Проект по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Подсолнушки-мастерилки»
Проект по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Подсолнушки-мастерилки»
Детское творчество реализуется вразных видах художественной деятельности, и задача воспитателей - создать все условия для приобщения ребенка к различным видам художественной практики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Пояснительная записка. Детское творчество реализуется в разных видах художественной деятельности, и задача воспитателей - создать все условия для приобщения ребенка к различным видамхудожественной практики.
Для развития художественного творчества, художественных навыковдетей дошкольного возраста необходим системный подход и условия формирования навыков через организацию совместной образовательной деятельности по ознакомлению и обучению нетрадиционным приемам и технике работы с бумагой, как нового нетрадиционного приема.
В соответствии с задачами разработала систему интегрированных занятий с использованием нетрадиционных техник, осуществление которых в комплексе будет эффективным в развитии художественных навыковдетей через организацию деятельности по ручному труду и изодеятельности.
Эта форма организации наиболее полно способствует развитию субъектной позиции ребёнка в художественнойдеятельности, помогает объединить детей и педагога, увлечённых общим интересом. Содержание деятельности с детьми носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчествадетей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, и др.
Актуальность. Художественно-эстетическое образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, но человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщали к прекрасному.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. В современных дошкольных программах всё меньше времени уделяется знакомству с народным творчеством, с истоками родной культуры, её богатством, подлинной красотой.
Тип проекта: информационно-практический
Продолжительность проекта: 01.07.19 – 30.07.2019 года
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №1, педагоги группа.
Образовательная область: художественно-эстетическое творчество.
Основная цель: формирование у дошкольников основ целостной эстетической культуры посредством развития их творческих способностей и задатков.
Задачи:
1. Расширить представления детейоб эстетических признаках объектов окружающего мира (цветовая гамма, особенностях материала.
2. Научить детей с удовольствием изготовлять и рисовать различные поделки и рисунки с использованием нетрадиционного материала и нетрадиционных техник.
3. Осваивать способы работы с различными материалами.
4. Развивать умение планировать, создавать конструкции по условию, творческому воображению.
5. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.
6. Воспитывать эстетический вкус.
Ожидаемый результат:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, умение экспериментировать с разными техниками и материалами;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы при помощи взрослого;
• развитие творчества, умения работать по инструкции взрослого и самостоятельно.
• формирование предпосылок учебной деятельности
Методическое обеспечение. В повседневно работе в группе детского сада для художественно - эстетического развития детей предусмотрены следующие игры и занятия:
• Разнообразные трафареты
• Мозаика по возрастающей сложности.
• Цветные клубочки для перематывания.
• Нити разной фактуры.
• Пластиковые трубочки.
• Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узора из пуговиц, камешков и других мелких предметов.
• Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.
• Лепка из пластилина и соленого теста.
• Всевозможные шнуровки.
• Наборы пластмассовых шаблонов для обведения (дикие и домашние животные, насекомые, овощи и фрукты и др.).
• Вырезание ножницами.
Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится.» или «почему не нравится.» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
Проблемная ситуация заставляет детей вести«поиск», пробовать способы изготовления поделки и использование различных нетрадиционных техник для изображения рисунка, приучает детей к самостоятельности, активизирует мысли.
На занятиях так же используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Формы проведения занятий. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.
Большой популярностью у пользуются занятия – открытия, которые имеют следующую структуру:
Введение в игровую ситуацию;
Затруднения, проблема;
Открытие нового способа действия;
Воспроизведение в действие нового способа;
Оценка результата.
Определяя основное содержание и направление в художественно-эстетическом развитии детей, весь проект разделили на три этапа.
1 этап - подготовительный: Постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап – информационно- творческий: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, выполнение заданий по творческим группам.
3. этап - обобщающий (презентация результатов проекта).
Организационный этап:
-мультимедийные презентации с использованием интерактивной доски;
- просмотр отрывков фильмов;
-рассматривание картинок с изображением портретов людей, дельфинов и других обитателей водного мира
-создание аппликации и рисунков, индивидуальные и коллективные работы ;
-прослушивание и разучивание стихов и песен;
- проведение НОД;
-разукрашивание раскрасок.
Предполагаемые результаты проекта:
- обогащение знаний детей об истории возникновения портретной живописи;
- освоение детьми главных правил использование элементов декора при оформлении рисунка;
- пополнение словарного запаса детей новой терминологией;
- проявлению интереса к окружающему миру, рисованию, музыке.
Заключение.В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о видах творчества. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
«Портрет хорошего человека»(цветные карандаши)
Задачи:
закреплять умение рисовать портрет друга, передавая особенности внешности.
Развивать образное восприятие, зрительную память.
Воспитывать дружеские взаимоотношения в группе.
Методические приемы: мотивационный момент - игра «Комплименты», моделирование портретов, вопросы, похвала, схема выполнения портрета(для тех, кто затрудняется, художественное слово, рефлексия.
Задачи: формировать навыки работы с гуашью, развивать интерес кхудожественной деятельности. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Закреплять умение отрывать мелкие кусочки бумаги, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. Развивать художественного творчества, эстетических чувств. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желания доводить начатое дело до конца.
Задачи: Закреплять навыки рисования карандашами. Развивать чувство композиции. Воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели.
«Веселый осьминожка Диди»(рисование на песке)
Задачи:
ввести понятия «рисование песком», «песочная анимация» как современный вид искусства; помочь понять детям, что картина может быть не только статичной (неподвижной), но и оживать – двигаться во времени.
Обучать новым приемам рисования на песке (кулачок с выдвинутым мизинцем вверх, плотно прижатым к стеклу).
Развивать мелкую моторику рук (развитие точности, координации движения рук и глаза, гибкость рук, ритмичность).
Обогащать сенсорный опыт детей, помогать осознавать и анализировать свои ощущения.
Воспитывать художественно – эстетический вкус.
Литература:
1. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду».
2. Дыбина О. В. «Творим, измеряем, преобразуем».
3. Лыкова И. «Кошки – мышки» детское художественное творчество.