Изобразительное искусство. Методическое руководство для учителей коррекционных школ VIII вида. 5 класс
Изобразительное искусство. Методическое руководство для учителей коррекционных школ VIII вида. 5 класс
Методическое руководство представляет собой систему уроков по всем разделам программы по рисованию для 5 классов вспомогательной школы. При планировании учебного материала были учтены четыре основных вида занятий, предусмотренных программой по рисованию (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве). В данном пособии дано в определенной последовательности краткое содержание уроков по рисованию для V класса. Предлагаемое планирование уроков (как по форме, так и по содержанию) не является обязательным. Показана лишь основная схема, которой может придерживаться учитель вспомогательной школы при проведении уроков рисования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изобразительное искусство. Методическое руководство для учителей коррекционных школ VIII вида. 5 класс»
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО Директор КГУ «ОСШИ №1 Зам. директора по УР для детей с ОВР» КГУ «ОСШИ №1 Управления образования для детей с ОВР» Карагандинской области Управления образования ______________________ Карагандинской области Б.Д.Сыздыкбаева ________________________ А.Б.Минасипова
методическое руководство
(для учителей коррекционных школ. 5 класс)
Разработчик: О.А.Бон учитель ИЗО КГУ «ОСШИ №1 для детей с ОВР» Управления образования Карагандинской области
Одобрено методическим советом КГУ «ОСШИ №1 для детей с ОВР»Управления образования Карагандинской областиг.Шахтинска Протокол №_____ от «____» __________________2015г.
Разработчик: О.А.Бон учитель ИЗО
Рецензент:
________________
________________
________________
________________
Пояснительная записка
Методическое руководство представляет собой систему уроков по всем разделам программы по рисованию для 5 классов вспомогательной школы. При планировании учебного материала были учтены четыре основных вида занятий, предусмотренных программой по рисованию (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве). Декоративное рисование – это вид занятий, наиболее доступный для учащихся вспомогательной школы. При всех других видах рисования (рисование с натуры, тематическое рисование) ученик привязан к объекту изображения. От него требуется знание этого объекта и умение передавать его на плоскости. Основным критерием качества рисунка является сходство его с изображаемым предметом. При выполнении узоров такой критерий не обязателен. Декоративное рисование не требует абсолютно точного знания объекта, поэтому возможности детей значительно расширяются. Учащиеся оперируют простейшими элементами и формами, на первый план выступают ритм, цвет, декоративная выразительность составных частей рисунка. Этот вид занятий наиболее благоприятен для развития детского творчества. К рисование с натуры, как правило, приступают после того, как дети научатся работать карандашом, резинкой, определять основную форму и цвет предмета. К пятому году обучения, дети уже владеют этими навыками. Урокам тематического рисования отводится сравнительно небольшое место. Это самый трудный вид занятий для учащихся вспомогательной школы. Если в декоративном рисовании или рисовании с натуры в течении всего урока перед глазами учащихся есть опора (образец или натура), которая дает им возможность проконтролировать свою работу, то в рисовании на тему школьник чувствует себя беспомощным; выполняемые рисунки, как правило, бедны по содержанию. Более того, при выполнении рисунка на заданную тему у детей с ограниченными возможностями нередко наблюдается такая последовательность актуализации образов. Которая уводит в сторону от предложенной темы, к привычным для них связям. В данном пособии дано в определенной последовательности краткое содержание уроков по рисованию для V класса. Предлагаемое планирование уроков (как по форме, так и по содержанию) не является обязательным. Показана лишь основная схема, которой может придерживаться учитель вспомогательной школы при проведении уроков рисования. Основная задача уроков рисования во вспомогательной школе заключается не в достижении внешнего результата – научить изображать те или другие предметы, а в том, чтобы максимально использовать возможности рисования как средства коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями.
Распределение уроков по видам занятий:
Декоративное рисование – 10 уроков Рисование с натуры – 11 уроков Рисование на темы – 10 уроков ________________________
Всего – 34 урока Беседа по картинам проводятся на 10 уроках
Первое полугодие
I четверть
1. Узор в полосе из повторяющихся элементов (две вишенки с листочками)
Цель урока: научить понимать, что узор состоит из отдельных повторяющихся элементов. Продолжать развивать умения чередовать элементы узора по форме и цвету. Развитие речи, мелкой моторики. В начале урока повторяют виды орнаментов (растительный, геометрический), что такое орнамент, элементы орнамента, предназначение орнаментов. Можно поиграть в игру «Угадай, какой орнамент», учитель показывает различные виды орнамента, дети определяют, какой это вид – растительный или геометрический. Обратить внимание на чередование формы и цвета. Учитель объясняет и показывает на доске порядок работы. Нарисованную полоску с помощью мерки (квадрата, сторона которого равна ширине полосы) делят на квадраты. В первом квадрате рисуют две вишенки. Для этого сначала проводят из одной точки две наклонные (в разные стороны) линии - черенки. Внизу каждой линии дорисовывают вишенки. В месте соединения черенков дорисовывают два листочка. В следующих квадратах узор повторяется. Закончив рисунок и раскрасив его, учащиеся по краям полосы рисуют цветные полоски.
2. Самостоятельное составление узора в полосе из растительных элементов
Цель урока: развитие способности самостоятельно составлять узор в полосе, закрепление знаний и умений, полученных на предыдущем уроке. Урок проводится аналогично уроку 1. Подбираются только другие растительные формы. После того, как дети закончат раскраску рисунка, им можно предложить раскрасить полоску узора в желтый или оранжевый цвет; при этом надо следить, чтобы они не нажимали на цветной карандаш.
3. Геометрический орнамент в круге
Цель урока: познакомить с композицией узора в круге. Подвести детей к сознательному использованию схемы узора, к умению составлять узор в готовой форме, размещая его элементы в центре и по краям круга. Учить строить круг. Развивать творческие способности, познавательные способности – внимание, воображение, восприятие. Развивать устную речь. В начале урока повторяют, что узоры (орнаменты) можно нарисовать не только в полосе. Но и в квадрате, круге. Как выполняются такие узоры, учитель показывает на доске. После этого учащиеся приступают к работе. Располагая рисунок по середине листа. Сначала строят квадрат (рисуют две перпендикулярно пересеченные линии, на всех полученных линиях отмечают точки на одинаковом расстоянии от точки пересечения, строят квадрат. В квадрат вписывают круг. Узоры размещают по краям круга и посередине. Ученикам, которые хорошо рисуют, можно предложить нарисовать в большом круге еще один круг меньшего размера.
4. Простой натюрморт
Цели урока: дать понятие «натюрморт». Учить сравнивать предметы, определять их пропорции, грамотно компоновать рисунок на листе бумаги. Развитие эстетического чувства, образного мышления, умения рисовать с натуры. Натюрморт – это группа неживых предметов, объединенных смысловым значением. Далее учитель с детьми анализируют картины художников . Разбирают что изображено на картине, цветовую гамму. Р.Смородинов «Натюрморт», И.Машков «клубника и белый кувшин», П.Кончаловский «Сирень в карзине». Затем переходят к анализу натюрморта, который будут рисовать (кружка и яблоко). Анализируют какой предмет больше, какой предмет расположен ближе к нам, как нужно располагать лист (вертикально или горизонтально, почему, какую цветовую гамму будут использовать. Затем учитель показывает на доске последовательность рисования. Легкими линиями без детальной прорисовки наметить расположение основных масс предметов, они должны быть не больше натуральной величины. Если композиция вас удовлетворяет, прорисуйте ее прочнее. Следите, чтобы линии были легкими и живыми, передающими пространство. Рисунок не перегружайте излишними подробностями, которые добавите по мере выполнения работы. Завершив данный этап, переходите к решению задачи цветовых и тоновых отношений передачи пространства, формы предметов и драпировки. Не забывайте, что сначала рисуем крупные формы, затем переходим к более мелким. Особое внимание уделяется лепке формы, мазок должен ложиться, подчеркивая объем предмета.
5. Симметричный узор по образцу
Цель урока: развивать умения рисовать симметричный узор, применяя осевую линию. Начинается урок с краткой беседы о предметах симметричной формы. Учитель показывает, как можно получить симметричный предмет, применив ножницы. Он складывает пополам лист бумаги и, не пересекая ими линии сгиба, вырезает несложный узор. Затем развертывает его и показывает учащимся, что левая и правая части узора совершенно одинаковые. Демонстрируются таблицы с изображением детской пирамидки, бабочки, молотка, ключа, топора. Ученики должны определить, одинаковую или не одинаковую форму имеют левая и правая части рисунка. После этого вывешивается таблица с образцом симметричного узора и анализируется его строение. Затем учитель показывает на доске последовательность выполнения рисунка, подчеркивая при этом значение осевой линии. Дети приступают к работе.
6. Кленовый лист
Цель урока: развивать умение передавать строение предмета, начиная с общей формы. Учитель детям загадывает загадки о различных видах деревьев. После каждой загадки, как дети разгадают ее, на доску вывешивается иллюстрация с изображением данного дерева.
Шапка зеленеет. Не швея, не мастерица. Ствол белеет, Что же это за девица? Стоит в белой одёжке. Ничего сама не шьёт, Свесив серёжки. (Берёза) А в иголках круглый год. (Ель, сосна)
Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок - Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Проводится анализ, что у всех деревьев общее (все имеют ствол, крона, ветки) и чем отличаются (размерами: сосна высокая, дуб мощный, цвет ствола, формой листьев и т.п.). И сегодня на уроке мы будем рисовать лист клена. Натура – лист клена, наклеенный на плотную бумагу или картон (дается каждому ученику). Проводится анализ строения листа. Чтобы правильно передать в рисунке форму сложного листа, надо прежде всего нарисовать главные жилки и наметить его общую форму, после этого легкими линиями определить расположение зубцов листа и прорисовать их. При выполнении рисунка необходимо, чтобы ученики постоянно сравнивали свою работу с натурой.
7.Рисунок по представлению из геометрических форм «Старинный терем»
Цель урока: Научить рисовать старинные терема. Развивать творческую активность, желание рисовать, творить, формировать умение последовательно проводить работу над рисунком. Развивать творческое воображение детей. Сегодня я хочу пригласить вас в сказку. И так:
За полями, за лесами За широкими морями, Между небом и землей Стоит терем расписной….
Детям задаются вопросы: какие сказки вы знаете, где присутствует терем? («Сказка о мертвой царевне», «Аленький цветочек», «Морозко», «Алеша Попович и Тугарин змей»); чем отличаются обычный дом от терема. На доску вывешиваются образцы обычных домов.
Вот дома обычные, всем давно привычные С окнами квадратными, очень аккуратными А сказочный терем мы нарисуем сами, Быстро, красиво, своими руками, Двери открываются , сказка начинается. Превращаются дома в сказочные терема. Нарисуем мы крыльцо, золоченое крыльцо, (вывешиваются иллюстрации теремов) Над крыльцом возник шатер – на столбцах витой узор А на маковке шатра, петушок из серебра Золотые купола украшают крыши, (при чтении показывать на иллюстрациях части терема) А за ними башенки всех на свете выше А на башне бьют часы все невиданной красы В этом тереме чудесном никому не будет тесно, Собирает теремок всех друзей на огонек.
Дети сами придумывают каждый свой терем. Разобрать, что они могут изобразить в своем рисунке (купол, окна, крыльцо, арки и т.п.). На образцах проанализировать, какую геометрическую фигуру имеют различные части терема. Учитель показывает на доске примерное построение терема. В конце урока можно выстроить сказочный город.
8. Праздничный салют
Цели урока: познакомить с новым способом рисования «тычком» жесткой полусухой кистью. Совершенствовать умения правильно держать кисть при рисовании; закреплять знания о цветовой палитре. Учить создавать композицию рисунка. Что будут дети рисовать, узнают, когда отгадают загадку:
Алые букеты в небе расцветают Искорками света лепестки сверкают Вспыхивают астрами: голубыми, красными, Синими, лиловыми- каждый раз все новыми. А потом рекою золотой текут Что это такое? (праздничный салют)
Учитель проводит с детьми беседу: по каким случаям и в какое время суток устраивают салют, на каком празднике в нашем городе можно наблюдать салют, на что он похож. Обобщить ответы детей (похож на звездопад, букет цветов и т.п.). Затем анализируются картины художников с изображением праздничного салюта И.ВРазживин «Праздничный салют», Павел Рубенский «Праздничный салют». После учитель показывает как нарисовать салют. Лучше изображение делать на темной цветной бумаге (темно-синий, черный).Сначала в разных направлениях рисуем тонкие цветные линии (тонкой мягкой кисточкой). Затем рисуем «огни» салюта. Для этого берем круглую жесткую кисть, смачиваем ее в воде и вытираем ее салфеткой. Напомнить и показать детям, как правильно держать кисточку: также как и карандаш, тремя пальцами, но выше металлической части кисточки. Показать, что кисточкой можно рисовать «плашмя», всем ворсом; окунаем ее в гуашь, примакиваем кончиком, кисточку необходимо держать вертикально бумаге и расплющивать о нее ворс, получится большая «пушистая точка» - это и будут огни салюта. Затем необходимо промыть кисточку, вытереть и повторить все тоже-самое гуашью другого цвета.
9. Деревья осенью
Цель урока:обучение детей элементарным правилам изображения деревьев. Уточнение и обогащение зрительных представлений об окружающей действительности . Формировать навыки определения линий, формы, цветовых оттенков, закрепление умения передавать свои наблюдения в рисунке. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе. Способствовать развитию экологического мышления и поведения.
Загадка:
Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево)
Зачем нужны деревья? Обобщить ответы детей (деревья очищают воздух. Деревья – дом для животных и птиц. Деревья красивы.) Все ли деревья одинаковы? Чем они похожи и чем отличаются? (Обобщить ответы детей)Беседа о красоте осенних деревьев. Для наглядности обращается внимание детей на деревья, видимые из окна класса.
Викторина «Знаешь ли ты?»:
В какой цвет красит осень деревья и кустарники? (Берёзу? (жёлтый), липу? (коричневый), рябину, калину, осину, черёмуху? (красный), клён? (оранжевый) и т.д.
Какие деревья и кустарники остаются зелёными? (Ели, сосны, сирень)
Какое дерево самое высокое в мире? (Секвойя)
Какое дерево самое низкое? (Карликовая берёза)
Из какого дерева делают спички? (Осина)
Какое дерево используют для изготовления лыж? (Берёза)
Какое дерево называют плакучим? (Ива)
Из какого дерева плетут корзины? (Ива)
Художники деревья пишут красками, мастерски пользуясь цветом. Посмотрите на репродукции картин известных художников, где изображены деревья. Ребята, самым замечательным мастером в изображении деревьев был великий русский художник, И.И.Шишкин. Учитель показывает портрет И.И.Шишкина. Он родился и вырос в Елабуге. Город Елабугу окружают леса. С детства будущий художник очень любил гулять в сосновом бору. Каждая прогулка по лесу заканчивалась рисунком. А когда 9 летний Иван начал учиться в Казанской гимназии, любимым уроком его было рисование. В Москве, где учился Шишкин в училище на художника, истинными его друзьями были деревья. Даже во время учёбы в Петербурге, в Академии художеств, Шишкин часто приезжал в Елабугу к своим величественным соснам, разговаривал с ними, рисовал их, очень любил родную природу. Он писал, что живопись – это живая беседа души с природой. Давайте послушаем беседу художника с деревьями. Знакомство с живописью И.И.Шишкина через его картины «Утро в сосновом лесу», «Ранняя осень», «Золотая осень». Учитель на доске рисует поэтапно дерево. На первом этапе рисования схематически передадим облик дерева: наметим его высоту, положение ствола и массу кроны. На втором этапе рисуем силуэт дерева, то есть форму ветвей. Покажем толщину ствола от основания дерева к его вершине, нарисуем крупные ветви, отмечая их длину и направление движения. Затем выделим в кроне линиями форму всей массы листвы крупных ветвей.На третьем этапе рисуем индивидуальные особенности в строении дерева: прорисовываем мелкие ветки. Ребята, каким цветам отдадим сегодня предпочтение при раскрашивании дерева: холодным или тёплым?(Тёплым: красный, жёлтый, зелёный ). При работе с акварелью ученики пользуются брошюрами с рисунками деревьев. На доску вывешивается образец рисунка дерева. С целью усиления эмоционального восприятия детьми темы урока можно включить фрагмент из произведения П.И.Чайковского «Времена года». Ребята, каким цветам отдадим сегодня предпочтение при раскрашивании дерева: холодным или тёплым?(Тёплым: красный, жёлтый, зелёный ).
II четверть
10-11. Беседа на тему «Народное декоративно – прикладное искусство»
Цель урока: Продолжать знакомить учащихся с богатым культурным национальным наследием, традиционным прикладным искусством. Расширить представления детей об истоках столь богатого и разнообразного народного творчества. На этом уроке учитель знакомит детей с декоративно-прикладным искусством казахстана. Оно очень богато и разнообразно. Кажется, нет таких предметов в быту казахского народа, которых бы не коснулся вдохновенный труд художника. Степная природа Казахстана не баловала казахов обилием материалов для изготовления различных предметов быта, поэтому в ход шло все – из костей животных вырезались узоры, украшавшие мебель, из рогов – рукоятки оружия, домашних ножей. Из шерсти изготовлялись войлочные ковры, из дерева - посуда и мебель, из кожи – седла, головные уборы, тулупы, сосуды для молока. Буквально все вещи казахского обихода – посуда, конское снаряжение, постельные принадлежности, не говоря уже об убранстве юрты и ювелирных украшениях. Богато декорированы. Украшали все предметы орнаментом. Орнамент – это особый магический язык казахского народа, в котором каждый узор имеет свое название и значение. Какие вы знаете узоры (элементы)казахского орнамента? Все в талантливых руках казахских умельцев превращалось в подлинное произведение искусства. Они виртуозно работали с самыми разнообразными материалами – с деревом, металлом, костья, драгоценными камнями. Особое место в казахском декоративном творчестве занимает изготовление и украшение конских седел. И это не удивительно. Разве можно представить казахского джигита без коня?! Раньше конское снаряжение – седло, вожжи, сбрую и другие детали – украшали в зависимости от статуса хозяина коня. Особенной красотой и изяществом отличалось конское снаряжение для богатых юношей и девушек. Мастера украшали их драгоценными камнями и серебром. Обратите внимание на то, что форма у них разная. В соответствии с формой седла имеют разные названия: «сборное седло», «хвост ягненка» и «остроголовое седло». Передняя часть сборного и остроголового седел выполняется в виде головы сказочной птицы или зверя. Казахское оружие – рукоятки мечей, кинжалов, колчаны для стрел также богато украшались орнаментом, насечками из золота и серебра, украшались драгоценными камнями. Приготовление пищи было уделом женщины, а вот изготовлением посуды занимались мужчины. Обратить внимание на простоту и изящество форм, на пропорции. Такая посуда способна украсить любое жилище. Из одной посуды пили и ели, а в другой хранили кумыс, шубат и другие напитки. Казахская национальная посуда это – тегене, торсык, шомиш, кесекап, ожау. Удивительные узоры мы с вами можем видеть на ювелирных украшениях (демонстрация образцов), на национальной одежде. Камзол, чапан, борик (шапка), саукеле (головной убор невесты), такия (тюбитейка) своим празднично – торжественным видом. Красочными, сказочными узорами из бисера, шелка, золотой и серебряной нити вышита одежда казахского народа. Узоры на камзолах отличаются от узоров головного убора, а также от орнамента на ковре. После показа слайдо с предметами казахского декоративного творчества, детям предлагается задание: вам необходимо из посуди составить натюрморт и продекорировать его, или создать костюм для праздника «Наурыз». Продумайте украшающий орнамент для ваших изделий, в какой цветовой гамме будут ваши костюм или натюрморт.
12. Дорожные знаки «Место стоянки», «Крутой спуск»
Цель урока: развивать умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности формы предмета и его деталей. Совершенствовать технические навыки рисования при изображении симметричных предметов. Загадки:
Три разноцветных круга Где ведут ступеньки вниз Мигают друг за другом Ты спускайся, не ленись, Светятся, моргают - Знать обязан пешеход: Людям помогают. (светофор) Тут… (подземный переход)
На этом уроке учитель повторяет с детьми ПДД, что именно соблюдение ПДД помогает избежать аварий на дорогах, и помогает нам, пешеходам правильно переходить через дорогу. Провести беседу о дорожных знаках, какую роль они имеют в нашей жизни, какие бывают (предупредительные, запрещающие, информационно – указательные), какую они имеют форму. Познакомить детей с дорожными знаками «Место стоянки», «Крутой спуск». Проанализировать их геометрическую форму, цвет. Учитель на доске показывает последовательное изображение дорожных знаков. Затем дети приступают к рисованию.
13. Детская раскладная пирамидка
Цели урока: развивать умения рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. На столах лежат семечки, из них выложить геометрическую фигуру, которая имеет 3 стороны, 3 угла, 3 вершины. Дети повторяют геометрические формы и геометрические тела. Учитель предлагает назвать предметы, которые имеют коническую форму(конус-наглядность): колпак клоуна, башня, ракета, конец заточенного карандаша. Показ предметов ( мяч, кубик, пирамидку) определить форму. Одним словом, как можно назвать эти предметы? (игрушки). Ребята, вы помните свои любимые игрушки? Назовите их. Об игрушках сочиняют много загадок, стихов, игр. Послушайте стихотворение А.Барто «Игрушки». О чем это стихотворение? (ответы учащихся) А вы знаете где изготавливаются игрушки? (на фабрике), а кто их расписывает? (художник). Сегодня наш класс превратится в маленькую фабрику по изготовлению игрушек, а вы будите в роли мастеров-художников. На этом уроке мы рисуем - пирамидку. Чтобы правильно нарисовать пирамидку, необходимо знать ее устройство. Детская раскладная пирамидка, имеет форму конуса. Разобрав пирамидку мы видим стержень, который служит осью на эту ось надеваются кольца. Кольца имеют объем и цвет. Показ учащимся последовательного рисование пирамидки на доске. Чтобы нарисовать пирамидку, надо прежде всего нарисовать осевую линию (ось). Затем определить высоту пирамиды: уточнив ширину нижнего кольца, соединить его с вершиной пирамиды. В полученном треугольнике проводим горизонтальные линии - получились полоски. Это будут колечки для пирамидки, оставив место для верхушки. Старайтесь, чтобы полоски были одинаковые по ширине. Так как кольца имеют закругленную форму, то каждую полоску закруглите по бокам дугами.
14. Лес зимой
Цель урока: Научить передавать характерные признаки зимы, передавать настроение в рисунке , правильно компоновать изображение на листе бумаги. В начале урока дети повторяют что такое пейзаж, что на нем изображают.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется .... (Пейзаж)
Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи передающие те или иные участки природы (горы, леса, моря, реки и т.п), или города, существуют и целиком созданные фантазией художника. Художники изображают природу для передачи определенного настроение, состояние которое и находит затем отклик в сердцах других людей. Работа с репродукциями И.И.Шишкина. « На севере диком…» (1891г.) На картине И. Шишкина «На севере диком…» линия и пятно как художественно-выразительные средства представлены удивительной силой.
Огромное пятно заснеженной и застывшей как в волшебном сне могучей сосны чётко выделяется на фоне дальнего иссине-голубоватого тёмного ночного неба. Также тёмным иссине-голубым пятном ложится тень от сосны на высоком, покрытом глубоким, сверкающим под лунным светом снегом, крутом холме. Линяя искрящегося освещённого луной снега на ветках сосны и чёткие линии очертания тени от сосны поразительно усиливают чувство печали, грусти, которым пронизана вся картина. И сразу вспоминаешь полные очарования слова стихотворения М. Лермонтова:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. … Иван Иванович Шишкин, один из русских пейзажистов, живописец, родился 25 января 1832 года в городе Елабуге. Среди русских пейзажистов И.И.Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного пейзажиста . Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов, трав. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него самые правдивые формы в листве, ветвях, стволах. Многие его произведения выставлены в московской Третьяковской галерее. Рассматривание картины Б. Щербакова «Иней, посеребривший поле». Повторение и закрепление навыков изображения деревьев. Работа по таблице последовательности рисования разных по форме и строению деревьев. Прорисовка кистью в воздухе.
Следует провести работу по таблице цветов. Смешивание, высветление цветов, получая светлые пастельные цвета и оттенки.
Объяснение и показ последовательности выполнения работы, составление композиции, расположение предметов переднего и заднего плана.
15. Новогодние карнавальные очки
Цель урока: Продолжать учить детей последовательному анализу предмета, умению видеть и передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры и пропорции частей и их конструктивную связь. Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей – колдуньей или принцессой.
С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске или в карнавальных очках. Потому что маска или очки помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Эти атрибуты пришли к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол.
Ма́ска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов.
Маска шла к нам через венецианские карнавалы, испанские фиесты Карнавал – праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями. Великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 1094 года. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково удобно и веселиться, и драться на дуэли.
Потом праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски. (Учебник под редакцией Неменского Б.М. «Искусство вокруг нас. Ч.2 стр. 56-57.)
Любая задумка художника должна начинаться с эскиза – предварительного рисунка, по которому выполняется задуманное, «черновик» художника.
На сегодняшнем уроке мы с вами должны изготовить карнавальные очки. Они могут иметь самую различную форму. Можно использовать самые различные цвета. Но они должны быть яркими. Можно украсить свои очки различными палетками, блестками и т.п.