(Внеклассное мероприятие )
Праздник души.
«Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить»
Авторы урока: учитель начальных классов Корнеева Т.Н. и учитель ИЗО Рахимова О.В.
Класс 4
Цели: (Слайд 2)
Дать краткие сведения о многонациональном регионе Среднего Поволжья.
Приобщить детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа.
Развитие интереса к народной культуре потребности в получении информации.
Воспитание уважения к религиям и традициям всех народов многонациональной России.
Закрепить понятие "орнамент”, его виды.
Совершенствовать изобразительные навыки, умение работать с гуашью.
Задачи: (Слайд3)
Познакомить детей с традицией празднования дня Покрова Пресвятой Богородицы, с народными приметами Покрова (переход природы от осеннего периода, к зимнему).
Научить детей посиделочным играм.
Развивать память, мышление, воссоздающее воображение (умение мысленно представить себе времена, условия жизни общества древней Руси).
Воспитывать интерес к народным играм.
познакомить с основными видами чувашского национального орнамента, его символами и принципами композиционного построения;
освоить навыки декоративного обобщения и закрепить навыки работы с гуашью и трафаретом.
прививать любовь и уважение к историческому и культурному наследию родного края;
воспитывать аккуратность и внимательность в работе при передаче точности линий в орнаменте;
оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.
Предшествующая работа:
- Посещение музея «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я.Яковлева»;
- Чтение и заучивание стихов В.Тароват;
- Разучивание танцев и игр чувашского народа;
- Чтение и сбор материала по обычаям, обрядам, традициям русского и чувашского народа.
-Знакомство с русским народным орнаментом.
Оборудование:
компьютер, видеопроектор, экран, карта Ульяновской области (население); презентация ученицы 4 класса, самовар, национальная выпечка, скатерть
1 часть занятия.
1.Приветствие.
(Слайд4)
- Здравствуйте, гости дорогие!
- Спасибо, что пришли на праздник души!
2. Население Среднего Поволжья. Краткие сведения.
- Мы живем в Среднем Поволжье. Всем известно, что Поволжье самый многонациональный регион. Вместе проживают чуваши, татары, мордва, русские, марийцы, удмурты, башкиры и много др.народов.
(Слайд 5)
По переписи на 9 октября 2002 года –
Русские – 72,6 %; чуваши - 8,0 %
Татары – 12,2 % мордва - 3,6 %
Другие национальности – 3,6 %
У народов Поволжья уже много общего в современных традициях, музыке, но жизнь каждого народа, культура их очень самобытна, индивидуальна и красива. Каждый народ имеет право на свою этническую историю и культуру. И мы должны бережно относиться к культуре любого народа, к его обычаям, обрядам, традициям.
(Слайд 6)
Древнеримский филосов Сенека сказал:
Мы рождены, чтобы жить совместно.
Наше общество – свод из камней, который
обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.
(Слайд 7)
Вывод: Будем друг друга поддерживать.
(Слайд 8-22)
3.Национальные семьи.
Основой всей жизни всегда была семья. В Поволжье очень много семей, где родители разной национальности. Отношение в семье строятся на любви, верности, порядочности. Всегда ценились уважение к старшим, скромность, трудолюбие, умение вести себя в обществе. Такая дружная семья у нас в классе есть. Д.С. приготовила презентацию. Давайте посмотрим.
(Слайд 23)
4.Национальный состав класса.
- Ребята, в нашем классе есть ученики чувашской национальности. Чуваши гостеприимный, трудолюбивый народ. Они умеют трудиться, радоваться. Эти удивительные наряды сделаны руками девушек, женщин. Чувашские женщины славились рукоделием.
Чувашский народ выращивал хлеб, хмель, овощи, разводил домашнюю птицу (гусей, уток), пчел, овец, коров, коз. С самого раннего возраста родители привлекали детей к трудовой деятельности. Чуваши полагали, чем раньше молодежь начнет заниматься физическим трудом, тем она будет здоровее.
(Слайд 24)
- Прочитаем чувашские пословицы:
- труд красит жизнь.
- дружная работа душу веселит.
- человек славен своей работой.
(Слайд 25)
5.Праздники.
На пороге поздняя осень. Закончились полевые работы. Христиане отмечали праздник УРОЖАЯ. Он совпадал с праздником Покрова – 14 октября. И чуваши и русские любили этот праздник, верили, что Богородица Покровом своим (это большой платок, которым Божья Матерь покрывала голову) укрывает Русь – матушку от бед и несчастий.
На Покров заканчивалась теплая половина года и начиналась холодная. На Покров все ждали снега.
(Слайд 26)
6.Народные приметы:
Если на Покров не выпал снег – зима будет без снега. (Это плохо влияет на урожай озимых).
На Покров земля снегом покрывается, а морозом одевается.
(Слайд 27-30)
7.Посиделки.
А еще в это далекое время начинались посиделки. На них веселилась молодежь. В каждом селе были свои посиделки. Их называли «праздник души». У русских и чувашей посиделки были тоже похожи. Для посиделок молодежь снимала дом, где зимними вечерами собирались для забав: себя показать, да на других посмотреть. Посиделки были двух видов: с работой или без нее. Работа это прядение, вязание, вышивка. На посиделках пели песни, частушки, рассказывали шутки, плясали. Красны девицы, украшали вышивкой одежду, добры молодцы, плели лапти, корзины, плели пояса, вырезали шкатулки, делали ложки. На посиделках парни часто высматривали себе невесту. Начинались осенью свадьбы.
а) стихи о посиделках.
1. На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как? В горелки!
В фанты! Да все игры хороши!
Словом эти посиделки!
Были праздником души.
Наш досуг порою мелок
И, чего там говорить
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить!
Жива традиция, жива
От поколенья старшего.
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
Огонёк души не тухнет
Ничего нет в жизни «вдруг»
Вспомним радость наших предков
Дедов искренний досуг.
Быт людей отмечен веком
Поменялся старый мир
Нынче все мы по сусекам
Личных дач или квартир.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину.
б) Чувашский танец
в) Частушки.
г) Загадки.
Самовар кипит, уходить не велит.
Чай с выпечкой по народным рецептам.
2 часть занятия
(Слайд31)
8. Игра Ребята, а теперь прежде чем начать новый этап работы, давайте с вами немного отдохнем и поиграем в чувашскую народную игру «Иголка, нитка и узелок»
Чувашские народные игры : Иголка, нитка, узелок
Количество играющих: от 20 до 40 человек.
Подготовка к игре. Все становятся в круг и берутся за руки. Выделяются и устанавливаются в ряд три игрока: первый иголка, второй нитка и третий узелок, все три на некотором расстоянии от остальных.
Игра. Иголка бежит то в круг, то, из круга, куда хочет. Нитки и узелок следуют только в том направлении и под теми воротами, где пробегала иголка. Если нитка ошиблась направлением, запуталась, или узелок поймал нитку, то игра начинается сначала, и выбираются новая иголка, нитка и узелок.
Правило. Играющие не задерживают и свободно пропускают иголку, нитку и узелок и поднимают руки.
(Слайд32)
9. Знакомство понятием «орнамент».
Мы с вами повеселились, поплясали, пора и за работу. Нам с вами предстоит встречать гостей за праздничным столом, но праздничный стол у нас не совсем готов, скатерть не украшена.
Но прежде чем ее украсить , давайте с вами, ребята, представим, что живем в России не в двадцатом веке, а где-то в восемнадцатом! Что можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь?
Дети высказывают свои мысли.
Учитель. Все правильно вы говорите. Действительно, тяжелая жизнь была у крестьянской семьи в прошлые века. Весной и летом - тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовку на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье.
А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла?
Правильно, одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле.
И эта одежда шилась и украшалась своими руками. А украшалась она орнаментом
Учитель: ) Сегодня нам предстоит поближе познакомиться с декоративно-прикладным искусством родного края, а именно с орнаментом чувашского народа.
? Что же такое орнамент? (Ответы учащихся)
Учитель: (Слайд33) Орнаментом называется узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-нибудь рисунков или линий. Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение». (Слайд 2)
Где же используется орнамент? (Ответы учащихся)
(Слайд34)Орнамент - древнейший язык человечества, он намного древнее, чем письменный язык.. Через элементы орнамента человек с незапамятных времен пытался воздействовать на силы природы. Изображая знаки, олицетворяющие Солнце, Луну, звезды, ветер, воду, деревья, человек надеялся, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай, уберегут от невзгод и болезней. Древние люди, стремясь отгородиться от злых сил и привлечь силы добра, пользовались системой заклинаний, которые приобрели постепенно вид схематических изображений, символических знаков. орнамент служил оберегом не зря на одежде он использовался по краям одежды защищая все части тела от злого сглаза.
Учитель: (Слайд 35-36) С давних пор орнамент часто используется для росписи стен и для украшения посуды, тканей, одежды. Посмотрите на изящную и затейливую вышивку чувашского полотенца.
(Слайд 37) Вышивка (тěрě) - это достояние и гордость чувашского народа. Ею занималась, буквально каждая чувашская женщина, девушка. До сих пор старинные вышитые узоры, старинный чувашский орнамент восхищают своей красотой и тонкостью, даже не вериться, что вся эта красота сделана руками простых крестьян
(Слайд 38) «В чувашском орнаменте вышивки выразилась красота души и мудрость своего народа.
(Слайд 39-40) Познакомимся с толкованием некоторых основных символов чувашского орнамента.
(Слайд41) Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений. В цветовой гамме чувашского национального орнамента наиболее распространенными являются красный, белый и черный цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь всему на Земле.
10. Знакомство с видами орнамента.
(Слайд 42) Существуют несколько видов: Ленточный, сетчатый, замкнутый, комбинированный.
? Как вы думаете, каким орнаментом лучше всего украсить нашу скатерть? (Ленточным)
(Слайдм43)Совершенно верно, ленточным. Потому что ленточным орнаментом называют узор, вписывающийся в ленту, полосу, ограниченной сверху и снизу. Декоративные элементы создают ритмический ряд с открытым односторонним движением. Орнамент окаймляет поверхность предмета. Мотивы располагаются по прямой линии - полосной.
Кайма, бордюр, фриз.
(Слайд 45-46) Еще раз посмотрите и сравните русский орнамент и чувашский.
(Слайд 47) 11. Практическая работа учащихся. «Веселье и труд рядом живут»
( включается музыка)
Учитель. Ребята, сегодня мы работаем с трафаретами. Я вам раздаю шаблоны трафаретов, а вы аккуратно специальными карандашами с губкой на конце будете создавать ленточный чувашский орнамент по краю нашей скатерти. Но давайте разберемся, какие цвета будем использовать для чувашского орнамента? Красный, желтый, зеленый, синий.
Предлагаю детям выполнить гуашью чувашский орнамент с использованием основных символов при помощи таблицы «Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем». А для того, чтобы им было проще подобрать к орнаменту цветовую гамму – картинка-помощник на экране. (Дети работают, я провожу индивидуальную консультацию.)
12. Подведение итогов урока.
Учитель: Давайте посмотрим результат нашей работы и попробуем дать словесное описание каждому орнаменту согласно толкованиям основных элементов чувашской пиктографии.
13 Чаепитие.
(Слайд 47)
13. Рефлексия
Договорите предложение :
-сегодня я узнал…
-было интересно…
-было трудно…
-я выполнял задания…
-я понял, что…
-теперь я могу…
-я почувствовал, что…
-я приобрел…
-я научился…
-у меня получилось …
-я смог…
-я попробую…
-меня удивило…
-урок дал мне для жизни…
-мне захотелось…
Ведущий2: | В небе будто от побелки Засветился Млечный путь, Отшумели поседелки В нашей праздничной светелке, Где пришлось нам отдохнуть. Дни общенья - счастья вехи, Посиделкам каждый рад. Делу - время, а потехе Рады люди как- никак. Мы делились новостями, Мы прощаемся с гостями, Говоря до новых встреч! Не потухнет, не погаснет На холмах семи ветров Мастерство российской кухни, Слава русских поваров! |
Ведущий 1: | Не потухнет, не погаснет, Если ты не нем, не глух, Самый светлый, самый ясный Посиделок русских дух. Посиделки, вечеринки, Звезды в праздничной выси - Это русские картинки Нашей жизни на Руси. Жизнь такая - не иная, Не заморская, чужая, Это наша сторона. Все, что было, вспоминая, Пусть живет страна родная, Очень русская, земная, В мире лучшая страна! Словом наши посиделки Были праздником души Быт людей отмечен веком Поменялся старый мир Нынче все мы по сусекам Личных дач или квартир Наш досуг порою мелок И чего там говорить Скучно жить без посиделок Их бы надо возродить!!! |
Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.