Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в связи с необходимостью распределения часов по разделам программы.
Она составлена на основании государственной программы по изобразительному искусству для 6 класса, автор И.А. Грошенков.// Сборник программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 – 9 классы. – М.: Гуманитарное издательство, Центр ВЛАДОС, 2011, которая является допущенной МО РФ.
Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 2014-2015 год обучения.
Целью настоящего курса является формирование у обучающихся эстетического познания и образного отражения объектов и явлений действительности.
Нижеизложенный курс не противоречит общим задачам школы, которая работает по системе В.В. Воронковой и направлена реализацию следующих задач:
развивать у обучающихся аналитико-синтетическую деятельность, умение сравнивать, обобщать;
совершенствовать умение планировать свою работу, выстраивать последовательность выполнения рисунка;
улучшить зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
формировать элементарные знания основ реалистичного рисунка;
развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое;
знакомить обучающихся с лучшими произведениями искусства;
расширять и уточнять словарный запас за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий:
рисование с натуры
декоративное рисование
рисование на темы
беседы об изобразительном искусстве.
Содержание, его структура и объем настоящей программы полностью соответствует структуре и объему содержания типовой программы.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является контингент обучающихся, пути решения задач урока. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. На уроке решается задачи исправления недостатков общего, речевого, физического и эстетического развития и нравственного воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе овладения учебным материалом, учитываются особенности всех обучающихся: разный уровень успеваемости, быстрая утомляемость, различная степень развития мелкой и общей моторики.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды контроля:
- анализ работ;
- составление рассказов по картинам художников;
- словесное рисование картин;
-презентация собственной работы;
- тесты;
- кроссворды по темам бесед.
Тематическое планирование
Изобразительное искусство
6 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Рисование с натуры | 12 |
1.1. | Рисование с натуры предметов смешенной формы | 7 |
1.2. | Рисование с натуры предметов геометрических форм | 5 |
2. | Декоративное рисование | 9 |
3. | Рисование на темы | 9 |
3.1. | Изображение явлений и предметов окружающей жизни | 7 |
3.2. | Иллюстрирование отрывков из художественных произведений | 2 |
4. | Беседы об изобразительном искусстве | 5 |
| Итого | 35 |
Содержание курса.
Изобразительное искусство
6 класс
Рисование с натуры.
( 12 часов)
Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Во время работы должны быть одна-две однотипные постановки, что обеспечивает хорошую видимость для учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места. Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины.
Декоративное рисование.
( 9 часов)
Составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов. Знакомство с отдельными образцами прикладного искусства. Составление узоров по готовым образцам, из данных элементов, самостоятельное составление узора.
Рисование на темы.
( 9 часов)
Изображение явлений и предметов окружающей жизни. Иллюстрирование отрывков из художественных произведений.
Беседы об изобразительном искусстве.
( 5 часов)
На таких уроках вырабатываются у учащихся умения определять сюжет, понимать содержания произведения и его главную мысль, а также доступные для детей средства художественной выразительности. На одном уроке используются не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему. Составление рассказов по картине, описание сюжета картины, характеров персонажей.
Требования к знаниям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-передавать форму изображенных предметов, их строение и пропорции( отношение длины к ширине и частей к целому);
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую ) линию как вспомогательную;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
Передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величины предметов с учетом их положения в пространстве( под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками;
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей, употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
- рассказывать содержание картины.
Учащиеся должны знать:
- виды работ на уроках изобразительного искусства ( рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
- отличительные признаки видов изобразительного искусства( живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);
- основные средства выразительности живописи ( цвет, композиция, освещение);
- особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве ( акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);
- отличительные особенности декоративно –прикладного искусства;
- названия крупнейших музеев страны.
7