№ | Наименование раздела программы | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Тип урока(форма и вид деятельности обучающихся. Форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители. | ууд | Д\З | Дата проведения |
план | факт |
1. | Древние корни народного искусства (8 часов) | Древние образы в народном искусстве | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. Материалы: уголь, сангина, тонированная бумага | Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер | Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства | Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства по- | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, | Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ | | |
2 | | Убранство русской избы | 1 | Урок формирования новых знаний, ; умений, навыков Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Материалы: уголь, сангина, тонированная бумага | Орнамент как основа декоративного украшения. | Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая | Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства по- | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка Познавательные: рассуждать, , анализировать, обобщать, Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Обратить внимание на декор домов частного сектора | | |
3 | | Внутренний мир русской избы | 2 | Комбинированный Коллективная ра- бота «В русской избе». Материал глина (пластилин), стеки, фольга, упаковочная коробка, ткань | Единство пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян | Понимать взаимо- связь пользы и кра соты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе | Самоанализ эта пов работы, эстетическая оценка результата кол лективной композиции | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Подобрать иллюст рации к русским народным сказкам с изображением на родных гуляний (хороводы, ярмарки и др.) | | |
4 | | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, посуда). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага | Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов | Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы | Ответить на вопрос: «Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?». Просмотр, анализ и оценивание работ | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Составить кроссворд по пройденному материалу (5-7 слон) | | |
5 | | Орнамент как основа декоративного украшения | 1 | Урок формирования новых знаний, ; умений, навыков Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Материалы: уголь, сангина, тонированная бумага | Орнамент как основа декоративного украшения. | Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая | | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Обратить внимание на декор домов частного сектора | | |
6 | | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | 1 | Комбинированный Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров (фломастеры, восковые мелки, бумага) | Крестьянская вышивка -- сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. | Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента | Обмен кроссвордами, решение и взаимопроверка (оценивание). Анализ результатов собственного * художестве нного творчества | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий Постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, | Подбор иллюстративного материала о русском народном костюме (опережающее задание) | | |
7 | | Народный праздничный костюм | 1 | Комбинированный Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов | Народный праздничный костюм -целостный художественный образ | Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа | Просмотр и анализ работ | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Подобрать иллюстрации с изображением интерьера русской избы с ее декоративным убранством (поисковая работа в подгруппах) | | |
8 | | Народные празд- ничные обряды. Масленица | 1 | Повторительно-обобщающий урок Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, со лома или мочало нитки, палочка, ткань | Роль декоративно- прикладного искус- ства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев, «Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка» | Иметь представле- ние о роли декора тивно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода | Просмотр и анализ работ | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, анализировать, самостоятельно составлять алгоритм действий Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные Формулирование своих затруднений, планирование учебного сотрудничества, аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | | | |
9-10 | Связь времен в народном искусстве 9ч | Древние образы в современных народных игрушках | 2 | Комбинированный Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти | Живучесть древних образов в современ ных народных иг рушках. Особенно сти пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимо- новской, дымков ской, каргополь- ской) | Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета | Ответить на вопрос: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?». Просмотр, анализ и оценивание работ | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. Коммуникативные: задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Адекватно использовать речь; Составлять план работы по достижению планируемого результата. | Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки | | |
11-12 | | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | 2 | Комбинированный Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти | История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи | Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета | Просмотр и анализ работ | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к народным традициям. | Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы | | |
13. | | Искусство Город-ца. Истоки и современное развитие промысла | 1 | Комбинированный Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти | История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи | Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе | Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи?». Анализ результатов творчества одноклассников (выборочно) | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к народным традиции ям. | Подобрать изображение орнаментальной или сюжетной композиции в произведениях ДПИ | | |
14-15. | | Искусство Жос-това. Истоки и современное развитие промысла | 2 | Комбинированный Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти | Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма | Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета | Игра «Художники-зрители» | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме. Регулятивные: определять последовательность действий. ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | Подумать над вопросом: «Какие традиционные художественные промыслы нашей области вы знаете?» | | |
16 | | Роль народных промыслов в современной жизни | 1 | Комбинированный Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей | Прееммственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве | Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой | Просмотр, анализ и оценка работ | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. Регулятивные: адекватно использовать речь. ЛР: отношение к труду и культуре своего народа. | Подготовка к игре | | |
17 | | Связь времен в народном искусстве | 1 | Повторительно-обобщающий (соревновательная игра) Выполнение конкурсных заданий | Связь времен в народном искусстве. Приемы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновская игрушки; Гжель, Жос-тово, Городец, Хохлома). Различение произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного | Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального | Оценивание результатов выполнения конкурсных заданий | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. Регулятивные: адекватно использовать речь. ЛР: отношение к труду и культуре своего народа. | | | |
18. | Декор, человек, общество, время 8ч | Зачем людям украшения | 1 | Урок формирования новых знаний, умений | Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов | Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора | Фронтальный опрос (устно) | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к иному мнению. | | | |
19. | | Декор и положение человека в обществе | 1 | Урок усвоения новых знаний, умений, навыков Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти | Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта | Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным материалом | Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?». Презентация своих работ учащимися и оценка результата | Познавательные: узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружа-ющей действительности; Коммуникативные: проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Регулятивные:использовать речь для регуляции своих действий; вносить необходимые изменения в действие. ЛР:самооценка на основе критериев успешной деятельности. | Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран | | |
20-21. | | Одежда говорит о человеке | 2 | Комбинированный Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (коллективная работа). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти | Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами,орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус людей | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ | Анализ результата коллективной работы | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к иному мнению. | Вопрос № 3, стр. 122 (учебник) | | |
22-23. | | О чем рассказывают гербы и эмблемы | 2 | Комбинированный Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору) | | Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция | Защита проекта, оценивание результата | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | | | |
24. | | Символы и эмблемы в современном обществе. | 1 | Комбинированный Выполнение композиции герба современного Волгограда. Материалы: белая бумага формата A3, цветная бумага, клей, ножницы | | Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом | Презентация работ. Анализ и оценивание результатов | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности. Регулятивные: составлять план последовательности действий. | | | |
25. | | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 1 | урок-повторение Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах | Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека. | | Подведение итогов конкурсов | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. Регулятивные: адекватно использовать речь. | | | |
26. | Декоративное искусство в современном мире 9ч | Современное выставочное искусство | 1 | Урок усвоения новых знаний (на базе выставки декоративно-прикладного искусства) | Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДЛИ | Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ | | Познавательные: узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства; Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа. Регулятивные:преобразовать познавательную задачу в практическую. | Подобрать изображения художественных изделий современного декора-тивно- прикладного искусства 2 | | |
27 | | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (кукла) | 1 | Комбинированный Изготовление тряпичной куклы | Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа | Уметь Использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе | Игра «Художники-зрители» | Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. ЛР: уважительное отношение к иному мнению | Подобрать изображения декоративных игрушек, выполненных из различных материалов. Обратить внимание на особенности средств выразительности | | |
28-29 | | Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (ваза) . | 2 | Комбинированный Изготовление де коративной вазы для украшения интерьера. Мате риалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага | Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ | Владеть практиче скими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема | Анализ и оценка работ | Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. ЛР: уважительное отношение к иному мнению | | | |
30-33 | | Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (панно) | 4 | Урок творческого применения умений и навыков Разработка эскизов панно или витражей для укра шения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпре тацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу | Этапы работы над произведением ДПИ | Владеть навыками поэтапного вопло щения творческого замысла в выбранном материале, ис пользуя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения | Эстетическая оценка результа та коллективной деятельности | Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. ЛР: уважительное отношение к иному мнению | Сбор материала для работы над панно. Отбор и оформле- ние работ к итоговой выставке. Подготовка к обобщающему уроку учеников-экскур- соводов | | |
34-35 | | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека | 1 | Урок- обобщения Отзыв о выставке (письменный) | Древние корни народного искусства. Связь времен в на-родном искусстве. Декор, человек, общество, время. Де коративное искусство в современном мире | Знать виды ДПИ, особенности языка. | | Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. ЛР: уважительное отношение к иному мнению | | | |