Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Изобразительноеискусство»
1 класс
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080, Учебной программой, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан №115 от 3 апреля 2013года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс »
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Изобразительноеискусство»
1 класс
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080, Учебной программой, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан №115 от 3 апреля 2013года.
Приложение 10 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115
Типовая учебная программа
по предмету «Изобразительное искусство»
для 1-4 классов уровня начального образования
Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
2. Курс «Изобразительное искусство» направлен на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления духовной деятельности личности.
3. Цели обучения:
1) воспитание эстетических чувств, обогащение нравственного опыта, воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народа Казахстана и других стран;
2) развитие воображения, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
3) воспитание интереса и любви к народному творчеству;
4) развитие наблюдательности и зрительной памяти.
4. Задачи обучения:
1) развитие способности к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
2) знакомство с основами изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции; 3) знакомство с теплыми и холодными цветами и умение их различать; 4) знакомство с видами (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, дизайн, архитектура) и жанрами (пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический и т.д.) изобразительного искусства;
5) овладение художественными навыками (работа с различными материалами и освоение различной изобразительной техники);
6) развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
7) развитие чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
8) улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера учеников.
5. Учебный материал представлен 4 блоками:
1) виды художественной деятельности;
2) основы художественной грамоты;
3) познание окружающего мира;
4) содержание художественно-творческой деятельности.
6. Специфика деления на блоки:
1) первый блок раскрывает содержание учебного материала;
2) второй блок дает инструментарий для его практической реализации;
3) третий блок намечает духовно-нравственную, эмоционально-ценностную направленность тематики заданий;
4) четвертый блок содержит виды и условия деятельности.
7. Блоки раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную и в разной мере присутствуют почти на каждом уроке, в комплексе блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. 8. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи с дисциплинами:
1) «Грамота», «Русский язык»: формирование выразительной, правильной, логически грамотной речи при анализе произведений искусства, развитие творческого воображения и фантазии при наблюдении объектов изображения;
2) «Литературное чтение»: обогащение словарного запаса на материале рисунков, развитие умений сравнивания и сопоставления прочитанного и увиденного, развитие умений описывать возможные иллюстрации к прочитанному тексту, изображение в материале прочитанного текста;
3) «Музыка»: использование музыкальных произведений при работе над рисованием;
4) «Познание мира», «Самопознание»: использование природы, окружающего мира в качестве объектов для рисования; использование жизненного опыта, материала экскурсий в процессе рисования по памяти, воображению; 5) «Математика»: использование пространственных понятий (выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева и др.), длины и ширины, геометрических форм в рисунке, обогащение речи математическими терминами;
6) «Трудовое обучение»: развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, использование поделок художественного труда для рисования и лепки;
7) «Физическая культура»: проведение разминок, подвижных игр.
Базовое содержание учебного предмета
10. Блок 1. «Виды художественной деятельности»:
1) восприятие произведений искусства;
2) особенности художественного творчества: художник и зритель;
3) образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное; 4) отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу;
5) представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов Казахстана), выдающиеся представители изобразительного искусства народов Казахстана (по выбору), восприятие и эмоциональная оценка шедевров казахстанского и мирового искусства;
6) представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения;
7) рисунок, материалы и техника для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, мелки и т.д.;
8) приемы работы с различными графическими материалами, роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная; 9) красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка;
10) изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты;
11) живопись, живописные материалы, красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи;
12) цвет – основа языка живописи, выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами, образы природы и человека в живописи;
13) скульптура, материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа, элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объема, вытягивание и конструирование формы), объем – основа языка скульптуры, основные темы скульптуры, красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры;
14) художественное конструирование, дизайн и архитектура, разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.), элементарные приемы работы различными материалами для создания выразительного образа (пластилин – раскатывание, набор объема, вытягивание и конструирование формы; бумага и картон – сминание, сгибание, вырезание), представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека;
15) декоративно-прикладное искусство, истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека, понятие о характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма), обычаи, традиции и обряды;
16) представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках; 17) сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве, разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве, ознакомление с произведениями народного и декоративно - прикладного искусства Казахстана.
11. Блок 2. «Основы художественной грамоты»:
1) композиция, элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве;
2) понятие: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции;
3) понятие: линия горизонта, ближе – дальше, больше – меньше, загораживания;
4) роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т.д;
5) композиционный центр, главное и второстепенное в композиции, симметрия и асимметрия;
6) цвет, основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, смешение цветов, роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа, эмоциональные возможности цвета, передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния;
7) многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью) и их знаковый характер, штрих, пятно и художественный образ;
8) передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного;
9) форма, разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве, сходство и контраст форм, простые геометрические формы, природные формы, влияние формы предмета на представление о его характере, силуэт;
10) объем, объем в пространстве и объем на плоскости, способы передачи объема, выразительность объемных композиций;
11) ритм, виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.);
12) ритм линий, пятен, цвета;
13) роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке, передача движения в композиции с помощью ритма элементов, особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
12. Блок 3. «Познание окружающего мира»:
1) земля – наш общий дом, наблюдение природы и природных явлений;
2) разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду;
3) жанр пейзажа, использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы, постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.;
4) восприятие и эмоциональная оценка шедевров казахстанского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, произведения А. Кастеева, А. Г. Галимбаевой, К.Т. Тельжанова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, К. Моне, В. Ван Гога и др.);
5) знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония и др.);
6) роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира, образ человека в искусстве разных народов, образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
7) мой родной Казахстан, роль природных условий в характеристике традиционной культуры народа Казахстана, пейзажи родной природы, единство декоративного строя в украшении юрты, предметов быта, орудий труда, костюма;
8) связь изобразительного искусства с танцами, сказками;
9) образ человека в традиционной культуре, представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве;
10) образ человека, образ человека в разных культурах мира, образ современника, жанр портрета, темы любви, дружбы, семьи в искусстве;
11) эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д.;
13) искусство дарит людям красоту, искусство вокруг нас, использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта;
14) представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций разных народов;
15) жанр натюрморта;
16) художественное конструирование и оформление помещений, посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
13. Блок 4. «Содержание художественно-творческой деятельности»:
1) участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности;
5) создание моделей предметов бытового окружения человека, овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики;
6) выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании;
7) выполнение творческих работ с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала;
8) использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов;
9) участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Базовое содержание учебного предмета для 1-класса
14. На изучение курса в 1 классе выделено 33 часа (1 час в неделю).
15. Восприятие произведений искусства (2 часа):
1) понятие изобразительного искусства, роль искусства в жизни человека, понимание и осмысление процесса восприятия произведений изобразительного искусства, представление о выдающихся художниках Казахстана, знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства.
16. Живопись (8 часов):
1) понятие о живописи и цветовой гамме, изучение основных характеристик цвета: основные, дополнительные, составные;
2) теплые и холодные цвета, цветовой колорит, теория цвета, линия горизонта, одноцветная акварель (гризайль);
3) рисование на темы «Дары осени», «Зимние забавы», «В зоопарке», «Астана- город будущего»;
4) живописные материалы: акварель и гуашь, палитра, работа с кистью.
5) элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве, изображение композиции на разные темы (натюрморт, пейзаж и т. д.);
6) знакомство с произведениями казахстанских художников-живописцев довоенных лет.
17. Графика (6 часов):
1) понятие о графике, материалы художника-графика, материалы и техника рисунка: карандаш, ручка, фломастер, пастель, мелки и т.д.;
2) многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер, способы работы карандашом, линия горизонта;
3) изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты;
4) рисование на темы «Дождливый день», «Снеговик», «Натюрморт», «Пейзаж»;
5) знакомство с произведениями художников-графиков В. Антощенко-Оленева, Е. Сидоркина, С. Романова, М. Кисамединова и других.
18. Скульптура (4 часа):
1) понятие о скульптуре, материалы художника-скульптора;
2) художественные материалы: пластилин, глина;
3) отличие скульптуры от других видов изобразительного искусства, понятие «объемные формы»;
4) виды скульптуры, инструменты и материалы лепки, правила и способы работы с различным материалом (пластилин, глина), знакомство с рельефом и круглой скульптурой (мелкой пластикой), лепка геометрических форм;
5) знакомство с произведениями художников-скульпторов Н. Журавлева, Е. Мергенова, Х. Наурызбаева, М. Айнекова, Т. Досмагамбетова и др.
19. Художественное конструирование, дизайн и архитектура (8 часов):
1) умение различать и характеризовать художественное конструирование, виды дизайна и архитектуры;
2) применение линии, ритма, силуэта, цвета, формы, композиции как средств художественной выразительности в проектировании объекта художественного конструирования, дизайна и архитектуры;
3) элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (набор объема, конструирование формы; бумага и картон-сгибание, вырезание, сминание).
20. Декоративно-прикладное искусство (5 часов):
1) история развития народного и декоративно-прикладного искусства;
2) разнообразие форм, материалов, техники исполнения, цветового своеобразия;
3) национальные особенности народного прикладного искусства, законы построения декоративной композиции, формально-цветовые композиции по орнаментальным мотивам, простейшее декорирование, аппликация, знакомство с образцами декоративно-прикладного искусства, декоративная композиция; 4) мотивы природы и предметного мира;
5) композиционный центр, колорит, декоративный пейзаж, сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве;
6) ознакомление с произведениями народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусства Казахстана и разных стран.
Требования к уровню подготовки учащихся
42. Уровень подготовки обучающихся оценивается с учетом предметных, личностных, системно-деятельностных результатов.
43. Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны уметь и должны знать.
44. Учащиеся 1 класса должны знать:
1) виды и жанры изобразительного искусства;
2) названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;
3) виды художественных материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клей), их свойства и названия;
4) приемы работы сгибанием, вырезанием и сминанием;
5) способы соединения с помощью клея;
6) виды простейшего декорирования: раскрашивание, аппликацию;
7) особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; компоненты изобразительной деятельности: линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент; плоскостное и объемное изображение, рельеф;
8) известных художников Казахстана и мира.
45. Учащиеся 1 класса должны уметь:
1) применять первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства; 2) выполнять горизонтальные, вертикальные, наклонные, дугообразные, волнистые линии;
3) использовать выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
4) применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ;
5) выполнять декоративные композиции с применением мотивов природы и сказочных образов;
6) применять элементарные практические умения и навыки в рисунке, живописи, скульптуре и художественном конструировании.
№ п/п
№ урока в разделе
Содержание темы
Кол-во
часов
Дата
примечание
Восприятие произведений искусства - 2 ч
1
1
Понятие изобразительного искусства, роль искусства в жизни человека, понимание и осмысление процесса восприятия произведений ИЗО.
1
2
2
Представление о выдающихся художниках Казахстана, знакомство с видами и жанрами ИЗО.
1
Живопись - 8 ч
3
1
Понятие о живописи и цветовой гамме, изучение основных характеристик цвета.
1
1-3
4
2
Теплые и холодные цвета, цветовой колорит, теория цвета, линия горизонта, одноцветная акварель.
1
5-7
5
3
Рисование на тему «Дары осени».
1
9-11
6
4
Живописные материалы: акварель и гуашь, палитра, работа с кистью.
1
13-15
7
5
Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Рисование на тему «Дождливый день».
1
17-19
21-23
8
6
Знакомство с произведениями казахстанских художников-живописцев довоенных лет.
1
Графика - 6 ч
9
1
Понятие о графике, материалы художника-графика, материалы и техника рисунка. Многообразие линий и их знаковый характер.
1
25-27
10
2
Знакомство с произведениями художников-графиков.
Рисование на тему «Натюрморт»
1
29-31
11
3
Способы работы карандашом, линия горизонта. Изображение птиц.
1
33-35
Живопись - 8 ч
12
7
Рисование на тему «В зоопарке».
1
37-39
Графика - 6 ч
13
4
Способы работы карандашом, линия горизонта.
Изображение животных.
1
41-43
15
5
Способы работы карандашом, линия горизонта.
Рисование на тему.
1
45-47
Живопись - 8 ч
15
8
Рисование на тему «Зимние забавы».
1
57-59
Графика - 6 ч
16
6
Рисование на тему «Снеговик».
1
Скульптура - 4 ч
17
1
Понятие о скульптуре. Художественные материалы: пластилин, глина
1
1-3
18
2
Отличие скульптуры от других видов ИЗО, понятие «объемные формы»
1
5-6
19
3
Виды скульптуры, инструменты и материалы лепки. Знакомство с рельефом и круглой скульптурой, лепка геометрических форм.
1
7-9
20
4
Знакомство с произведениями художников-скульпторов.
1
11-13
Художественное конструирование, дизайн и архитектура – 8 ч
21
1
Умение различать и характеризовать художественное конструирование.
1
15-17
22
2
Виды дизайна и архитектуры.
1
19-21
23
3
Применение линии, ритма, силуэта, цвета, формы, композиции как средств художественной выразительности
1
23-25
24
4
Применение линии, ритма, силуэта, цвета, формы, композиции как средств художественной выразительности
1
23-25
25
5
Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа.
1
27-29
Декоративно-прикладное искусство – 5 ч
26
1
История развития народного и декоративно-прикладного искусства. Разнообразие форм, материалов, техники исполнения, цветового своеобразия.
1
31-33
27
2
Национальные особенности народного прикладного искусства, законы построения декоративной композиции
1
35-37
28
3
Аппликация. Знакомство с образцами декоративно – прикладного искусства. Мотивы природы и предметного мира.
1
39-41
Художественное конструирование, дизайн и архитектура – 8 ч
29
6
Бумага и картон – сгибание.
1
43-45
30
7
Бумага и картон – вырезание.
1
43-45
31
8
Бумага и картон – сминание.
1
Декоративно-прикладное искусство – 5 ч
32
4
Композиционный центр. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
1
7-9
33
5
Ознакомление с произведениями народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусства Казахстана и разных стран.