Художественно-творческая мастерская. (Программа внеурочной деятельности общекультурного направления)
Художественно-творческая мастерская. (Программа внеурочной деятельности общекультурного направления)
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 10-11лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. В кружок принимаются все желающие без специального отбора. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 10 до 15 человек.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Художественно-творческая мастерская. (Программа внеурочной деятельности общекультурного направления)»
ГБОУ лицей имени Героя Советского Союза П.И. Викулова городского округа Сызрань Самарской области
Художественно-творческая мастерская.
(Программа внеурочной деятельности общекультурного направления)
Авторы: Н. А. Наумова
учитель ИЗО и черчения
Н.В.Кажаева
учитель ИЗО и черчения
Сызрань – 2015 г.
Содержание
Пояснительная записка
Тематический план
Содержание программы
Учебно-тематический план
Материально-техническое обеспечение и дидактическое сопровождение
Художественно-творческая мастерская.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция программы
Программа рассчитана на учащихся средней школы (5 класс), увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью.
В процессе занятий художественным творчеством формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование художественных навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению школьников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Актуальность программы:
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. Она может рассматриваться как один из способов обучения школьников видам полезного проведения досуга.
Практическая значимость:
Внеклассные занятия продолжают и расширяют темы, начатые на уроке. Содержанием этих занятий являются такие темы или виды работ, развитие которых на внеклассных занятиях поможет более глубокому освоению школьной программы и расширит возможности учащихся в практическом применении полученных знаний. На занятиях у детей воспитываются такие нравственно - волевые качества личности как усидчивость, терпение, умение довести начатую работу до конца, аккуратность в работе.
Внеклассные занятия способствуют развитию творческого мышления и воображения; они привлекают детей результатами труда. Следовательно, является еще и средством эмоционально - эстетического воспитания и развития детей. Кроме того, занятия способствуют расширению политехнического кругозора учащихся, знакомят с искусством родного края, с произведениями изобразительного и прикладного искусства, не вошедшими в школьную программу. Прикладной характер программы дает возможность детям реализовывать проекты по изготовлению индивидуально-тематических открыток.
Вид программы:
модифицированная (разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального основного общего образования в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования).
Цель программы:
Формирование духовно-нравственных качеств. Приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Задачи программы:
Обучающая. Освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством.
Развивающая. Развитие художественного вкуса, наблюдательности, творческого воображения и мышления учащихся, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная. Формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Специальной задачей является проведение коррекционно - развивающей работы с детьми среднего школьного возраста по развитию мелкой моторики, пространственной ориентировки, глазомера, способности концентрировать свое внимание, работать сосредоточенно, аккуратно, доводить начатую работу до конца; воспитание положительно-эмоционального восприятия окружающего мира; воспитывать художественный вкус.
Возраст детей:
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 10-11лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. В кружок принимаются все желающие без специального отбора. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 10 до 15 человек.
Режим занятий:
Общее число занятий в год – 34. При наполняемости группы 10-15 детей занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Состав группы постоянный. Дни занятий кружка учитель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Продолжительность занятий 40 минут.
Планируемые результаты обучения -
наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
организовать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
уметь планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
способы и приемы обработки различных материалов;
Художественно-творческая мастерская.
Учебно-тематический план
5 класс
№ п\п
Тема занятия
Количество часов
Теоретических
Практических
Всего
1.
Вводное занятие.
1
1
2
2.
Открытки из картона и ниток
1
7
8
3.
Искрящиеся открытки
1
5
6
4.
Штамп и трафарет в открытках
1
4
5
5.
Квиллинг
1
4
5
6.
Открытки и батик
1
4
5
7.
Подведение итогов.
1
2
3
Итого:
7
27
34
Содержание программы.
Вводное занятие. История возникновения открыток. Правила по ТБ при работе инструментами. (2 часа)
Декоративно-прикладное творчество и его значение в жизни человека Знакомство с названиями материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда. Организация рабочего места.
Работа с бумагой, нитками и материалами для рисования и окрашивания. (14 часов)
Основные правила работы с картоном и нитками, изготовление открыток: «Рыбка в пузырьках» и «Осенний листопад». Знакомство с разнообразными материалами имеющие свойства: переливаться, блестеть, мерцать, светиться и т.д. Изготовление открыток на тему: «Сверкающие рождественские елки»,.
Работа с бумагой, природным и живописным материалом. (5 часов)
Основные правила изготовления трафаретов и штампов и работы с ними. Изготовление открыток к 23 февраля.
Работа с бумагой (квилинг). (5 часов)
Основные приёмы работы с бумагой в технике «Квиллинг».Изготовление открыток к 8 марта.
Работа с бумагой и с тканью. (5 часов)
Основные правила работы с тканью, различные росписи ткани. Применения батика в оформлении открыток. Изготовление открытки
«Весенние цветы»
Подведение итогов. (3 часов)
Изготовление творческой работы: «Открытка». Выставка работ учащихся.
Учебно-тематический план
№ п\п
Тема занятия
Количество часов
УУД
Виды деятельности
Теоретических
Практических
Всего
1-2
Вводное занятие. История возникновения открыток.
Правила по ТБ при работе инструментами.
1
1
2
Личностные: умение объяснить значение творчества в жизни человека
Презентация,
практический.
Работа с бумагой, нитками и материалами для рисования и окрашивания.
3-4
Знакомство с техникой изонить, материалы и инструменты.
1
1
2
Познавательные: участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы
Теоретический, практический.
5, 6, 7
«Рыбка в пузырьках». Основная техника.
3
3
Регулятивные: уметь прогнозировать результат творческой деятельности
Презентация.
Практический.
8, 9. 10
«Осенний листопад». Основная техника.
3
3
Регулятивные: уметь прогнозировать результат творческой деятельности
Практический.
11-12
Искрящиеся открытки. Материалы и инструменты.
1
1
2
Познавательные: участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы
Практический.
практический.
13, 14, 15, 16
«Сверкающие рождественские елки»,.
4
4
Регулятивные: уметь прогнозировать результат творческой деятельности
Практический.
Работа с бумагой, природным и живописным материалом
17-18
Техника трафарета и штампа. Материалы и инструменты.
1
1
2
Познавательные:участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы
Презентация.
Теоретический, практический.
19, 20, 21
Поздравляем защитников отечества
3
3
Регулятивные: уметь прогнозировать результат творческой деятельности
Практический.
Конкурс.
Работа с бумагой (квилинг)
22-23
Техника квиллинг.
1
1
2
Познавательные: участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы
Практический.
24. 25, 26
Поздравительные открытки к 8 марта
3
3
Регулятивные: уметь прогнозировать результат творческой деятельности
Практический.
Работа с бумагой и с тканью
27-28
Батик
1
1
2
Познавательные: участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы
Практический.
29, 30,31
Изготовление открытки
«Весенние цветы»
3
3
Регулятивные: уметь прогнозировать результат творческой деятельности
Теоретический, Практический.
Подведение итогов.
32, 33, 34
Выставка «Наше творчество».
1
2
3
Коммуникативные: осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы Личностные: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям из бумаги
Познавательные: сравнивать, сопоставлять, анализировать различные техники декоративного изделия
Практический.
Теоретический.
ИТОГО:
7
27
34
Методическое обеспечение программы:
Формы проведения занятий:
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ учителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия, демонстрация иллюстраций, презентаций, экскурсии - так и практические занятия: обсуждение и выбор рисунка, конкурс рисунков, работа с компьютером, с интерактивной доской, подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ. Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы работы:
Словесно- наглядный,
Наглядно- практический,
Практический.
Формы подведения итогов реализации программы:
выставки детских работ;
участие в школьной выставке декоративно-прикладного творчества;
дни презентации детских работ родителям; проектная деятельность повыполнению индивидуально-тематических открыток к праздникам.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий
Печатные пособия.
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобрази тельного искусства).
Методические журналы по искусству.
Справочные пособия.
Техническое оснащение.
1.Мультимедиапроектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы и презентации по декоративно- прикладному искусству.
Учебно-практическое оборудование
Краски акварельные, гуашевые.
Тушь.
Бумага АЗ, А4.
Бумага цветная.
Фломастеры.
Восковые мелки.
Пастель.
Кисти беличьи № 5, 10, 20.
Кисти из щетины № 3, 10, 13.
Ёмкости для воды.
Бумага разной фактуры.
Ткань.
Клей.
Ножницы.
Список литературы, используемой педагогом
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование . Под редакцией В.А.Горского. М. «Просвещение» 2011.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов. М. «Просвещение» 1988.
Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. — М., 1991.
Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. — М., 1994.
Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. — М., 1991.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Неменский Б. М. Педагогика искусства / В. М. Неменский. — М., 2007. — (Библиотека учителя).
Неменский Б. М. Познание искусством / Б. М. Неменский. — М., 2000.
Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная школа». Автор О. А. Кожина
Делаем открытки (Хобби клуб) – М., ООО АСТ-ПРЕСС-КНИГА. 2012 год.