kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа дополнительного образования изодеятельность "Разноцветная капель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования изодеятельность "Разноцветная капель"»







Образовательная программа

внеурочной деятельности учащихся

(Художественно – творческое направление)

Кружок: «Разноцветная капель»

Срок реализации: 1 год

Возраст участников:7-11 лет













Автор составитель: Мордвинова

Любовь Александровна.,

Педагог дополнительного образования




Пояснительная записка


В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности. Теоретики эстетического воспитания считают, что в возрасте от 7 до 11 лет происходит потеря детской непосредственности в восприятии искусства. Вместе с тем ученики начальных классов обнаруживают повышенные восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции руки и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения» Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания. Направленность детского объединения – художественная.

Новизна программы: состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Цель:

Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи:

1.Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами.

2.Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности.

3.Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.

Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участию в выставках, конкурсах, акциях.


Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.


Методическое обеспечение программы

Эмблема:






Программа «Разноцветная капель» рассчитана на детей от 7 до 11 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Формы организаций занятий :

  • информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.

  • художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;

  • изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.

художественная коммуникация – обсуждение, высказывание,


Формы занятий Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.


Ожидаемые результаты:

Личностные


Предметные

Метапредметные

  • Ориентирование в социальных ролях

  • Нравственно-этическое оценивание своей деятельности.

  • Развитие наблюдательности зрительной памяти.


  • Соблюдение последовательности выполнения работы.

  • Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.

  • Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях.

  • Участие в коллективном обсуждении

  • Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию.

  • Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности.

  • Развитие художественного вкуса.

  • Овладение художественными терминами.

  • Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта.

  • Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета.

  • Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.




Учебно-тематический план программы:

Тема занятия

Всего часов

Аудиторные

теория

практика


1 год обучения

68

33,5

34,5

Тематическое рисование «Пусть всегда буду Я».

5

2,5

2,5

Изображение предметов способом «печатания»

5

2,5

2,5

Тематическое рисование «Пейзажи».

5

2,5

2,5

Пальчиковое рисование.

8

3,5

4,5

Нетрадиционная техника рисования. Набрызг

5

2,5

2,5


Ниткография.

5

3

2


Сюжетное рисование. «Мы – за спорт.

5

2,5

2,5


Тематическое рисование «Младшие братья»

10

3,5

6,5


Иллюстрации к литературным произведениям.


6

3

3


Образы человека в живописи

10

5,5

4,5


Подведение итогов года.

Рисование мелом на асфальте.

4

2

2








Содержание программы 1 года обучения.


Тематическое рисование «Пусть всегда буду Я». (5ч)

Вводное занятие. Смешивание красок. «Яркие лучи». «Узоры на окне». «Что окружает нас».


Изображение предметов способом «печатания» (5ч)

«Цветы в вазе». «Экзотические цветы». «Цветы на воде». «Яблоневая ветка в цвету». «Узор в полосе».


Тематическое рисование «Пейзажи».(5ч)

«Осенний лес». «Зимний пейзаж».«Деревья и кустарники». «Полевые цветы». «Наступление весны».


Пальчиковое рисование. (8ч)

«Красивые бабочки»,

«Цветочные поляны». «Подводное царство». «Смешные рожицы». «Жар-птица».

Нетрадиционная техника рисования. Набрызг (5ч)

«Осенние листья», «Снежные хлопья», «Праздничный салют», «Конфетти».


Ниткография.(5ч)

«Розы», «Ромашки», «Васильки», «Мои любимые цветы»


Сюжетное рисование. «Мы – за спорт.(5ч)

«Олимпийские игры», «Олимпийские медали», «Олимпийская символика»


Тематическое рисование «Младшие братья»(10ч)

«Животные жарких стран». «Рыбки в аквариуме». «Домашние птицы».«Мои любимые домашние животные». «Мои любимые дикие животные».


Иллюстрации к литературным произведениям. (6ч)

Рисуем народную сказку. «Поэзия в картинках».


«Трагедия в слове и рисунке». «Моя любимая книга».



Образы человека в живописи(10ч)

Женский образ. Мужской образ. Воин – победитель. «Моя будущая профессия». «Портрет любимого человека». Труд людей. Маскарадные костюмы. Детские забавы. Наши бабушки.



Подведение итогов года. Рисование мелом на асфальте.(4ч)

«Мои каникулы!» «Шмели над лугом». «Мы все любим рисовать». Итоговая выставка «Здравствуй, лето!».



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№п\п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

теория

практика

План.

Факт.

I ЧЕТВЕРТЬ (18ч)

1

Тематическое рисование «Пусть всегда буду Я». Вводное занятие.

0,5

0,5



2

Смешивание красок.

0,5

0,5



3

«Яркие лучи».

0,5

0,5



4

«Узоры на окне».

0,5

0,5



5

Контрольное занятие «Что окружает нас»

0,5

0,5



6

Изображение предметов способом «печатания» «Цветы в вазе».

0,5

0,5



7

«Экзотические цветы».

0,5

0,5



8

«Цветы на воде».

0,5

0,5



9

«Яблоневая ветка в цвету».

0,5

0,5



10

Контрольное занятие «Узор в полосе».

0,5

0,5



11

Тематическое рисование «Пейзажи».«Осенний лес». .

0,5

0,5



12

«Зимний пейзаж».

0,5

0,5



13

«Деревья и кустарники».

0,5

0,5



14

«Полевые цветы»

0,5

0,5



15

Контрольное занятие «Наступление весны»

0,5

0,5



16

Пальчиковое рисование

1




17

«Красивые бабочки»,

0,5

0,5



18

«Цветочные поляны».

0,5

0,5



II ЧЕТВЕРТЬ (14ч)

19

20

«Подводное царство».

0,5

1,5



21

«Смешные рожицы».

0,5

0,5



22

23

«Жар-птица».

0,5

1,5



24

Нетрадиционная техника рисования. Набрызг.

1




25

«Осенние листья»,

0,5

0,5



26

«Снежные хлопья»,

0,5

0,5



27

«Праздничный салют»,

0,5

0,5



28

«Конфетти».

0,5

0,5



29

Ниткография.

1




30

«Розы»,

0,5

0,5



31

«Ромашки»,

0,5

0,5



32

«Васильки»,

0,5

0,5



III ЧЕТВЕРТЬ (20ч)

33

Контрольное занятие «Мои любимые цветы»

0,5

0,5



34

Сюжетное рисование. «Мы – за спорт.

1




35

36

«Олимпийские игры»,

0,5

1,5



37

«Олимпийские медали»,

0,5

0,5



38

Контрольное занятие «Олимпийская символика»

0,5

0,5



39

Тематическое рисование «Младшие братья»

1




40

41

«Животные жарких стран».

0,5

1,5



42

43

«Рыбки в аквариуме».

0,5

1,5



44

45

«Домашние птицы»

0,5

1,5



46

«Мои любимые домашние животные».

0,5

0,5



47

48

Контрольное занятие «Мои любимые дикие животные».

0,5

1,5



49

Иллюстрации к литературным произведениям.

1




50

51

Рисуем народную сказку.

0,5

1,5



52

«Поэзия в картинках».

0,5

0,5



IV ЧЕТВЕРТЬ (16ч)

53

«Трагедия в слове и рисунке».

0,5

0,5



54

«Моя любимая книга».

0,5

0,5



55

Образы человека в живописи.


1




56

Женский образ

0,5

0,5



57

Мужской образ.

0,5

0,5



58

Воин – победитель.

0,5

0,5



59

«Моя будущая профессия».

0,5

0,5



60

Контрольное занятие «Портрет любимого человека».

0,5

0,5



61

Труд людей

0,5

0,5



62

Маскарадные костюмы.

0,5

0,5



63

Детские забавы.

0,5

0,5



64

Наши бабушки.

0,5

0,5



65

Подведение итогов года. Рисование мелом на асфальте. «Мои каникулы!»

0,5

0,5



66

«Шмели над лугом».

0,5

0,5



67

Итоговая выставка «Здравствуй, лето!».


1



68

«Мы все любим рисовать»

0,5

0,5



ИТОГО

33,5

34,5









Список литературы

Литература для педагога


  1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.

  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.

  3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.

  4. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.

  5. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.

  6. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.

  7. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.

  8. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.

  9. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В.С.Кузин.

  10. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.

  11. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.

  12. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.

  13. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

  14. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.

  15. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.

  16. Горяева Н. А. «Первые шаги в мире искусства» Из опыта работы. М. Просвещение 1991 г.

  17. Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги». Ярославль 2004 г.

  18. Дополнительное образование. Авторские программы. Н. Новгород 1994 г.

  19. «Ключ к успеху». Сборник № 1 (из опыта работы по моделированию воспитательных систем образовательных учреждений) М. 1996 г.

  20. Неменский Б. Н. «Мудрость красоты». О проблемах эстетического воспитания. М. Просвещение 1987 г.




Литература для детей и родителей

  1. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.

  2. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.

  3. Долженко Г.. И. «100 поделок из бумаги». Ярославль. 2004 г

  4. Корнев В. В. «Все о растяпинской забаве». Дзержинск. 1995 г.

  5. «Перо жар – птицы». Верхне – Волжское книжное издательство. 1988г.

  6. Полунина В. Н «Искусство и дети». М. 1982 г.

  7. Левин С. Д «Ваш ребенок рисует». М. 1987 г.

Пусть всегда буду Я


















Почти на каждом рисунке - солнышко, много ярких цветов: зеленого, голубого, красного...

среди представленных рисунков есть самые разные: исполненные цветными карандашами, фломастерами и даже акварельными красками, что потруднее будет. Но дети рисуют от всей души, рисуют солнце, природу, детей, таких же, как они сами... А есть верная примета: если дети рисуют солнце, то они счастливы... Если маленьким художникам вдруг становится грустно, то они скорее нарисуют дождь, а не солнце, не правда ли?









Рисование способом «печатания»

Детям очень нравится рисовать с помощью различных печатей и штампов. Это хороший способ разнообразить занятия рисованием. В продаже есть много различных печатей: пластиковые, деревянные. Не обязательно их покупать. Легко такие печати можно сделать своими руками из обычной картошки.
Что нужно для поделки: ровные удлиненные клубни картофеля, железные формочки для печенья, нож.

Как сделать:

1. Картофель разрежьте пополам или на две неравные части. Возьмите ту, которая побольше.

2. Вдавите на срезе формочку для печенья.

3. Ножом аккуратно срежьте лишнее и удалите формочку.
Печать готова. Можно вставить какую-нибудь палочку, чтобы удобнее было держать.
Как рисовать:
Налейте краску в блюдце или крышку, обмакните в нее печать и наносите рисунок на лист бумаги.




















Пальчиковое рисование

Польза рисования пальчиками для детей младшего возраста очевидна. Рисование таким способом прекрасно развивает мелкую моторику, которая оказывает огромное влияние на речь и память ребенка. Также во время таких занятий происходит и развитие нервной системы, которая отвечает за уверенное управление телом: хорошо сидеть, уверенно ходить, бегать. Пальчиковое рисование обостряет восприятие цвета, границ изображения. Ребенок начинает творить исходя из своего возраста, учится различным техникам рисования, которые пригодятся ему в дальнейшем при создании более взрослых и осознанных шедевров.















Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

Бабочки являются вторыми по численности опылителями после пчел.

Сегодня на земном шаре насчитывается около 165 000 видов бабочек, и ежегодно энтомологи совершают новые открытия.

Бабочки пробуют пищу, стоя на ней. Это потому, что их датчики вкуса находятся в ногах.

Скорость полета бабочки иногда превышает 60 км/ч. Самый быстрый полет у бабочек семейства бражников.

Ученые установили, что первые ночные бабочки появились где-то 250 млн. лет назад, а дневным бабочкам насчитывается только 40 млн. лет. Много этих крылатых насекомых, похожих на современных, обитало уже 30-40 млн. лет назад на нашей планете.

Самая крупная ночная бабочка в мире — Attacus Atlas. При размахе крыльев в 30 см ее часто ошибочно принимают за птицу.

Наука о бабочках называется лепидоптерология.


Нетрадиционная техника рисования. Набрызг.



Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требуют фона. Путём набрызга мы создаём некий фон для нашего дальнейшего рисунка. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ!

Способ получения изображения с помощью набрызга заключается в следующих действиях: набираем краску на зубную щётку, поворачиваем её щетинками вниз и, держа над бумагой, проводим по щетинкам любым плоским предметом по направлению к себе. Краска разбрызгивается на бумагу. Если предварительно положить силуэт, а после выполнения набрызга его снять, то оставшийся чистым силуэт на бумаге можно дорисовать по усмотрению ребёнка.






Ниткография


Опустите нитку в краску. Выложите изображение на листе бумаги, оставляя один конец свободным. Сверху положите другой лист прижмите рукой и вытяните нитку за кончик. Что это? Морозные узоры, букет цветов, мотыльки или волшебный сон?






























Рисование мелом на асфальте.

Мои каникулы!

«Это правда, ну чего же тут скрывать, дети любят, очень любят рисовать на бумаге, на асфальте, на стене...» Кто из нас не рисовал в детстве мелом на асфальте? Такие удивительные следы появлялись на серой неровной поверхности. И так волшебно исчезал мелок, оставляя в руке лишь маленький цветной «огрызок». И асфальт расцветал удивительными красками, и желтое солнце светило неровными лучами, а в синем небе парил воздушный шар с какими-то непонятными существами на борту..


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мордвинова Любовь Александровна

Дата: 09.04.2018

Номер свидетельства: 465627

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства