kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Изобразительное искусство»

1 класс

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с Государственным  общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное  среднее, общее среднее образование), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080, Учебной программой, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан №115 от 3 апреля 2013года. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс »

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Изобразительное искусство»

1 класс


Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080, Учебной программой, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан №115 от 3 апреля 2013года.


Приложение 10
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115


Типовая учебная программа

по предмету «Изобразительное искусство»

для 1-4 классов уровня начального образования


Пояснительная записка


1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.

2. Курс «Изобразительное искусство» направлен на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления духовной деятельности личности.

3. Цели обучения:

1) воспитание эстетических чувств, обогащение нравственного опыта, воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народа Казахстана и других стран;

2) развитие воображения, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

3) воспитание интереса и любви к народному творчеству;

4) развитие наблюдательности и зрительной памяти.

4. Задачи обучения:

1) развитие способности к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

2) знакомство с основами изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции;
3) знакомство с теплыми и холодными цветами и умение их различать;
4) знакомство с видами (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, дизайн, архитектура) и жанрами (пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический и т.д.) изобразительного искусства;

5) овладение художественными навыками (работа с различными материалами и освоение различной изобразительной техники);

6) развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

7) развитие чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

8) улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера учеников.

5. Учебный материал представлен 4 блоками:

1) виды художественной деятельности;

2) основы художественной грамоты;

3) познание окружающего мира;

4) содержание художественно-творческой деятельности.

6. Специфика деления на блоки:

1) первый блок раскрывает содержание учебного материала;

2) второй блок дает инструментарий для его практической реализации;

3) третий блок намечает духовно-нравственную, эмоционально-ценностную направленность тематики заданий;

4) четвертый блок содержит виды и условия деятельности.

7. Блоки раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную и в разной мере присутствуют почти на каждом уроке, в комплексе блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.
8. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи с дисциплинами:

1) «Грамота», «Русский язык»: формирование выразительной, правильной, логически грамотной речи при анализе произведений искусства, развитие творческого воображения и фантазии при наблюдении объектов изображения;

2) «Литературное чтение»: обогащение словарного запаса на материале рисунков, развитие умений сравнивания и сопоставления прочитанного и увиденного, развитие умений описывать возможные иллюстрации к прочитанному тексту, изображение в материале прочитанного текста;

3) «Музыка»: использование музыкальных произведений при работе над рисованием;

4) «Познание мира», «Самопознание»: использование природы, окружающего мира в качестве объектов для рисования; использование жизненного опыта, материала экскурсий в процессе рисования по памяти, воображению;
5) «Математика»: использование пространственных понятий (выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева и др.), длины и ширины, геометрических форм в рисунке, обогащение речи математическими терминами;

6) «Трудовое обучение»: развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, использование поделок художественного труда для рисования и лепки;

7) «Физическая культура»: проведение разминок, подвижных игр.


Базовое содержание учебного предмета


10. Блок 1. «Виды художественной деятельности»:

1) восприятие произведений искусства;

2) особенности художественного творчества: художник и зритель;

3) образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное;
4) отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу;

5) представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов Казахстана), выдающиеся представители изобразительного искусства народов Казахстана (по выбору), восприятие и эмоциональная оценка шедевров казахстанского и мирового искусства;

6) представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения;

7) рисунок, материалы и техника для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, мелки и т.д.;

8) приемы работы с различными графическими материалами, роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная;
9) красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка;

10) изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты;

11) живопись, живописные материалы, красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи;

12) цвет – основа языка живописи, выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами, образы природы и человека в живописи;

13) скульптура, материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа, элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объема, вытягивание и конструирование формы), объем – основа языка скульптуры, основные темы скульптуры, красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры;

14) художественное конструирование, дизайн и архитектура, разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.), элементарные приемы работы различными материалами для создания выразительного образа (пластилин – раскатывание, набор объема, вытягивание и конструирование формы; бумага и картон – сминание, сгибание, вырезание), представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека;

15) декоративно-прикладное искусство, истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека, понятие о характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма), обычаи, традиции и обряды;

16) представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках;
17) сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве, разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве, ознакомление с произведениями народного и декоративно - прикладного искусства Казахстана.

11. Блок 2. «Основы художественной грамоты»:

1) композиция, элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве;

2) понятие: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции;

3) понятие: линия горизонта, ближе – дальше, больше – меньше, загораживания;

4) роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т.д;

5) композиционный центр, главное и второстепенное в композиции, симметрия и асимметрия;

6) цвет, основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, смешение цветов, роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа, эмоциональные возможности цвета, передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния;

7) многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью) и их знаковый характер, штрих, пятно и художественный образ;

8) передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного;

9) форма, разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве, сходство и контраст форм, простые геометрические формы, природные формы, влияние формы предмета на представление о его характере, силуэт;

10) объем, объем в пространстве и объем на плоскости, способы передачи объема, выразительность объемных композиций;

11) ритм, виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.);

12) ритм линий, пятен, цвета;    

13) роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке, передача движения в композиции с помощью ритма элементов, особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

12. Блок 3. «Познание окружающего мира»:

1) земля – наш общий дом, наблюдение природы и природных явлений;

2) разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду;

3) жанр пейзажа, использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы, постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.;

4) восприятие и эмоциональная оценка шедевров казахстанского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, произведения А. Кастеева, А. Г. Галимбаевой, К.Т. Тельжанова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, К. Моне, В. Ван Гога и др.);

5) знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония и др.);

6) роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира, образ человека в искусстве разных народов, образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

7) мой родной Казахстан, роль природных условий в характеристике традиционной культуры народа Казахстана, пейзажи родной природы, единство декоративного строя в украшении юрты, предметов быта, орудий труда, костюма;

8) связь изобразительного искусства с танцами, сказками;

9) образ человека в традиционной культуре, представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве;

10) образ человека, образ человека в разных культурах мира, образ современника, жанр портрета, темы любви, дружбы, семьи в искусстве;

11) эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д.;

12) образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение;

13) искусство дарит людям красоту, искусство вокруг нас, использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта;

14) представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций разных народов;

15) жанр натюрморта;

16) художественное конструирование и оформление помещений, посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

13. Блок 4. «Содержание художественно-творческой деятельности»:

1) участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности;

2) освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;

3) изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животное, растения);

4) овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой;

5) создание моделей предметов бытового окружения человека, овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики;

6) выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании;

7) выполнение творческих работ с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала;

8) использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов;

9) участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.


Базовое содержание учебного предмета для 1-класса


14. На изучение курса в 1 классе выделено 33 часа (1 час в неделю).

15. Восприятие произведений искусства (2 часа):

1) понятие изобразительного искусства, роль искусства в жизни человека, понимание и осмысление процесса восприятия произведений изобразительного искусства, представление о выдающихся художниках Казахстана, знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства.

16. Живопись (8 часов):

1) понятие о живописи и цветовой гамме, изучение основных характеристик цвета: основные, дополнительные, составные;

2) теплые и холодные цвета, цветовой колорит, теория цвета, линия горизонта, одноцветная акварель (гризайль);

3) рисование на темы «Дары осени», «Зимние забавы», «В зоопарке», «Астана- город будущего»;

4) живописные материалы: акварель и гуашь, палитра, работа с кистью.

5) элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве, изображение композиции на разные темы (натюрморт, пейзаж и т. д.);

6) знакомство с произведениями казахстанских художников-живописцев довоенных лет.

17. Графика (6 часов):

1) понятие о графике, материалы художника-графика, материалы и техника рисунка: карандаш, ручка, фломастер, пастель, мелки и т.д.;

2) многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер, способы работы карандашом, линия горизонта;

3) изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты;

4) рисование на темы «Дождливый день», «Снеговик», «Натюрморт», «Пейзаж»;

5) знакомство с произведениями художников-графиков В. Антощенко-Оленева, Е. Сидоркина, С. Романова, М. Кисамединова и других.

18. Скульптура (4 часа):

1) понятие о скульптуре, материалы художника-скульптора;

2) художественные материалы: пластилин, глина;

3) отличие скульптуры от других видов изобразительного искусства, понятие «объемные формы»;

4) виды скульптуры, инструменты и материалы лепки, правила и способы работы с различным материалом (пластилин, глина), знакомство с рельефом и круглой скульптурой (мелкой пластикой), лепка геометрических форм;

5) знакомство с произведениями художников-скульпторов Н. Журавлева, Е. Мергенова, Х. Наурызбаева, М. Айнекова, Т. Досмагамбетова и др.

19. Художественное конструирование, дизайн и архитектура (8 часов):

1) умение различать и характеризовать художественное конструирование, виды дизайна и архитектуры;

2) применение линии, ритма, силуэта, цвета, формы, композиции как средств художественной выразительности в проектировании объекта художественного конструирования, дизайна и архитектуры;

3) элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (набор объема, конструирование формы; бумага и картон-сгибание, вырезание, сминание).

20. Декоративно-прикладное искусство (5 часов):

1) история развития народного и декоративно-прикладного искусства;

2) разнообразие форм, материалов, техники исполнения, цветового своеобразия;

3) национальные особенности народного прикладного искусства, законы построения декоративной композиции, формально-цветовые композиции по орнаментальным мотивам, простейшее декорирование, аппликация, знакомство с образцами декоративно-прикладного искусства, декоративная композиция;
4) мотивы природы и предметного мира;

5) композиционный центр, колорит, декоративный пейзаж, сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве;

6) ознакомление с произведениями народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусства Казахстана и разных стран.


Требования к уровню подготовки учащихся


42. Уровень подготовки обучающихся оценивается с учетом предметных, личностных, системно-деятельностных результатов.

43. Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны уметь и должны знать.

44. Учащиеся 1 класса должны знать:

1) виды и жанры изобразительного искусства;

2) названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;

3) виды художественных материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клей), их свойства и названия;

4) приемы работы сгибанием, вырезанием и сминанием;

5) способы соединения с помощью клея;

6) виды простейшего декорирования: раскрашивание, аппликацию;

7) особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; компоненты изобразительной деятельности: линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент; плоскостное и объемное изображение, рельеф;

8) известных художников Казахстана и мира.

45. Учащиеся 1 класса должны уметь:

1) применять первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
2) выполнять горизонтальные, вертикальные, наклонные, дугообразные, волнистые линии;

3) использовать выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;

4) применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ;

5) выполнять декоративные композиции с применением мотивов природы и сказочных образов;

6) применять элементарные практические умения и навыки в рисунке, живописи, скульптуре и художественном конструировании.



№ п/п

№ урока в разделе

Содержание темы

Кол-во

часов

Дата

примечание


Восприятие произведений искусства - 2 ч

1

1

Понятие изобразительного искусства, роль искусства в жизни человека, понимание и осмысление процесса восприятия произведений ИЗО.

1



2

2

Представление о выдающихся художниках Казахстана, знакомство с видами и жанрами ИЗО.

1




Живопись - 8 ч

3

1

Понятие о живописи и цветовой гамме, изучение основных характеристик цвета.

1


1-3

4

2

Теплые и холодные цвета, цветовой колорит, теория цвета, линия горизонта, одноцветная акварель.

1


5-7

5

3

Рисование на тему «Дары осени».

1


9-11

6

4

Живописные материалы: акварель и гуашь, палитра, работа с кистью.

1


13-15

7

5

Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Рисование на тему «Дождливый день».

1


17-19

21-23

8

6

Знакомство с произведениями казахстанских художников-живописцев довоенных лет.

1




Графика - 6 ч

9

1

Понятие о графике, материалы художника-графика, материалы и техника рисунка. Многообразие линий и их знаковый характер.

1


25-27

10

2

Знакомство с произведениями художников-графиков.

Рисование на тему «Натюрморт»

1


29-31

11

3

Способы работы карандашом, линия горизонта. Изображение птиц.

1


33-35


Живопись - 8 ч

12

7

Рисование на тему «В зоопарке».

1


37-39


Графика - 6 ч

13

4

Способы работы карандашом, линия горизонта.

Изображение животных.

1


41-43

15

5

Способы работы карандашом, линия горизонта.

Рисование на тему.

1


45-47


Живопись - 8 ч

15

8

Рисование на тему «Зимние забавы».

1


57-59


Графика - 6 ч

16

6

Рисование на тему «Снеговик».

1




Скульптура - 4 ч

17

1

Понятие о скульптуре. Художественные материалы: пластилин, глина

1


1-3

18

2

Отличие скульптуры от других видов ИЗО, понятие «объемные формы»

1


5-6

19

3

Виды скульптуры, инструменты и материалы лепки. Знакомство с рельефом и круглой скульптурой, лепка геометрических форм.

1


7-9

20

4

Знакомство с произведениями художников-скульпторов.

1


11-13


Художественное конструирование, дизайн и архитектура – 8 ч

21

1

Умение различать и характеризовать художественное конструирование.

1


15-17

22

2

Виды дизайна и архитектуры.

1


19-21

23

3

Применение линии, ритма, силуэта, цвета, формы, композиции как средств художественной выразительности

1


23-25

24

4

Применение линии, ритма, силуэта, цвета, формы, композиции как средств художественной выразительности

1


23-25

25

5

Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа.

1


27-29


Декоративно-прикладное искусство – 5 ч

26

1

История развития народного и декоративно-прикладного искусства. Разнообразие форм, материалов, техники исполнения, цветового своеобразия.

1


31-33

27

2

Национальные особенности народного прикладного искусства, законы построения декоративной композиции

1


35-37

28

3

Аппликация. Знакомство с образцами декоративно – прикладного искусства. Мотивы природы и предметного мира.

1


39-41


Художественное конструирование, дизайн и архитектура – 8 ч

29

6

Бумага и картон – сгибание.

1


43-45

30

7

Бумага и картон – вырезание.

1


43-45

31

8

Бумага и картон – сминание.

1




Декоративно-прикладное искусство – 5 ч

32

4

Композиционный центр. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.

1


7-9

33

5

Ознакомление с произведениями народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусства Казахстана и разных стран.

1


47-49



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс

Автор: Болотова Жанна Анатольевна

Дата: 13.07.2014

Номер свидетельства: 109916


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства