Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа Арт-академии «ТалантиЯ» Программа ориентирована на детей с 5 до 7 лет Срок реализации 2 года
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа Арт-академии «ТалантиЯ» Программа ориентирована на детей с 5 до 7 лет Срок реализации 2 года
Программа дополнительного образования Арт-академии «ТалантиЯ» с 5-7 лет направлена на художественно-развивающую деятельность. Является модифицированной и составлена на основе:
Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 21.12.04г. №170-ФЗ;
Конвенции ООН "О правах ребенка";
Устава МБОУ ДО БДШИ № 1 « Бугульминская детская школа искусств №1».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа Арт-академии «ТалантиЯ» Программа ориентирована на детей с 5 до 7 лет Срок реализации 2 года»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «БДШИ№1»
г. Бугульмы Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
«УТВЕРЖДЕНО»
на педагогическом совете
МБОУ ДО БДШИ №1
«Бугульминская детская школа искусств»
Бугульминского муниципального района РТ
протокол № от " "___________ 20 г.
директор ___________А.А.Гаврилова
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
Арт-академии «ТалантиЯ»
Программа ориентирована на детей с 5 до 7 лет
Срок реализации 2 года
Программа разработана
Преподавателем первой категории
Расулевой А.Д.
г. Бугульма 2021 год
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования Арт-академии «ТалантиЯ» с 5-7 лет направлена на художественно-развивающую деятельность. Является модифицированной и составлена на основе:
Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 21.12.04г. №170-ФЗ;
Конвенции ООН "О правах ребенка";
Устава МБОУ ДО БДШИ № 1 « Бугульминская детская школа искусств №1».
"Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя".
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Программа предусматривает формирование общей культуры и приобщает детей к труду и творчеству. Программа является комплексной, т.к. включает обучение, воспитание и развитие. Содержание программы представлено различными видами изобразительной деятельности (работа с акварелью, гуашью, работа с цветными карандашами, работа с шаблонами и т.п.) и направлена на овладение детьми и необходимыми в жизни элементарными приемами работы с разными художественными материалами, грамотное использование художественных средств, различных изобразительных вспомогательных материалов. Дети не любят однообразного монотонного рисования, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к рисунку, поэтому на каждом занятии виды изобразительных средств необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности рисования. Очень важно руководителю студии совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности каждого ребенка. На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о изобразительных материалах и инструментах.
Актуальность и новизна программы
Данная программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет, предполагает систему специальных, целенаправленных занятий, которые направлены на формирование, развитие различных видов психологической деятельности, функций, качеств и образований, позволяющих ребенку, успешно адаптироваться в среде и обществе выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации в творчестве.
Педагогическая целесообразность
Художественное творчество прививает детям полезные трудовые навыки, разрабатывает пальцы, улучшает координацию движений, развивает мышление, творческое воображение, воспитывает усидчивость, и аккуратность все это способствует развитию особых детей. Занятия не только формируют эстетический вкус у детей, но и помогают приобрести первоначальный социальный опыт, дают необходимые знания, развивают определенные навыки и умения, создают условия для творческого самовыражения личности ребенка, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду. Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт - рисунки - вызывают у ребенка живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности.
Преемственность и соответствие программ образовательных учреждений
Программа «Талант и Я» закрепляет, расширяет и углубляет знания и умения, формируемые у детей дошкольного возраста, а также подготавливает детей к освоению школьной программы. Она отличается большим количеством часов, отведенных на практическую творческую деятельность обучающихся и участие в выставках школы, города и республики.
Цель: Воспитывать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности: сенсорные и моторные навыки детей.
Задачи:
Обучающие:
- развивать стремление к углублению знаний;
-формировать интерес к изобразительному искусству;
-развивать художественный вкус и ориентировать на качество готовых
рисунков.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду;
- формировать чувство коллективизма;
-воспитывать положительные качества личности ребенка (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям).
Познавательные:
- развивать познавательный интерес к изобразительному искусству;
- наблюдательность.
Развивающие:
- развивать самостоятельность в труде;
- развивать творческие способности личности; сенсорные моторные навыки учащихся;
- сформировать интеллектуально-творческие приемы техники изображения;
-развить зрительную память, чувство формы, линии и цвета;
-овладеть выразительными средствами изображения;
-расширить свой кругозор и эстетические потребности;
-интегрировать полученные навыки и технические приемы в дальнейшем
- развивать индивидуальные способности детей.
Мотивационные:
- создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;
Эстетические:
- воспитывать аккуратность, культуру поведения;
- формировать умения видеть красоту посредством изготовления рисунков.
Социально-педагогические:
- формирование общественной активности, реализация в социуме;
- формирование профессионального интереса к изобразительному искусству.
Оздоровительная:
- воспитывать ценностное отношение к своей жизни и здоровью, прививать навыки здорового образа жизни.
Принципы, на которых базируется программа:
- доступность;
- от простого к сложному;
- учет индивидуальных особенностей обучающихся;
- дифференцированность;
- практическая направленность;
- креативность;
- результативность.
Место предмета в учебном плане МБОУ ДО «БДШИ»
Программа рассчитана на 2 года - по 34 ч. в год. Предпочтение отдается практической работе. Занятия ведутся согласно расписанию.
Наполняемость группы – 8-12 человек.
1 год обучения для учащихся 5-6 лет (один раз в неделю);
2 год обучения для учащихся 6-7 лет (один раз в неделю).
Формы и режим работы.
Индивидуальная, групповая. На занятиях используются различные формы работы. Индивидуальные задания позволяют создать оптимальные условия для развития детей как ярко выраженными художественными задатками, так и с пониженными творческими возможностями.
Формируя у детей устойчивый интерес к поиску и творческому труду в области изобразительного искусства и развивая их стремление к познавательной деятельности необходимо организовать выставки и беседы.
Условия и средства реализации программы.
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей. Инструменты и приспособления должны размещаться в удобном для детей месте. Должно быть предусмотрено место для выставки, а также необходимый набор инструментов.
Для успешного проведения занятий необходимы:
- инструменты и приспособления.
шаблоны, трафареты.
- бумага, картон, акварель, гуашь, кисти, цветные карандаши и т.д.
Комплексное учебно-методическое обеспечение программы включает:
Информационное обеспечение. Специальную и популярную литературу для педагога и для детей, альбомы, журналы, иллюстрации, детские книжки.
2.Алгоритмы деятельности: планы последовательности изготовления изделий и анализа проделанной работы, демонстрационный материал: иллюстрации, схемы, таблицы, показывающие варианты и последовательность изготовления различных рисунков.
Формы подведения итогов реализации программы и
оценки деятельности детей
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков детей. В течение года ребенок принимает участие в нескольких выставках детского творчества, что позволяет ему увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами. Используя различные методы усвоения детьми материала, разнообразные формы работы, педагог предполагает получить определенные результаты. Ребята овладевают необходимыми в жизни элементарными приемами изобразительной работы с различными материалами и инструментами. У них воспитывается, познавательный интерес к художественному творчеству формируется желание и умение рисовать, самостоятельность, инициатива, коллективизм, культура и эстетика рисования, происходит первоначальное художественное просвещение детей. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Необходимо проводить выставки работ, организовывать демонстрацию наиболее интересных работ. В конце года проводим итоговое занятие в торжественной обстановке, с участием родителей.
Конкретные знания, ключевые понятия и определения
Знать: Технологическую последовательность изготовления рисунков из различных видов изобразительных материалов, качество красочного мазка, аккуратность, видиние пропорций.
Правила охраны труда, работы с инструментами, санитарно-гигиенические требования.
Уметь: Соблюдать правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования. Нарисовать рисунок с помощью педагога. Выполнять самостоятельно рисунок по образцу с добавлением творческих элементов.
Результаты и способы их проверки
В течение года ребенок принимает участие в нескольких выставках детского творчества, что позволяет ему увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами. Промежуточная и итоговая аттестации проходит на основании проведенной выставки.
Применяемые способы проверки знаний и результатов:
- педагогические наблюдения;
- устная проверка знаний и умений;
- проверка знаний и умений учащихся на рисунке;
- игровые виды и формы проверки полученных знаний;
- участие в выставках (городских, республиканских, всероссийских);
- участие в конкурсах рисунков (городских, республиканских, всероссийских).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(первый год обучения)
№
п\п
Разделы
1 год
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
1
1
2
2
Организация рабочего места
1
1
2
3
Живопись
5
5
10
4
Графика
5
5
10
5
Смешанные техники
5
5
10
ИТОГО:
17
17
34
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(второй год обучения)
№
п\п
Разделы
2 год
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
1
1
2
2
Организация рабочего места
1
1
2
3
Живопись
5
5
10
4
Графика
5
5
10
5
Смешанные техники
5
5
10
ИТОГО:
17
17
34
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(первый год обучения)
№
ТЕМЫ
ЧАСЫ
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
1.
Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности.
2
1
1
2.
Организация рабочего места (повторение пройденного каждое занятие по 5 минут).
2
1
1
3.
Живопись.
10
5
5
3.1
«Мы знакомимся с волшебными красками» Различия в характеристиках красок и способы работы с ними.
Теория: Разъяснение темы, подводка в виде беседы, музыкальной загадки, загадки.
Практика: Карандаши цветные. Смешивание, наложение, линия. Контур и пятно.
Методическое обеспечение: цветные карандаши, простые карандаши и тп.
5.Тема: Смешанные техники. (10 часов.)
Теория: Правила работы при использовании различных материалов и средств изобразительного творчества на рисунке. Последовательность выполнения работы с учетом материалов и их свойств.
Теория: Разъяснение темы, подводка в виде беседы, музыкальной загадки, загадки.
Практика: Грамотное использование красок с помощью кистей и дополнительных средств, четкий красочный слой, вариативность в тональности цвета. Самостоятельное, по образцу или шаблону выполнение контурного рисунка по заданной теме и заполнение его цветом.
Теория: Правила работы при использовании различных материалов и средств изобразительного творчества на рисунке. Последовательность выполнения работы с учетом материалов и их свойств.