подругу зовут Валя. Валя любит много разговаривать, у нее очень много увлечений – музыка, рисование, чтение – ей все интересно. Валя любит все яркое и необычное.
Карточка №1
Моего друга зовут Коля. У Коли яркие рыжие волосы, веснушки на лице. Он любит плотно покушать и увлекается игрой на гитаре. Он любит зеленый цвет и лето.
Карточка №2
Мою подругу зовут Света. У Светы длинные светлые волосы. Она любит читать книги и писать стихи. У Светы тоненькая фигура, она высокая. Света носит очки.
Карточка №3
Моего друга зовут Сережа. У Сережи темные, кудрявые волосы. Он любит кататься на велосипеде, играть в футбол, путешествовать и слушать музыку.
Карточка №4
Мою подругу зовут Валя. Валя любит много разговаривать, у нее очень много увлечений – музыка, рисование, чтение – ей все интересно. Валя любит все яркое и необычное.