Образовательная программа дополнительного образования «Чудо - витражи»
Образовательная программа дополнительного образования «Чудо - витражи»
Направленность программы:Художественное
Срок реализации: 1 год
Цель программы: Создание условий для развития различных форм воспитания, для полноценного (духовного, интеллектуального, физического) гармоничного развития, формирование творчески мыслящей личности посредством знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества, содействие жизненному самоопределению обучаемых и умению реализовать на практике свои художественные замыслы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования «Чудо - витражи»»
Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Педагогический колледж г. Тамбова»
Программа кружка:
«Чудо – витражи»
Подготовила студентка
группы Ж-41 Ляхова В.В.
специальность 54.02.05
«Живопись» (по видам)
Тамбов, 2017
СОДЕРЖАНИЕ:
Целевой раздел………………………………………………………………………….3
Паспорт подпрограммы
Пояснительная записка:
Актуальность;
Цель;
Задачи;
Педагогическая целесообразность программы
Возраст детей;
Сроки реализации программы;
Формы и режим занятий;
Работа с родителями;
Ожидаемые результаты
К концу года обучения учащиеся должны знать
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Формы подведения итогов
Предмет и методы изучения
Содержательный раздел……………………………………………………….9
Учебно-тематический план
Организационный раздел…………………………………………………….13
Методическое обеспечение
Приёмы и методы
Основные используемые формыпроведения занятий
Дидактические материалы используемые при реализации программы
Материальное обеспечение программы
Общая программа УУД
Список используемой литературы
Приложение 1, 2
Паспорт программы
Полное наименование программы
Образовательная программа дополнительного образования «Чудо - витражи»
Направленность программы
Художественное
Срок реализации
1 год
Возраст обучающихся
11 -13 лет
Цель программы
Создание условий для развития различных форм воспитания, для полноценного (духовного, интеллектуального, физического) гармоничного развития, формирование творчески мыслящей личности посредством знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества, содействие жизненному самоопределению обучаемых и умению реализовать на практике свои художественные замыслы.
Задачи программы
Обучающие:
знакомство с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
- обучение технологиям различных видов рукоделия;
-обучение безопасным, в соответствии с ТБ, способам и приемам работы с электроприборами, колющими и режущими предметами;
-формирование технических навыков работы с художественными материалами и инструментами;
- обучение определению свойства и качества материала
- привитие навыка анализа и самоанализа применительно к творческой деятельности.
- обучение наблюдению за действиями педагога и родителей, совершению действий по подражанию и показу;
Структура программы и оглавление
Пояснительная записка
Учебно-тематический план и содержание изучаемого курса
Методическое обеспечение
Работа с родителями
Список литературы
Приложение
Ожидаемые результаты
Обучающие:
- знакомство с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
- обучение технологиям различных видов ;
-обучение безопасным, в соответствии с ТБ, способам и приемам работы с колющими и режущими предметами;
-формирование технических навыков работы с художественными материалами и инструментами;
- обучение определению свойства и качества материала ;
- привитие навыка анализа и самоанализа применительно к творческой деятельности.
- обучение наблюдению за действиями педагога и родителей, совершению действий по подражанию и показу;
Личностные УУД:
- Выраженная устойчивость к учебно-познавательной деятельности, мотивацией к обучению;
- Готовность к самообразованию и самовоспитанию;
- Адекватность и позитивность самооценки;
- Готовность к реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение организовать свою деятельность;
- подготовить свое рабочее место;
- рационально размещать инструменты и материалы;
- прогнозирование;
- планирование;
- самоконтроль;
- корректировка работ;
- самооценка.
Познавательные УУД:
- умение учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- давать правильные определения понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- сформированное собственное мнение и позиция;
- умение аргументировать и координировать личное мнение с позицией партнеров в сотрудничестве;
- умение принимать решение в совместной деятельности.
Пояснительная записка
Переход образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) изменил цели в образовательных стандартах и требует новых методов организации дополнительного образования детей. Система дополнительного образования способна внести значительный вклад в развитие обучающихся на основе расширения их образовательного пространства, увеличения числа источников необходимой информации, предоставления возможности освоения межпредметных и предметных знаний и умений. Это становится реальным за счет консолидации усилий основного и дополнительного образования детей, направленных на создание единого образовательного пространства, в котором основное и дополнительное образование детей стали равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, создающими комплекс условий для полноценного личностного развития каждого ребенка.
Сегодня термин «дополнительное образование» известен и широко распространен, и является составной (вариативной) частью общего образования, сущностно мотивированным образованием, позволяющим обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределяться профессионально и личностно.
Данная образовательная подпрограмма по дополнительному образованию детей разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации, приказа Минобрнауки России «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ».
В круговороте повседневной жизни мы часто забываем о том, что вместе с детьми должны учиться и взрослые. Основной работой кружка «Витраж» являются занятия декоративно-прикладным творчеством с детьми.
Подпрограмма кружка имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на 1 год обучения, разработана с учётом потребностей и возможностей учащихся. Занятия в кружке способствуют раскрытию творческого потенциала детей, их нравственному и эстетическому воспитанию.
Одна из задач кружка творчества - помочь детям по - настоящему объединиться, научиться плодотворно взаимодействовать на разных уровнях, создать психологическую основу для взаимопомощи в возрастных и житейских кризисных ситуациях.
Каждый ребенок – это свой внутренний мир, своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, духовность и быт. Практически у всех есть способности, таланты, увлечения. Но немногие этими умениями делятся.Бывают такие ситуации, когда сделать это внутри семьи не удается. А это предпосылки для того, чтобы прийти на занятия в кружок, увлечься и научиться, помочь другим детям.
В настоящее время невозможно представить эстетическое и художественное воспитание детей без занятий декоративно-прикладными видами искусства.В условиях коренного изменения технологического образования, дополнительное образование детей приобретает одну из ведущих ролей в школе.
Новизна программы.
Она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Подпрограммой предусмотрена обработка различных материалов: природного и бросового, волокнистых материалов, бумаги, стекла. В процессе изготовления изделий, учащиеся овладевают приемами пользования ручными инструментами, узнают о свойствах материалов, их применении в быту.
Занятия по подпрограмме «Витраж» направлены на закрепление обучающих, развивающих, воспитательных задач с использованием нетрадиционных приемов и техник. Работа с различными материалами позволяет расширить знания об окружающем мире и формирует эмоционально-эстетическое отношение к явлениям действительности.
Выполнение групповых и индивидуальных творческих работ по заданным темам способствует не только привитию, совершенствованию трудовых навыков и умений, но и развитию индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка, его художественного вкуса.
Актуальность подпрограммы: Подпрограмма кружка «Витраж и роспись на камнях» направлена на формирования понимания особой роли искусства в жизни человека, воспитание художественного вкуса, на создание условий для творческих способностей учащихся; на развитие интереса к художественной культуре; на интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
Подпрограмма соответствует целям и задачам ФГОС общего образования второго поколения. Это программа обеспечивает формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных действий.
Ведущая идея: данной подпрограммы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы:
- обучить овладению техникой росписи по стеклу как одного из видов декоративно-прикладного творчества;
- научит композиции рисунка; последовательному изображению предметов и пространства;
- совершенствовать навык самостоятельного и осмысленного обучения, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы;
- воспитать любовь и уважение к художественным ценностям мировой культуры.
Задачи подпрограммы:
Обучающие:
- знакомство с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
- обучение технологиям различных видов ;
-обучение безопасным, в соответствии с ТБ, способам и приемам работы с колющими и режущими предметами;
-формирование технических навыков работы с художественными материалами и инструментами;
- обучение определению свойства и качества материала ;
- привитие навыка анализа и самоанализа применительно к творческой деятельности.
- обучение наблюдению за действиями педагога и родителей, совершению действий по подражанию и показу;
Педагогическая целесообразность программы
Реализация подпрограммы позволяет включить механизм воспитания каждого члена кружка и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Комплексная, профессионально-ориентированная подпрограмма в контексте заданной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики. Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить учащихся к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение учащихся отличается практической и гуманитарной направленностью.
Возраст детей
Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте 11-13 лет, Данные занятия доступны для всех детей, желающих их посещать.
Сроки реализации подпрограммы
Срок обучения – 1 год. Оптимальная численность учебной группы – 10 чел. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывами в 10 минут в рамках каждого часа.
Теоретическаячасть подпрограммы проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом, предусматривает проведение бесед, лекций, просмотра презентаций по соответствующим темам.
Практические часть проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом: роспись по пластике, по стеклу, по камню. Изготовление и декорирование подарочных изделий.
Отличительные особенности подпрограммысостоят в том, что данная программа разработана специально для занятий в кружке творчества. Дает учащимся не только усваивать теоретические знания, но и создавать авторские модели (картины). В процессе обучения дети выполняют творческие задания, сами учатся новому, сближаются с другими детьми. Совместная творческая деятельность помогает ученикам больше понять внутренний мир других детей, стать ближе и роднее, а каждому воспитаннику в отдельности - раскрыть и реализовать свои творческие способности.
Содержание корректируется в зависимости от потребностей всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагога, обучающихся, родителей, образовательного учреждения. В кружок учащиеся принимаются по желанию.
Формы и режим занятий
Обучение учащихся реализуется по утвержденному календарно тематическому плану.(приложение №1)
Подпрограмма рассчитана на детей в возрасте 11 – 13 лет, Данные занятия доступны для всех детей, желающих их посещать.
Срок обучения – 1 год. Оптимальная численность учебной группы – 3 чел.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывами в 10 минут в рамках каждого часа.
В процессе занятий используется различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организаций занятия:
- словесные; - наглядные; - практические.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-подготовительный – (сбор информации, распределение ролей);
-планирование работы – (распределение обязанностей, разбиение на группы, выработка плана действий);
-работа в группах – (подбор материала, красок, обсуждение данного эскиза);
-исследовательский – (дети находят пути последовательности работы, решают проблемную ситуацию, как изготовляют витраж, выбирали материал, анализировали свою деятельность) которые будут проводиться в форме уроков, сочетающимися с другими формами:
Занятия строятся так. Чтобы теоретические вопросы на каждом занятии, чередовались с практическими, были тесно с ними связаны. Теоретические занятия проводятся в виде бесед и рассказов по 10-15 минут в занимательной форме, с обязательным приложением учебно-наглядных пособий.
Учитываются возрастные особенности школьников. Во время проведения занятий необходимо использовать игровые моменты и музыкальные паузы для школьников.
-планирование работы – (распределение обязанностей, разбиение на группы, выработка плана действий);
-работа в группах – (подбор материала, красок, обсуждение данного эскиза);
-исследовательский – (дети находят пути последовательности работы, решают проблемную ситуацию, как изготовляют витраж, выбирали материал, анализировали свою деятельность) которые будут проводиться в форме уроков, сочетающимися с другими формами.
Работа с родителями
Реализация подпрограммных мероприятий невозможна без сотрудничества с родительской общественностью. Связь с родителями воспитанников осуществляется на протяжении всего курса обучения.
Основные направления работы с родителями:
1. Взаимодействия с родителями строятся на основе договора.
2.Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующей наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми в кружке.
3.Руководителем кружка проводится просветительская работа с родителями в форме родительских собраний, семинаров - практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации, анкетирования.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу года обучения учащиеся должны
Знать:
Уметь:
Приобрести навыки
технику безопасности
направлять свою фантазию по созданию картин
элементарного внимания и усидчивости
история возникновения витражной живописи
мыслить творчески
приобрести общительность со сверстниками
виды витражей. Основные материалы витражной росписи
рисовать на пленке
навыки росписи на пленке
Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Формирование экологического сознания
умение организовать свою деятельность
давать определение понятиямвитражное искусство
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
Формирование гражданского патриотизма, любовь к Родине и к своей культуре.
подготовить свое рабочее место
давать определение понятиям народно прикладное творчество
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве и др.
Формирование эстетического вкуса
рационально размещать свои рабочие инструменты и материалы
умение принимать решение в совместной деятельности
планирование
самоконтроль;
корректировка работ
самооценка
Формы подведения итогов
- рейтинг;
- таблица учета достижений учеников;
- участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, выставках, НПК, досуговых мероприятиях, а так же увеличение призовых мест.
Оценка получаемых результатов обучающихся проводится в форме анализа педагогом выполненных работ, выполнения ими самостоятельных исследовательских работ на свободную тему, в ходе выставок, конкурсов, смотров. В ходе реализации программы используется поисково-исследовательский метод, который проводится обучающимися самостоятельно. В процессе проведения оценки проводятся и внутренние коллективные конкурсы: творческие, интеллектуальные, игровые, шуточные и т. д.
Содержательный раздел
Предмет и методы изучения
№
Предмет
Метод
1
Результативность работы педагога по выполнению образовательных задач
- составление годового отчета
- анализ деятельности по успешному выполнению поставленных задач
- выявление причин невыполнения задачи
- выводы
2
Динамичность освоения детьми специальных умений и навыков
- изучение образованности через наблюдение, результаты конкурсов, выставок, НПК,
- диагностические срезы. Мониторинг. Диагностические срезы проводятся 2 раза в год. В декабре и мае
3
Сохранность детского коллектива
- учет в журнале посещаемости
- фиксация передвижения детей
- % отношение, анализ данных на конец учебного года
4
Удовлетворенность родителей
- проведение родительских собраний
- анкетирование
- индивидуальные беседы, консультации
- анализ полученной информации
Учебно-тематический план
Наименование разделов
Наименование тем
Количество часов
УУД
Теория
.
Практика
Всего
1.Введение.
Расписной витраж
Кол –во
часов 1
Инструктаж по ТБ и ПБ Введение.
1
1
Формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию Планирование учебного сотрудничества
История возникновения витражной живописи. Рисование простейших рисунков. На тему «Осень».
Кол – во часов 5
История возникновения витражной живописи. Технология витражной росписи.
1
1
Умение организовать свою деятельность
Целеполагание и построение жизненных планов
Умение сотрудничать с педагогом.
Картина «Осень наступила»
1
1
Картина «Овощи»
1
1
Картина «Ягоды»
1
1
Картина «Осенний лес»
1
1
3 Стили декоративной отделки общественных и жилых интерьеров. Этнический стиль
Кол – во часов 6
Картина «Осеняя фантазия» Нанесение конура.
1
1
Умение организовать свою деятельность
Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками- определение цели.
Картина «Осеняя фантазия» Роспись картины.
1
1
Картина «Лошадь фантастическая» (Лошадь) Нанесение конура.
1
1
Картина «Лошадь фантастическая» (Лошадь) Роспись картины.
1
1
Нанесение конура.
1
1
Панно Роспись картины.
1
1
4. Народные промыслы
(Роспись сложных узоров)
Кол – во часов 6.
Картина «Матрешки»
1
1
Сформировать любовь к своей культуре и Родине.
Планирование и организация деятельности
Научить эффективно, применять свое время
Русские народные узоры «Хохлома». Земляничный узор.
1
1
Картина «Золотые узоры».
1
1
«Дымковская игрушка» . Девушка с коромыслами.
1
1
«Городецкая роспись» Лошадка
1
1
«Городецкая роспись» Петух
1
1
5. Современный витраж. Оформление подарочных изделий. Кол – во часов 6 Декабрь. 6
Рисунок на посуде «Снеговик»
1
1
Готовность и способность порадовать своих родных
Планирование и организация деятельности
Научить эффективно, применять свое время
Рисунок на посуде «Дед Мороз»
1
1
Поделка и роспись елочных украшений «Пингвин»
1
1
Поделка и роспись елочных украшений «Олень»
1
1
Сюжетные картины на окне «Встреча нового года»
1
1
Сюжетные картины на окне «Тройка»
1
1
6.Оформление сувенирных изделий. Рождество.
Кол – во часов 4
Панно «Ангел»
1
1
Готовность к самообразованию и
самовоспитанию Планирование и организация деятельности
Научить эффективно, применять свое время
Панно «Рождественская елка»
1
1
Сюжетная картина «Рождество». Нанесение контура
1
1
Сюжетная картина «Рождество». Роспись картины
1
1
7. Пейзажная фантазия.
Кол – во часов 5
Картина «Город»
1
1
Умение организовать свою деятельность
Целеполагание и построение жизненных планов
Умение сотрудничать со сверстниками
Картина «Пейзаж»
1
1
Картина «Городской пейзаж»
1
1
Картина «Горный пейзаж» Нанесение контура
1
1
Панно « Горный пейзаж»
1
1
7.Изготовление подарочных изделий. 8 марта
Кол – во часов 7
Картина «Подснежники». Нанесение контура
1
1
Умение организовать свою деятельность
Готовность и способность порадовать своих родных
Планирование и организация деятельности
Научить эффективно, применять свое время
Картина «Подснежники». Роспись картины
1
1
Картина «Земляника» Нанесение контура
1
1
Картина «Земляника» Роспись картины
1
1
Картина «Тюльпаны».
1
1
Роспись на окне. «Орнамент на окне» Нанесение контура
1
1
Роспись на окне. «Орнамент на окне»
1
1
8.Сказки на палитре.
Кол – во
часов 8
Картина «Золотая рыбка»
1
1
Планирование и организация деятельности
Умение организовать свою деятельность
Целеполагание и построение жизненных планов
Научить эффективно, применять свое время
Картина «Царевна лягушка»
1
1
Картина «Золушка»
1
1
Картина «Аленький цветочик»
1
1
Картина «Бременские музыканты»
1
1
Картина «Маша и медведь»
1
1
Картина «Бэмби»
1
1
Картина «Конек горбунок»
1
1
9. Я сам мастер декоративно-прикладного искусства. Подбор эскиза и выполнение работы
Кол – во часов 5
Картина на тему «Мое домашнее животное»
1
1
Сформировать любовь
к своей культуре и Родине.
Планирование и организация деятельности
Научить эффективно, применять свое время
Картина на тему «Мое домашнее животное»
1
1
Картина на тему «Моя Родина»
1
1
Картина на тему «Моя Родина»
1
1
Картина на тему «Моя Родина»
1
1
Картина на тему «Моя Родина»
1
1
10.Итоговое занятие
Кол - во часов 2
Оформление картин собственных работ. Изготовление рамок картин.
1
1
Формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию
Оформление картин собственных работ. Роспись рамок картин
1
1
11.Познавательно досуговая деятельность
Кол - во часов 4
4
4
- умение организовать свою деятельность;
Готовность к самообразованию и самовоспитанию; сотрудничестве;
12.Работа по воспитательному плану Кол - во часов 4
4
4
13.Выставки
4
4
Итого
72
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Инструменты:
Кисти и сита
Нождачная бумага
Декоративные материалы
Стекло
Шурупы, молоток, гвозди.
Фанера
Бумага
Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для эскизов)
Стеллажи и тумбочки для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
МАТЕРИАЛЫ
керамобумаги одноразовые
разделители
глазури
клей или фрит
Вспомогательные материалы:
Керамические и металлические формы
Проволока, фольга
Эмали и краски
Формообразующие материалы
Блестки, золото, платина
ТАБЛИЦЫ
Виды композиции.
Введение в цветоведение.
Витраж
Последовательность выполнения изделия в техниках витражей
Приёмы и методы
Объем учебной нагрузки: 1 год обучения 72 часа год 2-й и 3-й года обучения-108 часов. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 1 часу, с перерывом 10-15 минут.
– Принимаются все желающие с 6 до 18 лет. В процессе занятий они знакомятся с различными способами художественной обработки материалов (стекло, природные камни) . Обучение рассчитано на совершенствование навыков и умений, знакомство с новыми видами декоративно-прикладного творчества ( роспись по стеклу )
Задания учитывают постепенное нарастание сложности технологического исполнения и композиционного построения. Все технические приемы осваиваются в процессе выполнения нужных и полезных в быту изделий (панно, сувениры, предметы быта и др.) Накапливая практический опыт, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к выполнению более сложных
Основные используемые формы проведения занятий
Формы проведения занятия индивидуальная
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей