Данная разработка посвящена очередной юбилейной дате - 180-летию знаменитого русского художника В.И.Сурикова.Надеемся, что предлагаемый краткий сценарий интегрированного мероприятия вдохновит коллег успешно воплотить его в практику работы. 24 января, в день рождения великого живописца, у нас это получилось здорово!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Суриков - могучий воскрешатель прошлого»
«Могучий воскрешатель прошлого»
Краткий сценарий художественной гостиной, посвящённой юбилею великого русского художника В.И.Сурикова (интегрированное мероприятие истории, живописи, словесности для старшеклассников)
Подготовили:
учитель истории
Богданова Т.В.
учитель русского языка и литературы
Ритцель Т.Г.
Январь 2018
Цели:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Сурикова; учить умению «читать» картины великих живописцев; рассмотреть наиболее значимые работы художника в историческом контексте; формировать эстетический вкус; воспитывать любовь к уникальным произведениям живописи
Оборудование:
- портрет В.И.Сурикова
- мини-галерея картин художника: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня
Морозова», «Меншиков в Берёзове», «Покорение Ермаком Сибири»,
«Портрет Суворова», «Переход Суворова через Альпы», «Степан
Разин», «Взятие снежного городка», «Лампада»
- мультимедийный проектор
Ход мероприятия
Вступительное слово ведущего
Их имена - наша история, их творчество - наше достояние, их шедевры - наша гордость. Так говорят о мастерах русской живописи, художниках-передвижниках, среди которых Василий Суриков.
Его называют гениальным ясновидцем ушедших эпох, обладавшим редчайшим даром прозрения, умевшего в своих грандиозных трагедиях установить таинственную связь между днём нынешним и ушедшим в вечность
1 ученик
1 марта 1881 года в Петербурге все с нетерпением ожидали открытия выставки художников-передвижников. День оказался трагическим: убит император Александр 11. Но по прошествии траурных дней выставка состоялась. Среди работ известных художников посетители увидели картину молодого и никому ещё не известного живописца Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни». Впечатление ошеломляющее.
(демонстрируется репродукция картины «Утро стрелецкой казни»)
2 ученик рассказывает об исторической эпохе, отображённой в картине, о конкретном трагическом событии, связанным с этой эпохой и рассказывает о картине
3 ученик продолжает рассказ о художнике, о его детских и юношеских годах, о предках - потомственных казаках, пришедших вместе с Ермаком покорять Сибирь; указывает, что интерес к истории возник у художника от характера жизни в Сибири
Сибирь! Леса и горы скопом, Земли довольно, чтоб на ней Раздаться вширь пяти Европам Со всею музыкой своей.
Могучий край всемирной славы, Что грозной щедростью стяжал, Завод и житница державы, Её рудник и арсёнал.
Родимый край лихих сибирских Трём войнам памятных полков С иртышских, Томских, Обских, Бийских И енисейских берегов...
Сестра Урала и Алтая, Своя, родная вдаль и вширь, С плечом великого Китая, Плечо сомкнувшая Сибирь!
Ведущий
«Он был невысокого роста, с типичной для сибиряка наружностью, плотный, с широким, вздёрнутым носом, тёмными глазами, такими же торчащими надо лбом волосами, с прелестной улыбкой, с мягким, звучным голосом», - так описывает Сурикова дочь П.М. Третьякова.
5 ученик рассказывает о Ермаке и событиях, связанных с этой исторической личностью
(звучит в записи произведение К.Ф.Рылеева «Дума о Ермаке», ставшая народной песней)
6 ученик читает стихотворение Т. Белозёрова «Ермак»
Шёл Ермак с боевой дружиной,
Вороша вековую тишь.
И дружину его в пружину
Сжал широкий седой Иртыш.
Отразились в воде кольчуги,
Копья, шлемы, скуластость лиц,
И поплыли на Север струги,
Словно стая тяжёлых птиц.
Русь окраинная!
Край угрюмый!
Плеск волны
Да полёт крыла...
О тебе Ермаковы думы,
Для тебя каждый взмах весла.
У гребцов тяжелеют руки,
Вздыбил конницу Красный Яр -
Смерть калёную мечут луки
Не разбитых ещё татар.
Русь окраинная!
Край угрюмый!
Тяжесть кованая кольчуг...
Зашатался шатёр Кучума
От берёзовых
Крыльев струг!
...Спит Ермак,
Не забытый новью,-
Русский сказочный богатырь.
И лежит в его изголовье
Отвоёванная
Сибирь.
7 ученик продолжает рассказ о жизни художника (Петербург. Академия художеств. «Вольный художник» Работа для храма Христа Спасителя. Москва. Женитьба. Поездка в Европу)
8 ученик рассказывает об интересе Сурикова к ещё одной трагической фигуре: любимце Петра 1 - князе А.Д.Меньшикове (демонстрируется репродукция картины «Меншиков в Берёзове»). Идёт рассказ о трагической судьбе Меншикова и его семьи, описывается картина
9 ученик знакомит слушателей с исторической обстановкой России ХУ11 века. Смутное время. Патриарх Никон. Пр.Аввакум Затем - история создания картины «Боярыня Морозова» (демонстрируется репродукция) и описание картины. Приводятся следующие слова Аввакума о Морозовой: «Персты твоих рук тонкостны, а очи молниеносны, кидаешься ты на врагов, как лев»
Ведущий
. Итак, вышеназванные произведения считаются творческой вершиной художника. Но, кроме того Суриков - прекрасный портретист. (демонстрируется написанный Суриковым портрет А.В.Суворова)
Прошу вспомнить, что такое акростих, и послушать таковой:
С*тратег и тактик он в военном деле, У*чил солдат «Науке побеждать», В*зял Рымник, Измаил и, в русских веря, О*н говорил: «Отчизна нам как Мать!» Р*евнитель новизны в своём искусстве, О*существил Альпийский переход… В*еликий полководец, князь, граф русский У*дачливый в сраженьях патриот.
Предлагаем вам по ходу мероприятия составить нечто подобное СУРИКОВУ
10 ученик рассказывает о великом полководце Суворове, его блестящих победах и описывает картину «Переход Суворова через Альпы» (демонстрируется репродукция картины)
11 ученик указывает, что в яркой галерее исторических лиц есть ещё одно имя - Степан Разин (демонстрируется репродукция картины «Степан Разин» и звучит песня «Есть на Волге утёс»).Следует рассказ о Степане Разине и характеристика картины
Ведущий
Особняком стоит знаменитая картина художника «Взятие снежного городка», она единственная обращена к реалиям современного сибирского быта. Она была для художника как бы исцелением после перерыва в творчестве, связанного со смертью любимой жены (демонстрируется картина, звучит песня «Ах ты, зимушка-зима, зима снежная была»)
«Любите живопись, поэты!», - так говорил Н.Заболоцкий. И действительно: живопись, поэзия, музыка неразрывно связаны между собой
Послушайте стихотворение А.Фета «Затеплю я лампаду» (ученица читает стихотворение, на экране - репродукция картины .Сурикова «Лампада»)
Предлагаем вам написать небольшое сочинение на тему «Меня впечатлила картина В.А.Сурикова …»
В заключение хочется привести высказывание французского критика Делиня:
«В его картинах он открывается нам как могучий воскрешатель прошлого, которое он реконструирует с верностью ученого. Сотни страниц лучших исторических книг не дадут такой ясной идеи об исторической трагедии, которая произошла в Москве во времена Петра. Толпа играет главную роль в большей части его картин. Нет ничего более впечатляющего, чем народ, который волнуется, защищается или нападает, каждая группа живет своей собственной жизнью, героическая или покорная. Точность рисунка, разнообразие красок гармонируют в едином целом, полном величия, могучем, правдивом и трагическом». Спасибо!