kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа "Мастера Волшебной кисточки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для достижения высоких результатов и успешности участия в конкурсных мероприятиях. Главное - не норматив, а личностные достижения каждого. К программе прилагается календарный учебный график на 2 года.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Мастера Волшебной кисточки"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА

ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА»

__________________________________________________________________


«ПРИНЯТО»

На заседании экспертно-

методического совета


протокол № _____________

от «____»_______________ 2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

_____________Моржинский А.Т.


приказ № ____________

от «____»_____________ 2019 г.

.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Мастера Волшебной кисточки»



Автор (составитель):Error: Reference source not found Долгова Ольга Николаевна

Направленность программы: художественная

Возраст детей, осваивающих программу: 10 - 12 лет

Срок реализации программы: 2 года (144 часа)

1 год обучения - 72 часа

2 год обучения - 72 часа














Всеволожск

2019


№ п/п

Содержание записи

Согласовано на ЭМС

Утверждено

дата

№ протокола

дата

№ протокола




































































(Содержание записей может быть следующим:

  1. Программа разработана и допущена к реализации

  2. Программа доработана, внесены дополнения и изменения

  3. Программа допущена к реализации)












СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ 4

УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ И ЦЕЛИ 6

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ 6

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 9

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 9

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 10

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 10

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 11

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 14

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 15

ПРИЛОЖЕНИЯ: 17

КАРТА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И УСПЕШНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ 18

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1-ЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 19

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2-ОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 25





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА


Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастера Волшебной кисточки» (базовый уровень) разработана на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.12);

  • Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (№ 1726-р от 04.09.14);

  • Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (№ 1008 от 29.08.13);

  • Устава МБОУДО ДДЮТ;

  • Положения о дополнительных общеразвивающих программах, реализуемых в МБОУДО ДДЮТ.


ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ


Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Человек овладевает миром духовных ценностей на протяжении всей жизни. Этот процесс становится основой его личности, поэтому трудно переоценить значение воздействия искусства на общее психическое развитие молодого человека, его потенциальных духовных возможностей и профессиональных потребностей.

Общеразвивающая программа «Мастера Волшебной кисточки» разработана как продолжение дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Волшебная кисточка» .

Отличительная особенность заключается в том, что во время работы больше времени уделяется творческому развитию, подготовке к участию в конкурсах, проектной деятельности. Учащимся в процессе обучения предоставляется возможность сопоставить результаты своего труда с работами учащихся из других регионов.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ


Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности. Изучение изобразительного искусства в дополнительном образовании призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.

Актуальность программы «Мастера Волшебной кисточки» заключается в важности выбранного направления для углубленной образовательной работы для достижения высоких результатов и успешности участия в конкурсных мероприятиях.

Программа разработана для группы учащихся, которые полностью прошли обучение по программе «Волшебная кисточка», во время занятий проявляли устойчивый интерес к изобразительной деятельности, неоднократно участвовали в конкурсах детских рисунков, где занимали призовые места. В процессе занятий дети проявляли инициативу и творчество при выполнении заданий, потребность в общении с прекрасным, использовали приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности. По окончании обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Волшебная кисточка» проявили желание продолжить обучение в области изобразительного искусства. С учетом наличия у этих детей высокой мотивации к занятиям рисованием, прилежания и выраженных способностей в изобразительной деятельности продолжение обучения для них актуально и целесообразно.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель программы – углубление знаний и совершенствование изобразительных способностей для творческого отображения эмоционально-образного отношения к окружающему миру и произведениям изобразительного искусства, для повышения результативности участия в конкурсах.

Задачи программы:

  • совершенствовать графические и живописные умения и навыки,

  • расширять знания о способах передачи образов изобразительными средствами;

  • повышать уровень владения средствами и инструментами, используемыми в изобразительной деятельности;

  • развивать самостоятельность, творческую инициативу при создании художественных образов в изобразительном искусстве;

  • Проявлять устойчивый познавательный интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера;

  • развивать культуру восприятия красоты окружающего мира, произведений профессионального и народного изобразительного искусства;

  • Предоставить возможность сопоставить итоги своего труда с достижениями учащихся из других регионов России.

Предлагаемая программа составлена на основе программы В. С. Кузина «Изобразительное искусство» и программы основного общего образования, но при ее реализации широко используются материалы и дидактические приемы, предлагаемые другими авторами. (О. В. Павлова, Г. П. Попова, Э. И. Кубышкина и др.). В течение учебного года учащимся неоднократно предоставляется возможность участия во всероссийских и международных конкурсах по изобразительному искусству, осуществляется проектная деятельность.

Направленность программы: художественная.

Уровни (этапы) реализации: программа рассчитана на 2 года .



Программа реализуется в ДДЮТ с 2019 год



УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ И ЦЕЛИ

Реализация программы «Мастера Волшебной кисточки» в полной мере возможна лишь при условии искренней заинтересованности учащегося в образовательном процессе; тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Совместные мероприятия (проектная деятельность и др.) способствуют установлению доверительных отношений, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса. Главное - не норматив, а личностные достижения каждого.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Общие прогнозируемые результаты по окончании обучения по программе

- Учащийся проявляет постоянный и устойчивый интерес, потребность в общении с прекрасным;

- знает и различает основные виды и жанры изобразительного искусства;

- знает основы изобразительной грамоты ( цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

- умеет применять художественные материалы и выразительные средства изобразительных искусств в творческой деятельности;

- использует приобретенные навыки и умения в практической деятельности и повседневной жизни: в самостоятельной творческой деятельности для создания выразительного образа;

- проявляет устойчивое стремление к достижению высоких результатов в проектной деятельности и успешности участия в конкурсных мероприятиях.


Формы оценки качества и результативности усвоения программы

Данная программа предполагает следующие формы контроля:

а) текущий контроль (анализ продуктов деятельности);

б) педагогическое наблюдение;

в) коллективные обсуждения, беседы, ответы на вопросы по теме;

г) организация выставок, участие в творческих конкурсах;

д) проектная деятельность.

Диагностика проводится 2 раза в год по следующим показателям:

  • Этика общения с окружающими

  • Познание культуры своего народа

  • Организация деятельности, планирование процесса

  • Реализация собственных творческих способностей

  • Разнообразие навыков и приемов

  • Использование нетрадиционных технологий

  • Участие в конкурсных мероприятиях (результативность)

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются по двум уровням:

Высокий - учащийся свободно оперирует полученными знаниями, активно применяет и использует их в новой области, в творческой деятельности. Проявляет постоянный и устойчивый интерес, потребность в общении с прекрасным. Достигает высоких результатов при участии в конкурсных мероприятиях.

Средний - проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства. Использует в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество. Стремится к достижению высоких результатов при участии в конкурсных мероприятиях.


Форма таблицы диагностики учащихся по программе приведена в приложении (см. «Карта развития творческой активности и успешности учащегося»)




































ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ


Форма организации учебного процесса - групповые занятия

Используемые технологии обучения - педагогика сотрудничества, адаптивная система обучения, технология разноуровневого обучения, дифференциация и индивидуализация.

Режим занятий - 2 раза в неделю по 1 занятию или 1 раз в неделю по 2 занятия ( 2 часа в неделю)

Продолжительность 1 занятия 45 минут

Перерывы между занятиями - 10 минут

Срок реализации программы: 2 года - 144 часа:

1 год обучения - 72 часа

2 год обучения - 72 часа

Возраст учащихся - 10 - 12 лет

Наполняемость группы

  • 1-й год обучения - от 2 до 5 человек

  • 2 год обучения - от 2 до 5 человек

Наполняемость групп и режим занятий составляются в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4. 3172 - 14

Набор учащихся осуществляется по желанию детей и их родителей при условии прохождения собеседования и выполнения тестовых заданий, определяющих уровень сформированности базовых знаний и навыков в области изобразительной деятельности (наличие свидетельства о прохождении обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности, дипломов за участие в конкурсах).




















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

примечания

ВСЕГО

ИЗ НИХ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

2


2


2

Тематическое рисование


22


22


3

Фантазийное рисование


14

2

12


4

Подготовка конкурсной работы

24

2

22


5

Проектная деятельность

10

2

8


6

ИТОГО

72

6

66


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

примечания

ВСЕГО

ИЗ НИХ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1

Художественный образ в искусстве

8


8


2

Тематическое рисование

14


14


3

Веселая графика

6


6


4

Фантазийное рисование


14

2

12


5

Подготовка конкурсной работы

20

2

18


6

Проектная деятельность

10

2

8


7

ИТОГО

72

6

66








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


  1. Рисование с натуры. (2 часа)

Теория. Развитие представлений о жанрах живописи и средствах выразительности. Способы использования различных материалов и приемов для передачи выразительности образа. Развитие умения анализировать пропорции, очертания предметов. Развитие наблюдательности и внимания к окружающему миру. Натюрморт: форма сложных предметов, законы линейной и воздушной перспективы. Сюжетный центр композиции в пейзаже. Способы отображения состояния и особенностей характера человека в портрете.

Практика. Просмотр иллюстраций, репродукций картин, фотографий. Выполнение изобразительных работ в жанрах натюрморт, пейзаж, портрет с использованием разных материалов и приемов. Особое внимание уделяется умению подбирать тоновую и цветовую гамму, соблюдению пропорций и целостности композиции, применению других выразительных средств. При выполнении работ для образца используются как реальные объекты, так и художественные изображения.



2. Тематическое рисование. (22 часа)

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Образное содержание искусства. Рисование на основе наблюдений и по представлению. Изображение предметов сложной формы с учетом законов линейной перспективы. Условность декоративного изображения. Передача настроения с помощью пятна, тона, цвета, композиции, пространства, линии, объема. Выбор и применение материалов для реализации своего замысла в рисунке.

Теория. Виды жанровой живописи. Способы использования различных материалов и приемов для передачи выразительности образа. Развитие умения анализировать свои впечатления. Иллюстрации для литературных произведений. Особенности иллюстрирования сказок и былин. Анималистический жанр. Использование изображения животных в сюжетном рисовании.

Практика. Просмотр репродукций картин, иллюстраций к художественным произведениям. Выполнение изобразительных работ на заданные темы. Иллюстративное рисование по сюжетам литературных произведений. Активизация развития фантазии, творческого воображения, способности к художественному творчеству. Используются разные материалы и приемы. Особое внимание уделяется целостности и законченности композиции, умелому использованию выразительных средств для передачи характеров персонажей.



3. Фантазийное рисование. (14 часов)

Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой. Объяснение того, как средствами живописи художник отражает миропонимание народа, запечатлевает то, о чем пелось в народных песнях, сказаниях. Как реализм в произведениях иллюстраторов органично сочетается с вымыслом, отражая миф фольклора. Красота цвета в природе и искусстве. Возможности художественных материалов. Реальность и фантазия в творчестве художника. Выбор цветовой гаммы, его зависимость от эмоционального настроения.

Теория. Нетрадиционные техники рисования: кляксография, отпечатки, рисование методом тычка, оттиски различными предметами. Использование нетрадиционных техник для создания фантазийных образов.

Практика. Свободное рисование с использованием нетрадиционных техник на основе воображения. Особое внимание уделяется умению создавать образы, вызывающие сильные эмоциональные впечатления и сочетающие в себе целостность и характерную выразительность.


4. Подготовка конкурсной работы. (24 часа)

Теория. Информация об основных конкурсах изобразительного творчества. Требования к подготовке и оформлению конкурсной работы.

Практика. Выполнение самостоятельных творческих работ по темам конкретного конкурса или на основе свободного выбора. Выражение в творческих работах умения видеть и отображать как общие, так и нетипичные признаки объектов окружающего мира. Отображение характерных особенностей, сенсорных, эстетических качеств и свойств предметов и явлений природы (разнообразие форм, размеров, пропорции, фактуры; цветовые тона и их свойства; теплая и холодная, контрастная гамма; изменение цвета в зависимости от сезона, времени дня, состояния освещенности). Развитие фантазии, воображения, способностей к художественному творчеству. Оформление творческих работ.



  1. Проектная деятельность (10 часов).

Выбирать тематику проекта, актуальность, определять цель и задачи, поэтапная реализация проекта. Организация деятельности, сбор и обработка информации, выбор варианта выполнения проекта. Конкретный замысел: что будет происходить, к какому результату приведет. Выбор критериев самооценки итога проектной деятельности. Способы презентации результатов проектирования. Анализ результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в совместной деятельности.


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 1. Художественный образ в искусстве (8 часов)

Виды изобразительного искусства. Возможности художественных материалов. Законы композиции. Цвет и цветовой контраст. Цвет как средство передачи настроения, состояния или отношения художника к изображаемому содержанию. Теплые и холодные цвета. Смешение красок. Техника работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом. Техника нанесения мазков. Композиция как выделение главного, построение изображения.

2. Тематическое рисование. (14 часов)

Закрепляются и углубляются представления о жанрах живописи. Выразительные средства живописи.

Натюрморт. Изображение предметов сложной формы с учетом законов линейной перспективы и светотени. Возможности цвета. Изображение предметов одного порядка, смешанный, сюжетный. Натюрморт, как часть других жанров живописи.

Пейзаж. Ландшафт – природа в разные сезоны и времена суток, не только в их ярких проявлениях, но и в переходных; городской, архитектурный, морской и водный, индустриальный, горный и космический. Сюжетный центр композиции. Применение выразительных средств для реализации своего замысла в рисунке.

Анималистический жанр. Анатомическое строение, цветовая окраска. Пространственное положение тела животного. Особенности внешнего вида в связи со средой обитания, особенностями образа жизни. Реальность и фантазия в творчестве художника.

Портрет как жанр живописи. Пропорции лица. Мимика. Портрет и его виды: автопортрет, детский портрет, парадный, семейный, социальный, исторический и др. Фантазии в портрете. Карикатура и дружеский шарж.

Жанровая живопись, ее виды: сказки, былины, спорт, батальная живопись, картины о труде людей, о животных, на бытовые сюжеты.

Умение устанавливать в картине многообразные связи, как по содержанию, так и по средствам выразительности.

3. Веселая графика. (6 часов)

Графика и ее разновидности. Язык графики. Разнообразие шрифтов. Сочетание разных техник. Цвет, как способ передачи состояния, настроения героев и отношения к ним автора. Комикс как разновидность современной книжной графики. Комикс и его связь с книгой и кино.

4. Фантазийное рисование. (14 часов)

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Передача художественными средствами своего отношения к изображаемому. Использование художественной техники и материала: коллаж, граттаж, аппликация, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры. Видение прекрасного в предметах и явлениях.

5. Подготовка конкурсной работы. (20 часов)

Видеть и выразительно изображать образы объектов окружающего мира. Видеть общее и отличное в похожих объектах изображения.

Использовать для большей выразительности образа изображение позы, движения, жестов, различных деталей. Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, строить планы (по всему листу, два плана), выделять главное цветом, положением на листе бумаги, размером. В сюжетном изображении передавать взаимосвязь пространственную, временную.

Совершенствовать навыки и умения собственной творческой изобразительной деятельности.

Стимулировать развитие фантазии, воображения, способностей к художественному творчеству. Прикладывать усилия и стремиться к достижению высоких результатов и успешности участия в конкурсных мероприятиях.



6. Проектная деятельность (10 часов).

Выбирать тематику проекта, актуальность, определять цель и задачи, поэтапная реализация проекта. Организация деятельности, сбор и обработка информации, выбор варианта выполнения проекта. Конкретный замысел: что будет происходить, к какому результату приведет. Последовательная реализация проекта и решение поставленных задач, постоянная рефлексия. Выбор критериев самооценки итога проектной деятельности. Способы презентации результатов проектирования. Анализ результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в совместной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методы обучения:

  • словесные (объяснение, беседа);

  • наглядные (демонстрация презентаций, показ иллюстраций, репродукций, рассматривание альбомов);

  • практические (выполнение заданий, творческих работ).

Средства обучения: материалы для изодеятельности, ТСО (ноутбук, мультимедийное оборудование).

Учебно-методические материалы:

репродукции картин известных художников: К. Юон, А. Саврасов, И. Шишкин, В. Васнецов, И. Левитан, В. Суриков, К. Коровин, В. Серов, И. Репин, В. Поленов, И. Машков, В.А. Ватагин и др.;

иллюстрации к книгам: Е. и Н. Чарушиных, Н. Кочергина, Т. Юфы, Т. Мавриной, М. Митурича, И.Я. Билибина и др.;

произведения современных художественных промыслов России;

учебные издания из серии «ИСКУССТВО – ДЕТЯМ»: «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Хохломская роспись», «Сказочная гжель»;

методические материалы по конкурсам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
  1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. – М., 1985.

  2. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М., 1999.

  3. Доронова Т.Н. Дошкольникам о художниках детской книги. – М., 1991.

  4. Искусство рисования и живописи. Шаг за шагом: практический курс. – М., 2006.

  5. Кузин В.С., Э.И.Кубышкина. Изобразительное искусство: 1-3 класс: учебники для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2012.

  6. Кузин В.С., Э.И.Кубышкина. Изобразительное искусство в средней школе. Программно – методические материалы – М.: Дрофа, 2008.

  7. Кузин В.С., Э.И.Кубышкина. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1999.

  8. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М., 2007.

  9. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2007. – 160 с.

  10. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 128 с.

  11. Скоролупова О.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005 – 128 с.

  12. Утробин Г.Ф., Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 64 с. (Опыт работы практического педагога)

  13. Интернет-ресурсы:

http://kulturaonline.ru

http://rusgallery.info

http://sertification.ru

http://fotki.yandex.ru

http://nasledie-rus.ru

Электронная энциклопедия

Электронная версия музеев мира

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Искусство рисования и живописи. Шаг за шагом: практический курс. – М., 2006.

  2. Кузин В.С., Э.И.Кубышкина. Изобразительное искусство: 1-3 класс: учебники для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2012.

  3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М., 2007.

  4. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 128 с.

  5. Скоролупова О.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005 – 128 с.

  6. Утробин Г.Ф., Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 64 с. (Опыт работы практического педагога)

  7. Учебное издание «Искусство – детям» под редакцией Г. Величкиной – М.: «Мозаика-Синтез», 2012.

  8. Интернет-ресурсы:

http://kulturaonline.ru

http://rusgallery.info

http://sertification.ru

http://fotki.yandex.ru

http://nasledie-rus.ru



























ПРИЛОЖЕНИЯ:

  1. Календарный учебный график

  2. Карта развития творческой активности и успешности учащегося











































КАРТА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И УСПЕШНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Наименование объединения кружок «Волшебная кисточка»

Наименование образовательной программы: «Мастера Волшебной кисточки»

Фамилия, имя учащегося

Год обучения (Возраст)

Уровни сформированности: В - высокий, С - средний


Критерии


Учебный год начало

Учебный год конец

Учебный год начало

Учебный год конец

Этика общения с окружающими





Познание культуры своего народа





Организация деятельности, планирование процесса





Владение разнообразными приемами и навыками





Реализация собственных творческих способностей





Использование нетрадиционных технологий





Сопоставление результатов своего труда, успешность
















«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель структурного подразделения «Декоративно – прикладного творчества» МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»


___________В.А.Кириллова


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»




___________Е.И. Майоров


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»




_______ А.Т. Моржинский

Календарный учебный график

к дополнительной общеразвивающей программе

«Мастера Волшебной кисточки» на 2019 - 2020 учебный год

Группа: №1

Год обучения: 1

Количество занятий в неделю: 1

Количество часов в неделю: 2 часа (2 раза в неделю по 1 часу (1 час - 45 минут))

Количество часов по программе за учебный год: 72

Каникулы: 30.12.2019-08.01.2020 (10 дней)

Праздничные дни: 04 ноября – День народного единства; 31 декабря – 08 января (9 дней) – новогодние каникулы; 23 февраля – День защитника Отечества; 08 марта – Международный женский день; 01 мая – День труда; 09 мая – День Победы.

Продолжительность учебного года: с 02.09.2019 по 31.05.2020

№ п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

(по учебно-тематическому плану дополнительной общеразвивающей программы)

Место проведения

(ОУ, кабинет, на местности и др.)

Форма контроля

(в том числе, промежуточная, итоговая аттестация)

План

Факт

09

01


занятие

2

Цветовое богатство окружающего мира. Видение прекрасного в предметах и явлениях. Организация рабочего места рисовальщика. Декоративно - прикладное искусство России. Художественные промыслы России. Связь времен в народном искусстве.

КДЦ класс

Ответы на вопросы. Выполнение практической работы

09

08


занятие

2

Подготовка к участию во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Робинзон»

КДЦ класс

Участие в конкурсе

09

15


занятие

2

09

22


занятие

2

Декоративно - прикладное творчество народов России. Народные промыслы. Специфика образно - символического языка и роль цвета в произведениях декоративно - прикладного искусства. Теплые и холодные цвета.

КДЦ класс

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

09

29


занятие

2

Художественная работа на тему по выбору учащегося

КДЦ класс

Практическая работа

Итого в сентябре


10




10

06


занятие

2

Проект «Чиполлино».Введение в проект, цели и задачи проекта, определение источников информации, выбор варианта выполнения проекта, планирование работы. Уточнение сроков и способы презентации результатов проектирования.

КДЦ класс

Беседа. Ответы на вопросы

10

13


занятие

2

Подготовка к участию в конкурсе «Чиполлино»

КДЦ класс

Участие в конкурсе

10

20


занятие

2

10

27


занятие

2

Иллюстрация сказок народов России. Основные средства художественной выразительности графики: линия, пятно, точка.

КДЦ класс

Выполнение практической работы

Итого в октябре


8




11

03


занятие

2

Творческая работа на тему по выбору учащегося

КДЦ класс

Выполнение практической работы

11

10


занятие

2

Подготовка конкурсной работы «Осень - 2019»

КДЦ класс

Участие в конкурсе

11

17


занятие

2

11

24


занятие

2

Рисование с натуры. Рисунок в натюрморте. Ритм пятен и цвет как средство передачи своего эмоционального состояния.

КДЦ класс

Ответы на вопросы. Практическая работа

Итого в ноябре


8




12

01


занятие

2

Красота родного края. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Линейная и световоздушная перспектива. Колористическое построение пространства. Изменение цвета в зависимости от освещения.

КДЦ класс

Ответы на вопросы. Выполнение практической работы.

12

08


занятие

2

12

15


занятие

2

Работа над проектом «Чиполлино».Последовательная реализация проекта и решение поставленных задач, постоянная рефлексия. Обсуждение хода выполнения проекта и его промежуточные результаты. Оформление продукта проекта.

КДЦ класс

Ответы на вопросы. Практическая работа

12

22


занятие

2

Поздравительный плакат «С Новым Годом!»

КДЦ класс

Выполнение практической работы

12

29


занятие

2

Иллюстрация к зимней сказке

КДЦ класс

Практическая работа

Итого в декабре


10




Итого за 1 полугодие

36





01

12


занятие

2

Творческая работа на тему по выбору учащегося


КДЦ класс

Практическая работа

01

19


занятие

2

Рисование по памяти «Моя улица», «Мой двор»

КДЦ класс

Практическая работа

01

26


занятие

2

Работа над проектом. Предварительная презентация. Мини - выставка готовых работ с последующим обсуждением. Предлагается оценить свой вклад в решение проблемы, что удалось или не удалось и почему.

КДЦ класс

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы



Итого в январе

6




02

02


занятие

2

Подготовка к участию во Всероссийском конкурсе детского рисунка


КДЦ класс

Участие в конкурсе

02

09


занятие

2

02

16


занятие

2

Литературные герои в изобразительном искусстве. Выразительное изображение действия, сюжета, персонажей.


КДЦ класс

Ответы на вопросы. Выполнение практической работы.

Итого в феврале


6




03

02


занятие

2

Творческая работа на тему по выбору учащегося. Подготовка к 8 Марта.

КДЦ класс

Контроль за выполнением практической работы

03

09


занятие

2

Дизайн как область искусства предметного мира. Буквица. История книгопечатания и роль художника в создании книги. Искусство каллиграфии. Принципы образования шрифта. Виды шрифтов.

КДЦ класс

Практическая работа

03

16


занятие

2

Подготовка конкурсной работы по плану www.sertification.ru - конкурсы - открытые конкурсы

КДЦ класс

Участие в конкурсе

03

23


занятие

2

Рисование на тему «Закат солнца». Основы живописи, основы воздушной перспективы. Совершенствование навыков рисования в цвете.

КДЦ класс

Беседа. Практическая работа

03

30


занятие

2

Составление мозаичного панно « Ветка сакуры». Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации.

КДЦ класс

Беседа. Практическая работа

Итого в марте


10




04

06


занятие

2

Лирический пейзаж. Его отличие от других видов пейзажа. Тема весны в произведениях выдающихся художников.


КДЦ класс

Ответы на вопросы. Практическая работа

04

13


занятие

2

Работа над проектом. Итоговая презентация. Анализ результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в совместной деятельности. Выставка рисунков. Награждение победителей конкурса. Музыкально - литературная композиция. Подарить рисунки в кабинет литературы, в библиотеку.

КДЦ класс

Участие в конкурсе

04

20


занятие

2

04

27


занятие

2

Творческая работа на тему по выбору учащегося


КДЦ класс

Выполнение практической работы



Итого в апреле

8




05

04


занятие

2

Подготовка конкурсной работы по плану www.sertification.ru - конкурсы - открытые конкурсы


КДЦ класс

Участие в конкурсе

05

11


занятие

2

05

18


занятие

2

Итоговое занятие. Кроссворд - викторина «Веселый художник»


КДЦ класс

Разгадывание кроссворда. Практическая работа.

Итого в мае


6




Итого за 2 полугодие


36




Итого за год


72




Педагог дополнительного образования: Долгова О.Н.

















«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель структурного подразделения «Декоративно – прикладного творчества» МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»


___________В.А.Кириллова


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»




___________Е.И. Майоров


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»




_______ А.Т. Моржинский

Календарный учебный график

к дополнительной общеразвивающей программе

«Мастера Волшебной кисточки» на 2019 - 2020 учебный год

Группа: №2

Год обучения: 2

Количество занятий в неделю: 1

Количество часов в неделю: 2 часа (2 раза в неделю по 1 часу (1 час - 45 минут))

Количество часов по программе за учебный год: 72

Каникулы: 30.12.2019-08.01.2020 (10 дней)

Праздничные дни: 04 ноября – День народного единства; 31 декабря – 08 января (9 дней) – новогодние каникулы; 23 февраля – День защитника Отечества; 08 марта – Международный женский день; 01 мая – День труда; 09 мая – День Победы.

Продолжительность учебного года: с 02.09.2019 по 31.05.2020

№ п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

(по учебно-тематическому плану дополнительной общеразвивающей программы)

Место проведения

(ОУ, кабинет, на местности и др.)

Форма контроля

(в том числе, промежуточная, итоговая аттестация)

План

Факт

09

01


занятие

2

Язык изобразительного искусства. Возможности художественных материалов. Законы композиции. Рисунок на тему: «До свидания, лето красное»

КДЦ класс

Ответы на вопросы. Выполнение практической работы

09

08


занятие

2

Подготовка к участию во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Робинзон»

КДЦ класс

Участие в конкурсе

09

15


занятие

2

09

22


занятие

2

Живописные и графические упражнения. Техника работы акварелью.Приемы заливки плоскости цветом. Техника нанесения мазков.

КДЦ класс

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

09

29


занятие

2

Художественная работа на тему по выбору учащегося

КДЦ класс

Практическая работа

Итого в сентябре


10




10

06


занятие

2

Проект «Чиполлино».Введение в проект, цели и задачи проекта, определение источников информации, выбор варианта выполнения проекта, планирование работы. Уточнение сроков и способы презентации результатов проектирования.

КДЦ класс

Беседа. Ответы на вопросы

10

13


занятие

2

Подготовка к участию в конкурсе «Чиполлино»

КДЦ класс

Участие в конкурсе

10

20


занятие

2

10

27


занятие

2

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Выразительные средства живописи. Форма сложных предметов. Законы линейной и воздушной перспективы. Светотень.

КДЦ класс

Выполнение практической работы

Итого в октябре


8




11

03


занятие

2

Творческая работа на тему по выбору учащегося

КДЦ класс

Выполнение практической работы

11

10


занятие

2

Подготовка конкурсной работы «Осень - 2019»

КДЦ класс

Участие в конкурсе

11

17


занятие

2

11

24


занятие

2

Анималистический жанр в живописи. Особенности внешнего вида животного в связи со средой обитания, особенностями образа жизни. Реальность и фантазия в творчестве художника.

КДЦ класс

Ответы на вопросы. Практическая работа

Итого в ноябре


8




12

01


занятие

2

Красота родного края. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Линейная и световоздушная перспектива. Сюжетный центр композиции. Колористическое построение пространства.

КДЦ класс

Ответы на вопросы. Выполнение практической работы.

12

08


занятие

2

12

15


занятие

2

Работа над проектом «Чиполлино».Последовательная реализация проекта и решение поставленных задач, постоянная рефлексия. Обсуждение хода выполнения проекта и его промежуточные результаты. Оформление продукта проекта.

КДЦ класс

Ответы на вопросы. Практическая работа

12

22


занятие

2

Поздравительный плакат «С Новым Годом!». Графика и ее разновидности. Язык графики. Разнообразие шрифтов. Сочетание разных техник при изготовлении открытки, плаката.

КДЦ класс

Выполнение практической работы

12

29


занятие

2

Зимние забавы, комиксы. Комикс как разновидность книжной графики.

КДЦ класс

Практическая работа

Итого в декабре


10




Итого за 1 полугодие

36





01

12


занятие

2

Творческая работа на тему по выбору учащегося


КДЦ класс

Практическая работа

01

19


занятие

2

Архитектура как вид изобразительного искусства. Знаменитые архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга.

КДЦ класс

Практическая работа

01

26


занятие

2

Работа над проектом. Предварительная презентация. Мини - выставка готовых работ с последующим обсуждением. Предлагается оценить свой вклад в решение проблемы, что удалось или не удалось и почему.

КДЦ класс

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы



Итого в январе

6




02

02


занятие

2

Подготовка к участию во Всероссийском конкурсе детского рисунка


КДЦ класс

Участие в конкурсе

02

09


занятие

2

02

16


занятие

2

Иллюстрирование литературного произведения. Деревянное и каменное зодчество России. Оформление интерьера избы, мелкой деревянной пластики. Народные художественные промыслы.

КДЦ класс

Ответы на вопросы. Выполнение практической работы.

Итого в феврале


6




03

02


занятие

2

Творческая работа на тему по выбору учащегося. Подготовка к 8 Марта.

КДЦ класс

Контроль за выполнением практической работы

03

09


занятие

2

Театральная афиша. Плакат как вид графики. Назначение и художественный язык плаката. Элементы композиции плаката.

КДЦ класс

Практическая работа

03

16


занятие

2

Подготовка конкурсной работы по плану www.sertification.ru - конкурсы - открытые конкурсы

КДЦ класс

Участие в конкурсе

03

23


занятие

2

Портрет - шутка. Портрет как жанр живописи. Фантазии в портрете. Карикатура и дружеский шарж.

КДЦ класс

Беседа. Практическая работа

03

30


занятие

2

«Весенний букет». Произведения изобразительного искусства (натюрморты с цветами). Красота лесных и садовых цветов. Зрительное равновесие форм, цвета, ритма.

КДЦ класс

Беседа. Практическая работа

Итого в марте


10




04

06


занятие

2

Лирический пейзаж. Его отличие от других видов пейзажа. Тема весны в произведениях выдающихся художников. Тонально - цветовые отношения.

КДЦ класс

Ответы на вопросы. Практическая работа

04

13


занятие

2

Работа над проектом. Итоговая презентация. Анализ результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в совместной деятельности. Выставка рисунков. Награждение победителей конкурса. Музыкально - литературная композиция. Подарить рисунки в кабинет литературы, в библиотеку.

КДЦ класс

Участие в конкурсе

04

20


занятие

2

04

27


занятие

2

Творческая работа на тему по выбору учащегося


КДЦ класс

Выполнение практической работы



Итого в апреле

8




05

04


занятие

2

Подготовка конкурсной работы по плану www.sertification.ru - конкурсы - открытые конкурсы


КДЦ класс

Участие в конкурсе

05

11


занятие

2

05

18


занятие

2

Итоговое занятие. Разгадывание кроссвордов, филвордов. Викторина.


КДЦ класс

Разгадывание кроссворда. Практическая работа.

Итого в мае


6




Итого за 2 полугодие


36




Итого за год


72




Педагог дополнительного образования: Долгова О.Н.


13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная общеразвивающая программа "Мастера Волшебной кисточки"

Автор: Долгова Ольга Николаевна

Дата: 08.01.2020

Номер свидетельства: 534756


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства