kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Основы декоративно-прикладного искусства "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для мелкогрупповых и индивидуальных занятий детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития, пониженным интеллектом), нормативный срок освоения 3 года. Актуальность содержания данной програмы обусловлена необходимостью решения проблемы социально-педагогической реабилитации детей с ОВЗ и 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Основы декоративно-прикладного искусства "»









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Основы декоративно-прикладного искусства»

Срок освоения-3 года


Разработчик: Тархова Елена Михайловна, преподаватель художественных дисциплин высшей квалификационной категории МАУДО г. Нижневартовска «Детская школа искусств №3»







СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка. Учебный план.

2. График образовательного процесса

3. Учебно-тематический план

4. Содержание программы

5. Требования к уровню подготовки учащихся

6. Формы и методы контроля, система оценок

7. Методическое обеспечение учебного процесса

8. Специальные условия организации обучения детей-инвалидов

9. Список литературы и средств обучения

9. Фонды оценочных средств

































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика образовательной программы, ее место

и роль в образовательном процессе

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа «Основы декоративно-прикладного искусства» разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки №196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» Сан – Пин 2.4.4.3172-14 с учетом педагогического опыта в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в детской школе искусств.

Программа «Основы декоративно-прикладного искусства» предназначена для мелких групп и индивидуальных занятий детей с задержкой психического развития, пониженным интеллектом.

Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации.

Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать те социально-психологические функции, которые заблокированы у детей с ОВЗ от рождения, либо утрачены вследствие болезни или травмы.

Основной принцип, лежащий в основе программы «Основы декоративно-прикладного искусства», - единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся. Педагоги данного направления отмечают, что, занимаясь художественным творчеством, ребенок сталкивается с теми же проблемами, которые ставит перед ними окружающий мир. Причина лежит в необходимости преодолеть сопротивление материала (краски, пластилин, глина, шерсть, папье-маше и т.д.). В ходе художественной деятельности человек привыкает преодолевать трудности создания нового, вовлекая все свои душевные силы в достижение цели, в решение проблемы. Таким путем закладывается основа личностного роста и развития интереса к жизни.

Деятельность ребенка в области изобразительного творчества становится, подчас, основной частью его жизни, заполняет активное жизненное пространство.

Программа включает в себе следующие разделы: декоративно-прикладное творчество – 2 часа в неделю, «Развитие художественно-образного мышления» -2 часа в неделю. Предмет «Развитие художественно-образного мышления» выбирают родители с учетом образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся из предлагаемого перечня учебных модулей.

Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

Возраст учащихся, приступающих к освоению программы «Декоративно-прикладное искусство», - от 9 до 15 лет.

Прием на обучение по программе осуществляется с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК

Особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР

-«пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь преподавателя,

-использование специальных методов, приемов и средств , способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развитии;

-непрерывный контроль за учебно-познавательной деятельностью;

-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом особенностей здоровья (быстрая истощаемость, низкая работоспособность, неразвитость способности к абстрагированию, обобщению) ,

-организация взаимодействия со сверстниками в парной и групповой работе


Учебный план

на 2021-2022 учебный год

дополнительной адаптированной общеразвивающей программы

«Основы декоративно-прикладного искусства»

Срок реализации 3 года

Наименование

предмета

Количество уроков в неделю

Промежуточная аттестация (выставка, защита проекта)

Итоговая

аттестация


1 кл.

2 кл.

3 кл.


по полугодиям

в классах

Декоративно-прикладное творчество

2

2

2


2,4,6

5

Развитие художественно-образного мышления (предметы по выбору)

2

2

2

6


ИТОГО:

4

4

4



Учебный план составлен на основании Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Минобрнауки №196 от 09.118.2018 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» Сан – Пин 2.4.4.3172-14 , Устава школы.

Учебный план ориентирован на 35 учебных недель. Общий объем учебной нагрузки не превышает допустимой нормы по Примерным учебным планам, СанПиН.

При реализации учебного плана устанавливаются следующие виды учебных занятий: индивидуальные учебные занятия, мелкогрупповые учебные занятия

Учебный план разработан на основе интеграции программ учебных предметов, предусматривает овладение минимумом знаний, умений, навыков, необходимых для исполнительской деятельности в сфере декоративно-прикладного искусства, овладение основами изобразительной грамоты, формирование навыков коллективной творческой деятельности, умений сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.

Предмет «Развитие художественно-образного мышления» выбирают родители с учетом образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся из предлагаемого перечня: изобразительная деятельность, сольное пение, синтезатор, электрогитара, гитара, основы коммуникативной культуры, художественное слово, кукольный театр, ударные инструменты, основы актерского мастерства, беседы об искусстве, фортепиано).

По учебному предмету «Развитие художественно-образного мышления» к совместным занятиям могут привлекаться обучающиеся по разным адаптированным образовательным программам.

Итоговая аттестация проводится в форме выставки.


Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой или индивидуальной форме, численность в группе - от 3 до 5 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.


Цель и задачи программы учебного предмета

Целью программы является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, овладение знаниями и представлениями об декоративно-прикладном творчестве, формирование практических умений и навыков в области лепки и художественного творчества.

Задачи:

Обучающие

  • Пробудить интерес у детей к творческому труду;

  • Помочь раскрыть способности детей, преодолеть трудности в процессе обучения;

  • Обучить детей работать с разными видами материалов (пластилин, глина, соленое тесто, шерсть, природный материал, папье-маше);

  • Научить техникам и приемам работы с различными материалами.

Развивающие

  • Развивать наблюдательность, умение выделять главное, существенное;

  • Развить мелкую моторику рук, глазомер.

  • Развивать художественные, творческие способности;

Воспитательные

  • Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;

  • Сформировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Обоснование структуры программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебных предметов;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

  • В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

- игровой.

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации

Каждый учащийся обеспечивается необходимыми материалами инструментами для работы.

Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному, декоративно-прикладному искусству, художественными альбомами.


2.График образовательного процесса

на 2020 – 2021 учебный год

дополнительной адаптированной общеразвивающей программы

«Основы декоративно-прикладного искусства»

Срок обучения 3 года



1. График учебного процесса

2.Сводные данные

по бюджету

времени в неделях

классы

сентябрь


октябрь


ноябрь

декабрь


январь

февраль

март


апрель


май

июнь


июль


август

Аудиторные занятия

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Каникулы

Всего

01 – 06

07 – 13

14 – 20

21 – 27

28 - 04

05 - 11

12 - 18

19 - 25

26 - 01

02 - 08

09 - 15

16 - 22

23 - 29

30 - 06

07 - 13

14 - 20

21 - 27

28 - 03

04 - 10

11 - 17

18 - 24

25 - 31

01 - 07

0 8- 14

15 - 21

22 - 28

01 - 07

08 - 14

15 - 21

22 - 28

29 – 04

05 - 11

12 - 18

19 - 25

26 - 02

03 - 09

10 - 16

17 - 23

24 - 30

31 - 06

07 - 13

14 - 20

21 - 27

28 - 04

05 - 11

12 - 18

19 - 25

26 - 01

02 - 08

09 - 15

16 - 22

23 - 31






1









=









=

=












=








Э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

35

1


17

52

2









=









=

=












=








Э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

35

1


17

52

3









=









=

=












=








И














35


1

4

39




Обозначения

Аудиторные занятия

Итоговая аттестация


Промежуточная

аттестация

Каникулы




И


э



=







3. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Первый год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов аудиторной нагрузки

Раздел 1. Работа с бумагой. Скрапбукинг

1

Техника скрапбукинг: Изготовление открытки

2

2

Техника скрапбукинг: Изготовление подарочной упаковки

2

Раздел 2. Работа со скульптурным пластилином

3

Объемная лепка с каркасом «Человек и животное»

8

Раздел 3. Работа с шерстью

4

Художественный войлок: Панно «Цветочная композиция»

8

Раздел 4. Игрушки в различных техниках и материалах

5

Объемная лепка из холодного фарфора на стаканчике: «Дед Мороз»

4

6

Объемная лепка из холодного фарфора на стаканчике: «Снегурочка»

4

7

Глиняная игрушка – символ года

Лепка игрушки. Роспись игрушки

4

8

Тряпичная кукла-закрутка: «Берегиня»

4

9

Чердачная игрушка

6

Раздел 5. Традиционные виды росписи.

10

Роспись по дереву. Хохломская роспись. Эскиз росписи ковша

4

11

Городецкая роспись. Роспись разделочной доски

8

12

Роспись ткани. Печать на ткани геометрического орнамента.

4

13

Техники росписи холодный батик: Панно «Птица-пава»

12


ИТОГО

70


Второй год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов аудиторной нагрузки

Раздел 1. Работа с бумагой. Квиллинг

1

Техника квиллинг. Изготовление открытки

2

2

Техника квиллинг. Изготовление декоративного панно «Шиповник»

4

Раздел 2. Работа с полимерной глиной

3

Декорирование предметов быта (посуда, шкатулка)

6

4

Декоративное оформление кружки «Осенняя фантазия»

8

Раздел 3. Работа с шерстью

5

Художественный войлок: «Кошачье семейство»

8

6

Плоское валяние: «Подставка под горячее»

2

7

Сырое валяние: «Декоративные валенки»

4

Раздел 4. Работа с глиной

8

Лепка. Игрушка « Символ года»


4

9

Роспись игрушки

2

Раздел 5. Текстильные игрушки.

10

Игрушка из ткани и синтепона: Новогодняя игрушка «Снеговички»

2

11

Тряпичная кукла «Кубышка»

4

12

Тряпичная кукла «Крупяничка»

4

Раздел 6. Традиционные виды росписи.

13

Роспись по дереву: «Уральский букет»

6

14

Роспись по стеклу: «Птицы на ветке»

4

Раздел 7. Роспись ткани «Холодный батик»

15

Узелковая техника: Шарфик

4

16

Техники свободной росписи: Футболка

6


ИТОГО

70


Третий год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов аудиторной нагрузки

Раздел 1. Работа с бумагой.

1

Коллаж: «Декоративный натюрморт»

6

2

Декупаж: Декорирование бутылки

4

Раздел 2. Работа с полимерной глиной

3

Лепка предметной композиции: «Дракон»

8

Раздел 3. Работа с шерстью и нитками

4

Сухое валяние: «Игрушка - Символ года»

6

5

Нетканый гобелен: «Конь»

8

Раздел 4. Работа с глиной

6

Лепка. Игрушка « Символ года»


4

7

Роспись игрушки

2

Раздел 5. Игрушка в разных техниках и материалах

8

Вторая жизнь лампочки: Создание композиции из 2-3 предметов (роспись, декор текстилем)

6

9

Тряпичная кукла «Кубышка»

4

10

Тряпичная кукла «Крупяничка»

4

Раздел 6. Роспись предметов быта.

11

Роспись разделочной доски: «Матрешка» по мотивам народной игрушки

4

12

Витражная роспись стеклянной вазы: «Цветы»

4

Раздел 7. Роспись ткани

13

Техника «Горячий батик»: Панно «Старинный город»

10


ИТОГО

70




4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО РАЗДЕЛАМ


Программа основана на принципах систематичности и последовательности обучения. Последовательность в обучении помогает учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Темы, подобраны с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами материалов, ознакомления с произведениями народного искусства, основами композиции до самостоятельного творчества.


Первый год обучения.

Раздел 1. Работа с бумагой. Скрапбукинг.

Изготовление несложных изделий в технике скрапбукинг, использование в работе разных материалов по фактуре, цвету (элементы открыток, обоев, ткани, вырезки, штампы, бусины, цветы). Создание композиции с использованием приема многослойного декорирования.

Изготовление подарочной упаковки в технике скрапбукинг. Создание эскиза. Изготовление шаблона (мотива). Декорирование упаковочной бумаги акриловыми красками по шаблону-заготовке. Подбор и подготовка декоративных элементов. Сборка упаковки, финишный декор.

Раздел 2. Работа со скульптурным пластилином.

Создание объемной фигуры человека и животного. Изготовление каркаса с передачей правильных пропорций фигуры. Использование инструментов. Создание выразительного образа.

Раздел 3. Работа с шерстью.

Изготовление декоративного панно в технике «живопись шерстью». Освоение технологических приемов работы с шерстью по пленке. Поэтапность работы. Оформление изготовленной работы в рамку.

Раздел 4. Игрушки в различных техниках и материалах.

Выполнение декоративного оформления объемных форм (стаканчиков) в технике холодного фарфора. Изучение технологии приготовления, приемов работы, пластических свойств материала. Поэтапность работы.

Изготовление объемной игрушки животного (символ года) в технике глиняной пластики. Изучение приемов работы с материалом, использование инструментов для лепки. Роспись игрушки.

Изготовление текстильной куклы-закрутки. Знакомство с народной текстильной игрушкой. Освоение приемов работы с тканью, нитками, наполнителем.

Изготовление чердачной куклы по собственному эскизу. Выполнение выкроек, разметок. Сборка игрушки с использованием разных приемов (сшивание, склеивание) Декорирование и роспись акриловыми красками.

Раздел 5. Традиционные виды росписи.

Уточнение и воспроизведение технических приемов работы кистью в процессе выполнения работ по мотивам городецкий, хохломской росписи. Создание эскиза гармоничной композиции в стиле народной росписи по дереву в заданном формате. Поэтапность работы. Выполнение росписи декоративного изделия.

Создание повторяющегося мотива для печати на ткани. Поэтапность работы. Изготовление штампа для печати на ткани. Печать на ткани.

Изучение технологии выполнения изображений на ткани методом «холодный батик». Осуществление подготовительной работы. Выполнение всех этапов работы над художественной декоративной композицией (замысел, эскиз, перенос эскиза, выполнение росписи – поэтапно, оформление работ).


Второй год обучения

Раздел 1 Работа с бумагой. Квиллинг.

Изготовление композиций в технике квиллинг разной степени сложности. Освоение приемов работы с бумагой, создание разных по форме модулей. Создание композиции в заданном формате. Оформление работ.

Раздел 2. Работа с полимерной глиной.

Декорирование объемной основы с помощью простых элементов. Создание ритмической композиции ( по цвету, форме) Эскизирование.

Создание декоративного оформления кружки с использованием низкого рельефа. Работа стеками. Технологическая последовательность работы с полимерной глиной.

Раздел 3. Работа с шерстью.

Выполнение декоративного панно в технике «художественный войлок». Дальнейшее освоение технологических приемов работы с шерстью. Создание 2-3 предметной плоскостной композиции. Поэтапность работы. Оформление изготовленной работы в рамку.

Выполнение изделия прикладного назначения с использование техники «плоское валяние» Совершенствование навыков поэтапной работы с шерстью. Создание свободной колористически выдержанной композиции.

Изготовление объемного сувенира - валенок посредством техники «сырое валяние». Расширение приемов работы с шерстью. Поэтапность работы. Декорирование готовых изделий дополнительными материалами (лента, бисер).

Раздел 4. Работа с глиной.

Изготовление стилизованного изображения животного – образ символа года в технике глиняной пластики. Изучение новых приемов работы с материалом, использование инструментов. Поэтапность работы. Роспись игрушки.

Раздел 5. Текстильные игрушки

Изготовление тряпичной куклы. Знакомство с народной текстильной игрушкой. Освоение приемов работы с тканью, нитками, наполнителем. Декорирование.

Раздел 6. Традиционные виды росписи.

Изучение и воспроизведение технических приемов работы кистью в процессе выполнения работ по мотивам урало-сибирской росписи. Создание эскиза гармоничной композиции в стиле народной росписи по дереву, по стеклу в заданном формате, с использованием приемов свободной кистевой росписи. Выполнение росписи декоративного изделия.

Раздел 7. Роспись ткани «Холодный батик»

Изучение приемов выполнения живописных изображений на ткани методом «холодный батик». Использование «узелковой техники», техники «соль» для создания декоративного изделия. Применение подсобных материалов для создания интересных эффектов. Поэтапность работы. Дообработка кистью живописных элементов.


Третий год обучения

Раздел 1 Работа с бумагой.

Выполнение декоративной композиции в технике коллаж с использованием различных материалов по форме, фактуре, текстуре. Освоение приемов работы с разными материалами. Выполнение эскизной работы. Создание декоративной композиции на плоскости и объёмной форме.

Выполнение декорирования поверхности объёмной формы в технике «декупаж». Дополнение работы прорисовкой отдельных элементов. Оформление работ.

Раздел 2. Работа с полимерной глиной

Создание декоративного объемного изображения фантастического животного. Передача легкого движения. Разработка эскиза. Поэтапность работы. Использование техник и приемов лепки для создания объема; необходимых инструментов для мелкой и точной работы, передачи фактуры, выразительных элементов.

Раздел 3. Работа с шерстью и нитками.

Изготовление объемного сувенира – игрушки, посредством техники «сырое валяние». Расширение приемов работы с шерстью. Поэтапность работы. Создание выразительно образа.

Освоение новой техники «нетканый гобелен». Выполнение декоративной композиции. Эскизирование. Поэтапность работы. Создание выразительно образа.

Раздел 4. Игрушка в разных техниках и материалах

Создание выразительной композиции из 2-3 предметов, объединенных одной тематикой, на объемных формах. Использование вторичного материала (использованной лампочки накаливания). Замысел. Эскиз. Роспись. Декорирование дополнительными элементами (текстиль, бусины, ленты, природный материал)

Раздел 5. Роспись предметов быта

Выполнение росписи на фигурном формате по мотивам русской матрешки. Создание выразительного образа по собственному замыслу. Эскизирование. Поэтапность работы.

Выполнение росписи на объемном предмете (стеклянная ваза) в технике витражной росписи. Эскиз. Освоение технологических этапов работы.

Раздел 6. Роспись ткани

Изучение приемов выполнения живописных изображений на ткани методом «горячий батик». Создание эскиза. Поэтапность работы. Использование разных техник для создания выразительной композиции.


5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу обучения учащиеся должны знать (уметь и применять):

♦ организацию рабочего места;

♦ назначение и название инструментов и материалов для выполнения работ по ДПИ;

♦ основные цвета, используемые в народной росписи;

♦ знать названия элементов росписей и практически выполнять традиционные элементы;

♦ ориентироваться в композиции и самостоятельно ее составлять;

♦ знать и уметь применять правила построения композиции и колористики;

♦ уметь строить композицию на плоскости и объемной форме

♦ владеть техникой «живопись шерстью» при создании декоративных композиций;

♦ уметь применять техники сухого и мокрого валяния шерсти;

♦ уметь работать в технике «нетканый гобелен»;

♦ знать способы изготовления игрушек из текстиля, холодного фарфора;

♦ знать особенности выполнения работ по квилингу и скрапбукингу;

♦ свободно использовать знакомые приемы и техники лепки, использования инструментов;

♦ применять знакомые приемы и способы лепки при работе с полимерной глиной;

♦ выполнять творческие работы, используя технику «коллаж» из материалов разной фактуры;

♦ освоить декорирование предметов быта в технике «декупаж»;

♦ выполнять декоративные работы на творческой основе и по образцу;

♦ использовать в речи профессиональные слова и термины;

♦ проявлять творчество в создании художественных изделий.


6. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.

Контроль знаний, умений, навыков учащихся проводится в форме педагогического анализа по результатам просмотра работ, что обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Просмотры работ проводятся в конце каждого урока. Просмотр-выставка учебных работ – в конце каждого года. В каждой работе отмечаются положительные стороны, лучшие работы принимают участие в окружных, всероссийских, международных выставках. Также может проводиться диагностика по методике «5 рисунков» (методика Н.А.Лепской) в начале и в конце каждого учебного года, прослеживается динамика художественного развития учащегося.

При оценивании учащегося, осваивающегося программу, следует учитывать:

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, к занятиям художественным творчеством;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественно-творческой деятельности;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Основная педагогическая деятельность направлена на активизацию процессов и механизмов творческого воображения и деятельности детей, выработку и закрепление у них потребности в творчестве, представлений о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном состоянии.

Содержанием занятий является творческая деятельность детей под руководством педагога.

Все педагогические задачи реализуются на занятиях с использованием вспомогательного иллюстративного материала, музыкальных произведений.

В процессе занятий по данной программе педагог контролирует и направляет работу учащихся на достижение результата. При этом педагог становится, с одной стороны, соавтором, а с другой - главным организатором ситуации творчества, помогающим детям найти пути и методы реализации творческого замысла. Ребенку обеспечивается возможность максимального проявления творческой воли и активности на всех этапах занятий.

Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной группы учащихся.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения блиц-выставки, когда работа детей по конкретной теме развешивается на стенах или раскладываются на полу. Основными критериями оценки детских работ являются личностное отношение, точность и совершенство выражения.

В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнения различных художественных решений. В конце учебного года готовится большая выставка творческих работ, на которую приглашаются родители и друзья.

Ежегодно планируется участие в городском фестивале детского творчества «Солнце для всех».

Рабочее место ребенка должно быть просторным – гораздо больше, чем традиционная половина парты, поскольку возможна работа с бумагой большого формата, к тому же многие технологии предполагают использование большого количества материалов, требующих большого пространства для размещения. Желательно, чтобы в классе были DVD проигрыватель, проектор и магнитофон.

Для более плодотворной работы учащихся используются методы дифференциации и индивидуализации, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.

Применяются следующие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала.

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных ранее знаний учениками. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать учитель посредством инструктажа-показа.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и выполнению упражнений) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы над освоением каждой темы программы.


Средства обучения

Для достижения успешного результата в освоении программы «Основы декоративно-прикладного искусства» необходимы следующие учебно-методические пособия:

• наглядные методические пособия по темам;

• динамические таблицы;

• фонд лучших работ учащихся по разделам и темам;

• видеоматериалы о народной игрушке;

• оригинальные предметы народных промыслов;

• репродукции работ художников.

Вспомогательные материалы

• таблицы;

• репродукции;

• справочные материалы;

• заготовки и материалы (емкости, коробки разных форм и цветов, фольга, шерсть, проволока и т.д.).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. М.,1979.

2. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремёсел. Ярославль,1999.

3. Данкевич Е.В.,Жакова О.В. Знакомьтесь: глина. С.-П., Д998.

4. Жоголь Л.Е. Декоративное искусство в современном интерьере. Киев, 1986.

5. Нешумова Б.В., Щедрина Е.Д. Учебное пособие. Основы декоративного искусства в

школе.М.,1981.

6. Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы. М.,1988.

7. Сокольникова Н.М. Учебник. Основы рисунка. Обнинск, 1996.

8. Сокольникова Н.М. Учебник. Основы композиции. Обнинск,1996.

9. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М.,1985.

10. Федотов Г. Основы художественного ремесла Послушная глина М.,1997.

11. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.,1974.

12. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.,1988.

13. Шматова О. Самоучитель по рисованию гуашью. Изд 2-е. .2010. М., 2009.

14. Алексахин Н.Н. "Художественные промыслы России", Москва "Народное

образование 2005 г.

15. Величко Н.К. «Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010 г.

16. Дорожин Ю.Г. "Городецкая роспись" (рабочая тетрадь по основам народного искусства), Москва "Мозаика-Синтез" Л.Я. Супрун. "Городецкая роспись". Истоки. Мастера. Школа. 2006 г.

17. М. Ильченко, С. Мишин. "Методическое пособие по городецкой росписи. 2002 г. Е.Субочева. "Городец". Книжка-раскраска. 2000 г.

18 С Вохринцева. "Окружающий мир". Народное творчество. Дидактический материал.2006 г. Е. Попова, И. Андреева "Городецкие чудеса" Жданова Л. Альбом твоих аппликаций, "Городец". Москва, ООО "Хатбер-Пресс" 2006 г.

19 Энциклопедия "Русская роспись" Н. Величко Жегалова С. К. Живописцы из

Городца и Костромы // Русская народная живопись: Кн. для учащихся ст. классов / С.

К. Жегалова - (Изд. 2-е). - М, Просвещение, 1984,- С. 134 - 153,- 176 с,-200 000 экз. (в пер.)

20 Соколова М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народных

художественных промыслов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведении. - М, Владос, 2002.




























ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации

«Декоративно-прикладное искусство»

Период проведения аттестации: 2-ое полугодие (1 класс)

Теоретическая часть:

При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих знаний и умений:

Знать:

  • знать способы получения составных цветов, оттенков одного и того же цвета, светлых и темных оттенков;

  • иметь понятие о теплой и холодной цветовых гаммах;

  • терминологию, способы и приемы создания предложенных в программе работ;

Практическая часть:

Уметь:

  • гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;

  • выбирать положение листа бумаги в зависимости от содержания изображаемого;

  • выбирать величину изображения предметов соответственно размеру листа;

  • передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке

  • уметь рисовать линии разного направления и характера;

  • уметь рисовать предметы симметричной формы.

  • уметь передавать плановость пространства (ближе - ниже, дальше – выше), загораживание дальних предметов ближними;

  • составлять несложные схемы эскизы;

  • подбирать нити, ткани, бисер, шерсть по цветосочетанию;


Теоретическая часть

Форма проведения: Беседа

  1. Что такое изобразительное искусство?

  2. Назовите основные и составные цвета?

  3. Назовите цвета теплой и холодной гаммы?

  4. Как правильно компоновать изображение на листе бумаги?

  5. Что такое декоративно-прикладное искусство?

  6. Что такое орнамент?


Критерии оценивания теоретических знаний:

«5» (отлично) – 5-6 правильных ответов.

«4» (хорошо) – 4 правильных ответов.

«3» (удовлетворительно) 3 правильных ответов.

Практическая часть

Форма проведения: просмотр.

На просмотр предоставляются работы, выполненные в течение 1-го и 2-го полугодий в соответствии с учебной программой 1 класса.



Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации

«Декоративно-прикладное искусство»

Период проведения аттестации: 4-ое полугодие (2 класс)

Теоретическая часть:

При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих знаний и умений:

Знать:

– объяснять и учитывать в работе роль цвета в создании настроения в рисунке;


Практическая часть:

Уметь:

  • уметь вести продолжительную работу над композицией, используя предварительные наброски;

  • уметь передавать композиционное равновесие на листе бумаги при асимметричном заполнении плоскости.

– уметь изобразить пейзаж в характерной для данного времени года цветовой гамме.

  • уметь передавать зрительное уменьшение удаленных предметов;

  • уметь передавать глубину пространства путем изображения движущихся объектов и кругового размещения фигур.

  • уметь работать с глиной;

  • составлять несложные композиционные решения;


Теоретическая часть

Форма проведения: Беседа

    1. Какие техники акварельной живописи вы знаете?

    2. Назовите цвета теплой и холодной гаммы?

    3. Дайте определение жанру изобразительного искусства «натюрморт»?

    4. Что такое коллаж?

    5. Особенности городецкой росписи?

    6. Что значит декоративный, декорировать?

    7. Особенности техники «декупаж»?

    8. Особенности работы с глиной?


Критерии оценивания теоретических знаний:

«5» (отлично) – 7-8 правильных ответов.

«4» (хорошо) – 5-6 правильных ответов.

«3» (удовлетворительно) 4 правильных ответов.

«2» (неудовлетворительно) 3 и менее правильных ответов.

Практическая часть

Форма проведения: просмотр.

На просмотр предоставляются работы, выполненные за 3-е и 4-е полугодия в соответствии с учебной программой 2 класса.


Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации

«Декоративно-прикладное искусство»

Период проведения аттестации: 6-ое полугодие (3 класс)

Теоретическая часть:

При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих знаний и умений:

Знать:

  • знать законы изображения (доминанта, контрапункт, пропорциональность в композиции);

  • владеть понятиями композиционного смыслового равновесия, ритма и паузы;

  • знать анатомическое строение животных;

  • знать возможности новых живописных техник («а-ля-прима», техника полусухой кистью);

  • знать влияние среды на предметы («касание» предмета и фона).

  • знать простейшие закономерности воздушной и линейной перспективы, правила объемного изображения предметов;

Практическая часть:

Уметь:

  • уметь передавать пространство с учетом линии горизонта;

  • уметь находить композиционно - смысловой центр для создания единого целого через выразительную роль деталей;

  • овладеть первоначальными навыками рисунка натюрморта из 2-х предметов с натуры.

  • уметь пользоваться выразительными свойствами графического материала;

  • уметь применять на практике основные правила перспективы;

  • уметь составлять натюрморты из предметов, расположенных на различных пространственных уровнях.

  • уметь передавать возможности свето-воздушной среды и цветовых нюансов;

  • уметь выделять границы света и тени, линии и уровня горизонта, точки схода.

  • работать в технике холодный батик;

  • самостоятельно работать над постановкой композиций, составлением схем, эскизов, уметь пользоваться лекалами;


Теоретическая часть

Форма проведения: Беседа

    1. Что такое ритм?

    2. Что такое симметрия и асимметрия?

    3. Как достичь плановости в композиции?

    4. Назовите контрастные пары цветов?

    5. Дайте определение жанру изобразительного искусства «портрет»?

    6. Особенности хохломской росписи?

    7. Особенности работы в технике росписи по ткани «батик»?

    8. Назовите виды техники росписи по ткани «батик»?


Критерии оценивания теоретических знаний:

«5» (отлично) – 7-8 правильных ответов.

«4» (хорошо) – 5-6 правильных ответов.

«3» (удовлетворительно) 4 правильных ответов.

«2» (неудовлетворительно) 3 и менее правильных ответов.

Практическая часть

Форма проведения: просмотр.

На просмотр предоставляются работы, выполненные за 5-е и 6-е полугодия в соответствии с учебной программой 3 класса.




6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Тархова Елена Михайловна

Дата: 14.03.2022

Номер свидетельства: 602192

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства