Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района Республики Татарстан
  
 
  
 
  «Принято»
  Педагогическим советом
  протокол от 29.08.2016г. №1
  
 
  Введено приказом от 31.08.2016г. №179
  Директор МБОУ «Средняя школа №9» ЕМР РТ
  ____________________________ В.Д. Скотарь
  
  
 
  
 
  
 
  Рабочая программа
  
 
  по изобразительному искусству для 3А класса (3 часа в неделю, 102 часа в год)
  
 
  Составитель: Вьюкова С.В., учитель начальных классов, высшая кв. категория
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  «Согласовано»
  Заместитель директора ________ Н.А. Ионова  от 26.08.2016г.
  
  «Рассмотрено»
  на заседании МО, протокол от 26.08.2016г. №1.
  Руководитель МО ___________ Е. А. Ермакова
 
 
  Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство». 3А класс
          |   Название раздела   |     Предметные результаты   |    Метапредметные результаты   |    Личностные результаты.     |  
  |   ученик научится   |    ученик получит возможность научиться     |  
  |   Осень. Как прекрасен этот мир, посмотри… (11ч.)   |    Обучающийся научится:  рисовать кистью без предварительного рисунка; определять  «натюрморт», организовать свое рабочее место, выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя: выполнять рисунок акварелью, гуашью, фломастерами; правильно работы с акварелью; понимать народное декоративно-прикладное искусство, знать особенности изображения гжельского пейзажа,   |    Обучающийся получит возможность научится:  - понимать значения искусства в жизни человека и общества  -различать основные виды и жанры пластических искусств  - иметь представление о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;  - оценивать шедевры русского и мирового искусства       |    Познавательные умения:    Познавательные:  - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;  - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные:  - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;  - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;  - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные:  - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,  - находить варианты решения различных художественно-творческих задач;  - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,  - уметь организовать место занятий.       |    - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;  - понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;  - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;  - иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;  - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;  - уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.           |  
  |   Зима. Как прекрасен этот мир, посмотри… (10 часов)   |    Обучающийся научится:  -понимать пейзаж; отдельные произведения выдающихся художников; приемы смешения красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков цвета; правилам работы с акварелью; -придумывать свой натюрморт; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг,    -Научится различать отдельные произведения выдающихся художников; разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа; уметь правильно определять, рисовать, использовать в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет.       |    Обучающийся получит возможность научится:  -различать основные виды и жанры пластических искусств  - иметь представление о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;  - оценивать шедевры русского и мирового искусства   |    Познавательные :  - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;  - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.  Коммуникативные:  - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;  - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;  - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;  - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности  Регулятивные:  - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,  - находить варианты решения различных художественно-творческих задач;  - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,   - уметь организовать место занятий;  - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия.   |    Личностные результаты: - Умение использовать адекватные выразительные средства при общении. - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;  - понимать роли культуры и искусства в жизни человека;  - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;  - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;  - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;  - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.   |  
  |   Весна. Как прекрасен этот мир, посмотри…( 5 часов)   |    Обучающийся научится:  -научиться различать разнообразные приёмы работы кистью при рисовании декоративных элементов узора.   -последовательно работать красками над декоративными фигурками орнаментальной полосы;  - выполнять эскиз театрального костюма красками, пастелью, мелками;  - распознавать доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа;    - самостоятельно выбирать сюжет темы;  - соблюдать пропорции;     -учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;    -применять основные средства художественной выразительности в рисунке;  - узнавать доступные  памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа.   |    Обучающийся получит возможность научится:  - понимать значения искусства в жизни человека и общества  -различать основные виды и жанры пластических искусств  - иметь представление о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;  - оценивать шедевры русского и мирового искусства       |    Познавательные:  - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;  - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.  Коммуникативные    - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;  - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;  - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;  Регулятивные:  - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,  - находить варианты решения различных художественно-творческих задач;  - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,  - уметь организовать место занятий.       |    Личностные результаты: - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;  - понимать роли культуры и искусства в жизни человека;  - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;  - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;  - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;  - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;  -уметь выражать уважительное отношение к иному мнению,  к культуре, доброжелательность   |  
  |   Лето. Как прекрасен этот мир, посмотри…  (8 часов)   |    Обучающийся научится:  -сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства;    -использовать художественные материалы;  -самостоятельно выбирать сюжет темы;  - применять основные средства художественной выразительности в рисунке;  -рисовать кистью без предварительного рисунка элементами повтора, импровизации и вариации по мотивам цветочной композиции  павловских узоров,   -придерживаться последовательности исполнения росписи,    -решать художественно-творческие задачи на проектирование  изделий, пользуясь эскизом с учетом простейших приёмов технологии в народном творчестве;  - самостоятельно выбирать сюжет темы,    -наблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;     |    Обучающийся получит возможность научится:  - понимать значения искусства в жизни человека и общества  -различать основные виды и жанры пластических искусств  - иметь представление о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;  - оценивать шедевры русского и мирового искусства   |    Познавательные:  - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;  - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.  Коммуникативные:  - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;  - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;  - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;  Регулятивные:  - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,  - находить варианты решения различных художественно-творческих задач;  - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,  - уметь организовать место занятий.   |    Личностные результаты:    - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;  - понимать роли культуры и искусства в жизни человека;  - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;  - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;  - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;  - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.   |  
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 Содержание программы по изобразительному искусству. 3 класса
 Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (11 ч)
  Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных
 состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.  
  Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
 Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.)
  Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта.
  Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. 
  Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Образы природы и человека в живописи.
  Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 ч)
  Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками.  
  Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
 Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных мате риалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта.  
  Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
  Весна. Как прекрасен этот мир, посмотри…( 5 часов)
  Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
  Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
  Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.  
  Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.  
  Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
  Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве.
  Лето. Как прекрасен этот мир, посмотри…(8 часов)
  Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных
 состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.  
 Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.  
  Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
   Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве.
 
 
  Календарно-тематическое планирование. Изобразительное искусство. 3 класс.  
  УМК «Перспектива»
  Изобразительное искусство. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. 3 класс. Москва «Просвещение» 2012 г.
  
         |   №   |    Изучаемый раздел, тема урока   |    Кол-во часов   |    Основные виды учебной деятельности обучающихся   |    Сроки   |  
  |   План.   |    Факт.   |  
  |    Осень. Как прекрасен этот мир, посмотри… (11ч.)   |  
  |   1   |    Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма.   |    1   |    Наблюдать осенние цветы в природе. Рассказывать о своих наблюдениях осенних цветов.    Рисовать композицию натюрморта «Чужие цветы краснее, а свои милее» с натуры или по памяти.     |    03.09   |    03.09   |  
  |   2   |    В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства.  Знакомство с искусством мастеров Жостова.  Рисование узоров Жостова.   |    1   |    Рассматривать и анализировать произведения  жостовских мастеров -расписные лаковые подносы. Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать этапы послойного жостовского письма. Повторять за мастером приёмы послойного письма (росписи).   |    10.09   |    10.09   |  
  |   3   |    О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства.   |    1   |    Рисовать жостовский поднос понравившейся формы  и украшать его цветочной росписью. Выбирать одну из нескольких традиционных композиций жостовской росписи для своей творческой работы. Смешивать на палитре каждую яркую краску с белилами. Выполнять поэтапно традиционный жостовский приём росписи (замалёвок, тенёжку, прокладку, бликовку, чертёжку). Обсуждать творческие работы одноклассников.   |    17.09   |    17.09   |  
  |   4   |    Каждый художник урожай своей земли хвалит.    
      |    1   |    Рассматривать разнообразие форм, цвета, размеров осенних плодов в натуре, находить соответствие им в изображённых натюрмортах художников, разделять чувства художников, переданные ими в картинах-натюрмортах. Рисовать с натуры натюрморт «Славный урожай»,  выявлять цветом красоту спелых плодов. Выражать в творческой работе своё отношение к щедрости природы средствами художественного образного языка живописи.   |    24.09   |    24.09   |  
  |   5   |    Лети, лети, бумажный змей.    Орнамент народов мира: традиции мастерства.   |    1   |    Рассматривать произведения декоративно-прикладного искусства народных мастеров стран Востока (Китая и Японии). Рассказывать о старинном обычае изготовления и запуска воздушных змеев в России и странах Востока. Участвовать в обсуждении разнообразия форм воздушных змеев (бабочка, птица феникс, корзина с цветами).   |    01.10   |    01.10   |  
  |   6                   |    Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства.   |    1   |    Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства. Высказывать мнение об этих произведениях.  Придумать и рисовать коврик с узором по мотивам народной лоскутной мозаики. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение.   |    08.10   |    08.10   |  
  |   7.   |    Живописные просторы Родины.    Пейзаж: пространство    и цвет.   |    1   |    Рассматривать произведения пейзажной живописи о природе, видеть её красоту и своеобразие. Высказывать своё суждение о понравившемся пейзаже и аргументировать его. Рисовать с натуры или по наблюдению на тему «Родные просторы». Выражать в творческой работе своё отношение к осенней природе   |    15.10   |    15.10   |  
  |   8.   |    Родные края в росписи гжельской майолики.    Русская майолика: традиции мастерства.   |    1   |    Рассматривать произведения народной русской майолики. Сравнивать произведения гжельского фарфора и майолики между собой, находить сходство и различия; Выражать в творческой работе своё отношение к майоликовой росписи Гжели.   |    22.10   |         |  
  |   9.   |    «Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции русского мастерства.   |    1   |    Рассматривать представленные в учебнике произведения народного деревянного зодчества. Рисовать фасад избы, соблюдать симметрию, изображать горизонтальными линиями брёвна, скат крыши и охлупень (конёк). Определять ширину причелины и полотенца. Выполнять творческое задание согласно условиям:   |    29.10   |         |  
  |   10.   |    «То ли терем, то ли царёв    дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства.   |    1   |    Рассматривать произведения народного деревянного  зодчества. Рисовать по-своему сказочный терем и включить его  в коллективную композицию «Русская старинная улица твоего города (деревни, села, посёлка)». Выражать в творческой работе своё отношение к искусству на-родных мастеров-древоделов изобразительными средствами.   |    12.11   |    12.11   |  
  |   11.   |    Каждая птица    своим пером красуется. Живая природа: форма, цвет, пропорции.   |    1   |    Наблюдать птиц в зимней природе. Рассказывать о своих наблюдениях птиц в натуре. Выполнять наброски птиц, зимующих в родном краю,  в технике акварели «по-сырому» (по памяти или наблюдению). Выражать в творческой работе своё отношение к зимующим птицам.   |    19.11   |         |  
  |    Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 ч)   |  
  |   12   |    Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт:    свет и тень, объем и пропорции.   |    1   |    Рассматривать произведения художников-пейзажистов, в которых запечатлены замечательные образы зимней природы. Использовать произведения вернисажа в качестве примеров при изучении тем курса, систематизировать произведения по видам искусства и по заданному принципу (из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, художественного или краеведческого музея своего региона)   |    26.11   |         |  
  |   13   |    Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета.   |    1   |    Рассматривать живописные натюрморты из предметов быта, связанных с обычаем чаепития. Высказывать своё суждение о них. Рассказывать о своих наблюдениях семейного чаепития  Сравнивать произведения живописи, находить общее  и различное в изображении предметов натюрморта. Рисовать с натуры натюрморт из старинных и современных предметов быта.   |    03.12   |         |  
  |   14   |    Зима не лето, в шубу одета.    Орнамент народов мира: традиции мастерства.   |    1   |    Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства — одежду коренных народов Севера. Высказывать своё мнение о традиционной народной одежде северных народов. Выбирать знаки-символы русского народного орнамента (мотивы природы) для своего эскиза сувенира из бисера. Создавать свой эскиз сувенира из бисера.   |    10.12   |         |  
  |   15   |    Зима за морозы,    а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация   |    1   |    Рассказать о праздновании Нового года в своей семье и об участии в праздниках новогодней ёлки, о традиционных атрибутах, героях. Рисовать участников карнавала на школьном новогоднем празднике. Выбирать, в каком облике предстанут участники карнавала в творческой композиции.  Уточнять костюм участников карнавала на основе иллюстраций учебника.   |    17.12   |         |  
  |   16   |    Всякая красота фантазии да умения требует. Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых.  Образ зимы в карнавальной маске.   |    1   |    Рассматривать произведения народного мастера и творческие работы сверстников. Высказывать своё мнение о художественных образах зимних месяцев. Использовать характерные признаки зимы в её декоративном решении. Рисовать эскиз маски для ряженого.   |    24.12   |         |  
  |   17   |    В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги.    Символика цвета   |    1   |    Рассматривать произведение народного декоративно-прикладного искусства — народные праздничные костюмы разных регионов России (северных и южных). Рисовать силуэт женской фигуры в народном костюме, обозначать на нём места, где размещены узоры-обереги, и украшать их орнаментом.   |    14.01   |    14.01   |  
  |   18   |    Жизнь костюма    в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма.   |    1   |    Рассматривать произведения известных русских художников, в которых созданы театральные образы героев, исторических персонажей в сценических костюмах. Создавать свой эскиз сценического костюма для театрального действа.     |    21.01   |         |  
  |   19   |    Россия державная.    В мире народного зодчества: памятники архитектуры. Виды изобразительного искусства   |    1   |    Рассматривать произведения народных мастеров, художников-живописцев, фотографии, на которых запечатлены образы замечательных памятников русской архитектуры. Работать над композицией рисунка старинного города-крепости по представлению.   |    28.01   |         |  
  |   20   |    «Город чудный…».    Памятники архитектуры: импровизация. Основы изобразительного языка.   |    1   |    Участвовать в обсуждении образа града Китежа, воссозданного живописцем, узнавать в нём облик старинного русского города-крепости, называть известные храмы и терема, описывать приёмы построения композиции произведения   |    04.02   |         |  
  |   21   |    Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр.   |    1   |    Рассматривать произведения народного мастера, художника-живописца, художников-плакатистов, создавших героические образы защитников Родины в разные времена.  Выбирать живописные или графические материалы согласно замыслу. Рисовать сюжетную композицию на тему (по выбору) «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» или «Кто с мечом к нам придёт — от меча и погибнет!».     |    11.02   |         |  
  |    Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (5 ч)   |  
  |   22   |    Дорогие, любимые, родные.    Женский портрет: выражение и пропорции лица. Жанры изобразительного искусства   |    1   |    Рассматривать женские портреты в живописи. Высказывать своё мнение о произведениях портретного жанра, давать эмоциональную оценку женским портретам, представленным в учебнике.  Рассказывать, какие героини изображены на портретах, описывать их внешность и костюм, положение фигуры, фон картины.   |    18.02   |         |  
  |   23   |    Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр    и цвет.   |    1   |    Рассматривать произведения лаковой миниатюры (Федоскино), декоративную композицию из текстиля, передающих праздничную атмосферу народного гулянья на Масленицу. Высказывать своё мнение о них. Рассказывать о том, как отмечается праздник Масленицы в родных местах.   |    25.02   |         |  
  |   24   |    Красота    и мудрость народной игрушки.    Русская деревянная игрушка: развитие традиций мастерства.   |    1   |    Рассматривать русские народные игрушки из разных регионов России. Выполнять зарисовку силуэта понравившейся народной деревянной игрушки, расписывать её росписью соответствующего промысла.   |    04.03   |         |  
  |   25   |    Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр    и цвет.   |    1   |    Рассматривать произведения русских художников,  создавших в живописи, майолике, книжной иллюстрации образы сказочных персонажей, героев преданий.   |    11.03   |         |  
  |   26   |    Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционные центр    и цвет.   |    1   |    Рисовать иллюстрацию к любимой сказке. Определять сюжет, героя сказки для своей иллюстрации. Располагать действующих лиц и окружающие их предметы так, чтобы главная мысль иллюстрации была понятна зрителям.   |    18.03   |         |  
  |    Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (8 ч)   |  
  |   27   |    Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит.    Изображение по памяти морского пейзажа.   |    1   |    Рассматривать произведения художников-маринистов, соотносить их с описанием моря в стихотворении А. Пушкина. Высказывать своё мнение о произведениях мариниста, называть наиболее понравившиеся пейзажи и объяснять почему. Исследовать возможности живописи, смешивать краски для получения цветовых оттенков морской воды.  Создавать картину весенней навигации по наблюдению  или представлению на одну из тем   |    01.04   |    01.04   |  
  |   28   |    Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства   |    1   |    Рассматривать произведения художников, рисунков для набойки. Высказывать своё мнение и отношение  к произведениям народных мастеров из Павловского Посада — расписным шалям, называть традиционные мотивы росписи. Рисовать цветок розы по мотивам узора павловопосадских шалей (вариация)   |    08.04   |         |  
  |   29   |    Всяк на свой манер.  Русская набойка: композиция и ритм.   |    1   |    Рассматривать произведения художников, рисунки для набойки. Высказывать свои суждения и впечатления от произведений народных мастеров из Павловского Посада.  Сравнивать цветочный узор на павловопосадских шалях с росписью на жостовских подносах, находить в них сходство и различия.   |    15.04   |         |  
  |   30   |    В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет.   |    1   |    Рассматривать произведения художников-живописцев, поэтов-песенников, которые передают настроения тревоги и торжества, связанные с разными событиями Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Рисовать декоративную сюжетную композицию «Салют Победы».    Выделять на фоне неба контуры зданий города, памятных мест, которые отстояли и сохранили в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг   |    22.04   |         |  
  |   31   |    Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба.   |    1   |    Рассматривать гербы старинных русских городов. Рассказывать, что изображено на гербах городов Золотого кольца и гербе своего города, посёлка, высказывать своё отношение к ним.   |    29.04   |         |  
  |   32   |    Сиреневые перезвоны.  Натюрморт: свет    и цвет.  Рисование с натуры натюрморта.   |    1   |    Наблюдать цветы сирени в натуре. Различать оттенки цветов и формы мелких цветов, образующих кисти сирени. Рисовать сирень с натуры по представлению, по наблюдению. Выражать в творческой работе своё отношение к цветущей природе.   |    06.05   |         |  
  |   33   |    У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства   |    1   |    Воспринимать произведения традиционного искусства  народов разных стран (Индонезии, Китая, России). Рисовать по памяти один из запомнившихся и полюбившихся образов-символов (Полкан, птица сирин, конь, олень, птица-пава, лев и др.), составить орнамент на основе чередования этого мотива в декоративной технике (по выбору) — вырезная аппликация, вышивка, роспись.   |    13.05   |         |  
  |   34   |    Наши достижения.    Я знаю. Я могу. Наш проект.   |    1   |    Рассматривать творческие работы одноклассников, созданные в течение завершившегося года, и давать им оценку. Выполнять творческое задание по группам: составить панно или фриз из творческих работ на темы «Осенние цветы», «Весенние цветы» в группе живописцев;      |    20.05   |         |  
 
 
 
 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:  Интернет-ресурсы. www. Festival.1september.ru Официальный сайт Образовательной системы «Перспектива» Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193 Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki Педсовет.org. Всероссийский интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www. 4stupeni.ru  Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival. 1september.ru Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www. pedsovet.su  
  Произведения изобразительного искусства. 3 класс
  М. Нестеров. Осенний пейзаж; Н. Присекин. Прохладно. Вид на Веледниково; А. Курнаков. Дорога на Знаменку; В. Овчаров. Осенний пейзаж; Г. Бочаров. Тайга; А. Бородин. Пейзаж с грибами; А. Герасимов. Пионы; М. Сарьян. Цветы Калаки; А. Дейнека. Гладиолусы с рябиной; А. Осьмёркин. Подсолнухи и рябина; Е. Кругликова. Георгины (монотипия); И. Машков. Натюрморт с маками и васильками; В. Серов. Яблоки на листьях; З. Серебрякова. Корзина с кабачками; З. Серебрякова. Виноград; В. Рохлин. Натюрморт с геранью; В. Стожаров. Романовский лук; И. Машков. Натюрморт. Тыква; П. Кузнецов. Цветы и дыни; Б. Кустодиев. В трактире; В. Крылов. Чайка; Б. Щербаков. Рожь поспевает; В. Шелков. За полярным кругом.
  А. Кравченко. Зима; А. Бородин. Гости; В. Каневский. Снегирь. Синица-пухлячок. Синица-лазоревка; Т. Маврина. Звенигород; Т. Яблонская. Зимний день в Седневе; А. Пластов. Первый снег; А. Малетин. Родина. Мезенские берега; К. Воробьев. Февраль; Н. Гончарова. Московская зима; Т. Шувалова. Автопортрет; Б. Крылов. Вечерний натюрморт; В. Прибытков. Окраина в снегу; Д. Шмаринов. Тройка; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме; А. Журавлева. Зима. Екатерина-санница. Варвара. Анна зимняя. Месяцеслов; произведения местных художников.
  О. Савостюк. Маша; З. Серебрякова. За завтраком; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; В. Фонеев. Зарайский кремль; В. Астальцев. Даниловский монастырь в Переславле-Залесском; В. Федосеев. Борисоглебск; В. Фонеев. Кирилло-Белозерский монастырь; И. Билибин. Преображенный Китеж (эскиз декорации); А. Дейнека. Оборона Севастополя; Н. Присекин. Куликовская битва; О. Савостюк, Б. Успенский. Победа (плакат); Ю. Циркунов. Тревожная группа; Ю. Кугач. Дмитрий Донской; Л. Большакова. Пасхальный натюрморт; Н. Рерих. Весна священная; А. Остроумова-Лебедева. Весенний мотив; З. Шевандронова. Птицы весенние; В. Хлызов. Белые ночи под Тобольском; В. Бялыницкий-Бируля. Весенний день; Т. Маврина. Клусово; У. Тансыкбаев. Моя песня; В. Телин. Родительский день; Л. Малеева. Рязанские девочки; М. Врубель. Девочка на фоне персидского ковра; В. Суриков. Сибирская красавица; Н. Кузнецов. Текстильщицы; Б. Нурали. Портрет Хамеджи; А. Бенуа. Петербургские балаганы (эскиз декорации); М. Врубель. Царь Берендей. Морской царь. Майолика; М. Врубель. Снегурочка. Эскиз костюма; М. Врубель. Царевна Лебедь; Н. Рерих. Эскиз костюма князя Игоря; А. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова; Н. Рерих. Эскиз костюма девушки; И. Билибин. Юноша. Эскиз костюма; И. Билибин. Царевна Несмеяна; И. Билибин. Жар-птица; И. Билибин. Стрельчиха перед царем и свитой.
  А. Рылов. Зеленый шум; А. Дейнека. Будущие летчики; А. Герасимов. После дождя; В. Поленов. Московский дворик; И. Машков. Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Н. Дубовской. Закат солнца; Н. Крымов. Утро; И. Айвазовский. Радуга. Черное море; Р. Судковский. Бурное море; А. Рылов. В голубом просторе; Э. Калныньш. Седьмая балтийская регата; А. Алексеев. Пейзаж с чайками; Б. Кустодиев. Купчихи; В. Орешников. Розы; Н. Присекин. Салют Победы; П. Оссовский. Салют Победы. В 1945-м; А. Ушин. Салют Победы. Из серии «Блокада»; Г. Орлова. Салют (гобелен); П. Кончаловский. Сирень в корзине; П. Кончаловский. Сирень, хрустальная ваза и корзина; Д. Налбандян. Сирень.
  Произведения народного декоративно-прикладного искусства.3 класс
  
 
  И. Страхов. Осень (панно). Федоскино; памятники архитектуры: Преображенская церковь, Кижи; жостовские подносы: М. Митрофанов, Н. Гончарова, Н. Антипов, И. Леонтьев; воздушные змеи: Япония, Китай; лоскутные коврики; гжельская майолика.
  Дом Ошевнева. Кижский музей под открытым небом; Фасад избы. Нижегородская область; Аленький цветочек. Шкатулка. Федоскино; В. Кочкин. Ростовские кружева (финифть). Ростов; меховая одежда – Ханты-Мансийский округ; вязаные варежки – Финляндия, Норвегия; изображения теремов, хором; тамбурная вышивка на предметах быта; кованые изделия – ларцы, сундуки, светцы; традиционные подвесные украшения – «пауки».
  Народный костюм Русского Севера – олонецкий, новгородский, тверской, архангельский; народный костюм южнорусский – курский, орловский, тамбовский, воронежский, тульский; Б. Ермолаев. Куликовская битва. Палех; В. Липицкий. Масленица (коробочка). Федоскино; народные игрушки из Сергиева Посада, Семенова, Федосеева, Полховского Майдана, Богородского; В. Грудинин. Александр Попович и княжич Василько. Ростов; Н. Малоземов. Вид кремля города Ростова Великого (финифть). Ростов. Тканые пояса Русского Севера и Юга, украшения из бересты – вологодские, архангельские, карельские и др.; богородская динамическая игрушка.
  Павловопосадские шали; ковер Зили. Дагестан; прялка. Мезень. Россия; тарелка – Мексика; лобовая доска. Городец; Гравюра. Германия; расписная дверь. Русский Север; керамика Скопина; маски – Индонезия, Китай; ваза – Корея.