№ п/п | Раздел и основное содержание | Количество часов | Дата (план) | Дата (факт) | Планируемые результаты обучения | Диагностика (текущий и итоговый контроль) |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1-9 | Истоки декоративно-прикладного искусства (9 часов) |
1 | Древние образы в народном творчестве | 1 | 5А,Б 05.09. | | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов); Учащиеся должны уметь: различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.); Получат возможность научиться: создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. | Регулятивные: соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, проявлять активность для решения познавательных задач. | Уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; иметь эстетическую потребность в самостоятельной практической творческой деятельности; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Входной |
2 | Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). | 1 | 5А,Б 12.09 | | Учащиеся должны знать: семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки) Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. | Регулятивные: целеполагание, соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач, оценка и самооценка. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Оценивание своей деятельности, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата. | Текущий |
3 | Русская изба: единство конструкции и декора | 1 | 5А,Б 19.09 | | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов); семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки) Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: создавать эскиз декоративного убранства избы; украшение деталей дома солярными знаками. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия, применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения, использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач, умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли, задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | Текущий |
4 | Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры | 1 | 5А,Б 26.09 | | Учащиеся должны знать: конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома, мудрость устройства традиционной жилой среды; Учащиеся должны уметь: сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия; Получат возможность научиться: создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | Текущий |
5 | Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента. | 1 | 5А,Б 03.10 | | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов); семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: Выполнять рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбы по дереву. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы; использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Способность оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности. | Текущий |
6 | Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Прялка. | 1 | 5А,Б 10.10 | | Учащиеся должны знать: особенности конструкции, декора традиционных предметов крестьянского быта и труда. Учащиеся должны уметь: составлять орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства Получат возможность научиться: изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать её. | Регулятивные: планирование, целеполагание, применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | Текущий |
7 | Русская народная вышивка. | 1 | 5А,Б 17.10 | | Учащиеся должны знать: особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Учащиеся должны уметь: создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию, использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. Получат возможность научиться: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. | Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Способность оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата. | Промежуточный (тест) |
8 | Орнаментальное построение вышивки с опорой на народные традиции | 1 | 5А,Б 24.10 | | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов); семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: Выполнять рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву; придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи, проявлять активность для решения познавательных задач; Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества, эстетические потребности; способность оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности. | Текущий |
9 | Национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России | 1 | 5А,Б 31.10 | | Учащиеся должны знать: национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России, разнообразие трактовок традиционных образов. Учащиеся должны уметь: создавать самостоятельные варианты орнаментальной композиции с опорой на народную традицию, выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив, дополняя его орнаментальными поясами. Получат возможность научиться: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель. Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её реше-ния;самоконтроль, самооценка. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера. | Текущий |
10-16 | Декор-человек, общество, время (7 часов) |
10 | Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 1 | 5А,Б 14.11 | | Учащиеся должны знать: смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Учащиеся должны уметь: объяснить, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Получат возможность научиться: вести диалое о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. | Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Мира, творческой деятельности эстетического характера. | Текущий |
11 | Праздничный народный костюм – целостный художественный образ | 1 | 5А,Б 21.11 | | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов); семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге, связанном с выявлением особенностей в образах народной праздничной одежды разных регионов России. | Готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, традиционных ценностей. | Текущий |
12 | Праздничный народный костюм, головной убор. | 1 | 5А,Б 28.11 | | Учащиеся должны знать: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов); семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге, связанном с выявлением особенностей в образах народной праздничной одежды разных регионов России. | Готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Способность оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности. | Текущий |
13 | Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. | 1 | 5А,Б 05.12 | | Учащиеся должны знать: значение народного праздника как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.). Учащиеся должны уметь: находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Получат возможность научиться: понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство. | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества, эстетические потребности; способность оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности. | Текущий |
14 | Одежда «говорит» о человеке. Исторический костюм. | 1 | 5А,Б 12.12 | | Учащиеся должны знать: о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Учащиеся должны уметь: соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе, передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. Получат возможность научиться: передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей; поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Мира, творческой деятельности эстетического характера. | Текущий |
15 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | 1 | 5А,Б 19.12 | | Учащиеся должны знать: смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Учащиеся должны уметь: называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Получат возможность научиться: создавать декоративную композицию герба (с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения | Познавательные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль; Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. | Текущий |
16 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 1 | 5А,Б 26.12 | | Учащиеся должны знать: об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Учащиеся должны уметь: распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. Получат возможность научиться: распознавать различные виды ДПИ. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог | Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре. | Промежуточный (тест) |
17-27 | Связь времен в народном искусстве (11 часов) |
17 | Русские художественные промыслы | 1 | | | Учащиеся должны знать: несколько ведущих народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика). Учащиеся должны уметь: соотносить особенности разных художественных промыслов, создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Получат возможность научиться: различать художественные промыслы, эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям русских народных промыслов. | Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи), планирование, контроль, коррекция, самооценка. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, умение структурировать знания, смысловое чтение. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монолог, диалог. | Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России ; усвоение гуманистических, традиционных ценностей. Имеют мотивацию к социально-значимой и оцениваемой деятельности. Проявляет осознанные познавательные интересы | Текущий |
18 | Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка). | 1 | | | Учащиеся должны знать: об истоках возникновения современной народной игрушки; форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам, характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Учащиеся должны уметь: осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением её декоративной росписью в традиции Дымковской игрушки. Получат возможность научиться: приёмам создания выразительной формы в опоре на народные традиции. | Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи), планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка. Познавательные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: Уметь пользоваться языком изобразительного искусства; Уметь слушать и понимать других; Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | Усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; развитие готовности и способности к саморазвитию и самосовершенствованию; развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость; воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству. Формирование образного мышления; Развитие фантазии; Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Текущий |
19 | Древние образы в народных игрушках (Филимоновская игрушка). | 1 | | | Учащиеся должны знать: об истоках возникновения современной народной игрушки; форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам, характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Учащиеся должны уметь: осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением её декоративной росписью в традиции Филимоновской игрушки. Получат возможность научиться: приёмам создания выразительной формы в опоре на народные традиции. | Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи), планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка. Познавательные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства; уметь слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | Усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; развитие готовности и способности к саморазвитию и самосовершенствованию; развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость; воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству. Формирование образного мышления; Развитие фантазии; Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Текущий |
20 | Композицион-ное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов | 1 | | | Учащиеся должны знать: характерные особенности произведений народных промыслов, основные приёмы кистевой росписи. Учащиеся должны уметь: создавать композицию росписи в традиции народных мастеров. Получат возможность научиться: выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения народных промыслов; выявлять композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. | Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи), планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, умение структурировать знания, смысловое чтение. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное и духовное многообразие современного мира. | Текущий |
21 | Искусство Гжели | 1 | | | Учащиеся должны знать: характерные особенности гжельской росписи, приёмы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями». Учащиеся должны уметь: создавать композицию гжельской росписи в процессе практической творческой работы. Получат возможность научиться: эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров, сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка, волевая саморегуляция. Познавательные: постановка и решение проблем, самостоятельно составлять алгоритм действий, поиск ивыделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, умение слушать и вступать в диалог. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера, Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | Текущий |
22 | Городецкая роспись | 1 | | | Учащиеся должны знать: характерные особенности произведений городецкого промысла, основные приёмы кистевой росписи Городца. Учащиеся должны уметь: создавать композицию росписи в традиции Городца Получат возможность научиться: Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях. | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка, волевая саморегуляция. Познавательные: постановка и решение проблем, самостоятельно составлять алгоритм действий, поиск ивыделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, умение слушать и вступать в диалог. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера, Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | Текущий |
23 | Хохлома | 1 | | | Учащиеся должны знать: характерные особенности хохломской росписи, виды хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Учащиеся должны уметь: создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. Получат возможность научиться: эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка, волевая саморегуляция. Познавательные: постановка и решение проблем, самостоятельно составлять алгоритм действий, поиск ивыделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, умение слушать и вступать в диалог. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера, Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | Текущий |
24 | Жостово. Роспись по металлу. | 1 | | | Учащиеся должны знать: основные приёмы жостовского письма. Учащиеся должны уметь: создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. Получат возможность научиться: эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла; соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов; осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка, волевая саморегуляция. Познавательные: постановка и решение проблем, самостоятельно составлять алгоритм действий, поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, умение слушать и вступать в диалог. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера, Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | Текущий |
25 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. | 1 | | | Учащиеся должны знать: что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари, характерные особенности мезенской деревянной росписи, её ярко выраженную графическую орнаментику. Учащиеся должны уметь: создавать композицию росписи или её фрагмент в традиции мезенской росписи Получат возможность научиться: основным приемам мезенской росписи; выражать своё личное отношение, эстетически оценивать изделия русских мастеров | Регулятивные : умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, планирование, самоконтроль. Познавательные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: Уметь пользоваться языком изобразительного искусства; Уметь слушать и понимать других; Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | формирование готовности и способности учащихся к обучению и самообразованию, отношение к народной культуре, эстетические потребности; способность оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности. | Текущий |
26 | Тиснение и резьба по бересте | 1 | | | Учащиеся должны знать: что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари, характерные особенности мезенской деревянной росписи, её ярко выраженную графическую орнаментику. Учащиеся должны уметь: создавать композицию росписи или её фрагмент в традиции мезенской росписи Получат возможность научиться: основным приемам мезенской росписи; выражать своё личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров | Регулятивные : умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, планирование, самоконтроль. Познавательные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: Уметь пользоваться языком изобразительного искусства; Уметь слушать и понимать других; Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | формирование готовности и способности учащихся к обучению и самообразованию, отношение к народной культуре, эстетические потребности; способность оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности. | Текущий |
27 | Связь времен в народном искусстве | 1 | | | Учащиеся должны знать: общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов, называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов Учащиеся должны уметь: анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времён в народном искусстве». Получат возможность научиться: понимать важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка, волевая саморегуляция. Познавательные: постановка и решение проблем, самостоятельно составлять алгоритм действий, поиск ивыделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, умение слушать и вступать в диалог. | Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость; воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству. Формирование образного мышления, развитие фантазии. | Промежуточный (тест) |
28-35 | Декоративное искусство в современном мире (8 часов) |
28 | Современное выставочное искусство. | 1 | | | Учащиеся должны знать: характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства, отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. Учащиеся должны уметь: находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора, использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Получат возможность научиться: ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д.; высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. | Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи), планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, умение структурировать знания, смысловое чтение. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге,
| Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное и духовное многообразие современного мира. | Текущий |
29 | Виды и материалы современного декоративно-прикладного искусства | 1 | | | Учащиеся должны знать: характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства, отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. Учащиеся должны уметь: использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством, находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Получат возможность научиться: ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д., высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. | Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи), планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка. Познавательные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства; уметь слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | Понимать роль культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; иметь эстетическую потребность в самостоятельной практической творческой деятельности; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Текущий |
30 | Проектирование и разработка декоративного оформления. Ты сам – мастер. | 1 | | | Учащиеся должны знать: правила сборки отдельно выполненных деталей в более крупные блоки, т. е. как вести работу по принципу «от простого к сложному». Учащиеся должны уметь: пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Получат возможность научиться: Разрабатывать, создавать эскизы панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьера; владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. | Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка. Познавательные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства; уметь слушать и понимать других; планирование учебного сотрудничества, обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге. | Развитие эстетического сознания посредством творческой деятельности эстетического характера, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудниче-стве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Текущий |
31 | Ты сам – мастер. Коллективный проект. Панно для украшения интерьера школы. | 1 | | | Учащиеся должны знать: правила сборки отдельно выполненных деталей в более крупные блоки, т. е. как вести работу по принципу «от простого к сложному». Учащиеся должны уметь: пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Получат возможность научиться: Разрабатывать, создавать эскизы панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьера; владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. | Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: инициативное сотрудничест-во в поиске и сборе информации, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | Развитие эстетического сознания посредством творческой деятельности эстетического характера, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудниче-стве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Текущий |
32 | Ты сам – мастер. Проект. Панно для украшения интерьера. | 1 | | | Учащиеся должны знать: правила сборки отдельно выполненных деталей в более крупные блоки, т. е. как вести работу по принципу «от простого к сложному». Учащиеся должны уметь: пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы; представлять и защищать индивидуальные (групповые) творческие проекты; Получат возможность научиться: Разрабатывать, создавать эскизы панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьера; владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. | Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: инициативное сотрудничест-во в поиске и сборе информации, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | Развитие эстетического сознания посредством творческой деятельности эстетического характера, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудниче-стве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Привитие интереса к прикладному искусству; | Текущий |
33 | Ты сам – мастер. Итоговый индивидуальный творческий проект. | 1 | | | Учащиеся должны знать: правила защиты индивидуальных (групповых) творческих проектов. Учащиеся должны уметь: применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций и публичного выступления; Получат возможность научиться: участвовать в обсуждении творческих проектов и оценивать их научную и практическую ценность; отстаивать и обосновывать собственную точку зрения, уважать мнение оппонентов; Подводить итоги, обобщать, предлагать конструктивные решения проблем. | Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: инициативное сотрудничест-во в поиске и сборе информации, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | Формирование эстетического развития; воспитание видения прекрасного в обычном. Привитие интереса к прикладному искусству; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. | Текущий |
34-35 | Фестиваль творческих проектов и презентаций. | 1 | | | Учащиеся должны знать: правила защиты индивидуальных (групповых) творческих проектов. Учащиеся должны уметь: применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций и публичного выступления; Получат возможность научиться: участвовать в обсуждении творческих проектов и оценивать их научную и практическую ценность; отстаивать и обосновывать собственную точку зрения, уважать мнение оппонентов; Подводить итоги, обобщать, предлагать конструктивные решения проблем. | Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: инициативное сотрудничест-во в поиске и сборе информации, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | Способность оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе творческой деятельности. | Итоговый контроль |
Итого за год: 35 часов |