Программа предполагает творческую деятельность учащихся и включает в себя изобразительное искусство, художественный труд, конструирование и моделирование. Главным ориентиром по всей программе в течение учебного года является проект «Научные каникулы», который предполагает активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности, способствует активному познанию окружающего мира, проявлению инициативы, изучению закономерностей перспективы, конструкции, вырабатывает умения и навыки объемного изображения предметов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Научные каникулы"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
«Научные каникулы»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТРУДОМ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ
Возраст учащихся с 7 лет
Срок реализации программы
– каникулярный период учебного года.
Авторы:
Киселева И.В.
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории.
Колпакова А. И.,
педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
г. Северодвинск
2017 уч. год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предполагает творческую деятельность учащихся и включает в себя изобразительное искусство, художественный труд, конструирование и моделирование. Главным ориентиром по всей программе в течение учебного года является проект «Научные каникулы», который предполагает активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности, способствует активному познанию окружающего мира, проявлению инициативы, изучению закономерностей перспективы, конструкции, вырабатывает умения и навыки объемного изображения предметов.
Дополнительное образование создает условия для развития индивидуальных задатков, интересов и склонностей обучающихся, позволяет обучать детей нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей. Освоение технологических приемов при работе с разнообразными материалами помогает детям познать и развить собственные возможности. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими предметами, как математика и черчение (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Специфической чертой программы является неоднородность контингента обучающихся по возрастному уровню и уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей.
«Изобразительное искусство» является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в творческих работах свои впечатления от увиденного и прочитанного, поэтому изобразительное искусство имеет огромное значение для нравственного и эстетического воспитания ребенка.
Изобразительное искусство является основой творческой деятельности. В педагогической науке принято считать, что оно имеет образовательное и воспитательное значение в формировании и развитии личности ребенка. Оно способно не только развивать фантазию ребенка и его образное мышление.
Системно - деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, в программе «Художественное творчество» предусмотрено большое количество развивающихся заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала обучающихся в младшей школе реализуется путем индивидуализации учебных заданий. Ребенок всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого обучающего с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации к труду, к активной деятельности на занятиях во внеурочное время.
В программе уделено внимание формированию информационной грамотности ребенка на основе разумного использования его потенциала. Передача учебной информации производится следующими способами: рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса содержит задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники. Социализирующая функция учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентацию содержания занятий на жизненные потребности обучающихся. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире. Значительное внимание уделяется повышению мотивации. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.
В марте-апреле предусмотрена защита проектов и стендовых докладов на площадках города и области. При работе над изготовлением непосредственно изделия в той или иной технике используются принципы художественного конструирования предметных форм: обучающиеся узнают, что главную роль при формообразовании, поиске оптимальной формы изделия в целом и каждого его элемента в отдельности играет утилитарное назначение, характер практического использования создаваемого предмета. Разработка проекта начинается с эскизного проектирования, т.е. обучающийся графически выражает свои идеи карандашом и акварелью.
Срок реализации – каникулярный период учебного года.
Цель программы: создание условий для интеллектуального и личностного развития обучающихся, обеспечение занятости детей во время каникул.
Задачи:
- пропаганда интеллектуально-творческой деятельности обучающихся в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования;
- апробация представления и защиты творческих проектов;
- освоение новых технологических приемов или комбинаций ранее известных приемов;
- формирование эстетического вкуса, способствование развитию изобразительного творчества, мелкой моторики, согласованности работы рук, политехнических умений и навыков, любознательности, воображения;
- воспитание трудолюбия;
- формирование общей культуры обучающихся;
- формирование у обучающихся самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности, внимания, воспитание чувства товарищества, дружелюбия и отзывчивости.
Программа имеет художественно - эстетическое направление и рассчитана на обучающихся с 7 лет.
Сохраняя структуру программы темы разделов (модулей) могут меняться в зависимости от темы года (2016- Год Кино, 2017- Год Экологии…). Занятия проходят в период осенне-зимний-весенний-летний каникулярный период.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия изобразительным искусством и художественным трудом способствуют приобщению к мировому и национальному культурному наследию, формированию культуры свободного времени.
Новизна – программа включает материал, не содержащийся в базовых программах, содержит знания, вызывающие положительный интерес обучающихся. Программа основывается преимущественно на активных методах обучения, проектных и исследовательских.
Программа разработана на основе следующих документов:
- программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» 5-9 классы, Москва, Просвещение, 2009г.
- авторская программа по рисунку и живописи – ДХШ, автор А. В. Конышев, Талица, 2001г.
- программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ,
« Культура быта», Москва, Просвещение , 1986 г.
Основные формы и методы работы:
- экскурсии и прогулки для зарисовок с натуры;
- комбинированные занятия;
- словесный рассказ, беседа (передача учебной информации производится различными способами: рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
- экскурсии на выставки, в музеи и различные профильные учреждения (ЦЮНТТ, ДМЦ, мастерские МБОУ «СОШ№12», техникум судостроения и машиностроения, ГБПОУ АО (К. Маркса. 34);
- презентации своих работ;
- конкурсные игровые программы;
- практическая работа,
- работа с ТСО.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Это репродуктивный (воспроизводящий), объяснительно - иллюстративный, практический.
Психологическое обеспечение программы.
Программа включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений обучающихся по данному направлению обучения;
- применение групповых и индивидуальных форм обучения.
Формы контроля:
- анкетирование обучающихся (сентябрь, май)
- итоговые занятия
- тестирование
- устный опрос
- мини-выставки
- участие в городских и окружных выставках и конкурсах
- повседневные наблюдения
Ожидаемые (планируемые) результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
- познавательный интерес к новому учебному материалу;
- способность к самооценке на основе критериев успешности.
2. Регулярные универсальные учебные действия:
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими студийцами давать эмоциональную оценку деятельности товарищам;
3. Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Обучающиеся должны:
- знать правила безопасности труда, личной гигиены при работе с инструментами и приспособлениями и материалами;
- знать обозначение и схемы, правила чтения схем;
- владеть линейным рисунком (изображать свой замысел на бумаге);
- знать исторические сведения о том или ином промысле, виде искусства;
- уметь выполнять работу в определенной последовательности согласно инструкции взрослого (технологические карты);
- иметь желание заниматься прикладным искусством и живописью в свободное время;
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Программа « Научные каникулы» состоит из следующих этапов (модулей):
1. Организационный этап (август – сентябрь)
Основная задача - создание условий для успешной реализации программы «Научные Каникулы» и включает в себя уточнение сроков, планов, содержания и обсуждение их с родителями и администрацией учреждения. Решение организационных вопросов.
2. Основной этап (каникулы в течение учебного года).
- Руководство проектами и подготовка к выступлениям «Рождественские истории 2018» г. Москва школа 1747.
«ПЕРВОКЛАССНЫЕ КАНИКУЛЫ»
- Творческая мастерская «Мастерилка» (изготовление поделок из бросового материала).
- Кинотеатр «Стройка», просмотр научно-познавательных фильмов.
- Встреча с инструктором по ПДД, изготовление знаков своими руками.
- Экскурсия к занимательным электроникам СМОППЦ.
- Участие в «Северных чтениях» г. Архангельск.
- Открытый городской фестиваль народного творчества « Чудесный короб». - Фестиваль-конкурс на лучший творческий проект в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», « Уроки добра и милосердия» г. Москва.
Самый большой модуль по продолжительности и объему - «Классное лето».
ИТОГОВЫЙ (заключительный) этап – август.
Анализ деятельности по реализации программы, подведение итогов, постановка задач с целью организации дальнейшей продуктивной работы по совершенствованию каникулярных занятий для обучающихся в коллективах «Волшебные краски» и «Северный сувенир».
Модуль «Классное лето»
Лето! Летние каникулы – это мечта каждого ребенка. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, об удовлетворении различных интересов (эстетических, творческих, познавательных, спортивных), о поиске «нового себя».
Летние занятия не стеснены рамками академических занятий и твердым расписанием, поэтому организационные формы работы могут быть гораздо разнообразнее. Нужно, чтобы занятия рисунком, живописью и художественным трудом сочетались с другими формами работы, способствующими расширению кругозора обучающихся.
С этой целью в программе планом предусмотрены кратковременные зарисовки (этюды) на пленере, экскурсии в городской краеведческий музей и местные художественные мастерские. Посещение выставочных залов, краеведческого музея, мастерских художников приобщают детей к прекрасному, показывает назначение коллекций. В музее совсем по-новому воспринимаются произведения искусства. Это формирует эмоциональный отклик и радость от их восприятия. Художественный труд – это мотивированная деятельность ребенка, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего утилитарные и эстетические свойства. Во время занятий художественным трудом ребенок исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, глина, тесто, пластилин, фольга, бисер). Художественное конструирование – обучающиеся узнают, что главную роль при формообразовании, поиске оптимальной формы изделия в целом и каждого его элемента в отдельности, играет утилитарное назначение.
Программа рассчитана на детей с 7 лет, увлекающихся художественной и декоративно-творческой деятельностью, моделированием и конструированием.
По окончании занятий нужно обязательно организовать выставку работ в коллективе.
Выставка послужит толчком к дальнейшему развитию детского творчества, а оценка работ со стороны обучающихся рядом, будет хорошим стимулом. Выставки являются основной формой работы. На них могут быть представлены:
- один подлинный предмет;
- изделия одного вида;
- сравнение 2 – 3 видов.
МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ:
Особое внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.
Задания направлены на освоение изобразительной грамотности и декоративно творческой деятельности (аппликация, декоративные композиции) и бумажной пластики.
Тематическое планирование модуля « Классное лето»
№ п/п
Раздел, тема
Кол-во часов
Волшебные краски
Северный сувенир
1.
Организационное занятие
2
Рисунок и живопись
Простейшие приемы работы с бисером
2
«Красавица-Весна»
«Солнышко - колоколнышко»
Обозначения, схемы, правила чтения схем.
2
«Вот оно какое, наше лето»
« Летние мотивы»
Материалы, инструменты, приспособления
2
«Эта улица мне знакома»
«Мой милый дом»
Плетение по заданной схеме.
2
«Природа в изобразительном искусстве»
«Лето за моим окном»
Оформление пейзажа цепочками из бисера с наложением.
2
«Красота спасет мир»
«Перламутровая река»
Украшения из бисера (заколки, браслеты, брошь)
2
«Весну рисую словом и пером» -
рисование с натуры весенних веток и цветов
«Вслед за мечтой» – живопись бисером
2
«Какой бывает дождик»
2
Рисование цветными карандашами, пастелью, мелками
«Разноцветные зонтики»
Плетение по заданной схеме из бисера разного размера
3
Аппликация
Мир насекомых
2
Вытыканки
Игрушки на проволоке
«Белая береза под моим окном»
2
Аппликация из бумаги методом обрывания
Аппликация из бисера, бусин и пуговиц разного размера
4
Моделирование и конструирование
«Красный угол северной избы»
«Жемчужная сказка»
Простейшие приемы низания
2
«Праздник завивания березки»
2
Сюжетная композиция
Венок из цветов из бисера
«Веселый хоровод» Конструирование из бумаги
2
«Необыкновенный букет»
2
Изготовление искусственных цветов
Цветы из бисера на проволоке
«Каждая птица своим пером красуется»
2
Работа с пластилином
Плетение из бусин и бисера, пуговиц разного размера
«Сказочные персонажи»
2
Конструирование из бумаги
Плетение по заданной схеме
5
Работа с традиционными и нетрадиционными материалами в разных техниках
Рисование на фольге
2
Методом придавливания
Мозаика
2
Мозаика штампом (из картофеля), мозаика из бумаги
Мозаика из бусин и пуговиц
Работа с пластическим материалом (соленое тесто, тесто из опилок)
4
Каргопольская игрушка
2
6
Экскурсия в городской краеведческий музей «Город у Белого моря»
2
7
«Народные» олимпийские игры» - игры (состязания на свежем воздухе)
2
8
Итоговое занятие
2
1. Организационное занятие
Цель, содержание и форма занятий. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
2. Разделы «Рисунок» и «Живопись» предусматривают изучение обучающимися основ изобразительной грамоты, основных законов рисунка и живописи, приемов рисования и живописи, развития творческой инициативы, необходимой им в практической деятельности. Ведущим видом работы остается рисование с натуры. Зарисовка по памяти и на основе наблюдений также должна занимать большое место, в особенности в работе с младшим и средним возрастом. Работа с натуры дополняется рисованием на заданную тему, будь то иллюстрация к прочитанной книге или рисование на тему «Как я провел лето».
Объяснение сопровождается рисунками преподавателя (желательно выполнять рисунки на светлой бумаге, обоях или оберточной бумаге). В крупном масштабе, каждый раз заново выполняя их, например, сангиной, выделяя конечный результат углем или угольным карандашом.
Экскурсии и прогулки для наблюдений и зарисовок с натуры и по памяти обогащают содержание занятий.
В поисках сюжетов для творческих работ проводятся выходы в лес, парк, на улицы города. Находки и зарисовки детей на природе станут основой для будущих композиций. Цель творческих работ: внимательное наблюдение жизненного материала, его глубокое осмысление.
Занятия по рисунку и живописи выполняются систематически, разнообразно с изображением рекомендуемых предметов в различных ракурсах и условиях освещения.
3. Раздел «Аппликация»
Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, высушенные листья.
Аппликация - способ создания орнаментов и изображений путем нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т.п. разноцветных кусочков какого- либо материала (ткань, бумага, мех, солома,…)другого цвета, фактуры или выделки; орнамент, изображение, созданное таким образом , придают произведению особую рельефность и выразительность.
На занятиях аппликацией обучающиеся приобретают навыки видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции; развивать моторику и согласованность работы рук, закреплять знания, полученные на уроках математики и рисования; развивают образное и пространственное мышление, умение работать с инструментами. Овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, произведений народного декоративно – прикладного искусства.
Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.
Аппликации доступны детям разного возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Ведь всегда интересно наблюдать, как из радужных квадратиков и треугольников получается узнаваемая картинка. Красивой "аппликацией" можно украшать не только учебники и тетради, но также табуретки, холодильники, праздничную одежду для себя и своих кукол, пасхальные яйца и многое другое. «Аппликация» предоставляет широкие возможности для художественного, эстетического и духовного развития ребёнка. Клеить можно буквально все! Такое разнообразие творческой деятельности в значительной степени раскрывает творческий потенциал ребенка, дает возможность творческой самореализации.
4. Раздел « Моделирование и конструирование»
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является конструирование из бумаги. Это один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.
Раздел «Моделированиеиз бумаги» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, аппликация, оригами, торцевание дает возможность поверить в себя, в свои способности. Занятия с бумагой позволят детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и обрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Кроме того, дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
5. Работа с традиционными и нетрадиционными материалами в разных техниках
Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение; формирует объемное видение предметов, развивает чувство цельности композиции. Сегодня такой материал как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества. Изделия из данного материала в отличие от пластилина долговечны и не требуют дорогостоящей обработки обжигом как изделия из глины. Кроме того, соленое тесто по многим показателям (прежде всего, техническим и, безусловно, экологическим) превосходит популярную за рубежом полимерную глину, которая, достаточно давно появилась на прилавках наших магазинов.
6. Работа с бисером
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, способ плетения «коралл», «скрутка», низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Наращивание проволоки.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.