kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Построение гипсовой плиты с орнаментом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка посвящается изучению построения гипсовой плиты с орнаментом. Кроме теоретических основ построения излагаются практические упражнения. Теоритические знания и практические упражнения рекомендуется применять в изложенной

последовательности от простого к более сложному.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Построение гипсовой плиты с орнаментом»»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Построение гипсовой плиты с орнаментом»

































Выполнила преподаватель МБОУ ДО «БДШИ» БМР РТ

Расулева А.Д.















Бугульма 2019

Аннотация.

Данная методическая разработка посвящается изучению построения гипсовой плиты с орнаментом . Кроме теоретических основ построения излагаются практические упражнения. Теоритические знания и практические упражнения рекомендуется применять в изложенной

последовательности от простого к более сложному.



















































Содержание.

  1. Последовательный анализ с помощью рисунка формы гипсового орнамента как архитектурной детали.

  2. Визуальное наблюдение, изучение и анализ формы гипсового орнамента, компоновка изображения в листе.

  3. ПЕРВЫЙ ЭТАП

-Нахождение пропорций и прорисовка плиты орнамента на основе законов наблюдательной перспективы.

-Для симметричного орнамента нахождение на плите геометрического центра.

-Нахождение следа центрального луча и пометка его на рисунке.

  1. ВТОРОЙ ЭТАП

-Изучение и пропорциональный анализ профильного сечения орнамента.

-Пометка характерных точек и направлений, определяющих движение основных масс орнамента.



  1. ТРЕТИЙ ЭТАП

-Выделение в общей форме и построение основных частей орнамента через их узловые пункты.

  1. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

-Анализ объемных и линейных отношений конструкции орнамента, перспективных сокращений.

-Внесение исправлений в рисунок.

-Прорисовка мелких форм и деталей и завершение линейно-конструктивного рисунка гипсового орнамента.

  1. ПЯТЫЙ ЭТАП

-Анализ геометрии теней с учетом перспективных сокращений.

-Построение границ собственных и падающих теней.

-Выявление больших тоновых отношений.

-Уточнение построения форм орнамента.

  1. ШЕСТОЙ ЭТАП

-Уточнение тональных отношений.

-Углубленная проработка светотеневых отношений.

-Выявление полутонов и рефлексов.

-Проработка орнамента в освещенных местах, выявление бликов.

-Проработка тоном мелких деталей.

-Гармоничное соподчинение света, полусвета, рефлекса и теней.

-Завершение светотеневого рисунка. Обобщение .



10. Заключение

11. Список используемых ресурсов

Введение.



Слово «орнамент» происходит от латинского ornamentum — украшение. Основная функция орнамента — декоративная. Он может служить украшением предметов прикладного искусства, часто применяется в книжной графике, архитектуре, коврово-ткацкой промышленности и других отраслях. Орнаментальное искусство несет в себе общие стилистические особенности, присущие различным национальным культурам, признаки стиля определяются различиями изобразительной культуры каждого народа, которые были устойчивы на протяжении некоторого исторического периода. В. Дембовецкий писал: «Орнаментное искусство, как и всякое искусство вообще, с одной стороны, воспроизводило, а с другой — создавало то, что художественный инстинкт народа склонен был принимать за проявление возвышенного и прекрасного».

Закономерности построения каждого орнамента зависят от материала, формы и назначения того предмета, который он украшает. Широко распространены следующие разновидности орнамента: ленточные, розетки и сетчатые. По изобразительным элементам, входящим в орнамент, он может быть: геометрическим, растительным, тератологическим (от греч. teras — чудовище, т. е. звериный стиль в орнаментике) и эпиграфическим, т. е. включающим различные надписи (что характерно для орнаментики Средней Азии и Ближнего Востока). Известный американский эстетик и психолог искусства Рудольф Арихейм писал: «Можно ли определить его (орнамент. — примеч. авт.) лишь как зрительно воспринимаемую модель, которая не изображает объект? Очевидно, нельзя, потому что в большинстве случаев орнамент образуется не из одних лишь чистых форм: для его создания используют изображения животных, растений, человеческих фигур, различные узлы и ленточки. Вряд ли найдется в мире объект, который не воспроизводился бы в орнаменте».























Последовательный анализ с помощью рисунка формы гипсового орнамента как архитектурной детали.



Изучение, последовательный анализ с помощью рисунка формы гипсового орнамента как архитектурной детали, разгадывание его конструктивно-художественной логики приносят огромную пользу. Рисуя гипсовые слепки декоративного убранства архитектурных сооружений, ученик осваивает законы перспективного построения сложной формы, изучает пластические основы и пропорции ее художественного выражения, конструктивную логику, а также совершенствует свои графические навыки.

Остановимся подробнее на основных этапах работы над рисунком гипсового орнамента.











ПЕРВЫЙЭТАП

Визуальное наблюдение, изучение и анализ формы гипсового орнамента, компоновка изображения в листе.

Прежде чем приступить к рисунку, необходимо изучить объект для рисования и провести анализ формы орнамента. Художник-график П.Я. Павлинов писал: «Чтобы понять конструкцию фигуры, надо представить ее вне точки зрения, мысленно со всех сторон, как мы осязаем косточку оливы во рту».

Анализируя форму каждого конкретного орнамента, необходимо понять ритмику его чередующихся элементов, схему их движения. «Конечно, не в момент выполнения надо накладывать мерку, применять отвес и пр.; следует уже заблаговременно овладеть точностью, которая перед лицом природы сама собой придет на помощь неудержимому желанию отобразить ее», — писал Эжен Делакруа.

Композиция на листе складывается не только из изображения предмета, но и из тех промежутков и полей, которые предмет окружают. При передаче пропорциональной аналогии общей формы и ее составных частей надо помнить, что площади светлого и темного в рисунке должны уравновешивать друг друга. Рисуя плиту, определите ее пропорции, а затем наклон (наклон плиты лучше определять по отношению к вертикали). Далее точно установите уровень зрения. В процессе всей работы над рисунком нужно следовать перспективным изменениям в соответствии с исходными данными.

ВТОРОЙ ЭТАП

  • Изучение и пропорциональный анализ профильного сечения орнамента.

  • Пометка характерных точек и направлений, определяющих движение основных масс орнамента.



Сущность конструкции орнамента познается через основные направляющие линии в узловые опорные точки, а для этого необходимо увидеть и расчленить сложную форму на простые геометрические фигуры. «Во всяком предмете первое, что надо схватить, дабы передать в рисунке, — это контраст основных линий. Надо хорошо запечатлеть это в воображении, прежде чем прикасаться карандашом к бумаге», — писал Э. Делакруа. Изображая гипсовую розетку, необходимо нарисовать множество эллипсов. Для этого нужно четко представлять расположение большой и малой осей каждого из них. Наметив исходный эллипс, лежащий в плоскости доски, все другие эллипсы необходимо сравнивать с ним.

ТРЕТИЙ ЭТАП.

Выделение в общей форме и построение основных частей орнамента через их узловые пункты

Каждый объем приведенной в примере розетки делится на пять равных частей. Узловые пункты основных частей как раз и будут лежать на линиях или кривых, соответствующих этому членению. Я.П. Павлинов писал: «Надо форму понимать от осей как направления и в количественном распределении по ней, а не от контуров».

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП.

  • Анализ объемных и линейных отношений конструкции орнамента, перспективных сокращений.

  • Внесение исправлений в рисунок.

  • Прорисовка мелких форм и деталей и завершение линейно-конструктивного рисунка гипсового орнамента.

Учебный рисунок должен содержать как можно больше информации о форме. Все построение ведется так, чтобы можно было изучить не только внешнюю, но и скрытую от глаза наблюдателя оболочку предмета. «В рисовании нужно достигнуть того, чтобы форму строить в пространстве бумаги так, как бы я строил ее в натуре, в скульптуре, архитектуре, как строит вещь столяр, как макетчик», — писал П.Я. Павлинов.

Рисунок строится от плоскости доски, как бы «изнутри», и выстраиваемые объемы двигаются по направлению к зрителю. Оправданность такого подхода к построению рисунка доказывал еще Уильям Хогарт в XV1I1 в. Он писал: «Но обычно, когда смотрят на любой непрозрачный предмет, часть пространства, которая непосредственно противостоит глазу, целиком поглощает наше внимание, а противоположная или даже рядом лежащая часть в этот момент не занимает нашу мысль. Малейшая попытка ознакомиться с любой другой стороной предмета разрушает наше первое представление из-за отсутствия связи между этими двумя представлениями, которую мы, безусловно, могли бы установить, познав весь предмет в целом, если бы в самом начале подошли к нему».

ПЯТЫЙ ЭТАП.

  • Анализ геометрии теней с учетом перспективных сокращений.

  • Построение границ собственных и падающих теней.

  • Выявление больших тоновых отношений.

  • Уточнение построения форм орнамента.



Надо помнить, что светотень возникает от освещения предмета источником света. Строя геометрию теней, нужно точно выяснить направление лучей света. Необходимо, пусть визуально, находить проекции основных крайних точек на поверхности орнамента, создающих границы светотени. Прямой свет, т.е. свет под углом 90 градусов к поверхности орнамента, будет создавать впечатление резкого светлого силуэта на темном фоне. Светотеневые нюансы почти отсутствуют. Собственных теней почти нет. Форма засвечивается и кажется плоской и даже большей по размеру.

Высокий свет, направленный на гипсовый орнамент под углом 45 градусов, особенно хорошо выявляет объем и фактуру формы. Мы очень четко можем увидеть свет, полусвет, полутень, тень, т. е. все светотеневые градации. Хорошо читается краевой или пограничный контраст на собственной и падающих тенях. Необходимо помнить, что при приближении к источнику света контрастность возрастает, и стараться увидеть это в натуре. Скользящие лучи света создают полутона, поэтому доска орнамента будет несколько темнее, чем выступающие элементы.

ШЕСТОЙ ЭТАП.

  • Уточнение тональных отношений.

  • Углубленная проработка светотеневых отношений.

  • Выявление полутонов и рефлексов.

  • Проработка орнамента в освещенных местах, выявление бликов.

  • Проработка тоном мелких деталей.

  • Гармоничное соподчинение света, полусвета, рефлекса и теней.

  • Завершение светотеневого рисунка. Обобщение его

Переходы между тенью и светом надо особенно тщательно прорабатывать штрихом, выявляя фактуру материала. Рефлексы, т. е. отраженный свет, на гипсе будут восприниматься как дополнительный источник света, если их не подчинять освещенным местам. Тени и рефлексы желательно прорабатывать мягче, без штрихов, чтобы они «отходили вглубь».

Заканчивая рисунок, надо чаше смотреть на него издали, стараясь добиться гармоничности, обобщенности, более четкого выявления пространственных и фактурных особенностей орнамента. А. Дейнека писал: «Целостное восприятие модели служит не только исходным моментом для ее изучения, но и постоянным “фоном”, на котором познается каждая часть в отдельности».

Подчинение тональных градаций происходит тогда, когда ученик работает по тональному масштабу, выявляя самое темное и самое светлое места.

Остальные тональные градации необходимо строить, сравнивая с самым темным и самым светлым, четко выстраивая отношения тона на рисунке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В законченный учебный рисунок гипсового орнамента ученик должен вложить все свои навыки, знания, возможности — все то, что он приобрел на предшествующих занятиях. «Нам же кажется, что в штудированном рисунке вполне допустимо и целесообразно оставаться на таком пределе, который дает полное представление о сложном характере фигур и освещения», — писал Дейнека.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ.



1)портал http://urokizo.ru

2) Жабинский В. И., Винтова А. В


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Построение гипсовой плиты с орнаментом»

Автор: Расулева Алина Джамилевна

Дата: 07.11.2021

Номер свидетельства: 590714


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства