kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа дополнительного образования «Чудо - витражи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность программы:Художественное

Срок реализации: 1 год

Цель программы: Создание условий для развития различных форм воспитания, для полноценного (духовного, интеллектуального, физического) гармоничного развития, формирование творчески мыслящей личности посредством знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества, содействие жизненному самоопределению обучаемых и умению реализовать на практике свои художественные замыслы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования «Чудо - витражи»»

Тамбовское областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Педагогический колледж г. Тамбова»












Программа кружка:

«Чудо – витражи»













Подготовила студентка

группы Ж-41 Ляхова В.В.

специальность 54.02.05

«Живопись» (по видам)












Тамбов, 2017

СОДЕРЖАНИЕ:


Целевой раздел………………………………………………………………………….3

Паспорт подпрограммы

Пояснительная записка:

Актуальность;

Цель;

Задачи;

Педагогическая целесообразность программы

Возраст детей;

Сроки реализации программы;

Формы и режим занятий;

Работа с родителями;

Ожидаемые результаты

К концу года обучения учащиеся должны знать

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Формы подведения итогов

Предмет и методы изучения

Содержательный раздел……………………………………………………….9

Учебно-тематический план

Организационный раздел…………………………………………………….13

Методическое обеспечение

Приёмы и методы

Основные используемые формы проведения занятий

Дидактические материалы используемые при реализации программы

Материальное обеспечение программы

Общая программа УУД

Список используемой литературы

Приложение 1, 2

Паспорт программы

Полное наименование программы

Образовательная программа дополнительного образования «Чудо - витражи»

Направленность программы

Художественное

Срок реализации

1 год

Возраст обучающихся

11 -13 лет

Цель программы

Создание условий для развития различных форм воспитания, для полноценного (духовного, интеллектуального, физического) гармоничного развития, формирование творчески мыслящей личности посредством знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества, содействие жизненному самоопределению обучаемых и умению реализовать на практике свои художественные замыслы.

Задачи программы

Обучающие:

знакомство с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

- обучение технологиям различных видов рукоделия;

-обучение безопасным, в соответствии с ТБ, способам и приемам работы с электроприборами, колющими и режущими предметами;

-формирование технических навыков работы с художественными материалами и инструментами;

- обучение определению свойства и качества материала

- привитие навыка анализа и самоанализа применительно к творческой деятельности.

- обучение наблюдению за действиями педагога и родителей, совершению действий по подражанию и показу;

Структура программы и оглавление

Пояснительная записка

Учебно-тематический план и содержание изучаемого курса

Методическое обеспечение

Работа с родителями

Список литературы

Приложение

Ожидаемые результаты

Обучающие:

- знакомство с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

- обучение технологиям различных видов ;

-обучение безопасным, в соответствии с ТБ, способам и приемам работы с колющими и режущими предметами;

-формирование технических навыков работы с художественными материалами и инструментами;

- обучение определению свойства и качества материала ;

- привитие навыка анализа и самоанализа применительно к творческой деятельности.

- обучение наблюдению за действиями педагога и родителей, совершению действий по подражанию и показу;

Личностные УУД:

- Выраженная устойчивость к учебно-познавательной деятельности, мотивацией к обучению;

- Готовность к самообразованию и самовоспитанию;

- Адекватность и позитивность самооценки;

- Готовность к реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

Регулятивные УУД:

- умение организовать свою деятельность;

- подготовить свое рабочее место;

- рационально размещать инструменты и материалы;

- прогнозирование;

- планирование;

- самоконтроль;

- корректировка работ;

- самооценка.

Познавательные УУД:

- умение учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- давать правильные определения понятиям;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- сформированное собственное мнение и позиция;

- умение аргументировать и координировать личное мнение с позицией партнеров в сотрудничестве;

- умение принимать решение в совместной деятельности.

Пояснительная записка

Переход образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) изменил цели в образовательных стандартах и требует новых методов организации дополнительного образования детей. Система дополнительного образования способна внести значительный вклад в развитие обучающихся на основе расширения их образовательного пространства, увеличения числа источников необходимой информации, предоставления возможности освоения межпредметных и предметных знаний и умений. Это становится реальным за счет консолидации усилий основного и дополнительного образования детей, направленных на создание единого образовательного пространства, в котором основное и дополнительное образование детей стали равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, создающими комплекс условий для полноценного личностного развития каждого ребенка.

Сегодня термин «дополнительное образование» известен и широко распространен, и является составной (вариативной) частью общего образования, сущностно мотивированным образованием, позволяющим обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределяться профессионально и личностно.

Данная образовательная подпрограмма по дополнительному образованию детей разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации, приказа Минобрнауки России «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ».

В круговороте повседневной жизни мы часто забываем о том, что вместе с детьми должны учиться и взрослые. Основной работой кружка «Витраж» являются занятия декоративно-прикладным творчеством с детьми.

Подпрограмма кружка имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на 1 год обучения, разработана с учётом потребностей и возможностей учащихся. Занятия в кружке способствуют раскрытию творческого потенциала детей, их нравственному и эстетическому воспитанию.

Одна из задач кружка творчества - помочь детям по - настоящему объединиться, научиться плодотворно взаимодействовать на разных уровнях, создать психологическую основу для взаимопомощи в возрастных и житейских кризисных ситуациях.

Каждый ребенок – это свой внутренний мир, своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, духовность и быт. Практически у всех есть способности, таланты, увлечения. Но немногие этими умениями делятся. Бывают такие ситуации, когда сделать это внутри семьи не удается. А это предпосылки для того, чтобы прийти на занятия в кружок, увлечься и научиться, помочь другим детям.

В настоящее время невозможно представить эстетическое и художественное воспитание детей без занятий декоративно-прикладными видами искусства. В условиях коренного изменения технологического образования, дополнительное образование детей приобретает одну из ведущих ролей в школе.

Новизна программы.

Она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Подпрограммой предусмотрена обработка различных материалов: природного и бросового, волокнистых материалов, бумаги, стекла. В процессе изготовления изделий, учащиеся овладевают приемами пользования ручными инструментами, узнают о свойствах материалов, их применении в быту.

Занятия по подпрограмме «Витраж» направлены на закрепление обучающих, развивающих, воспитательных задач с использованием нетрадиционных приемов и техник. Работа с различными материалами позволяет расширить знания об окружающем мире и формирует эмоционально-эстетическое отношение к явлениям действительности.

Выполнение групповых и индивидуальных творческих работ по заданным темам способствует не только привитию, совершенствованию трудовых навыков и умений, но и развитию индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка, его художественного вкуса.

Актуальность подпрограммы: Подпрограмма кружка «Витраж и роспись на камнях» направлена на формирования понимания особой роли искусства в жизни человека, воспитание художественного вкуса, на создание условий для творческих способностей учащихся; на развитие интереса к художественной культуре; на интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.

Подпрограмма соответствует целям и задачам ФГОС общего образования второго поколения. Это программа обеспечивает формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных действий.

Ведущая идея: данной подпрограммысоздание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы:

- обучить овладению техникой росписи по стеклу как одного из видов декоративно-прикладного творчества;

- научит композиции рисунка; последовательному изображению предметов и пространства;

- совершенствовать навык самостоятельного и осмысленного обучения, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы;

- воспитать любовь и уважение к художественным ценностям мировой культуры.

Задачи подпрограммы:

Обучающие:

- знакомство с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

- обучение технологиям различных видов ;

-обучение безопасным, в соответствии с ТБ, способам и приемам работы с колющими и режущими предметами;

-формирование технических навыков работы с художественными материалами и инструментами;

- обучение определению свойства и качества материала ;

- привитие навыка анализа и самоанализа применительно к творческой деятельности.

- обучение наблюдению за действиями педагога и родителей, совершению действий по подражанию и показу;

Педагогическая целесообразность программы

Реализация подпрограммы позволяет включить механизм воспитания каждого члена кружка и достичь комфортных условий для творческой самореализации.

Комплексная, профессионально-ориентированная подпрограмма в контексте заданной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики. Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить учащихся к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение учащихся отличается практической и гуманитарной направленностью.

Возраст детей

Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте 11-13 лет, Данные занятия доступны для всех детей, желающих их посещать.

Сроки реализации подпрограммы

Срок обучения – 1 год. Оптимальная численность учебной группы – 10 чел. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывами в 10 минут в рамках каждого часа.

Теоретическаячасть подпрограммы проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом, предусматривает проведение бесед, лекций, просмотра презентаций по соответствующим темам.

Практические часть проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом: роспись по пластике, по стеклу, по камню. Изготовление и декорирование подарочных изделий.

Отличительные особенности подпрограммы состоят в том, что данная программа разработана специально для занятий в кружке творчества. Дает учащимся не только усваивать теоретические знания, но и создавать авторские модели (картины). В процессе обучения дети выполняют творческие задания, сами учатся новому, сближаются с другими детьми. Совместная творческая деятельность помогает ученикам больше понять внутренний мир других детей, стать ближе и роднее, а каждому воспитаннику в отдельности - раскрыть и реализовать свои творческие способности.

Содержание корректируется в зависимости от потребностей всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагога, обучающихся, родителей, образовательного учреждения. В кружок учащиеся принимаются по желанию.

Формы и режим занятий

Обучение учащихся реализуется по утвержденному календарно тематическому плану.(приложение №1)

Подпрограмма рассчитана на детей в возрасте 11 – 13 лет, Данные занятия доступны для всех детей, желающих их посещать.

Срок обучения – 1 год. Оптимальная численность учебной группы – 3 чел.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывами в 10 минут в рамках каждого часа.

В процессе занятий используется различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организаций занятия:

- словесные; - наглядные; - практические.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-подготовительный – (сбор информации, распределение ролей);

-планирование работы – (распределение обязанностей, разбиение на группы, выработка плана действий);

-работа в группах – (подбор материала, красок, обсуждение данного эскиза);

-исследовательский – (дети находят пути последовательности работы, решают проблемную ситуацию, как изготовляют витраж, выбирали материал, анализировали свою деятельность) которые будут проводиться в форме уроков, сочетающимися с другими формами:

Занятия строятся так. Чтобы теоретические вопросы на каждом занятии, чередовались с практическими, были тесно с ними связаны. Теоретические занятия проводятся в виде бесед и рассказов по 10-15 минут в занимательной форме, с обязательным приложением учебно-наглядных пособий.

Учитываются возрастные особенности школьников. Во время проведения занятий необходимо использовать игровые моменты и музыкальные паузы для школьников.

-планирование работы – (распределение обязанностей, разбиение на группы, выработка плана действий);

-работа в группах – (подбор материала, красок, обсуждение данного эскиза);

-исследовательский – (дети находят пути последовательности работы, решают проблемную ситуацию, как изготовляют витраж, выбирали материал, анализировали свою деятельность) которые будут проводиться в форме уроков, сочетающимися с другими формами.

Работа с родителями

Реализация подпрограммных мероприятий невозможна без сотрудничества с родительской общественностью. Связь с родителями воспитанников осуществляется на протяжении всего курса обучения.

Основные направления работы с родителями:

1. Взаимодействия с родителями строятся на основе договора.

2.Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующей наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми в кружке.

3.Руководителем кружка проводится просветительская работа с родителями в форме родительских собраний, семинаров - практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации, анкетирования.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу года обучения учащиеся должны

Знать:

Уметь:

Приобрести навыки

технику безопасности

направлять свою фантазию по созданию картин

элементарного внимания и усидчивости

история возникновения витражной живописи

мыслить творчески

приобрести общительность со сверстниками

виды витражей. Основные материалы витражной росписи

рисовать на пленке

навыки росписи на пленке


Личностные:

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Формирование экологического сознания

умение организовать свою деятельность

давать определение понятиям витражное искусство

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Формирование гражданского патриотизма, любовь к Родине и к своей культуре.

подготовить свое рабочее место

давать определение понятиям народно прикладное творчество

учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве и др.

Формирование эстетического вкуса

рационально размещать свои рабочие инструменты и материалы

умение принимать решение в совместной деятельности

планирование

самоконтроль;

корректировка работ

самооценка

Формы подведения итогов

- рейтинг;

- таблица учета достижений учеников;

- участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, выставках, НПК, досуговых мероприятиях, а так же увеличение призовых мест.

Оценка получаемых результатов обучающихся проводится в форме анализа педагогом выполненных работ, выполнения ими самостоятельных исследовательских работ на свободную тему, в ходе выставок, конкурсов, смотров. В ходе реализации программы используется поисково-исследовательский метод, который проводится обучающимися самостоятельно. В процессе проведения оценки проводятся и внутренние коллективные конкурсы: творческие, интеллектуальные, игровые, шуточные и т. д.


Содержательный раздел


Предмет и методы изучения


Предмет

Метод

1

Результативность работы педагога по выполнению образовательных задач

- составление годового отчета

- анализ деятельности по успешному выполнению поставленных задач

- выявление причин невыполнения задачи

- выводы

2

Динамичность освоения детьми специальных умений и навыков

- изучение образованности через наблюдение, результаты конкурсов, выставок, НПК,

- диагностические срезы. Мониторинг. Диагностические срезы проводятся 2 раза в год. В декабре и мае

3

Сохранность детского коллектива

- учет в журнале посещаемости

- фиксация передвижения детей

- % отношение, анализ данных на конец учебного года

4

Удовлетворенность родителей

- проведение родительских собраний

- анкетирование

- индивидуальные беседы, консультации

- анализ полученной информации

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Наименование тем

Количество часов

УУД

Теория

.

Практика

Всего

1.Введение.

Расписной витраж

Кол –во

часов 1

Инструк­таж по ТБ и ПБ Введение.


1


1

Формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию Планирование учебного сотрудничества

История возникновения витражной живописи. Рисование простейших рисунков. На тему «Осень».

Кол – во часов 5



История возникновения витражной живописи. Технология витражной росписи.

1


1

Умение организовать свою деятельность

Целеполагание и построение жизненных планов

Умение сотрудничать с педагогом.

Картина «Осень наступила»


1

1

Картина «Овощи»


1

1

Картина «Ягоды»


1

1

Картина «Осенний лес»


1

1

3 Стили декоративной отделки общественных и жилых интерьеров. Этнический стиль

Кол – во часов 6

Картина «Осеняя фантазия» Нанесение конура.


1

1

Умение организовать свою деятельность

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками- определение цели.

Картина «Осеняя фантазия» Роспись картины.


1

1

Картина «Лошадь фантастическая» (Лошадь) Нанесение конура.


1

1

Картина «Лошадь фантастическая» (Лошадь) Роспись картины.


1

1

Нанесение конура.


1

1

Панно Роспись картины.


1

1

4. Народные промыслы

(Роспись сложных узоров)

Кол – во часов 6.


Картина «Матрешки»


1

1

Сформировать любовь к своей культуре и Родине.

Планирование и организация деятельности

Научить эффективно, применять свое время

Русские народные узоры «Хохлома». Земляничный узор.


1

1

Картина «Золотые узоры».


1

1

«Дымковская игрушка» . Девушка с коромыслами.


1

1

«Городецкая роспись» Лошадка


1

1

«Городецкая роспись» Петух


1

1

5. Современный витраж. Оформление подарочных изделий. Кол – во часов 6 Декабрь. 6

Рисунок на посуде «Снеговик»


1

1

Готовность и способность порадовать своих родных

Планирование и организация деятельности

Научить эффективно, применять свое время

Рисунок на посуде «Дед Мороз»


1

1

Поделка и роспись елочных украшений «Пингвин»


1

1

Поделка и роспись елочных украшений «Олень»


1

1

Сюжетные картины на окне «Встреча нового года»


1

1

Сюжетные картины на окне «Тройка»


1

1

6. Оформление сувенирных изделий. Рождество.

Кол – во часов 4


Панно «Ангел»


1

1

Готовность к самообразованию и

самовоспитанию Планирование и организация деятельности

Научить эффективно, применять свое время

Панно «Рождественская елка»


1

1

Сюжетная картина «Рождество». Нанесение контура


1

1

Сюжетная картина «Рождество». Роспись картины


1

1

7. Пейзажная фантазия.

Кол – во часов 5

Картина «Город»


1

1

Умение организовать свою деятельность

Целеполагание и построение жизненных планов

Умение сотрудничать со сверстниками

Картина «Пейзаж»


1

1

Картина «Городской пейзаж»


1

1

Картина «Горный пейзаж» Нанесение контура


1

1

Панно « Горный пейзаж»


1

1

7.Изготовление подарочных изделий. 8 марта

Кол – во часов 7

Картина «Подснежники». Нанесение контура


1

1

Умение организовать свою деятельность

Готовность и способность порадовать своих родных

Планирование и организация деятельности

Научить эффективно, применять свое время

Картина «Подснежники». Роспись картины


1

1

Картина «Земляника» Нанесение контура


1

1

Картина «Земляника» Роспись картины


1

1

Картина «Тюльпаны».


1

1

Роспись на окне. «Орнамент на окне» Нанесение контура


1

1

Роспись на окне. «Орнамент на окне»


1

1

8.Сказки на палитре.

Кол – во

часов 8

Картина «Золотая рыбка»


1

1

Планирование и организация деятельности

Умение организовать свою деятельность

Целеполагание и построение жизненных планов

Научить эффективно, применять свое время

Картина «Царевна лягушка»


1

1

Картина «Золушка»


1

1

Картина «Аленький цветочик»


1

1

Картина «Бременские музыканты»


1

1

Картина «Маша и медведь»


1

1

Картина «Бэмби»


1

1

Картина «Конек горбунок»


1

1

9. Я сам мастер декоративно-прикладного искусства. Подбор эскиза и выполнение работы

Кол – во часов 5

Картина на тему «Мое домашнее животное»


1

1

Сформировать любовь

к своей культуре и Родине.

Планирование и организация деятельности

Научить эффективно, применять свое время

Картина на тему «Мое домашнее животное»


1

1

Картина на тему «Моя Родина»


1

1

Картина на тему «Моя Родина»


1

1

Картина на тему «Моя Родина»


1

1

Картина на тему «Моя Родина»


1

1

10.Итоговое занятие

Кол - во часов 2



Оформление картин собственных работ. Изготовление рамок картин.


1

1

Формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию

Оформление картин собственных работ. Роспись рамок картин


1

1

11.Познавательно досуговая деятельность

Кол - во часов 4


4


4


- умение организовать свою деятельность;

Готовность к самообразованию и самовоспитанию; сотрудничестве;

12.Работа по воспитательному плану Кол - во часов 4


4

4


13.Выставки


4

4


Итого


72





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Инструменты:

Кисти и сита

Нождачная бумага

Декоративные материалы

Стекло

Шурупы, молоток, гвозди.

Фанера

Бумага

Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для эскизов)

Мебельный лак

Кисти по номерам

Учебные столы

Карандаши различной мягкости, акварельные, гуашевые, витражные краски.

Стеллажи и тумбочки для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.


МАТЕРИАЛЫ

керамобумаги одноразовые

разделители

глазури

клей или фрит

Вспомогательные материалы:

Керамические и металлические формы

Проволока, фольга

Эмали и краски

Формообразующие материалы

Блестки, золото, платина


ТАБЛИЦЫ

Виды композиции.

Введение в цветоведение.

Витраж

Последовательность выполнения изделия в техниках витражей


Приёмы и методы

Объем учебной нагрузки: 1 год обучения 72 часа год 2-й и 3-й года обучения-108 часов. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 1 часу, с перерывом 10-15 минут.

– Принимаются все желающие с 6 до 18 лет. В процессе занятий они знакомятся с различными способами художественной обработки материалов (стекло, природные камни) . Обучение рассчитано на совершенствование навыков и умений, знакомство с новыми видами декоративно-прикладного творчества ( роспись по стеклу )

Задания учитывают постепенное нарастание сложности технологического исполнения и композиционного построения. Все технические приемы осваиваются в процессе выполнения нужных и полезных в быту изделий (панно, сувениры, предметы быта и др.) Накапливая практический опыт, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к выполнению более сложных

Основные используемые формы проведения занятий

Формы проведения занятия индивидуальная

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей

  • лекции, практикумы, конкурсы, посещения выставочных залов

  • по дидактической цели

  • занятия по углублению знаний, практическое занятие

  • При необходимости группа разбивается на подгруппы или проводятся индивидуальные занятия.

Материальное обеспечение программы

Оборудование, инструменты, наглядные пособия


Наименование

Кол-во (шт.)

Наименование

Кол-во (шт.)

1

Столы

2

7

Стекла

26

2

Стулья

3

8

Витражные краски

26

3

Шкаф для литературы

1

9

Линейки

26

4

Полка для поделок

1

10

Карандаши

26

5

Тумба для поделок

1

11

Ножницы

10

6

Пленки

26

12

Ножи

11



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Арбат Ю.А., «Добрым людям на загляденье. Рассказы о мастерах народного искусства» - М.,1981

3.Гальперштейн Л.Я., «Поделки» - М.: Росмэн, 1996

4. Каменева Е.О., «Какого цвета радуга» - М.: Детская литература, 1975

5 Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М

6. Корабельников В. А., «Краски природы» - М.: Просвещение, 1989

7.Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Атрия. Прага. 1980

8. Майорова Л.М., «Книга полезных советов» - М., Малыш, 1985

9. Попова В.С., Каплан Н.И., «Русские художественные промыслы» - М.,1984

10 Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск, издательство «Титул»

11Сокольникова Н.М. Рисунок. Обнинск, издательство «Титул»

12Сокольникова Н.М. Живопись. Обнинск, издательство «Титул»

13Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, издательство «Титул»


14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Образовательная программа дополнительного образования «Чудо - витражи»

Автор: Ляхова Виктория

Дата: 07.04.2017

Номер свидетельства: 407317


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства