Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся ОВЗ (ТНР)»
Комитет по образованию администрации Ханты-Мансийского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты – Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа д. Согом»
Приложение 1
к адаптированной образовательной программе начального
общего образования на 2021– 2022 учебный год
МКОУ ХМР «СОШ д. Согом»
Адаптированная рабочая программа
по изобразительному искусству
для обучающихся ОВЗ (ТНР) 3 класса
(34 часа)
Составитель программы: Тетерлева Е.А...,
учитель изо
д Согом
Ханты – Мансийский район
2021 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями речи,рабочей программы по изобразительному искусству для 3 класса общеобразовательной школы «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Б.Н. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.– М.: Издательство «Просвещение», 2019», ориентирована на работу по УМК «Школа России».
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Основными задачами обучения изобразительному искусству являются:
- развитие эстетических чувств и понимания прекрасного, способности
- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- формирование основ художественной культуры, эстетического отношения к миру, понимания красоты как ценности, потребности в художественном творчестве;
- ознакомление с выдающимися произведениями изобразительного искусства и архитектуры разных эпох и народов, с произведениями декоративно-прикладного искусства и дизайна;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;
- развитие способностей к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- усвоение элементарных знаний основ реалистического рисунка, навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; формирование умения самостоятельно выполнять сюжетные рисунки;
- развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения;
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства и умения отражать их в речи;
- коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и развития правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; умения находить в изображенном существенные признаки, устанавливать их сходство и различие;
- коррекция недостатков в развитии мелкой моторики;
- развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических умений и навыков;
- усвоение слов, словосочетаний и фраз, на основе которых достигается овладение изобразительной грамотой.
2.Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рациональнологический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности. Доминирующее значение имеет направленность программ на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству. Изобразительное искусство как один из учебных предметов имеет важное значение для обучающихся с ТНР. Изобразительная деятельность способствует сенсорному развитию обучающихся, их мышления и познавательной деятельности, формированию личности, обеспечивает богатые возможности для устранения недостатков развития. В процессе обучения изобразительному искусству осуществляется эстетическое, нравственное и трудовое воспитание.
Межпредметные связи учебного предмета «Изобразительное искусство» с учебными предметами «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики», «Музыка» обеспечивают обогащение и уточнение эмотивной лексики, развитие рефлексии, передаваемых чувств, отношений к природе, культурным традициям различных народов и стран, их музыке, былинам, сказкам, человеческим взаимоотношениям; формирование представлений о роли изобразительного искусства в организации материального окружения человека.
Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников:
- Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс.
- Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс.
- Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс.
- Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс.
3. Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 168 ч. Предмет изучается: в 1(1 дополнительном) классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
толерантное принятие разнообразия культурных явлений;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:
умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- понимание образной природы изобразительного искусства;
- представление о роли искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края;
- развитие эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- умение воспринимать, элементарно анализировать и оценивать произведения искусства;
- освоение средств изобразительной деятельности;
- умение использовать инструменты, материалы в процессе доступной изобразительной деятельности, а также умение использовать различные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации;
- способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности;
- умение осуществлять эстетическую оценку явлений природы, событий окружающего мира;
- знание и различение видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и декоративно-прикладные виды искусства);
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- овладение навыком изображения многофигурных композиций на значимые жизненные темы;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- умение определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликациями и коллажа (по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям);
Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Мамин платок. Обои и шторы в твоем доме. Твои книжки. Поздравительная открытка.Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки".
Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Памятники архитектуры – наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. Транспорт в городе. Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)
Тема 3. Художник и зрелище (10 ч)
Театральные маски. Художник в театре. Театр кукол. Театральный занавес. Афиша, плакат. Художник и цирк. Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)
Тема 4. Художник и музей (8 ч)
Музеи в жизни город.Искусство, которое хранится в этих музея. Картина-пейзаж. Картина-портрет. В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Исторические картины и картины бытового жанра. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы). "Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.
6. Тематическое планирование с указанием часов
№
Содержание (разделы, темы)
Кол –во часов
Дата план
Дата факт
Искусство в твоем доме
1
Твои игрушки (создание формы, роспись).
1
2
Твои игрушки (лепка из пластилина).
1
3
Посуда у тебя дома.
1
4
Обои и шторы у тебя дома.
1
5
Мамин платок.
1
6
Твои книжки.
1
7
Поздравительная открытка (декоративная закладка).
1
8
Труд художника для твоего дома. Обобщение темы.
1
Искусство на улицах твоего города
9
Памятники архитектуры
1
10
Парки, скверы, бульвары
1
11
Ажурные ограды
1
12
Волшебные фонари
1
13
Витрины
1
14
Удивительный транспорт
1
15
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы)
1
Художник и зрелище
16
Художник в цирке
1
17
Художник в театре
1
18
Театр кукол
1
19
Театр кукол
1
20
Маски
1
21
Маски
1
22
Афиша и плакат
1
23
Афиша и плакат
1
24
Праздник в городе
1
25
Праздник в городе
1
26
Школьный карнавал (обобщение темы)
1
Художник и музей
27
Музей в жизни города
1
28
Картина — особый мир. Картина-пейзаж
1
29
Картина — особый мир. Картина-пейзаж
1
30
Картина-портрет
1
31
Картина-натюрморт
1
32
Картина - портрет
1
33
Скульптура в музее и на улице
1
34
Художественная выставка (обобщение темы)
1
7.Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности
1.Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас: учебник для 3 класса – М.: Просвещение, 2015
2.Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Искусство вокруг нас» для 3 класса – М.: Просвещение, 2018г.