Иллюстрированный календарно-тематический план по изобразительному искусству 5 класс по программе Неменского
Иллюстрированный календарно-тематический план по изобразительному искусству 5 класс по программе Неменского
Иллюстрированный календарно-тематический план по программе Неменского для 5 класса -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Иллюстрированный календарно-тематический план по изобразительному искусству 5 класс по программе Неменского »
Иллюстрированный
календарно-тематический план
Изобразительное искусство
5 класс
Составила учитель рисования МБОУ «Нюргечинсая СОШ» Комсомольского района ЧР Воронова Марина Николаевна
1.Древние корни народного искусства (8 часов)
Урок 1.Древние образы в народном искусстве.
Содержание.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далекими предками.
Задание :
выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву(древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).
Материалы :
гуашь, кисть или восковые мелки, акварель, или уголь, сангина, бумага .
Содержание.
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон – небо, рубленая клеть – земля, подклеть (подпол) – подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.
Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.
Урок 2. Убранство русской избы
Урок 3. Внутренний мир русской избы
Содержание.
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет).
Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец и т.п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.
Задания: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда); коллективная работа по созданию общего подмалевка.
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.
Урок 4. Конструкция и декор предметов народного быта.
Содержание.
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.
Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символичное значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор – не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь-образ.
Задание:
Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и т. д.).
Материалы: смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.
н
Урок 5. Русская народная вышивка
Содержание
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери-земли, древа жизни). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).
Задания: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
Содержание. Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс ( в основе – сарафан) и южнорусский (в основе – панева) комплекс женской одежды. Рубаха – основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России.
Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно-подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма.
Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.
Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных или южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съёмных деталей одежды для картонной игрушки-куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.
Календарные народные праздники - это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса ), это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии.
Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зеленые святки, осенние праздники), их символическое значение.
Задание: раскрытие символистического значениея обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику ( по выбору).
Урок 8. Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн.
Содержание. Современное повседневное декоративное искусство и его место в жизни людей. Искусство дизайна. Его основные законы. Место дизайна в жизни людей. Дизайн как новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности.
Вставка рисунка
Задание: сделать дизайнерский проект любой комнаты своего дома, используя профессиональные дизайнерские разработки.
Материалы: бумага А3, карандаш, гуашь, линейка.
2 четверть
Связь времен в народном искусстве
Вставка рисунка
Урок 1-2. Древние образы в современных народных игрушках
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластических форм, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.
Единство формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек.
Задание: создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
Материалы: глина или пластилин.
Вставка рисунка
Урок 3-4. Искусство Гжели.
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.
Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов – от светлого к темному. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги и украшение ее нарядной гжельской росписью.
Материалы : гуашь, кисти, бумага.
Вставка рисунка
Урок 5. Городецкая роспись.
Вставка рисунка
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры.
Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны – традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях.
Основные приемы городецкой росписи.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.), украшение традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, тонированная под дерево.
Урок 6. Хохлома.
Содержание . Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», - главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного элемента, последовательность его выполнения.
Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая роспись «кудрина».
Задание: изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией (наводка стебля – криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом.
Материалы: карандаш, гуашь, большие и маленькие кисти, бумага.
Урок 7. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий.
Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие.
Изысканный графический орнамент мезенской росписи, ее праздничная декоративность. Сочетание красно-коричневого, красного, зеленого замалевка с графической линией – черным перьевым контуром.
Задания : 1.Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла.
2.Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги (можно сделать прорезную форму из бумаги коричневого тона и вставить внутрь цветной фон).
Урок 8. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
Выставка работ и беседы на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира».
Традиционные народные промыслы, о которых не шел разговор на уроках (представление этих промыслов поисковыми группами).
Задание: участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определенному признаку.
3 четверть
Декор – человек, общество, время(12 часов)
Урок 1. Зачем людям украшения
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи; характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Задания: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.
Урок 2-3. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Содержание . Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, из связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладь вечности, глаза-уаджета и др.).
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Задания:1. Выполнения эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.) или алебастровой вазы; поиск выразительной формы, украшение ее узором, в котором используются характерные знаки-символы.
2 .Выполнение эскиза традиционного египетского костюма или придумать свою композицию.
Декоративное искусство Древней Греции. Основные элементы костюма эпохи Древней Греции. Мужской костюм. Женский костюм. Греческая керамика.
Задания: 1 .Выполнение костюма эпохи Древней Греции.
Материал: цветные мелки или карандаши, гуашь, бумага.
2 .Выполнение эскиза-импровизации на тему «Античная керамика» в технике аппликации. Выбор формы будущей вазы, ее предназначение и в соответствии с этим сюжет для ее украшения.
Материал: цветная бумага, белая бумага, цветные мелки или карандаши.
Урок 6. Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком – знаком положения человека в обществе, его роли в обществе.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок. Их украшения.
Задание : Выполнение работы по мотивам декоративного искусства Древнего Китая.
Материал по выбору учащихся.
Урок 7-8.Декоративно-прикладное искусство Западной Европы17 века.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 17 века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же – выявлять роль людей , их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве 17 в. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
Задание : выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).
Материалы : большой лист бумаги, белая бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.
Урок 9-10. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.
Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода.
Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности.
Основные черты классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии. Их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия).
Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др.
Задания: 1 .Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления. Использование языка символов.
2. Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба.
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти.
Урок 11. Символы и эмблемы в современном обществе.
Значение геральдического искусства в жизни современного общества. Символы России. Символы Чувашии.
Урок 12. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времен. Художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Задания: 1. Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по по стилистическому признаку.
2. Посещение музея декоративно-прикладного искусства, выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного искусства.
4 четверть
Декоративное искусствов современном мире . (7 часов)
Урок 1. Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками – мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
Пластический язык материала. Его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линии, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале.
Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала».
Урок 2-6. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология роботы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т.д.), постепенное. Поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т.е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Лоскутная аппликация или коллаж.
Декоративные игрушки из мочала.
Витраж в оформлении интерьера школы. Нарядные декоративные вазы.