Внеклассное мероприятие по ИЗО. Тема: "Музей под названием «Русские чудеса» (Русские ремёсла)"
Внеклассное мероприятие по ИЗО. Тема: "Музей под названием «Русские чудеса» (Русские ремёсла)"
Внеклассное мероприятие по ИЗО учителя МБОУ «Семьинская ООШ» Булановой Е.А.
Тема: Музей под названием «Русские чудеса» (Русские ремёсла)
Участники: Ведущая, Чтец, представители каждого стенда воображаемого музея -Мужик, Медведь, Кружевница, три барыни.
Предварительная подготовка: готовятся аудиозаписи песни в исполнении Л. Зыкиной «Русское чудо», песни Б. Мокроусова «Вологда», мелодии русских переплясов и лирических песен. В аудитории, где проводится мероприятие, оформляется подобие музейных стендов с разными экспонатами. Стенды можно вносить поочерёдно, ведущая в это время имитирует движение, будто она идёт по воображаемому музею. Для каждого уголка экспонатов потребуются образцы разных видов русского народного творчества.
В стиле конкретного образца изготавливаются также костюмы для ребят, помощников ведущей – и атрибутика их выступлений. Для исполнения сценки «Мужик и медведь» понадобиться ширма или её подобие, которое можно изготовить из рядом поставленных стульев, накрытых со стороны зрителей скатертью или покрывалом. Заранее отрабатывается исполнение народных наигрышей на свистульках и ложках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по ИЗО. Тема: "Музей под названием «Русские чудеса» (Русские ремёсла)"»
Внеклассное мероприятие по ИЗО учителя МБОУ «Семьинская ООШ» Булановой Е.А.
Тема: Музей под названием «Русские чудеса» (Русские ремёсла)
Участники: Ведущая, Чтец, представители каждого стенда воображаемого музея -Мужик, Медведь, Кружевница, три барыни.
Предварительная подготовка: готовятся аудиозаписи песни в исполнении Л. Зыкиной «Русское чудо», песни Б. Мокроусова «Вологда», мелодии русских переплясов и лирических песен. В аудитории, где проводится мероприятие, оформляется подобие музейных стендов с разными экспонатами. Стенды можно вносить поочерёдно, ведущая в это время имитирует движение, будто она идёт по воображаемому музею. Для каждого уголка экспонатов потребуются образцы разных видов русского народного творчества.
В стиле конкретного образца изготавливаются также костюмы для ребят, помощников ведущей – и атрибутика их выступлений. Для исполнения сценки «Мужик и медведь» понадобиться ширма или её подобие, которое можно изготовить из рядом поставленных стульев, накрытых со стороны зрителей скатертью или покрывалом. Заранее отрабатывается исполнение народных наигрышей на свистульках и ложках.
Звучит песня «Русское чудо» в исполнении Л. Зыкиной. Появляется ведущий. Музыка приглушается, затем стихает.
Ведущая. Русский народ издавна удивлял весь мир. То своими героическими победами, то девицами-красавицами, то умелыми руками.. В мире даже словосочетание такое придумали – «русское чудо». Привыкли русским чудом называть и русскую удалую тройку – символ России, и русский простор, и русское гостеприимство. А сегодня мы совершим с вами экскурсию в необычный воображаемый музей, который так и назовём – «Русские чудеса». Посмотрим, какие там чудеса находятся. Говорят, этим чудесам уже помногу лет, а они всё не перестают удивлять собой целый мир. Да, я думаю, вы все эти чудеса знаете и сами их назовёте – мне поможете. А чтобы вам было интереснее по нашему музею ходить, путь в экскурсии примут участие ребята нашей школы – юные мастерицы и мастера, которые будут вместе со мной рассказывать о каждых экспонатах.
Звучит народная плясовая музыка. Приплясывая, появляются Мужик и Медведь. По окончании музыки они кланяются ведущей.
Ведущая. Здравствуйте уважаемые гости. О каком народном промысле вы хотите нам рассказать?
Мужик. А вот мы вам сейчас не только расскажем, но и сценку покажем.
Медведь. Только сначала представимся. Чтобы вы нас узнали. Есть в России такое село – Богородское.
Мужик. Живут в том селе умельцы, которые наловчились делать деревянные игрушки – фигурки людей, медведей и разных других животных. Самая знаменитая Богородская игрушка так и называется – мужик и медведь. (Показывает игрушку или её изображение).
Медведь. А наша сценка расскажет, как, по преданию, возникло это ремесло резьбы по дереву.
Помощники сооружают на сцене ширму из стульев, которые ставятся спинками к зрителям. Мужик и Медведь берут вырезанные из картона топорики. Входит Чтец, он читает стихотворение, которое разыгрывается по ролям. По окончании стихотворения Мужик и Медведь усаживаются на сиденья стульев, наполовину закрывшись спинками от зрителей, и выполняют синхронные наклоны друг к другу, имитируя движения игрушки «Мужик и Медведь».
Чтец.
Как-то шёл мужик с работы
И зашёл в дремучий бор.
Подобрал мужик полено,
Снял он с пояса топор,
А из тёмного, из леса
Мишка бурый прибежал.
Увидал он незнакомца
И сердито зарычал.
Говорит мужик медведю:
«Не пугай, зверушка.
Я тебя сейчас протешу,
Вот тебе игрушка».
Разрубил мужик полено,
Стукнул топоришком –
И сработал он игрушку!
Удивился мишка:
Что за добрая игрушка
Получилась славно.
Деревянная потешка
Смотрится забавно.
А на ней мужик с медведем,
Словно дровосеки,
Топорами бьют полено
В маленькие щепки.
Над землей века промчались,
Только, видно, с этих пор
Два весёлых дровосека
Помнят мирный уговор.
И едва мы их увидим,
Сразу без ошибки
Богородская игрушка
Дарит нам улыбки. (уходит)
Ведущая. Прекрасно, вот и познакомились. Я так рада, что в походе по нашему музею нас будут сопровождать персонажи русских художественных промыслов. Итак, сейчас мы с вами оказались в районе Подмосковья, возле Сергиева Посада, ведь именно там находится село Богородское, оттуда пришла к нам игрушка из дерева.
Мужик. В этом селе издавна занимались вырезанием из дерева. Самым популярным персонажем из мира животных был медведь. Резчики по дереву делали фигурки по русским народным сказкам – «Вершки и корешки», «Маша и медведь». А символом их искусства стала игрушка «Мужик и медведь», или, как её ещё называют, «Кузнецы», где персонажи поочерёдно ударяют молотом по наковальне.
Мужик. Изготовление игрушки – дело небыстрое и кропотливое. Сначала из куска дерева мастер намечает контуры будущей скульптуры, затем обтачивает все части фигурки стамесками, а затем окончательно отделывает детали, снимая специальным богородским ножом тонкие стружки, чтобы предать шерсть животных или оперение у птиц.
Мужик. Фигурки обычно выполняют из мягкой древесины липы, осины, ольхи.
Медведь. Для большей мягкости древесину сначала запаривают в печи, а затем высушивают. Богородские игрушки обычно не окрашиваются, а сохраняют свой естественный цвет. (Уходят.)
Звучит начало песни Б. Мокроусова «Вологда». Затем музыка слегка приглушается и стихает.
Ведущая. Что это за песня прозвучала? Про какой в ней город говорится? (Идут ответы детей - про город Вологду.) А чем славен этот город , сейчас мы узнаем. Переходим к стенду со следующими экспонатами. Глядите, что это? Может быть, это постарался чудесник – мороз, и это он вывел на наших окнах такие чудесные узоры? Нет, эти изделия – результат работы наших мастериц – искусниц из города Вологды. И называются они, ну, подсказывайте ( произносит вместе с ребятами) – вологодские кружева. Смотрите, какие нарядные вещи связаны нашими мастерицами. Какие – то из них созданы совсем недавно, а какие – то – уже несколько десятков лет назад. Этот промысел возник в незапамятные времена и передавался из поколения в поколения, от бабушки к внучке. Вологодские чудеса много лет хранились в сундуках, а теперь попали к нам в музей.
С поклоном выходит девочка в кружевном одеянии или в кружевном платке, наброшенном на плечи – Кружевница. В её руках – образцы вологодских кружев.
Кружевница. Представьте себе долгий зимний вечер на вологодчине. Горит лучина, и при её не ярком свете девичьи руки творят настоящие чудеса. Кружева эти особенные еще тем, что их создавали не с помощью крючка или вязальных спиц, а при помощи специальных палочек, которыми перебрасывали нитки с одного места на другое. Называются эти палочки коклюшки. Сначала на твердом матерчатом валике мастерицы прикалывали булавки в тех местах, где начиналось плетение узоров, потом на эти булавки надевали нитки , которые перебрасывались друг на друга с помощью коклюшек. Вот посмотрите, здесь у меня несколько образцов вологодских изделий.
Ведущая. Пусть наши посетители музея «Русские чудеса» подскажут, как они называются.
Кружевница демонстрирует ребятам образцы изделий (или их рисунки) – полотенце, платок, косынку, скатерть, воротничок, накидку и т. д.
Кружевница. Видите, все кружево выполняется непрерывной вязью, на фоне которой идет изображение узоров в виде звездочек и розеток. Вологодские кружева неоднократно получали на международных выставках самые высокие награды. ( Уходит.)
Звучит громкая музыка, и на сцену выбегают нарядные девочки, изображающие дымковские игрушки – «барынь». Можно с помощью хореографического ансамбля устроить перепляс этих персонажей – кадриль.
Ведущая. О, что это ещё за гости к нам пожаловали?
Барыни (хором). Мы – барыни из села Дымкова.
Ведущая. Известный промысел – игрушки!
Барыни (хором). Да!
Ведущая (подходит к стенду или показывает слайды дымковских изделий). Ребята, а из чего сделаны такие яркие игрушки? (Ответ – из глины.) Верно, это расписные глиняные игрушки. Ну, расскажите о себе.
1-я барыня. В селе Дымково, что возле города Вятка, издавна занимались лепкой да раскраской глиняной игрушки – петушков, индюков, всадников, лошадок, оленей.
2-я барыня. Эти игрушки отличались своей нарядностью: по белому фону их расписывали геометрическим орнаментом из кругов, полосок, клеток, волнистых линий.
3-я барыня. Но самой известной дымковской игрушкой была женская фигурка – барыня, водоноска, девушка в кокошнике. Поэтому в женских фигурках больше всего деталей – нарядные прически, головные уборы, оборки, передники, муфты, зонтики, сумочки.
1-я барыня. Дымковские кони, индюки были одновременно и настоящими, и фантастическими. (Указывает на изображения игрушек.) Смотрите у индюка хвост, словно как у павлина.
2-я барыня. А вот – белый конь раскрашен ярко-синими яблоками-кругами, а у оленя рога красные с золотом.
3-я барыня. Во всех этих красочных образах так и видятся присущие русскому народу удаль, оптимизм, склонность к сказкам и песням.
Ведущая. А как изготавливают дымковские фигурки?
1-я барыня. Сначала их лепят из глины, затем высушивают при комнатной температуре. Сушат по- разному – от 2 – 3 дней до 2 недель, в зависимости от размера. Затем игрушки обжигают в печах.
2-я барыня. Игрушки накаливают и оставляют прямо в печах для просушки. А затем покрывают ослепительно – белым слоем мела, разведенного на молоке.
4-я барыня. А уже потом прямо по этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. Для раскраски одной фигурки применяют от 4 до 8 цветов. Особенно ярко и нарядно расписывают юбки барышень.
Ведущая. А знаю, что у нас в стране существуют целые танцевальные ансамбли, где танцоры выступают в костюмах дымковских игрушек. Это говорит о вашей высокой степени привлекательности, милые барыни.
1-я барыня. В селе Дымково особенная глина, из которой такие игрушки выходят неповторимыми. Для того, чтобы начать изготовление поделок, глину сначала особым образом готовят: её смешивают с речным песком, просеянным через сито.
2-я барыня. Но, кроме того, что дымковская игрушка нарядна, она ещё и полезна.
Ведущая. Конечно, наверное, она служила для украшения крестьянских домов, да?
3-я барыня. Не только. Ведь дымковская глина ещё называется музыкальной.
Ведущая. Музыкальной? Как так, почему?
1-я барыня. А потому что на Руси, как известно, живет самый музыкальный народ. Если у нас нет музыкальных инструментов, то их делают из того, что найдется под рукой. Вот и из дымковской глины наловчились делать веселые свистульки.
2-я барыня. Даже целые ярмарки устраивали, на которых свистульки продавали, так они и назывались – ярмарки – свистуньи. Проводились они в мае и длись по 3-4 дня.
3-я барыня. К этой ярмарке умельцы всегда старались приготовить самый лучший товар – наиболее яркий и веселый. А вот мы вам сейчас это докажем.
Барыни достают свистульки и свистят нехитрый мотив, например, мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде». Вбегают Мужик и Медведь.
Мужик. Погодите, погодите!
Медведь. Музыку играть и нас примите!
Ведущая. Что, и вы – музыканты?
Мужик. А как же! Ведь из дерева тоже делали популярные музыкальные инструменты, на каких мог играть и стар, и млад.
Ведущая. А что это за инструменты?
Медведь. Ложки!
Мужик и медведь достают из-за пояса или из карманов расписные деревянные ложки и принимаются выстукивать на них ту же самую мелодию.
Ведущая. Согласна! Но ведь ложки – тоже предмет русских ремесел. Кто нам расскажет о них?
Мужик. В Поволжье на Руси находились самые большие центры по изготовлению расписных деревянных изделий. А на продажу все изделия свозили в село под названием Хохлома. Поэтому и вся деревянная посуда получила название хохломской.
Медведь. Деревянную хохломскую посуду тоже делают с особыми хитростями: сначала покрывают глиной и мелом, сушат, натирают металлическим порошком, расписывают, а по верху наносят олифу. После закалки в горячей печке масляная поверхность желтеет, и посуда начинает выглядеть, словно золотая.
Ведущая. Пусть ребята посмотрят, какие изделия хохломских мастеров представлены в нашем музее. ( Показывает поделки или изображения хохломской посуды.) Видите, эти изделия отличаются простыми силуэтами, округлыми толстыми стенками. Часто из хохломской посуды изготавливают целые наборы – для кофе, чая, для блинов и ягод, варенья и меда. Подлинная красота форм и узоров всегда вызывала всеобщую любовь к искусству «золотой Хохломы». В своё время иностранные купцы, у которых бойко шла торговля хохломскими изделиями, захотели наладить такое же производство у себя за рубежом.
Медведь. Ну и как, получилось?
Ведущая. А вот и нет, ничего не получилось и не могло получиться: русское умение оказалось для иностранцев недостижимым. А хохломскую школу каждый мастер, наверное, начинал проходить с изготовления ложек. Вот они у нас какие яркие, расписные, нарядные. Купят, бывало, такую ложку за пятачок, а от нее не только польза, но и удовольствие смотреть на такую красоту!
Мужик. Ну, а мастерству игры на ложках выучиться несложно – была бы тренировка.
Ведущая. Мне кажется, прежде, чем мы начнем показывать своё музыкальное умение, надо пригласить к нам в хоровод и Кружевницу. Ведь без красивых нарядов и праздник не праздник. Давайте позовем её вместе с ребятами.
Вместе со зрителями все хором кричат: «Кружевница». Появляется Кружевница. Она переоделась в более нарядное платье.
Кружевница. Конечно, какой же праздник без нового наряда да без песни веселой.
Ведущая. Друзья, вы запомнили, о каких видах народных русских промыслов сегодня нам рассказывали в нашем музее «Русские чудеса»?
Мужик. Об игрушке богородской.
Кружевница. О кружевном искусстве вологодском.
1-я барыня. О дымковских глиняных куклах.
Медведь. Да о веселой посуде под названием «хохлома»
Ведущая. Тогда прошу всех на танец.
Помощники ведущей раздают ребятам свистульки и ложки. После чего идет общее исполнение народного наигрыша, например, песни «Барыня».