kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная образовательная программа «Город мастеров» художественно-эстетической направленности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа «Город мастеров» художественно-эстетической направленности. Программа является авторской.

Новизна в данной программе заключается в том, что занятия являются практико-ориентированными, то есть большее количество часов отведено на выполнение практических работ. Содержание программы предусмотрено на 3 года. Конечным результатом в практических занятиях является не только изготовление отдельного изделия, а создание творческих ученических проектов, постановка и презентация кукольного театра и театра теней, изготовление и подготовка изделий к выставке. На занятиях используются игровые упражнения и задания, которые позволяют сделать учебный процесс более эмоциональным – положительно окрашенным, а, следовательно, и более эффективным.

В программе органически сочетаются досуговые и образовательные формы деятельности, которые дают  возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества (бумажное моделирование, лепка, нитевая пластика, лоскутная пластика, мягкая игрушка), выбрать приобретенное направление и максимально реализовать себя в нем.

Особенности программы «Город мастеров»:

  • усложнение содержания программы от года к году;
  •  доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
  • ориентация на интеллектуальную инициативу;
  • гибкость в использовании времени, средств и материалов.

В программе «Город мастеров» четыре раздела: начальное бумажное моделирование, волшебная паутинка, лепка, лоскутная грамота. Каждый раздел программы является автономным. Педагог с учетом направленности студии, возрастных и психологических особенностей обучающихся имеет право включать, или не включать тот или иной раздел в образовательный процесс, перераспределив часовую нагрузку на другие разделы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа «Город мастеров» художественно-эстетической направленности. »

18



Муниципальное образовательное учреждение

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Город мастеров»


Возраст детей: 7 — 12 лет.

Срок реализации программы: 4 года.

Педагог изобразительного искусства:

Игнатова И.Г.


[Введите подзаголовок документа]


-

[Выберите дату]





Оглавление


Пояснительная записка 3

Учебный план 16

Содержание программы 20

Методическое обеспечение программы 28

Список литературы, используемый при составлении программы 36

























Пояснительная записка


1.1 Актуальность программы, педагогическая целесообразность отбора содержания

С раннего возраста, подчиняясь какому-то неведомому инстинкту, ребенок сооружает и мастерит разнообразные «сокровища». Подрастая, юные мастера начинают создавать удивительные изделия: игрушки, сувениры, обереги, модели транспорта, макеты построек и многое другое. Им, влюбленным в рукоделие, и адресована эта программа, которая научит их работать с различными материалами по правилам этого удивительного искусства.

В формировании личности обучающегося особое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности. Программа «Город мастеров» целостно воздействует на личность через конкретно-чувственное восприятие искусства и действительность. Она предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие возможности. В процессе образовательной деятельности обучающиеся учатся выражать свою индивидуальность, которую отражают посредством бумажного конструирования, моделирования, лепки, нитевой и лоскутной пластики. Результаты деятельности представляются на выставках внутриучрежденческого, районного и городского уровней.

1.2 Новизна, отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ

Образовательная программа «Город мастеров» художественно-эстетической направленности. Программа является авторской.

Новизна в данной программе заключается в том, что занятия являются практико-ориентированными, то есть большее количество часов отведено на выполнение практических работ. Содержание программы предусмотрено на 3 года. Конечным результатом в практических занятиях является не только изготовление отдельного изделия, а создание творческих ученических проектов, постановка и презентация кукольного театра и театра теней, изготовление и подготовка изделий к выставке. На занятиях используются игровые упражнения и задания, которые позволяют сделать учебный процесс более эмоциональным – положительно окрашенным, а, следовательно, и более эффективным.

В программе органически сочетаются досуговые и образовательные формы деятельности, которые дают возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества (бумажное моделирование, лепка, нитевая пластика, лоскутная пластика, мягкая игрушка), выбрать приобретенное направление и максимально реализовать себя в нем.

Особенности программы «Город мастеров»:

  • усложнение содержания программы от года к году;

  • доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

  • ориентация на интеллектуальную инициативу;

  • гибкость в использовании времени, средств и материалов.

В программе «Город мастеров» четыре раздела: начальное бумажное моделирование, волшебная паутинка, лепка, лоскутная грамота. Каждый раздел программы является автономным. Педагог с учетом направленности студии, возрастных и психологических особенностей обучающихся имеет право включать, или не включать тот или иной раздел в образовательный процесс, перераспределив часовую нагрузку на другие разделы.



Цель программы:

  • создание условий для проявления творческой активности в самореализации личности обучающихся, развитие индивидуальных особенностей посредством обучения основам декоративно-прикладного творчества.




Задачи программы:

  • формировать у обучающихся систему знаний по декоративно-прикладному творчеству; развивать глубокий, устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству;

  • обучать технологиям различных видов прикладного творчества;

  • развивать природные задатки, творческий потенциал каждого обучающегося: фантазию, наблюдательность;

  • формировать и развивать пространственное и логическое мышление посредством работы с различным материалом; развивать моторику рук, глазомер;

  • способствовать развитию внутренней свободы обучающегося, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;


Программа «Город мастеров» рассчитана на обучающихся 7-15 лет (с 7 до 8 лет – одновозрастная группа, с 9 до 15 лет – разновозрастная группа), соответствует психолого-педагогическим особенностям данного возраста. Занятия строятся с учётом возрастных особенностей группы: продолжительность занятий, степень сложности заданий (дифференцированное обучение), вариативность заданий (индивидуальный подход к каждому), наглядность, занятия направлены на развитие произвольности высших психических функций: речь, внимание, память, воображение и мышление.

Программа реализуется за 3 учебных года в течение 672 часа (126 недель, то есть 3 года по 42 недели): 1-й год обучения 168 часов (4 часа в неделю, то есть 2 раза по 2 часа), и 2-ой , 3-й год обучения по 252 часа (6 часов в неделю, то есть 3 раза по 2 часа).

Принцип набора в учебное объединение – свободный. Специального отбора не проводится. Комплектование групп проводится с учетом индивидуальных способностей и потребностей обучающихся.


Форма организации образовательного процесса

Программа предполагает использование в работе различных форм занятий:


Групповые формы работы.

Обучающиеся осваивают новый материал об особенностях и видах декоративно-прикладного искусства, отрабатывают общие для всех практические задания, упражнения, проходят отработку материала под руководством педагога по ДПИ.

Индивидуальные формы работы.

Данная форма работы отвечает способностям, особенностям и желаниям обучающихся. Индивидуальная форма работы проводится с целью отработки полученных знаний по новому материалу, соответствующих уровню подготовленности обучающихся, а также показа приемов работы каждому обучающемуся с последующим повтором действий за педагогом. Индивидуальная форма работы основывается на творческой деятельности каждого обучающегося. Работа ведется так, что, получая общие знания и навыки, обучающиеся имеет свободу в выборе материала, технике работы, инструментов и приспособлений для изготовления изделия.

Коллективные формы работы

Важным моментом при работе с обучающимися является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют подготовка и проведение общих праздников, разработка и презентация ученических проектов, создание коллективной творческой работы, участие в выставках и конкурсах внутриучрежденческого, районного и городского уровня.

Коллективная работа способствует формированию объективной оценки самого себя в сравнении с другими обучающимися и гуманных отношений сотрудничества.

Программой предусматриваются занятия стандартные и нестандартные: учебное занятие, занятие – путешествие, занятие – игра, занятие – выставка, занятие – кукольный театр, занятие-презентация.

Основной приём, используемый для активизации интереса ребенка - положительный эмоциональный подход педагога к результатам позитивной продуктивной деятельности ребенка.

Занятия первого года обучения направлены на изучение лишь элементов декоративно-прикладного творчества. Через игру обучающиеся включаются в процесс обучения навыкам прикладного творчества, тем самым закладывается основа для их дальнейшего пребывания в студии. В основе занятий – игровой сюжет, который может меняться каждый год в зависимости от желания педагога. Игровые задания заложены в основу каждого занятия. Обучающиеся в течение всего учебного года участвуют в мероприятиях Центра.

Занятия второго года обучения направлены на закрепление знаний и умений, полученных на первом году обучения. Обучающиеся ясно осознают пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов переходят к трудовым операциям. Они подробно знакомятся с различными видами и технологиями декоративно-прикладного творчества, участвуют в разработке ученических проектов Центра, выполнения творческих заданий имеет самостоятельный характер, итогом каждого раздела программы является коллективно-творческое дело. В течение года обучающиеся участвуют в мероприятиях Центра и города.

Третий год обучения существенно отличается от предыдущих лет. Выполнение заданий, изготовление изделий носит варьированный, комбинированный характер. Итог каждой темы занятия программы – творческая работа обучающегося (готовый продукт). Обучающиеся участвую в мероприятиях различного уровня: района, города.


Современные образовательные технологии

1) Здоровьесберегающие технологии.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в Центре, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные в повседневной жизни.

На занятиях осуществляется оздоровительный комплекс посредством искусства, игровой и творческой деятельности. Активно внедряет в педагогическую деятельность современные образовательные технологии, ориентированные на укрепление здоровья обучающихся и их развитие.

Здоровьесберегающие технологии:

  • физкультурно-оздоровительные технологии

  • технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности

  • здоровьесберегающие образовательные технологии

  • медико-гигиенические технологии;

  • технология обучения и воспитания культуры здоровья;

2). Компетентностно-ориентированные технологии:

  • метод проектов

  • обучение в сотрудничестве,

  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению,

  • технология коллективной творческой деятельности

  • игровые технологии

3). Информационные технологии:

  • оформление ученических проектов и визитных карточек в программе Word.

В обязательном порядке проводится инструктаж детей по вопросам техники безопасности.

Работа с одаренными обучающимися

Развитие творческого потенциала личности обучающихся осуществляется через систему творческих заданий, исследовательскую и практико-ориентированную деятельность. Для обучающихся, чья одаренность выявлена, в Центре разработан учебный и календарно-тематический план. Ведется индивидуальная работа с одаренными обучающимися по методу проекта в соответствии с положением об ученических проектах Центра.


Работа с родителями

Формы работы с родителями:

  • профессиональная помощь родителям, сотрудничество педагога и родителей в воспитании обучающихся;

  • знакомство родителей с методической литературой по вопросам воспитания обучающихся на занятиях, их поведения и отношения к занятиям;

  • помощь родителям в тех или иных видах рукоделия. Обучение приемам различных техник для дальнейшей работы с обучающимися дома;

  • открытые занятия;

  • родительские собрания (два раза в год проводятся встречи с родителями, организуются показательные выставки и театрализованные спектакли - кукольный театр);

  • индивидуальные беседы с родителями;

  • совместные творческие дела (привлечение родителей к оформлению детских работ в рамках их подготовки к экспозиции на выставках);

  • участие родителей вместе с обучающимися в праздниках студии, Центра.






Ожидаемые результаты и способы их проверки


Первый год обучения

  1. Теоретическая подготовка

Обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе на занятиях;

  • простейшие правила организации рабочего места;

  • правила личной гигиены при работе с различными материалами;

  • названия материалов, инструментов и приспособлений; правила подготовки материалов и инструментов к работе;

  • свойства материалов;

  • приемы разметки (линейка, угольник, циркуль, шаблон, трафареты);

  • приемы соединения различных деталей (клей, нитки, проволока, щелевые замки и т.д.);

  • основные и дополнительные цвета, особенности сочетания цвета;

  • способы обработки и художественное оформление изделия; технику владения кистью, приемы росписи;

  • историю возникновения бумаги, оригами, мягкой игрушки;

  • понятие «аппликация», «начальное бумажное моделирование», «симметрия»;

  • понятие о масштабе, пропорциях;

  • специфику техники изготовления изделий из ниток способом «кокон» из двух и более базовых основ, техники лепки, техники бумажной пластики, техники лоскутной пластики;

  • как исправить недочеты и ошибки, допущенные при изготовлении изделия;

  • пути, подходы к творческому решению;

  • функции трудовой деятельности (познавательность выполнения работы).


2) Практическая подготовка

Обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

  • правильно организовывать свое рабочее место;

  • пользоваться простейшими инструментами ручного труда; отбирать нужные инструменты и приспособления;

  • определять основные части изделия, выделять общие и индивидуальные признаки предметов, анализировать под руководством педагога различные изделия (определять их назначение, материал, из которого они изготовлены, способы соединения деталей и последовательность изготовления);

  • прочно соединять детали между собой, применяя клей, нитки, проволоку;

  • выполнять разметку по шаблонам.

  • рассказывать о материале и определять его свойства; опираться на свойства материалов при создании изделий;

  • выполнять операции по обработке материала;

  • переносить навыки работы с одного материала на другие;

  • правильно пользоваться художественными материалами и использовать их выразительность: пластилин, соленое тесто, глина, акварельные, медовые краски, гуашь, беличьи кисти, бесцветный лак, белая и цветная бумага, белый и цветной картон, клей ПВА, ткань, нитки; демонстрировать приемы обработки и художественное оформление материала; владеть техникой и приемами росписи;

  • планировать трудовую деятельность; предвидеть трудности, ошибки и устранять их;

  • создавать творческие композиции, художественные образы;

  • экономно размечать материалы с помощью трафаретов, линейки, угольника; вырезать строго по разметке;

  • изготавливать изделия, соблюдая масштаб и пропорции;

  • изготавливать сказочные персонажи и декорации, используя знания о технике исполнения изделий из различного материала;

  • управлять и озвучивать кукол через показ театра теней, кукольного театра;


3) Творческая активность

Обучающийся может:

  • выполнять задания на основе репродуктивного уровня;

  • выполнять задания с элементами творчества (оформление выставочного уголка в кабинете).

  • Обучающийся способен:

  • принимать участие во внутриучрежденческих, районных мероприятиях по декоративно-прикладному искусству;


4) Сформированость общеучебных умений и навыков, общеучебных способов деятельности

Обучающийся должен:

  • уметь слушать и слышать педагога;

  • уметь работать в паре, группе;

  • уметь выполнять поставленную педагогом задачу.


5) Личностные результаты

Обучающийся должен уметь:

  • быть заинтересованным в индивидуальном самовыражении;

  • сотрудничать с коллективом, со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) при создании индивидуальной и коллективной творческой работы;

  • осознанный интерес к занятию;

  • проявлять самостоятельность.


Второй год

  1. Теоретическая подготовка

Обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе на занятиях;

  • правила личной гигиены при работе с различными материалами;

  • названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда (ножницы, шило, кисти для клея и художественного оформления, иголки, и т.д.), приемы и правила работы ими;

  • название и назначение материалов (бумага, картон, нитки, ткань, пластилин, природный материал и т.д.), их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.

  • виды декоративно-прикладного творчества (лоскутная пластика, нитевая пластика, лепка, бумажная пластика);

  • основные и дополнительные цвета, особенности сочетания цвета;

  • народные художественные промыслы России и родного края;

  • историю возникновения бумаги, оригами, лепки, гончарного дела, историю народной игрушки; мягкой игрушки;

  • виды мягкой игрушки; технологию изготовления мягкой игрушки;

  • специфику техники изготовления изделий из ниток способом «кокон» из двух и более базовых основ, техники лепки, техники бумажной пластики, техники лоскутной пластики;

  • технику владения кистью, приемы росписи; способы обработки и художественное оформление изделия;

  • технику исполнения декораций;

  • понятие о масштабе, пропорциях;

  • понятие «масштаб», «симметрия», «народный промысел»;

  • пути и подходы в корректировке недостатков и недочетов при изготовлении изделия;

  • пути, подходы к творческому решению;

  • функции трудовой деятельности (познавательность выполнения работы).


2) Практическая подготовка

Обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

  • правильно организовывать свое рабочее место;

  • планировать трудовую деятельность;

  • предвидеть трудности, ошибки и устранять их;

  • отбирать нужные инструменты и приспособления; подготовить материал и инструменты к работе;

  • определять основные части изделия, выделять общие и индивидуальные признаки предметов, анализировать под руководством педагога различные изделия (определять их назначение, материал, из которого они изготовлены, способы соединения деталей и последовательность изготовления);

  • прочно соединять детали между собой, применяя клей, нитки, проволоку;

  • правильно пользоваться художественными материалами и использовать их выразительность: пластилин, соленое тесто, глина, акварельные, медовые краски, гуашь, беличьи кисти, бесцветный лак, белая и цветная бумага, белый и цветной картон, клей ПВА, ткань, нитки;

  • владеть техникой и приемами росписи; демонстрировать приемы обработки и художественное оформление материала;

  • экономно и рационально использовать материал; экономно размечать материалы с помощью трафаретов, линейки, угольника; вырезать строго по разметке;

  • самостоятельно воспроизводить осваиваемый материал;

  • рассказывать о материале и определять его свойства; опираться на свойства материалов при создании изделий;

  • переносить навыки работы с одного материала на другие;

  • создавать творческие композиции, художественные образы, соблюдая масштаб и пропорции;

  • изготавливать сказочные персонажи и декорации, используя знания о технике исполнения изделий из различного материала;

  • управлять и озвучивать кукол через показ театра теней, кукольного театра;

  • выполнять индивидуальные задания в рамках коллективных проектов; принимать участие поиске иллюстративного материала, эскизных разработках;


3) Творческая активность

Обучающийся может:

  • выполнять задания на репродуктивном уровне;

  • выполнять задания на творческом уровне (создание творческих работ).

  • Обучающийся способен:

  • принимать участие во внутриучрежденческих, районных и городских мероприятиях по декоративно-прикладному искусству;


4) Сформированость общеучебных умений и навыков, общеучебных способов деятельности

Обучающийся должен уметь:

  • осуществлять сбор информации из разных источников по декоративно-прикладному искусству;

  • сотрудничать с коллективом, со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.


5)Личностные результаты

Обучающийся должен уметь:

  • выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении поставленной задачи (в создании творческой работы, ученического проекта и т.д.),

  • выражать свою индивидуальность в создании творческого образа (креативный подход в изготовлении изделия), сценическом творчестве (теневой театр, кукольный театр);

  • сотрудничать с коллективом, со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь;

  • воспитать самоорганизацию, осознанный интерес к занятию;

  • проявлять самостоятельность.


Третий год


  1. Теоретическая подготовка

Обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе на занятиях; правила личной гигиены при работе с различными материалами;

  • названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда (ножницы, шило, кисти для клея и художественного оформления, иголки, и т.д.), приемы и правила работы ими;

  • название и назначение материалов (бумага, картон, нитки, ткань, пластилин, природный материал и т.д.), их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.

  • виды декоративно-прикладного творчества (лоскутная пластика, нитевая пластика, лепка, бумажная пластика);

  • свойства материалов;

  • основные и дополнительные цвета, особенности сочетания цвета;

  • специфику техники изготовления изделий из ниток способом «кокон» из двух и более базовых основ, техники лепки, техники бумажной пластики, техники лоскутной пластики;

  • технику владения кистью, приемы росписи; способы обработки и художественное оформление изделия;

  • технику исполнения этюдов;

  • технику исполнения декораций;

  • понятие «бумажное моделирование», «декоративная лепка», «образ», «пластика»;

  • понятие о масштабе, пропорциях;

  • пути и подходы устранения недочетов, допущенных при изготовлении изделия;

  • пути, подходы к творческому решению;

  • функции трудовой деятельности (познавательность выполнения работы).



  1. Практическая подготовка

Обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

  • правильно организовывать свое рабочее место; планировать трудовую деятельность;

  • предвидеть трудности, ошибки и устранять их;

  • определять основные части изделия, выделять общие и индивидуальные признаки предметов, самостоятельно анализировать различные изделия (определять их назначение, материал, из которого они изготовлены, способы соединения деталей и последовательность изготовления);

  • опираться на свойства материалов переносить навыки работы с одного материала на другие; создавать творческие композиции, художественные образы;

  • правильно пользоваться художественными материалами и использовать их выразительность: пластилин, соленое тесто, глина, акварельные, медовые краски, гуашь, беличьи кисти, бесцветный лак, белая и цветная бумага, белый и цветной картон, клей ПВА, ткань, нитки;

  • отбирать нужные инструменты и приспособления;

  • планировать трудовую деятельность;

  • экономно и рационально использовать материал;

  • изготавливать изделия, соблюдая масштаб и пропорции;

  • прочно соединять детали между собой, применяя клей, нитки, проволоку;

  • владеть техникой и приемами росписи;

  • лепить пластические этюды, используя знания о технике исполнения этюдов;

  • изготавливать сказочные персонажи и декорации, используя знания о технике исполнения изделий из различного материала;

  • управлять и озвучивать кукол через показ театра теней, кукольного театра.


  1. Творческая активность

Обучающийся способен:

  • выполнять задания на творческом уровне;

  • производить подготовительные и оформительские работы;

  • принимать участие в мероприятиях внутриучрежденческого, районного и городского уровня;


4) Сформированость общеучебных умений и навыков, общеучебных способов деятельности

Обучающийся должен уметь:

  • использовать полученные навыки в учебной деятельности;

  • анализировать;

  • выступать перед аудиторией посредством кукольного театра;


  1. Личностные результаты

Обучающийся должен:

  • сотрудничать с коллективом, со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; воспитать умение работать в группе, отзывчивость;

  • проявлять инициативу в общеколлективных делах;

  • научиться оценивать себя адекватно; проявлять самостоятельность; воспитать в себе самоорганизацию, самоконтроль, терпение;

  • выражать свою индивидуальность в создании творческого образа (креативный подход в изготовлении изделия) посредством бумажного конструирования, моделирования, лепки, нитевой и лоскутной пластики.


Виды и формы контроля:

Программой предусматриваются следующие виды контроля: предварительный, текущий, итоговый. Результаты фиксируются в аналитической справке (приложение №1).

Диагностика интересов, личностного развития, творческой активности обучающихся, диагностика развития коллектива проводятся периодически в течение учебного года. Метод диагностики: наблюдение, анкетирование, диагностическая беседа, анализ продуктов деятельности.

Предварительный контроль (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) имеет своей целью выявления исходного уровня подготовки обучающихся в области декоративно-прикладного творчества, чтобы скорректировать учебно-тематический план, определить направление и формы индивидуальной работы (метод диагностики: беседа и наблюдение, анализ продуктов практической деятельности).

Текущий контроль (в конце первого полугодия) проводится с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала и уровня их подготовленности к занятиям по программе «Город мастеров». Этот контроль должен повысить заинтересованность обучающихся в усвоении материла. Он позволяет своевременно выявлять отстающих, а также опережающих обучение с целью наиболее эффективного подбора методов и средств обучения.

Итоговый контроль (в конце учебного года) проводится в конце учебного года с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение, участие в мероприятиях, конкурсах различного уровня.

На каждом занятии педагог использует взаимоконтроль и самоконтроль.

Формы контроля

Собеседование, устный и практический контроль, самостоятельная работа, педагогические наблюдение, игры, выставки.

Формы подведения итогов

Участие в мероприятиях Центра, конкурсах, фестивалях, выставках городского уровня.

Итогом первого года обучения являются выставки творческих работ на фестивале искусств Центра «Волшебные ступеньки».

Итогом второго года обучения являются выставки творческих работ, подготовка и участие в городском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Лесенка», в выставке фестиваля искусств Центра «Волшебные ступеньки».

Итогом третьего года обучения являются выставки творческих работ в Центре, подготовка и участие в конкурсах и выставках городского уровня.

Критерии оценки:

Для определения уровня освоения обучающимися программы «Город мастеров» используется трехуровневая система:

Сфера/ уровни

Высокий

Средний

Низкий

Метод диагностики

Сфера знаний и умений

Обучающийся освоил практически весь объем знаний, умений и навыков, предусмотренных программой «Город мастеров» за конкретный период.

Специальные термины декоративно-прикладного искусства употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

Обучающийся с литературой, материалом, инструментами, приспособлениями работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей. При изготовлении изделия максимально аккуратен и ответственен в работе. Навыки соблюдения правил безопасности соответствуют реальным программным требованиям. Обучающийся адекватно воспринимает информацию, идущую от педагога.


Объем освоиных знаний, умений и навыков составляет более ½.

Обучающийся сочетает специальную терминологию прикладного творчества с бытовой. Работает с оборудованием, литературой с помощью педагога. Обучающийся аккуратен и ответственен в работе при изготовлении изделия. Навыки соблюдения правил безопасности соответствуют реальным программным требованиям, но обучающийся допускает небольшие погрешности. Обучающийся адекватно воспринимает информацию, идущую от педагога, но задает дополнительные вопросы.




Обучающийся овладел менее чем ½ объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой «Город мастеров».

Обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины. Он испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием, литературой. Обучающийся испытывает трудности при изготовлении изделия, работа выполнена не аккуратно. Нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. Навыки соблюдения правил безопасности не соответствуют реальным программным требованиям. Обучающемуся трудно воспринимать информацию, идущую от педагога. Требуется объяснение информации на бытовом уровне, с минимальным использованием терминов из декоративно-прикладного искусства.



Наблюдение, анализ готовых продуктов деятельности, диагностическая беседа.

Сфера творческой активности

(креативность в выполнении задания)

Обучающийся выполняет практические задания с элементами творчества.

Активно принимает участие в выставках и конкурсах различного уровня (внутриучрежденческого, районного и городского).

Обучающийся, в основном, выполняются задания на основе образца. Принимает участие в выставках (внутриучрежденческого и районного уровней).


Начальный (элементарный) уровень развития креативности – обучающийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога. Принимает участие в выставках (внутриучрежденческого уровней), при подготовке выставочной работы нуждается в постоянной помощи педагога.

Наблюдение, анализ готовых продуктов деятельности.

Сфера личностных результатов

Обучающийся осуществляет учебно-исследовательску (проектная деятельность, КТД), творческую работу самостоятельно.

Волевые усилия в работе побуждаются всегда самим обучающимся. Обучающийся постоянно контролирует себя сам.

Способность переносить (выдерживать) учебные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности – обучающемуся терпения хватает на все занятия. Обучающийся инициативен в общих делах (КТД, проектная деятельность). При возникновении конфликтных ситуаций пытается самостоятельно их уладить.

Учебно-исследовательскую (проектная деятельность, КТД), творческую работу выполняет под руководством педагога. Волевые усилия в работе побуждаются иногда сами обучающимся, чаще педагогом. Периодически обучающийся контролирует себя сам.

Способность переносить (выдерживать) учебные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности – обучающемуся терпения хватает более чем на ½ занятия. Обучающийся участвует в общих коллективных делах при побуждении извне (педагог, товарищи, и т.д.). При возникновении конфликтных ситуаций сам в конфликтах не участвует, старается их избегать.

Обучающийся испытывает серьезные трудности в работе над учебно-исследовательской темой, творческим заданием, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. Волевые усилия обучающегося побуждаются извне. Обучающийся постоянно действует под воздействием контроля извне.

Способность переносить (выдерживать) учебные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности – обучающемуся терпения хватает менее чем на ½ занятия. Обучающийся избегает участия в общих коллективных делах, периодически провоцирует конфликты.

Наблюдение, анализ готовых продуктов деятельности, диагностическая беседа, анкетирование.


Учебный план

образовательной программы «Город мастеров»


Наименование разделов

Количество часов

1 г.о.

2 г.о.

3 г.о.

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

1

-

1

1

-

1

3

2.

Бумажное моделирование

15

68

83

18

57

75

10

60

70

228

3.

Волшебная паутинка

1

7

8

1

11

12

5

15

20

40

4.

Лепка

8

39

47

10

70

80

18

56

74

201

5.

Лоскутная пластика

5

24

29

14

70

84

18

69

87

200


Итого:

30

138

168

44

208

252

52

200

252

672



Учебно-тематический план образовательной программы «Город мастеров»

Первый год обучения


п/п

Наименование раздела. Тема.

Теория

Практика

Всего часов

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Бумажное моделирование

2.1. Мои помощники-инструменты. Элементы графической грамоты.

15

1


68

5


83

6


2.2. Конструирование из плоских деталей.

2.2.1.Изготовление из цветного картона плоских игрушек с подвижными частями

1

1

11

11

12

12

2.3. Конструирование из объемных деталей

4

16

20

2.4. Аппликация.

4

9

13

2.5. Оригами. Бумажная пластика.

4

16

20

3.

Волшебная паутинка

3.1. Изготовление подарков и сувениров из ниток способом «кокон» из одной базовой основы.

1

1

7

7

8

8

4.

Лепка

4.1. Мои помощники-инструменты. Свойства пластилина, соленого теста, глины. Обработка и художественное оформление изделий.

8

1



39

-



47

1



4.2. Лепка простейших изделий на основе базовых элементов: шар, валик, конус, лепешка.

1


11

12

4.3. Цвета и оттенки. Изготовление фигурок из смешанных цветов пластилина.

1


3


4


4.4. Изготовление изделия по способу модульной лепки с последующим скреплением деталей.

1



3


4

4.5. Изготовление изделия по способу рельефной лепки.

1

7

8


4.6. Изготовление изделия по способу лепки на форме.

1


3

4

4.7. Лепка изделия из пластин с использованием рациональных способов.

1

3

4

4.8. Изготовление сказочных персонажей к сказке (по усмотрению педагога). Творческая работа.

1

9

10

5.

Лоскутная пластика

5.1. Лоскутная грамота. Путешествие в страну мягкой игрушки.

5

1

24

-

29

1

5.2. Лоскуты и фантазия. Составление аппликации из разноцветных лоскутков по готовым шаблонам.

1



5



6



5.3. Изготовление игольницы.

1

3

4

5.4. Изготовление карандашницы «Пудель».

1

5

6

5.5. Изготовление кукол- наперстков к инсценировке сказки (по усмотрению педагога).

1

11

12


Итого

30

138

168



Учебно-тематический план образовательной программы «Город мастеров»

Второй год обучения


п/п

Наименование раздела. Тема

Теория

Практика

Всего часов

1.

Вводное занятие.

1

-

1

2.

Бумажное моделирование.

2.1. Конструирование из плоских деталей.

18

3

57

10

75

13

2.2. Аппликация.

3

9

12

2.3. Оригами.

3

9

12

2.4. Построение простейших моделей транспорта и макетов построек.

3


9


12


2.5. Творческий проект на тему: «Я – архитектор» (или «Я – волшебник»).

3


13


16


2.6. Изготовление силуэтных кукол. Театр теней.

3

7

10

3.

Волшебная паутинка

3.1. Изготовление игрушек и украшений из разноцветных ниток (золотая рыбка, веселый клоун, изящная вазочка для цветов).

1

1

11

11

12

12

4.

Лепка

4.1. Путешествие в страну тетушки - лепки (история лепки). Обработка и художественное оформление изделия.

10

1



70

1



80

2



4.2. Цвета и оттенки. Изготовление изделий из разноцветных кусочков соленого теста.

1


3


4


4.3. Лепка веселых игрушек комбинированным способом.

2

23

25

4.4. Изготовление изделий по способу рельефной лепки («Лепные миниатюры»).

2


14

16


4.5. Изготовление изделия способом лепки из колец.

1

10


11

4.6. Секреты русских мастеров. Изготовление филимоновской игрушки – забавки.

1


7


8


4.7. В гостях у мастера Глиничника.

1

7

8

4.8. Изготовление масок из папье-маше. Святочные «личины».

1


5

6

5.

Лоскутная пластика

5.1. Изготовление старинных обрядовых изделий (кукла на гапите).

14

2


70

4


84

6


5.2. Кукла – марионетка («Страусенок», «Утенок-крякушка», змейка «Анфиска»).

2


14


16


5.3. Игрушки – помощники (варежка – прихватка, грелка, кукла на чайник).

2


14


16


5.4. Изготовление лоскутных кукол («Братья клоуны», «Пираты», девочка «Радуга», мальчик «Семи-цветик»).

2



15



17



5.5. Сказочная геометрия. Изготовление мягкой игрушки (зайчик, спортсмен, ослик, обезьянка, чебурашка, игрушки-пупсики, поросенок «Сеня», мухомор «Хома»…).

2




11




13



5.6. Изготовление кукол-петрушек. Инсценировка и показ спектакля.

4

12

16


Итого

44

208

252



Учебно-тематический план образовательной программы «Город мастеров»

Третий год обучения


п/п

Наименование раздела. Тема

Теория

Практика

Всего часов

1.

Вводное занятие.

1

-

1

2.

Бумажное моделирование.

2.1. Творческий проект на тему «Город мастеров».

10

2


60

8


70

10


2.2. КТД «Театр на столе».

3

17

20

2.3. КТД «Сказка-оригами».

3

17

20

2.4. КТД «Театр теней».

2

18

20

3.

Волшебная паутинка.

3.1. Аппликация из разноцветных ниток.

5

2

15

3

20

5

3.2. Изготовление изделий из ниток способом «кокон» из двух и более базовых основ (уточка, страусенок, петушок, цветы).

3

12

15

4.

Лепка.

4.1. Лепка изделий комбинированным способом.

18

2

56

14

74

16

4.2. Пластические этюды.

4

15

19

4.3. Секреты русских мастеров. Лепка изделий по мотивам народной пластики.

8

15

23

4.4. В гостях у мастера Глиничника (творческая работа).

2

7

9

4.5. Изготовление изделий способом папье-маше (игрушки и сувениры).

2

5

7

5.

Лоскутная фантазия.

5.1. Игрушки-пушистики.

18

3

69

3

87

6

5.2. Изготовление кукол-марионеток. Театр кукол.

3

26

29

5.3. Изготовление мягкой игрушки на тему: «Зоопарк».

6

20

26

5.4. Изготовление кукол-петрушек. Кукольный театр.

6

20

26


Итого

52

200

252















Содержание программы первого года обучения.


  1. Вводное занятие (теория 1 час).

Теория (1 час). Знакомство с организацией деятельности и направлением студии. Инструктаж по технике безопасности. Выставка творческих работ воспитанников студии.


  1. Начальное бумажное моделирование (теория 15 часов, практика 68 часов).

Теория (15 часов). Значение техники в жизни людей. Достижения современной науки и техники. Понятие начальное бумажное моделирование. История возникновения бумаги. Инструменты и приспособления. Правила пользования ими. История вещей (инструментов и приспособлений). Организация рабочего места.

Элементы графической грамоты. Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами. Первоначальные понятия о плоском и объемном изображении. Понятие симметрия. Симметричные фигуры, линия осевой симметрии.

Понятие о шаблонах и трафаретах. Способы и приемы работы с ними. Способы перевода чертежа и рисунка через кальку на бумагу.

Первоначальные понятия о простейших геометрических телах и их элементах: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела в сопоставлении геометрическими фигурами. Геометрические тела – объемная основа предметов и технических объектов.

Форма, цвет, пропорциональность. Начальные основы композиции. Понятие о ритме, гармоничности цветовых сочетаний, равновесии. Тон и цветовые отношения. Приемы обрывания, вырезания. Комбинирование приемов вырезания и обрывания для достижения выразительного образа. Цветовое комбинирование.

Оригами – искусство складывания из бумаги. Бумажная пластика. История оригами. Технические приемы и тонкости. Моделирование: сгибание и складывание. Условные знаки и приемы складывания.

Практика (68 часов). Изготовление из картона силуэтов животных, деревьев, построек, машин. Изготовление из картона плоских игрушек с подвижными частями, сувениров с маленькими хитростями; конструирование из объемных деталей (фронтальных полосок, геометрических тел, готовых геометрических форм) изделий; составление мозаики различными способами и приемами; изготовление изделий способом оригами (тематические композиции, образы для настольной сказки-оригами), сказка «Оригами», изготовление театра на столе.


  1. Волшебная паутинка (теория 1 час, практика 7часов).

Теория (1 час). Инструменты и приспособления. Техника изготовления изделий из ниток способом «кокон». Способы и приемы художественного оформления.

Практика (7 часов). Изготовление изделий из ниток способом «кокон» (елочные украшения).


  1. Лепка (теория 8 часов, практика 39часов).

Теория (8 часов). Материалы для лепки и их подготовка (пластилин, соленое тесто). Инструменты и приспособления. Свойства пластилина, соленого теста. Подготовка рабочего места. Обработка и художественное оформление. Инструменты для отделки и художественного оформления. Способы обработки и художественное оформление (сушка, обжиг, грунтовка, роспись, покрытие глазурью или лаком).

Пластилин: роспись и лакировка изделия (посыпка мукой, грунтовка, роспись, покрытие лаком). Соленое тесто: роспись и лакировка изделия (сушка, покрытие красками, покрытие светлым лаком).

Приемы лепки. Цвета и оттенки. Техника лепки: модульная лепка, конструктивный, скульптурный, комбинированный способы, рельефная лепка, лепка на форме, лепка из пластин. Лепка пластилиновых героев в динамике (имитация поз, мимики, пластики, характера).

Практика (39 часов). Лепка изделий различными способами (игрушки, сувениры, обереги, лепные миниатюры, пластилиновые картины, пластилиновая сказка).


5. Лоскутная грамота (теория 5 часов, практика 24 часа).

Теория (5 часов). История игрушки. Народные традиции в истории создания игрушек. Виды игрушек: деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, вязанная. Материал и его обработка. Декатировка. Цвета и оттенки. Инструменты и приспособления. Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек: работа с выкройкой, раскрой материала, соединение деталей, крепление конечностей, набивка деталей. Художественное оформление изделия («лица» игрушек, частей тела). Азбука лоскутного мастерства.

Практика (24 часа). Составление аппликаций из лоскутков по готовым шаблонам. Изготовление изделий из ткани (сувениров, игрушек-помощников, кукол-марионеток, кукол-наперстков). Постановка и показ спектакля с простейшими игрушками (кукольный театр).



Содержание программы второго года обучения.


  1. Вводное занятие (теория 1 час).

Теория (1 час). Знакомство с организацией деятельности и направлением студии на второй год обучения. Инструктаж по технике безопасности.


  1. Бумажное моделирование (теория 18 часов, практика 57 часов).

Теория (18 часов). Расширение знаний о чертежных инструментах и приспособлениях. Понятие технический рисунок, эскиз, чертеж. Различия между ними. Условные обозначения. Способы разметки деталей. Способы и приемы изготовления выкроек и разверток объектов объемной формы. Закрепление знаний о способах перевода чертежа и рисунка на бумагу. Клеточный способ увеличения чертежа.

Приемы обрывания, вырезания. Комбинирование приемов вырезания и обрывания для достижения выразительного образа. Основы композиции и формообразования.

Оригами – искусство складывания из бумаги. Бумажная пластика. Технические приемы и тонкости. Моделирование: сгибание и складывание.

Понятие о зависимости формы (внешних контуров) от ее назначения. Рациональность форм в живой природе. Общие представления о процессе создания моделей. Основные этапы проектирования и производства. Способы и приемы соединения деталей. Возможность дополнения моделей, собранных из готового набора деталей новыми элементами. Обработка и художественное оформление моделей транспорта и макетов построек. Общие представления о транспорте, его видах и значении. Понятия о моделях транспортной техники и их разновидностях. Выбор материалов и способы их обработки. Театр теней и марионеток. Способы изготовления силуэтных кукол, контурных моделей и кукол.

Практика (57 часов). Изготовление из картона плоских игрушек с подвижными частями. Изготовление изделий способом оригами. Сказка «Оригами» на столе. Изготовление простейших моделей транспортной техники и макетов построек. Разработка построек бумажных и картонных моделей построек (аэродром, детская площадка, гоночная трасса). Театр теней. Постановка и показ спектакля.


  1. Волшебная паутинка (теория 1 час, практика 11 часов).

Теория (1 час). Техника изготовления изделий из ниток способом «кокон». Способы и приемы художественного оформления.

Практика (11 часов). Изготовление изделий из ниток способом «кокон» (золотая рыбка, веселый клоун, изящная вазочка для цветов).


  1. Лепка (теория 10 часов, практика 70 часов).

Теория (10 часов). Материалы для лепки и их подготовка (пластилин, соленое тесто, глина). Инструменты и приспособления. Свойства пластилина, соленого теста, глины. Подготовка рабочего места. Обработка и художественное оформление. Инструменты и приспособления для отделки и художественного оформления. Способы обработки и художественное оформление (сушка, обжиг, грунтовка, роспись, покрытие глазурью или лаком). Пластилин: роспись и лакировка изделия (посыпка мукой, грунтовка, роспись, покрытие лаком). Соленое тесто: роспись и лакировка изделия (сушка, покрытие красками, покрытие светлым лаком). Глина: роспись и лакировка изделия (сушка, покрытие поверхности клеевой смесью, покрытие белой грунтовкой, нанесение основного цвета, роспись красками других цветов, покрытие лаком).

История возникновения лепки. История гончарного дела. Культовые обряды первобытных людей. Современный быт вещей. Современная лепка. Цвета и оттенки. Техника лепки: модульная лепка, комбинированный способ, рельефная лепка, лепка из колец.

Понятие пластика, декоративная лепка, образ. Техника росписи. Писанки как шедевр миниатюрной живописи. Традиционные мотивы и символика писанок. Папье-маше. Техника и приемы изготовления масок из папье-маше.

Практика (70 часов). Лепка изделий различными способами (веселые игрушки, сувениры, лепные миниатюры). Лепка сказочных героев (имитация поз, мимика, пластика, характер). Лепка изделий по мотивам народной пластики (филимоновская игрушка - забава). Изготовление масок из папье-маше (святочные «личины»).

5. Лоскутная геометрия (теория 14 часов, практика 70 часов).

Теория (Теория 14 часов). Материал и его обработка. Декатировка. Инструменты и приспособления. Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек: работа с выкройкой, раскрой материала, соединение деталей, крепление конечностей, набивка деталей. Художественное оформление изделия («лица» игрушек, частей тела). Единство образа. Способы изготовления игрушек: мягкий и жесткий каркас. Работа по готовой выкройке. Понятие о мультипликации. Техника исполнения декораций с применением различного материала.

Практика (70 часов). Изготовление изделий из ткани. Куклы-марионетки. Мягкие игрушки с мягким и жестким каркасом. Куклы на гапите. Игрушки-помощники: варежка-прихватка, грелка, кукла на чайник. Лоскутные куклы: клоуны, пираты; куклы-петрушки. Кукольный театр (постановка и показ спектакля с куклами-петрушками).


Содержание программы третьего года обучения.


  1. Вводное занятие (теория 1 час).

Теория (1 час). Знакомство с организацией деятельности и направлением студии на третий год обучения. Инструктаж по технике безопасности.


  1. Моделирование. Проектирование (теория 10 часов, практика 60 часов).

Теория (10 часов). Углубление знаний о чертежных инструментах и приспособлениях. Закрепление знаний о техническом рисунке, эскизе, чертеже и различия между ними. Способы и приемы изготовления разверток объектов объемной формы. Закрепление и систематизация знаний о способах перевода чертежа и рисунка на бумагу. Способы увеличения чертежа и рисунка.

Оригами – искусство складывания из бумаги. Бумажная пластика и художественное конструирование. Технические приемы и тонкости. Моделирование: сгибание и складывание.

Основы проектирования и моделирования. Дополнение моделей, собранных из готового набора деталей новыми элементами. Обработка и художественное оформление моделей транспорта и макетов построек. Выбор материалов и способы их обработки. Единство образа. Способы изготовления силуэтных кукол, контурных моделей и кукол. Техника изготовления декораций.

Практика (60 часов). Составление и реализация творческого проекта. Темы: «Город мастеров», «Цветочный город», «Дом, в котором мы живем», «Город будущего», «Русская усадьба», «Японский сад». Сказка «Оригами». Изготовление сказочных персонажей и постановка сказки «Оригами». Театр теней. Постановка и показ спектакля.




  1. Волшебная паутинка (теория 5 часов, практика 15 часов).

Теория (5 часов). Техника изготовления изделий из ниток способом «кокон». Способы и приемы художественного оформления. Техника изготовления аппликации из ниток.

Практика (15 часов). Изготовление изделий из ниток способом «кокон» из двух или более базовых основ (уточка, страусенок, петушок, цветы). Аппликация из разноцветных ниток.


  1. Лепка (теория 18 часов, практика 56часов).

Теория (18 часов). Углубление знаний о материалах и инструментах. Организация рабочего места. Современная лепка. Цвета и оттенки. Техника лепки. Обработка и художественное оформление. Способы обработки и художественное оформление (сушка, обжиг, грунтовка, роспись, покрытие глазурью или лаком).

Закрепление и систематизация знаний о понятиях пластика, декоративная лепка, образ. Единство образа. Секреты мастерства. Техника росписи. Понятие этюд. Составление тематических композиций. Техника исполнения этюдов. Приемы росписи этюдов. Техника исполнения изделий и декораций. Папье-маше. Техника изготовления изделий из папье-маше.

Практика (56 часов). Лепка изделий комбинированными способами (веселые игрушки, сувениры, лепные миниатюры, лепные сказки). Лепка по мотивам народной пластики (филимоновские игрушки- свистульки, декоративные шкатулки, декоративное панно, копилки, декоративное кашпо). Изготовление игрушек, сувениров и отдельных деталей способом папье-маше.

5. Лоскутная фантазия (теория 18 часов, практика 69 часов).


Теория (18 часов). Расширение знаний о материале и инструментах. Декатировка. Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек (работа с выкройкой, раскрой материала, соединение деталей, крепление конечностей, набивка деталей). Художественное оформление изделия. Способы изготовления игрушек: мягкий и жесткий каркас. Изготовление изделия по готовой и вновь созданной выкройке. Техника исполнения декораций. Секреты кукольного театра. Способы управления куклой - «петрушкой».

Практика (69 часов). Изготовление игрушек – пушистиков. Изготовление изделий из ткани (куклы-марионетки; мягкие игрушки с мягким и жестким каркасом; лоскутные куклы; куклы-петрушки). Постановка и показ кукольного театра.




























Методическое обеспечение образовательной программы «Город мастеров»

Программа «Город мастеров» позволяет каждому обучающемуся реализовать свои творческие способности. А полный курс обучения в студии усиливает стартовые возможности личности каждого обучающегося.

Особую роль в становлении изобразительной деятельности обучающихся играет развитие их художественного восприятия при ознакомлении с различными видами декоративно-прикладного искусства. Данный вид деятельности формирует у них представление о жизни людей в прошлом, настоящем и будущем, развивает гармоничное чувство декоративности. Для полноценного восприятия видов декоративно-прикладного искусства важно обратить внимание обучающихся на возможность рассматривания со всех сторон. Это помогает увидеть их как объемное изделие, занимающее определенное место в пространстве, причем увидеть во всей красоте и каждый раз (с разных точек зрения, в разных ракурсах) по-новому.

В программе органически сочетаются досуг с образовательной деятельностью, она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества (бумажное моделирование, лепка, нитевая пластика, лоскутная пластика, мягкая игрушка), выбрать приобретенное направление и максимально реализовать себя в нем.

Методы проведения занятий

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах, старинных традициях в рукоделии. В ходе бесед создается условие для развития способности слышать и слушать, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, воспринимать точку зрения другого. Немаловажная роль отводится анализу и самоанализу деятельности и взаимодействию обучающихся. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме информационного рассказа или беседы, сопровождаемой вопросами к обучающимся. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у обучающихся интерес к изучаемому материалу. Это такие виды наглядности как: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы и технологий, которые дают достаточную возможность обучающимся закрепить их в практической деятельности.

Практические методы обучения способствуют формированию умений и навыков владения приемами, техниками и способами работы с материалами и их обработкой (бумага, пластилин, глина, соленое тесто, нитки, ткань). Занятия проводятся в учебном кабинете. Они являются практико-ориентированными, направленными на эстетическое развитие ребенка, приобщение его к искусству, творческой деятельности. Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся (младший школьный возраст), занятия проводятся в увлекательной форме, с применением разнообразных методов и приемов, средств обучения, а также при наличии дидактической и технической оснащенности занятий.

Для достижения наибольшей эффективности в работе на занятиях используются игровые моменты, способствующие осваивать новые знания и навыки в более легкой и доступной форме, позволяют сделать учебный процесс более эмоциональным – положительно окрашенным, а, следовательно, и более эффективным. При проведении занятий важно постоянно создавать особую доброжелательную психологическую атмосферу, заботясь о создании для обучающихся ситуации успеха. Подведение итогов по каждому разделу проводится в форме выставок творческих работ и проектов (коллективные и индивидуальные), кукольного театра с изготовленными изделиями в различных техниках исполнения.

Во время перерыва делаются физические упражнения для снятия общего напряжения всего тела, усталости глаз. В процессе выполнения практических работ проводится пальчиковая гимнастика рук для снятия мускульного напряжения.

Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся:

  • продолжительность занятий,

  • степень сложности заданий (дифференцированное обучение),

  • вариативность заданий (индивидуальный подход к каждому),

  • наглядность,

  • занятия направлены на развитие произвольности высших психических функций: речь, внимание, память, воображение и мышление.

Средства обучения также разнообразные в зависимости от цели: средства наглядности, отдельные тексты по теме урока, задания, упражнения, технические средства обучения, учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации) по предмету, первоисточники.

Для достижения поставленной в данной программе цели и получения ожидаемого результата на занятиях по программе «Город мастеров» используется комплекс разнообразных педагогических методов, в частности по классификации С.А. Смирнова:

  • методы получения новых знаний:

- словесные методы обучения: объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация;

- методы программного обучения: объяснение ключевых вопросов программы обучения, самостоятельное изучение определенной части учебного материала;

- наглядный метод обучения: с использованием наглядных материалов: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи; демонстрация материала: модели, предметы; фотоматериалы.

  • методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности:

  • методы практико-ориентированной деятельности: практикум, упражнения, сценический этюд;

  • графические работы: составление схем, чертежей, работа с картами, схемами, таблицами;

  • метод наблюдения: запись наблюдений;

  • методы проблемного обучения: эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, терминов, определений, самостоятельный поиск ответов обучающимися на поставленную проблему, поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов);

  • метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные игры; игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игры-конкурсы, игры-конструкторы;

  • интегрированный метод: изобразительное искусство; декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; пантомима; театр;

  • проектные и проектно-конструкторские методы обучения: разработка проектов; создание моделей, конструкций, конструирование из бумаги; создание творческих работ, художественное конструирование; создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;

  • методы организации взаимодействия обучающихся и накопление социального опыта:

- освоение элементарных норм ведения разговора;

- прием взаимных заданий;

- временная работа в группах;

- создание ситуаций совместных переживаний.

  • метод стимулирования учебно-познавательной деятельности:

  • методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха в обучении, игры и игровые формы организации учебной деятельности;

  • методы развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала, выставление вокруг учебного игрового приключенческого сюжета, метод стимулирования занимательным содержанием, метод создания ситуаций творческого поиска;

  • метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся:

- творческое задание, создание креативного поля;

- создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);

- деловая игра;

  • методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психологического развития учащихся:

- повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос, фронтальный опрос.



Материально-техническое обеспечение:

Инструменты, приспособления и материалы, необходимые для занятий декоративно-прикладного искусства:

  • белая и цветная бумага, белый и цветной картон, пластилин, соленое тесто, глина, ткань;

  • деревянная (или пластиковая) кухонная доска или старая прочная ткань (мешковина), клеенка, емкость для смачивания пальцев и салфеток, салфетки бумажные и тканевые;

  • стеки деревянные или пластиковые ножи разной конфигурации для художественного оформления изделий, палочки, зубочистки, формочки для теста, скалка для скатывания пластин из пластилина, соленого теста, глины;

беличьи кисточки разных размеров, акварельные, медовые краски, гуашь (понадобится много белого цвета), бесцветный лак;

  • клей ПВА, ножницы, белые и цветные нитки, иглы, наперсток;

  • бисер, пуговицы, блестки, цветные и пластиковые скрепки, трубочки (коктейлиные), палочки, спички, проволока для каркасов, штампики фабричного производства; любые бытовые предметы, дающие оттиск или отпечаток (пуговицы разной формы, пробки, монеты, колпачки фломастеров и пр.);

  • природный материал: раковины, камешки разной формы и расцветки, листья, плоды, ветки, семена, перья, коробки, баночки, крышки, керамические плитки;

Рабочее место должно быть оборудовано стулом и столом. Освещенность должна соответствовать санитарно – гигиеническим нормам.


Дидактическое обеспечение программы: медиапособие (аудиокассеты, CD-R диск – фильм «Оригами»), наглядные пособия (альбом таблиц, схем, иллюстраций, видов бумаги; фотоматериал выставочных работ обучающихся, плакаты), динамические пособия (готовые изделия с подвижными частями – куклы-дергунчики, театральные куклы, модели с подвижными частями); раздаточный материал (инструменты и оборудование, подборка стихов, пословиц и поговорок, отражающие предметное содержание программы; индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого обучающегося - трафареты, шаблоны, лекала; чертежи, развертки, раздаточные карточки с индивидуальными заданиями, алгоритмом действий, таблицы-памятки).


Методическое обеспечение программы:

  • для педагогов:

  1. Афонькин Сергей. Оригами и педагогика: Материал первой Всероссийской конференции преподавателей оригами. – М.: Издательство «Аким», 1996 .

  2. Баева Т.И. и др. Домашняя мастерская. - М.: Легпромбытиздат, 1991.

  3. Берсенева Г. К. Ткань, бумага, тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Издательство

  4. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет.сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.

  5. Васильева – Гангнус Л.П. Уроки занимательного труда. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1987.

  6. Волковский Д. Н. Уроки детского творчества. Лепка. – С-Пб, Полигон, 1997 г.

  7. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки/ Пер. с англ. А.С. Трошина. – М.: Просвещение, 1979.

  8. Гукасова А.М. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.

  9. Гукасова А.М. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах. Изд. 2-е, дораб. И доп. М.: Просвещение, 1977.

  10. Гуляева в., Геронимус. Волшебная паутинка: Самоделки. – С-Пб.: «Интербук», 1991.

  11. Гуляева В., Доронова Е. Синяя птица: Самоделки. – С-Пб.: «СТФ-ЮС», 1991.

  12. Гусакова М.А. Аппликация: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1982.

  13. Данкевич Е. В., Жакова О. В. Знакомьтесь: глина. – С-Пб, Кристалл, 1998 г.

  14. Дорофеев Ю. Город мастеров. Дымковская игрушка. Знакомство с промыслами и ремеслами. – М.: «Мозаика-Синтез», 1995.

  15. Кард В., Петров С. Пластилин: игрушки из пластилина. – М.: « РИПОЛ КЛАССИК», СПб.: « Валери СПД», 2001.

  16. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное моделирование. – М., Профиздат, 2002.

  17. Кожина О.А. Сделай сам: Выпуск 1. – М.: «Лика-пресс, 1994.

  18. Кожина О.А. Сделай сам: Выпуск 2. – М.: «Лика-пресс, 1994.

  19. Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей. - М.: Просвещение, 1993.

  20. Конышева Н. М. Праздник делаем сами. Подарки, сувениры, украшения. – М.: Линка – пресс, 1995 г.

  21. Липунова С. Волшебная глина. – Смоленск: Русич, 2001.

  22. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

  23. Лыкова И. А. Лужок. Парочки: лепка + аппликация. – М., Карапуз, 2003.

  24. Лыкова И. А. Лужок. Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей. Миниатюры на яйце. – М., Карапуз, 2003.

  25. Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики: Заботы маленькой хозяйки. – М.: ЗАО «Издательство «ЭСКО-Пресс, 1998.

  26. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги: Пособие для учителей нач. классов по внеклас. Работе. – М.: Просвещение, 1983.

  27. Программа общеобразовательных учреждений (I-IV классы одиннадцатилетней школы). Рекомендована Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства». Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. – М.: «Просвещение», 1996.

  28. Пронина Л. Уроки детского творчества: 200 оригинальных образцов поделок для детей дошкольного и школьного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.

  29. Соколова Ю.П., Сидорович Ю.А. Мягкая игрушка. – С-Пб.: Издательство Дом «Литера», 2003.

  30. Узорова О.В. Игры с пальчиками. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

  31. Фролова Т.О. Мягкая игрушка. – М.: ООО «Издательство АСТ», Донецк: «Сталкер», 2004.

  32. Халезова Н. Б. Лепка в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – М., Просвещение, 1986.

  33. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для начальной школы. – Самара, 1997.


  • для обучающихся:

  1. Афонькин С. Оригами – искусство складывания из бумаги. – М.: Издательство «Аким», 1997. - №2(12).

  2. Афонькин С. Оригами – искусство складывания из бумаги. – М.: Издательство «Аким», 1997. - №3(13).

  3. Афонькин С. Оригами – искусство складывания из бумаги. – М.: Издательство «Аким», 1997. - №5(1).

  4. Афонькин С. Оригами – искусство складывания из бумаги. – М.: Издательство «Аким», 1997. - №6(2).

  5. Афонькин С. Оригами – искусство складывания из бумаги. – М.: Издательство «Аким», 1997. - №7(3).

  6. Геронимус Т. Урок труда. Бумажкино царство. – М.: АСТ-Пресс, 1998.

  7. Геронимус Т. Урок труда. Правила безопасности работы. – М.: АСТ-Пресс, 1998.

  8. Геронимус Т. Урок труда. Справочник маленького мастера. – М.: АСТ-Пресс, 1998.

  9. Геронимус Т. Урок труда. Учимся мастерить. – М.: АСТ-Пресс, 1998.


Кадровое обеспечение: педагог декоративно-прикладного искусства.













Список литературы, используемый при составлении программы

  1. Афонькин Сергей. Оригами и педагогика: Материал первой Всероссийской конференции преподавателей оригами. – М.: Издательство «Аким», 1996 .

  2. Баева Т.И. и др. Домашняя мастерская. - М.: Легпромбытиздат, 1991.

  3. Берсенева Г. К. Ткань, бумага, тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Издательство

  4. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет.сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.

  5. Васильева – Гангнус Л.П. Уроки занимательного труда. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1987.

  6. Волковский Д. Н. Уроки детского творчества. Лепка. – С-Пб, Полигон, 1997 г.

  7. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки/ Пер. с англ. А.С. Трошина. – М.: Просвещение, 1979.

  8. Гукасова А.М. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.

  9. Гукасова А.М. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах. Изд. 2-е, дораб. И доп. М.: Просвещение, 1977.

  10. Гуляева в., Геронимус. Волшебная паутинка: Самоделки. – С-Пб.: «Интербук», 1991.

  11. Гуляева В., Доронова Е. Синяя птица: Самоделки. – С-Пб.: «СТФ-ЮС», 1991.

  12. Гусакова М.А. Аппликация: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1982.

  13. Данкевич Е. В., Жакова О. В. Знакомьтесь: глина. – С-Пб, Кристалл, 1998 г.

  14. Дорофеев Ю. Город мастеров. Дымковская игрушка. Знакомство с промыслами и ремеслами. – М.: «Мозаика-Синтез», 1995.

  15. Кард В., Петров С. Пластилин: игрушки из пластилина. – М.: « РИПОЛ КЛАССИК», СПб.: « Валери СПД», 2001.

  16. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное моделирование. – М., Профиздат, 2002.

  17. Кожина О.А. Сделай сам: Выпуск 1. – М.: «Лика-пресс, 1994.

  18. Кожина О.А. Сделай сам: Выпуск 2. – М.: «Лика-пресс, 1994.

  19. Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей. - М.: Просвещение, 1993.

  20. Концепция модернизации дополнительного образования РФ до 2010 года.

  21. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы.

  22. Конышева Н. М. Праздник делаем сами. Подарки, сувениры, украшения. – М.: Линка – пресс, 1995 г.

  23. Липунова С. Волшебная глина. – Смоленск: Русич, 2001.

  24. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

  25. Лыкова И. А. Лужок. Парочки: лепка + аппликация. – М., Карапуз, 2003.

  26. Лыкова И. А. Лужок. Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей. Миниатюры на яйце. – М., Карапуз, 2003.

  27. Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики: Заботы маленькой хозяйки. – М.: ЗАО «Издательство «ЭСКО-Пресс, 1998.

  28. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги: Пособие для учителей нач. классов по внеклас. Работе. – М.: Просвещение, 1983.

  29. Письмо Министерства образования и науки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и с учетом приоритетных направлений деятельности Центра в рамках Программы развития на 2006-2010 г.г.

  30. Программа общеобразовательных учреждений (I-IV классы одиннадцатилетней школы). Рекомендована Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства». Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. – М.: «Просвещение», 1996.

  31. Пронина Л. Уроки детского творчества: 200 оригинальных образцов поделок для детей дошкольного и школьного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.

  32. Соколова Ю.П., Сидорович Ю.А. Мягкая игрушка. – С-Пб.: Издательство Дом «Литера», 2003.

  33. Узорова О.В. Игры с пальчиками. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

  34. Фролова Т.О. Мягкая игрушка. – М.: ООО «Издательство АСТ», Донецк: «Сталкер», 2004.

  35. Халезова Н. Б. Лепка в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – М., Просвещение, 1986.

  36. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для начальной школы. – Самара, 1997.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Игнатова Ирина Геннадьевна

Дата: 17.05.2015

Номер свидетельства: 212455


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства