kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативный курс для учащихся 9-11 классов «ОСНОВЫ ДИЗАЙНА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса: совершенствование творческих способностей каждого конкретного учащегося, как важного фактора влияющего на  повышение конкурентоспособности личности в современных условиях жизни. 

Задачи:

-познакомить учащихся с историей развития дизайнерского искусства;

-дать представление об основных видах дизайна и технической графики;

-научить учеников различать и характеризовать виды дизайна;

-познакомить с правилом «золотого деления», как универсальным принципом гармонизации;

-ознакомить с основными дизайнерскими правилами, приёмами и средствами;

-научить разбираться в графических и дизайнерских средствах художественной выразительности;

-помочь учащимся овладеть процессом стилизации различных объектов;

-научить реализовывать на практике собственные оригинальные замыслы, используя разнообразные средства  и импровизацию;

-сформировать у учащихся определенный мировоззренческий уровень, базирующийся на образном мышлении, эстетических и нравственных ценностях.

          -сформировать навыки работы в компьютерной программе Компас -3DV10. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс для учащихся 9-11 классов «ОСНОВЫ ДИЗАЙНА»»

31



Муниципальная автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28

г. Березники Пермского края











Факультативный курс для учащихся 9-11 классов

«Основы дизайна»










Разработчик курса:

учитель изобразительного искусства

Арашина Вера Юрьевна














Березники





Содержание

Пояснительная записка

3

Тематический план

5

Содержание курса

6

Перечень практических занятий

9

Список литературы

10

Литература для учащихся

13

Дополнительная литература и Интернет источники

13

Методика по освоению раздела II курса с помощью компьютерной программы Компас -3DV10


15





























Пояснительная записка


Программа курса индивидуальных занятий для учащихся 9-11-х классов разработана в соответствии с ФГОС и школьной программой «Одарённые дети».

В условиях возрастания общественной роли личности как носителя творческой активности, важной задачей образования становиться воспитание творческого, инициативного – человека, способного адаптироваться к быстро изменяющимся условиям современного мира и обладающего четкими морально-этическими установками и ценностями. Добиться этого невозможно без знакомства с лучшими образцами культуры прошлых поколений, без приобщения к искусству, как важнейшему стимулу жизни.

Цель курса: совершенствование творческих способностей каждого конкретного учащегося, как важного фактора влияющего на повышение конкурентоспособности личности в современных условиях жизни.

Задачи:

-познакомить учащихся с историей развития дизайнерского искусства;

-дать представление об основных видах дизайна и технической графики;

-научить учеников различать и характеризовать виды дизайна;

-познакомить с правилом «золотого деления», как универсальным принципом гармонизации;

-ознакомить с основными дизайнерскими правилами, приёмами и средствами;

-научить разбираться в графических и дизайнерских средствах художественной выразительности;

-помочь учащимся овладеть процессом стилизации различных объектов;

-научить реализовывать на практике собственные оригинальные замыслы, используя разнообразные средства и импровизацию;

-сформировать у учащихся определенный мировоззренческий уровень, базирующийся на образном мышлении, эстетических и нравственных ценностях.

-сформировать навыки работы в компьютерной программе Компас -3DV10.

Особенность данного курса заключается в том, что в ходе занятий учащиеся овладевают сведениями теоретического и практического характера.

По окончании изучения дисциплины учащийся должен:

Иметь представление:

-об истории развития дизайнерского искусства;

-об основных видах дизайна;

- об основах компьютерной графики;

-о роли дизайнерского искусства в современной жизни и творчестве.

-об основах дизайна современного интерьера, ландшафта, прототипов, промышленных образцов и товарных знаков;

- об истории «золотого сечения».


Знать:

- что такое дизайн, каковы его функции;

- понятие «золотое сечение»;

- возможности программы Компас -3DV10;

- основные правила, приёмы, средства художественной выразительности, применяемые в дизайне.


Уметь:

- различать и характеризовать виды дизайна;

- разбираться в графических и дизайнерских средствах художественной выразительности;

- стилизовать различные объекты;

- уметь применять приёмы «золотого деления» для гармонизации плоскости;

- выполнять творческие работы в программе Компас -3DV10;

- реализовывать на практике собственные оригинальные замыслы, используя разнообразные средства и импровизацию.


Курс данной программы рассчитан на 68 часов аудиторных занятий. Из них:

1) теоретические занятия – 24 ч.;

2) практические занятия – 44 ч..


Самостоятельная работа учащихся

Под самостоятельной работой учащихся подразумевается выполнение художественно-творческих заданий, а также самостоятельное изучение определённых частей тем данного курса и поиск дополнительной информации.

При этом могут быть использованы следующие формы самостоятельного изучения и поиска информации:

-работа с рекомендованной литературой, учебниками, учебными пособиями;

-поиск и анализ информации в Интернете;

- работа в программе Компас -3DV10;

-подготовка рефератов, сообщений, докладов, презентаций.


Формы контроля:

-текущий контроль осуществляется путём отслеживания, выполнения творческих работ учащихся, выполнения тестовых заданий, выполнения рефератов, сообщений, докладов, презентации;

-итоговый контроль предусматривает выполнение итоговой художественно-творческой работы.






Тематический план

Название раздела, темы

Теория

Практика

Всего

часов

Контроль

Раздел I. ДИЗАЙН – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

4


4


Тема 1. Введение в курс

1


1

Беседа

по теме занятия

Тема 2. Дизайн как художественное явление.

1


1

Беседа

по теме занятия

Тема 3. История развития дизайнерского искусства.

1


1

Тест

Тема 4. Виды дизайна.

1


1

Тест

РАЗДЕЛ II. Средства художественной ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, применяемые в дизайне


8


30


38


Выставка

Тема 5. Форма. Основы формообразования.

1

4

5

Творческая

работа

Тема 6. Цвет в дизайне.

1

4

5

Творческая работа

Тема 7. Пропорционирование – основа гармонии и красоты

2

2

4

Творческая

работа

Тема 8. Композиция в дизайне. История «золотого сечения».

2

4

6

Сообщение.

Творческая

работа

Тема 9.Алгоритм гармонизации – числовой ряд Фибоначчи.

1

4

5

Сообщение.

Творческая

работа

Тема 10. Алгоритм гармонизации – «Вавилон»

1

12

13

Сообщение.

Творческая

работа

РАЗДЕЛ III. Основы дизайна современного интерьера.

8

2

10



Тема 11. Основы дизайна интерьера. Стили интерьеров. Чтение строительного чертежа.

8

2

10

Презентация.

Тест. Творческая

работа

Раздел IV. Основы ландшафтного дизайна.

4

12

16

Выставка

Тема 12. Особенности ландшафтной организации специализированных садов и парков. Рельеф. Вода. Растительность.

1


1

Доклад.

Тема 13. Виды растений травянистого покрова. Цветущие культурные растения.

1


1

Презентация

Тема 14. Проектирование и организация цветочного оформления. Цветочно-декоративные устройства (вертикальное озеленение, экраны).

1

12

13

Творческая

работа

Тема 15. Малые архитектурные формы. Виды покрытий парковых дорог.

1


1

Презентация

Итого:

24

44

68




Содержание курса


Раздел I. ДИЗАЙН – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ материальных объектов


Тема 1. Введение в курс.

Цели и задачи курса.

Особенности и практическая значимость курса.

Требования к учащимся. Формы контроля.


Тема 2. Дизайн как художественное явление

Понятия «дизайн» и «стилизация». Многообразие взглядов на понятие «дизайн»: дизайн как проектирование, как новый вид профессионально-конструкторской деятельности, как организация эстетической среды жизни человека и др.

Научная основа дизайна.

Роль дизайна в жизни человека и современного общества, его актуальность. Функции дизайна.


Тема 3. История развития дизайнерского искусства.

Эстетика конструктивизма и функционализма.

Возникновение дизайна. Развитие дизайна на Западе (США, Западная Европа) в XX– нач. XXI вв.

Основные этапы развития дизайна в СССР-России в XX– нач. XXIвв.


Тема 4. Виды дизайна. Промышленный дизайн, графический дизайн, визаж (искусство макияжа), дизайн одежды, фитодизайн, дизайн среды (экологический дизайн, ландшафтный дизайн), арт-дизайн.

В результате изучения раздела учащийся должен:

иметь представление о дизайне как о художественном конструировании материальных объектов;

знать понятие «дизайн», историю развития дизайнерского искусства, виды дизайна;

уметь отличать виды дизайна.



РАЗДЕЛ II. Средства художественной ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, применяемые в дизайне

Тема 5. Форма. Основы формообразования.

Общие понятия о форме её соотношения и признаки. Зависимость формы от конструкции изделия. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Величина формы её размеры, положение в пространстве.

Геометрический анализ формы предметов. Органичность и целостность формы.


Тема 6. Цвет в дизайне.

Природа цвета. Цветовой круг. Основные, составные, дополнительные цвета. Характеристики цвета.

Смешение цветов. Колорит. Типы цветовых гармоний.

Роль света в дизайне.

Психофизиологическое воздействие цвета на человека.


Тема 7. Пропорционирование – основа гармонии и красоты. История «золотого сечения».

История развития представлений о «золотом сечении». Правило «золотого» деления в архитектуре, техническом и художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве, оформительской работе, рекламе, дизайне, в различных знаковых системах и символах. «Золотое сечение», как средство выражения эстетических, эргономических свойств предметов, материальной культуры.


Тема 8. Композиция в дизайне.

Основные средства композиции.

Виды композиции: фронтальная, объёмная, глубинно-пространственная. Ритм.

Симметрия и ассиметрия - условия зрительной уравновешенности композиции.


Тема 9. Алгоритм гармонизации – числовой ряд Фибоначчи.

Пропорциональные соотношения «золотого сечения».

Графический приём пропорционирования: числовой ряд Фибоначчи.


Тема 10. Алгоритм гармонизации – «Вавилон».

Геометрическое построение «Вавилон». История происхождения построения: схема вавилонского храма-башни – «зиккурата» (вид сверху).

Графики «вавилоны» в зодчестве Древней Руси, построение на их основе архитектурных форм.

Система ступенчатого обслуживания (принцип «матрёшки») в градостроительстве.

Знакомство с пакетом инструментов графической программы Компас -3DV10.

Выполнение творческих композиций в «Вавилон» с помощью графической программы Компас -3DV10.



В результате изучения раздела учащийся должен:

иметь представление о средствах художественной выразительности применяемых в дизайне;

знать основы формообразования и цветоведения, правило «золотого делении», графические приёмы пропорционирования;

уметь создавать линейные и цветовые гармоничные композиции.


РАЗДЕЛ III. Основы дизайна современного интерьера

Тема 11. Основы дизайна интерьера. Стили интерьеров.

Назначение помещений и зданий. Жилые и не жилые помещения. Чтение строительного чертежа. Общие положения проектирования и дизайна жилых помещений. Интерьер основных помещений жилья. Дизайн нежилых помещений.

Основные стили интерьера: готический, романский, барокко, классический, модерн, кантри, восточный, минимализм, арт, хай-тек и др.


Раздел IV. Основы ландшафтного дизайна

Тема 12. Особенности ландшафтной организации специализированных садов и парков.

Типы специализированных садов и парков: курортные, зоопарки, ботанические, выставочные, детские, культурно-развлекательные.

Ландшафтная организация специализированных садов и парков.

Рельеф. Вода. Растительность.


Тема 13. Виды растений травянистого покрова. Цветущие культурные растения.

Травянистый покров.

Декоративный газон. Луговой газон. Специальный газон.

Цветущие культурные растения: однолетники, двулетники, многолетники.


Тема 14. Проектирование и организация цветочного оформления.

Цветник.

Цветники регулярной композиции: миксбордеры, партеры, клумбы, рабатки, бордюры.

Особенности организации.

Цветочно-декоративные устройства (вертикальное озеленение, экраны).

Назначение: озеленение фасадов зданий, стен сооружений, регулирование микроклимата.

Растения для вертикального озеленения.

Экраны, их типы и назначение.


Тема 15. Малые архитектурные формы. Виды покрытий парковых дорог.

Понятие «малая архитектурная норма».

Виды малых архитектурных форм.

Функциональные особенности малых архитектурных форм.

Покрытия парковых дорог, их виды, конструкция покрытия площадок.





Перечень практических занятий

Название раздела, темы


Наименование

практических

занятий

Количество часов

РАЗДЕЛ II. Средства художественной ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, применяемые в дизайне



30

Тема 5. Форма. Основы формообразования.

Стилизация объектов.

4

Тема 6. Цвет в дизайне.

Введение цвета в стилизованные объекты.

4

Тема 7. Пропорционирование – основа гармонии и красоты.

Построение пропорциональных человеку промышленных изделий.

2

Тема 8. Композиция в дизайне. История «золотого сечения».

Геометрические способы построения для нахождения точки «золотого сечения». Построение «золотого прямоугольника».

4

Тема 9. Алгоритм гармонизации – числовой ряд Фибоначчи.

Построение творческих композиций по числовому ряду Фибоначчи

4


Тема 10. Алгоритм гармонизации – «Вавилон»

Создание творческих композиций на основе геометрического построения «Вавилон».

12

РАЗДЕЛ III. Основы дизайна современного интерьера.


2

Тема 11. Основы дизайна интерьера. Стили интерьеров.

Создание эскиза интерьера какого либо стиля.

2

Раздел IV. Основы ландшафтного дизайна.


12

Тема 14. Проектирование и организация цветочного оформления. Цветочно-декоративные устройства (вертикальное озеленение, экраны).

Проектирование цветников регулярной композиции (клумбы, рабатки).

12

Итого:


44












Список литературы

Литература, учебники, учебные пособия

  1. Авадяева Е.Н. Русский ландшафтный дизайн / Е. Н. Авадяева. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

  2. Аграновт-Пономарева Е.С., Аладова Н.И. Наша квартира. — Мн.: «МЕТ»; Ростов н/Д: Феникс, 1999.

  3. Боговая И. О. Озеленение населенных мест/ И.О. Боговая, В.С.Теодоронский. — М.: Агропромиздат, 1990.

  4. Ваша квартира. Евроремонт своими руками/Авт. сост. Р.А. Лонтковская. — Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1998.

  5. Вергунов А. П. Ландшафтное проектирование / А. П. Вергунов, М.Ф.Денисов, С.С.Ожегов. - М.: Высш. шк., 1991.

  6. Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования – Киев: Высшая школа, 1982.

  7. Горохов В. А. Инженерное благоустройство городских территорий и населенных мест / В.А. Горохов, О.С.Расторгуев. — М.: Стройиздат, 1994.

  8. Горохов В.А. Парки мира / В. А. Горохов, Л. Б. Лунц. — М.: Стройиздат, 1985.

  9. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. — М.: АУТО-ПАН, 1993.

  10. Зайдельман Ф.Р. Мелиорация почв / Ф. Р. Зайдельман. — М.: МГУЛ, 2003.

  11. Залесская Л.С., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура, изд. 2-е. — М.: 1979.

  12. Инженерная подготовка и благоустройство городских территорий / [В.В.Владимиров, Г. Н. Давидянц, О. С. Расторгуев, В.Л. Шафран] — М.: Архитектура-С, 2004.

  13. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика: Кн. для учителя. В 3 ч. / Сост. М. В.Алпатов и др. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 1987.

  14. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. — М.: Легкая промышленность, 1987.

  15. Ландшафтная архитектура / [Л.Д.Родичкин, Ю.А. Бондарь, А. П. Вергунов и др.]. — Киев: Будивельник, 1990.

  16. Лебедева Е.В., Черных Р.М. Искусство художника-оформителя. — М.: Сов. художник, 1981.

  17. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. — Л.: 1982.

  18. Материалы и техники рисунка/Под ред. В.А.Королева. — М.: Изобр. искус­ство, 1984.

  19. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие/Под ред. Т.С.Комаровой.— 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1985.

  20. Молчанов В.М. Теоретические основы проектирования жилых зданий: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Рост. гос. архит. ин-т, 1999.

  21. Невежина С. М. Функционально-пространственная организация и архитектурно-планировочная структура специализированных парков как элемент рекреационных систем городов / С. М. Невежина, Т. В. Шкварина. — М. : ЦНИИП градостроительства, 1982.

  22. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. — М.: Мол. гвардия, 1994.

  23. Николаевская И.А. Благоустройство территорий: Учеб. пособие для студ. сред. Проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002.

  24. Николаевская благоустройство городов. – М.: Высш. шк., 1991.

  25. Нормали основных помещений жилых зданий. Помещения квартирных жилых домов. - М.: ЦНИИЭП жилища, 1963.

  26. Ожегов С. С. История ландшафтной архитектуры/ С. С. Ожегов. — М.: Высш. шк., 2003.

  27. Орлов А.С. Ландшафтный дизайн на компьютере (+CD). – СПб.: Питер, 2008.

  28. Основы декоративного искусства в школе /Под ред. Б.В.Нешумова, Е.Д.Щедрина. — М.: Просвещение, 1981.

  29. Покатаев В.П. Интерьер и оборудование квартиры: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

  30. Покатаев В.П. Конструирование оборудования интерьера: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.

  31. Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы. — М.: Департамент природопользования: Академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова, 2002.

  32. Сабо Е.Д. Гидротехнические мелиорации ландшафта / Е. Д. Сабо, О. В. Кормилицина, В. В. Бондаренко. — М.: МГУЛ, 2004.

  33. Самарская лука: Современное состояние и пути устойчивого развития ландшафтно-градостроительного комплекса / [Е.А.Ахмедова, Н.А.Лекарева, Т. В. Баранова и др.]. — Самара: НВФ «Сенсоры. Модули. Системы», 1997.

  34. Сокольская О.Б. «Зеленое зодчество» Саратовского Поволжья / О. Б. Сокольская. — Саратов: СГУ, 1993.

  35. Сокольская О.Б. История садово-паркового искусства: учебник / О. Б.Сокольская. — М.: Инфра-М, 2004.

  36. Сокольская О.Б. Ландшафтная архитектура: специализированные объекты учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ О.Б. Сокольская, В.С. Теодоронский, А.П. Вергунов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  37. Стаускас В. П. Градостроительная организация районов и центров отдыха / В. П. Стаускас. — Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1977.

  38. Теодоронский В. С. Садово-парковое строительство и хозяйство / В. С. Теодоронский, А. И. Белый. — М.: Стройиздат, 1990.

  39. Теодоронский В.С. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры: учебник / В.С.Теодоронский, Е.Д.Сабо, В.А.Фролова. — М.: Изд. центр «Академия», 2006.

  40. Теодоронский В.С. Строительство и эксплуатация объектов ландшавтной архитектуры: учебник для студ. высш. учеб. Заведений/ В.С.Теодоронский, Е.Д. Сабо, В.А. Фролова; под ред. В.С. Теодоронского. – 2 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  41. Техническое творчество учащихся: Учеб пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ по индустр. пед. Спец. /Ю. С.Столяров, Д.М. Комский, В.Г. Гетта и др.; Под ред. Ю.С. Столярова, Д.М. Комского. – М.: Просвещение, 1989.

  42. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. — М.: Мол. гвардия, 1966.

  43. Хромов Ю. Б. Планировка и оборудование садов и парков / Ю. Б.Хромов. — Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1974.

  44. Художественное проектирование/Под ред. Б.В.Нешумова, Е.Д. Щедрина. — М.: Просвещение, 1979.

  45. Школа изобразительного искусства: В десяти выпусках. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изобр. искусство, 1986-1996.

  46. Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студентов худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1986.

  47. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразитель­ного искусства в школе. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1977.

  48. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979.

  49. Шпара П.Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования. Киев: Вища школа, 1984

  50. Эксперимент в дизайне: Методические материалы. — М.: ВНИИТЭ.

  51. Этюды об изобразительном искусстве / М.Алпатов и др. — М.: Просвеще­ние, 1994.


Справочники

  1. Краткий справочник архитектора / Гражданские здания и сооружения / Под ред. Ю.Н. Коваленко. - Киев: 1975.

  2. Фирсоева Г. В. Справочник озеленителя / Г. В. Фирсова, Н. В. Кувшинов. — М.: Высш. шк., 1995.

CD – диски

Дизайн интерьера

  1. Галерея современного интерьера. Выпуск 1/Производство: ООО «Студия Компас».

  2. Галерея современного интерьера. Выпуск 2/Производство: ООО «Студия Компас».

  3. Дизайн-студия 3D Home/Производство: ООО «Студия Компас».

  4. Камины /Производство: ООО «Студия Компас».

  5. Мой дом. Евроремонт /Производство: ООО «Студия Компас».

  6. Мой дом. Загородный дом /Производство: ООО «Студия Компас».

  7. Ремонт и современные отделочные материалы /Производство: ООО «Студия Компас».

  8. Floor Plan3D /Производство: ООО «Студия Компас».

  9. ArCon. Ремонт /Производство: ООО «Студия Компас».

Ландшафтный дизайн

  1. Альпинарий в вашем саду/Производство: ООО «Студия Компас».

  2. Альпинарий: горка, дорожка, водоём/Производство: ООО «Студия Компас».

  3. ArCon Home&Ландшафт/Производство: ООО «Студия Компас».

  4. Ландшафтная архитектура /Производство: ООО «Студия Компас».

  5. Ландшафтное проектирование /Производство: ООО «Студия Компас»

  6. Ландшафтный дизайн-3D модели /Производство: ООО «Студия Компас».

  7. Ландшафтное искусство/Производство: компания «Взлёт медиа».

  8. Ландшафтный дизайн на компьютере/Производство: ООО «Питер Пресс».

Интернет источники

http://www.landy-art.ru

http://www.green-wind.ru

http://www.salon/ru



Литература для учащихся

Основная литература

  1. Авадяева Е.Н. Русский ландшафтный дизайн / Е. Н. Авадяева. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

  2. Аграновт-Пономарева Е.С., Аладова Н.И. Наша квартира. — Мн.: «МЕТ»; Ростов н/Д: Феникс, 1999.

  3. Вергунов А. П. Ландшафтное проектирование / А. П. Вергунов, М.Ф.Денисов, С.С.Ожегов. - М.: Высш. шк., 1991.

  4. Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. – Киев: Вища школа, 1982.

  5. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. — М.: АУТО-ПАН, 1993.

  6. Николаевская И.А. Благоустройство территорий: Учеб. пособие для студ. сред. Проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002.

  7. Покатаев В.П. Интерьер и оборудование квартиры: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

  8. Покатаев В.П. Конструирование оборудования интерьера: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.

  9. Техническое творчество учащихся: Учеб пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ по индустр. пед. Спец. /Ю. С.Столяров, Д.М. Комский, В.Г. Гетта и др.; Под ред. Ю.С. Столярова, Д.М. Комского. – М.: Просвещение, 1989.

  10. Художественное проектирование/Под ред. Б.В.Нешумова, Е.Д. Щедрина. — М.: Просвещение, 1979.

  11. Шпара П. Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования. Киев: Вища школа, 1984.

Дополнительная литература и Интернет источники

  1. Афанасьев К.Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М.: Изд-во АН СССР, 1961.

  2. Балакшин О.Б. Коды да Винчи – новая роль в естествознании? Неожиданное о золотом сечении: Гармония ассиметричных подобий в Природе. Изд. 2-е, доп. – КомКнига, 2006.

  3. Васильев М.Ф. Структура восприятия. Пропорции в архитектуре, музыке, цвете…: Научное издание. – М.: Издательство РУДН, 2000.

  4. Васютинский Н. А. Золотая пропорция. М.: Молодая гвардия, 1990.

  5. Васютинский Н.А. Золотая пропорция.– СПб.: «Издательство «Диля», 2006.

    1. Ваша квартира. Евроремонт своими руками./Авт. сост. Р.А. Лонтковская. — Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1998.

  6. Волошинов А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1992.

  7. Жизнь в кубе//Лучшие интерьеры: 31 интерьерный объект, 2004. № 30.

  8. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. С-Пб.: Азбука, 2001.

  9. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980.

  10. Тарасов Л. Этот удивительно симметричный мир. М.: Просвещение, 1982.

  11. Хогарт В. Анализ красоты. М.: Просвещение, 1982.

  12. Эстетика: Словарь /Под общ. ред. А.А. Беляева. М.: Политиздат, 1989.

  13. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учеб. пос. М.: Гардарики, 1999.

  14. http://old.ysu.ru/institut/pedinst/tecnology/files/gl4.html

  15. http://www.colorpilot. ru/comp_rules.html.

  16. http://ru.wikipedia.org/wiki/Золотое_сечение

  17. http://www.overview.ru/?id=95. Роман Широков. Золотое сечение в фотографии. 2005. 06 мая.

  18. http://www.landy-art.ru

  19. http://www.green-wind.ru

  20. http://www.salon/ru

































Методика по освоению раздела II курса с помощью компьютерной программы Компас -3DV10


Методика создания творческой композиции на основе геометрического построения «Вавилон» с использованием компьютерной программы

1. Первый этап: создание линейной творческой композиции

Запустить программу Компас -3D V10.

После запуска программы Компас -3D V10 выбрать вид документа «фрагмент», откроется лист с системой координат X и Y.

Построить квадрат.

На панели переключения команд активизировать кнопку «геометрия». На инструментальной панели активизировать кнопку «прямоугольник». Курсор установить в начало системы координат.

Каждой кнопке на инструментальной панели соответствует строка параметров (строка параметров появляется внизу экрана в момент активизации инструмента).

В строку параметров ввести данные квадрата: высоту (13), ширину (13) (рис.1).

Рисунок 1


На инструментальной панели активизировать кнопку «геометрия». Выбрать инструмент «отрезок». С помощью ЛКМ в начале системы координат щелчком зафиксировать точку.











Второй конец отрезка зафиксировать в противоположном углу квадрата, т.е. провести в две диагонали (рис.2).


Рисунок 2.

На пересечении диагоналей установить курсор. На инструментальной панели активизировать кнопку «окружность». Курсор ЛКМ закрепить в центре квадрата. Растянуть окружность так, чтобы она оказалась вписана в квадрат. Положение зафиксировать клавишей Enter (рис. 3).

Рисунок 3.


На инструментальной панели активизировать кнопку «прямоугольник». Фиксировать курсор ЛКМ в точке пересечения диагонали и окружности. Растянуть квадрат до противоположной точки пересечения окружности с диагональю. Получен квадрат пропорциональный первому, вписанный в окружность (рис. 4- 5).

Рисунок 4

Рисунок 5.










Используя инструменты «прямоугольник» и «окружность» повторить построение несколько раз (рис. 6). В результате получена плоскость квадрата с гармоничным композиционным построением условно называемая «Вавилон».


Рисунок 6.

Для придания динамичности композиции можно добавить окружности, дуги и т.п.. При включении в композицию дополнительных элементов необходимо учитывать размеры сегментов композиционной сетки и использовать их при построении.

Рисунок 7.







Рисунок 8.


При построении окружности возможно появление линий вышедших за пределы композиционного поля. Их можно удалить, используя кнопку «редактирование» на панели переключения команд и кнопку инструмента «усечь кривую». Для этого необходимо навести курсор на удаляемую линию (линия окрасится в красный цвет), и щелкнуть ЛКМ. Линия исчезнет (Рис. 9 -10)

Рисунок 9.


При необходимости можно удалить любой отрезок исходя из особенностей авторского композиционного решения (рис. 11-12).







Рисунок 10.




Рисунок 11.


На этом первый этап создания творческой композиции выполнен


2. Второй этап: введение в композицию цвета.

При работе над цветовым решением композиции необходимо соблюдать следующие условие – смежные участки композиции должны окрашиваться в разные (контрастные) по светлоте, по яркости цвета.

Для этого в строке меню выбрать функцию инструменты → заливка (рис. 12).

Рисунок 12


В строке параметров выбрать тип заливки (рис. 13).

Рисунок 13














В строке параметров выбрать необходимый цвет для окрашивания отдельных фрагментов композиции (рис. 14).

Рисунок 14


Мышью указать фрагмент, который необходимо окрасить и зафиксировать щелчком ЛКМ. Операцию проделать со всеми выбранными для окраски фрагментами композиции. Выбранные участки выделятся пунктиром (рис.15).

Рисунок 15.




На панели строки специального управления (в левом нижнем углу) выбрать функцию «создать объект» (рис.16)

Рисунок 16.

На этом второй этап создания творческой композиции в цвете выполнен. В результате получился композиционный модуль, из которого можно создавать более сложные комбинаторные композиции.

3. Третий этап. Создание копий первого разработанного композиционного модуля и расположение копий симметрично относительно первого, т.е. получение комбинаторного модуля. Для этого на панели строки специального управления (в левом нижнем углу) отжать кнопку «прервать команду».

На панели переключения команд активизировать кнопку «геометрия». Удерживая ЛКМ, выделить модуль рамкой, при этом модуль окрашивается в зелёный цвет (значит объект готов к копированию и транспортировке) (рис. 17-18).

Рисунок 17.



Рисунок 18.

На панели переключения команд активизировать кнопку «редактирование» На инструментальной панели активизировать кнопку «симметрия» (рис. 19).


Рисунок 19












ЛКМ зафиксировать в правом нижнем углу модуля точку относительно, которой построить симметричный модуль (рис.20.)


Рисунок 20



Положение симметричного модуля зафиксировать клавишей Enter (рис. 21).


Рисунок 21.


После этого необходимо на панели строки специального управления (в левом нижнем углу) отжать кнопку «прервать команду». Выполнить аналогичный алгоритм действий с полученной композицией (продублировать парный (совмещённый) модуль).

На панели переключения команд активизировать кнопку «геометрия». Удерживая ЛКМ, выделить двойной модуль рамкой, при этом выделенное окрасится в зелёный цвет (значит объект готов к копированию и транспортировке) (рис. 22-23).

Рисунок 22.

Рисунок 23.


На панели переключения команд активизировать кнопку «редактирование».

На инструментальной панели активизировать кнопку «симметрия». ЛКМ зафиксировать в правом нижнем углу двойного модуля точку относительно, которой построить симметричную пару (рис. 24). Положение полученного изображения зафиксировать клавишей Enter.



Рисунок 24.

В результате получен гармоничный комбинаторный модуль (рис. 25). Используя данный модуль можно создавать неограниченное количество комбинаторных композиций (рис. 25, 26, 27.).

Рисунок 25.







Рисунок 26.





Рисунок 27.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Факультативный курс для учащихся 9-11 классов «ОСНОВЫ ДИЗАЙНА»

Автор: Арашина Вера Юрьевна

Дата: 01.12.2015

Номер свидетельства: 260600


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства